Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Арзуманов Ю.Л., Васечкин В.Б., Абакумова А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЗАДАЧ У ПОДРОСТКОВ С АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ АЛКОГОЛЕМ

Журнал » 2014 №12 : Арзуманов Ю.Л., Васечкин В.Б., Абакумова А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЗАДАЧ У ПОДРОСТКОВ С АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ АЛКОГОЛЕМ
    Просмотров: 2064

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ  МОЗГА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЗАДАЧ  У ПОДРОСТКОВ С АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ АЛКОГОЛЕМ*.

Арзуманов Ю.Л.,

Васечкин В.Б.,

Абакумова А.А.

МГПУ, ФГБУ «Национальный научный центр наркологии»

Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Статья посвящена проблеме влияния алкоголизма родителей на высшую нервную деятельность и поведение их детей. Ставится вопрос о разработке эффективных программ профилактики алкогольной зависимости. Отмечается, что у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  выявлено угнетение корковой деятельности.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия мозга, зрительно-пространственные задачи, антенатальная интоксикация алкоголем, алкогольная зависимость.

 

INTERHEMISPHERIC  ASYMMETRY OF THE BRAIN IN THE PROCESS OF VISUAL-SPATIAL TASK SOLVING IN ADOLESCENTS WITH PRENATAL ALCOHOL INTOXICATION*.

Arzumanov Y.L.,

Vasechkin V.B.,

Abakumova A.A.

MCTTU, National Scientific Center of Narcology of the Ministry of Health

and Social Development of the Russian Federation, Moscow

 

The article is devoted to the effect of parental alcoholism on children’s higher nervous activity and their behavior. The question of the development of effective alcohol prevention programs is discussed. It is noted that inhibition of cortical activity is revealed in adolescents with prenatal alcohol intoxication.

Key words: interhemispheric asymmetry of the brain, visual-spatial task solving, prenatal alcohol intoxication, alcohol addiction.

 

Введение

 

У детей от родителей, страдающих алкоголизмом, часто проявляются нарушения  поведения, когнитивных функций, эмоциональных реакций и т.д. Несмотря на интенсивные исследования, до сих пор предметом спора остается вопрос о роли биологических и социальных факторов в процесс формирования личности ребенка, родившегося и воспитанного в семье больных алкоголизмом, риска развития у него алкогольной зависимости во взрослом возрасте. Решение этой проблемы имеет как фундаментальное,  так и практическое значение, определяя стратегию профилактической работы с детьми из «алкогольных» семей.

Появляется все больше сведений, что у детей, рожденных от матерей, злоупотребляющих психоактивными веществами, обнаруживаются значительные нарушения функций мозга и других систем организма. При антенатальной интоксикации  алкоголем  могут родиться дети  с «алкогольным синдромом плода», при котором проявляются серьезные физические, умственные и поведенческие расстройства.                                  

            Изучение механизмов расстройств функций мозга, поведения, генетических особенностей  у потомства от матерей, употребляющих алкоголь во время беременности, поможет понять происхождение этих нарушений. У детей больных алкоголизмом родителей особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы: умственная отсталость в сочетании с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, что приводит к психическим и личностным отклонениям в развитии, высокому уровню  агрессивности, подавленности, апатии, расстройствам поведения. У этих детей  повышен риск развития алкоголизма.      Часто встречающимся расстройством психической деятельности  является нарушение избирательного дифференцированного, фокусированного внимания,  одной из базисных функций головного мозга человека, с  помощью  которой        происходит отбор значимой информации и игнорирование несущественных раздражителей.

                 Таким образом, актуальность данной работы определена необходимостью комплексного изучения влияния алкоголизма родителей на высшую нервную деятельность и поведение их детей, а также на риск развития у них алкогольной зависимости, что должно привести к разработке эффективных программ профилактики этих заболеваний.

_________                                                   

*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект № 14-06-00908

Методика и методы исследования

 

Целью работы явилось изучение состояния вызванной  электрической активности коры и межполушарной асимметрии головного мозга у подростков 11-14 лет, рожденных от матерей, потребляющих психоактивные вещества во время беременности,  при подаче невербальных стимулов на разные половины сетчатки,  для изучения глубины нарушений зрительно-пространственных функций. Исследовались поздние отрицательные и положительные волны электрического ответа коры мозга (волны N200, Р300, Р600).

