Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Валявко С.М. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Журнал » 2014 №12 : Валявко С.М. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
    Просмотров: 8357

CРАВНИТЕЛЬНО - СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Валявко С. М.

МГПУ, Москва

Статья посвящена анализу мотивации старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфическую системную организацию мотивационной сферы у детей с речевым дизонтогенезом разной природы в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Ключевые слова:дошкольники, нарушения речевого развития, психология дефекта, мотивация, мотивационная сфера, Тест общей и специальной мотивации (ТОСМ)

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF PRE-SCHOOL CHILDREN IN NORMAL AND IMPAIRED SPEECH DEVELOPMENT

Valyavko S.M.

MCTTU, Moscow

 

This article analyzes motivational sphere development of the elder preschool children with impaired and normal speech. Conducted an empirical study showing a specific motivational sphere systemic organization of the children with speech dysontogenesis different kind of nature compared to their normally developing peers.

Keywords: preschoolers, disorders of speech development, psychology of the defect, motivation, motivational sphere, The Test of General and Special Motivation.

Введение

В последние годы прошлого тысячелетия в контексте психологии мотивации произошли заметные сдвиги, мотивация стала рассматриваться в рамках системного анализа [20, 21]; активизировались и прикладные исследования детской мотивации [1, 7, 15 и др.]. Необходимо заметить, что постепенно увеличивается число теоретико-прикладных работ и в области детской логопсихологии [2, 3, 4, 10, 13, 19].

В связи с изменением социальной ситуации развития современных детей и ухудшением их здоровья, констатируемой отечественными и зарубежными учеными [9, 17, 18, 24, 25], фокус внимания исследователей переносится на изучение мотивационно - смысловой сферы ребенка [9 ,14]. Научные исследования последних лет посвящены установлению межкомпонентных связей внутри смыслового ядра личности - эмпирическим доказательствам специфическими связей мотивационной сферы дошкольника с его потребностями и ценностными ориентациями [5, 6].

1. Гипотеза и организация исследования

Проведенное нами в 2002-2005 гг. изучение мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи[1] в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками позволило выявить специфику формирования мотивационной составляющей личностного онтогенеза в дошкольном возрасте в ситуации системного речевого недоразвития [4]. Более широкое сравнительно – сопоставительное исследование мотивации лиц с речевым дизонтогенезом создает особые возможности: данный тип нарушенного развития объединяет несколько групп нарушений разной природы, разных по этиологии и различных по структуре речевого дефекта: от маловыраженных недостатков произношения при фонетико - фонематическом недоразвитии речи[2] до тотального структурного недоразвития речевой функции при ОНР и позволяет показать влияние речевого статуса ребенка на формирование мотивационной сферы личности.

Такое изучение проводилось автором в 2010-2013 гг. в рамках многокомпонентного исследования личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Сформированность мотивов рассматривалась как один из ведущих показателей личностного развития. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий...» [11, с. 221-222]. Экспериментальную группу составили 424 ребенка с верифицированным заключением «Общее недоразвитие речи III уровня» (средний паспортный возраст детей-5 лет 8 мес.), 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст 5 лет 7 мес.). Контрастные группы были представлены дошкольниками с заиканием (45 детей – 6 лет 1мес.) и ФФН (45 детей - средний возраст 5 лет 9 мес.). Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения.

2. Методический аппарат исследования.

Для изучения заявленной проблемы использовалась авторская методика ТОСМ[3] - Тест общей и специальной мотивации, описанная нами ранее [3, 4].

3. Результаты исследования и их обсуждение.

Значение устной речи как средства общения и одной из составляющих компетентностного имиджа личности предопределяет, обуславливает социальные требования к уровню ее развития. Как справедливо замечал Л.С.Выготский, дефект не есть благо, с ним одновременно не даны возможности для его преодоления. Чтобы дефект стал источником силы, необходимо осознание его личностью как препятствия на пути к лучшей жизни и - социальный заказ. Линия «дефект - сверхкомпенсация», по мнению Льва Семеновича, и есть основная лейтлиния развития ребенка с нарушенным развитием. На этой линии развития, кроме полюсов, есть и множество точек, несущих разные значения - от минимальных показателей до максимума [8].

