PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Журнал » 2013 №8 : Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
    Просмотров: 4391

О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

  Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В.
                                                                                                                    МГПУ, Москва 

В статье ставится проблема разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на современном этапе. Уделяется внимание технологии психолого-педагогического обеспечения образования, реализуемой с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, интегративная модель,  система социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, социальное взаимодействие.

 

ON INITIATION OF AN INTEGRATIVE MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF EDUCATION PROCESS AT UP-TO-DATE SCHOOL

 

Romanova E.S., Ryabova I. V., Makshantseva L.V.
MCTTU, Moscow

 

In this article the problem of development of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process is put taking into consideration the procedure of Federal state educational standards application. Theoretical and methodological, and also regulatory questions of nowadays psycho-pedagogical maintenance of the education process participations are considered. The main attention is paid to the problem of psycho-pedagogical supply technology. In particular, it is emphasized that psycho-pedagogical maintenance is realized by the functioning of all social interaction participants at all educational levels, including «school», «higher education» and human resources interactions.
Key words: psycho-pedagogical maintenance, integrative model, the system of social and psychological support and psycho-pedagogical support, social interaction.

 

1 Научные основы и нормативно-правовые вопросы
психолого-педагогического сопровождения

 

 

В современном обществе, ответственном за подрастающее поколение, отчетливо прослеживается необходимость понимания взрослыми особенностей ребенка и умения развивать его потенциальные возможности. В этой связи усиливается роль знания эффективных методов и приемов воспитания ребенка, отсюда возрастает важность подготовки профессионалов-педагогов. Наука о развитии ребенка, о воспитании детей, занимающая исключительное положение и неразрывно связанная с широкой психолого-педагогической практикой, нацелена на обеспечение гармоничного развития личности во всем контексте ее характеристик и проблем. В этой связи является актуальным создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [10, Статья 5, П.5].

Ключевым аспектом в решении общей проблемы подготовки подрастающего поколения является создание интегративной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. С одной стороны, социально-психологическое сопровождение рассматривается как направление комплексной системы социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, базирующейся на методологических основах системной психологии. С другой стороны как интегративная технология психолого-педагогического обеспечения образования, осуществляемая в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу [8, 9].

В процессе практического внедрения интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, прежде всего, следует анализировать два направления:
первое – проблема включенности ребенка в образовательную общность;
второе – технологии и методы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Включенность ребенка в образовательную общность, опосредованная механизмом деятельной роли, позиции, определяется возможностью его существования (функционирования) в деятельности, общении и взаимодействии. Целесообразно учитывать все векторы включенности, осуществляемые на разных уровнях образования, организациях разного вида, а также во взаимодействии всех участников образовательного процесса. В каждом конкретном случае важно рассмотрение вида, типа и формы включенности ребенка в образовательную среду с определенной характеристикой организационно-функциональной структуры. Границы структуры обозначаются исходя из основополагающих целей достижения целостной включенности ребенка в образовательную общность.
Система социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи осуществляется с учетом всех участников образовательного процесса (табл. 1) [5, с.137].

 

Таблица 1
Примеры участников образовательного процесса на разных этапах образования


Объекты учебно-воспитательной деятельности

Этапы образования

Субъекты реализации задач образования

Дети дошкольного возраста

Дошкольное
(основное, дополнительное, специальное) образование

Родители (законные представители), воспитатели, руководители образовательных учреждений, педагоги специального и дополнительного образования

Учащиеся школьного возраста

Школьное
(основное, дополнительное, специальное) образование

Родители (законные представители), учителя,  руководители образовательных учреждений, педагоги специального и дополнительного образования

Студенты (бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты)

Вузовское и другое профессиональное образование

Преподаватели, научные руководители и консультанты, академические консультанты,  руководители образовательных учреждений

Работники образования (воспитатели, учителя, преподаватели)

Последипломное профессиональное образование:  курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка

Преподаватели, научные консультанты,  руководители образовательных учреждений 

     На сегодняшний день одним из главных остается вопрос о классификации объектов изучения в образовании. Нередко они формируются эмпирически, исходя из запросов общественной жизнедеятельности. Принято считать, что объектом экспертизы может и должна быть вся педагогическая сфера в целом. Известны примеры систематизации объектов, в основе которой положено представление о том, что в ее качестве  выступают элементы педагогической системы. Например, для гуманитарной экспертизы принято выделять следующие объекты: учащиеся; преподаватели; учебно-воспитательный процесс; уклад жизни школы; среда и окружение [1].

