PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2014 №11 : Титульный лист №11

  Просмотров: 2604

Московский городской педагогический университет

 Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 3 (11) 2014

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2014

 

Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-

практический журнал. М.: МГПУ, 2014. № 3 (11). 

 

ISSN 2223-6880

 

 

Редакционная коллегия

 

Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),

Рыжов Борис Николаевич (зам. главного редактора)

Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,

Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,

Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,

Тюков Анатолий Александрович

 

 

Редакционный совет

 

Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),

Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),

Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),

Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),

Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),

Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),

Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),

Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)

 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.

 

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №22/49 от 25.05.2012 г.

включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

 

Учредитель: Московский городской педагогический университет

 

Подписной индекс издания: 83333

 

Зав. редакцией Чибискова О.В.

 

Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27

Тел. +7 495 612 6716

E-mail: info@systempsychology.ru

 

Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.

                                                    http://www.systempsychology.ru         

 

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Содержание выпуска №11

  Просмотров: 2301

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теория и метод системной психологии

 

Рыжов Б. Н. Cистеморегуляция и состояния управляемой системы

А.В. Карпов, А.А. Карпов Системная методология как основа разработки проблемы метакогнитивных способностей личности

 

Психологические исследования

 

Бершедова Л. И. Ценностно-нормативные  основы профессионализма судей

Валявко С. М.  Эмпирический опыт конструирования и формализации психодиагностических методик, на примере теста общей и специальной мотивации (ТОСМ)

Иванцов О. В., Машилов К. В. Разработка новых форм ранней диагностики и профилактики различных видов зависимостей у детей и подростков из групп риска

Ковтун Ю. Ю. Субъект социального компонента экопсихологической системы

Кузнецов Д. И. Полидеятельностный подход как теоретическая основа изучения проблемы жизненного баланса профессионала

Комаров Р.В. Психологические аспекты одаренности учащихся: специфика, преграды успешности, инновационный инструментарий

Пищик В.И. Организация системы ментальности

 

История психологии

 

Рыжов Б. Н. Парадоксальный гений Федора Дмитриевича Горбова

 

Социологические  исследования

 

Ткаченко А. В. Циклическое развитие российского общества

Шейнов В.П. Ассертивность, макиавеллизм,   незащишенность от манипуляций и психические состояния преподавателей и учащихся

Чамкин А. С. Организационные и социальные особенности глобальной коммуникации –интернет

 

 

Общественно-профессиональная экспертиза образовательной системы

 

Романова Е.С., Абушкин Б.М., Ткаченко А.В. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики (продолжение, начало в №2(10), 2014)

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2014, № 3 (11)

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Рыжов Б. Н. CИСТЕМОРЕГУЛЯЦИЯ И СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМЫ

  Просмотров: 4221

СИСТЕМОРЕГУЛЯЦИЯ И СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМЫ

 

Рыжов Б.Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена системно-психологическому анализу продуктивных характеристик деятельности человека, включая получение оценок состояний управляемой системы, работы системорегуляции, показателей качества деятельности и ее производительности. В статье также описываются некоторые пути качественной интерпретации получаемых системных оценок.

Ключевые слова: продуктивные характеристики деятельности, состояния управляемой системы, работа системорегуляции, качество деятельности, производительность труда, психофизиологическая напряженность.

 

SYSTEM REGULATION AND STATES OF THE CONTROLLED SYSTEM

Ryzhov B.N.
MCTTU, Moscow

The article is devoted to a system-psychological analysis of productive characteristics for human activities, including the state estimation for the controlled system and estimations for the system regulation, the quality indicators of work and its performance. This article also describes some ways of a qualitative interpretation for the system assessments.

Key words: productive characteristics of an activity, the state of the controlled system, system regulation, the quality of work, productivity, a physiological tension.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : А.В. Карпов, А.А. Карпов СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

  Просмотров: 5395

СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ
МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ*

 

 

А.В. Карпов, А.А. Карпов

Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова

 

В статье представлен анализ фундаментальной общепсихологической проблемы в контексте одного из новейших направлений современной когнитивной психологии – метакогнитивизма. По отношению к проблеме способностей сформулирован и реализован новый методологический подход – метасистемный. С его позиций раскрыта особая категория способностей – метакогнитивные, а также сформулированы представления о структурно-уровневой организации системы способностей личности в целом.

