Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Иванцов О. В., Машилов К. В. употребление различных психоактивных веществ и системный патогенез аддиктивного поведения

Журнал » 2013 №8 : Иванцов О. В., Машилов К. В. употребление различных психоактивных веществ и системный патогенез аддиктивного поведения
    Просмотров: 3273

УПОТРЕБЛЕНИЕ  РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 
И СИСТЕМНЫЙ ПАТОГЕНЕЗ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Иванцов О. В., Машилов К. В.
МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты проведенного исследования проведенного в 2012/2013 учебном году на базе одного из Московских колледжей сферы услуг и Московского ВУЗа, направленного на выявление фактов употребления учащимися различных психоактивных веществ (ПАВ) с использованием экспресс-теста ESPAD, так же представлены выявленные взаимосвязи между готовностью к риску, гедонизмом и употреблением ПАВ. В статье обсуждаются параллели между результатами психологических исследований и данными нейрофармакологии.
Ключевые слова: наркотические и психотропные вещества, аддиктивное поведение.

 

 

THE USE OF DIFFERENT PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

AND SYSTEM PATHOGENESIS OF ADDICTIVE BEHAVIOR

 

Ivantsov O. V., Mashilov K. V.
MCTTU, Moscow

 

This article presents the results of a study conducted in 2012/2013 at one of the Moscow College of services and one of the Moscow university. The aim was to identify the facts of psychoactive substances use among students. In this study the express-test ESPAD is used. Also the relationship between the identified risk-taking readiness, hedonism and the use of psychoactive substances are presented. The paper discusses the parallels between the results of psychological research and neuropharmacology data.
Key words: narcotic and psychoactive substances, addictive behavior.

 

Введение

 

Широкое распространение и доступность алкоголя и различных наркотических веществ в молодежной среде на сегодня является одной из важнейших социальных проблем. Несмотря на это в настоящее время нет достаточной информации о доли зависимых лиц среди молодежи, степени распространения употреблении различных видов ПАВ и периодичности их употребления, не изучена доля так называемого скрытого контингента групп риска (потребление которых носит латентный, незарегистрированный характер). Между тем, задача получения детальной статистики, касающейся распространения и употребления алкоголя и наркотических веществ имеет высокое практическое значение, так как полученные данные могут лечь в основу разработки стратегии работы по профилактике аддиктивного поведения среди молодежи. Отметим, что исследование данной проблематики обладает определенной спецификой: получение правдивых ответов респондентов об их опыте употребления ПАВ возможно только в том случае, если строго соблюдаются принципы анонимности и конфиденциальности, т.е. респонденты будут уверены в том, что предоставление подобной информации не будет иметь для них никаких негативных последствий.

Образовательные учреждения имеют возможность проведения социально-психологического тестирования прямо в учебном заведении. Организация подобных исследований позволяет изучить психологические факторы и поведенческие особенности, влияющие на формирование аддиктивных жизненных установок у учащихся и студентов, а также их социальные характеристики, успеваемость, интересы, варианты проведения досуга, доступность ПАВ и отношение к их употреблению. Полученные данные могут быть использованы для разработки целенаправленных образовательных профилактических программ, учитывающих личностные и социальные характеристики обучающихся, особенности образовательной среды и уровень распространенности употребления табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ в конкретном учебном заведении. Данные действия позволят качественно и дифференцированно выстроить профилактическую работу в образовательном учреждении. Также общеобразовательные учреждения находятся в тесном контакте с родителями учащихся, что позволяет своевременно ознакомить родителей с результатами проведенных социально-психологических исследований и рекомендовать родителям учащихся с девиантным поведением и высокими рисками развития зависимости пройти тестирование на употребление ПАВ. У родителей есть возможность, как самостоятельно купить в аптеке тест-полоски на определение содержания метаболитов наркотических и ПАВ в биологических жидкостях, либо обратиться за консультативной и диагностической помощью к специалистам.

 

1 Материал и методы исследования

 

Социально-психологическое тестирование обучающихся рекомендуется проводить анонимно с целью выявления групп риска среди учащихся. Экспресс-тест, разработанный сотрудниками ФГБУ ННЦ наркологии Минздравсоцразвития России на основе анкеты ESPAD (Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам), адаптированной к возрасту испытуемых и целям исследования. Методологической основой анкеты являются научные разработки Экспертного комитета по эпидемиологии наркотиков Группы Помпиду Совета Европы. Экспресс-тест состоит из 20 вопросов, касающихся социально-демографических характеристик учащихся; вопросов, отражающих периодичность употребления респондентом ПАВ, случаев асоциального поведения, а также отношение респондента к употреблению ПАВ и степени нанесения вреда здоровью при употреблении ПАВ другими людьми. Экспресс-тест позволяет отнести часть испытуемых к «группе риска» по употреблению табака, алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, и рекомендовать данным учащимся либо их законным представителям обратиться за консультативной или диагностической помощью в медицинские учреждения наркологического профиля, либо центры здоровья [3].

В исследовании, направленном на выявление фактов употребления учащимися различных ПАВ помимо экспресс-теста ESPAD использовались так же методика «Тест на уровень гедонизма» (направленность человека на получение удовольствий) и диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта) для выявления коэффициента корреляции между готовностью к риску, гедонизмом и употреблением ПАВ.

