Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Львова С.В., Неделькович Е. Г. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Журнал » 2013 №7 : Львова С.В., Неделькович Е. Г. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
    Просмотров: 6142

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ 

 

Львова С.В.

МГПУ, Москва

Неделькович Е.Г.

ГБОУ СОШ № 1114, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о  влиянии семьи на  формирование нравственных и эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе  семейного воспитания.

Ключевые слова:  семья,   нравственные чувства, эстетические чувства, мотивация, нравственные ценности.

 

FAMILY INFLUENCE ON THE MORAL AND ESTHETIC FEELINGS FORMATION

IN PRE-SCHOOL CHILDREN

 

 

Lvova S.V.

MCTTU, Moscow

Nedelkovich E. G.

School №1114, Moscow

 

In this article the question of family influence on a moral formation and esthetic feelings formation in children of preschool age during the family upbringing is considered.

Key words: family, moral feelings, aesthetic feelings, motivation, moral values.

 

Введение

 

Психологические исследования по формированию нравственных чувств и развитию умений видеть прекрасное имеют непосредственное отношение к практике дошкольного развития, осуществляемого в процессе экологического образования и воспитания дошкольников. В соответствие  с системным подходом в психологии [9] экологическое развитие, как и развитие нравственности, включает несколько компонентов, важными из которых представляются следующие:  биологическая и социальная составляющие мотивации, ценностные ориентации личности. 

Нравственные чувства  являются одной из составляющих нравственной основы   личности, формирующиеся в условиях того нравственного пространства, в котором живёт человек. В него входят: отношения и общение в коллективе; отношения и общение на улице; общение с товарищами; отношение к себе; отношение к природе, к внешнему миру; отношение к общественным требованиям; отношения в семье [5]. Эстетические чувства  в психологии характеризуются как эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве [4]. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики. Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их  формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

 Исчерпывающий анализ и возможные механизмы генезиса, а также важноcть развития   нравственных чувств отмечал  Иммануил Кант в своей работе «Критика   чистого разума»  еще в 18 веке  [3]. В психологии проблеме  формирования нравственных и эстетических чувств посвящены исследования таких авторов как  С.Н. Николаева  [7],  Т.В. Христовская   [12],  Л.С. Игнаткина   [2],  А.В. Запорожец   [1], А.П.Усова   [11],  Е.И. Корзакова   [7],   И.А. Хайдурова    [7],   А.И. Васильева   [7] и др. В большинстве исследований  авторы пришли к выводу, что именно способность ребенка видеть красоту, умение сопереживать и является основой формирования нравственного, ответственного, бережного отношения к окружающей среде. И начинать формирование такого отношения человека к природе необходимо с самого раннего возраста.

Как отмечают Новикова Ж.Л. и Сахарова В.Н. [8]  особую роль семьи в формировании  нравственного отношения к природе и умения   дошкольников видеть красоту окружающего  мира. В данном вопросе, однако, возникает ряд проблем, связанных с  тем, что знания большинства взрослых людей об экологических проблемах крайне ограничены, а их поведение носит антиэкологический характер. Во-первых, родители не могут удовлетворить любознательность детей в вопросах природы  даже на уровне дошкольников.  К примеру, родители не знают названий многих растений, видов деревьев,  насекомых, животных, их роль в природе. Во-вторых,   общее отношение взрослых носит   явно  потребительский характер. Яркие тому  примеры приводит в своих работах Н.А.  Рыжова [10]. До сих пор, утверждает автор,  родители, объясняя детям необходимость охраны природы, нередко  приводят такие аргументы: речку нужно беречь, потому, что в ней мы купаемся, ловим рыбу. Природа дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны ее беречь. В-третьих  – поведение взрослых в природе носит антиэкологичный характер: отды­хая   с детьми на   природе,   взрослые  рвут  цветы,   ломают  ветки,  оставляют мусор и т.п.

 С целью выяснения особенностей современного уровня  представлений у детей о природе, об отношении к ней, а значит и о том, сформированы ли у них нравственные и эстетические чувства, а также о роли в этом их  родителей, живущих в современной урбанизированной среде,  было проведено пилотное исследование.

 

1 Методы и методики исследования

 

На базе дошкольных структурных подразделений ГБОУ средней общеобразовательной школы № 1114 г. Москвы  было проведено исследование   на выявление отношения к природе детей старшего дошкольного возраста и их родителей.  В эксперименте приняли участие  106 детей   (средний возраст 5 лет) и 114  родителей этих детей  (в некоторых семьях желание заполнить анкеты изъявили не только мамы, но и папы).