На первом этапе статистической обработки был проведен разведочный анализ с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки, а именно SPSSstatistics 21 version.

 Рассмотрим полученные распределения эмпирических данных в целом. Сравнение средних значений по компонентам мотивационной сферы дает достаточно интересную информацию. Обнаруживается эмпирическая вариативность, которую можно интерпретировать как чувствительность формирования мотивационной сферы в дошкольном возрасте к влияниям различного рода и, в частности, к влиянию речевого статуса. Как известно, качественная интерпретация средних величин измеряемых показателей особенно затруднительна [22, 23 и др.], поэтому на первоначальном этапе нас, прежде всего, будут интересовать типологические градации, то есть психология речевого дефекта. Интерпретация существующих зависимостей и связей будет проводиться позднее.

Сравнительные данные, приведенные в таблице 1, демонстрируют максимальные значения среднеарифметических мотивационных показателей у дошкольников с заиканием. Они превышают аналогичные численные показатели нормы, что можно расценивать как гипермотивацию, которая возникает вследствие выраженности речевого дефекта. Этот факт можно объяснить большей осознанностью детьми данной категории своего дефекта в связи с реально ощущаемыми ими трудностями при речевом общении. В свое время А.Адлер оценивал осознаваемый дефект как главную движущую силу развития личности с дефектом, порождающую компенсацию и /или сверхкомпенсацию (заметим, справедливости ради, что он никогда не рассматривал в этом контексте конкретно дошкольный возраст, говоря более обобщенно – «развитие личности», «в детском возрасте», «ребенок» и т.д.). Повторим приведенные Адлером слова О.Рюле: «Ощущение дефективности органов является для индивида постоянным стимулом к развитию его психики» [8, с.83]. Разумеется, рефлексия ощущений появляется на определенном этапе и при сохранных предпосылках ментального развития, но совершенно очевидно, и в пользу этого убедительно свидетельствуют данные настоящего исследования - у заикающихся осознание дефекта происходит раньше, чем при многих других видах речевой недостаточности. «Знаемость» заикания в социуме обеспечивает заикающимся обратную социальную реакцию в возрасте, на который приходится пик инициального заикания, т.е. с 2-3 лет.

 

Таблица 1. Средние значения данных ТОСМ по разным группам испытуемых.

 

Мотивация к логопедическим занятиям

Мотивация достижения

Мотивация к обучению

Мотивация к взаимодействию с окружающими

Мотивация к лидерству

Здоровье, активность, настроение

ОНР

6,16±1,97

5,87±1,76

5,69±1,63

5,50±1,56

5,71±1,58

4,76±1,46

ФФН

6,40±1,54

6,73±1,93

6,07±1,70

6,43±1,33

6,87±2,08

5,97±1,25

Заикающиеся

7,90±1,77

8,31±1,73

8,3±2,39

7,31±1,57

6,41±1,44

5,92±1,47

Норма

-

7,86±1,25

7,71±1,29

6,93±1,10

6,08±1,30

5,72±0,95

Дошкольники с ФФН не испытывают существенных трудностей в общении - ни на физическом уровне (отсутствие судорог), ни на коммуникативном (есть достаточно сформированные средства и способы общения). Однако их речевые недостатки так же, как при заикании, заметны для окружающих, которые однозначно реагируют на них, дают понять детям их инаковость в отношении звучащей речи и требуют говорить «как все». Дети с ОНР реже всех других носителей речевого дефекта осознают свои речевые затруднения в силу того, что их речевые проблемы наиболее трудны для интерпретации социумом. Разумеется, влияет и задержка в понимании речи окружающих у таких детей, они в меньшей степени, чем прочие, понимают смысл оценочных суждений, хотя и могут реагировать на неодобрительную интонацию, считать себя нелюбимыми, неуспешными и пр.

Достоверность различий проверялась с помощью Т-критерий Пирсона. На уровне значимости p<0,05, существуют достоверно значимые различия между всеми группами дошкольников с речевым дизонтогенезом (т.е. ОНР – ФФН; ФФН – заикающиеся; ОНР - заикающиеся), а также ОНР - нормальное речевое развитие; ФФН - нормальное речевое развитие. Заикающиеся дошкольники достоверно не отличаются от детей с нормальным речевым развитием.

