PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Журнал » 2013 №8 : Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
    Просмотров: 4596

КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М.

МГПУ, Москва

 

В данной статье обсуждается возможность комплексного использования компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем у детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Особое внимание уделено изучению возможностей комплексной терапии искусством в формировании сложных двигательных актов. Осуществляются разнообразные подходы к гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному.
Ключевые слова: компенсаторные возможности; комплексная терапия искусством; адаптация; дети и подростки с нарушениями слуха.

 

THE COMPLEX USE OF COMPENSATORY SKILLS IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS DURING THE SOCIAL ADAPTATION PROCESS

 

Svistunova Е. V., Ananieva E.V., Kogan B.M.
МCTTU, Moscow

 

In this article the possibility of complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process is discussed.  Particular attention was attributed to a complex art therapy and its   opportunity for a forming complicated moving activity.  The problem of harmonious development of personality  is presented on the basis of three main branches: cognitive, emotional and social.
Key words: compensatory skills, complex art therapy, adaptation, children and adolescents with hearing impairment.

 

Введение

 

В современном обществе все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ОВЗ необходимо создать условия для постепенного усвоения ими социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ решаются в условиях целенаправленного социально-психологического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей.

До последнего времени работа по социализации детей с нарушениями слуха осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения (групповая работа в образовательных учреждениях, совместные мероприятия, совместная трудовая деятельность и т.п.). Благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ОВЗ появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению и коррекции [1, 3, 6].

Образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В связи с этим становится особенно актуальным поиск комплексных методов оптимально использующих компенсаторные возможности детей и подростков для их успешного включения в социальную среду. Современное общество предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как социальную группу, имеющую свою систему потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. В настоящее время назрела необходимость разрабатывать систему методов и средств развития компенсаторных возможностей детей и подростков с нарушениями слуха в целях коррекции их учебной деятельности и социальной сферы.

При нарушениислуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды деятельности. Двигательный анализатор в этом случае выступает как мощный компенсаторный механизм, дополняя такие сенсорные системы как зрительная, кожная, тактильная, и остаточный слух. Они являются компенсаторными каналами связи при обучении и социализации неслышащих и слабослышащих детей. Поэтому успех психокоррекционной работы будет, во многом, определяется не только состоянием сохранных компенсаторных механизмов, но и умением их использовать.

Сенсорной основой двигательной деятельности является зрительный анализатор. Особенности зрительного реагирования, связанные с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у неслышащих во всех возрастных периодах.

Значение кожного анализатора при нормальном функционировании всех сенсорных каналов, как правило, маскируется другими сенсорными системами. Однако он активно участвует в компенсаторно-приспособительных механизмах и формировании познавательных процессов у неслышащих и слабослышащих детей, выступая как дополнительный канал получения информации об окружающей действительности.

Тактильная чувствительность у детей и подростков с нарушениями слуха носит индивидуальный характер. Экспериментально доказано, что более высокие пороги пространственного различения и нарастание с возрастом тактильной чувствительности, связаны у лиц с нарушениями слуха с высокой точностью распознавания тактильного раздражителя, в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.

Актуальность коррекции и развития анализаторных систем, участвующих в организации сложных движений, обусловлена тем, что у неслышащих детей замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом. Имеются недостатки в технике выполнения движений, нарушение деятельности вестибулярного аппарата [7, 10, 11]. Данные отклонения приводят к уменьшению объёма получаемой информации, что негативно сказывается на развитии всех познавательных процессов, и как следствие, процессов социализации.

Современные методы коррекционной работы осуществляются в рамках комплексного подхода. В этом контексте наилучшим методом, стимулирующим все компенсаторные возможности сохранных сенсорных систем выступает терапия искусством. Она связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм творческой деятельности человека и продуктов его творчества. Искусство объединяет художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты личности и тем самым расширяет возможность формирования социальных навыков [8].

Через различные формы терапии искусством можно развить не только компенсаторные возможности неслышащего ребенка, но и приобщить его к национальной культуре, способствуя гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному.

