PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №34 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое (с переводом на английский язык Л. А. Машковой)

Психологические исследования

Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского
Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника
Валявко С. М., Шулекина Ю. А., Чибискова О. В. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников
Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX– начала XX века

Социологические исследования

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А Инновационные технологии социализации учащихся в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Юбилей

Виктору Павловичу Шейнову — 80!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 2 (34)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

Журнал » 2013 №8 : Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА
    Просмотров: 3626

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

 

Гостев А.Н., Ананишнев В.М.,
Демченко Т.С., Кочетов В.В.
МГПУ, Москва

 

В статье исследуются теоретические основы социального проектирования дополнительного образования молодежи (ДОМ). Показана значимость дополнительного образования в подготовке кадров в сфере экономики. На основе теоретического и эмпирического исследований представляются пути рационализации системы социального проектирования ДОМ в г. Москве.
Ключевые слова: социальное проектирование; система дополнительного образования молодежи; институты гражданского общества; административное управление; управленческие структуры; показатели социального проектирования; проект ДОМ; алгоритм проектирования ДОМ.

 

SOCIAL DESIGNING SYSTEM RATIONALIZATION OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR YOUNG PEOPLE IN A CITY

 

Gostev A. N., Ananishnev V. M.,
Demchenko T. S., Kochetov V. V.
MCTTU, Moscow

 

The article presents main theoretical issues for social designing of supplementary education for young people. The supplementary education value during professional training of future economists among the young people is shown. On the basis of theoretical and empirical researches the ways of social designing system rationalization  of supplementary education for young people in Moscow are represented.
Key words: social designing, supplementary education system for young people, institutes of a civil society, administrative control, administrative structures, indicators of social designing, the supplementary education system project, designing algorithm of  for supplementary education.

 

Введение

 

     Социальное проектирование, как рационально-теоретическое (на стадии проектирования), и практическое (на стадии реализации проекта) воздействие со стороны субъекта управления на объект, имеет целью приспособить элементы системы подготовки молодежи к меняющимся социально-экономическим условиям [4, с. 69]. Оно должно обеспечить повышение уровня организации ДОМ, т.е. рациональных и эффективных связей как внутри самой системы, так и отношений с другими образовательными социальными системами.  Проектирование, априори, зависит от внешней среды. Ее элементами являются социальные процессы и явления, обусловленные, в свою очередь, природными, культурными, морально-этическими, экономическими, финансовыми, юридическими, информационными, научными, кадровыми и другими факторами. В социологическом знании проект понимается как некий план, идеальное представление о социальных группах, организациях, институтах. Кроме того, в социальном проекте закрепляется и деятельностный аспект, который заявляется в виде социальных технологий, механизмов.

 

1 Система социального проектирования дополнительного образования молодежи г. Москвы

 

    Как показали результаты анализа существующей системы социального проектирования ДОМ в г. Москве, ее основными объектами, условиями являются:
- государственная политика в области образования, представленная в законах, положениях, актах, уставах высших учебных и образовательных учреждений, внутренних инструкциях и правилах;
- учебно-материальная база: здания, сооружения, лаборатории, библиотеки, учебные программы, компьютерное обеспечение и другое;
- кадровый состав преподавателей, вспомогательного и технического состава образовательного процесса;
- формы, способы обучения и аттестации учащихся;
- социальная база: родители обучающихся, работодатели, институты гражданского общества (Система прав и свобод человека и гражданина, представительные органы власти, политические партии, оппозиция, общественные объединения, профсоюзы, кооперация, трудовые коллективы, религиозные объединении, некоммерческие организации, культурно-просветительные и спортивные общества, оборонно-патриотические правоохранительные общественные организации, детские и молодежные общественные организации, независимые СМИ, общественные объединения предпринимателей и другие [2, с. 71]);
- социальные потребности общества в трудовых кадрах;
- институты конфликторазрешения;
- наличие постоянно действующих социальных механизмов управления ДОМ.
Результаты анкетного опроса молодежи, обучающейся в современной системе ДОМ, показывают, что она в основном оправдывает их ожидания в качестве подготовки к трудовой деятельности (рисунок 1).


