PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Арзуманов Ю. Л., Васечкин В. Б., Абакумова А. А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТДАЛЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ГЕРОИНОМ*

Журнал » 2013 №7 : Арзуманов Ю. Л., Васечкин В. Б., Абакумова А. А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТДАЛЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ГЕРОИНОМ*
    Просмотров: 3881

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТДАЛЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ГЕРОИНОМ*

                                                                                       

Арзуманов Ю.Л.
МГПУ,
ФГБУ «Национальный
Научный Центр Наркологии»
Министерства здравоохранения 
Российской Федерации, Москва
Васечкин В.Б., Абакумова А.А.
ФГБУ «Национальный
Научный Центр Наркологии»
Министерства здравоохранения 
Российской Федерации, Москва

 


Впервые проводился комплексный анализ и оценка особенностей состояния когнитивных, эмоциональных, поведенческих, психофизиологических и электрофизиологических  показателей у детей  старшего дошкольного  и младшего школьного возраста (6-10) лет с последствиями пренатальной интоксикации героином. Показаны нарушения зрительного, слухового, пространственного восприятия, произвольных формы внимания, вербально-логических операций, конструктивных форм мышления, а также неустойчивость эмоционального состояния с преобладанием упрямства, возбудимости и агрессивности.
Ключевые слова: антенатальная героиновая интоксикация, нарушения высших психических функций, дети дошкольного  и  младшего школьного возраста.

 

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN DEVELOPMENT

WITH PRENATAL HEROIN INTOXICATION

 

                                                                                        Аrzumanov Yu.L.
                                                                                            MCTTU,
National Scientific Centre
 of Narcology of the Ministry of Health and
Social Development of
the Russian Federation, Moscow
Vasechkin V.B., Abakumova A.A.
National Scientific Centre
 of Narcology of the Ministry of Health and
Social Development of
the Russian Federation, Moscow

 

 

The comprehensive analysis and assessment of cognitive, emotional, behavioural, psycho-physiological and electro-physiological functions in senior pre-school and younger school (6-10 years) children with consequences of prenatal heroin intoxication compared to children without prenatal heroin intoxication was carried for the first time. It has been shown that higher mental functions disorders are manifested in violations of visual, acoustical, spatial perception, in different forms of mental activity, verbal and logical operations, constructive forms of thinking and also in instability of emotional condition with prevalence of obstinacy, excitability, aggressiveness, hostility and inconsistency of behavioural reactions.
Key words: prenatal heroin intoxication, higher mental functions disorders, pre-school and younger school children.

_________
*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект № 11-06-00619а

Введение

 

В научной литературе  активно рассматриваются вопросы антенатального влияния героина на плод. Причем, по общебиологическому значению, возможным медицинским, психосоциальным последствиям  данные исследования являются  чрезвычайно актуальными и своевременными. Анализ наркотической ситуации в России за последние годы позволяет говорить о возможной серьезной угрозе здоровью населения страны. Растет злоупотребление психоактивных веществ с выраженными медико-социальными последствиями. Налицо увеличивающийся рост распространенности этих заболеваний.

По данным   Раут Ч.П. и Стефен А. [6],  среди всех наркозависимых лиц  25% это женщины детородного возраста, продолжающие прием наркотиков во время беременности. С момента первого описания негативного эффекта наркотизации на беременную женщину  накоплен большой материал,  позволяющий выделить несколько аспектов наркотизации беременных. Это, в первую очередь, воздействие наркотиков на организм женщины и на процессы течения беременности и родов. Во-вторых, влияние наркотиков на развитие плода,  проявляется в развитии врожденных пороков, замедлении темпов внутриутробного развития мозга и внутриутробной гибели. В-третьих, это влияние внутриутробной наркотизации на состояние ребенка после рождения, его жизнеспособность и адаптацию к внеутробной жизни.

