PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С., Машкова Л. А. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ковтун Ю. Ю. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Журнал » 2014 №11 : Ковтун Ю. Ю. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
    Просмотров: 3337

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Ковтун Ю.Ю.

Белгородский государственный

 национальный исследовательский

университет,  Белгород

 

В статье анализируется проблема формирования субъектности медицинского работника в процессе его образовательной и профессиональной деятельности с точки зрения экологической психологии. Рассматривается больничная среда как особый вид антропогенной среды, выступающей для медицинского работника с одной стороны в форме профессиональной среды, с другой стороны в форме социально-психологической среды. Медицинский работник выступает в качестве продукта развития больничной среды, в которую он постепенно включается во время обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: экологическая психология, экопсихологическая система, больничная среда, компонент среды, экопсихологическое взаимодействие.

 

THE SUBJECT OF THE SOCIAL COMPONENT IN THE ECOPSYCHOLOGICAL SYSTEM

Kovtun Y.Y.

Belgorod State National

Research University, Belgorod

 

The article analyzes the problem of the formation of subjectivity of medical personnel during his educational and professional activities in terms of environmental psychology. Hospital environment is considered as a kind of anthropogenic environment, serving for the medical worker on the one hand in the form of a professional environment, on the other hand in the form of social and psychological environment. Medical worker acts as a product of the hospital environment in which he is gradually activated during learning and future professional activities.

Keywords: environmental psychology, ecopsychological system, hospital environment, component of the environment, ecopsychological interaction.

 

Введение

Любая социальная группа может рассматриваться как состоящая из людей, взаимодействующих между собой и в результате действующих совместно как единое целое, т.е. представляют собой систему. Особенно важно, что эти объединения людей во времени и пространстве характеризуются общими стремлениями; именно это делает социальную группу чем-то большим, чем простой агрегат индивидов. Вместе с тем для каждого участника — субъекта совместной деятельности – другие люди и пространственно-предметное окружение выступают как среда, а он сам – как элемент экосистемы в широком смысле слова. Таким образом, любое собрание людей, которые включены в последовательную координированную деятельность – в деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную какой-то общей цели, достижение которой принесет участникам какого-то рода удовлетворение – следует рассматривать как систему экопсихологических взаимодействий[11,14,15].

Эффективность системы экопсихологических взаимодействий может рассматриваться как нечто такое, что создается усилиями людей, каждый из которых руководствуется собственными, независимыми от других участников мотивами и которые все вместе продвигаются к какой-то общей цели. Для совместных действий характерны две существенные особенности: разделение функций и гибкая координация.

С этой точки зрения медицинский стационар представляет собой пример системы экопсихологических взаимодействий. Актуальность изучения именно этой системы обусловлена тем обстоятельством, что в современном российском обществе наблюдается тенденция, согласно которой падение престижности такой социально значимой профессии, как медицинский работник, сочетается с повышением требований к представителям данного вида деятельности.  Изучение психологических особенностей взаимодействия внутри системы «человек-больничная среда» позволяет наряду с социально значимыми вопросами повышения качества здравоохранения решать задачи исследования способов социализации и индивидуализации личности работников данной сферы.

В ходе своей профессиональной деятельности медики постоянно сталкиваются с различными фрустрационными обстоятельствами, их работа связана с эмоциональными и нравственными перегрузками. Под давлением таких психотравмирующих обстоятельств, как   психологическое давление со стороны пациентов и их родственников, коллег, администрации, характер организации труда, личность может подвергнуться деформации. С позиции экопсихологии, такие последствия могут наступать в результате несоответствия требований среды и индивидуальных ресурсов человека.

 

1 Субъектность профессионала в медицинском учреждении

 

В литературе по деонтологии и медицинской этике поднимается вопрос о тенденциях рассмотрения человека как объекта и субъекта, а также двух парадигмах: естественнонаучной и гуманитарной, с точки зрения врача и пациента. И делается однозначный вывод: медицинский работник должен обладать высоким уровнем субъектности. Под субъектностью понимаетсясамостоятельная активность, самодвижение, осознанная саморегуляция [9].