Целью исследования было создание условий для комплексного использования компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Для достижения поставленной цели была создана и апробирована программа комплексной психотерапии искусством. Ее основу составила танцевальная терапия, мимическая и пантомимическая передача вербальной информации (рассказы и притчи народов мира, раскрывающие морально - нравственные аспекты социального взаимодействия людей), интегрированная с такими видами искусства как драматическое, изобразительное и декоративно-прикладное.

Было предположено, что определенные параметры звука и света оказывают эффективное управляющее воздействие на двигательную деятельность [5, 9]. Воспринимаемое звучание и создаваемый музыкальный образ трансформируется в мышцах и вызывает адекватный рефлекс, который определяет форму движения в пространстве [2]. Соединение музыки и цвета (цветомузыка) может использоваться как в качестве расслабляющих, так и интенсифицирующих средств воздействия, помогает лучше усвоить поступающую информацию [4].

 

1 Описание контингента, методического обеспечения и
организации исследования

Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября 2012 г. по сентябрь 2013 г. в образовательных учреждениях I-II вида Москвы и Московской области. В исследовании приняли участие учащиеся среднего звена школы (дети и подростки 10 - 14 лет). В эксперименте принимали участие 126 человек, имеющие диагнозы глухота и 1-4 степени тугоухости. Следует отметить, что далеко не все дети умели вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, у них не было потребности в общении. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, другая наоборот слишком возбудима и неорганизованна.

Работа состояла из нескольких связанных между собой блоков, в которых реализовывались различные задачи и использовались специфические методы.

Блок 1 – констатирующий.  Цель: выявление детей с низким уровнем социальной адаптации.

На этом этапе использованы следующие методики:
- опрос-беседа «Оценка знание нравственных норм поведения»
- методика «Определение уровней сформированности нравственных норм поведения»
- методика «Понимание специфики социально значимой ситуации» (определения уровня коммуникативных способностей детей).

Блок 2 – формирующий. Была разработана программа комплексной психотерапии искусством, направленная на повышение социальной адаптации детей и подростков с нарушениями слуха с использованием компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем. Программа была реализована в течение 7 месяцев (30 занятий).

Блок 3 – контрольный. Была проведена повторная диагностика, направленная на выявление изменений в социальной адаптации детей. На этом этапе использовались те же методики, что и в диагностическом блоке с измененным стимульным материалом.

 

2 Результаты исследования

 

Проведенное пилотажное исследование позволило определить группу детей в количестве 57 человек, имеющих в той или иной мере нарушения социальной адаптации.Результаты диагностики представлены в таблице 1.

 

Таблица 1
Распределение участников группы по уровням сформированности социальных навыков
(в % от общего числа детей)

Оценка знаний нравственных норм поведения

Определение уровня сформированности нравственных норм поведения

Понимание специфики социально – значимой ситуации

Отлично

16%

Сформирована устойчивая привычка поведения

18%

Полное понимание специфики ситуации

26%

Хорошо

24%

Сформированы не устойчивые привычки

39%

Частичное понимание специфики ситуации

38%

Удовлетворительно

48%

Стадия формирования привычки

33%

Понимание отдельных эпизодов ситуации

24%

Плохо

12%

Привычки не сформированы

10%

Отсутствие понимания специфики ситуации

12%

От общей выборки респондентов, число детей с нарушением слуха, имеющих ту или иную степень социальной дезадаптации составило 45%. Всего в коррекционной программе приняло участие 57 человека. Группы были сбалансированы по возрасту и степени нарушения слуха. Занятия проходили на протяжении учебного года в среднем, 1 раз в неделю. Было сформировано 9 групп по 6 -7 человек. Для обеспечения возможности оценки эффективности проведенной работы, 5 групп занимались по основной программе (всего 33 человека), а 4 группы (24 человек) – по программе, исключающей танцевально-двигательные упражнения.

В основу занятий были положены принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы танца, пантомимы, изобразительной деятельности, сказкотерапии, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности. Все занятия имели гибкую структуру, были построены с учетом поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Каждое занятие имело 3 логически связанные между собой части.

