PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С., Машкова Л. А. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Кузнецов Д. И. ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА ПРОФЕССИОНАЛА

Журнал » 2014 №11 : Кузнецов Д. И. ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА ПРОФЕССИОНАЛА
    Просмотров: 3636

ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА ПРОФЕССИОНАЛА

 

Кузнецов Д. И.

МГУ, Москва

 

В статье предлагается полидеятельностный вариант культурно-деятельностного подхода, в котором «единицей» психологического анализа личности считается совокупность многообразных деятельностей субъекта. Предлагается дополнение  внутридеятельностных уровней анализа субъекта труда уровнем системы деятельностей личности.

Ключевые слова:  личность, система деятельностей, баланс работы и личной жизни, ролевой конфликт, ролевое обогащение, полидеятельностный подход, профессионализация.

 

 

THE POLY-ACTIVITIES APPROACH AS A THEORETICAL BASIS OF A WORK-LIFE BALANCE STUDYING

Kuznetcov D. I.

MSU, Moscow

 

The author of the article considers that poly-activities variant of cultural-activities approach can become strong theoretical basis for Work-Life Balance researches. The "unit" of the psychological analysis of the person in poly-activities approach is set of diverse activities of the subject.  The author offers to different levels of the analysis in one labour  activity of subject to add new level of system of person’s activities.

Keywords: the person, system of activities, work-life balance, role conflict, role enrichment, poly-activities approach, professional development.

 

Введение

 

В зарубежной психологии (в исследованиях профессионального стресса [7;9;12], в направлении Work-LifeBalance) активно изучается влияние внеорганизационных факторов и внепрофессиональных сфер жизни на психологическое здоровье профессионала. Представители Work-LifeBalance, придерживающиеся теории ролей, убеждены, что баланс работы и личной жизни необходим для удовлетворенности жизнью, хорошего самочувствия и профессионального успеха [22]. Более изучены ролевые конфликты работающих матерей [20],  в последнее время усилилось внимание к ролевым проблемам мужчин [21]. Кроме ролевых конфликтов изучается позитивное ролевое обогащение, хотя уровень его теоретической проработанности ниже [23]. Сторонники позитивного ролевого обогащения считают, что множество ролей позволяет человеку получать психологические ресурсы, недоступные в одной из ролей: престиж, привилегии, эмоциональное удовлетворение, власть, чувство безопасности и др. Отмечается необходимость сильной теоретической базы для понимания отношений между ролевыми конфликтами и ролевым обогащением [23].

В этом качестве может выступить развивающийся полидеятельностный вариант культурно-деятельностного подхода.  Его основы заложили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Н.Н. Вересов и др. Основная идея подхода может быть выражена словами А.Н. Леонтьева: «…реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются ... совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность» [13, с. 201]. Таким образом,  феномен личности соотносим с системой деятельностей и их мотивов, находящихся в иерархическом соподчинении. А.Г. Асмолов, обобщая представления Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.М. Бахтина, утверждает: «Человек в обществе – полидеятельностное, диалогичное, пристрастное существо» [1, с. 161].  Полидеятельностный подход позволяет перейти от линейных решений проблемы развития в психологии к системным моделям [3].

 

Проблема динамического процесса интеграции системы деятельностей

 

Полидеятельностный характер жизнедеятельности профессионала недостаточно учитывался в российской психологии труда. Редким исключением является высказанная Е.А. Климовым мысль о необходимости анализа личности профессионала в контексте его жизни, а не только выполнения трудовых функций [8].

В большинстве работ субъект труда изучался на разных уровнях трудовой деятельности - «на уровне деяния, как единицы деятельности, которую себе задает сам человек; на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий» [16, с. 118]. Поскольку, по мнению О.Г. Носковой, выбор уровня исследования субъекта труда зависит от целей и задач психолога, задача выявления личностных ресурсов эффективности труда и повышения психологического благополучия профессионала диктует необходимость дополнения отмеченных уровней анализа уровнем системы деятельностей. Это позволит изучать не только субъект труда, но и личность профессионала,  усилив понимание феномена личности идеями полидеятельностного подхода. Так, Л.С. Выготский утверждал, что «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей…» [4, с. 302]. К.В. Карпинский определяет систему деятельностей личности как жизнедеятельность, личность определяет как субъект жизнедеятельности, и шире – как субъект жизненного пути. Этот автор считает, что способом существования личности является «интегрированная полисубъектность, при которой он реплицируется во множестве субъектов частных видов деятельности и разнообразных форм поведения» [6, с. 20]. Логично предположить, что иерархия деятельностей и полисубъектность складывается не автоматически. Динамический процесс интеграции системы деятельностей мы считаем важнейшей функцией личности.