На рисунке 1 представлены распределение участников эксперимента по уровням сформированности мотивационной сферы. Результаты выполнения теста достаточно вариативны. Приведем краткую содержательную интерпретацию сравнительных данных.

 

 

 

Рис. 1.Особенности мотивационной сферы детей с разным речевым статусом

 

Наиболее мотивированными к исправлению речевых недостатков оказались дошкольники с недостатками произношения (ФФН) и с заиканием. Мотивация достижения наиболее сформирована у заикающихся и дошкольников с нормальной речью (различия не являются статистически значимыми), далее по процентному соотношению идут дошкольники с ФФН и с общим недоразвитием речи. Мотивация к обучению в наибольшей степени обнаруживается у нормально развивающихся детей (высокий уровень у 81% дошкольников). У детей с нарушениями речевого развития выявился тот же порядок убывание количественных, в данном случае процентных, показателей: дошкольники с заиканием, с ФФР, с ОНР. По мотивации взаимодействия с окружающими лидируют заикающиеся дети, они имеют показатели, превышающие аналогичные у сверстников с нормальной речью и с другими типами речевого дизонтогенеза (рис.1).

Перейдем к развернутому сравнительному анализу развития мотивационной сферы по разным мотивационным показателям с учетом половозрастных признаков (см. рис.2-8).

 

 

 

Рис. 2. Мотивация к логопедическим занятиям в зависимости от пола и речевого статуса

 

Из анализа данных, представленных на рисунке 2, следует, что мальчики с заиканием имеют статистически более высокий уровень сформированности мотивации к логопедическим занятиям, чем мальчики с другими видами речевых недостатков. Других различий по половому признаку, в том числе и между девочками и мальчиками на уровне достоверной значимости не выявлено.

Статистически значимых различий в сформированности этого вида мотивации между детьми 5 и 6 лет не обнаружено. Наиболее мотивированными к исправлению дефекта оказались заикающиеся дошкольники 6 лет. Им существенно уступают дети с речевыми недостатками другой природы. Так, в группе ОНР более чем в 4раза меньше детей с высоким уровнем, а в группе ФФН – более чем в 3раза (см. рис 3).

 

 

 

Рис. 3. Мотивация к логопедическим занятиям в зависимости от возраста и речевого статуса детей

 

Представленные данные на рисунках 4 и 5 демонстрируют различия по полу и возрасту по мотивации достижения. Из иллюстрации (рис. 4) очевидно, что показатели мальчиков и девочек с ОНР и ФФН практически не различаются, в то время как девочки с нормальной речью более ориентированы на достижение по сравнению с мальчиками, но эта разница ниже уровня статистической значимости. Показатели мотивации достижения у заикающихся мальчиков наиболее высокие и приближены к норме.

 

 

 

Рис. 4. Мотивация достижения в зависимости от пола и речевого статуса

 

Рисунок 5 отражает сформированность мотивации достижения в зависимости от возраста. У дошкольников с ОНР, ФФН и нормальном развитием на возрастном отрезке от 5 до 6 лет выявился рост мотивационных показателей, не достигая при этом уровня достоверной значимости. Среди шестилеток самой сильной мотивацией достижения обладают мальчики с заиканием. О позитивных изменениях в становлении мотивации достижения в более младшем возрасте (4-5 лет) при нормальном онтогенезе есть сведения у Н.В. Олесюк [16].

 

 

 

 

Рис. 5.Мотивация достижения в зависимости от возраста и речевого статуса

 

Показатели мотивация обучения, как следует из рисунка 6, несущественно различаются по полу в группе дошкольников с ОНР и нормальной речью, в то время как девочки с ФФН оказываются значимо мотивированнее, чем мальчики с, тем же дефектом. Заикающиеся мальчики обладают максимальной мотивацией к обучению.

