PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Варламова И.Н. СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Журнал » 2013 №8 : Варламова И.Н. СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
    Просмотров: 3704

СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Варламова И.Н.
МГПУ, Москва

 

Статья посвящена вопросу о системном воздействии тренинговна формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере. Дается определение сути тренингового метода. Обсуждаются возможности использования группового тренинга для получения знаний и отработки практических навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Ключевые слова: тренинг, цели, задачи, эмоциональные переживания, самопознание, перспективы, позитивные перемены.

 

SYSTEM IMPACT OF TRAINING ON THE FORMATION OF THE STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS TO THE TASK SOLVING IN PERSONALITY AND PROFESSIONAL SPHERE

 

Varlamova I.N.
MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the problem of system impact of training on the formation of the students’ psychological readiness to the task solving in personality and professional sphere. The main features of training method is shown. The possibility of training use in getting new knowledge and practical skills for effective communication and interaction are discussed.
Key words: training, goals, tasks, emotional experience, self-knowledge, perspectives, positive changes.

 

Введение


    Современные подходы и технологии группового тренинга в высшем учебном заведении способствуют профессиональному становлению студентов, познанию искусства активной и полноценной жизни в обществе. Непростые условия жизни, в которых происходит взросление студенческой молодежи, диктуют необходимость специальных мер для формирования психологической готовности студентов к решению задач в социальной, личностной и профессиональной сфере.

 

1 Общая характеристика тренинга

 

         «Сутьтренингового метода в том, что — это способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих» [5, с.26].
Важнейшая цель и задача группового тренинга  - помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала надо научиться  воспринимать и понимать себя.
Основные цели тренинга:

  • создание условий для личностного роста участников тренинга;
  • формирование социального взаимодействия  студентов;
  • раскрытие индивидуальных особенностей личности;
  • получение знаний и отработка практических навыков эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • помощь в осознании возникающих проблем в социальной, личностной и профессиональной сфере;
  • освобождение от комплексов и внутренних барьеров в процессе тренинга;
  • психокоррекционная работа;
  • построение новых эффективных стереотипов поведения и общения;
  • получение персональных результатов;
  • решение конкретных проблем.

         Основные задачи тренинга:

  • понять особенности и принципы группового взаимодействия;
  • освоить приемы психологического контакта с собеседником;
  • корректировать свое поведение в условиях психологического дискомфорта;
  • способствовать осознанию своей жизненной перспективы, целей, путей и способов их достижения.

Для достижения поставленных целей и решения  задач тренинга, по  желанию и с согласия каждого участника, применяются методы аутогенной тренировки и релаксации, специальные упражнения и технические приемы, трансформационные модели и медитации, игры для ума и тела, притчи и метафоры, групповые дискуссии и психогимнастика, тестирование и самодиагностика. Содержание программы может быть скорректировано с учетом специфических особенностей и запросов группы. Средство фиксации эффективности тренинга:анкета-отзыв  «Откровенно говоря…».

 

2 Процесс обретения силы в личностном росте на групповых тренингах

 

    В методическом пособии «Мой стиль – здоровье и успех», авторы Курнешова Л.Е., Родионов В.А., Романова Е.С., Ступницкая М.А. отмечают, что «одним из наиболее распространенных психолого-педагогических методов воздействия на формирование поведенческой установки является тренинг, который позволяет, воздействуя на эмоциональную сферу человека, обеспечить его нужной информацией, помогает сформировать необходимые навыки и отработать оптимальную  личную стратегию поведения в типичной ситуации» [5, с 26-27].

     Определенный интерес представляет концепцияКосаревской Т.Е., Кутькиной Р.Р., Лашук С.И. согласно которой: «Студент – это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к профессиональному труду, высококвалифицированному выполнению функций  специалиста в той или иной области деятельности» [4, с.17]. В связи с этим, каждый студент нуждается в психологическом сопровождении. Как отмечает Зеер Э.Ф. «психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности» [3, с.23]. По мнению Даниеляна Г.С. «преимущества тренинговых занятий связанны с теми достоинствами, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной:

  • групповой опыт противодействует отчуждению, помогает реше­нию межличностных проблем;
  • группа отражает общество в миниатюре;
  • возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
  • в группе человек может обучаться новым умениям, эксперимен­тировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
  • взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;
  • группа облегчает процессы самораскрытия и самопознания» [2, с.47].