Схема исследования  включала в себя  рисунок «Мое отношение к природе» (авторская), с последующей беседой с ребенком, содержащей  четыре вопроса:  «Что такое природа?»,  «Что ты изобразил?»  «Есть  ли ты на рисунке и что ты делаешь?» и «Какое настроение у твоего рисунка?».  При анализе рисунков выявлялись три    основных компонента: эмоциональный  - умение сопереживать природе,  содержательный компонент –  общий кругозор ребенка, а также действенный компонент,    включен ли человек  в рисунок, то есть, сформировано ли у детей представление о взаимосвязях человека и природы. Методика проводилась  с каждым ребенком индивидуально.

С целью контроля адекватности выбранного нами теста была проведена образовательная деятельность  с использованием приема    «Запрещающие знаки: чего нельзя делать  в природе», предложенным Н.А.Рыжовой [10]. Детям необходимо было подумать и нарисовать, чего нельзя делать в природе. В конце образовательной деятельности   с детьми также проводилась беседа: что ты изобразил, есть ли  ты на рисунке  и что ты делаешь? 

Параллельно с родителями этих детей было  проведено анкетирование – опросник, состоящий из 7 открытых вопросов, предполагающих развернутые  ответы. Опросник содержал   нравственно-эстетический и природоохранный, экологический компонент. Подбор вопросов был оптимальным и касался того, как родители взаимодействуют  с детьми  касательно природы и  отношения к ней. Ключевыми вопросами анкеты были: «Часто ли Вы гуляете с  детьми в парке, в лесу, отдыхаете на природе?»    «Обращаете ли внимание  ребенка на красоту окружающего мира: отмечаете   во  время прогулок  пение птиц, шум ручья в лесу и  другие  проявления   прекрасного в природе?»,   «Обращаете ли Вы во время прогулок внимание ребенка на состояние окружающей среды (чистота  мест прогулок, поломанные ветви деревьев, сорванные цветы и т.д.)?  «Часто ли Вы  говорите с ребенком об охране природы?»   « Как Вы считаете, почему нужно беречь природу?», «Предпринимаете ли Вы какие-либо действия, чтобы помочь природе?»

Анализ   результатов анкеты проводился в соответствие с тремя критериями знаний о природе и об отношении к ней:формальный уровень, глубокое представление, утилитарное отношение к природе.Исходя из результатов проведенного  исследования, была поставлена цель: определить, какие ценностные ориентации преобладают у родителей, в частности, на каком месте  находится такая ценность как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве),   а также   влияние ценностных ориентаций родителей на формирование  нравственных качеств личности детей. Задачи исследования: выявление ценностных ориентаций родителей;  выявление  духовно-нравственных качеств  личности дошкольника и  соотнесение  полученных результатов.  

Для выявления ценностных ориентаций родителей   использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника проводилась  по методике  Н. С. Маляковой «Состояние духовно-нравственных качеств личности» [10].

 

2 Результаты исследования

 

Результаты проведенного исследования показали, что 23 % детей  имеют высокий уровень знаний о природе и бережном отношении к ней. Дети осознают самоценность природы,   понимают, что беречь ее нужно не только и не столько потому, что это необходимо человеку, а потому, что она живая, в ней все взаимосвязано, и она, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Рисунки этих детей, содержательные, яркие,   на многих из них присутствует человек (чаще всего, это сам ребенок, который помогает тем или иным образом природе).  Дети эмоционально и  развернуто отвечали на вопросы беседы. В ответах отчетливо прослеживается сопереживание природе и тому, что с ней происходит:  «Природу нужно беречь, потому, что она живая,  и ей нельзя делать больно,  с природой нужно дружить и  заботиться о ней »,  «Природу нужно беречь, потому что рыбы умрут без воды, а птицы без деревьев и воздуха». «Я всегда  поливаю цветы с бабушкой  на даче, когда долго нет дождя,   ведь  им без воды плохо!». Можно утверждать о достаточно высоком уровне сформированности  нравственных и эстетических чувств у  этих детей.