Исследование, направленное на выявление фактов употребления учащимися различных ПАВ с использованием экспресс-теста ESPAD, проводилось в 2012/2013 учебном году на базе одного из Московских колледжей сферы услуг. Исследование ставило перед собой две задачи: апробация модифицированной версии опросника и выявление особенностей распространения различных видов ПАВ среди учащихся с целью определения уровня распространенности употребления ПАВ среди учащихся конкретного учебного заведения. Для обоснования достоверности полученных данных они сопоставлялись с данными исследовательского проекта ESPAD, проведенного на значительно большей выборке с применением полной версии анкеты начиная с 1999 по 2011 год.

В исследовании приняли участие 158 учащихся в возрасте от 14 до 24 лет, из которых 100 юношей и 58 девушек. Средний возраст респондентов составил 18 лет.

Кроме того, исследование потребления марихуаны одновременно проводилось на базе одного из московских ВУЗов. В исследовании приняло участие 57 человек, из них юношей – 28, девушек – 29. Средний возраст испытуемых составил 21-24 года. Все анкетируемые являлись студентами трёх групп одного курса и факультета. Обследование проводилось методом анонимного анкетирования, позволяющего исследовать проблему распространенности и гендерных особенностей потребления препаратов конопли в студенческой среде с использованием анкеты ESPAD.

 

2 Результаты исследования

   Представим описание результатов полученных при диагностике учащихся колледжа (таблица 1).

Таблица 1
Распространенность употребления ПАВ (n=158)

Тип зависимости

Пол

0

от 1 до 2

от 3 до 5

от 6 до 9

от 10 до 19

от 20 до 39

40 и более

Курение (в течение месяца)

Ж

23

23

9

13

12

8

12

М

19

11

19

10

14

6

21

Алкогольные напитки (в течение месяца)

Ж

39

42

11

3

3

0

2

М

36

33

19

5

2

1

4

Марихуана (в течение жизни)

Ж

70

6

6

3

7

1

7

М

62

16

13

5

1

0

3

Марихуана (в течение месяца)

Ж

95

0

0

0

0

2

3

М

91

8

0

0

1

0

0

Экстези (в течение жизни)

Ж

92

2

0

2

2

2

0

М

97

1

1

1

0

0

0

Экстези (в течение года)

Ж

100

0

0

0

0

0

0

М

99

1

0

0

0

0

0

Экстези (в течение месяца)

Ж

100

0

0

0

0

0

0

М

100

0

0

0

0

0

0

Ингалянты (в течение жизни)

Ж

88

2

2

2

2

2

2

М

93

2

2

1

1

1

0

Ингалянты (в течение года)

Ж

98

2

0

0

0

0

0

М

99

0

1

0

0

0

0

Ингалянты (в течение месяца)

Ж

98

2

0

0

0

0

0

М

100

0

0

0

0

0

0

Транквилизаторы (в течение жизни)

Ж

93

0

3

2

2

0

0

М

100

0

0

0

0

0

0

Амфетамины (в течение жизни)

Ж

92

3

2

0

0

0

3

М

95

2

1

0

1

0

1

ЛСД (в течение жизни)

Ж

94

3

3

0

0

0

0

М

95

2

2

1

0

0

0

Крэк (в течение жизни)

Ж

98

2

0

0

0

0

0

М

98

0

1

1

0

0

0

Кокаин (в течение жизни)

Ж

98

0

0

0

0

0

2

М

97

1

1

0

1

0

0

Релевин (в течение жизни)

Ж

100

0

0

0

0

0

0

М

100

0

0

0

0

0

0

Героин (в течение жизни)

Ж

97

3

0

0

0

0

0

М

100

0

0

0

0

0

0

Галлюциногенные грибы (в течение жизни)

Ж

97

3

0

0

0

0

0

М

96

2

0

1

0

0

1

Оксибутират натрия (в течение жизни)

Ж

100

0

0

0

0

0

0

М

99

0

1

0

0

0

0

Анаболические стероиды (в течение жизни)

Ж

100

0

0

0

0

0

0

М

99

1

0

0

0

0

0

Инъекции героина, кокаина или амфетаминов с помощью шприца (в течение жизни)

Ж

98

0

2

0

0

0

0

М

100

0

0

0

0

0

0

Курение

Частота курения учащимися в течение последнего месяца наиболее показательна и свидетельствует о регулярном курении: не курили – 23% девушек и 19% юношей; 1-2 раза – 23% девушек и 11% юношей; 3-5 раз – 9% девушек и 19% юношей; от 6 до 9 раз – 13% девушек и 10% юношей; от 10 до 19 раз – 12% девушек и 24% юношей; от 20 до 39 раз – 8% девушек и 6% юношей; 40 раз и более – 12% девушек и 21% юношей.