Рисунок 1 - Соответствие требованиям молодежи качества дополнительного образования (услуг),

получаемого в Центре ДОМ

 

     В тоже время, экспертный опрос сотрудников Центра ДОМ показывают, что ее система должна совершенствоваться, т.к. уже сейчас в ней не в полной мере учитываются социально-экономические изменения в обществе. Причины этого состоят, по мнению экспертов, в следующем:
- ДОМ не имеет стратегических целей по достижению результатов, необходимых для будущей инновационной экономики;
- цели и ценности управления ДОМ лишь отчасти согласуются с общественными потребностями и идеалами;
- в ДОМ социальные механизмы координации и интеграции в общую систему работы с молодежью остаются неэффективными;
- не в полной мере реализуются демократические принципы самоуправления учреждениями ДОМ;
- управленческие структуры учреждений ДОМ, не заинтересованы в проведении реформ и структурных преобразованиях;
- реформы, инициируемые Министерством образования и науки РФ, оказались нерациональными, популистскими;
- не прогнозируется назревающий разрыв между общественными потребностями в квалифицированных молодежных кадрах и отставанием реальных темпов их подготовки;
- в законодательной базе РФ, обеспечивающей правовое регулирование ДОМ, существует много пробелов, нормативные правовые документы разных министерств, ведомств, служб не согласованы, не мотивируют деятельность по рационализации системы социального проектирования ДОМ;
- деятельность, созданных в российском государстве структур исполнительной власти, не имеет четко разработанной концепции взаимодействия и многие другие.
     Экспертный опрос сотрудников Центра ДОМ о показателях социального проектирования Центра ДОМ показал следующие результаты (таблица1).

Таблица 1
Ранжирование показателей эффективности функционирования системы
социального проектирования ДОМ г. Москвы



п\п

Показатель

Средний
Индекс

1

Мотивация кадров на деятельность по социальному проектированию ДОМ

0,73

2

Специализированная подготовка кадров

0,71

3

Уровень совершенства социального контроля

0,69

4

Корпоративное сознание кадров системы проектирования

0,68

5

Алгоритмизация деятельности по социальному проектированию

0,61

6

Уровень конфликтности в системе проектирования

0,59

7

Удовлетворённость условиями труда

0,58

8

Кадровая политика

0,53

9

Стиль и методы управления в системе социального проектирования

0,52

10

Инновационные изменения в социальных механизмах проектирования

0,51

11

Участие в проектировании представителей институтов гражданского общества

0,49

12

Система стимулирования сил социальных механизмов проектирования

0,46

13

Правовая культура сотрудников

0,44

14

Текучесть кадров

0,34

15

Развитость коммуникаций

0,29

Проект ДОМ включает описание алгоритма деятельности, который дает представление о том кто, когда, где, какими средствами должен быть реализован. Обеспечивающими деятельность по социальному проектированию ДОМ являются изучение и оценка социальных проблем подготовки молодежи, прогнозирование их развития. Например, прогнозирование предполагает чему будет необходимо обучить молодежь, какой должна быть система обучения, какие структуры будут увязаны в социальные механизмы, что может произойти в системе ДОМ при реализации социального проекта.
К содержанию алгоритма проектирования ДОМ, как показывает анализ проектной деятельности современных структур, относятся такие обязательные процедуры:
- определение уровня подготовки современной молодежи в основных образовательных учреждениях государства силами и средствами социального контроля (социального мониторинга);
- оценка рациональности имеющихся проектов;
- разработка методики подготовки проекта;
- отбор и подготовка кадров для разработки проекта.
Эти процедуры, как показывает практика, эффективно реализуются структурами, заключенными в социальные механизмы, которые представляют собой объединение субъектов, заинтересованных в рациональной разработке проекта.
Разумеется, основным элементом системы социального проектирования ДОМ является кадровый состав. Профессиональная подготовка кадрового состава структур социального проектирование является элементом общей социальной системы, подчиняется законам существования и управления обществом. Социальное проектирование становится как полифункциональным, так и специализированным, что определяет потребность в диверсификации подготовки кадров. Поскольку люди, наряду с техникой, являются компонентами социума, то организации социального проектирования – это социотехнические открытые системы. К такому типу систем, безусловно, относится социальное проектирование ДОМ.


2 Современная система социального проектирования

 

Современная теория социального проектирования основана на принципах: обусловленности социальных инноваций высоким уровнем политической, экономической и социально-психологической подготовки кадров; скоординированности профессиональной активности разработчиков; кооперации руководителей и исполнителей; мотивации разработчиков на добросовестный труд [1, с.76]; социальной ответственности; профессиональной компетентности; непрерывности образования кадров.

