Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП

Журнал » 2014 №12 : Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП
    Просмотров: 2728

 

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП[1]

 

 

Рыжов Б.Н.

МГПУ, Москва,

Михайлова О.В.

МНПЦ реабилитационных технологий, Москва

 

Статья посвящена описанию исследования системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, включая показатели объема, сложности и темпа тестовой деятельности, а также определенных на их основе интегрального показателя психической работоспособности и стилевых особенностей деятельности инвалидов, выраженных в индексе версативности-ингенитивности.

Ключевые слова: психическая работоспособность, детский церебральный паралич, системная психология, версативный тип ума, ингенитивный тип ума.

 

SYSTEM FEATURES OF PSYCHIC WORK CAPACITY IN PERSONS WITH CEREBRAL PALSY

Ryzhov B.N.

MCTTU, Moscow,

Mikhaylova O.V.

Moscow Research and Practical Center

 For Rehabilitation Technologies, Moscow

 

The article is devoted to the description of the study of system characteristics of psychic work capacity of invalid persons due to cerebral palsy. Volume, complexity and tempo indicators of test activities are also discussed. On the basis of these indicators the integral indicator of psychic work capacity and stylistic peculiarities of the activities of  persons with disorders are calculated.

Key words: psychic work capacity, cerebral palsy, systems psychology, versatile type of mind, ingenetive type of mind.

 

Введение

 

Проблема психологической диагностики когнитивных характеристик инвалидов вследствие детского церебрального паралича (ДЦП) приобретает в настоящее время особое значение как из-за резкого возрастания числа этих заболеваний во всем мире, так и ввиду целого ряда новых возможностей социальной и профессиональной адаптации, которые открывают перед инвалидом прогресс компьютерных средств и интернет технологий [1,6]. Однако успешность использования этих возможностей в значительной мере зависит от рационального учета индивидуальных особенностей инвалида, позволяющих ему достичь лучших результатов в той или иной группе решаемых задач [1,2,3].

Учитывая это, целью настоящей работы стало исследование системных характеристик психической работоспособности инвалидов ДЦП, позволяющих контролировать сохранность основных психических функций (внимания, памяти и мышления) и развитие важнейших стилевых особенностей деятельности (версативность-ингенитивность), играющих немаловажную роль при социальной и профессиональной адаптации.  

 

 

1. Методологическая база исследования

 

Основной методологической базой исследования стала концепция системной психологии [4,5], дающая теоретическое и конкретно методическое обоснование всей совокупности диагностических критериев оценки психической работоспособности. К этим критериям относится ряд частных показателей психической работоспособности, соответствующих традиционно выделяемым показателям развития отдельных когнитивных способностей, в том числе:

- доступный человеку при стандартной тестовой нагрузке объем образуемой системы (доступное количество составляющих систему элементов или количество независимых параметров управления), который обозначается символом n , и соотносится с характеристикой кратковременной памяти человека;

- доступное при стандартной тестовой нагрузке уменьшение энтропии (меры неупорядоченности) регулируемой системы (доступная сложность связей, устанавливаемых между элементами управляемой системы), которое обозначается символом С , и соотносится с характеристиками мышления;

- доступный при стандартной тестовой нагрузке темп регулирования (образования) системы, который обозначается символомt , и соотносится с характеристиками внимания и восприятия.

Вместе с тем, важнейшим диагностическим критерием является, построенный на основе частных показателей, интегральный показатель психической работоспособности. Построенная с его учетом графическая интерпретация структуры когнитивных способностей (всех показателей психической работоспособности) представлена на рис. 1.

             

 

 


 

 

р и с. 1

Графическая интерпретация структуры

когнитивных способностей обследуемого

 

В то же время, концепция системной психологии позволяет выделить особые стилевые особенности деятельности человека, связанные с доминированием в структуре психической работоспособности того или иного частного показателя психической работоспособности типы психической работоспособности или особые качества ума. В том числе:  версативный тип, в основе которого лежит способность к систематизации большого числа исходно независимых объектов, а доминирующей характеристикой продуктивности является объем образуемой системы - число ее элементов (n), и ингенитивный тип, системной доминантой которого является преимущественная возможность уменьшение энтропии (неупорядоченности) образуемых системных связей - (С),и стоящий между ними  уравновешенный тип.