Алкоголь

В России алкоголь является наиболее распространенным ПАВ, приобщение к которому начинается с подросткового возраста, а в некоторых случаях и раньше. Зачастую первые пробы алкоголя происходят в семейном кругу, но наиболее интенсивное употребление алкогольных напитков в молодом возрасте происходит в кругу друзей и сверстников [1, 5, 14].
Частота употребления алкогольных напитков студентами в течение последнего месяца наиболее показательна и свидетельствует о регулярном употреблении: не употребляли алкогольные напитки – 39% девушек и 36% юношей; 1-2 раза – 42% девушек и 33% юношей; 3-5 раз – 11% девушек и 19% юношей; от 6 до 9 раз – 3% девушек и 5% юношей; от 10 до 19 раз – 3% девушек и 2% юношей; от 20 до 39 раз – 0% девушек и 1% юношей; 40 раз и более – 2% девушек и 4% юношей.

Марихуана

Этот наркотик занимает особое место в структуре заболеваемости и механизмах развития наркоманий, как силу своей распространенности так и в силу некоторых фармакологических особенностей [9, 10, 11]. Это один из видов «переработки» конопли (Cannabis sativa). В ней найдено около 400 органических соединений, но основным веществом, обусловливающим наркотический эффект и приводящим к наркомании, является дельта-9-тетрагидроканнабинол (в дальнейшем ТГК).

Наркотические препараты конопли имеют множество названий. Наиболее распространенные из них – гашиш, анаша, марихуана. Разнообразие названий обусловлено местами произрастания конопли, используемыми частями растений, способами применения. Одним из способов является курение, и поэтому таких наркоманов нередко называют «обкуренными». Причины начала потребления препаратов конопли не оригинальны: вовлечение, жажда легких удовольствий или успокоения; неблагоприятная семейная ситуация (родители зачастую не усматривают в потреблении конопли «ничего особенного»).

Каннабиноиды – вторые по распространенности опьяняющие вещества в мире. Вместе с тем вокруг них бытует множество неправомерных убеждений, на которых мы остановимся в дальнейшем. Каннабиноиды – древнейшие наркотики, сведения об опьяняющем их действии родились в Древнем Китае во II в. до н. э. Затем они перекочевали в Индию, в Персию и, наконец, к арабам. Существовала воинствующая мусульманская шиитская секта ассасинов, глава которой побуждал своих воинов принимать гашиш (отсюда второе название секты: «хашишисты»), чтобы убивать неугодных и неверных. Assassin, assassino в переводе на европейские языки – убийцы.

Таким образом, криминальный аспект действия препаратов конопли известен со времен Средневековья. В Европе конопля сначала использовалась как техническое средство для производства канатов. В таком качестве испанцы перевезли ее в Западное полушарие, где коренными жителями под названием «марихуана» она стала использоваться как наркотик и проникла в США через Мексику. В дальнейшем коноплю, уже как наркотик, привезли в Европу отступающие из Египта войска Наполеона Первого. Второй источник европейского наркотического потребления – торговые связи Англии и Индии. В России с давних времен существовали очаги употребления каннабиноидов: южная Сибирь и Средняя Азия. В 20-30-е годы XIX в. вспышка «гашишизма» возникла среди беспризорников Поволжья. После Великой Отечественной войны эта наркомания прокатилась по лагерям заключенных. Затем, до середины 1980-х гг. затихла, чтобы в дальнейшем приобрести эпидемический характер.

Еще в 1928 г. в Уголовный кодекс СССР была включена статья, запрещающая свободный оборот конопли. В 1961 г. подобное же запрещение прозвучало как конвенция комитета ООН по наркотикам.
Последовательно рассмотрим (как и при других видах зависимости) фармакологические свойства ТГК; острое опьянение препаратами конопли; хронические расстройства при длительном их употреблении; зависимость и «синдром отмены» и последствия злоупотребления.

Фармакология ТГК. Это вещество прекрасно растворимо в жирах, в частности в соответствующих тканях мозга и в жировой клетчатке. Разрушение и преобразование ТГК в печени происходит чрезвычайно медленно. Он сохраняется в организме более 3 суток, а в жировых тканях до 2 недель. Такая длительность пребывания в организме имеет значение для относительно позднего образования зависимости. ТГК действует на воспринимающие структуры организма, именуемые рецепторами. Одни из них находятся в клетках иммунной системы, отвечающих за сопротивляемость инфекционным и онкологическим заболеваниям. Иммунитет угнетается, риск возникновения указанных заболеваний увеличивается.

Другие рецепторы находятся в головном мозге. ТГК снижает интенсивность сигналов, передаваемых от одной нервной клетки к другой, обусловливая ослабление памяти, внимания, снижение двигательной активности и температуры тела. Действие ТГК на упомянутые рецепторы тормозит гиперактивность вызванную избытком дофамина и представляется двухфазным – сначала возбуждение психических функций, затем их торможение. Во всяком случае, фармакология ТГК наилучшим образом объясняет последствия употребления препаратов конопли.

Среди подростков бытует мнение (чаще навязанное «опытными» сверстниками), что в приеме таких препаратов «ничего особенного» или «ничего страшного». Однако это не так. В эмоциональной сфере происходят сложные изменения. Настроение повышается (особенно, когда этого ждут), но эйфория всегда сочетается со страхом. «Забивший косяк» с удивлением и тревогой смотрит на себя со стороны. Весьма нередко эйфории не бывает, а возникает насильственный смех, который потребители конопли, впоследствии называют «глупым». Однако самым главным (и самым опасным) эмоциональным нарушением является – легкая и групповая изменчивость эмоций. Коллективная веселость «в мгновение ока» превращается в коллективную панику или в коллективное раздражение с желанием разрушительных действий. Интересно, что коллективные решения облегчаются тем, что группа, потребившая коноплю, совершенно не замечает посторонних. Именно в таком состоянии группа потребителей марихуаны убила американскую кинозвезду Шарон Тейт.