Данное исследование  посвящено оценке отдаленных последствий  антенатальной интоксикации героином плода. Необходимость подобного подхода вызвана необходимостью выявления причин, приводящих к трудностям обучения у детей младшего школьного возраста и выработкой соответствующих коррекционных подходов,  способных уменьшить вероятность «застревания» на временных неудачах обучения. Хорошо известно, что трудности обучения могут сами по себе явиться фактором риска, способствующим развитию у ребенка нервно-психических и психосоматических расстройств, вплоть до формирования различных форм девиантного поведения. Гипотеза исследованияформулируется следующим образом: формирование психических функций в онтогенезе носит гетерохронный, неравномерный характер, обусловленный действием биологических и социальных факторов. Специфика их взаимодействия определяет особенности развития психических функций в норме и патологии.

 

1 Материалы и методы исследования

 

Объектом исследования явились дети  старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-10) лет, в периоде обучения в средних общеобразовательных школах. Исследование проводилось на базе амбулаторного детско-подросткового реабилитационного отделения ГУЗ Наркологического диспансера ЮЗАО г. Москвы и Центра наркологии МЗ РФ. В исследовании были включены 128 детей (63 мальчиков и 65 девочек) с отягощенным анамнезом антенатальной интоксикацией героином матерью [1, 2]. Исследовались когнитивные функции, особенности поведения, эмоциональное состояние,  различные варианты нарушений высших психических функций у детей с отдаленными последствиями эффектов антенатальной интоксикации героином.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы  были  использованы следующие методы исследования: клинико–психологический, наблюдение за поведением пациента; анализ истории жизни (сбор анамнеза), исследование индивидуально-типологических и психологических особенностях личности, психодиагностический (комплекс психодиагностических и нейропсихологических методик, направленных на изучение познавательной деятельности, эмоциональных и поведенческих проявлений в детском возрасте), а также  методы дифференциальной нейропсихологии; математико - статистический метод (обработка данных с помощью ПК с использованием пакета программ Excel 2007 фирмы Microsoft,  Statistika 6.0. фирмы StatSoft).
Для изучения психологических особенностей детей, перенесших антенатальную интоксикацию героином, использовались  методы:

  • изучения познавательной деятельности ребенка (изучение восприятия цвета и формы);
  • изучения восприятия пространства и величины, изучения зрительного восприятия («Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание недорисованных изображений», «Понимание сюжетной картинки»);
  • изучения слухового восприятия, внимания,  мышления, памяти,  речи («Запомни и расставь точки», «Проставь значки», «Найди 10 отличий») и эмоционально-личностной сферы («Оценочная шкала эмоционально - личностных проявлений ребенка», проективный тест «Рисунок человека»).

                                                       
2 Результаты

 

Когнитивные функции у исследуемых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характеризуются определенными типами нарушений: восприятия - зрительного и слухового (сужение поля восприятия, невозможностью объединять отдельные впечатления в целостные образы, наличие цветовой, предметной и слуховой агнозии, пространственных представлений, трудностью в понимании предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов); внимания (быстрая истощаемость, повышенная переключаемость,  нарушение его концентрации); памяти - слухоречевой, зрительной (сужение объема памяти, снижение продуктивности, слабое развитие процесса сохранения поступающей информации); речи (недостаточность автоматизированной, дезавтоматизированной, спонтанной, повторной и связной речи); мышления (затруднения в конструировании пространственно-временных связей и выявлении логических отношений, снижение операций пространственного анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования).

Понимание смысла и значений как вербального, так и невербального материала у этих детей в младшем школьном возрасте с отдаленными последствиями эффектов антенатальной интоксикации героином затруднено, отмечаются также трудности в понимании смысла вербального и невербального материала. Отмечается несформированность таких компонентов психических процессов, как фонематический слух, объем слухового восприятия и вербальной памяти, имеет место трудность в формировании мышления как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Снижение зрительного восприятия и пространственного анализа и синтеза проявляются в основном при решении невербальных мыслительных задач. Это позволяет предположить, что именно фонематический слух, объем слухового восприятия и вербальной памяти играют приоритетную роль в развитии мыслительной деятельности на исследуемом  возрастном этапе.

Для младших школьников с отдаленными последствиями эффектов антенатальной интоксикации героином с отклонениями в формировании мышления (парциальных отклонениях вербального мышления, невербального мышления и сочетанных отклонений вербального и невербального мышления) характерны специфические сочетания симптомов несформированности мышления, указывающие на заинтересованность различных отделов мозга. Нарушения высших психических функций у детей с отдаленными последствиями антенатальной интоксикации героином проявляются в несформированности вербально-гностических и вербально-мнестических процессов, в формировании синдрома несформированности зрительного и зрительно-пространственного восприятия и синдрома несформированности произвольных движений и действий; синдрома нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти; синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы. Скорее всего, наличие сложных нарушений высших психических функций  у детей с отдаленными последствиями эффектов антенатальной интоксикации героином может свидетельствовать о диффузном характере поражения морфофункциональных систем мозга.