Часть 1 — вводная. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, дать вводную информацию в виде притчи.

Пример 1. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
– Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды
Пример 2. Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал внук, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Часть 2 — рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят танцевальные и пантомимические этюды, упражнения, игры, направленные на развитие социальных навыков ребенка.
Часть 3 — завершающая. Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
В связи с взаимообусловленностью музыки и движения занятия позволили.

  1. Развивать двигательные качества и умения:
  • ловкость, точность, координацию движений;
  • гибкость и пластичность;
  • воспитание правильной осанки, красивой походки
  • умения ориентироваться в пространстве;
  • вырабатывать навыки ритмичного и координированного движения; умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки,
  • двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

     2.  Развивать творческие способности, потребность самовыражения:

  •  пластически имитировать образы живой и неживой природы; умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно);
  • учиться использовать творческое воображение и фантазию, способность к импровизации в движении.

    3.  Развивать и тренировать психические процессы:

  • умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  • восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

   4. Развивать нравственно-коммуникативные качества личности:

  • воспитывать умение сопереживать другим людям и животным;
  • воспитывать умение контролировать свое поведение в процессе группового общения со сверстниками, умения держать дистанцию во время движения в группе, формировать чувства такта и вежливого отношения друг к другу.

На занятиях использовалась музыка яркая, выразительная, в том числе и современные ритмы. Сюжет и движения танца были максимально приближены к теме занятия и доступны пониманию детей, отражая их опыт. Для повышения эффективности восприятия музыки, магнитофон находился на полу, что способствовало развитию вибрационной чувствительности. Участники занятия располагались на специальных матах. Динамические темповые обозначения передавались через изменение напряженности, скорости, амплитуды и направления движения. Движение помогало полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придавало движению особую выразительность. Музыкально-ритмические упражнения выполняли в заключительной части релаксационную функцию, помогали добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимали нервно-психическое напряжение, помогали участникам группы наладить дружеские, доверительные отношения. На занятиях дети учились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Предложенная программа сочетаема с любой программой развития и воспитания ребенка с нарушением слуха. На протяжении всего года ребенок через искусство может усваивать умения и навыки, которые предусмотрены его возрастным периодом. По окончании программы была проведена повторная диагностика: использовались те же методики, что и при первом тестировании, но с другим стимульным материалом. Результаты представлены в таблицах № 2-4.

Таблица 2
Оценка знаний нравственных норм поведения

 

До коррекции

После коррекции

Контрольная группа

Отлично

16%

25%

21%

Хорошо

24%

45%

41%

Удовлетворительно

48%

24%

28%

Плохо

12%

6%

10%

Знание нравственных норм поведения повысилось как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Это показывает, что получение информации у детей с нарушением слуха происходит, в основном, вербально (при помощи жестовой речи) и с помощью зрительного анализатора (рассматривание картинок и подписей книг).

 

Таблица 3
Определение уровня сформированности нравственных норм поведения

 

До коррекции

После коррекции

Контрольная группа

Сформирована устойчивая привычка поведения

12%

*26%

13%

Сформированы не устойчивые привычки

39%

49%

42%

Стадия формирования привычки

33%

*22%

35%

Привычки не сформированы

16%

3%

10%

*Различия между показателями экспериментальной и контрольной группы достоверны при Р<0,05
Уровень сформированности нравственных норм поведения после проведения основной коррекционной программы оказался достоверно выше, чем до коррекции и по сравнению с контрольной группой. Следует отметить, что после коррекции достоверно увеличилось количество детей, у которых нравственные нормы поведения были сформированы полностью или частично. В основном это произошло за счет тех детей, у которых привычки сформированы не были, либо они находились на стадии формирования.
Показатели контрольной группы достоверно не отличались от таких же показателей до коррекции. Это может свидетельствовать о том, что дети с нарушениями слуха лучше формируют навыки в условиях комплексного использования компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем организма.
Таблица 4
Понимание специфики социально – значимой ситуации

 

До коррекции

После коррекции

Контрольная группа

Полное понимание специфики ситуации

21%

*48%

21%

Частичное понимание специфики ситуации

38%

40%

41%

Понимание отдельных эпизодов ситуации

24%

*9%

25%

Отсутствие понимания специфики ситуации

17%

3%

13%

*Различия между показателями экспериментальной и контрольной группы достоверны при Р<0,05.