В сфере интеллектуальных функций наблюдается, с одной стороны, возбуждение мышления, «наплывы мыслей», легковесные решения, соответствующие эмоциональным изменениям. С другой стороны: рассеянность, невозможность сосредоточиться, ослабление памяти. Иногда возникает ощущение всемогущества и вседозволенности.

В сфере восприятия наиболее часто наблюдается чувство неестественности окружающего мира, а также обострение зрительного и слухового восприятия. Время течет необычно мед­ленно, что переживается мучительно. Галлюцинации, особенно затемняющие сознание, возникают при действии высоких доз ТГК. Характерно возникновение острого чувства голода и жажды, особенно при затихании эмоциональных изменений. Половое влечение изменяется разнонаправленно. Чувство жажды усиливается выраженной сухостью слизистых глотки и языка.

При хроническом потреблении картина опьянения становится менее яркой, зато на первый план выступают изменения личности подростка. Возможны следующие варианты таких изменений и их сочетаний:

  • постоянная апатия и сонливость;
  • раздражительность, взрывчатость, грубость, безнравственность;
  • прогрессирующее падение оперативной и прочих видов памяти, снижение интеллекта, в том числе способности к абстрактному мышлению (нередко на фоне постоянного благодушия);
  • социальные последствия: уменьшение притязаний, стремления к соперничеству, потеря планов на достижение значимого общественного положения, прекращение занятий спортом и потеря других увлечений;
  • расстройства со стороны дыхательной системы: постоянный кашель, отек и воспаление слизистой глотки, заложенность носа. У потребителей конопли, чаще, чем у остального населения, наблюдаются хронические бронхиты и рак легких. Это связано с влиянием ТГК на иммунитет
  • половые расстройства: снижение влечения, потенции; не­регулярность или отсутствие менструаций, невозможность нормального течения беременности или бесплодие.

     Хронические психозы возникают у потребителей гашиша, марихуаны и т. п. в 18 % случаев. Вопрос о связи интоксикации ТГК с возникновением тяжелого и мало обратимого психического заболевания – шизофрении – был поставлен американскими исследователями. Связь ТГК и шизофрении до сих пор дискутируется.
Существует несколько концепций:

  • ТГК вызывает психозы с некоторыми шизофреническими симптомами (галлюцинации, идеи преследования и др.), так называемые шизофреноподобные проявления;
  • ТГК вызывает именно шизофрению, и даже прерывание приема препаратов конопли не приводит к обратному развитию психоза;
  • ТГК вызывает (провоцирует) шизофренический процесс лишь у генетически предрасположенных лиц.

До сих пор, говоря о хронических потребителях конопли, имелась в виду психическая, или психологическая, зависимость, т. е. стремление к получению удовольствия или успокоения. Чем это чревато, уже описано подробно. В то же время препараты конопли вызывают и физическую зависимость – дискомфорт в отсутствие привычного наркотика. Следует упомянуть, что развитие физической зависимости при потреблении каннабиноидов признается не всеми и отрицается это, прежде всего перед подростками, лицами, причастными к наркоторговле. Физическая зависимость существует, но формируется она относительно медленно, гораздо медленнее, чем у потребителей героина, кокаина и других наркотиков. Причина этого – длительное пребывание каннабиноидов в организме, медленные их распад и выведение. Поэтому «синдром отмены» может развиться спустя заметный срок после последнего приема наркотика; развиваться медленно и быть не столь ярким. Переход от злоупотребления к зависимости может быть мало заметен.
Наиболее значимый признак – переход от группового потребления к одиночному.
В картине «синдрома отмены» разными авторами отмечаются:

  • изменения настроения: тревога, депрессия, иногда злобность;
  • астения: утомляемость в сочетании с раздражительностью;
  • исчезновение аппетита и сна; ночные кошмары;
  • малодифференцированные неприятные ощущения в различных частях тела (сенестопатии);
  • головные боли, неприятные ощущения в области сердца, тошнота, спазмы желудочно-кишечного тракта, мышечные боли, дрожание мышц, ознобы, учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления.

При обработке ответов студентов об употреблении препаратов конопли, были получены следующие сведения: 21% респондентов отметил, что употреблял марихуану или гашиш хотя бы один раз в жизни (при этом о наличии опыта курения препаратов конопли написали 33% респондентов мужского пола, и только 11% - среди респондентов женского пола). В течение последнего года употребляли препараты конопли 8% опрошенных студентов. При этом, все они были мужского пола (это 15% опрошенных юношей).

На систематическое употребление каннабиноидов указывают данные самоотчета респондентов за последние 30 дней. В течение последнего месяца 4% опрошенных юношей употребляли марихуану или гашиш. Респонденток среди употреблявших каннабиноиды за последний месяц не было. Всего на употребление марихуаны за последние 30 дней указали 2% испытуемых (рисунок 1).