Причем, объектами могут выступать образовательные учреждения разного типа (например, государственное / негосударственное образовательное учреждение). Так, например, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, среди прочих, «организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации». [10, Статья 8, П.12].  К организациям, осуществляющим обучение, относятся  и «организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».[10, Статья 31, П.1].

Следует отметить, что обучающимся предоставляются права на:
«1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами» [10, Статья 34, П.1]. 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса  в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, имеет свои особенности. В первую очередь – это, наряду с профилактикой и предотвращением, преобладание в программе преимущественно коррекционного характера, что делает особенно актуальным тщательную разработку и анализ процесса внедрения их в практическую деятельность, особенно в контексте Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего преемственность образовательного процесса. Программа предполагает формирование универсальных учебных действий на каждом из этих этапов, которые рассматриваются как способность ребёнка к развитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также культурную идентичность учащегося, его социальную компетентность и способность к самостоятельной организации процесса усвоения новых знаний и умений. Это подразумевает анализ: личностных действий (категорий учебных действий, направленных на ценностно-смысловую ориентацию учащихся); коммуникативных действий (обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию детей на мнение окружающих); познавательных действий  (направленных на установление причинно-следственных связей и закономерностей, выявление круга интересующих проблем); регулятивных действий (обеспечивающих организацию учащимся своей учебной деятельности). При оценке сформированности универсальных учебных действий учащихся, педагогу необходимо знать уровень нескольких важных показателей: состояние здоровья детей;  уровень развития речи; развитие навыков общения; умение контролировать своё поведение во время занятий.

В итоге можно обозначить, что в свете решения общей проблемы создания интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, ключевую позицию занимает разработка функционирующего механизма сопровождения, опосредованного введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Технология психолого-педагогического обеспечения образования, включающая в себя аспекты обучения, развития и сопровождения, осуществляется с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также социальное взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.

 

2 «Школьное» взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения

 

Данное сопровождение традиционно рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, которое имеет свои особенности, свои актуальные цели и задачи.

Рассматривая социально-психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс, охватывающий всех субъектов деятельности в сфере образования, на всех его уровнях, важно гармоничное сочетание его основных аспектов:
- содержательных (определение содержания конкретных форм деятельности, в том числе, анализ социально-психологического статуса субъекта деятельности, своевременное разрешение проблем, нахождение эффективных форм сопровождения);
- организационных (логически продуманного, осмысленного процесса, охватывающего все направления и всех участников взаимодействия);
- функциональных (реализация цели и задач психолого-педагогического сопровождения).

Создание социально-психологических условий для успешной включенности ребенка в образовательную общность (адаптации, школьной успеваемости) является главной целью интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в отношении учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу.
Для достижения поставленной цели необходимо учитывать основные позиции, связанные с:
- индивидуально-дифференцированным подходом в образовании;
- коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса;
- использованием современных психолого-педагогических технологий;
- решением задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- укреплением физического и психического здоровья, профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся.

Включенность каждого ребенка в образовательную общность тщательно планируется и осуществляется в ходе проведения основных видов и направлений психолого-педагогической и медико-социальной деятельности, которая, может проводиться поэтапно, начиная с принятия решения о  поступлении ребенка в школу, например:
- психолого-медико-педагогический консилиум/психолого-педагогическая диагностика для определения уровня психологической готовности детей к школьному обучению;
- психологическая профилактика;
- преодоление неблагоприятных факторов, сопутствующих развитию ребенка;
- психологическое информирование участников образовательного процесса;
- психологическое консультирование родителей (законных представителей);
- психологическое консультирование учителей и педагогов специального образования;
- психологическое консультирование руководителей образовательных учреждений;
- коррекционно-развивающая работа.

В рамках адаптационного этапа важно проведение аналитической работы, направленной на осмысление итогов общих усилий педагогов, психолога и родителей (законных представителей), по созданию благоприятных условий для адаптации первоклассников.

Особого решения требует работа со школьниками, испытывающими проблемы в школьной адаптации, которая может быть выстроена следующим образом: сначала с использованием методов психолого-педагогической диагностики выявляются школьники, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Затем проводится психологическое консультирование и просвещение педагогов в контексте результатов диагностики – это, по сути, является началом организации помощи детям, испытывающим различные сложности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.

Возвращение к проблеме адаптации, как правило, происходит при переходе в среднюю школу. В этом случае психолого-педагогическое сопровождение может включать мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся; ознакомление с результатами мониторинга администрации, педагогов, родителей (законных представителей), самих учащихся; организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; просветительская и консультационная деятельность; профилактическая работа.