Использовались стимульные комплексы, состоящие из двух фрагментов геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, трапеция, цилиндр), которые подбирались таким образом, что при совмещении они могли образовывать одну из вышеназванных геометрических фигур -  составляемые, либо несоставляемые комплексы. (Рис.1).


Рис.1 Стимульный материал

 

Стимулы предъявлялись  слева и справа от фиксационной точки, расположенной в центре  экрана и находящегося на расстоянии 180 см от глаз исследуемого (эксцентриситет 5 градусов). В каждом исследовании предъявлялись 160 стимульных комплексов, 40 составляемых и 40 несоставляемых пар в левое и правое поля зрения - вероятность предъявления каждой пары была одинаковой. Стимульные пары предъявлялись со случайными паузами (3-7 сек.). С каждым испытуемым проводили 4 исследования.

 Испытуемые получали следующую инструкцию: «Вам будут  предъявляться фрагменты известных  геометрических фигур. Если из них можно составить  фигуру, нажмите кнопку правой рукой, если нельзя – левой. Сделать это нужно, как можно быстрее. На протяжении всего исследования смотрите на точку, расположенную в центре экрана».

               Было исследовано   20  детей, 11-14 лет, рожденных от матерей, потребляющих алкоголь в разные сроки беременности. В контрольную группу вошли 15 детей того же возраста, рожденных от здоровых матерей. При решении  зрительно-пространственной задачи на предъявление составляемых и несоставляемых комплексов, регистрировалось время реакции и  количество правильных ответов.

 

 Результаты исследования

 

        В контрольной группе иcследуемых на количество правильных решений зрительно-пространственной задачи влияет фактор "составляе­мость-несоставляемость" геометрической фигуры: F(1,14) = 7,19; р<0,06. У подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем влияние этого фактора еще более выражено: F(l,19) = 26,3; р < 0,001, независимо от того, в какое поле зрения предъявляются стимулы, количество правильных решений досто­верно больше, если из фрагментов можно составить геометри­ческую фигуру. Процент правильных решений в этой группе явно меньше,    чем в группе здоровых.  Так, при экспонировании стимулов в правое поле зрения (ППЗ) количество правильных решений зрительно-пространственной задачи составляет 73 +/- 1.7% в контрольной группе и 65+/- 1,7% у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  (р < 0.01). При предъявлении стимулов в левое поле зрения (ЛПЗ) различие между исследуемыми группами также достоверно.

            На число правильных решений в группе подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  существенное влияние     оказывает     фактор повторения (F(3,57) =15,24; p < 0,001).  В результате динамики этого показателя в ходе последовательных четырех дней исследования видно, что данные подростки в результате тренировки выполняют задачу с меньшим числом ошибок как при предъявлении   сос­тавляемых, так и несоставляемых комплексов. Однако, только к четвертому дню исследования количество правильных решений у них   едва   достигает   начального   уровня  здоровых исследуемых, у которых фактор повторения проб  оказывает существенное влияние на количество правильных решений (F (1,14) =0,47, незначимо).

В контрольной группе  время реакции (BР) зависит от поля зрения, в котором предъявляются раздражители (F(1,14)=8,36 p<0.05).При предъявлении составляемых комплексов в правое поле зрения, в среднем оно равняется 703+/- 15мс, в левое – 685+/- 14 мс. Сравнение методом сопряженных пар выявляется значимость этой разницы (р<0.01). Аналогичные полушарные отношения наблюдаются и при предъявлении несоставляемых комплексов.                                              

У подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем время реакции (ВР) существенно больше, чем у здоровых лиц, причем увеличение выражено в большей степени,    когда   информация   адресуется   в правое полушарие, особенно при предъявлении несоставляемых комплексов. Таким образом, у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем, в отличие от контрольной группы, не выявляется различий в средних значениях ВР в зависимости от того,  в какое поле зрения предъявляются стимулы.