Рисунок 1-  Распространенность потребления препаратов конопли среди студентов образовательного учреждения высшего профессионального образования (N = 57)

 

    Данные о распространенности курения препаратов конопли среди студентов, были сопоставлены с ответами студентов об их мнении о вреде употребления марихуаны и гашиша. Согласно ответам респондентов 89% юношей и 75% девушек считают, что систематическое употребление марихуаны несет большую опасность для здоровья. Вместе с тем разовое курение препаратов конопли считают опасным только 41% юношей и 54% девушек (таблица 2).

Таблица 2
Мнения студентов образовательного учреждения высшего профессионального образования о вреде эпизодического и регулярного употребления препаратов конопли (N = 57)

 

Юноши

Девушки

Частота употребления Вред для здоровья

1 – 2 раза

Регулярно

1 – 2 раза

Регулярно

Очень большой

41%

89%

54%

75%

Умеренный

22%

0%

22%

14%

Слабый

26%

4%

11%

0%

Риска нет

7%

0%

7%

7%

Не знаю/ нет ответа

4%

7%

6%

4%

Таким образом, хотя большинство опрошенных осознают опасности, связанные с систематическим курением марихуаны, многие респонденты предполагают, что единичный эпизод употребления не будет иметь последствий для здоровья. Такая точка зрения может провоцировать употребление марихуаны или гашиша в «экспериментальных» целях. В то же время в некоторых случаях даже единичное употребление может иметь отрицательные последствия: многие авторы подчеркивают, что «даже однократное употребление марихуаны, можно рассматривать как своеобразную инициацию, расширяющую для индивида диапазон допустимого для него поведения».

Другие результаты были получены при обследовании студентов среднего специального учреждения образования. Среди его студентов в течение жизни: не употребляли марихуану – 70% девушек и 62% юношей; 1-2 раза – 6% девушек и 12% юношей; 3-5 раз – 6% девушек и 13% юношей; от 6 до 9 раз – 3% девушек и 5% юношей; от 10 до 19 раз – 7% девушек и 1% юношей; от 20 до 39 раз – 1% девушек и 0% юношей; 40 раз и более – 7% девушек и 3% юношей. Употребление марихуаны в течение последнего месяца: не употребляли марихуану – 95% девушек и 91% юношей; 1-2 раза – 0% девушек и 0% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 0% юношей; от 6 до 9 раз – 0% девушек и 0% юношей; от 10 до 19 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 20 до 39 раз – 1% девушек и 0% юношей; 40 раз и более – 3% девушек и 0% юношей.

Таким образом, по результатам исследования 38% юношей и 30% девушек отметили, что курили марихуану хотя бы один раз в жизни. Согласно ответам испытуемых за последний год употребили препарат 17% девушек и 20% юношей. 9% юношей и 5% девушек отмечали употребление препаратов конопли в течение последнего месяца, что может свидетельствовать о систематическом потреблении (рисунок 2).


Рисунок  2 - Распространенность потребления препаратов конопли среди студентов образовательного учреждения средне - профессионального образования (N = 158)


     Сравнивая результаты двух исследований, можно констатировать, что среди студентов средне – профессионального учебного заведения уровень потребления марихуана более чем в два раза превышает распространенность этого вещества среди студентов ВУЗа. Это может быть связано с высоким уровнем социального неблагополучия в этой группе. Характерно, что несмотря на то, что средний возраст студентов колледжа меньше возраста опрошенных студентов ВУЗа, доля опрошенных, пробовавших марихуану в течение жизни среди студентов средне-специального учебного заведения выше. Это подтверждает имеющиеся в литературе данные о том, что социальное неблагополучие является одним из факторов развития аддиктивного поведения.

На вопрос о том, насколько, по мнению респондентов, употребление марихуаны (однократное и регулярное) несет риск для здоровья были получены следующие ответы (таблица 3)

Таблица 3
Мнения студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования о вреде эпизодического и регулярного употребления препаратов конопли (N = 158)

 

Юноши

Девушки

Частота употребления /Вред для здоровья

1 – 2 раза

Регулярно

1 – 2 раза

Регулярно

Очень большой

24,00%

56,00%

28,00%

60,00%

Умеренный

19,00%

19,00%

23,00%

18,00%

Слабый

20,00%

10,00%

30,00%

10,00%

Риска нет

24,00%

4,00%

10,00%

5,00%

Не знаю/ нет ответа

13,00%

11,00%

9,00%

7,00%

Таким образом, значительная часть опрошенных юношей, учащихся в колледже (24%), считает, что разовые эпизоды курения марихуаны не несут опасности для здоровья, а 10% считают для себя вполне допустимым регулярное употребление. Среди юношей, учащихся в средне-профессиональном учебном заведении, доля респондентов, не учитывающих возникающие при употреблении препаратов конопли риски, значительно превышает долю таких респондентов среди студентов ВУЗа (интересно, что в среди респондентов женского пола аналогичные показатели студентов колледжа и ВУЗа близки между собой). В связи с этим, можно предположить, что представления о наркотиках и их вреде для здоровья специфичны для различных социальных групп, а также в некоторых случаях имеют гендерную специфику.