 

2. Методы исследования

 

Эмпирическое исследование системных характеристик психической работоспособности инвалидов было проведено на базе Московского научно-практического центра реабилитации инвалидов вследствие ДЦП. Всего в исследовании приняло участие 55 инвалидов ДЦП. При этом была выделена подгруппа пациентов со  спастической диплегией (n=25), атонически-астатическим синдромом (n=8)  правосторонними гемипарезами (n=10), левосторонними гемипарезами (n=12). Все пациенты могли ходить самостоятельно, в зависимости от формы ДЦП, спастико-паретической походкой, гемипаретической походкой или атактической походкой. У большинства обследованных фиксировалось нарушение мелкой  моторики.

Поскольку основной задачей исследования была оценка психической работоспособности инвалида, в случае связанных с основным заболеванием затруднений выполнения тестов из-за дефекта манипулятивной функции, психолог в ряде случаев оказывал техническую помощь испытуемому, дублируя выполнение его ответов с помощью "мыши" или клавиатуры компьютера.

По возрасту инвалиды были разделены на группы 15 - 18 лет (n = 21) и 19 - 35 лет (n = 34)

Для практической реализации метода системной диагностики психической работоспособности, использовался R -TEST - Тест «Психическая работоспособность», позволяющий определить интегральный показатель психической работоспособности, его составляющие: показатели объема, сложности и темпа образования системы, а также стилевые особенности деятельности, выраженные в индексе версативности-ингенитивности [5].

Тест был представлен электронной версией, включающей    три последовательно задаваемых субтеста.  В основе первого субтеста лежит методика «Cчет в автотемпе», предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым простой счетно-логической деятельности при ограниченном перечне используемых в задании элементов и высоком темпе предъявляемой информации. По результатам первого субтеста производилась оценка параметра tпри стандартной тестовой нагрузке - коэффициента темпа деятельности -  Кt.

В основе второго субтеста лежит методика «Запоминание геометрических фигур»,  методика MEMORY, предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым мнестичекой деятельности с большим числом подлежащих запоминанию элементов  при ограниченном времени выполнения задания. По результатам второго субтеста производилась оценка параметра n при стандартной тестовой нагрузке - коэффициента объема кратковременной памяти -  Кn.

Третий субтест использует модификацию известной методики «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки качества выполнения обследуемым сложной логической деятельности. По результатам этого субтеста производилась оценка параметра С при стандартной тестовой нагрузке - коэффициента сложно-логической  деятельности -  Кc .

На основе этих коэффициентов, в соответствии с концепцией системной психологии [5], рассчитывался интегральный коэффициент психической работоспособности Кр .

Статистическая обработка результатов проводилась с применением программ Microsoft Excel.  При этом применялись следующие непараметрические методы: сопоставление двух зависимых групп по количественному признаку (соответственно с использованием метода Уилкоксона); описательная статистика. Статистически значимыми считались результаты при р<0.05.

           

3. Результаты исследования

           

            В табл. 1 приведены результаты выполнения методики "счет в автотемпе" инвалидами младшей  и  старшей возрастных групп. Сопоставление полученных показателей с данными возрастной нормы указывает на серьезное (более чем в два раза) снижение результативности выполнения теста инвалидами вне зависимости от возрастной группы.

 

 

т а б л и ц а 1

Результаты выполнения методики «счет в автотемпе» инвалидами

 

 

МЕТОДИКА  «СЧЕТ в АВТОТЕМПЕ»

Среднее

Время

реакции

(сек)

М  + СКО

Количество предъявленных

цифр

 

М  + СКО

Количество

правильных ответов

 

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

темпа

деятельности

Кt

М  + СКО

 

Группа 15 -18 лет

Возрастная

норма

1.95

92

87

 

инвалиды

5,36

+ 4,52

 

53,67

+ 24,84

49,83

+ 24.02

0,55

+ 0,27

 

Группа 19 - 35 лет

Возрастная

норма

1,99

90

86

 

инвалиды

4,8

4,7

51,2

27,0

47,2

26.5

0,53

+ 0,31

 

 

При этом легко заметить чрезвычайно большой разброс полученных результатов, лишь немногим уступающий средним значениям получаемых оценок. Особенно это заметно на примере среднего времени реакции испытуемых.