Ключевые слова: способности, метакогнитивизм, метасистемный подход, уровни способностей, метакогнитивные способности.

 

 

SYSTEM METHODOLOGY AS THE BASIS FOR THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF THE INDIVIDUAL METACOGNITIVE ABILITIES*

 

A.V. Karpov, A.A. Karpov

P.G. Demidov Yaroslavl

State University

 

The anaysis of the fundamental psychological problem in the context of one of the newest trend of modern cognitive psychology (metacognitivism) is presented in the article. In relation to the problem of abilities the methodological approach was formulated. Its name is metasystemic. With positions of this approach revealed special category of abilities – metacognitive abilities. Also the scientific understanding of the structure-level organization of general personality’s abilities’ system was formulated.

Key words: abilities, metacognitivism, metasystemic approach, abilities’ levels, metacognitive abilities.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Бершедова Л. И. ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУДЕЙ

  Просмотров: 4180

ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ  ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУДЕЙ

Бершедова Л. И.

 МГПУ, Москва

 

 

В статье обозначена проблема ценностно-нормативных  аспектов  профессионализма судей. Рассматриваются  подходы к определению профессионализма, культурно-исторические контексты системы правосудия, правовые  идеи и нравственные императивы  профессионализма  судей. Акцентируется внимание  на    социально-психологических критериях  профессионализма судей  и  психологических особенностях  его  развития.

Ключевые слова: профессионализм,  идеология правосудия,  социально-психологические критерии профессионализма,  судейская позиция.

 

VALUE-NORMATIVE BASICS FOR JUDICIAL PROFESSIONALISM

Bershedova L.I.

MCTTU, Moscow

 

The problem of the value-normative aspects for judicial  professionalism  is indicated in this article. Different approaches to the definition of professionalism, cultural and historical contexts of the justice system, the legal ideas and moral imperatives in judicial professionalism are considered. The authors focus attention on the social and psychological criteria of judicial professionalism and psychological aspects of their development.

Keywords: professionalism, the ideology of justice, social and psychological criteria of professionalism, judicial position.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Валявко С. М. ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ФОРМАЛИЗАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, НА ПРИМЕРЕ ТЕСТА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (ТОСМ)

  Просмотров: 5180

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ФОРМАЛИЗАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, НА ПРИМЕРЕ ТЕСТА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (ТОСМ)

Валявко С. М.

МГПУ, Москва

В статье описывается опыт конструирования и формализации диагностической методики изучения мотивации старших дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Ключевые слова:психодиагностика, конструирование методик, формализация методик, мотивация, мотивационная сфера, дошкольники, нарушения речевого развития, Тест общей и специальной мотивации (ТОСМ).

EMPIRICAL EXPERIENCE OF CONSTRUCTION AND FORMALIZATION OF THE PSYCHODIAGNOSTIC METHODS, ON EXAMPLE OF A GENERAL AND SPECIAL MOTIVATION TEST (TGSM)

Valyavko S. M.

MSTTU, Moscow

 

This article describes an experience of methodic construction and formalization for motivation studying of elder preschoolers with normal and speech impairment.

Keywords:psyhodiagnostics, methodic construction, methodic formalization, motivation, motivational sphere, preschoolers, speech development disorders, the general and special motivation test.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Иванцов О. В., Машилов К. В. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ ГРУПП РИСКА

  Просмотров: 4084

РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ ГРУПП РИСКА

Иванцов О. В., Машилов К. В.

МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты пилотного исследования склонности детей с повышенными социальными рисками к различным видам зависимого поведения. Исследование проведено исследования, проведенного в 2012-2014 годах на базе средних образовательных учреждений г. Москвы

Ключевые слова: профилактика зависимостей, психоактивные вещества, подростки группы риска

 

DEVELOPMENT OF NEW FORMS OF EARLY DIAGNOSIS AND PREVENTION OF VARIOUS TYPES OF DEPENDENCIES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS FROM RISK GROUPS

 

Ivantsov O. V., Mashilov K. V.