Экстази

Употребление экстази в течение жизни: не употребляли экстази – 92% девушек и 97% юношей; 1-2 раза – 2% девушек и 1% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 6 до 9 раз – 2% девушек и 1% юношей; от 10 до 19 раз – 2% девушек и 0% юношей; от 20 до 39 раз – 2% девушек и 0% юношей; 40 раз и более – 0% девушек и 0% юношей. В течение последнего года только 1% юношей употребляли экстази.

Ингалянты

Употребление ингалянтов в течение жизни: не употребляли ингалянты – 88% девушек и 93% юношей; 1-2 раза – 2% девушек и 2% юношей; 3-5 раз – 2% девушек и 2% юношей; от 6 до 9 раз – 2% девушек и 1% юношей; от 10 до 19 раз – 2% девушек и 1% юношей; от 20 до 39 раз – 2% девушек и 1% юношей; 40 раз и более – 2% девушек и 0% юношей. Употребление ингалянтов в течение последнего года: не употребляли ингалянты – 98% девушек и 99% юношей; 1-2 раза – 2% девушек и 0% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 1% юношей. Употребление ингалянтов в течение последнего месяца: не употребляли ингалянты – 98% девушек и 100% юношей; 1-2 раза – 2% девушек.

Транквилизаторы

Употребление транквилизаторов в течение жизни: не употребляли транквилизаторы – 93% девушек и 100% юношей; 3-5 раз – 3% девушек; от 6 до 9 раз – 2% девушек; от 10 до 19 раз – 2% девушек.

Амфетамины

Употребление амфетаминов в течение жизни: не употребляли амфетамины – 92% девушек и 95% юношей; 1-2 раза – 3% девушек и 2% юношей; 3-5 раз – 2% девушек и 1% юношей; от 6 до 9 раз – 0% девушек и 0% юношей; от 10 до 19 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 20 до 39 раз – 0% девушек и 0% юношей; 40 раз и более – 3% девушек и 1% юношей.

ЛСД

Употребление ЛСД в течение жизни: не употребляли ЛСД – 94% девушек и 95% юношей; 1-2 раза – 3% девушек и 2% юношей; 3-5 раз – 3% девушек и 2% юношей; от 6 до 9 раз – 0% девушек и 1% юношей.

Крэк

Употребление крэка в течение жизни: не употребляли крэк – 98% девушек и 98% юношей; 1-2 раза – 2% девушек и 0% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 6 до 9 раз – 0% девушек и 1% юношей.

Кокаин

Употребление кокаина в течение жизни: не употребляли кокаин – 98% девушек и 97% юношей; 1-2 раза – 0% девушек и 1% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 6 до 9 раз – 0% девушек и 0% юношей; от 10 до 19 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 20 до 39 раз – 0% девушек и 0% юношей; 40 раз и более – 2% девушек и 0% юношей.

Героин

Употребление героина в течение жизни: не употребляли героин – 97% девушек и 100% юношей; 1-2 раза – 3% девушек.

Галлюциногенные грибы

Употребление галлюциногенных грибов в течение жизни: не употребляли галлюциногенные грибы – 97% девушек и 96% юношей; 1-2 раза – 3% девушек и 2% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 0% юношей; от 6 до 9 раз – 0% девушек и 1% юношей; от 10 до 19 раз – 0% девушек и 0% юношей; от 20 до 39 раз – 0% девушек и 0% юношей; 40 раз и более – 0% девушек и 1% юношей.

Оксибутират натрия

Употребление оксибутирата натрия в течение жизни: не употребляли оксибутират натрия – 100% девушек и 99% юношей; 3-5 раз – 0% девушек и 1% юношей.

Инъекции героина, кокаина, амфетаминов

Инъекции героина, кокаина, амфетаминов в течение жизни: не использовали – 98% девушек и 100% юношей; 3-5 раз – 2% девушек.

Так же была проанализирована связь между уровнем и характером потребления ПАВ с готовностью к риску и гедонизмом. Полученные результаты представлены в таблица  4.

 

Таблица 4
Корреляция между готовностью к риску, гедонизмом и употреблением ПАВ (n=86)


Тип зависимости

Возраст

Готовность к риску

Гедонизм

Корреляция

Коэффициент корреляции

Знч. (2-сторон)

Коэффициент корреляции

Знч. (2-сторон)

Коэффициент корреляции

Знч. (2-сторон)

Курение (в течение месяца)

-0,152

0,162

,310**

0,004

,329**

0,002

Алкоголь (в течение месяца)

-0,172

0,114

0,164

0,132

,368**

0

Марихуана (в течение жизни)

-0,054

0,622

,336**

0,002

,217*

0,045

Марихуана (в течение месяца)

0,03

0,784

0,206

0,057

,287**

0,007

Экстази (в течение жизни)

0,099

0,365

0,158

0,147

0,2

0,064

Экстази (в течение года)

0,079

0,472

0,186

0,086

0,179

0,099

Ингалянты (в течение жизни)

-0,1

0,359

0,093

0,393

-0,004

0,973

Ингалянты (в течение года)

0,204

0,06

0,162

0,136

-0,168

0,121

Ингалянты (в течение месяца)

0,204

0,06

0,162

0,136

-0,168

0,121

Амфетамины (в течение жизни)

