Просмотров: 3563
Всероссийское периодическое издание
Научно-практический журнал
Системная психология
и социология
№ 8 (II) 2013
Выходит 2 раза в год
ISSN 2223 -6880
Москва
2013
Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. – М.: МГПУ, 2013. – № 8 (II). 140 с.
ISSN 2223-6880
Редакционная коллегия
Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),
Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,
Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,
Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,
Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора)
Тюков Анатолий Александрович
Редакционный совет
Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),
Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),
Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),
Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),
Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),
Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),
Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),
Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.
Учредитель: Московский городской педагогический университет
Подписной индекс издания: 83333
Зав. редакцией Чибискова О.В.
Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.
Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27
Тел. +7 495 612 6716
E-mail: info@systempsychology.ru
Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.
http://www.systempsychology.ru
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
|
||
Просмотров: 3282
Теория и метод системной психологии
Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии
Психологические исследования
Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л. В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала Варламова И.Н. Системное воздействие тренингов на формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере Крыжановская Л.М. Эмоционально-значимые ситуации в коммуникативной деятельности подростков с умственной отсталостью Шулекина Ю.А. Стратегии смыслового восприятия речи младших школьников с общим недоразвитием речи Свистунова Е. В., Ананьева Е. В., Коган Б.М. Комплексноe использование компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы подростков Урываев Ю.В., Руцкий Д.А. Осознание смысла фраз: аудиографический анализ нейтральных ответов анкеты САН Иванцов О. В., Машилов К. В. Употребление различных психоактивных веществ и системный патогенез аддиктивного поведения Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами Комаров Р.В. Роль системы дополнительного образования в развитии одаренности учащихся
Социологические исследования
Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М. К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города Чамкин А.С. Управление проектами дополнительного образования в вузовских структурах
Краткие сообщения
Калькова Г. В. Проблематизация педагогического опыта в формировании индивидуальной траектории профессионального развития педагога
Информация
К читателям и авторам журнала Правила для авторов Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2013, № 8(II)
Theory and method of systems psychology
Ryzhov B.N. Inner structure of the activity in the theory of systems psychology
Psychological researches
Romanova E.S., Ryabova I.V., Makshantseva L.V. On initiation of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process at up-to-date school
Bershedova L.I., Rychikhina E.N. Socio-psychological foundation of the personnel monitoring system Varlamova I.N.System impact of training on the formation of the students’ psychological readiness to the task solving in personality and professional sphere Kryzhanovskaya L.M. Emotionally significant situations during communicative activity in adolescents with intellectual disability Shulekina Yu.A. The speech comprehension strategies in young schoolchildren with the general speech underdevelopment Svistunova E.V., Ananyeva E.V., Kogan B.M. The complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process Lvova S.V., Unruh O.V. The study of self-attitude under the formation of the value sphere in adolescents Uryvaev Ju.V., Rutskiy D.A. Comprehending of the phrase sense: an audiographic analysis of neutral responses to questionnaire «Feeling, Activity, Mood» Ivantsov O.V., Mashylov K.V. The use of different psychoactive substances and system pathogenesis of addictive behavior Valyavko S.M., Knyasev K.E., Yemelyanova A.A. On drawing test opportunities for diagnostics of some personality development in pre-school children with speech dysontogenesis Komarov R. V. The role of supplementary education system in development of giftedness in school-students
Sociological researches
Romanova E.S., Ryabova I.V., Ovcharenko L.Y., Abushkin B.M. To the problem of social partnership in the structure of the model of psycho-pedagogical maintenance of students at schools Gostev A.N., Ananishnev V.M., Demchenko T.S., Kochetov V.V. Social designing system rationalization of supplementary education for young people in a city Tkachenko A.V. The national and confessional conditions significance in the social designing of supplementary education for young people in a city Chamkin A.S. Supplementary education project management in the higher education structure
Short reports
Kalkova G.V. The role of pedagogical experience in individual trajectory formation of teachers’ professional development
Information
Address to the readers and authors of the journal Author guidelines Authors of the journal «Systems psychology and sociology», 2013, № 8(II)
|
||
Просмотров: 4824
ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рыжов Б.Н.
Настоящая статья является продолжением цикла публикаций журнала «Системная психология и социология», посвященных описанию системных оснований психологии. В статье излагаются методологические основы исследования внутренней структуры деятельности человека и взаимной соотнесенности продуктивных характеристик деятельности и факторов ее внутренней структуры. Ключевые слова: система, структура, мотивация, работоготовность, работоспособность, трудоспособность, эффективность деятельности.
INNER STRUCTURE OF THE ACTIVITY IN THE THEORY OF SYSTEMS PSYCHOLOGY
Ryzhov B.N.
This article is the sequel to the series of articles about the different aspects of systems psychology, published in the previous issues of the journal «Systems Psychology and Sociology». Methodological basis of an inner structure of a human activity is shown in present paper. Besides, it includes the description of the interconnections and interrelationships between the productive characteristics of the human activity and factors determining its inner structure. |
||
Просмотров: 5799
О СОЗДАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В.
