Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2013 №8 : Титульный лист №8

Просмотров: 3517

Всероссийское периодическое издание

 

Научно-практический журнал

 

 

 

 

 

  

 

Системная психология

 

 

 и социология

 

 

 

 

8 (II) 2013

 

 

 

 

 

Выходит 2 раза в год

 

 

 

 

 

ISSN 2223 -6880

 

  

 

 

 

Москва

 

2013

 

 


Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. – М.: МГПУ, 2013. – № 8 (II). 140 с.

 

 

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

Редакционная коллегия

 

 

 

Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),

 

Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,

 

Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,

 

Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,

 

Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора)

 

Тюков Анатолий Александрович

 

 

 

 

 

Редакционный совет

 

 

 

Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),

 

Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),

 

Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),

 

Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),

 

Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),

 

Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),

 

Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),

 

Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)

 

 

 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

 

Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.

 

 

 

Учредитель: Московский городской педагогический университет

 

 

 

Подписной индекс издания: 83333

 

 

 

Зав. редакцией Чибискова О.В.

 

Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.

 

 

 

Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27

 

Тел. +7 495 612 6716

 

E-mail: info@systempsychology.ru

 

 

 

Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

 

Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.

 

                                                   http://www.systempsychology.ru        

 

 

 

 

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Содержание

Просмотров: 3224

 

Теория и метод системной психологии

  

 

Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии

 

  

Психологические исследования

 

  

Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л. В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса в современной школе

Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала

Варламова И.Н. Системное воздействие тренингов на формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере

Крыжановская Л.М. Эмоционально-значимые ситуации в коммуникативной деятельности   подростков с умственной отсталостью

Шулекина Ю.А. Стратегии смыслового восприятия речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Свистунова Е. В., Ананьева Е. В., Коган Б.М. Комплексноe использование компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации

Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы  подростков

Урываев Ю.В., Руцкий Д.А. Осознание смысла фраз: аудиографический анализ нейтральных ответов анкеты САН

Иванцов О. В., Машилов К. В. Употребление различных психоактивных веществ и системный патогенез аддиктивного поведения

 Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами

 Комаров Р.В. Роль системы дополнительного образования в развитии одаренности учащихся

   

Социологические  исследования

 

  

Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М.  К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений

Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города

Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города

Чамкин А.С. Управление проектами дополнительного образования в вузовских структурах

 

 

Краткие сообщения

 

Калькова Г. В. Проблематизация педагогического опыта в формировании индивидуальной  траектории  профессионального развития педагога

 

 

Информация

 

К читателям и авторам журнала

Правила для авторов

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2013, № 8(II)

 

 

Theory and method of systems psychology

 

  

Ryzhov B.N. Inner structure of the activity in the theory of systems psychology

   

Psychological researches

  

 Romanova E.S., Ryabova I.V., Makshantseva L.V. On initiation of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process at up-to-date school

 

Bershedova L.I., Rychikhina E.N. Socio-psychological foundation of the personnel monitoring system

Varlamova I.N.System impact of training on the formation of the students’ psychological readiness to the task solving in personality and professional sphere

Kryzhanovskaya L.M. Emotionally significant situations during communicative activity in adolescents with intellectual disability

Shulekina Yu.A. The speech comprehension strategies in young schoolchildren with the general speech underdevelopment

Svistunova E.V., Ananyeva E.V., Kogan B.M. The complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process

Lvova S.V., Unruh O.V. The study of self-attitude under the formation of the value sphere in adolescents

Uryvaev Ju.V., Rutskiy D.A. Comprehending of the phrase sense: an audiographic analysis of neutral responses to questionnaire «Feeling, Activity, Mood»

Ivantsov O.V., Mashylov K.V. The use of different psychoactive substances and system pathogenesis of addictive behavior

Valyavko S.M., Knyasev K.E., Yemelyanova A.A. On drawing test opportunities for diagnostics of some personality development in pre-school children with speech dysontogenesis

Komarov R. V. The role of supplementary education system in development of giftedness in school-students

  

Sociological researches

  

Romanova E.S., Ryabova I.V., Ovcharenko L.Y., Abushkin B.M. To the problem of social partnership in the structure of the model of psycho-pedagogical maintenance of students at schools

Gostev A.N., Ananishnev V.M., Demchenko T.S., Kochetov V.V. Social designing system rationalization of supplementary education for young people in a city

Tkachenko A.V. The national and confessional conditions significance in the social designing of supplementary education for young people in a city

Chamkin A.S. Supplementary education project management in the higher education structure

 

 Short reports

  

 

Kalkova G.V. The role of pedagogical experience in individual trajectory formation of teachers’ professional development

 

Information

  

Address to the readers and authors of the journal

Author guidelines

Authors of the journal «Systems psychology and sociology», 2013, № 8(II)

 

 

 

 

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Рыжов Б.Н. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Просмотров: 4696

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рыжов Б.Н.
МГПУ, Москва

 

Настоящая статья является продолжением цикла публикаций журнала «Системная психология и социология», посвященных описанию системных оснований психологии. В статье излагаются методологические основы исследования внутренней структуры деятельности человека и взаимной соотнесенности продуктивных характеристик деятельности и факторов ее внутренней структуры.

