Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Семенов С.А. Фотография как социальное явление

Журнал » 2014 №12 : Семенов С.А. Фотография как социальное явление
    Просмотров: 3646

 

ФОТОГРАФИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Семенов С.А.

МГПУ,  Москва

 

В статье фотография представлена как социальное явление в истории. Рассмотрены исторические особенности развития фотографии и значение фотографии по отношению к социальным процессам протекающих в нём.

Ключевые слова: фотография, визуальная социология, социология влияния, сущность фотографического изображения

 

PHOTOGRAPHY AS A SOCIAL MIRROR

Semenov S.A.

MCTTU, Moscow

 

Photography as a social phenomenon is shown in this article. The article gives the review of the historical pequliarities of the photography's development and the significance of the photography in relation to the social processes proceeding in it.

Key words: photography, visual sociology, sociology of influence, the nature of photographic image.

 

Введение

 

Сегодня в мире правят цифровые технологии, с помощью которых производство современной фотографии занимает все меньше времени и усилий. Кроме того, все большую популярность обретают новые мобильные приложения, например, Instagram. Эти и другие факты свидетельствуют о повышении значимости фотографии как объекта социологического исследования. В этой связи в рамках визуальной социологии фотография рассматривается в качестве важного документа, который запечатлевает историю и составляет культурное наследие любого общества [1].

 

Фотография как социальное явление в истории

 

В 19 столетии одним из научных прорывов стало появление любительской, а затем и профессиональной фотографии. Фотография реализовала возможность сохранить и предоставить независимую, объективную картину происходящего. Конечно использовать фотографию можно в различных целях. Одной из её задач является отображение момента, только она не всегда может отображать целостность события, в некоторых отдельных случаях она может даже искажать действительность и в тоже время давать максимально объективную информацию. Кроме того, любой документ удостоверяющий личность не обходится без личного портретного снимка владельца документа. Развитию фотографической науки способствовали большие успехи в областях химии и физики в XIX-XX столетиях. Эти научные успехи позволили поставить фотографическую науку на более высокую ступень в XX веке по сравнению с XIX.

Визуальный образ фотографии оказывает воздействие на общество, что непосредственно относится к социологии влияния. Она изучает процессы и результаты изменения поведения человека. Процесс социального влияния предполагает проявление поведения одного человека, как воздействие на другого с изменением его поведения, мыслей, чувств. Это может осуществляться в различных средах и окружениях индивида и общества [3 с.6]. 

Фотография представляется как зримый образ истории, как связующий людей элемент, как книга объединяющая поколения читателей, не соприкасающихся во времени путём запечатления моментов социальной действительности. И в этом всём фотография заключает в себе механизм воздействия на общество. Одной из задач в социальной психологии является определение средств и способов, с помощью которых можно оказывать воздействие на мнения и поведение людей, влекущая за собой главную цель, это способность регулировать социальные процессы. Поэтому изначально, когда только социальная психология начинала формироваться в качестве самостоятельной науки, ее ядром становится проблема социальных установок, которые, как предполагается, можно целенаправленно выявлять, изменять и даже формировать. Однако в современной социальной психологии установки рассматриваются как механизм психологической регуляции индивидуального поведения, где фотография, как визуальный образ, оказывает значительное воздействие на данный процесс выполняя социальной установки в обществе.

Начиная с 1850-х фотомастерские открывались повсеместно в Европе, в Соединённых штатах и других уголках мира. Усовершенствованный механических и фотохимический процессы обеспечивали непосредственную связь между моделью и фотографией. Представители высших классов общества также с гордостью фотографировались, и постепенно фотография вытеснила популярность в обществе у гравюры и литографии.

В 1850-е годы фотопортреты стоили дорого и были весьма трудоёмким делопроизводством, однако все изменилось после изобретения визитной карточки, которую делали с помощью камеры с четырьмя объективами. Данный метод запатентовал во Франции в 1854 году Андре-Адольф-Эжен Дисдери (1819-1889), который будучи занят другими проектами и претерпевая некоторые финансовые проблемы, начал использовать его лишь в 1857 году. Визитка позволяла делать до восьми разных небольших портретов на крупной пластинке, в результате чего процесс стал быстрее, проще и дешевле, поскольку восемь различных поз можно было сделать без перезарядки камеры. Данный метод позволял экспериментировать с моделью, с освещением и экспозицией камеры. Полученные отпечатки на альбуминовой бумаге затем обрезали и наносили несколько снимков на карту с названием мастерской. Сниженные цены на печать расширило рынок фотографии, а универсальный формат позволят обмениваться визитными карточками, отправлять их по почте и вклеивать в специальные альбомы.