В обеих исследованных группах выявляется значение фактора составляемость-несоставляемость из фрагментов геометрической фигуры. Обнаружено, что ВР больше, если из предъявляемых фрагментов нельзя составить геометрическую фигypy. Если стимулы экспонируются в правое поле зрения (ППЗ) различие во времени   реакции   на   составляемые   и   несоставляемые комплексы выражено одинаково у обеих групп исследуемых. Иная картина наблюдается при предъявлении стимулов в левое поле зрения (ЛПЗ): у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем различие во времени реакции на составляемые и несоставляемые комплексы явно больше, чем в контрольной группе, т.е. оказывается достоверной разница между составляемыми и несоставляемыми комплексами в левом и правом полушариях (р < 0,05), за счет того, что у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  значительно увеличено ВР при предъявлении несоставляемых фрагментов  непосредственно право­му полушарию.

У здоровых выявляется значимость сочетания фактора повторения и составляемости комплексов: F(3,42) = 7,82; р < 0,001. ВР практически не меняется при предъявлении несоставляемых комплексов,   в то время, как при предъявлении составляемых комплексов, из которых можно сложить геометрическую фигуру уже на второй день исследований ВР значительно сокращается. У подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем по мере повторения исследований ВР сокращается независимо от характера раздражителей (F(8,57)=6,58. p<0.01). Однако,  и при повторных исследованиях ВР у них явно больше, чем у здоровых, особенно при предъявлении несоставляемых комплексов.

Таким образом, сравнение контрольной группы с группой подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем показывает что при решении зрительно-пространственной задачи у последних количество правильных ответов существенно меньше, а время реакции больше. Наблюдаемое у контрольной группы более короткое ВР при подаче раздражителей в ЛПЗ, т.е. непосредственно правому полушарию, у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  не выявляется. Наихудшие поведенческие показатели наблюдаются у них при предъявлении несоставляемых комплексов, особенно, если последние зкспонируются в левом поле зрения.

 

Обсуждение результатов: латентный период  и амплитуда N200 и Р300  

 

              Проведение электрофизиологических исследований показало,  что при   решении   зритель­но-пространственной задачи  поздние отрицательные и положительные компоненты вызванного потенциала коры мозга N200 и Р300 у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем во всех регистрируемых зонах развиваются с боль­шим латентным периодом (ЛП)  и меньшей амплитудой,  чем в контрольной группе -  уве­личение скрытого периода потенциала более выражено в правой теменной области и центральных областях.   Аналогичные отношения наблюдались и по компоненту Р300. У подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  ЛП Р300 явно превышает таковой у контрольной группы, причем в правом полушарии существенно больше, чем в левом. В контрольной группе лиц в случае правильного решения задачи ЛП Р300 в правом полушарии значимо короче, чем в левом (р<0,05).

                   Поздняя положительная волна Р300 явно меньшей амплитуды регистрируется   у подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем.     Это соотношение наблюдается и при правильных и при ошибочных реакциях испытуемых, в левом  в правом полушариях.

                 Дисперсионный анализ   позволил выявить значение фактора правильности решения испытуемого для скрытого периода N200 в контрольной группе, в которой латентный период отрицательней волну N200 короче в случае правильного решения зрительно-пространственной зада­чи. У подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  этот фактор значимого влияния не оказывает:  F(l,19) = 0,58.

                Число правильных решений и время реакции зависят от того, составляется или нет из предъявляемых фрагментов геометрическая фигура. Количество правильных ответов больше, а время реакции короче, если из предъявляемых фрагментов скла­дывается геометрическая фигура. При предъявлении фрагментов, из которых правильную фигуру составить невозможно, исследуе­мому необходимо извлечь из памяти, последовательно составить и отвергнуть все фигуры-эталоны из предлагаемого перед исс­ледованием набора, и лишь потом он может дать правильный от­вет. Если же из двух фрагментов правильная фигура составля­ется,    задача решается быстрее,    поскольку  исследуемому   нет необходимости перебирать все варианты и поиск решения оканчивается построением в уме соответствующей фигуры. Такого рода стратегии именуются, соответственно, исчерпывающим и самооканчивающимся поиском.