Как совершается этот непростой процесс (личность, по словам Л.С. Выготского – это драма) на разных этапах профессионализации? «Всякий период представляет собой систему различных видов деятельности, каждый из которых выполняет свою функцию. Надо рассмотреть внутреннюю связь между отдельными деятельностями и переходы одной в другую. Следует дать схему возникновения новых видов деятельности и изменение их системы» [19, с. 509]. Будем руководствоваться такой задачей применительно к периодам развития профессионала, и в данном исследовании стремимся приблизиться к ее решению.

В качестве оснований для анализа системы деятельностей  используем параметры личности, описанные А.Н. Леонтьевым в формулировке В.В. Николаевой: «широта связей человека с миром, степень их иерархизированности и общая их структура» [15, с. 120] и конкретизируем эти критерии как 1) количественный состав актуальных деятельностей, осуществляемых личностью; 2) их интегрированность (гармоничность или конфликтность отношений профессиональной деятельности с другими деятельностями); 3) качественный анализ типичных деятельностей на каждом этапе профессионализации.

Примером широты и разнообразия деятельностей является типичная ситуация в подростковом и юношеском возрасте, для которых настолько характерны многочисленные увлечения (хобби), что А.Е. Личко высказывает предположение: «увлечения так же необходимы для становления личности подростка, как и игры для развития ребенка» [14, с. 25], приравнивая увлечения к ведущей деятельности подростка. Насколько это верно – вопрос дискуссионный, однако «оставьте ребенку только одну ведущую деятельность, лишив каким-то образом всех остальных, и можете забыть о развитии ребенка»  [3, с. 83]. Как утверждает О.В. Хухлаева, общение для студентов имеет огромную субъективную значимость, постоянно конкурируя по продолжительности и интенсивности с учебной деятельностью студентов, и в чем-то мешает ей. Такая «конкуренция» обусловлена важной социальной задачей возраста – созданием семьи и получением профессии [18]. Несмотря на то, что принято считать учебно-профессиональную деятельность ведущей в студенческом возрасте, проведенное исследование влияния системы деятельностей на самоактуализацию студентов показало, что учеба называется в числе наиболее значимых у низкоактуализирующихся студентов. А повышают самоактуализацию увлечения, которые отличаются продуктивностью и социальной востребованностью [11]. Такая развивающая роль неведущих деятельностей подтверждает слова Н.Н. Вересова: новая ведущая деятельность не возникает непосредственно на основе старой ведущей деятельности, но возникает в недрах всей социальной ситуации развития [3].

Решая задачу возраста, юноша не только понимает свое место в мире, направление приложения сил, принадлежности к профессиональным социальным группам, но и на основе всей социальной ситуации развития становится личностно готов к самореализации в продуктивном и социально востребованном труде. Следствием обретения идентичности является концентрация усилий на наиболее важных видах деятельностей, что приводит к некоторому сужению круга актуальных деятельностей в зрелом возрасте. Однако сокращение разнообразия видов деятельностей может быть и вынужденной мерой при ухудшении состояния здоровья в пожилом возрасте. Концентрация лишь на самых актуальных, сохранных и субъективно значимых деятельностях составляет сущность механизмов избирательной оптимизации и компенсации способностей, описанных П. Балтес и М. Балтес (1990) (цит. по [16, с. 125].

