Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Журнал » 2013 №8 : Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
    Просмотров: 5687

О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

  Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В.
                                                                                                                    МГПУ, Москва 

В статье ставится проблема разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на современном этапе. Уделяется внимание технологии психолого-педагогического обеспечения образования, реализуемой с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, интегративная модель,  система социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, социальное взаимодействие.

 

ON INITIATION OF AN INTEGRATIVE MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF EDUCATION PROCESS AT UP-TO-DATE SCHOOL

 

Romanova E.S., Ryabova I. V., Makshantseva L.V.
MCTTU, Moscow

 

In this article the problem of development of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process is put taking into consideration the procedure of Federal state educational standards application. Theoretical and methodological, and also regulatory questions of nowadays psycho-pedagogical maintenance of the education process participations are considered. The main attention is paid to the problem of psycho-pedagogical supply technology. In particular, it is emphasized that psycho-pedagogical maintenance is realized by the functioning of all social interaction participants at all educational levels, including «school», «higher education» and human resources interactions.
Key words: psycho-pedagogical maintenance, integrative model, the system of social and psychological support and psycho-pedagogical support, social interaction.

 

1 Научные основы и нормативно-правовые вопросы
психолого-педагогического сопровождения

 

 

В современном обществе, ответственном за подрастающее поколение, отчетливо прослеживается необходимость понимания взрослыми особенностей ребенка и умения развивать его потенциальные возможности. В этой связи усиливается роль знания эффективных методов и приемов воспитания ребенка, отсюда возрастает важность подготовки профессионалов-педагогов. Наука о развитии ребенка, о воспитании детей, занимающая исключительное положение и неразрывно связанная с широкой психолого-педагогической практикой, нацелена на обеспечение гармоничного развития личности во всем контексте ее характеристик и проблем. В этой связи является актуальным создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [10, Статья 5, П.5].

Ключевым аспектом в решении общей проблемы подготовки подрастающего поколения является создание интегративной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. С одной стороны, социально-психологическое сопровождение рассматривается как направление комплексной системы социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, базирующейся на методологических основах системной психологии. С другой стороны как интегративная технология психолого-педагогического обеспечения образования, осуществляемая в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу [8, 9].

В процессе практического внедрения интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, прежде всего, следует анализировать два направления:
первое – проблема включенности ребенка в образовательную общность;
второе – технологии и методы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Включенность ребенка в образовательную общность, опосредованная механизмом деятельной роли, позиции, определяется возможностью его существования (функционирования) в деятельности, общении и взаимодействии. Целесообразно учитывать все векторы включенности, осуществляемые на разных уровнях образования, организациях разного вида, а также во взаимодействии всех участников образовательного процесса. В каждом конкретном случае важно рассмотрение вида, типа и формы включенности ребенка в образовательную среду с определенной характеристикой организационно-функциональной структуры. Границы структуры обозначаются исходя из основополагающих целей достижения целостной включенности ребенка в образовательную общность.
Система социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи осуществляется с учетом всех участников образовательного процесса (табл. 1) [5, с.137].

 

Таблица 1
Примеры участников образовательного процесса на разных этапах образования


Объекты учебно-воспитательной деятельности

Этапы образования

Субъекты реализации задач образования

Дети дошкольного возраста

Дошкольное
(основное, дополнительное, специальное) образование

Родители (законные представители), воспитатели, руководители образовательных учреждений, педагоги специального и дополнительного образования

Учащиеся школьного возраста

Школьное
(основное, дополнительное, специальное) образование

Родители (законные представители), учителя,  руководители образовательных учреждений, педагоги специального и дополнительного образования

Студенты (бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты)

Вузовское и другое профессиональное образование

Преподаватели, научные руководители и консультанты, академические консультанты,  руководители образовательных учреждений

Работники образования (воспитатели, учителя, преподаватели)

Последипломное профессиональное образование:  курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка

Преподаватели, научные консультанты,  руководители образовательных учреждений 

     На сегодняшний день одним из главных остается вопрос о классификации объектов изучения в образовании. Нередко они формируются эмпирически, исходя из запросов общественной жизнедеятельности. Принято считать, что объектом экспертизы может и должна быть вся педагогическая сфера в целом. Известны примеры систематизации объектов, в основе которой положено представление о том, что в ее качестве  выступают элементы педагогической системы. Например, для гуманитарной экспертизы принято выделять следующие объекты: учащиеся; преподаватели; учебно-воспитательный процесс; уклад жизни школы; среда и окружение [1].

