Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Борисова В.А. РОЛЬ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2014 №12 : Борисова В.А. РОЛЬ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 4834

РОЛЬ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Борисова В. А.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются особенности развития воображения учащихся начальной школы. Прослеживается динамика изменения показателей воображения в двух возрастных группах младших школьников. Выявлено, что в старшей возрастной группе  происходит значительное увеличение средних значений показателей воображения, характеризующих уровень речевого развития младших школьников. Кроме того для этих показателей характерны положительные качественные изменения. Таким образом, речь оказывает наибольшее влияние на развитие воображения в младшей школе.

Ключевые слова: воображение, речь, младший школьник, уровень развития.

 

THE ROLE OF COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ IMAGINATION

Borisova V.A.

MCTTU, Moscow

 

The article considers the peculiarities of development of primary school children’s imagination. Dynamics of changes in indicators of imagination in two age groups of younger pupils is shown. It is revealed that in the older age group there is a significant increase of the average values of indicators of imagination that characterizes the level of speech development of junior schoolchildren. These indicators are characterized by positive qualitative changes. Thus, it has the greatest influence on the development of imagination in primary school.
Key words: imagination, communication, primary school children, the level of development.

 

Введение

 

Развитие воображения в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. В этот возрастной период формируется воссоздающее воображение младшего школьника, которое с самого начала обучения включено в учебную деятельность, способствующую его психическому развитию. С поступлением в школу ребенок начинает осваивать письменную речь, и она становится предметом его деятельности, обеспе­чивая ребенку возможность подняться на более высокую ступень в развитии речи и других высших психических функций. Л. С. Выготский считал, что собственно письменная речь развивается путем перехо­да от рисования вещей к рисованию речи [1]. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков.

   Цель исследования - изучить особенности творческого воображения учащихся младших классов и роль речи в развитии воображения. Задачами исследования явились: определение уровня развития творческого воображения  младших школьников в динамике и выявление возрастных особенностей их воображения.

 

1 Организация и методики исследования

 

Изучение развития творческого воображения проходило на базе Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы г. Москвы.

В констатирующем эксперименте приняли участие 94 человека – учащиеся  1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов в возрасте 7 – 11 лет, которые были разделены на две возрастные группы с 7 до 9 лет (1-й и 2-ой классы) и с 9-11 лет (3-й и 4-й) классы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики: субтесты Е. Торренса [2] («Создание рисунка», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся линии»); «Тест дивергентного (творческого) мышления»   Ф. Вильямса [3].

 

 

 

2 Результаты констатирующего эксперимента

 

На рисунках представлены результаты анализа данных, полученных при использовании   перечисленных выше методик.

На рис. 1 представлены средние значения показателей субтеста Е. Торренса «Создание рисунка» учащихся коррекционного и массового 3-х классов.

 


Рис. 1 Средние значения показателей  субтеста «Создание рисунка» у учащихся

1-2 и 3-4 классов

 

При сравнении средних показателей субтеста  «Создание рисунка» следует отметить, что по показателю «оригинальность» школьники 1-2 класса  и 3-4 классы получили близкие средние значения (0,3 и 0,4) соответственно. Средние значения по показателю «разработанность» у учащихся 3-4 классы значительно превышают результаты учащихся 1-2 классов. Наиболее детализированными оказались рисунки у учащихся  4-го класса. Это можно объяснить развитием общей осведомленности учащихся, накоплением запаса представлений, расширением способов реконструкции этих представлений, развитием словарного запаса. Средние значения по показателю «название» имеют тенденцию к увеличению у учащихся 3-4 классов (0,7) по сравнению с показателями учащихся 1-2 классов (0,3). Это можно объяснить более высоким уровнем развития речи учащихся 3-4 классов.

 На рис. 2 представлены средние значения показателей субтеста  Е. Торренса «Незаконченные фигуры».


 

Рис. 2.  Средние значения показателей субтеста  Е. Торренса «Незаконченные фигуры» у учащихся 1-2 и 3-4 классов.