Рациональное социальное проектирование ДОМ невозможно без организации социального контроля. Контроль, как свидетельствует социальная практика, должен быть регулярным, системным, разносторонним (горизонтальным, вертикальным), внезапным, постоянным, жестким, экономичным. При осуществлении проектирования системообразующим компонентом является цель ДОМ, для достижения которой разрабатываются и формулируются задачи, представляющие собой собственные иерархические уровни.

Первый - это задачи по выполнению социального заказа общества, его различных социальных групп. Второй - задачи каждой образовательной программы, каждого типа учреждений ДОМ в отдельности. Третий – повседневные задачи учреждений ДОМ, в результате решения которых обеспечивается учебно-воспитательный процесс.

Результаты анализа опыта социального проектирования на эмпирической базе исследования показывают, что оно объективно состоит из нескольких стадий. Первая – концептуальная. Эта стадия состоит, в свою очередь, из следующих этапов: а) теоретическое описание действующей системы социального проектирования ДОМ; б) выявление противоречия (определения несоответствия имеющейся системы современным требованиям); в) определение проблематики; г) формулирование проблемы; д) разработка цели; е) выбор показателей и определение параметров проектируемой системы ДОМ.Вторая - собственно проектирование. Она также включает несколько этапов: построение пилотажного проекта; оптимизация проекта; выбор проекта (принятия решения о разработке конкретного варианта проекта).Третья – конструирование. Ее этапы: разработка технологии проектирования; исследование условий реализации проекта; построение программы; операционализация проекта.Четвертая - заключительная стадия. Этапы: сравнения полученных результатов с показателями разработанного проекта; корректировки результатов; контроль (мониторинг) процесса реализации.

Таким образом, проектирование ДОМ – это, с одной стороны, функция социального института управления; с другой, - социальная технология разработки потребностей будущего; с третьей – алгоритм процедуры реализации.

Отечественный и зарубежный опыт подготовки людских ресурсов к деятельности в условиях инновационной экономики показывает, что достичь необходимого уровня качества образованности будущих специалистов невозможно без организации централизованного управления дополнительным образованием молодежи. В свою очередь, эффективность управления находится в прямой зависимости от качества, достоверности, полноценности, своевременности информации о процессах, происходящих в социуме. Основным «производителем» такого уровня и качества аналитической информации, поступающей в высшие органы государственной власти, как свидетельствуют результаты данного исследования, должны стать ведомственные научно-исследовательские и информационно-аналитические подразделения, организованные в единую систему. Следует отметить, что в современных условиях власть не может существовать без специальной организации получения достоверной социально-психологической информации.

На основе результатов анализа научной литературы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, организационно-штатная структура перспективных проектных организаций должна формироваться с учетом соблюдения комплекса принципов: структурно-деятельностного (состав сил и средств структуры обеспечивает выполнение функций согласно требованиям основных этапов деятельности); междисциплинарного (формирование организационных структур, исходя из предметной области нескольких наук, в рамках которых организуется и проводится деятельность); «проблемной организации» (обеспечивается разработка конкретной проблематики).

Во-вторых, эти организации должны не только изучать, систематизировать данные о социальной сфере, но и объяснять их, разрабатывать рекомендации для органов управления, участвовать в практической их реализации.

В-третьих, в перспективную структуру проектной организации необходимо включение специальных подразделений, выполняющего функции: научно-методического обеспечения исследований, разработки практических рекомендации для органов управления по реализации результатов исследования, организации научного обеспечения выполнения управленческих решений.

В-четвертых, на базе этих научно-исследовательских организаций необходимо формировать и готовить временные творческие коллективы для решения ситуационных исследовательских задач.

В-пятых, проектные организации должны иметь вертикальное построение и двойное подчинение: органам управления (отраслей, ведомств) и подобной вышестоящей структуре.

В-шестых, опыт организации и функционирования проектных организаций необходимо учитывать и использовать при разработке концептуальных основ подобных организаций в государственных органах законодательной и исполнительной власти.

Экспертные оценки показывают, что система социального проектирования ДОМ в настоящее время лишь частично представляет собой институциональный характер. Она не смогла оптимально интегрироваться в систему управления образованием и детерминирует развитие негативных процессов в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Социальное проектирование ДОМ должно строиться с соблюдением организационных принципов. Среди них следует выделять структурно-организационные, структурно-функциональные и структурно-процессуальные группы принципов.
На основании вышеизложенного, современная система социального проектирования учреждения дополнительного образования молодежи должна представлять следующую структуру (рисунок 2).