Ключевые слова: система, структура, мотивация, работоготовность, работоспособность, трудоспособность, эффективность деятельности.

 

INNER STRUCTURE OF THE ACTIVITY IN THE THEORY OF SYSTEMS PSYCHOLOGY

 

Ryzhov B.N.
MCTTU, Moscow

 

This article is the sequel to the series of articles about the different aspects of systems psychology, published in the previous issues of the journal «Systems Psychology and Sociology». Methodological basis of an inner structure of a human activity is shown in present paper. Besides, it includes the description of the interconnections and interrelationships between the productive characteristics of the human activity and factors determining its inner structure.
Key words: system, structure, motivation, work readiness, work capacity, working ability, work efficiency.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Просмотров: 5689

О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

 Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В.
МГПУ, Москва 

В статье ставится проблема разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на современном этапе. Уделяется внимание технологии психолого-педагогического обеспечения образования, реализуемой с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, интегративная модель,  система социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи, социальное взаимодействие.

 

ON INITIATION OF AN INTEGRATIVE MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF EDUCATION PROCESS AT UP-TO-DATE SCHOOL

 

Romanova E.S., Ryabova I. V., Makshantseva L.V.
MCTTU, Moscow

 

In this article the problem of development of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process is put taking into consideration the procedure of Federal state educational standards application. Theoretical and methodological, and also regulatory questions of nowadays psycho-pedagogical maintenance of the education process participations are considered. The main attention is paid to the problem of psycho-pedagogical supply technology. In particular, it is emphasized that psycho-pedagogical maintenance is realized by the functioning of all social interaction participants at all educational levels, including «school», «higher education» and human resources interactions.
Key words: psycho-pedagogical maintenance, integrative model, the system of social and psychological support and psycho-pedagogical support, social interaction.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала

Просмотров: 18168

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПЕРСОНАЛА

 

Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н.
МГПУ,  Москва

 

В условиях кризиса создание системы управленческого мониторинга персонала становится особо актуальным. В статье рассматриваются основные подходы и требования к формированию мониторинга персонала на основе социально-психологических параметров, обосновываются его основные направления и пути создания в организации.
Ключевые слова: управление персоналом, мониторинг, показатели и индикаторы мониторинга, система мониторинга персонала, социально-психологические характеристики.

 

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FOUNDATION OF THE PERSJNNEL MONITORING SYSTEM

 

Bershedova L.I., Rychikhina E.N.
MCTTU, Moscow

 

In times of economic crisis it is especially important to develop a system of personnel monitoring for management. This article reviews the main methods and requirements to form a personnel monitoring system based on socio-psychological characteristics, and defines the directions and steps for the development of such system in an organization.
Key words: personnel management, monitoring, criteria and indicators of monitoring, personnel monitoring system, socio-psychological characteristics.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Варламова И.Н. СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Просмотров: 4414

СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Варламова И.Н.
МГПУ, Москва

 

Статья посвящена вопросу о системном воздействии тренинговна формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере. Дается определение сути тренингового метода. Обсуждаются возможности использования группового тренинга для получения знаний и отработки практических навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Ключевые слова: тренинг, цели, задачи, эмоциональные переживания, самопознание, перспективы, позитивные перемены.

 

SYSTEM IMPACT OF TRAINING ON THE FORMATION OF THE STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS TO THE TASK SOLVING IN PERSONALITY AND PROFESSIONAL SPHERE

 

Varlamova I.N.
MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the problem of system impact of training on the formation of the students’ psychological readiness to the task solving in personality and professional sphere. The main features of training method is shown. The possibility of training use in getting new knowledge and practical skills for effective communication and interaction are discussed.
Key words: training, goals, tasks, emotional experience, self-knowledge, perspectives, positive changes.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Крыжановская Л.М. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Просмотров: 4494

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Крыжановская Л.М.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается проблема коррекции и развития эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью. При организации коррекционной работы необходимо учитывать когнитивный ресурс личности, тип эмоционального реагирования, мотивацию и возрастные особенности подростков с умственной отсталостью.
Ключевые слова: эмоционально значимые ситуации, подростки с умственной отсталостью, коррекция и развитие эмоционального реагирования, тренинг общения; коммуникативная деятельность; речевое взаимодействие; психологические параметры стимула.