В ходе тренинга успешно формируются коммуникативные навыки, значительно активнее решаются вопросы духовного развития личности. С точки зрения Весны Е.Б.  «зрелую личность характеризует целостность, интегрированность, неразрывность социализирующей и индивидуализирующей линий двух компонентов, единого процесса духовного развития»[1, с.397].

Проведение групповых тренингов в высшем учебном заведении – это одна из обширных сфер профессиональной  деятельности психолога в ВУЗе. Как пишет  Нестерова А.С.: «У нас есть предположение,  что одним из наиболее эффективных способов развития у будущих педагогов выявленных качеств личности являются тренинговые занятия, которые являются одной из форм активного обучения» [6, с.127].

По мнению Родионова В.А. «именно тренинг как метод работы с первокурсниками представляется наиболее эффективным, хотя бы по той причине, что наиболее полно воздействует на все компоненты личности. Известно, что с его помощью можно оказывать направленное воздействие на когнитив­ный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты. Добавим, что тренинг вообще является универсальным методом, будучи одновременно средством развития способностей к обучению, способом перепрограммирования модели управления поведением и деятельностью,  частью  планируемой активности,   направленной  на увеличение профессиональных знаний и умений» [7, с.160].

Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личностные проблемы. Участники тренинга пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. На групповых тренингах, которые систематически проводятся со студентами МГПУ, доступным и понятным языком излагаются важнейшие принципы и даются практические навыки работы со своим сознанием, которые, в конечном счете, при упорной и продолжительной работе позволяют человеку управлять своей жизнью и действительно формировать свою реальность в соответствии со своими целями.

Тренинг дает толчок по направлению к насыщенной позитивными переменами  жизни, которая способна принести удовлетворение и ощущение полноты существования. Сведения об устройстве человеческой психики, данные в обобщенной форме, но в то же время содержащие основные положения современной психологической науки сочетаются с эффективными и доступными методами исследования собственной психики, которые позволяют понять, почему мы ведем себя так, а не иначе, чем это обусловлено, и как можно изменить те модели поведения, которые препятствуют полному самовыражению и создают проблемные ситуации, выхода из которых, на первый взгляд, нет. Тренинг проводится в доброжелательной атмосфере: мини-лекции, индивидуальные рекомендации, интерактивные упражнения, имитационное и ролевое моделирование.

На тренингах практикуются упражнения для активизации работы ума, через которые тренер может вывести участников на обсуждение важных вопросов, проблем, блока, сложной темы, термина, позиции и т. п. Различного рода разминки, медитации и релаксации, позволяют сбросить физическое, умственное и эмоциональное напряжение. Все это дает студентам мощный положительный заряд и желание претворить полученные знания в жизнь.Процесс обретения силы в личностном росте так эффективен потому, что он помогает преодолеть жизненные проблемы, полностью раскрыть и проявить свои человеческие возможности. В процессе личностного роста очень важно сориентировать студентов в правильном направлении. Здесь им поможет понятие «рубежа роста».

Подобно природе, человек, пока он жив, всегда пробивается к новым целям – он растет. Тот, кто полон жизненных сил, всегда пытается найти новые направления. Та часть нашего бытия, где происходит продвижение к новому, и является нашим рубежом роста. Это та следующая точка, к которой движется наше вечно эволюционирующее «Я». Чтобы создать нашу жизнь такой, какой мы хотим ее видеть, необходимо предпринимать шаги, которые продвинут к новым рубежам.  Каждый рубеж роста может сопровождаться разнообразными эмоциональными переживаниями – от радости до боли, от смущения до озарения. Иногда возникает страх неизвестности, так как участник тренинга продвигается к новым областям познания. И в то же время часто появляется ощущение полноты и глубины существования, благодаря тому, что человек овладевает искусством жить. Иногда это болезненно и неудобно, в другое время, студент испытывает радость от преодоления какого-либо препятствия. Но в одном можно быть уверенным – если каждый участник группового тренинга находится на своем рубеже роста, то он будет ощущать эмоциональный подъем.

Каждый человек уникален, поэтому рубеж роста не может быть лучше или хуже рубежей роста остальных людей. Он просто другой. Понимание того, что рост – это индивидуальный процесс, освобождает людей от широко распространенного человеческого заблуждения -  оценки себя относительно других или относительно чьего-то предвзятого мнения о том, какими мы должны быть.