                     По-видимому, при определенном интервале  имеет место маскировка по принципу интеграции, когда зрительные образ второго фраг­мента накладывается на образ первого. В таких ус­ловиях маскировка, как правило, затрудняет процесс зритель­ного восприятия. Можно думать, что маскировка заметнее выявляется в более трудных условиях со­поставления. Это предположение подтверждает и тот факт, что в случае использования большего межстимульного интервала,  порядка 280 мс и 500 мс, т.е.   в отсутствие маскировки, различия между количеством правильных ответов на составляемые и несоставляемые комплексы не выявляются [5,6].

                       Число правильных решений при конструировании в уме геометрической фигуры не зависит от поля зрения, в котором предъявляются раздражители. Можно предположить, что это свя­зано с легкой вербализуемостью простых геометрических фигур. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что при увеличении межстимульного интервала, т.е. в отсутствие маскировки, выявляется преимущество левого полушария в решении данной задачи. Достоверно больше правильных ответов, когда стимул предъявляется в правом поле зрения, т.е. информация о нем поступает "непосредственно" в левое полушарие[6]. Однако есть работы, в которых использовались невербализуемые фигуры, и также не обнаружено асим­метрии в восприятии этих раздражителей [4,7]. Таким образом, полученные данные еще раз свидетельствует о том, насколько   динамична   и трудно уловима латерализация той или иной функции.

                    В отличие от такого поведенческого показателя, как число правильных решений, время двигательной реакции латерализовано: в контрольной группе ВР короче, если стимульная информация поступает в левое поле зрения, т.е. непосредственно в правое полушарие. Этот факт позволяет сделать вывод о преимущественном участии правого полушария в решении зрительно-пространственных задач. Следует подчеркнуть, что выявление асимметрии времени реакции при конструировании в уме легко вербализируемых геометрических фигур связано с затрудненными условиями восприятия, именно с явлением маскировки [6]. Эти факты подтверждают и другие исследователи [1,3,4].

                   При хронической   алкогольной   интоксикации   наблюдается уменьшение количества правильных решений,   причем наименьшее  число правильных ответов отмечается при   предъявлении   фрагментов,    не составляющих фигуру эталонного набора. Очевидно, в этом случае заметнее проявляется маскировка, решение зрительно-пространственной задачи для больных хроническим алкоголизмом оказывается особенно затруднительным. Время реакции у больных алкоголизмом существенно больше, чем у здоровых лиц. Вероятно, хроническая алкогольная интоксикация приводит к замедлению процесса принятия решения. Возможно также, что больные составляют фрагменты и сравнивают полученный результат с эталонами, хранящимися в памяти, на основе более длительного анализа информации.

                          Выявлен латерализованный   эффект   хронического   действия алкоголя.    У подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем  время реакции достоверно больше,    если стимулы экспонируются в левом поле зрения, т.е.    информация поступает непосредственно в правое полушарие.    Это предположение   подтверждается   данными   других   авторов [8,9,10,11].

                        Тренировка в ходе повторных исследований приводит к тому, что больные лучше справляются с заданием увеличивается количество правильных ответов, сокращается время реакции, однако их показатели не достигают уровня здоровых испытуемых. Отсутствие выраженного обучения у здоровых лиц, по-видимому, можно объяснить «эффектом потолка». В условиях маскировки, т.е. затрудненного восприятия, процент правильных опознаний у здоровых лиц колеблется в пределах 60-80%.

Пo-видимому, это максимально возможный процент правильных
ответов в данных условиях. Достигается он уже в первый день
исследования, в последующие дни он уже не меняется [15].  Они изучали способность запоминать имена   предъявляемых на фотографиях лиц у больных алкоголизмом и здоровых.    Было обнаружено,    что больные алкоголизмом хуже, здоровые выполняли это задание, однако, если в начала исследования обучение шло быстрее в контрольной гpуппe, то в дальнейшем скорость обучения в исследуемых группах сравнялась. Авторы считают, что это связано с эффектом "потолка" у здоровых лиц. Однако, это предположение вряд ли можно приз­нать удовлетворительным.    Поэтому вопрос   о   нетренируемости данной функции у здоровых людей нуждается в специальном исследовании.

 

Заключение

 

Таким образом, при хронической алкогольной интоксикации выявлено ухудшение решения зрительно-пространственной   задачи, связанное с преимущественным  действием алкогольной интоксикации на правое полушарие.

