PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Львова С. В., Унру О. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

Журнал » 2013 №8 : Львова С. В., Унру О. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
    Просмотров: 5472

 ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ  ПОДРОСТКОВ

 

Львова С. В., Унру О. В.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования ценностной сферы подростов. Изучается самоотношение как важнейшее ценностное переживание в подростковом возрасте.
Ключевые слова: ценностная сфера, подростки, сензитивный период, самоотношение, рефлексия самооценка

 

THE STUDY OF SELF-ATTITUDE UNDER THE FORMATION OF THE VALUE SPHERE IN ADOLESCENTS

 

Lvova S. V., Unruh O. V.
MCTTU, Moscow

 

The article considers the question of age features of the formation of the value sphere in adolescents. It is shown that self-attitude is one of the most important axiological experience in adolescence.
Key words: value sphere, adolescents, sensitive period, self-attitude, reflection, self-judgement.

 

Введение

 

Исследование ценностной сферы личности относится к одной из самых важных областей в психологической науке. Научное определение ценности как психолого-педагогического компонента отличается широтой представлений и взглядов на данную проблематику [1]. В психологическом аспекте «ценности входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Изучение ценностной сферы человека, позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Но особую актуальность проблема ценностных ориентаций приобретает в отроческие годы. В подростковом возрасте происходят важные изменения в социальных связях и социализации. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в размышлении над собственными мыслями и переживаниями, в самоуглублении, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, неопределенности, негативизме, крушении авторитетов. Формирование ценностной сферы актуально именно в подростковом возрасте, так как, с одной стороны, для этого возраста характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - это этап, предшествующий достижению некоторой зрелости, на котором происходят наиболее важные существенные, с точки зрения дальнейшего развития личности человека, изменения и преобразования. С появлением интереса к проблеме ценностей психологи столкнулись с рядом трудностей не только теоретического обоснования и толкования ценностей, но и диагностического измерения этого междисциплинарного феномена. Второй аспект данной проблемы является более актуальным для психологов-практиков. Цель проведенного исследования — выявить уровень самоотношения подростков, проследить данные изменения в динамике от младших подростков к старшим.

 

1 Объем и методикаисследования

 

В подростковый период проблема формирования ценностной сферы особенно актуальна -  происходит переход от сознания к самосознанию, самопринятие себя. Поэтому одним из важнейших ценностных переживаний в подростковом возрасте является самоотношение. При исследовании применялся тест-опросник самоотношения (ОСО), который построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [3]. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
• глобальное самоотношение;
• самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
• уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Подростковый возраст является сензитивным периодом для присвоения нравственных ценностей, так как в этот период происходит развитие психических функций (этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, стремление к идеалу), что способствует развитию нравственных, гражданских, эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости на окружающую действительность; качественные изменения в интеллектуальной сфере (формирование абстрактного, теоретического, обогащение образного мышления), способствующие развитию самосознания подростков, усвоению общечеловеческих ценностей; развивается чувство взрослости, которое способствует развитию самоконтроля, самокритичности, способности к взаимодействию; происходит становление «Я»-концепции, позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу, рефлексии.

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют ценностную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник ОСО содержит 5 шкал, а также семь шкал-факторов направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

В эксперименте приняли участие подростки из школ Серпуховского района Московской области: МОУ «Пролетарская СОШ » - 68 подростков 12-13 лет (учащиеся 6 «а» - 24, 6 «Б» - 18, 6 «в» - 26); МОУ «Данковская СОШ» - 52 подростка 12-13 (учащиеся 6 «а» - 25, 6 «б» - 27) и 82 подростка 15 лет: МОУ  «Пролетарская СОШ» - 53 подростка 15 лет (9 «а» - 24, 9 «б» - 29); МОУ «Данковская СОШ» (9 «а» - 29). Таким образом, в исследовании всего задействовано 202 подростка. Из них: подростки 12-13 лет – 120 чел., подростки 15 лет – 82 чел.

 

2 Результаты исследования

 

Испытуемым было предложено ответить на 57 утверждений. В случае согласия с данным утверждением в протокол ставится знак «+», в случае несогласия - знак «–». Показатель по каждому фактору подсчитывается в соответствии с ключом, путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утвердительный, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %).

В результате статистического анализа были обнаружены следующие результаты в средних значениях (таблица 1).