            Также заметное, хотя и несколько менее выраженное, снижение показателей отмечено у инвалидов и по двум другим тестовым методикам (см. табл.2).

 

т а б л и ц а 2

Результаты выполнения методик «MEMORY» и «Мод. Равен» инвалидами

 

 

МЕТОДИКА "MEMORY"

МЕТОДИКА "Мод. РАВЕН"

Количество

правильных ответов

 

 

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

Объема

кратковременной

памяти

Кn

М  + СКО

Количество

правильных ответов

 

 

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

сложно-логической деятельности Кc

М  + СКО

Группа 15 -18 лет

Возрастная

норма

19

 

6

 

Все инвалиды

12,16

+ 7,74

0,64

+ 0,42

4,58

+ 2,27

0,76

+ 0,38

Группа 19 - 35 лет

Возрастная

норма

18

 

5

 

инвалиды

8.71

5,59

0,51

+ 0,31

3,09

2,21

0,64

+ 0,44

 

При этом видно, что результаты выполнения задания имеют тенденцию ухудшения по мере увеличения возраста инвалидов. Значимой корреляции полученных показателей с диагнозом пациента обнаружено не было. Однако внутри каждой возрастной группы легко было обнаружить три контрастные подгруппы, разделявшиеся уровнем выполнения тестовых заданий (см. табл.3 - 4).

Т а б л и ц а 3

Коэффициент психической работоспособности и его составляющие в возрастной выборке инвалидов ДЦП 15 - 18 лет

Группа

15 -18 лет

 

КОЭФФИЦЕНТ

темпа

деятельности

 

Кt

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

Объема

кратковременной

памяти

Кn

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

сложно-логической деятельности

Кc

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

ПСИХИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

Кр

М  + СКО

Все инвалиды

0,55

+ 0,27

 

0,64

+ 0,42

0,76

+ 0,38

0,65

+ 0,31

Группа А

0,7

0,22

0,98

0,3

1,08

0.17

0,92

0,11

Группа В

0,62

0,05

0,46

0,06

0,49

0,16

0,52

0,02

Группа А + В

0,67

0,18

0,8

0,35

0,88

0,33

0,79

0,21

Группа С

0,18

0,01

0,16

0,14

0,38

0,25

0,24

0,04

 

            Первую из этих подгрупп, названную группой А, составляли инвалиды, чьи когнитивные способности практически не отличались от возрастной нормы. Теоретически в эту группу подпадали все испытуемые, чей интегральный коэффициент психической работоспособности превышал уровень 0,66, т.е. меньше, чем на 33% снижался относительно возрастной нормы.

 

Т а б л и ц а 4

Коэффициент психической работоспособности и его составляющие в возрастной выборке инвалидов ДЦП 19 - 35 лет

 

Группа

19 - 35 лет

 

КОЭФФИЦЕНТ

темпа

деятельности

 

Кt

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

Объема

кратковременной

памяти

Кn

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

сложно-логической деятельности

 Кc

М  + СКО

КОЭФФИЦЕНТ

ПСИХИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

Кр

М  + СКО

Все инвалиды

0,53

+ 0,31

 

0,51

+ 0,31

0,64

+ 0,44

0,58

+ 0,31

Группа А

0,88

0,2

0,89

0,26

1,08

0.36

0,95

0,16

Группа В

0,49

0,18

0,36

0,06

0,6

0,31

0,49

0,1

Группа С

0,18

0,15

0,29

0,16

0,15

0,12

0,21

0,06

 

Однако, практически, коэффициент психической работоспособности в группах  А изменялся от 0,92 в младшей возрастной группе, до 0,96 - в группе 19 - 35 лет, при весьма незначительных величинах стандартных отклонений, не превышавших 12 - 16% от средних значений. Группа А оказалась наиболее многочисленной среди других групп, составляя 39,4% от общей численности обследованных инвалидов.

Следующую подгруппу, названную группой В, составляли инвалиды, чья психическая работоспособность находилась в пределах от одной до двух третей от возрастной нормы. Но реально эта группа также оказалась весьма компактной по показателям разброса от среднего.

Коэффициент психической работоспособности ее членов составлял около 50% возрастной нормы, при весьма малых величинах СКО, и практически не различался в возрастных группах (см. табл. 3-4).