Регистрация корковой   вызванной   активности   в процессе решения зрительно-пространственной задачи подтверждает высказанное предположение. У больных хроническим алкоголизмом поздние компоненты вызванного ответа регистрируются с явно большим скрытым периодом и меньшей амплитудой, чем у здоровых лиц. Поздние волны вызванного ответа коры мозга, особенно положительные, отражают  мотивационную, эмоциональную значимость раздражителя, состояние функции фокусированного внимания и другие ког­нитивные процессы [3,4,12,13]. Наблюдаемое угнетение корковой активности при хронической алкогольной .интоксикации, выражающееся в снижении амплитуд, свидетельствует о нарушении обработки информации при данной патологии. Причем угнетение корковой активности, хотя и диффузное, выражено неравномерно: в правом полушарии амплитуда Р300 значительно больше угнетена, чем в левом, что свидетельствует о преимущественном угнетении активности коры правого полушария.  Исследование межполушарных функциональных отношений показало, что в норме в правом полушарии ответ развивается с меньшим скрытым периодом, чем в левой.             

         У больных хроническим алкоголизмом наблюдается как бы инверсия межполушарных отношений, наблюдаемых у здоровых лиц, за счет преимущественного угнетения корковой активности в правом полушарии. Считается, что компонент N200, негативное отклонение, развивающееся в латентньм периодом около 200 мс, отражает временные параметры оценки стимула, уровень селективного внимания зависит от трудности различения стимула [2, 11,14]. При регистрации ВП у подростков из контрольной группы этот компонент развивается раньше в случае, когда испытуемый правильно оценивает предъявляемые раздражители. У подростков с антенатальной интоксикацией

алкоголем  отличие от здоровых, подобной разницы не выявляется. Полученные дан­ные свидетельствуют об угнетения корковой деятельности у исследуемых лиц: корковая активация, наблюдаемая в контрольной группе при правильных решениях задачи, у  подростков с антенатальной интоксикацией  алкоголем не выявляется.

 

Литература

 

  1. Арзуманов Ю.Л. Функциональное значение обратных временных связей в структуре условного рефлекса у человека // Докторская диссертация, М., 1985, c.281.
  2. Арзуманов Ю.Л. Психофизиологические основы алкоголизма и наркоманий. Москва, 2001 г.
  3. Арзуманов Ю.Л. Нейрофизиологические нарушения при алкоголизме.  В кн: «Алкоголизм» Руководство для врачей / Под редакцией Н.Н Иванца, М.А Винниковой, Изд. МИА Москва,  2011 г. С. 141– 166.
  4. Костандов Э.А., Генкина О.А. Полушарная асимметрия вызванной электрической активности коры головного мозга на буквенные и невербальные стимулы // Журн. высш.нерв.деятельности, 1976, т.26, вып.1, с. 21-29.
  5. Мямлин В.В., Рещикова Т.Н. Решение зрительно-пространственной задачи в условиях маскировки // Журн. высш.нерв.деятельности, 1988г., т.36.,в.6, 1284-1287.
  6. Тарсян Н.А., Мямлин В.В., Генкина О.А. Межполушарные функциональные отношения в процессе решения человеком зрительно-пространственной задачи // Физиология человека,1992, т.2, п.2, с.5-14.
  7. Bradshaw J.Y., Nettleton N. С.,The nature or hemispheric specialization in man. The Behavional and Brain Sciences, 1981, v/4., p.51-91.
  8. Ojima S, Nakata H, Kakigi R.An ERP study of second language learning after childhood: effects ofproficiency. Department of Integrative Physiology, National Institute for Physiological. Sciences, Okazaki, Japan. J Cogn Neurosci. 2005 Aug;17(8):1212-28.
  9. Kotchoubey B. Event-related potential measures of consciousness: two equations with threeunknowns.Prog Brain Res. 2005;150:427-44.Institute of Medical Psychology and Behavioral Neurobiology,Eberhard-Karls-University of Tubingen, Gartenstr. 29, 72074 Tubingen, Germany.
  10. Porjesz B., Begleiter H. Human evoked potentials and alcohol // Alcoholism : Clinical and experimental research, 1981, V 5, N 2, p. 142-156.
  11. Porjesz B., Begleiter H.,Brain dysfunction and alcohol. The pathogenesis of alcoholism/ New York and London/ Plenum Press,1998, p.415-488.Renaul B.f    Lesevre N.,    1979;
  12.  Pollich I., Burns T. P300 from identical twins // Neuropsychologia, 1987, v.25, p.299-304.
  13.  Johnson R., Donchin E. P300 and stimulus categorization: two plus one is not so different from one plus one. // Psychophysiology, 1980, vol.17, N 2, p.167-178.
  14.  Ritter W., Simson R., Vaughan H. Event-related potential correlates of two stages of information processing in physical and semanting discrimination task // Phychophysiology, 1983, v.20, p.168-177.
  15. Schandler S., Cohen M., Mc.Arthur D. Event-related brain potentials in intoxicated and detoxified alcoholics during visuespatial learning // Psychopharmacology, 1988, v.94, n.2, p.275.