Исходя из современных требований, предъявляемых к образованию медицинских работников, основанному на компетентностном подходе, специалист должен не только владеть определенными профессиональными навыками, но и самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ФГОС СПО по специальности «Сестринское дело»), обладать способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, находить и принимать ответственные управленческие решения (ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело») и т.д. [10]. Владение данными компетенциями подразумевает сформированную субъектную позицию по отношению к себе, другим людям, своей деятельности. Говоря о важности развития субъектности у будущих специалистов, Волкова Е.Н. доказывает, что «…субъектность является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества» [4].

Современная медицина – отрасль естественнонаучного знания. Но, медицина имеет дело не с веществом, техникой или информацией, а с живым человеком, а этот факт иногда забывается. Получение медицинского образования организовано таким образом, что у студентов формируется взгляд на человека как на организм, в результате, медик идентифицирует человека с больным органом. Изучение физиологии, анатомии, гистологии, биохимии вместе со знаниями привносит на бессознательном уровне иллюзию возможности познания человека только на основе изучения закономерностей жизнедеятельности организма. Интересен феномен, что в российских учреждениях здравоохранения прилагательное «больной» стало именем существительным и заменяет слово «человек». Истоки этого явления можно проследить уже в первые годы обучения будущих медиков.

С.Л. Рубинштейн провел глубокий анализ содержания категории субъекта, ставший методологической основой для изучения данного феномена. Важным положением его теории является то, что существование человека в мире определяется через онтологический субъект. «Бытие… - это факт существования человека и бытия, как факт «встречи» одного сущего с другим» [9]. В контексте рассмотрения профессиональной деятельности  значимым для нас  представляется положение о деятельности как важнейшей характеристике человека-субъекта. «Действие, труд (производящий, творящий) должен быть включен в онтологию, онтологию человеческого бытия, существования как необходимое и существенное звено» [9]. Согласно А.В. Брушлинскому субъект – «это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого из них) уровне активности, интегральности» [3].  В работах многих авторов подчеркивается идея о развитии субъектности и становлении субъекта. Так, у К.А. Абульхановой: «Личность становится субъектом, когда она выступает таким центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотноситься с действительностью целостным, а не парциальным образом» [1]. Таким образом, развитие человека неразрывно связано с развитием субъектности.

Очевидным становится противоречие между декларированием субъектности медицинского работника как обязательной характеристики профессионала (предполагаем, что субъектность медицинского работника проявляется в двух аспектах:  отношение к себе как к субъекту деятельности и отношение к пациенту как к субъекту его деятельности) и типом профессионально-образовательной среды, которая не всегда позволяет достичь такого уровня развития личности, как субъектность. Исходя из этого возникает проблема – как происходит формирование субъектности медицинского работника в процессе его образовательной и профессиональной деятельности.

Подойдем к решению данной проблемы с точки зрения экологической психологии, в которой взаимодействие человека с окружающей средой, т.е. система «индивид-среда» «выступает как целостный совокупный субъект совместного развития человека и окружающей его социальной и природной среды» [6].

2 Больничная среда

 

Вслед за В.И. Пановым под пространственной средой будем понимать «совокупность пространственно-предметных свойств и отношений окружающей среды, которая предоставляет те или иные возможности для удовлетворения потребностей человека в пространственных действиях и поведении» [6]. Среди различных типов пространственных сред (природная, антропогенная, экологическая среда обитания, информационно-виртуальная), выделим антропогенную. И рассматриваем больничную среду как особый вид антропогенной среды, выступающей для медицинского работника с одной стороны в форме профессиональной среды, с другой стороны в форме социально-психологической среды. Реконструировать варианты поведения медицинских работников при взаимодействии с пациентами можно с помощью метода интервью. Среди описаний трудных ситуаций взаимодействия можно выделить варианты коммуникативных взаимодействий.

Анализ текстов интервью был исследован с помощью категорий экопсихологической теории взаимодействия, разработанной В.И. Пановым. Отношение в системе «человек-окружающая среда», выступающей в данном подходе как целостный, совместный субъект,  может быть конкретизировано в ситуации профессионального взаимодействия. Автор выделяет следующие виды взаимодействия: 1) объект-объектный, 2) объект-субъектный, 3) субъект-объектный, 4) субъект-обособленный, 5) субъект-совместный, 6) субъект-порождающий [6].