Причем, объектами могут выступать образовательные учреждения разного типа (например, государственное / негосударственное образовательное учреждение). Так, например, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, среди прочих, «организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации». [10, Статья 8, П.12].  К организациям, осуществляющим обучение, относятся  и «организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».[10, Статья 31, П.1].

Следует отметить, что обучающимся предоставляются права на:
«1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами» [10, Статья 34, П.1]. 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса  в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, имеет свои особенности. В первую очередь – это, наряду с профилактикой и предотвращением, преобладание в программе преимущественно коррекционного характера, что делает особенно актуальным тщательную разработку и анализ процесса внедрения их в практическую деятельность, особенно в контексте Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего преемственность образовательного процесса. Программа предполагает формирование универсальных учебных действий на каждом из этих этапов, которые рассматриваются как способность ребёнка к развитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также культурную идентичность учащегося, его социальную компетентность и способность к самостоятельной организации процесса усвоения новых знаний и умений. Это подразумевает анализ: личностных действий (категорий учебных действий, направленных на ценностно-смысловую ориентацию учащихся); коммуникативных действий (обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию детей на мнение окружающих); познавательных действий  (направленных на установление причинно-следственных связей и закономерностей, выявление круга интересующих проблем); регулятивных действий (обеспечивающих организацию учащимся своей учебной деятельности). При оценке сформированности универсальных учебных действий учащихся, педагогу необходимо знать уровень нескольких важных показателей: состояние здоровья детей;  уровень развития речи; развитие навыков общения; умение контролировать своё поведение во время занятий.

В итоге можно обозначить, что в свете решения общей проблемы создания интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, ключевую позицию занимает разработка функционирующего механизма сопровождения, опосредованного введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Технология психолого-педагогического обеспечения образования, включающая в себя аспекты обучения, развития и сопровождения, осуществляется с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также социальное взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.

 

2 «Школьное» взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения

 

Данное сопровождение традиционно рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, которое имеет свои особенности, свои актуальные цели и задачи.

Рассматривая социально-психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс, охватывающий всех субъектов деятельности в сфере образования, на всех его уровнях, важно гармоничное сочетание его основных аспектов:
- содержательных (определение содержания конкретных форм деятельности, в том числе, анализ социально-психологического статуса субъекта деятельности, своевременное разрешение проблем, нахождение эффективных форм сопровождения);
- организационных (логически продуманного, осмысленного процесса, охватывающего все направления и всех участников взаимодействия);
- функциональных (реализация цели и задач психолого-педагогического сопровождения).

Создание социально-психологических условий для успешной включенности ребенка в образовательную общность (адаптации, школьной успеваемости) является главной целью интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу.
Для достижения поставленной цели необходимо учитывать основные позиции, связанные с:
- индивидуально-дифференцированным подходом в образовании;
- коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса;
- использованием современных психолого-педагогических технологий;
- решением задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- укреплением физического и психического здоровья, профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся.

Включенность каждого ребенка в образовательную общность тщательно планируется и осуществляется в ходе проведения основных видов и направлений психолого-педагогической и медико-социальной деятельности, которая, может проводиться поэтапно, начиная с принятия решения о  поступлении ребенка в школу, например:
- психолого-медико-педагогический консилиум/психолого-педагогическая диагностика для определения уровня психологической готовности детей к школьному обучению;
- психологическая профилактика;
- преодоление неблагоприятных факторов, сопутствующих развитию ребенка;
- психологическое информирование участников образовательного процесса;
- психологическое консультирование родителей (законных представителей);
- психологическое консультирование учителей и педагогов специального образования;
- психологическое консультирование руководителей образовательных учреждений;
- коррекционно-развивающая работа.

В рамках адаптационного этапа важно проведение аналитической работы, направленной на осмысление итогов общих усилий педагогов, психолога и родителей (законных представителей), по созданию благоприятных условий для адаптации первоклассников.

Особого решения требует работа со школьниками, испытывающими проблемы в школьной адаптации, которая может быть выстроена следующим образом: сначала с использованием методов психолого-педагогической диагностики выявляются школьники, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Затем проводится психологическое консультирование и просвещение педагогов в контексте результатов диагностики – это, по сути, является началом организации помощи детям, испытывающим различные сложности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.

Возвращение к проблеме адаптации, как правило, происходит при переходе в среднюю школу. В этом случае психолого-педагогическое сопровождение может включать мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся; ознакомление с результатами мониторинга администрации, педагогов, родителей (законных представителей), самих учащихся; организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; просветительская и консультационная деятельность; профилактическая работа.