В 1856 году доктор Хью Уэлч Даймонд подал в Королевское медицинское общество заявку на использование фотографий в лечении душевнобольных в качестве вспомогательного средства для постановки диагноза. Периодически фотографии использовались в качестве документального доказательства проведения научных открытий и экспериментов [5 c.58].

Исследователи воспринимали фотографию как инструмент, способный предоставить надёжные, эмпирические сведения. Человеческая душа стала одним из первых предметов, для изучения которого исследователи обратились к камере. Это могло бы показаться странным, учитывая, что фотографии способны передать лишь поверхностные детали. Одним из первых, кто применил фотографию для нужд медицины, стал физиогномист Хью Уэлч Даймонд (1808-1886). Во время работы в психиатрической лечебнице графства Суррей он начал создавать портреты своих пациенток.

При рассмотрении социального воздействия визуального образа на психологию масс, где в качестве объекта влияния выступает не индивид, а масса, с точки зрения психологии несмотря на высокую мобильность и импульсивность, сами по себе в социальных процессах играют пассивную роль. Они реагируют на внешние, в том числе визуальные стимулы, что активизирует и направляет массу.

Над проблемами социального влияния XIX-XX вв. работали Г. Тард и Г. Лебон. Они раскрыли и описали не только основные способы и приемы воздействия на массу, но обнаружили закономерности и тенденции дальнейшего развития средств социального влияния. Сейчас их открытия широко используются как в политической пропаганде, в рекламной деятельности и даже в образовательном процессе.Социальное воздействие с применением фотографии в образовательном процессе, становится повседневной необходимостью. Фотография выступает как непосредственный визуальный образ, закладывающий фундамент представления об окружающем мире который невозможно увидеть просто оглянувшись по сторонам, где визуальный образ помогает развить и сформулировать образ мысли в нужном направлении. Тем самым формируя определённые знания, отношение к этим знаниям, а также свою точку зрения. В таком случае личность может стать полноценным членом общества. Идея, согласно которой психическое развитие осуществляется путем усвоения социального опыта, через учение, является центральной не только для психологии обучения, но и для психологии воспитания [2,4].

Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, поэтому визуальный образ, как ни что иное, может оказывать воспитательное воздействие. Одни визуальные образы могут вызывать положительное воздействие, тем самым улучшая интеллектуальное развитие и наоборот. Вышеназванным проблемам в последнее время уделяется большое внимание  социологами и психологами [6,7].                                                

Изучая влияние фотографии и процессы протекающие в обществе необходимо рассматривать научные работы ряда авторов, которые непосредственно занимались данной тематикой. Одним из исследователей по данной тематики является философ Ролан Барт (французский философ XIX в.) являющейся одним из первых фундаментальных исследователей природы фотографии. Открывал новые взгляды на общество по средством фотографии и отображения его в историческом масштабе. Фотография до бесконечности повторяет то, что никогда уже не может повториться в плане экзистенциальном. А события в ней никогда не выходят за собственные пределы к чему-то другому. В историческом масштабе, фотография в отличие от своего предшественника живописи создаёт идентичность, двойственность реальности. И в отличие от живописи, фотография через некоторое время после своего появления становилась всё более доступна. А живописный портрет, как бы он ни походил на оригинал, по сравнению с сходством с оригиналом не является фотографией. Она показывала не только жизнь определённого класса, но и всех слоёв общества. Этому способствовала низкая стоимость, быстрота получения изображения и творческий интерес вызванный общественности к данной деятельности [5].

Акт принятия фотографии обществом, внёс с собой новую культуру. Открывается новая история, «История Взгляда». Фотография начинает отображать общественные процессы в качестве некоего другого замерзшего двойственного измерения. Но до появления фотографии люди более всего говорили о двойственности, т.е. в умах людей созревали мысли о том, что каким то образом возможно реализовать идентичность реальности. Эту увлечённость можно и отметить в настоящее время. Приближение визуализации к максимальной реальности не оставляет в покое учёные умы в настоящее время. Но главную роль которую осуществляет фотография для общества, это передача и хранение информации.

Фотография имеет очень большую практическую область применения. Она является источником появления новых знаний, являясь непредвзятым, объективным источником информации.