 

 

 

Рис. 6. Мотивация к обучению в зависимости от пола и речевого статуса

 

Возрастные различия в мотивации к обучению, представленные на рисунке 7, не являются статистически значимыми. Отмечается незначительное увеличение мотивационных показателей к 6 -летнему возрасту при ОНР, ФФН и нормальном речевом развитии. Заикающиеся дошкольники 6 лет приближаются по сформированности этого вида мотивации к норме. Наименьшие мотивационные показатели обнаруживаются у детей с ОНР. Полученные нами эмпирические данные не противоречат данным других современных исследователей, изучавших детей с нормальным развитием [1, 7, 15].

 

 

 

Рис. 7. Мотивация обучения в зависимости от возраста и речевого статуса

 

Анализ эмпирических данных по мотивации взаимодействия с окружающими не показал существенных различий по половозрастным признакам. Отмечается несколько большие показатели у дошкольников изучаемых групп в 6-летнем возрасте. Наиболее выделяется группа заикающихся детей (рис.8).

 

 

 

Рис. 8. Мотивация к взаимодействию с окружающими в зависимости от возраста и речевого статуса

 

Исследование дало интересные сведения по мотивации к лидерству. Максимальное стремление к лидерству выявилось у детей с ФФН (57,1% девочек и 37,5% мальчиков с ФФН имеют высокий уровень лидирования). Для сравнения у дошкольников с нормальной речью соответственно 4,8% и 18,4%. Мотивационные показатели детей с ОНР по шкале лидирования близки к норме речевого развития (девочки 8,4%; мальчики 14,8%). Наименее склонны к лидерству заикающиеся мальчики (6,5% случаев). Эти характеристики практически не меняются с возрастом.

При оценки своего здоровья, активности, настроения[4] выявилось, что 5,2% дошкольников с ОНР имеют низкие показатели. Несколько хуже показатели у детей с заиканием (6,5%). В то же время у части мальчиков с ОНР (4,3%) и заиканием (9,7%) выявлены высокие показатели ЗАН. Видимо, это связано с разным осознанием своих речевых недостатков. Дошкольники с ФФН и нормальной речью в основном дают среднюю оценку по этой шкале. Показатели ЗАН не изменяются к концу дошкольного детства.

На втором этапе анализа эмпирических мотивационных переменных проводилась оценка и интерпретация существующих зависимостей. В этих целях был использован ранговый коэффициент корреляции Пирсона, т.к. распределение эмпирических данных в группах испытуемых не отличалось от теоретического распределения, т.е. нормального. Для этого применялась компьютерная программа SPSSstatisticsversion 21. Все указанные ниже корреляции значимы при р ≤ 0.05. В случае отрицательной связи как очень слабую тенденцию изучали связи при р ≤ 0,1.

4. Заключение

В настоящем исследовании получены эмпирические доказательства, которые свидетельствуют об очевидности существования различной структурной организации мотивационной сферы старших дошкольников в норме и при нарушенном речевом развитии. Можно полагать, что пары прямых линейных связей, полученных при корреляционном анализе, по нашему мнению, можно рассматривать как векторы при разработке коррекционно-развивающей программы формирования мотивационной сферы в дошкольном возрасте. Отмечается однородность ковариационных связей при разных их значениях (силе). Причем при более низком уровне речевого развития (ОНР) взаимосвязи мотивов имеют менее выраженный по силе характер, в тоже время они имеют большее многообразие [4].

Выявленный нами рост мотивационных показателей детей в старшем дошкольном возрасте означает продвижение ребенка – дошкольника в личностном развитии, ибо там, где констатируется положительная динамика в становлении мотивов поведения и деятельности, происходит развитие личности. А.Н. Леонтьев писал, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы; развитие ребенка характеризуется с психологической стороны, прежде всего, изменением мотивов его деятельности» [12, с. 175]. В связи с формированием мотивационной сферы, и особенно, широких социальных и познавательных мотивов в жизни дошкольника появляются новые личностные смыслы, возникают новые активные позиции: позиция школьника, позиция «человека достигающего», позиция носителя правильной речи.