 

Средние значения по показателю «беглость» приближены к максимуму. Большинство учащихся (более 90%) всех классов выполнили все задания. Средний балл  по показателю «оригинальность»  у учащихся 3 и 4 классов – (6,1) превышает средние значения у учащихся 1 и 2 классов (5,1). Средний балл за «разработанность»  у учащихся 3 и 4 классов – (27,5) незначительно превышает средние значения у 1 и 2 классов ( 24). Анализ средних значений показателя «название» показал, что учащиеся 3-4 классов (4,7) имеют значительно более высокие результаты по сравнению с учащимися 1-2 классов (1,5). Различия достоверны. Это можно объяснить более высоким уровнем речевого развития учащихся 3-4 классов. Средний балл по показателю «сопротивление замыканию» составляет у 1 и 2 классов (5,2 баллов) у 3 и 4 классов – (6,1). Дети, как правило, просто замыкали стимульные фигуры, но при этом добавляли детали снаружи. Следует отметить, что этот показатель в большей степени коррелирует с показателем «оригинальность».

На рис. 3 представлены средние значения показателей субтеста  Е. Торренса «Повторяющиеся линии».

 


 

Рис. 3. Средние значения показателей субтеста  Е. Торренса «Повторяющиеся линии» у учащихся 1-2 и 3-4 классов.

 

На рис. 3 можно видеть, что средние значения показателей субтеста «беглость» и «оригинальность» у учащихся 3-4 классов выше по сравнению с уровнем показателей учащихся 1-2 классов. Анализируя  рисунки по показателю «оригинальность», можно увидеть много повторяющихся рисунков, в основном это «деревья», «буквы», «цифры» и «фигура человека».Средний балл по этому показателю у 1 и 2 классов – 9; у 3 и 4 – 11,7. Некоторым  детям были начислены поощрительные баллы за объединение нескольких стимульных фигур. Например, Настя Н., учащаяся 4 класса, из нескольких параллельных линий нарисовала различные деревья и объединила их одним общим названием: «В лесу».  На рис.4 представлены средние значения показателей теста дивергентного мышления Ф.Вильямса.

 


 

Рис.4. Средние значения показателей теста дивергентного мышления Ф.Вильямса у учащихся 1-2 и 3-4 классов.

 

При рассмотрении полученных данных можно отметить, что по показателям «беглость» и «гибкость» имеется небольшое падение, а по показателю «оригинальность» незначительный рост с увеличением возраста учащихся от 1-2 к 3-4 классам. Но это только качественные изменения, достоверных различий не выявлено. По показателю «разработанность» от 1-2 классов к 3-4 классам увеличиваются средние значения (различия достоверны на 0,01уровне значимости). Это можно объяснить тем, что с возрастом увеличивается сложность рисунков учащихся. По показателю «название» средний балл значительно увеличивается от 1-2 к 3-4 классам. Это можно объяснить развитием речи, увеличением словарного запаса, умением выражать скрытый смысл рисунка с помощью слов ( различия статистически значимы на 0,01 уровне).

Таким образом, анализ динамики развития воображения в двух возрастных группах (1 и 2 классы) и (3 и 4 классы) показал, что на этапе констатирующего эксперимента между ними имеются достоверные различия  по следующим показателям: «название» и «разработанность» в тестах Торренса и Вильямса, а также «беглость» в субтесте Торренса повторяющиеся линии. 

 

Выводы

  1. У учащихся 3-4 классов уровень развития образного  воображения выше, чем у учащихся 1- 2 классов. Это связано, прежде всего, с более высоким уровнем развития речи.
  2. Качественные и количественные отличия вербального показателя «название» у учащихся  более старших классов начальной школы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития, которое проявляется в увеличении с возрастом словарного запаса, увеличением номинативной функции речи при обозначении придуманных изображений.

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991. – с.93.
  2. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. -  СПб., 2006. – с.176.
  3. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса.  – СПб., 2003. – с.96.

 

References

 

  1. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood.- M., 1991. - P. 93.
  2. Tunick E. E. Diagnosis of creativity. Test E. Torrens. – St Petersburg., 2006. - P. 176.
  3. Tunick E. E. The Williams modified tests of creativity.- St Petersburg, 2003. - P. 96.