 

  

Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В.  РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

 

Рисунок 2 - Вариант системы социального проектирования учреждения дополнительного образования молодежи

 

Как видно на рисунке в предлагаемом варианте системы могут быть представлены несколько основных уровней управления: а) формального управления: федеральные органы управления; министерские (ведомственные); территориальные (местные); учреждения образования различных видов собственности; б) неформального (социального контроля): институты гражданского общества, традиции, обычаи, нравы, нормы, ценности [3, c 16].

Организационная структура социального проектирования образования (в т.ч. ДОМ) должна включать в себя единую систему центров проектирования кризисных ситуаций в образовательном пространстве. В качестве структурных элементов в нее уже сегодня включены соответствующие министерские и ведомственные структуры управления.

Такой подход дает возможность создать центральный орган социального проектирования, ответственный за обеспечение образования молодежи. Оптимальная система социального проектирования предполагает сочетание централизации государственного управления с расширением прав и возможностей нижестоящих структур в решении задач профилактики угроз в сфере образования молодежи.

 

3 Структура управления социальным проектированием дополнительного образования

 

Организационная система управления в нашей стране (с ее огромной территорией, большим количеством и многонациональностью населения) невозможна без построения всей вертикали взаимодействия с использованием единых технических средств и программного обеспечения. В условиях быстрого прогресса в создании новых информационных средств и технологий всякая перспектива в деятельности затруднительна без постоянного научного обеспечения. Поэтому в организационной структуре социального проектирования становится необходимостью централизация научно-исследовательских работ.

Построение организационной структуры социального проектирования должно быть адекватной как опасностям, так и экономическим возможностям субъектов управления и обеспечивать решение таких задач как: анализ и оценка социально-психологической обстановки в сфере образования, своевременное вскрытие угроз, прогнозирование их развития, планирование деятельности по предупреждению и ликвидации опасностей, выработка указаний и рекомендаций разрешения социальных конфликтов в образовательной среде и т.п.; оценка эффективности системы ДОМ; руководство деятельностью учреждений ДОМ и координация их взаимодействия с общественными организациями и объединениями; обеспечение эффективного функционирования системы подготовки педагогических и иных кадров для ДОМ; контроль развития системы ДОМ и других.

В ходе совершенствования системы социального проектирования ДОМ должны выполняться несколько требований: во-первых, сохранение и максимальное использование потенциала систем социального проектирования (управления) законодательной и исполнительной власти; во-вторых, комплексное совершенствование всех элементов системы управления при первоочередном развитии системы связи, передаче информации, контроля исполнения; в-третьих, соответствие инфраструктуры системы социального проектирования составу федеральных и местных органов управления, выполняемым задачам, экономическим возможностям; в-четвертых, обеспечение взаимосвязанного функционирования всех уровней социального проектирования; в-пятых, унификация и стандартизация систем и средств социального проектирования, программная и аппаратная совместимость, модульно-блочное построение и другое. В контексте данного исследования предполагается определение «облика» системы управления социальным проектированием дополнительного образования молодежи крупного города. Ее составными частями должны быть несколько функциональных групп (рисунок 3).

 

 

 Рисунок 3 - Структура управления социальным проектированием дополнительного образования молодежи крупного города (Вариант)

 

     Посектирования ДОМ способна синтезировать в себе такие виды деятельности как: аналитическую, прогнозирование, проектирование, социальное планирование и непосредственное руководство конкретными образовательными процессами.
Совершенствование системы социального проектирования ДОМ, как показывают расчеты, не повлечет за собой значительные дополнительные расходы, т.к. она будет встроена в систему общего управления образованием, где в настоящее время есть достаточные финансовые и технические ресурсы. Эффективность и качество системы управления  повышаются за счет рационального введения элементов централизации, коллективной выработки и принятия стратегических решений.

Заключение

 

     Таким образом, для рационализации системы социального проектирования ДОМ сложились благоприятные условия: успешно функционирует многоуровневая система подготовки кадров, способная удовлетворять потребности органов государственного управления ДОМ; есть достаточное количество финансовых и технических ресурсов.

 

Литература

  1. Аверченко Л.К. Психология управления./ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. Новосибирск: НГАЭ И У.М. ИНФРА, 2007. С. 76.
  2. Гостев А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: монография./ А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. М.: СГА, 2011. С. 71.
  3. Гостев А.Н. Информационно-психологическая защита промышленного предприятия: монография./ А.Н. Гостев. М.: ГУУ, 2013. 167 с.
  4. Фомина А.Б. Интеграция общего и дополнительного образования: стратегия и современная практика. М.: Гардарики, 2009. 69 с.