Актуальным вопросом психолого-педагогического сопровождения современного образовательного процесса является обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности учащихся, которое может осуществляться в рамках следующих мероприятий: исследование и диагностика особенностей личности учащихся старших классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы; организация информационной работы с родителями (законными представителями) учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования; проведение коррекционно-развивающих занятий.

Особого подхода требует решение таких задач как психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» (исследование особенностей познавательной деятельности, изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, просветительская и консультационная деятельность); сохранения и укрепления психологического здоровья (просветительская и профилактическая работа с участниками образовательного процесса).

Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, а также успешностиреализации интегративной модели данного сопровождения, основана, прежде всего, на показателях развития личности учащихся, формирования у них необходимых навыков компетентности, которые определены новыми образовательными программами в контексте внедрения последних Федеральных государственных образовательных стандартов.

При этом можно дифференцировать педагогические и психологические критерии оценки. Например, к педагогическим критериям относятся:  успеваемость учащихся; их активность, инициативность, заинтересованность в школьной жизнедеятельности; специфика поведения в школе и вне школы; особенности взаимодействия с одноклассниками, педагогами;  профессиональное самоопределение учащихся старших классов и выпускников школы.

В структуру психологических критериев оценки входят такие как:  психологическая готовность к регулярному обучению; реализация потенциальных возможностей обучающихся; развитие их способностей; особенности личностного развития; психическое и физическое здоровье; уровень социальной адаптивности; специфика межличностного взаимодействия; соотношение интересов, мотивации, способностей.

Вопросы, связанные с решением таких сложных проблем, требуют особых методов, которые носят социальный характер. Эти методы и методики находятся в стадии разработки, но они необходимы, т.к. нацелены помочь в решении вопроса модернизации образования и модернизации науки.

 

3 «Вузовское» взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения

 

Обеспечение про­фессионального становления, имеющего свою специфику и характеристики, направлено, прежде всего, на создание благоприятных социально-психологических и психолого-педагогических условий для обучения в вузе в условиях компетентностного подхода; формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов; помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов [6].

Компетентностный подход к высшему профессиональному образованию предполагает реализацию следующих функций психолого-педагогического сопровож­дения:
- развивающей диагностики, на основе которой разрабатываются индивидуальные рекомендации для студента, определяются условия его успешного обучения;
- тренингов личностного и профессионального раз­вития и саморазвития;
- мониторинга социально-профессионального раз­вития;
- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
- проектирования альтернативных сценариев про­фессиональной жизни;
- личностно ориентированных тренингов повыше­ния социально-профессиональной компетентности;
- тренингов адаптации, самоуправления, саморегуляции эмоци­онально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Важным в обеспечении профессионального становления является: оказать помощь в овладении студентами эффективными способами преодоления широкого спектра возможных проблем, а также научить будущего профессионала решать свои проблемы самостоятельно.

Раскрытие проблемы современного студента как субъекта образовательного процесса можно осуществить через следующие актуальные вопросы: социально-психологические особенности студенческого возраста, прежде всего, на тех из них, которые влияют на поведение и учебную деятельность студентов. Например, мотивация учебной деятельности зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности студентов, ценностные ориентации и т.д.; адаптация к обучению в вузе – одна из важных общетеоретических проблем, исследуемых на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях;  успешность обучения в вузе во взаимосвязи с формированием специальных способностей; параметры компетенций выпускника, определяющие его состоятельность как профессионала [3].

Исходя из поставленной цели, психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода осуществляется по следующим направлениям:
- адаптационное, главной задачей которого является адаптация студентов к условиям обучения в вузе, к высоким интеллектуальным нагрузкам;
- профориентационное, задачамикоторого являются тестирование и консультирование по вопросам профессионального становления и путям профессионального развития, формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности;
- диагностическое, проводимое с целью определения социально-психологического и психолого-педагогического климата в вузе, основных потребностей и запросов студентов в работе службы психолого-педагогического сопровождения;
- развивающее, предполагающее развитие различных сторон личности студента;
- консультационное, учитывающее различные виды и формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности: преподавателей, студентов и абитуриентов.

 

4 Развитие кадрового потенциала в педагогической области

 

Как уже отмечалось, важным аспектом в деле качественного образования является подготовка способных, знающих, творчески мыслящих, компетентных педагогов.