Понимание специфика социально значимых ситуаций требует от ребенка большой эмоциональной включенности в этот процесс. После проведения коррекционных занятий, направленных в том числе на развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным слухом по средствам драматических и пантомимических этюдов, мы получили достоверную разницу показателей по сравнению с контрольной группой. Количество детей полностью понимающих социально значимые ситуации увеличилось вдвое, количество детей частично понимающих социально значимые ситуации формально не увеличилось, но фактически качественно она изменилась за счет детей до коррекции понимающих только эпизоды ситуаций или не понимающих их совсем.

Таким образом, комплексное использование компенсаторных возможностей позволило у детей и подростков с нарушениями слуха сформировать устойчивые привычки нравственных норм поведения. Повысить понимание специфики социально значимых ситуаций и взаимодействия в этих ситуаций. По оценке экспертов (педагогов и родителей) у детей и подростков после прохождения занятий повысилась устойчивость внимания на занятиях, изменились способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, существенно изменилась пластика движений.


Заключение

 

Основными проблемами социализации неслышащих детей являются нарушения эмоционально-волевой сферы, искажение социального взаимодействия, снижение самооценки, затруднения в формировании общепринятых норм поведения. Соответственно, основной задачей является формирование коммуникативной и социальной компетенции. Для решения таких многофункциональных задай наилучшим образом подходит метод комплексной психотерапии искусством.

Разработка и экспериментальное обоснование современных методов и техник, опирающихся на компенсаторные возможности детей с нарушениями слуха, является перспективным направлением коррекционной педагогики и специальной психологии. Проведение занятий с использованием комплексной терапии искусством обеспечивает создание искусственной среды способствующей повышению двигательной активности и социальной адаптивности, эмоциональной восприимчивости неслышащих детей и подростков. Применение специальных приемов, повышающих эффективность аудиовизуальных, кинестетических, тактильных воздействий, основанных на компенсаторных возможностях сохранных сенсорных систем неслышащих детей, дает возможность адаптировать их в образовательном и социокультурном пространстве.

Конечная цель социальной адаптации детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество слышащих людей, предоставление им возможностей приобретения и усвоения определенных ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в социуме.

 

Литература

  1. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. №2.  C. 82-90.
  2. Блазер П. Импровизация и форма движения под воздействием музыки: (исслед. с точки зрении качества) / П. Блазер, А. Хёкельман, Л. П. Сербина // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 8. С. 39-41.
  3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.М.: Academia, 2002. 224 с.
  4. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: рабочие материалы к оригин. авт. Программе. М.: Линка-пресс, 1999. 250 с.
  5. Коджаспиров Ю. Г. О планировании уроков с музыкальной стимуляцией. Баскетбол.// Физ. культура в шк. 2005.  № 1.  С. 48-52.
  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. М.: Просвещение, 2000. 192 с.
  7. Лях В. И. Физическая реабилитация детей с нарушенными функциями ОПДА / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон М.: Совет. спорт, 2000. 224 с.
  8. Свистунова Е.В., Шумилова С.В., Нестерова Е.В. Играем и развиваемся (Комплексная психотерапия искусством детей дошкольного возраста)  М.: Форум, 2012. 496 с.
  9. Цветков В. Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В. Н. Цветков, В. И. Шапошникова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.2004. № 5. С. 62-63.
  10. Hebbelinsk M. On the methodology of establishing norms class of physical fitness tests in children / M. Hebbelinsk, J. Bonus // J. of Sports Med. and Rhys. Fitness. 1974.V. 3,№4.P. 184-187.
  11. Montgomery P. C. Norm-referenced and criterion referenced tests : use in pediatrics and application to task analysis of motor seill / P. C. Montgomery, В. H. Connolly//Phys. Ther.1987.V. 67, № 12.P. 1873-1876.