 

References

 

  1. Arzumanov Y. L. Functional significance of reverse temporal relations in the structure of the conditioned reflex in humans. // Ph.D. thesis, M., 1985, c.281.
  2. Arzumanov Y. L. Psychophysiological bases of alcoholism and drug addiction. Moscow, 2001.
  3. Arzumanov Y. L. Neurophysiological disorders in alcoholism. In the book: «Alcoholism»,  Guide for physicians. Edited by N. N. Ivants, M.А. Vinnikov, Ed. MIA Moscow, 2011. Р. 141 - 166.
  4. Kostandov E. A., Genkina O.A. Hemispheric asymmetry caused by the electrical activity of the cerebral cortex to letter and non-verbal stimuli // I.P. Pavlov Journal of Higher nervous Activity, 1976, T. 26, vol.1, S. 21-29.
  5. Myamlin V.V., Reschikova T.N. Visuo-spatial task solving in masking conditions // I.P. Pavlov Journal of Higher nervous Activity, 1988, T. 36.,Issue 6, 1284-1287.
  6. Tarsyan N. A., Myamlin V.V.,  Genkina O. A. Interhemispheric functional relations in the process of visuo-spatial task solving // I.P. Pavlov Journal of Higher nervous Activity,1992, T. 2, Issue 2, P. 5-14.
  7. Bradshaw J.Y., Nettleton N. С. The nature or hemispheric specialization in man. The Behavional and Brain Sciences, 1981, v/4., p.51-91.
  8. Ojima S, Nakata H, Kakigi R. An ERP study of second language learning after childhood: effects ofproficiency. Department of Integrative Physiology, National Institute for Physiological. Sciences, Okazaki, Japan. J Cogn Neurosci. 2005 Aug;17(8):1212-28.
  9. Kotchoubey B. Event-related potential measures of consciousness: two equations with three unknowns. Prog Brain Res. 2005;150:427-44.Institute of Medical Psychology and Behavioral Neurobiology, Eberhard-Karls-University of Tubingen, Gartenstr. 29, 72074 Tubingen, Germany.
  10. Porjesz B., Begleiter H. Human evoked potentials and alcohol // Alcoholism : Clinical and experimental research, 1981, V 5, N 2, p. 142-156.
  11. Porjesz B., Begleiter H. Brain dysfunction and alcohol. The pathogenesis of alcoholism/ New York and London/ Plenum Press,1998, p.415-488.Renaul B.f    Lesevre N.,    1979;
  12.  Pollich I., Burns T. P300 from identical twins // Neuropsychologia, 1987, v.25, p.299-304.
  13. Johnson R., Donchin E. P300 and stimulus categorization: two plus one is not so different from one plus one. // Psychophysiology, 1980, vol.17, N 2, p.167-178.
  14.  Ritter W., Simson R., Vaughan H. Event-related potential correlates of two stages of information processing in physical and semanting discrimination task // Phychophysiology, 1983, v.20, p.168-177.
  15. Schandler S., Cohen M., Mc.Arthur D. Event-related brain potentials in intoxicated and detoxified alcoholics during visuespatial learning // Psychopharmacology, 1988, v.94, n.2, p.275.