Одним из значимых событий применения фотографии, это применение её в качестве доказательств в судебной практике. Для оценки масштабности и причастности к преступлениям против человечества использовалось множество документальных доказательств, одним из которых являлась фотография. Фотография способна отображать действительность, а также она способна влиять на общественное мнение, путём внушения определённых идеалов и стереотипов.

\Фотография XX века – это отражение эпохи Модерна, той её части, что относится к торжеству науки, человеческого интеллекта, эпохе социальных бурь и потрясений. Это наиболее проявляется в фотографиях Советского Союза и Германии времен второй мировой войны. В мирное время в фотографиях запечатлены образы идеала трудящегося класса, а в период военного времени, фотография отображает и восхваляет отвагу и героизм солдат.

Широкое распространение и завоевание всеобщей популярности фотографии создало мощную фотографическую индустрию, организованную научно-исследовательскими институтами и лабораториями в ряде стран: России, США, Англии, Франции и др.

Их популярность достигла своего пика, когда представители политической социальной элиты стали использовать визитку для распространения своих портретов в массы. Пока в странах Европы росла популярность коллекционирования визиток, в Соединённых Штатах и других странах в фотомастерских в огромных количествах выставлялись портреты людей из мира политики, развлечений, искусств и моды, которые служили рекламой студии, а также были доступны для продажи [8 с.102].

 

Заключение

 

Таким образом, в XX веке фотография сыграла значимую роль в отображении реалий военного времени. Во второй мировой войне фотография уже не была ограничена такими объектами съёмки, как фортификационные сооружения, позирующие группы войск, она уже способна была запечатлеть динамику боя. Силу и значимость таких изображений осознали не только газеты, но и правительства признавали осознали необходимость передачи позитивной пропагандистского смысла союзникам и врагам, общественному мнению и даже войскам находящимся в окружении.

К настоящему времени изменены взгляды на природу скрытого изображения, сущность процесса проявления, сущность фотографического изображения. Фотография значительным образом повлияла на науку и общество. В условиях современной конкуренции данный прогресс очевиден, для этого достаточно всего лишь сравнить технические параметры фотографии разных временных периодов.

 

 

Литература

  1. Аги У. Самое главное в РR / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт,Д. Уилкокс. - М., 2004. С. 260–262.
  2. Ананишнев В.М. Современные социологические теории и школы. – М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011. Т.5. – 272 с.
  3. Ананишнев В.М. Социология влияния. – М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011. Т.4 – 256 с.
  4. Ананишнев В.М., Денисова Т.Н., Сергейчик С.И.Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании // Инновации в образовании. 2002. № 3. С. 46-62.
  5. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.– 192 с.
  6. Васильев  И.А.  Актуальные проблемы российского образования: социологическая мозаика. Яркие эпизоды социологических исследований на образовательном поле России. – LAP LAMBERT Academic Publishing: Saarbrücken. – 2014. – 199 c.
  7. Васильев  И.А. Эффективность реализации модернизационных проектов в образовательной сфере (по материалам социально-педагогического мониторинга) // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение: Научно-образовательный журнал № 4 (24). – 2012. – С.7–14.
  8. Хекинг Д. Фотография. Всемирная история. – М.: ООО «МАГМА», 2014. – 576 с.

References

  1. Ugi U. Essentials of Public Relations / U. Ugi, G. Cameron, F. Olt, D. Wilcocks. – M., 2004, P. 260-262
  2. Ananyshev V.M. Contemporary sociological theories and schools. – M.: LC Research and development centre “Engineer”, 2011. Part 5 – P. 272
  3. Ananyshev V.M. Sociology of influence. – M.: LC Research and development centre “Engineer”, 2011. Part 4 – P. 256
  4. Ananyshev V.M. , Denisova T.N., Sergeychik S.I. Civil socialization problems in the context of innovative processes in education // Innovations in education. 2002. 3. P. 46-62
  5. Bart R. Camera lucida. Commentaries to photography. – M.:  LC “Ad Marginem Press”, 2013. – P. 192
  6. Vasiliev I.A. Relevant problems of Russian education: sociological mosaic. Bright episodes of sociological research in the field of Russian education. – LAP LAMBERT Academic Publishing: Saarbrücken. – 2014. – P. 199
  7. Vasiliev I.A. Effectiveness of innovative projects realization in educational sphere (using materials of social-pedagogical monitoring) // Education. Science. Innovations: South dimension: research and educational magazine 4 (24). – 2012. – P. 7-14
  8. Hacking D. Photography. World history. – M.: “MAGMA”, 2014. – P.576