Около половины респондентов (45% детей) показали средний уровень знаний о природе и бережном отношении к ней, а также о связи человека и природы.  Ответы этих детей звучат  так: «Природу нужно беречь,  чтобы мы могли жить».  «Природа – это красиво, а   человеку нравится красивое».  По некоторым ответам можно сделать вывод, что  у детей совсем не сформированы элементарные экологические понятия и взаимосвязи, не говоря уже о бережном отношении к природе, а значит и сформированности нравственных и эстетических чувств  по отношению к ней.  Ответы детей звучали так: «Я поливаю деревья зимой», или: «Я, когда ловлю бабочку, не убиваю ее, я поиграю с ней и  выпускаю!»  (Ребенок не знает, что  после того, как бабочка побывала в руках, она никогда больше уже не взлетит). Очевидно, что у этих детей знания  о природе и взаимосвязи  человек – природа поверхностны. Рисунки этих ребят уже менее содержательны,  не всегда в них присутствует человек или сам ребенок, эмоциональный компонент в них, а также в ответах на вопросы беседы крайне слабо выражен. 

У  38% из числа принимавших в исследовании детей - низкий уровень знаний о природе и об отношении к ней. Часто в ответах выявлялись только общие представления о том, как нужно относиться к природе: «Природу нужно любить», «Нужно бережно относиться к природе» , на последующий вопрос,  что  это значит? как дети это понимают?  ответа ребята не дают. В ответах этих детей практически не выражен эмоциональный компонент,  их рисунки  и ответы на вопросы беседы  не содержат  знаний о природе,  только на некоторых рисунках присутствует человек. Таким образом,  видно, что знания подавляющего количества детей о природе  и об отношении к ней крайне ограничены,   а значит,   нравственные и эстетические чувства   у дошкольников сформированы недостаточно.

Анализируя результаты образовательной деятельности «Запрещающие  знаки: чего нельзя делать в природе», можно сделать вывод: дети  практически также  рисовали и отвечали на  вопросы беседы, как и в предыдущей методике.  Рисунки детей,  показавших высокий уровень, были осмысленными и содержательными: дети четко и ясно объясняли, чего нельзя делать в природе и почему. На  рисунках - «знаках» присутствует человек, часто это сам ребенок, который тем или иным образом помогает природе. Чаще всего ребята рисовали и проговаривали в беседе, что «нельзя в лесу жечь костры, потому что может быть пожар»,     «Нельзя  оставлять после себя мусор в  лесу или в парке – это засоряет природу, и она может заболеть».

Дети, показавшие средний уровень знаний о природе и отношения к ней, достаточно поверхностно отображали это и в данном  случае. Человек практически не присутствует на рисунках ребят, в некоторых случаях дети спрашивали: «А как это – рисовать природу?»  (Даня). После объяснения ребенок нарисовал  такой же рисунок, как и в первой методике, только  перечеркнул его. Очевидно, что мальчик просто не знает, чего нельзя делать в природе, а знания о многообразии природы у него отсутствуют. 

У ребят, показавших низкий уровень  в  методике на выявление отношения к природе, в образовательной деятельности «Запрещающие знаки: чего нельзя делать в природе», знания о природе и бережном отношении к ней также крайне ограничены. Чаще всего, рисунки  этих детей  несодержательные, однотипные: цветы, деревья, трава. Человека или самого ребенка на рисунках нет, при опросе детей: Что ты нарисовал и почему? Дети отвечали односложно: «Это  природа»,  «Нельзя причинять природе вред», в некоторых случая ребята просто пожимали плечами. Таким образом, в образовательной деятельности и в рисуночной методике дети показали практически одни и те же знания о природе,   об отношении к ней и о взаимосвязи человек-природа. Разработанная  рисуночная методика на выявление знаний детей о природе  и  об отношении к ней  позволяет получить достаточно верные   результаты.

 По результатам анкетирования взрослых глубокое представление о природе,    значимости  бережного отношения  к природе и экологичном поведении в ней    сформировано у 25% родителей. Ответы взрослых  на вопросы анкеты в большинстве случаев были следующими: на вопрос  «Часто ли Вы гуляете с ребенком  в лесу, в парке, отдыхаете на природе?» – большинство родителей отвечали «Часто». «Обращаете ли внимание детей на красоту окружающего мира: отмечаете во время прогулок пение птиц, шум ручья в лесу и другие проявления прекрасного в природе» ответы родителей положительные. Необходимо отметить, что это родители детей, которые имеют высокий уровень знаний о природе. Именно эти родители считают, что говорить с ребенком о красоте и многообразии  природы  необходимо. Приведем для примера их ответы: «Так ребенок учится природу любить и беречь»,  «Ребенок учится видеть прекрасное, он так развивается». Результаты анкеты показали, что  эти родители говорят с ребенком о необходимости охраны природы, так как природа самоценна, предпринимают посильные действия, чтобы помочь природе  -  экономят электроэнергию и воду,  приобретают экологически чистые товары, участвуют в субботниках и акциях, сажают с детьми деревья и кустарники. Такие родители считают  свое поведение в природе экологически грамотным. 