0,196

0,071

0,155

0,155

,222*

0,04

ЛСД (в течение жизни)

0,072

0,508

0,2

0,065

,312**

0,003

Крэк (в течение жизни)

0,099

0,365

0,158

0,147

0,2

0,064

Кокаин (в течение жизни)

0,099

0,365

0,158

0,147

0,2

0,064

Героин (в течение жизни)

0,179

0,099

-0,088

0,422

-0,009

0,936

Галлюциногенные грибы (в течение жизни)

0,119

0,275

0,155

0,155

,262*

0,015

Оксибутират натрия (в течение жизни)

0,079

0,472

0,186

0,086

0,179

0,099

** – Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя)
* – Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя)

Положительная достоверная корреляция был выявлена между: готовностью к риску и курением (p<0,01), готовностью к риску и употреблением марихуаны (p<0,01); уровнем гедонизма и курением (p<0,01); уровнем гедонизма и употреблением алкоголя (p<0,01); уровнем гедонизма и употреблением марихуаны (p<0,05); уровнем гедонизма и употреблением амфетаминов (p<0,05); уровнем гедонизма и употреблением ЛСД (p<0,05); уровнем гедонизма и употреблением галлюциногенных грибов (p<0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, курение, употребление алкоголя, марихуаны, амфетаминов и ЛСД приносит удовольствие учащимся. Эта взаимосвязь полностью вписывается и подтверждает современные представления о биологических основах патогенеза наркоманий. Согласно литературным данным в патогенезе наркомании и алкоголизма значительную роль играют нарушения взаимодействия нейромедиаторных систем мозга. Это касается практически всех изученных к настоящему времени нейротрансмиттеров: опиоидов, дофамина, норадреналина, серотонина, глутаминовой кислоты, ГАМК, глицина и т.д. Сдвиги в системах нейропередачи имеют непосредственное отношение к формированию феномена пристрастия, абстинентного синдрома, толерантности. Каждый наркотик имеет свой фармакологический спектр действия. Однако у всех веществ, способных вызвать синдром зависимости, есть общее звено фармакологического действия – характерное влияние на катехоламиновую нейромедиацию в лимбических структурах мозга, в частности в системе подкрепления. Эта система участвует в регуляции эмоционального состояния, настроения, мотивационной сферы, психофизиологического тонуса, поведения человека в целом, его адаптации к окружающей среде. Центральное звено системы подкрепления составляют дофаминергические нейроны вентральной области покрышки (группа Аш) и проекции этих нейронов в прилежащее (аккумбентное) ядро и в префронтальную кору. Тоническая активация системы вознаграждения медиируется высвобождающимся в прилежащем ядре дофамином. К нейроанатомическим субстратам системы награды относят также голубое пятно, миндалину, околопроводное серое вещество, некоторые ядра латерального гипоталамуса, ядра шва.

Воздействие как этанола, так и наркотиков приводит к интенсивному выбросу из депо в этих отделах мозга нейромедиаторов из группы катехоламинов, в первую очередь дофамина, и как следствие к значительно более сильному возбуждению системы подкрепления. Такое возбуждение нередко сопровождается положительно окрашенными эмоциональными переживаниями. После выброса катехоламинов включается система обратной регуляции: уменьшается их синтез, активируется система нейронального захвата, свободные катехоламины подвергаются действию ферментов метаболизма и быстро разрушаются. В результате не просто нормализуется концентрация катехоламинов в синаптической щели, но и создается их временный дефицит. Психофизически у человека это выражается падением настроения, ощущением вялости, слабости, переживаниями скуки, эмоционального дискомфорта, депрессивными симптомами. Такие состояния служат одним из побуждающих факторов к повторению приема наркотика (или алкоголя). В результате дополнительно высвобождаются нейромедиаторы из депо, что временно компенсирует их дефицит в синаптической щели и нормализует деятельность лимбических структур мозга. Этот процесс сопровождается субъективным ощущением улучшения состояния, эмоциональным и психическим возбуждением и т.д. Однако свободные катехоламины быстро разрушаются, что приводит к дальнейшему падению их содержания, ухудшению психоэмоционального состояния и соответственно к стремлению вновь использовать наркотик.

 

3 Обсуждение

 

Построение эффективной системы профилактики требует четкого понимания теоретических основ патогенеза аддиктивного поведения. При этом ключевым моментом современного научного понимания механизмов его развития является признание его био-социальной основы. Данная работа подтверждает правомерность этого подхода и может служить примером взаимодействия биологических и социальных факторов в патогенезе и клинике аддиктивного поведения. Понимание и учет такого взаимодействия является непременным условием и основой разработки мер профилактики употребления ПАВ.

Кроме того для построения успешно действующей системы профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью в образовательных учреждениях необходима также мотивированная убежденность всего преподавательского состава учебного заведения в значимости этой работы. Не менее важным условием является успешное владение навыками ведения занятий и тренингов, обучающих молодежь противостоять наркоугрозе, профессионального преподавания материала о вреде, оказываемом наркотиками на организм человека педагогами, психологами и социальными работниками учебного заведения.