Расти – это значит быть живым, а быть на рубеже роста – значит быть в наиболее динамичном жизненном состоянии, в процессе становления, искусно используя присущую нашему разуму творческую силу.     Люди могут потратить годы, накапливая знания о себе, но для того, чтобы изменить что-нибудь, человеку нужно овладеть принципами направленной мысли. Знания о себе без навыков творческой мысли становятся бессильными. Однако умение творить с помощью мысли не сделает жизнь человека лучше, если он не знает себя.

Методики, предлагаемые на групповых тренингах, сочетают в себе две жизненно важные величины: самопознание и сотворение себя, как личности. Некоторым людям их знания ничего не дали, так как они упрощенно и поверхностно подошли к принципам творческой мысли и потому были обескуражены их кажущейся неэффективностью. Другие овладели этими навыками, но без адекватных знаний о себе они пытались создать в своей жизни совсем не то, что им действительно было нужно.  На групповых тренингах подход к проявлению творческой мысли в реальности включает в себя больше, чем просто овладение техническими приемами; это искусство осознанной творческой жизни.

 

3 Наиболее часто встречающиеся запросы студентов

 

         В процессе обсуждения со студентами их проблемных ситуаций, были выявлены следующие, наиболее часто встречающиеся запросы.
1. Умение принимать жизненно важные решения.
2. Снятие умственного, физического и эмоционального напряжения.
3. Построение любовных взаимоотношений.
4. Преодоление неблагоприятных ситуаций.
5. Решение конфликтных ситуаций в семье.
6. Коррекция черт характера.
7. Преодоление неуверенности в себе.
8. Коррекция самооценки.
9. Ревность.
10. Тревожные состояния.
11. Умение позитивно мыслить.
12. Страхи.
13. Умение управлять собой в условиях психологического дискомфорта.
14. Мнительность.
15. Коррекция взаимоотношений со сверстниками, родителями, преподавателями.
16. Раздражительность и несдержанность.
17. Увлекаемость.
18. Отсутствие контакта с сокурсниками.
19. Хронически неблагоприятная семейная среда.
20. Развитие стрессоустойчивости и саморегуляции.
21. Совмещение работы с учебой.
22. Организация времени.
23. Неопределенность профессиональных перспектив.
24. Разочарование  в процессе обучения.

Заключение

 

       Таким образом, системное воздействие тренинговна формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере, доказало целесообразность применения тренингового метода.  В перспективе планируется разработка и проведение новых тренингов, таких как: «Аутотренинг», «Жизнь со вкусом успеха», «Тренинг позитивного самовоспитания», «Время – дефицитный ресурс», «Тренинг уверенности в себе», «Тренинг коррекции самооценки»,«Тренинг общения», «Саморегуляция и развитие стрессоустойчивости», «Формирования здорового образа жизни», «Управление финансовыми ресурсами», «Готовы к сессии на «отлично», «Жизнь без наркотиков» и другие.

      Тренинг личностного роста - это  возможность на практике ощутить, что такое настоящая внутренняя свобода,  научиться уважать и  любить себя и других, изменить к лучшему себя и свои взаимоотношения с людьми. Это обретение умения наилучшим образом выстраивать межличностные отношения и взаимодействия.  Помешать в этом могут привычки, сомнения, не желание взаимодействовать, лень, страх, неприятие. Помогут – активная жизненная позиция, последовательность, целеустремленность и готовность действовать.

 

 

Литература

  1. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе./ Е.Б. Весна. дис. д-ра психол. наук: 19.00.136: Москва, 1998. 397 с.
  2. Даниелян Г.С. Тренинг развития коммуникативных умений и навыков как психологическая поддержка студентов. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012 года). Психологическая служба в высшем учебном заведении.  М.: МГПУ, 2012. 47 с.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов, 5-е изд. М.: Академический проспект; Фонд «Мир»,2008. 23с.
  4. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р., Лашук С.И. Психологические аспекты личностного становления студентов. Методические рекомендации для кураторов студенческих групп, психологов и воспитателей. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. 17 с.
  5. Курнешова Л.Е., Родионов В.А., Романова Е.С., Ступницкая М.А. Мой стиль – здоровье и успех.М..: Школьная книга, 2010. 26-27 с.
  6. Нестерова О.С. Анализ уровня сформированности профессионально важных качеств у будущих педагогов. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012 года). Психологическая служба в высшем учебном заведении. М.: МГПУ, 2012.127 с.
  7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Методические рекомендации. Ярославль: Академия развития, 2001. 160 с.