 

Таблица 1
Результаты исследования младших и старших подростков по тесту-опроснику самоотношения (ОСО)


Шкалы, факторы

Подростки
12-13 лет (%)

Подростки
15 лет (%)

 

Шкала S Глобальное самоотношение

60

62

1

Шкала I самоуважения

55

56

2

Шкала II аутосимпатии

49,6

56,8

3

Шкала III ожидаемые отношения других

62

60

4

Шкала IV самоинтерес

67

74

 

Фактор 1 самоуверенности

57

61,2

 

Фактор 2 отношения других

60,3

71

 

Фактор 3 самопринятия

63,9

68

 

Фактор 4 самопоследовательность

54,6

54,2

 

Фактор 5 самообвинение

59,3

56

 

Фактор 6 самоинтерес

67,8

75,7

 

Фактор 7 самопонимание

41,4

43,2

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя (рисунок 1). По шкале глобального самоуважения испытуемые показали результаты 55% и 56%, что соответствует среднестатистической норме. Это говорит о том, что подростки адекватно себя воспринимают и в целом правильно оценивают своё поведение. Эта шкала объединяет утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности» (рисунок 2). Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала, в которой отражается дружественность - враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе у старших подростков 56,8% свидетельствует об одобрении себя, доверии к себе и позитивной самооценке, на негативном полюсе 49,6% у младших подростков, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Данные результаты у младших подростков могут свидетельствовать о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров.

По шкале «ожидаемое отношение от других» подростки дали ответы 62% - 60% соответственно, что отражает ожидание позитивного отношения к себе окружающих.


Рисунок 1 - Сравнение результатов младших и старших подростков по шкалам

 

В отличие от младших подростков - 67%, шкала «самоинтерес» у старших подростков ярко выражена - 74%.  Эта шкала отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.


Рисунок  2 - Сравнение результатов младших и старших подростков по факторам

 

    При проведении данного исследования испытуемые показали результаты, которые отражают общие тенденции для младших и старших подростков, среди которых доминирующей является шкала самоинтереса 67% и 73,7%, при этом наименьший выбор по шкале самопонимание 41.4% и 43,2% соответственно - данный результат свидетельствует о заниженном уровне данного показателя. Достоверность подтверждает тот факт, что отсутствуют ответы со значением показателей более 80 и менее 40 баллов — такие результаты интерпретировать не рекомендуется, так как принято считать, что данные получены под влиянием второстепенных условий, например, под влиянием социальной желательности.

 

Заключение

 

Результаты исследования в целом отразили общие тенденции для младших и старших подростков, однако, выявили определенные особенности между ценностными предпочтениями младших и старших подростков, среди которых ярко выраженным является выбор шкалы самоинтереса 67% у младших подростков и 73,7% у старших подростков – самоинтерес к собственному «Я». Наименьший выбор у подростков по шкале самопонимание 41,4% и 43,2% соответственно - данный результат свидетельствует о заниженном уровне данного показателя. Достоверность подтверждает тот факт, что отсутствуют ответы со значением показателей более 80 и менее 40 баллов - такие результаты интерпретировать не рекомендуется, так как принято считать, что данные получены под влиянием второстепенных условий, например под влиянием социальной желательности. Коэффициент корреляции, полученный с помощью t-критерия Стьюдента, находится в зоне незначимости. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере между группами старших и младших подростков не значительны. Ожидаемый результат, после внедрения психолого-педагогической модели (комплекса развивающих психолого-педагогических программ) – существенные различия в ценностной сфере подростков, подтвержденные методами математико-статистической обработки данных.

Полученные данные являются промежуточным этапом диссертационного исследования и могут быть использованы специалистами образовательных учреждений для осуществления воспитательной работы в школе с учетом выявленных особенностей подростков, а также в разработке методического материала в помощь педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам при формировании ценностной сферы подростков с учетом возрастных особенностей.

 

Литература

  1. Львова С.В., Унру О.В. Ценность: вариативность значений и смыслов в процессе развития общества //Системная психология и социология. 2012 г. №5, с.59-64.
  2. Круглов Б.С. Формирование ценностных ориентаций личности // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной.  М.: Педагогика, 1987.
  3. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы.  М., 1988.  С. 123-130
  4. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования).  М.: МГПУ,1999.
  5. Унру О.В. Детская общественная организация как фактор успешной социализации подростков // Вестник ТвГУ.Серия «Педагогика и психология». 2012, №3. с.294-302.
  6. Франкл В.Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.