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» в качестве объектов профессиональной деятельности медицинской сестры выступают: пациент и его окружение; первичные трудовые коллективы; здоровое население; средства оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи. Таким образом, медицинская сестра, выполняя свои должностные инструкции, неминуемо вступает в социальное взаимодействие не только с пациентом, но и с его родственниками или близкими людьми, коллегами, руководителями разного уровня. Если брать во внимание не только работу в стационарном лечебном учреждении, то в данную группу будут входить и здоровые люди, принимающих участие в профилактических мероприятиях.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» указано, что объектами деятельности специалиста являются подростки в возрасте от 15 до 18 лет и взрослое население старше 18 лет, а также совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Исходя из профессиональных задач, решаемых в профессиональной деятельности врача, а также содержания компетенций, описанных в стандарте, очевидно, что речь идет о взаимодействии с теми же «объектами» деятельности специалиста, что и в случае среднего медицинского персонала.

 

3 Экопсихологическая система взаимодействий в медицинском учреждении

 

Таким образом, в профессиональной среде медика его экопсихологическое взаимодействие складывается из общения с четырьмя категориями субъектов: пациенты,   коллеги, родственники пациентов, представители властных структур. Применительно к ситуации общения врачей и медицинских сестер с пациентами, позиция медициского работника в диаде указана первой, и типы экопсихологического взаимодействия выглядят следующим образом.

1. Объект-объектный тип имеет место в том случае, когда взаимодействие в системе «медик-пациент» имеет формальный характер и оба участника взаимодействия занимают пассивно-ролевую позицию.

2. Объект-субъектный, когда медик занимает пассивную позицию при обсуждении хода лечебного процесса с пациентом. Таким образом, он подчиняется требованиям пациента.

3. Субъект-объектный, когда медик активно воздействует на пациента, занимающего пассивную, объектную позицию и принимающего данное воздействие.

4. Субъект-субъектный тип имеет место в тех случаях, когда оба компонента системы «медик-пациент»  активно взаимодействую друг с другом. Это взаимодействие может иметь различные аспекты.

А) Субъект-обособленный, когда медик и пациент занимают активную позицию, пытаясь убедить друг друга в необходимом ему решении вопроса, но при этом не учитывая мнение (субъектность) другого. Конструктивного взаимодействия между ними не получается.

Б) Субъект-совместный тип взаимодействия отмечается в тех случаях, если взаимодействие между медиком и пациентом носит характер конструктивного диалога. Взаимодействие носит характер «встречи и диалога с другим», подчиненных совместному достижению цели.

В) Субъект-порождающий тип предполагает, что взаимодействие в системе «медик-пациент» приводит к взаимному изменению исходной позиции каждого из участников диалога.

В качестве примеров приведем описания материалов интервью врачей.

«Работая в «тяжелом» отделении, сложно привыкнуть к тому, что здесь нет больных, с которыми можно поговорить… О личности речь не идет, перед тобой тело, которое ты должен лечить».Когда больной в тяжелом состоянии или без сознания, он пассивно принимает все врачебные манипуляции. Таким образом, здесь представлен субъект - объектный тип взаимодействия.

«В последнее время все слова врача люди «проверяют» в сети Internet. Они сами устанавливают диагноз, подбирают лечение, назначают сами себе или свои родственникам препараты, отменяют рекомендации врача, не имея медицинского образования. Их познания основаны на слухах и чьем-то мнении».В этом случае речь идет о субъект - обособленном типе взаимодействия. Врач и пациент занимают активную позицию, не учитывают мнение другого. При этом взаимодействия у них не получается.

Применительно к ситуации взаимодействия медицинского работника с коллегами также могут наблюдаться различные субъектные позиции, определяемые параметрами активности (реактивности) и инициативности (безынициативность) субъектов взаимодействия. Считаем, что в системе «медицинский работник - медицинский работник» целесообразно рассмотрение вариантов субъект – субъектного типа отношений, предполагающего активное взаимодействие. Однако, мы не исключаем наличие субъект-объектного типа отношений, например, в ситуации пассивного подчинения указаниям руководителя.

Субъект-обособленный тип взаимодействия может наблюдаться в ситуации, когда каждый специалист к себе относится как к субъекту деятельности, но не относится к коллеге как к субъекту его деятельности. Действия специалистов при этом не согласовываются, невозможно принять коллегиальное решение, не реализуется комплексный подход в оказании медицинской помощи, каждый несет ответственность только за свои действия. Все это противоречит требованиям к компетенциям, предъявляемым к профессионалу и описанным в образовательном стандарте.