Развитие кадрового потенциала в педагогической областиопосредовано необходимостью решения таких практических задач, как: обеспечение учащихся квалифицированными учителями, придерживающимися четких стандартов профессиональной деятельности и поведения; совершенствование программ непрерывной подготовки учителей и повышения их квалификации; развитие и распространение этических норм и принципов профессионального поведения [7].
Развитие послевузовского образования призвано создавать:дополнительные условия для трансляции новаторских приемов педагогики; повышения авторитета и статуса педагога; улучшения его материальной заинтересованности; повышения инвестиционной привлекательности учреждений образования.

Особое значение имеет деятельность научно-методических центров, центров оценки и сертификации, научные изыскания университетов, институтов, факультетов, кафедр и лабораторий, исследовательских образовательных учреждений. Обобщение и трансляция опыта по данному вопросу могут служить дополнительным научным основанием для выработки рекомендаций по качественно новому уровню образовательных услуг, совершенствованию менеджмента и управления образованием во всех его уровнях и сферах. Результаты этих обобщений (с учетом динамических изменений, генерируемых в образовательных учреждениях) способны стать основой научного прогноза построения школы будущего, усилить мотивацию научных и педагогических кадров, повысить их конкурентную устойчивость и адаптацию к меняющимся потребностям общества. Выполнение творческих задач, как показывает анализ общей ситуации, могут взять на себя специализированные центры, органически связанные непосредственно с образовательными учреждениями, с одной стороны, и органами управления образованием – с другой. Это в полной мере отвечает решению задачи развития общественно-профессиональной экспертизы как одного из приоритетов государственной политики на современном этапе.
Особенно возрастает значимость решения вопросов подготовки (переподготовки) кадров в свете необходимой выработки критериев оценки педагогической деятельности с точки зрения компетенций и компетентностей для создания некоего профессионального стандарта специалиста, работника или другого субъекта труда [2].

Многие современные исследования посвящены рассмотрению предмета педагогической отрасли, в том числе: закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

Исследование педагогической деятельности, закономерностей формирования конкретных ее видов, направлено на изучение: индивидуального и коллективного субъекта труда, а также системы взаимоотношений в целом.
Важно отметить, что «назначение системы оценки качества образования состоит не во внешнем контроле, не в проверке достижения требуемых результатов или стандарта (качество не равно стандарту), а в создании условий для совершенствования образовательных систем» [4, С. 313].

Проблема развития кадрового потенциала системы общего образования актуальна и с позиции решения общей задачи управления состоянием образовательной сферы, и с позиции удовлетворения потребностей общества в высокопрофессиональных педагогических кадрах.

Постановка данной проблемы предполагает участие и координацию усилий самых различных уровней и субъектов управления и организации учебного процесса. Все большую значимость во всех процессах реконструирования учебно-педагогической деятельности занимают общественные и общественно-государственные формы образования.

В целях повышения эффективности и качества педагогического труда важно решение таких задач, как:
- содействие работодателям в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям и уровням квалификации;
- повышение конкурентной устойчивости работников и их адаптации к меняющимся потребностям общества;
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

 

Заключение

 

 

Таким образом, в результате разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, можно подвести следующие итоги: предложена ее научная характеристика; уточнены принципы психолого-педагогического обеспечения образования в соответствии с актуальными целями и задачами; сформулированы ключевые проблемы психолого-педагогического сопровождения всех участников социального взаимодействия (в том числе, школьного и вузовского); актуализирован вопрос развития кадрового потенциала системы общего образования.

 

Литература

  1. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения//Шк. технологии. 2001. №4. С. 137-149.
  2. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.Н. Проект профессионального стандарта на должность «Учитель» // Системная психология и социология.  2012. № 6. С. 21-47. 
  3. Еремина Л.Ю. Служба психолого-педагогического сопровождения вуза при компетентностном подходе к обучению студентов // Психологическая служба в высшем учебном заведении. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012г.) М.: МГПУ, 2012.
  4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 336 с.
  5. Макшанцева Л.В. Экспертная деятельность психолога: Монография. Saarbrucken, Germany: Palmarium. Academic  Publishing, 2012. С.172.
  6. Романова Е.С. Актуальные проблемы психологии и педагогики профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.  № 2(3)  2012. С. 32-34.
  7. Романова Е.С. Инновационные ресурсы предметно-методической секции УМО «Психология и педагогика профессионального образования» //Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №1(44). С. 65-69.
  8. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология.  2013. № 7. С. 25-49.
  9. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии //Системная психология и социология. 2010. №1. С. 6–43
  10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.