Актуальным вопросом психолого-педагогического сопровождения современного образовательного процесса является обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности учащихся, которое может осуществляться в рамках следующих мероприятий: исследование и диагностика особенностей личности учащихся старших классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы; организация информационной работы с родителями (законными представителями) учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования; проведение коррекционно-развивающих занятий.

Особого подхода требует решение таких задач как психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» (исследование особенностей познавательной деятельности, изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, просветительская и консультационная деятельность); сохранения и укрепления психологического здоровья (просветительская и профилактическая работа с участниками образовательного процесса).

Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, а также успешностиреализации интегративной модели данного сопровождения, основана, прежде всего, на показателях развития личности учащихся, формирования у них необходимых навыков компетентности, которые определены новыми образовательными программами в контексте внедрения последних Федеральных государственных образовательных стандартов.

При этом можно дифференцировать педагогические и психологические критерии оценки. Например, к педагогическим критериям относятся:  успеваемость учащихся; их активность, инициативность, заинтересованность в школьной жизнедеятельности; специфика поведения в школе и вне школы; особенности взаимодействия с одноклассниками, педагогами;  профессиональное самоопределение учащихся старших классов и выпускников школы.

В структуру психологических критериев оценки входят такие как:  психологическая готовность к регулярному обучению; реализация потенциальных возможностей обучающихся; развитие их способностей; особенности личностного развития; психическое и физическое здоровье; уровень социальной адаптивности; специфика межличностного взаимодействия; соотношение интересов, мотивации, способностей.

Вопросы, связанные с решением таких сложных проблем, требуют особых методов, которые носят социальный характер. Эти методы и методики находятся в стадии разработки, но они необходимы, т.к. нацелены помочь в решении вопроса модернизации образования и модернизации науки.

 

3 «Вузовское» взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения

 

Обеспечение про­фессионального становления, имеющего свою специфику и характеристики, направлено, прежде всего, на создание благоприятных социально-психологических и психолого-педагогических условий для обучения в вузе в условиях компетентностного подхода; формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов; помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов [6].

Компетентностный подход к высшему профессиональному образованию предполагает реализацию следующих функций психолого-педагогического сопровож­дения:
- развивающей диагностики, на основе которой разрабатываются индивидуальные рекомендации для студента, определяются условия его успешного обучения;
- тренингов личностного и профессионального раз­вития и саморазвития;
- мониторинга социально-профессионального раз­вития;
- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
- проектирования альтернативных сценариев про­фессиональной жизни;
- личностно ориентированных тренингов повыше­ния социально-профессиональной компетентности;
- тренингов адаптации, самоуправления, саморегуляции эмоци­онально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Важным в обеспечении профессионального становления является: оказать помощь в овладении студентами эффективными способами преодоления широкого спектра возможных проблем, а также научить будущего профессионала решать свои проблемы самостоятельно.

Раскрытие проблемы современного студента как субъекта образовательного процесса можно осуществить через следующие актуальные вопросы: социально-психологические особенности студенческого возраста, прежде всего, на тех из них, которые влияют на поведение и учебную деятельность студентов. Например, мотивация учебной деятельности зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности студентов, ценностные ориентации и т.д.; адаптация к обучению в вузе – одна из важных общетеоретических проблем, исследуемых на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях;  успешность обучения в вузе во взаимосвязи с формированием специальных способностей; параметры компетенций выпускника, определяющие его состоятельность как профессионала [3].

Исходя из поставленной цели, психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода осуществляется по следующим направлениям:
- адаптационное, главной задачей которого является адаптация студентов к условиям обучения в вузе, к высоким интеллектуальным нагрузкам;
- профориентационное, задачамикоторого являются тестирование и консультирование по вопросам профессионального становления и путям профессионального развития, формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности;
- диагностическое, проводимое с целью определения социально-психологического и психолого-педагогического климата в вузе, основных потребностей и запросов студентов в работе службы психолого-педагогического сопровождения;
- развивающее, предполагающее развитие различных сторон личности студента;
- консультационное, учитывающее различные виды и формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности: преподавателей, студентов и абитуриентов.

 

4 Развитие кадрового потенциала в педагогической области

 

Как уже отмечалось, важным аспектом в деле качественного образования является подготовка способных, знающих, творчески мыслящих, компетентных педагогов.