МГПУ, Москва
В статье ставится проблема разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на современном этапе. Уделяется внимание технологии психолого-педагогического обеспечения образования, реализуемой с учетом всех участников социального взаимодействия на разных этапах и уровнях образования, включая «школьное» и «вузовское» взаимодействие, а также взаимодействие в рамках развития кадрового потенциала.
ON INITIATION OF AN INTEGRATIVE MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF EDUCATION PROCESS AT UP-TO-DATE SCHOOL
Romanova E.S., Ryabova I. V., Makshantseva L.V.
In this article the problem of development of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process is put taking into consideration the procedure of Federal state educational standards application. Theoretical and methodological, and also regulatory questions of nowadays psycho-pedagogical maintenance of the education process participations are considered. The main attention is paid to the problem of psycho-pedagogical supply technology. In particular, it is emphasized that psycho-pedagogical maintenance is realized by the functioning of all social interaction participants at all educational levels, including «school», «higher education» and human resources interactions.
|
||
Просмотров: 18498
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПЕРСОНАЛА
Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н.
В условиях кризиса создание системы управленческого мониторинга персонала становится особо актуальным. В статье рассматриваются основные подходы и требования к формированию мониторинга персонала на основе социально-психологических параметров, обосновываются его основные направления и пути создания в организации.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FOUNDATION OF THE PERSJNNEL MONITORING SYSTEM
Bershedova L.I., Rychikhina E.N.
In times of economic crisis it is especially important to develop a system of personnel monitoring for management. This article reviews the main methods and requirements to form a personnel monitoring system based on socio-psychological characteristics, and defines the directions and steps for the development of such system in an organization. |
||
Просмотров: 4515
СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ Варламова И.Н.
Статья посвящена вопросу о системном воздействии тренинговна формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере. Дается определение сути тренингового метода. Обсуждаются возможности использования группового тренинга для получения знаний и отработки практических навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
SYSTEM IMPACT OF TRAINING ON THE FORMATION OF THE STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS TO THE TASK SOLVING IN PERSONALITY AND PROFESSIONAL SPHERE
Varlamova I.N.
The article is devoted to the problem of system impact of training on the formation of the students’ psychological readiness to the task solving in personality and professional sphere. The main features of training method is shown. The possibility of training use in getting new knowledge and practical skills for effective communication and interaction are discussed. |
||
Просмотров: 4636
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Крыжановская Л.М.
В статье рассматривается проблема коррекции и развития эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью. При организации коррекционной работы необходимо учитывать когнитивный ресурс личности, тип эмоционального реагирования, мотивацию и возрастные особенности подростков с умственной отсталостью.
EMOTIONALLY SIGNIFICANT SITUATIONS DURING COMMUNICATIVE ACTIVITY IN ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY Kryzhanovskaya L. M.
|
||
Просмотров: 7328
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Шулекина Ю. А. В настоящей статье рассматривается понятие «стратегия» в междисциплинарном аспекте. Показаны различные виды стратегий, особенности их формирования в онто – и дизонтогенезе. Основной акцент сделан на исследовании смыслового восприятия речи у детей с общим недоразвитием речи. Посредством анализа указанных стратегий автором подчеркнута характерная для этих детей специфика смысловой обработки различных речевых конструкций - слова, фразы, текста. Состояние речемыслительных стратегий у младших школьников с ОНР можно рассматривать как проявление специфических закономерностей их развития в условиях речевого дизонтогенеза.
THE SPEECH COMPREHENSION STRATEGIES IN YOUNG SCHOOLCHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
The article centers in the term «strategy» in interdisciplinary aspect. Different types of strategies and the specific forming strategies in ontogenesis and disontogenesis are presented. The reader’s attention is focused on the study of speech comprehension of children with the general speech underdevelopment. The author emphasizes the specific of speech comprehension in different levels of language system by means of these strategies. The conditions of strategies of speech comprehension in young schoolchildren with the general speech underdevelopment can be considered as a manifestation of specific regularities of its development in disontogenesis. речемыслительных стратегий. |
||
Просмотров: 6186
КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИСвистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М.
В данной статье обсуждается возможность комплексного использования компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем у детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Особое внимание уделено изучению возможностей комплексной терапии искусством в формировании сложных двигательных актов. Осуществляются разнообразные подходы к гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному.
THE COMPLEX USE OF COMPENSATORY SKILLS IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS DURING THE SOCIAL ADAPTATION PROCESS
Svistunova Е. V., Ananieva E.V., Kogan B.M.
In this article the possibility of complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process is discussed. Particular attention was attributed to a complex art therapy and its opportunity for a forming complicated moving activity. The problem of harmonious development of personality is presented on the basis of three main branches: cognitive, emotional and social.
|
||
Просмотров: 7315
ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
Львова С. В., Унру О. В.
В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования ценностной сферы подростов. Изучается самоотношение как важнейшее ценностное переживание в подростковом возрасте.
THE STUDY OF SELF-ATTITUDE UNDER THE FORMATION OF THE VALUE SPHERE IN ADOLESCENTS
Lvova S. V., Unruh O. V.
The article considers the question of age features of the formation of the value sphere in adolescents. It is shown that self-attitude is one of the most important axiological experience in adolescence.
|
||