 Формальный уровень представлений о самоценности природы и ее значимости для человека. Выявлен у 46%  родителей. На вопрос анкеты  «Часто ли Вы говорите с ребенком об охране природы?» -  родители отвечали:   «По мере необходимости», « В зависимости от ситуации», «Редко».  Эта группа родителей почти не обращает внимания  детей на красоту природы,   нечасто  отмечает во время прогулок с детьми состояние  мест прогулок, поломанные ветви деревьев и т д. На вопрос «Как Вы считаете, почему нужно беречь природу?»  - ответы взрослых звучали так: «Людям свойственно жить в красоте», «Без природы человек не сможет существовать». Большинство этих родителей считают свое поведение в природе  экологически грамотным, а также  отмечает, что стараются не наносить природе вреда.   В данном случае  также прослеживается взаимосвязь: дети  этих родителей имеют средний уровень  сформированности нравственных и эстетических чувств.

 Результаты анкетирования показали, что у 29% родителей преобладает утилитарное отношение к природе. Здесь также  важнейшим акцентом является то, что это родители тех детей, которые имеют низкий уровень развития нравственных и эстетических чувств. Исходя из ответов на вопросы анкеты, такие родители редко или по мере возможности гуляют с детьми на природе, не видят острой необходимости говорить с детьми о природе и необходимости ее охраны. На вопрос: «Почему необходимо беречь природу?» преобладают ответы «Чтобы человек мог комфортно жить». На вопрос: «Предпринимаете ли какие-либо действия, чтобы помочь природе?»  ответы многих родителей,  несмотря на предложенные варианты об экономии электроэнергии и воды, участии в субботниках, акциях,  и т.д.,  были следующими:  «У нас нет на это времени, мы не задумываемся над этим». Со стороны родителей  даже  были проигнорированы  некоторые вопросы, такие, например, как  «Обращаете ли Вы внимание ребенка на красоту окружающего мира во время прогулок?» и  «Считаете ли свое поведение во время прогулок, отдыха на природе экологически грамотным?». Все это указывает на преобладание потребительского отношения к природе и антиэкологичного  мировоззрения в целом, при котором  упор делается человеком на самого себя,  на удовлетворение собственных потребностей.

Таким образом, выявленные результаты позволяют  высказать предположение  о взаимосвязи, которая существует   между  тем отношением к природе, которое преобладает у родителей  и  тем отношением к природе,  которое закладывается в настоящее время у  их детей. У  детей, родители которых имеют потребительское, антиэкологичное  отношение к природе,   знания о природе  поверхностны, в их рисунках отсутствует эмоциональный,  содержательный и действенный компонент. Это позволяет нам сделать вывод, что родители этих ребят не способствуют формированию посредством природы эстетических и нравственных чувств у своих детей. 

При сопоставлении данных, полученных в результате проведенных исследований с детьми и родителями, можно утверждать, что у  детей тех  родителей, которые имеют    формальное отношение к природе,   уровень развития нравственных и эстетических чувств,   а также  знаний о природе и бережном к ней отношении  средний. Можно сделать вывод,   что  родители не придают особого  значения  беседам с детьми о самоценности природы, не говоря уже о формировании в детях нравственного отношения к природе, умению  видеть   ее красоту и любить ее. Таким же образом  прослеживается параллель между родителями, проявляющими осознанно-правильное,  гуманное отношение к природе и их детьми, которые имеют высокий уровень знаний о природе,  отмечают ее самоценность, способны установить взаимосвязь человек-природа. Очевидно, что  эти  родители часто говорят со своими детьми о природе, ее красоте и необходимости бережного к ней отношения, то есть, всячески способствуют формированию у детей нравственных и эстетических чувств посредством природы.

Итак,   проанализировав результаты нашего   исследования, можно сделать следующий вывод:  ежедневного взаимодействия родителей и детей   в вопросах природы и экологичного отношения к ней  крайне мало.  Для того, чтобы вырос уровень знаний детей о природе, а также уровень развития нравственных и эстетических чувств у дошкольников, необходим формирующий   эксперимент, который включает в себя не только работу с детьми, но и с родителями. 