MCTTU, Moscow

 

The article presents the results of a pilot study of children with elevated social risks to different types of addictive behavior. The study was conducted in 2012-2014 years on the basis of secondary educational institutions of Moscow

Keywords: prevention of addictions, substance use, children and adolescents from risk groups


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Ковтун Ю. Ю. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

  Просмотров: 2946

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Ковтун Ю.Ю.

Белгородский государственный

 национальный исследовательский

университет,  Белгород

 

В статье анализируется проблема формирования субъектности медицинского работника в процессе его образовательной и профессиональной деятельности с точки зрения экологической психологии. Рассматривается больничная среда как особый вид антропогенной среды, выступающей для медицинского работника с одной стороны в форме профессиональной среды, с другой стороны в форме социально-психологической среды. Медицинский работник выступает в качестве продукта развития больничной среды, в которую он постепенно включается во время обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые словаэкологическая психология, экопсихологическая система, больничная среда, компонент среды, экопсихологическое взаимодействие.

 

THE SUBJECT OF THE SOCIAL COMPONENT IN THE ECOPSYCHOLOGICAL SYSTEM

Kovtun Y.Y.

Belgorod State National

Research University, Belgorod

 

The article analyzes the problem of the formation of subjectivity of medical personnel during his educational and professional activities in terms of environmental psychology. Hospital environment is considered as a kind of anthropogenic environment, serving for the medical worker on the one hand in the form of a professional environment, on the other hand in the form of social and psychological environment. Medical worker acts as a product of the hospital environment in which he is gradually activated during learning and future professional activities.

Keywords: environmental psychology, ecopsychological system, hospital environment, component of the environment, ecopsychological interaction.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Кузнецов Д. И. ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА ПРОФЕССИОНАЛА

  Просмотров: 3177

ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА ПРОФЕССИОНАЛА

 

Кузнецов Д. И.

МГУ, Москва

 

В статье предлагается полидеятельностный вариант культурно-деятельностного подхода, в котором «единицей» психологического анализа личности считается совокупность многообразных деятельностей субъекта. Предлагается дополнение  внутридеятельностных уровней анализа субъекта труда уровнем системы деятельностей личности.

Ключевые слова:  личность, система деятельностей, баланс работы и личной жизни, ролевой конфликт, ролевое обогащение, полидеятельностный подход, профессионализация.

 

 

THE POLY-ACTIVITIES APPROACH AS A THEORETICAL BASIS OF A WORK-LIFE BALANCE STUDYING

Kuznetcov D. I.

MSU, Moscow

 

The author of the article considers that poly-activities variant of cultural-activities approach can become strong theoretical basis for Work-Life Balance researches. The "unit" of the psychological analysis of the person in poly-activities approach is set of diverse activities of the subject.  The author offers to different levels of the analysis in one labour  activity of subject to add new level of system of person’s activities.

Keywords: the person, system of activities, work-life balance, role conflict, role enrichment, poly-activities approach, professional development.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №11 : Комаров Р.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ: СПЕЦИФИКА, ПРЕГРАДЫ УСПЕШНОСТИ, ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  Просмотров: 4671

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ: СПЕЦИФИКА, ПРЕГРАДЫ УСПЕШНОСТИ, ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

Комаров Р.В.

МГПУ, Москва

 

В статье раскрываются психологические особенности одаренных учащихся, специфика характеризующих их психологических проблем. Автором представлена оригинальная модель одаренности, прогностический критерий развития успешности и инновационные IT-технологии психологического сопровождения работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренность, потенциал, успешность, психологические преграды, инновационные IT-технологии, профориентация, карьера.

 

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF GIFTED STUDENTS: SPECIFICITY, OBSTACLES TO SUCCESS, INNOVATIVE TOOLS

 

Komarov R. V.

MCTTU, Moscow

The article describes the psychological characteristics of gifted students and their ordinary psychological problems. The author presents an original model of giftedness, a prognostic criterion for the success development and innovative IT- technologies for psychological support of gifted children.

Key words: a talent, a potentiality, a success, psychological barriers, innovative IT-technologies, a vocational guidance, a career.


     Читать полностью...