Полученный в исследовании экспериментальный материал свидетельствуют о том, что существует связь между мотивацией достижения и другими мотивационными переменными. Указанный факт позволяет предположить, что данный мотив может являться прототипом, протомотивацией всех других мотивов. Очевидно, это связано с тем, что мотив достижения формируется в онтогенезе очень рано; и уже в среднем дошкольном возрасте ярко выражены индивидуальные различия. Выдвинутая концепция подтверждает гипотезу Х.Хекхаузена «о связи между мотивацией достижения с множеством достижений, определяемых гораздо более специфично» [26, с. 166].

5. Выводы

  1. Мотивационная сфера ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой достаточно развитую и организованную область личностного развития, в которой изучаемые компоненты мотивационной сферы дошкольников тесно связаны между собой линейным и нелинейным образом.
  2. Структурная организация линейных взаимосвязей между компонентами мотивационной сферы при рассмотренных нарушениях речевого развития является аналогичной, схожей несмотря на разную силу этих связей.
  3. Доказано, что у дошкольников с нарушениями речевого развития в результате коррекционно-логопедического воздействия и влияния социума появляется специфическое мотивационное новообразование - мотивация к логопедическим занятиям, протомотивацией для которого является мотивация достижения.
  4. Уровни сформированности мотивационной сферы дошкольников с разным речевым статусом достоверно различаются между собой. Заикающиеся дети по силе мотивационных переменных приближены к своим сверстникам с нормально развитой речью.
  5. Уровень сформированности мотивационной сферы зависит от степени осознания ребенком - дошкольником своих речевых недостатков, а также от очевидности его речевых проблем для микро - и макросоциума. Для определения зависимости сформированности мотивационной сферы от сложности и системности речевого дефекта необходимы дальнейшие исследования.

Таким образом, можно утверждать, что гипотеза о специфике развития мотивационной сферы в дошкольном возрасте при нарушениях речевого развития получила эмпирические доказательства (данными настоящего исследования). Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о значимости мотивационных параметров и необходимости учитывать их в ходе коррекционной работы с детьми.

Литература

  1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. Теория развития мотивов и мотивации социального поведения детей. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005
  2. Валявко С.М. Особенности мотивации достижения старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология , 2006, № 2(7). c. 26-36
  3. Валявко С.М. Особенности мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Монография. М, Спутник-плюс, 2009
  4. Валявко С.М. Эмпирический опыт конструирования и формализации психодиагностических методик, на примере теста общей и специальной мотивации (ТОСМ) // Системная психология, 2014, №3 (11), с. 28-40.
  5. Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием. Монография. – М, 2013
  6. Валявко С.М., Князев К.Е. Исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития // Специальное образование, 2014, №2 (34). c. 5-13
  7. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников. Автореф. дисс. …канд.психол.н. - М, 2004
  8. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация. // Собр. соч.: В 6 т - М, Педагогика, 1983, т.5
  9. Горлова Н.А. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития // Специальное образование, 2013, №2 (30). c. 19- 32
  10. Козина И.Б. Формирование мотивации к учению у дошкольников с нарушением произношения // Дефектология, 1997, №5. С. 69-75
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, Политиздат, 1975
  12. Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Леонтьев А.Н. Психологические основы развития и обучения / Под ред.Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева.- М, Смысл, 2009. С. 163-186 Личность. М, Политиздат, 1975
  13. Мерзлякова В.П., Рау Е.Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М, Секачев, 2011
  14. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (сравнительный анализ). Автореф. дисс. …канд.психол. н. – М, 2004
  15. Назаренко В.В. Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет. Автореф.дисс…канд.психол.н. М, 2008
  16. Олесюк Н.В. Формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4-5 летнего возраста. Автореф.дисс…канд.психол.н.- М., 2007
  17. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. Пер. с англ. – М, Эксмо, 2011
  18. Пацлав Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей. Пер. с нем. – М, evidentis, 2003
  19. Прищепкова И.В. Особенности мотивации и когнитивных стратегий усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Дефектология, 2009, №3. c.30-37
  20. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). Монография. М: изд-во МГУ, 1999
  21. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология, 2010, №1, с.6-43
  22. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. М, 1972
  23. Урбах В.Ю. Биометрические методы. М, 1964
  24. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации ХХI в.: Вызовы информационной эпохи.// Вопросы психологии, 2013, №1. c. 46-65
  25. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития.// Вопросы психологии, 2010, №3. c.47-56
  26. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб, Речь, 2001.