Наконец третью подгруппу, названную группой С, составляли наименее успешные инвалиды, чей коэффициент психической работоспособности был менее одной трети от возрастной нормы. Реально он составлял  0,21 - 0,24 % возрастной нормы, также при весьма малых СКО, не превышавших 4 - 6 % .

Таким образом, выделенные группы, практически не пересекаясь между собой, отражали существенную тенденцию полученного распределения условно изображенную на рис. 2 - 3.

 

 


р и с. 2

Распределение показателей психической работоспособности

 по группам инвалидов в возрасте 15 - 18 лет

 

Полученные показатели позволяют установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов, выделив категорию без ограничений ПР или незначительного снижения психической работоспособности, группу А, позволяющую инвалиду адаптироваться в достаточно широком круге профессий, в которых главным ограничивающем их адаптацию фактором будет являться недостаток физических возможностей движения.

Следующую категорию ограничений ПР составляет группа В, представители которой по своим когнитивным возможностям могут выполнять только весьма ограниченный круг простых работ. Последнюю категорию, соответствующую группе С можно признать не подлежащей профессиональному устройству обычного типа. Для представителей этой категории возможна работа лишь в специально созданных условиях для лиц с одновременным ограничением физических и когнитивных возможностей.

При этом следует рассмотреть ряд дополнительных моментов, связанных с характерными психологическими особенностями выделенных категорий ограничений ПР. Прежде всего это касается распределения в группах параметров версативности-ингенитивности. Как видно из рис. 4 количество ингенитивов в группах А и В значительно превышало количество версативов. (Разумеется, для группы С, на фоне резкого и тотального снижения когнитивных возможностей, выделение показателя ингенитивности- версативности может быть достаточно условным).

 


р и с. 3

Распределение показателей психической работоспособности

 по группам инвалидов в возрасте 19 - 35 лет

 


р и с. 4

Распределение показателей версативности-ингенитивности

у инвалидов по группам успешности А, В, С

 

            В то же время в норме количество версативов как правило несколько превосходит количество ингенитивов - см. рис. 5. Полученный эффект может объяснен значительно более замкнутой жизнью, которую вынужден вести инвалид. Реальными ограничениями элементной базы, окружающих его с детства предметов, приводящими к тому, что сам стиль жизненной адаптации субъекта сдвигается в область регулирования и создания новых связей в обедненной элементами среде, а не поиску новых элементов. Таким образом, сам факт инвалидности и связанных с ним ограничений передвижения является импульсом для развития ингенитивных качеств личности.

            Учет этого важного обстоятельства необходим при выборе конкретных видов социальной и профессиональной адаптации инвалида.

 

 


 

р и с. 5

Распределение показателей версативности-ингенитивности

в норме и различных возрастных группах инвалидов

 

Заключение

 

            Проведенное исследование психической работоспособности различных групп инвалидов ДЦП позволило установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов и выделить ряд связанных с ними особых характеристик, включая большую выраженность у инвалидов версативного радикала психической работоспособноси.

 

 

Литература

  1. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации /М., НВТ «БИМК-Д», 2008.
  2. Михайлова О.В., Рыжов Б.Н. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов вследствие детского церебрального паралича //  Специальное образование № 2(30), 2013.
  3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции./М., Наука, 2001.
  4.  Рыжов Б.Н. Системные основания психологии //  Системная психология и социология, 2010. №1. С. 6-43.
  5. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии //  Системная психология и социология 2010. №2. С. 5-24.
  6. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич / СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001.

References

 

  1. Complex rehabilitation of children with cerebral palsy. Methodical recommendations /M, 2008.
  2. Mikhailova, O. V., Ryzhov B. N. System technology and methods of vocational counseling and support of persons with disabilities due to cerebral palsy // Special education № 2(30), 2013.
  3. Morosanova V.I. Individual style of self-regulation /M., Nauka, 2001.
  4. Ryzhov B. N. System basis of psychology // Systems psychology and sociology No. 1, 2010.
  5. Ryzhov B. N. System basis of psychology // Systems psychology and sociology No. 2, 2010.
  6. Shipitsyna L. M., Malajczuk I. Cerebral palsy / St Petersberg, Publishing house «Didactics Plus», 2001.

 

 

 



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Разработка технологии и нормативной базы психологической поддержки и профессионального сопровождения инвалидов ДЦП», проект  № 14-16-77007.