 

EMOTIONALLY SIGNIFICANT SITUATIONS DURING COMMUNICATIVE ACTIVITY IN ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY

Kryzhanovskaya L. M.
MCTTU, Moscow


In this article the problem of correction and development of emotional sphere in adolescents with intellectual disability is considered. When organizing the correction work it is necessary to take into consideration the cognitive resources of the personality, the type of emotional reaction, motivation and psychological age features in adolescents with intellectual disability.
Key words: emotionally significant situations, adolescents with intellectual disability, correction and development of emotional reactions, communications training, communicative activity, verbal interaction, psychological parameters of the stimulus.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Шулекина Ю. А. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Просмотров: 7047

 СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Шулекина Ю. А.
МГПУ, Москва

В настоящей статье рассматривается понятие «стратегия» в междисциплинарном аспекте. Показаны различные виды стратегий, особенности их формирования в онто – и дизонтогенезе. Основной акцент сделан на исследовании смыслового восприятия речи у детей с общим недоразвитием речи. Посредством анализа указанных стратегий автором подчеркнута характерная для этих детей специфика смысловой обработки различных речевых конструкций - слова, фразы, текста. Состояние речемыслительных стратегий у младших школьников с ОНР можно рассматривать как проявление специфических закономерностей их развития в условиях речевого дизонтогенеза.   
Ключевые слова: стратегия, смысловое восприятие речи, текстовая компетенция, младшие школьники, общее недоразвитие речи.

 

THE SPEECH COMPREHENSION STRATEGIES IN YOUNG SCHOOLCHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT


Shulekina Yu.A.
MCTTU, Moscow

 

The article centers in the term «strategy» in interdisciplinary aspect. Different types of strategies and the specific forming strategies in ontogenesis and disontogenesis are presented. The reader’s attention is focused on the study of speech comprehension of children with the general speech underdevelopment. The author emphasizes the specific of speech comprehension in different levels of language system by means of these strategies. The conditions of strategies of speech comprehension in young schoolchildren with the general speech underdevelopment can be considered as a manifestation of specific regularities of its development in disontogenesis.
Key words: a strategy, speech comprehension, the text competence, young schoolchildren, the general speech underdevelopment 

речемыслительных стратегий.  


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Просмотров: 5976

КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М.
МГПУ, Москва

 

В данной статье обсуждается возможность комплексного использования компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем у детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Особое внимание уделено изучению возможностей комплексной терапии искусством в формировании сложных двигательных актов. Осуществляются разнообразные подходы к гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному.
Ключевые слова: компенсаторные возможности; комплексная терапия искусством; адаптация; дети и подростки с нарушениями слуха.

 

THE COMPLEX USE OF COMPENSATORY SKILLS IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS DURING THE SOCIAL ADAPTATION PROCESS

 

Svistunova Е. V., Ananieva E.V., Kogan B.M.
МCTTU, Moscow

 

In this article the possibility of complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process is discussed.  Particular attention was attributed to a complex art therapy and its   opportunity for a forming complicated moving activity.  The problem of harmonious development of personality  is presented on the basis of three main branches: cognitive, emotional and social.
Key words: compensatory skills, complex art therapy, adaptation, children and adolescents with hearing impairment.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Львова С. В., Унру О. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

Просмотров: 6739

 ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ  ПОДРОСТКОВ

 

Львова С. В., Унру О. В.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования ценностной сферы подростов. Изучается самоотношение как важнейшее ценностное переживание в подростковом возрасте.
Ключевые слова: ценностная сфера, подростки, сензитивный период, самоотношение, рефлексия самооценка

 

THE STUDY OF SELF-ATTITUDE UNDER THE FORMATION

OF THE VALUE SPHERE IN ADOLESCENTS

 

Lvova S. V., Unruh O. V.
MCTTU, Moscow

 

The article considers the question of age features of the formation of the value sphere in adolescents. It is shown that self-attitude is one of the most important axiological experience in adolescence.
Key words: value sphere, adolescents, sensitive period, self-attitude, reflection, self-judgement.

 


  Читать полностью...