Субъект-совместный тип предполагает не только отношение к себе как к субъекту, но и учет субъектности партнера по взаимодействию. Так, медсестры, работающие в одном отделении больницы и находящиеся на дежурстве, в ситуации поступления пациента, осуществляют ряд согласованных действий (лечебно-диагностические вмешательства, оказание доврачебной помощи, применение медикаментозных средств, ведение медицинской документации, предоставление информации пациенту и т.д.). Они вместе несут ответственность за действия каждого, вместе принимают решения, подчиненные общей цели оказания экстренной помощи.

Субъект-порождающий тип имеет место в тех случаях, когда в результате взаимодействия система «медицинский работник – медицинский работник» становится единым субъектом совместного развития. Развитие каждого из партнеров по общению является тем вкладом во взаимодействие, который инициирует развитие другого и их совместное преобразование. В результате такого взаимодействия рождается новый продукт.  Так, консилиум врачей совещается с целью «установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов» [13]. В ходе обсуждения учитываются все мнения, при этом личная позиция участников может измениться. В результате такого взаимодействия данный коллектив становится единым субъектом, формирование которого повышает качество оказания медицинской помощи  пациентам.

Еще одним ярким примером субъект - порождающего типа взаимодействия может быть экопсихологическая система операционной бригады. Можно утверждать, что сплоченность в такой системе является показателем сформированности единого субъекта совместного развития, в котором каждый специалист может почувствовать единение с группой и единение с собой. Нужно сказать, что эффективное общение с коллегами и умение работать в коллективе является одной из общекультурных компетенций, которыми должен обладать врач.

Развитие субъектности у студентов на разных этапах обучения и условия формирования субъектности исследовалось рядом авторов [2,5,11]. Рассматривая субъектность специалиста не только на этапе его обучения, но и на этапе его профессиональной деятельности, предполагаем, что субъектность медицинского работника определяется, во первых, его личностными диспозициями (его восприятием своих действий и активности других людей, оценкой условий осуществления деятельности, готовностью действовать определенным образом в конкретной ситуации), а, во вторых, социальной профессиональной ситуацией (т.е. социальным компонентом больничной среды как профессиональной среды медицинского работника).

На разных этапах профессионального становления медицинского работника больничная среда  выступает для него в разных формах. Безусловно, специфика получения медицинского образования в его практикоориентированности и тесной связи с практическим здравоохранением с первых ступеней овладения профессией. Большая часть обучения студентов медицинских колледжей и вузов проходит на клинических базах и преподавательский состав в основном состоит из практикующих специалистов в области медицины. Уже на этом этапе начинает формироваться и развиваться субъектность медицинского работника. Но, когда  специалист попадает в экопсихологическую систему больницы уже не как обучающийся, а как работник, больничная среда в полной мере становится профессиональной (а не частью образовательной среды студента-медика). И в этой ситуации субъектность продолжает трансформироваться, а врач или медицинская сестра, выступая в качестве субъекта, вступает в различные типы взаимодействий с другими участниками  данной системы.

Исходя из положения экопсихологии, что система «человек – окружающая среда», а в данном конкретном случае система «медицинский работник – больничная среда (медицинский работник или пациент)», выступает как целостный совокупный субъект, отношение к окружающей среде определяется через отношение к себе, т.е. самоотношение. Под самоотношением, вслед за С.Р. Пантелеевым, будем понимать выражение смысла Я для субъекта [8]. Таким образом, самоотношение может выступать в качестве индикатора уровня развития субъектности человека.

 

Заключение

 

В рамках экопсихологического подхода человек исходно рассматривается как такая активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) принципы, обеспечивающие самоосуществление самой природы в различных формах ее проявления» [7]. Если рассматривать медицинского работника в качестве компонента экопсихологической системы больницы не просто как человека-специалиста, а как субъекта того или иного типа отношения к больничной среде, человек и данная профессиональная среда (во всех ее проявлениях) становятся единым субъектом совместного развития. В результате чего отношение человека к внешней среде (больничной среде, природной среде в широком смысле), неразрывно связано с отношением к себе. Медицинский работник выступает в качестве продукта развития больничной среды, в которую он постепенно включается во время обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.  То есть, с одной стороны, больничная среда для медицинского работника – средство его развития. С другой стороны, медицинский работник, развиваясь сам, обеспечивает саморазвитие больничной среды как экопсихологической системы.