Развитие кадрового потенциала в педагогической областиопосредовано необходимостью решения таких практических задач, как: обеспечение учащихся квалифицированными учителями, придерживающимися четких стандартов профессиональной деятельности и поведения; совершенствование программ непрерывной подготовки учителей и повышения их квалификации; развитие и распространение этических норм и принципов профессионального поведения [7].
Развитие послевузовского образования призвано создавать:дополнительные условия для трансляции новаторских приемов педагогики; повышения авторитета и статуса педагога; улучшения его материальной заинтересованности; повышения инвестиционной привлекательности учреждений образования.

Особое значение имеет деятельность научно-методических центров, центров оценки и сертификации, научные изыскания университетов, институтов, факультетов, кафедр и лабораторий, исследовательских образовательных учреждений. Обобщение и трансляция опыта по данному вопросу могут служить дополнительным научным основанием для выработки рекомендаций по качественно новому уровню образовательных услуг, совершенствованию менеджмента и управления образованием во всех его уровнях и сферах. Результаты этих обобщений (с учетом динамических изменений, генерируемых в образовательных учреждениях) способны стать основой научного прогноза построения школы будущего, усилить мотивацию научных и педагогических кадров, повысить их конкурентную устойчивость и адаптацию к меняющимся потребностям общества. Выполнение творческих задач, как показывает анализ общей ситуации, могут взять на себя специализированные центры, органически связанные непосредственно с образовательными учреждениями, с одной стороны, и органами управления образованием – с другой. Это в полной мере отвечает решению задачи развития общественно-профессиональной экспертизы как одного из приоритетов государственной политики на современном этапе.
Особенно возрастает значимость решения вопросов подготовки (переподготовки) кадров в свете необходимой выработки критериев оценки педагогической деятельности с точки зрения компетенций и компетентностей для создания некоего профессионального стандарта специалиста, работника или другого субъекта труда [2].

Многие современные исследования посвящены рассмотрению предмета педагогической отрасли, в том числе: закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

Исследование педагогической деятельности, закономерностей формирования конкретных ее видов, направлено на изучение: индивидуального и коллективного субъекта труда, а также системы взаимоотношений в целом.
Важно отметить, что «назначение системы оценки качества образования состоит не во внешнем контроле, не в проверке достижения требуемых результатов или стандарта (качество не равно стандарту), а в создании условий для совершенствования образовательных систем» [4, С. 313].

Проблема развития кадрового потенциала системы общего образования актуальна и с позиции решения общей задачи управления состоянием образовательной сферы, и с позиции удовлетворения потребностей общества в высокопрофессиональных педагогических кадрах.

Постановка данной проблемы предполагает участие и координацию усилий самых различных уровней и субъектов управления и организации учебного процесса. Все большую значимость во всех процессах реконструирования учебно-педагогической деятельности занимают общественные и общественно-государственные формы образования.

В целях повышения эффективности и качества педагогического труда важно решение таких задач, как:
- содействие работодателям в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям и уровням квалификации;
- повышение конкурентной устойчивости работников и их адаптации к меняющимся потребностям общества;
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

 

Заключение

 

 

Таким образом, в результате разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу, направленной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, можно подвести следующие итоги: предложена ее научная характеристика; уточнены принципы психолого-педагогического обеспечения образования в соответствии с актуальными целями и задачами; сформулированы ключевые проблемы психолого-педагогического сопровождения всех участников социального взаимодействия (в том числе, школьного и вузовского); актуализирован вопрос развития кадрового потенциала системы общего образования.

 

Литература

  1. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения//Шк. технологии. 2001. №4. С. 137-149.
  2. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.Н. Проект профессионального стандарта на должность «Учитель» // Системная психология и социология.  2012. № 6. С. 21-47. 
  3. Еремина Л.Ю. Служба психолого-педагогического сопровождения вуза при компетентностном подходе к обучению студентов // Психологическая служба в высшем учебном заведении. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012г.) М.: МГПУ, 2012.
  4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 336 с.
  5. Макшанцева Л.В. Экспертная деятельность психолога: Монография. Saarbrucken, Germany: Palmarium. Academic  Publishing, 2012. С.172.
  6. Романова Е.С. Актуальные проблемы психологии и педагогики профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.  № 2(3)  2012. С. 32-34.
  7. Романова Е.С. Инновационные ресурсы предметно-методической секции УМО «Психология и педагогика профессионального образования» //Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №1(44). С. 65-69.
  8. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология.  2013. № 7. С. 25-49.
  9. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии //Системная психология и социология. 2010. №1. С. 6–43
  10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.