В целом предполагаем, что в процессе развития личности существует закономерная динамика диалектического чередования фаз по широте состава деятельностей. Это переключение от экстенсивного расширения состава деятельностей (как в юности) к уменьшению состава при повышении интенсивности реализации ведущей деятельности (как у зрелого профессионала) соотносится с чередованием процессов самоопределения и самореализации. Аналогом такой динамики в онтогенезе является описанное Д.Б. Элькониным [19] закономерное чередование периодов с преимущественным развитием мотивационной сферы личности с периодами преимущественно операционального развития. Можно предположить очередное расширение состава деятельностей на этапе мастерства, за которым следует их сужение на завершающем этапе профессионального пути по механизму избирательной оптимизации. В случае подтверждения гипотезы на материале изучения системы деятельностей на разных стадиях профессионализации такой критерий развития личности А.Н. Леонтьева, как широта деятельностей, может быть уточнен. Вероятно, на разных стадиях профессионализации существуют наиболее оптимальные характеристики системы деятельностей (сам набор деятельностей, их иерархия, характеристики каждой из них).

Примером конфликта в системе деятельностей личности, привлекающим внимание исследователей WLB, является противоречие жизненных задач работающих женщин: профессиональной деятельности и материнства. Подобные конфликтные отношения В.В. Столин анализирует следующим образом: «реально осуществляя в один и тот же период своей жизни разные отношения с помощью разных деятельностей, человек находится в потенциально конфликтной ситуации, в которой одни и те же действия могут обладать разными смыслами в отношении к разным мотивам. Этот новый, противоречивый, составной смысл можно назвать конфликтным смыслом» [17, с. 223]. Органом согласования конфликтных отношений В.В. Столин называет самосознание личности. По мнению Б.С. Братуся, «наиболее важные коллизии личности (по крайней мере, взрослой и зрелой личности) разыгрываются не в плоскости «мотив – цель», а в плоскости «мотив – мотив», в складывающихся отношениях между мотивами» [2, с. 216].

Заключение

 

Интеграция деятельностей - сложная личностная задача, и один из вариантов разрешения конфликта мотивов и деятельностей - полное доминирование одной из них, приводящая к сужению связей человека с миром. Примером является «трудоголизм», социально-приемлемая форма профессиональной деформации личности. «Трудоголики – люди, для которых труд стал преобладающей формой жизненной активности при ущербности других мотивов и потребностей» [16, с. 135]. Мотивационная сфера трудоголиков характеризуется бедностью и «одновершинной» иерархией мотивов, аналогом которой является мотивационная сфера при алкоголизме [5]. Обеднение личности повышает ее уязвимость в ситуации потери трудоспособности [15].

Обнаружены и позитивные факты компенсаторного, стабилизирующего влияния внепрофессиональных деятельностей или сфер жизни на психологическое самочувствие человека в напряженных условиях труда [10;16].

Обобщение известных фактов и изучение в рамках полидеятельностного подхода структурных компонентов системы деятельностей профессионала (количественный и качественный состав, внутрисистемные отношения, степень интеграции) и динамики развития системы деятельностей на разных этапах профессионализации позволит не только решить проблемы подхода Work-LifeBalance, но и дополнить представления о развитии личности взрослого человека.

 

 

Литература

 

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека  М.: Смысл, 2007.  528с.
  2. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология.  М.: МГУ, 1983.  228 с.
  3. Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 76- 86.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии.  М.: Педагогика, 1983.  368 с.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология.  М.: МГУ, 1986.  288 с.
  6. Карпинский К.В. Совладание: поведение или деятельность // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы IIIМеждунар. науч.- практ. конф. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013.  Т.I . С. 20 – 22.
  7. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия.  М.: Радикс, 1995. 448 с.
  8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.  М.: МГУ, 1995.  224 с.
  9. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса// Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.:  Радикс, 1995.  448 с.
  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.  М.: Академический проект, 1999.  240 с.
  11. Кузнецов И.Ю., Кузнецов Д.И. Система деятельностей как основа самореализации личности // Личность как предмет классической и неклассической психологии. Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского: В 2-х т. Т.I, М.: РГГУ, 2012. С. 30- 35.
  12. Купер К.Л., Маршалл Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.: Радикс, 1995.  448 с.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.II.  М.: Педагогика, 1983.  320 с.
  14. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.  Л.: Медицина,  1985. 416 с.
  15. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику.  М.: МГУ, 1987.  168 с. 
  16. Носкова О.Г. Психология труда. М.: Академия, 2006.  384 с.
  17. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология.   М.: МГУ, 1983.  228 с.
  18. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.  М.: Академия,  2006.  208 с.
  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.  М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  20. Eikhof D., Warhurst C. Houschild What Work? What Life? What Balance? Critical Reflections on the Work-Life Balance Debate // Employee Relations, 29 (4), 2007. p. 325-333.
  21. Evans A. M., Carney J.S., Wilkinson M. Work-Life balance for Men: Counseling Implications. Journal of Counseling and Development. 2013, v 91, issue 4, p. 436-441.
  22. Fenwick R., Tausig M. Scheduling stress: Family and health outcomes of shift work and schedule control. American Behavioral Scientist, 2001. 44, 1174-1193.
  23. Padhi M., Pattnaik S. A Typology of Work Family Research: Perspectives from Literature. Vilakshan, XIMB Journal. 2013. Vol.10 Issue 2, Р 83-98.