У детей основной группы были выявлены нарушения слухового восприятия в виде неспособности определить значение различных бытовых звуков и шумов, невозможности правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, предъявляемые на слух, неспособность  определить на слух количество звуков и силу удара, что могло свидетельствовать  о наличии у них гностических слуховых расстройств.
        Особенности внимания, слухоречевой и зрительной памяти у детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином. Выявлено  нарушение, как произвольных,  так и непроизвольных форм  внимания, их  быстрая  истощаемость,  резкое сужение объема и нарушение их концентрации  при различных видах психической деятельности. У детей основной группы выявлены нарушения  слухоречевой и зрительной  памяти в виде сужения ее объема, снижения продуктивности мнестической функции, слабого развития процесса сохранения поступающей информации, наличия ошибок при воспроизведении слухоречевого и зрительного материала, что может быть обусловлено низким уровнем регулятивного процесса, сужением объема внимания, непроизвольной переключаемостью и отсутствием контроля за качеством выполнения деятельности.

Особенности речевого развития детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином. У детей основной группы отмечались речевые нарушения в виде трудностей в понимании предложно-падежных конструкций, наличия нарушений звукопроизношения, недостаточной сформированности фонематических процессов, связной речи, а также затруднений в конструировании пространственно-временных связей и выстраивании логических отношений. Следовательно, у детей основной группы страдают все формы устной речи, что сказывается на специфике их мышления, и, как следствие, на формировании категориальной структуры сознания.

Особенности мышления детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином. У детей основной группы страдает оптико-пространственный анализ и синтез, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления.  Проявляются сложности в формировании вербально-логических операции, нарушается сама структура интеллектуальной деятельности, так как они испытывают трудности на стадиях предварительного контроля и анализа результатов деятельности.

Особенности эмоциональной сферы и поведения у детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином. Для детей основной группы характерны изменения на уровне аффективной регуляции в виде снижения эмоционального контроля, что указывает на дезадаптацию в регуляции эмоциональной сферы. У 67% обследуемых эмоциональное состояние отличаются неустойчивостью, кратковременным преобладанием повышенного и пониженного фона настроения с преобладанием таких эмоциональных реакций как упрямство, возбудимость, обидчивость и враждебность. Кроме того, в их поведении отмечается импульсивность, снижение активного внимания, саморегуляции, непоследовательность поступков, неумение подчиняться правилам, что позволяет предположить, что эти дети могут стать источником конфликтов в межличностных отношениях (рис.1).

1

Рис.1 Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с последствиями антенатальной интоксикацией героином. По оси x – процент встречаемости исследуемых показателей среди детей основной группы и группы сравнения.  По оси y –. показатели, характеризующие поведение детей

 

    Взаимосвязь основных показателей, характеризующих состояние эмоционально-поведенческой и когнитивной сфер детей старшего дошкольного возраста с последствиями антенатальной интоксикацией героином показана на основании процедуры корреляционного анализа. Обнаружены специфические синдромы, отражающие дисфункциональность высших психических функций, в основе которых лежит диффузный характер поражения морфофункциональных систем мозга, характеризующийся повышенной возбудимостью, упрямством, нетерпеливостью, враждебностью и жестокостью в межличностном общении со сверстниками:

  • синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления;
  • синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, который проявляется в виде невозможности объединить отдельные впечатления в целостные образы, неспособности дифференцировать схожие по внешнему виду объекты;
  • синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти, для которого характерны неспособность ребенка правильно оценивать и воспроизводить относительно простые ритмические структуры, предъявляемые на слух, определять на слух количество звуков и силу удара, сужение объема слухоречевой памяти, снижение продуктивности мнестической функции;
  • синдром нарушения устной речи и вербально-логического мышления, для которого характерны нарушение автоматизированной, дезавтоматизированной, повторной и связной речи, снижение операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, трудности конструирования пространственно- временных связей и выявления логических отношений.