 Результаты исследования по методике М. Рокича  «Ценностные ориентации», целью которой являлось определение состояния нравственных ценностей родителей,  преобладающими были выявлены следующие семейные ценности:  семейно-бытовая, эстетическая, этическая, ценности дела, самоутверждений, профессионально-творческая, саморегуляции, интеллектуальная, альтруистическая, принятия других,  общественная, гедонистическая. По методике  Маляковой Н.С. «Состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника» [6] из 100%  испытуемых у  30%   доминирует высокий уровень нравственности, у 70% преобладает средний уровень нравственности.  В связи с полученными данными был соотнесен  уровень развития духовно-нравственной основы детей и состояние ценностных ориентаций родителей.

 В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации (работа, здоровье, друзья, любовь, семья);  эстетические ценности (красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);  этическая (чуткость, воспитанность), ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); и самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость), дети отличаются высоким уровнем нравственности. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь. В эту группу входят 30%  семей.       

 В семьях, где преобладают профессионально-творческая, общественная, гедонистическая, альтруистическая, ценности саморегуляции, принятие других, интеллектуальная ориентация  (образование, познание, приобщение к культуре, развитие),   семейно-бытовая, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие) -  дети входят в группу со средним уровнем нравственности. У детей в этих семьях доминируют  такие качества как: дружелюбие, творческая направленность, физическая активность, коллективизм.   Эти семьи составляют 70% от общего количества исследуемых.

 Таким образом, можно утверждать,  что в семьях,   которые входят в первую  группу, высокий уровень нравственности объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям, отсюда и высокий уровень трудолюбия, уважение к старшим и готовность придти на помощь. В семьях, которые входят во вторую группу, у детей средний уровень нравственности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, внимание детям уделяется  в меньшем количестве.

 

Заключение

 

 Проведенное исследование  позволило выявить  взаимосвязь отношения к природе детей   старшего дошкольного возраста и их родителей,   оценить общий уровень знаний детей о природе,    связи человек-природа  и уровень сформированности глубокого, осознанно правильного отношения к природе и понимания необходимости ее охраны у родителей этих детей.  

 Полученные  данные показывают, что осознанно правильное отношение, а значит, нравственные и эстетические чувства сформированы у  23%  детей и у  25%  родителей этих детей. Формальное отношение  к природе   преобладает у   46%  родителей и   49%  их детей. Нравственные и эстетические чувства у таких детей сформированы недостаточно. Потребительский, утилитарный подход и, соответственно,  антиэкологическое мировоззрение, у  38%  детей и  29%  их родителей.  Данные результаты позволяют сделать вывод о несформированности у детей нравственных и эстетических чувств и необходимости проведения более углубленной работы, направленной на формирование нравственных и эстетических чувств у детей, а также работу с родителями по экологическому просвещению.

Также были выявлены ценностные ориентации родителей и детей  и прослежена взаимосвязь между ними, которая показала, что  в семьях, которые входят в первую  группу (70%) семей, высокий уровень нравственности объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям. В семьях, которые входят во вторую группу  (30%), у детей средний уровень нравственности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, внимание детям уделяется  в меньшем количестве.

 

Литература

 

1.  Запорожец А.В.Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: 1986 г. 
2.  Игнаткина Л.С. Формирование у дошкольников представлений  о росте и развитии   животных: Дис. …канд. пед наук.  М.: 1988 г.
3.  Кант И. Критика чистого разума М.: 2012 г.              
4.  Крылов А.А. Психология  М. 2009г.
5.  Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие Ростов н / Д.:  2003 г. 
6. Малякова Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника// Классный руководитель.  2005 г., №5, с 30-31
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.:2009 г.    

8. Новикова Ж.Л., Сахарова В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника в мире природы. М.: 2005г.
9. Рыжов Б.Н.Системные основания психологии. Журнал «Системная психология и социология». М.: 2010г том 1. №1.
10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.  М.: 2001 г.
 11. Усова А.П. Обучение в детском саду.  М.: 1970 г. 
 12.Христовская Т.В. Представление дошкольников о росте  и развитии живых    существ//  Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под  ред.  Поддъякова Н.Н.  Сохина Ф.А.  М.: 1988 г.