 

References

  1. Altunina I.R. Motives and motivation of social behavior of children. Developmental theory of motives and motivation of social behavior of children. M .: Moscow Psychological and Social Institute, 2005
  2. Valyavko S.M. Features achievement motivation senior preschool children with general speech underdevelopment // Special Psychology, 2006, № 2 (7). S. 26-36
  3. Valyavko S.M. Features motivational sphere of the senior preschool children with general speech underdevelopment. Monograph. M, Satellite Plus 2009
  4. Valyavko S.M. Empirical evidence of design and formalization of psychodiagnostic methods, an example of the test of general and special motivation (TOSM) // System Psychology, 2014, №3(11), p. 28-40
  5. Valyavko S.M., Averianova E.V. Value orientations of preschool children with impaired speech development and regulatory. Monograph. - M, 2013
  6. Valyavko S.M., Knyazev K.E. The study need sphere of preschool children with impaired speech development // Special Education, 2014, №2 (34). p. 5-13
  7. Vinogradova E.L. Conditions of formation of cognitive motivation older preschoolers. Author. diss. ... Kand.psihol.n. - Moscow, 2004
  8. Vygotsky, L.S. Defect and overcompensation. // Coll. Op .: At 6 m - M, Pedagogy, 1983, p. 5
  9. Gorlov N.A. Semantic sphere of modern child as a basis for prevention, correction and development // Special Education, 2013, №2 (30). p. 19-32.
  10. Kozina I.B. Formation of motivation to learning in preschool children with impaired pronunciations // Defectology, 1997, №5. p. 69-75
  11. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M, Politizdat, 1975
  12. Leontiev A.N. Development motives of educational activity of the child // Leontiev AN Psychological foundations of development and learning / Under red.D.A. Leontiev, AA Leonteva.- M, Sense, 2009, pp 163-186 Personality. M, Politizdat, 1975
  13. Merzliakov V.P., Rau E. Development of motivational sphere of stutterers during logopsihokorrektsii. M Sekachev 2011
  14. Myshkin M.S. Psychological features motivational semantic intentions older preschool and primary school age (comparative analysis). Author. diss. ... Kand.psihol. n. - Moscow, 2004
  15. Nazarenko V. Development of motivational sphere of children aged 5-7 years. Avtoref.diss ... kand.psihol.n. M, 2008
  16. Olesyuk N.V. Formation of motive and motivation to achieve success in children 4-5 years of age. Avtoref.diss ... kand.psihol.n.- M., 2007
  17. Palfrey G., Gasser U. Children of the digital era. Lane. Translated from English. - M, Penguin Books, 2011
  18. Patslav R. Frozen look. Physiological effects of television on children. Lane. with it. - M, evidentis, 2003
  19. Prischepkova I.V. Features of motivation and cognitive strategies for mastering spelling younger students with general speech underdevelopment Defectology 2009, №3. p.30-37
  20. Ryzhov B.N. System Psychology (methodology and methods of psychological research). Monograph. M: Moscow State University, 1999
  21. Ryzhov B.N. System base psychology // System psychology 2010, №1, p.6-43
  22. Sukhodolskiy G.V. Fundamentals of Mathematical Statistics for psychologists. M 1972
  23. Urbach V.Y. Biometric methods. M 1964
  24. Feldstein D.I. Problems of psychological and pedagogical sciences in space-time situation in the twenty-first .: Challenges of the Information Age .// Questions psychology, 2013, №1. p. 46-65
  25. Feldstein D.I. Psycho-pedagogical problems of building a new school in a significant change in the child's situation and its development.// Questions Psychology 2010, №3. p.47-56
  26. Hekhauzen H. Psychology of achievement motivation / Per. Translated from English. St. Petersburg, Speech, 2001

 




[1] далее по тексту ОНР

[2] далее по тексту ФФН

[3] Здесь и далее по тексту ТОСМ – Тест общей и специальной мотивации

[4] Далее по тексту ЗАН