 

 

References

 

  1. Asmolov A.G. personality Psychology: a cultural-historical understanding of human development M: Meaning, 2007. S.
  2. Bratus B.S. Obsessionality activity theory and the problem of units of personality analysis // A.N. Leontiev and modern psychology. M.: Moscow state University, 1983. 228 C.
  3. Veresov N.N. Leading activities in developmental psychology: concept and principle // Cultural-historical psychology. 2005. No. 2. S. 76 - 86.
  4. Vygotsky P.S. works: in 6 so-So 5. Fundamentals of defectology. M: Longman, 1983. 368 C.
  5. Zeigarnik B.V. Pathopsychology. M.: Moscow state University, 1986. 288 C.
  6. Karpinsky C.V. Coping: behavior or activity // Psychology of stress and coping behaviour: proceedings of the III international. nauch.- practical use. proc. Kostroma: KSU them. N. A. Nekrasov, 2013. T.I . S. 20 - 22.
  7. Kasl S.V. Epidemiological approach to the study of stress at work // Psychology work and organizational psychology: current status and prospects of development. The anthology. M: Radix, 1995. 448 S.
  8. Klimov E.A. image of the world in diverse professions. M.: Moscow state University, 1995. 224 C.
  9. Cox, T., McKay K. Transactional approach to the study of the production of stress// Psychology work and organizational psychology: current status and prospects of development. The anthology. M: Radix, 1995. 448 S.
  10. Kochyunas R. foundations of psychological counselling. M: Academic project, 1999. 240 C.
  11. Kuznetsov Y.U., Kuznetsov D.I. System operations as a basis for self-identity /Personality as the subject of classical and non-classical psychology. Proceedings of the XIII International readings memory PS Vygotsky: 2 T. T.I, M.: RGGU, 2012. C. 30 - 35.
  12. Cooper K.L., Marshall J. Sources of stress "white collar" // Psychology work and organizational psychology: current status and prospects of development. The anthology. M: Radix, 1995. 448 S.
  13. Leontiev A.N. Selected psychological works: In 2 so T.II. M: Longman, 1983. 320 C.
  14. Lichko A.U. Adolescent psychiatry. L.: Medicine, 1985. 416 S.
  15. Nikolaev V.V. Influence of chronic illness on the psyche. M.: Moscow state University, 1987. 168 C.
  16. Noskov O.G. Psychology of work. M: Academy, 2006. 384 C.
  17. Stolin V.V. the Problem of consciousness of the person from positions of the theory of AN activity. Leontiev // A.N. Leontiev and modern psychology. M.: Moscow state University, 1983. 228 C.
  18. Huhlaeva O.V. developmental Psychology: youth, maturity, old age. M: Academy, 2006. 208 C.
  19. Elkonin D.B. Selected psychological works. M: Longman, 1989. 560 C.
  20. Eikhof D., Warhurst C. Houschild What Work? What Life? What Balance? Critical Reflections on the Work-Life Balance Debate // Employee Relations, 29 (4), 2007. p. 325-333.
  21. Evans A. M., Carney J.S., Wilkinson M. Work-Life balance for Men: Counseling Implications. Journal of Counseling and Development. 2013, v 91, issue 4, p. 436-441.
  22. Fenwick R., Tausig M. Scheduling stress: Family and health outcomes of shift work and schedule control. American Behavioral Scientist, 2001. 44, 1174-1193.
  23. Padhi M., Pattnaik S. A Typology of Work Family Research: Perspectives from Literature. Vilakshan, XIMB Journal. 2013. Vol.10 Issue 2, Р 83-98.