На основании методологического анализа понятия «больничная среда», структуры и типологии больничной среды возможна разработка медико-психологических методов ее проектирования и экспертизы. Что в конечном итоге позволяет целенаправленно использовать больничную среду как совокупность условий для социально-психологической адаптации медицинских работников.

 

Литература

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии// Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории.  М.: 1997.  С. 270-374.
  2. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. №5.  С. 60-66.
  3. Брушлинский А.В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001г.) / А.В.Брушлинский // Психологический журнал. 2003. Т. 24.  №2.  С. 14.
  4. Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / E.H. Волкова.  М.: 1998.
  5. Гришина С. Б. Формирование субъектности студентов на начальном этапе профессиональной подготовки (На примере обучения иностранному языку): дис.  канд. пед. Наук: 13.00.08  Волгоград, 2005.
  6. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. 2-е изд. (перераб. и доп.). М.: НИИ школьных технологий, 2006. 164с.
  7. Панов В.И., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика // Психологическая диагностика. 2012. №1. М.: Обнинск.
  8. ПантелеевС.Р.Самоотношениекак эмоционально-оценочная система.  М.: МГУ,1991.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.  М.: Педагогика, 1989.
  10. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода // Системная психология и социология. 2010. №1. С.43-56
  11. Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии // Системная психология и социология. 2012. №1. С.5-24
  12. Ткачев В.Н., Бардынина В.А. Развитие субъектности студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности // Научные ведомости БелГУ. 2012. №11 (51) С.146-150.
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  14. Хисамбеев Ш.Р. У истоков системной психологии: онтологическая и гносеологическая парадигмы // Системная психология и социология. 2014. №2 (10). С.16-22
  15. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под ред. В.И.Панова и Ш. Р. Хисамбеева. М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; Спб: Нестор-История, 2013. 384 с.

 

References

 

  1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. The problem of personality in psychology // Psychological Science in Russia of XX century: problems of theory and history. M.: 1997. Р. 270-374.
  2. Beloshitsky A.V., Berezhnaya I.F. Students’ subjectivity of in the educational process of the university // Pedagogika.  2006.  №5.  P. 60-66.
  3. Brushlinskii A.V. Psychology of the subject (a lecture delivered to students, teachers)// Psychological Journal. 2003.  №2.  Р. 14.
  4. Volkova E.H. Teacher’s Subjectivity: Theory and Practice: dis. Dr. psychol. Sciences: 19.00.07. M., 1998.
  5. Grishina S.B. Students’ subjectivity formation at the initial stage of training (the example of learning a foreign language): Dis. Candidate. ped. Sciences: 13.00.08  Volgograd, 2005.
  6. Panov V.I. Introduction to an environmental psychology: A Tutorial. 2nd ed. M.: school technology, 2006. 164 р.
  7. Panov V.I., Mdivani M.O., Kodess P.B., Lidskaya E.V., Khisambeev Sh.R. Environmental awareness: theory, methodology, diagnostics // Psychological diagnostics. 2012. №1. Moscow-Obninsk.
  8. Panteleev S.R. Self-attitude as an emotionally-grading system. M.: MSU, 1991.
  9. Rubinstein S.L. Basis of General Psychology.  M: Pedagogika, 1989.
  10. Romanova E.S. Professional coming-to-be and development from the standpoint of the dual approach // System psychology and sociology. 2010. №1 Р.43-56.
  11. Ryzhov B.N. Scientific and philosophical background of systemic psychology // System psychology and sociology. 2012. №1. Р.5-24
  12. Tkachev V.N., Bardynina V.A. Students’ subjectivity development in teaching and professional activities // Scientific statements BSU. 2012  №11 (51) Р.146-150.
  13. Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 N 323-FZ "On the basis of health protection in the Russian Federation"
  14. Khisambeev Sh.R. At the system psychology  background: ontological and epistemological paradigms // System psychology and sociology. 2014.  №2 (10). Р.16-22
  15. Ecopsychology development of the human psyche at different stages of ontogenesis collective monograph / under red. V.I.Panov and Sh.R.Khisambeev.  M.: Psychological Institute; St. Petersburg: Nestor History, 2013. 384 p.