Профилактическая работа наиболее эффективна среди хорошо адаптированных к условиям обучения подростков и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни. Они относятся к группе меньшего риска. В этой группе эффективность мероприятий по первичной профилактике наиболее высока. Менее адаптированные, неблагополучные в поведении учащиеся принадлежат к группе высокого риска. Именно они нуждаются в специализированном целенаправленном профилактическом воздействии, включая проведение социально-психологического и медицинского тестирования. Программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволит всем учащимся усвоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы. Наиболее эффективными являются программы, сочетающие следующие направления профилактической деятельности:

  • расширение информированности (информация по наркотикам и связанными с ними рисками);
  • развитие личностных и социальных навыков (социальные навыки противодействия давлению группы);
  • предложение альтернатив употреблению наркотиков (спорт, культура, искусство);
  • задействование нормативных мер (политика в отношении наркотиков в образовательном учреждении, санкции);
  • формирование здорового образа жизни (пропаганда здоровья);
  • вовлечение в профилактическую деятельность общественности (подготовка учителей, семей, социальных работников, создание групп добровольцев, неправительственных организаций, групп само- и взаимопомощи).

Необходимо иметь в виду, что при использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению, сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающее, вызывают сомнения в достоверности источника и могут спровоцировать пробы наркотических веществ. Предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Доказана эффективность активного участия подростков в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении ПАВ. Пассивное «присутствие» при «сообщении» информации неэффективно.

Система профилактики употребления ПАВ в образовательной среде включает следующие взаимосвязанные направления работы:

  • организация управления и контроля системы антинаркотической работы в образовательном учреждении;
  • антинаркотическая пропаганда;
  • деятельность педагогического коллектива по предотвращению употребления и распространения ПАВ, выявлению потребителей наркотиков;
  • организация органов ученического самоуправления;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • работа с родителями;
  • духовно-нравственное воспитание с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий (православные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты).

Заключение

 

     Важность первичных профилактических мероприятий и ранней диагностики случаев немедицинского потребления ПАВ, включая алкоголь и табак, объясняется высоким уровнем распространенности болезней зависимости в Российской Федерации, их тяжелыми медицинскими и социальными последствиями. Крайне актуальной является разработка и внедрение в образовательную среду превентивных антиалкогольных и антинаркотических программ для обучающихся, а также ранняя диагностика случаев употребления наркотических веществ в подростковом и юношеском возрастах. На современном этапе развития медицинской науки имеется достаточно большой пласт литературы, посвящённой тем или иным сторонам предупреждения формирования зависимости от наркотических и психотропных веществ. Среди них методические разработки, многочисленные брошюры профилактической направленности, монографии научного и научно-популярного характера, учебные пособия и монографии, содержащие главы, посвящённые наркологической профилактике, научные и проблемные статьи в журналах и пр. В тоже время большое количество собранных фактических данных, наличие разнородных профилактических программ и проектов затрудняют эту аналитическую работу в практическом плане. Недостаточность теоретических исследований в области профилактики и оценки эффективности профилактических программ, обобщения практических наработок не позволяет распространять и внедрять наиболее действенные программы и методы профилактической работы. Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и психотропных веществ. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости обучающихся. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения случаев употребления наркотических средств и психотропных веществ детьми и молодежью. В связи с этим одним из важнейших аспектов антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

 

Литература

  1. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.  М.: Моск. ун-т, 1984.
  2. Дроздов А.З., Иванцов О.В., Кардашян Р.А., Коган Б.М. Эмоциональная сфера подростков, больных опийной наркоманией // Наркология. М., 2008. №12. С. 62-66.
  3. Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам в Российской Федерации (ESPAD-2007) / Под ред. Е.А. Кошкиной  М., 2009. 119 с.
  4. Иванцов О.В., Фадеева Е.В. Профилактика алкогольной, наркотической и нехимических видов зависимости средствами дистанционного консультирования // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. №7(I).  С. 75-81.
  5. Иванцов О.В. Психические состояния старшеклассников как факторы их школьной успеваемости // дис. … канд. психол. наук.  Москва, 2012. 203 с.
  6. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма.СПб.: Медицинская пресса, 2001. Клинические и организационные вопросы наркологии / Под ред. Е.А. Кошкиной. М.: Гениус Медиа, 2011. 579 с.
  7. Клинические и организационные вопросы наркологии/Под ред. Е.А. Кошкиной. М.: Гениус Медиа, 2011. 580 с.
  8. Кошкина Е.А. Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001. Т. 3. № 3. С. 89-91.
  9. Наркология: национальное руководство/Под ред. Н.Н. Иванца, И.П. Анохиной, М.И. Винниковой. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 720 с.
  10. Руководство по наркологии: в 2 т. / под ред. Н.Н. Иванца. М.: Медпрактика, 2002. Т.1. 444 с.
  11. Современные проблемы наркологии. Сборник научных трудов / Под ред. чл.- корр. РАМН Н.Н. Иванца. М., 2005. 256 с.
  12. Рыжов Б. Н. Системная психометрика напряженности//Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. №7(I). С. 5-26.
  13. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. №7(I). С. 26-35.
  14. Шабанов П.Д., Калишевич С.Ю. Биология алкоголизма. СПб., 1998. 272 с.
  15. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001. 48 с.