                                 

 Заключение 

 

 В работе показано, что расстройства высших психических функций у детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином в возрасте 6-7-ми лет носят сложный системный характер и проявляются нарушениями зрительного, слухового, пространственного восприятия, произвольных формы внимания в самых различных видах психической деятельности, модально-специфической памяти (как зрительной, так и слухоречевой), всех форм устной речи, вербально-логических операций и конструктивных форм мышления, а также неустойчивостью эмоционального состояния с преобладанием реакций упрямства, возбудимости, агрессивности, враждебности в сфере межличностных контактов, непоследовательностью поведенческих реакций.

На основании систематизации данных о нарушениях когнитивных функций, эмоциональной сферы и поведения у детей 6-7-ми лет с наличием перинатальной гипоксии в анамнезе выделены и описаны комплексы симптомов (синдромы), отражающих дисфункциональность высших психических функций, ведущее место среди которых занимают: синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления; синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти; синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти; синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы; синдром нарушения развития устной речи и вербально-логического мышления.

На основании нейропсихологического анализа проведено соотнесение синдромов нарушения высших психических функций у детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином поражения ЦНС и структур головного мозга. В результате чего определены участки корково-подкорковых структур, задействованные в реализации выявленных нарушений ВПФ: наружное коленчатое тело, первичные и вторичные поля затылочной коры (17, 18, 19 поля), височная область, в частности вторичные поля слуховой системы (42-го и 22-го) как левого, так и правого полушария; зоны ТРО, третичные зоны коры теменно-затылочных отделов левого полушария (37-е, 39-е, 40-е поля), конвекситальные отделы лобной коры, а также нижние отделы неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга). Полученные результаты могут свидетельствовать о диффузном характере поражения головного мозга в процессе его морфо-функцио- и хроногенеза, что  согласуется с данными, полученными в работах  Е.Д. Хомской [9],  Л.С. Цветковой [7, 8], Н.К. Корсаковой, Ю.В., Микадзе [3,4],  Ю.В. Микадзе [5]. При этом можно сделать предположение, что наиболее чувствительными к воздействию являются затылочно-теменная, лобная и височная области коры головного мозга.

Таким образом, результаты, полученные в настоящем исследовании, позволяют расширить представления современной клинической психологии об особенностях психического развития детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином, систематизировать данные о нарушениях высших психических функций и на основании этого выделить сочетания синдромов, наиболее часто встречающихся у детей с последствиями антенатальной интоксикацией героином и отражающих дисфункциональность корково-подкорковых структур в процессе индивидуального морфо-функцио- и хроногенеза мозга, что дает возможность выделить не только факторы риска формирования нарушений высших психических функций, но и  разработать наиболее эффективные коррекционно-развивающие программы по преодолению отклонений в развитии психической деятельности у детей с наличием в анамнезе последствий антенатальной интоксикацией героином, и тем самым подготовить их к успешной социализации

 

Литература

  1. Арзуманов Ю.Л., Васечкин В.Б., Абакумова А.А. «Влияниеантенатальной интоксикации героином на развитие плода  и состояние новорожденных». Ж.Вопросы наркологии. № 5, 2011г С. 51-58.
  2. Арзуманов Ю.Л., Васечкин В.Б., Абакумова А. А. «Состояние здоровья новорожденных при антенатальной интоксикации героином». Мат. Всероссийской Научно-практическ. конференции «Совершенствование организации и оказания наркологической помощи населению». Сб. тезисов. Москва. 20 -21 октября 2011г., С.16-17.
  3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
  4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения у младших школьников. М., 1997. 
  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей //в сб.1 международная конференция памяти А.Р. Лурии п/ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, М., 1998, С. 225-230.
  6. Раут Ч.П., Стефен А., Косовски Б. Последствия воздействия наркотических веществ на развивающийся плод // Наркология: Пер с англ./ Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Роберте Д.С., Хаиман С.Е. 2-е изд., испр. М.; СПб: Бином - Невский диалект, 2000. 
  7. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей.  М., 1999.
  8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва-Воронеж, 2000. 
  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник, М.:УМК «Психология», 2002