PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Журнал » 2013 №7 : Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
    Просмотров: 4891

ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

 

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В.

МГППУ, Москва

 

В статье обсуждается вопрос о становлении мотивации в зрелости, при достижении высокого уровня профессионального мастерства. Изложены результаты эмпирического исследования доминирующей мотивации военнослужащих, имеющих высшее образование и отвечающих всем требованиям, предъявляемым профессионалам в этой сфере – офицеров специальных подразделений (спецназа). Исследование выполнено в русле теории профессора  Б.Н.Рыжова.

Ключевые слова:  мотивация, зрелость (средний возраст), профессионализм, профессия офицера.

 

SPECIAL DIVISION OFFICERS’ DOMINANT MOTIVATION

 

Kulagina I. Yu., Apasova E.V.

MSUPE, Moscow

 

In the article the question of the motivation formation in maturity at achievement of high level of professional skill is discussed. The results of empirical research of dominating motivation of the militaries who have the higher education and meet all professional demands needed  in this sphere – officers of special divisions (special forces) are presented. This research is executed in accordance to the theory of professor  B.N.Ryzhov.

Keywords: motivation, maturity (middle age), professionalism, profession of an officier.

 

Введение

 

Мотивация – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, придает ей смысл, то, что определяет цели и, с определенного возраста - жизненные планы, особенности их реализации. Поэтому мотивация считается ядром личности во многих психологических школах – в психоанализе, гуманистической психологии, деятельностном подходе и др. Устойчивые мотивы, составляющие ядро личности, обычно называются  доминирующей или ведущей мотивацией. Они определяют общую направленность личности, формирующуюся в подростковом возрасте [2]. Доминирующая мотивация, как и другие личностные особенности, продолжает развиваться на следующих возрастных этапах, и в зрелости – времени достижения продуктивности в основных сферах жизни [12] – развитие оказывается связанным с профессиональной деятельностью, в которую включен человек.

Социум ставит перед человеком задачу профессионального самоопределения в юношеском возрасте, и профессиональное самоопределение юноши  неразрывно связано с моральным самоопределением. Выбор профессии означает не только выбор деятельности, но и выбор круга общения, ценностей и образа жизни, этому кругу присущих, и, следовательно, оказывает решающее влияние на весь жизненный путь. Насколько свободным является этот выбор - сам человек, исходя из своих потребностей и мотивов, определяет свой жизненный путь, или все предопределено обстоятельствами – вопрос спорный [1]. Но, работая в определенной области, уже взрослый человек, поднявшийся на ту ступень онтогенеза, которую называют зрелостью или средним возрастом, сохраняет или меняет исходную мотивацию. Можно предположить, что в этом возрастном периоде, мотивацией, наиболее адекватной целям, заложенным в конкретной профессии, является мотивация лиц, достигших высокого уровня профессионального мастерства.

Профессия военного, как и любая другая, имеет свою специфику. Профессионализм офицера - это высокое педагогическое и  ораторское мастерство, талант вкладывать душу в то, что ты делаешь;  знание всех тонкостей и деталей своей профессии и бесконечный интерес к ней; это сложное психологическое образование, обусловленное фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности. По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть составляющая человеческого бытия, представляющая собой совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственности  становится мораль подвижничества, при которой тенденция к самосохранению отходит  на второй план. Офицер всегда должен быть лучше, чем он есть, чем он о себе думает, и каким его ожидают видеть.

      Основой профессионализма офицера является, прежде всего, порядочность:  подчинённые последуют за офицером, если он покажет, что каждый его шаг мотивируется чувством долга и уверенностью в правоте своего дела. Порядочность включает в себя и личное мужество, ответственность за принятие  решения, организованность, самокритичность.

     Доминирующим мотивом профессионала в экстремальной ситуации выступает совесть, а духовная жизнь представителя данной профессии состоит в том, что он призван совершить добро, превратив мужество в профессионализм, а опасность в совесть. Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии офицера предполагает в качестве основной мотивации  потребность в добровольном выборе своей судьбы, включающую стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь. [5, 6, 8].

 

Теоретические предпосылки исследования

 

       При изучении доминирующей мотивации как ядра личности необходимо, в первую очередь, остановиться на видах мотивов.

    В  классификации, разработанной А. Маслоу [7], потребности и мотивы образуют уровни - от базовых, обеспечивающих выживание человека, до смыслообразующих, обеспечивающих личностный рост:

-  физиологические потребности;

-  потребности безопасности и защиты;

-  потребности в принадлежности и любви;

-  потребности в уважении и самоуважении;

-  потребность в самоактуализации.

Мотивационная система иерархически организована, так что потребности и мотивы более высокого уровня актуализируются и развиваются при удовлетворении потребностей и мотивов более низкого уровня. В отечественной психологии наиболее известна типология, разработанная Л.И.Божович и ее сотрудниками [2], включающая три группы доминирующих мотивов:

- мотивы собственного благополучия, стремление к самоутверждению и личным достижениям, определяющие личную направленность;

-  интересы общества и коллектива, определяющие коллективистическую направленность личности;

-  стремление к познанию, интерес к процессу выполнения деятельности и ориентация на достигаемый результат, определяющие деловую направленность личности.

      Классификация доминирующих мотивов, или мотивов надситуативного уровня, предложенная И.Ю.Кулагиной [4], содержит три вида мотивов:

-  гедонистические мотивы, подчиненные принципу удовольствия;

-  эгоцентрические мотивы, ориентирующие на достижение узколичных интересов;

-  духовно-нравственные мотивы, создающие возможность, выйдя за рамки личных интересов, создавать и поддерживать сущностные связи с миром. Если первый вид мотивации является примитивным, второй – узким, то третий – в наибольшей степени отражающим сущность человека, соответствующим известному положению В.Франкла о самотрансценденции человеческого существования: «Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит» [11, с. 51].

       Остановимся на типологии мотивов, используемой в данном исследовании – типологии мотиваций, созданной в рамках системной психологии Б.Н.Рыжовым [9]. Системный анализ мотивации позволил установить два основных типа мотивации – биологический и социальный (рис. 1).

 

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

 

 

Рис. 1. Типология мотиваций, разработанная Б.Н.Рыжовым

 

    Биологический тип мотивации, подчиненный цели развития вида «человек», включает в себя четыре вида мотивов:

-  репродуктивная мотивация, обеспечивающая биологическое размножение человека;

-  охранительная мотивация, направленная на сохранение других членов сообщества, обеспечивающая выживание человеческого вида в целом;

- витальная мотивация, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность человеческого организма и направленная на достижение необходимого баланса обменных процессов между организмом и средой обитания;

- мотивация самосохранения, направленная на достижение индивидуальной устойчивости человека и его организма во взаимоотношениях со средой.

Социальный тип мотивации, подчиненный цели развития генеральной социальной системы - цивилизации, включает в себя четыре вида мотивов: 

-  мотивация самоактуализации, стремление к репродукции своего «Я» за счет прямого или косвенного воздействия на других членов социума, проявляющееся на разных уровнях – от примитивного самоутверждения до раскрытия творческого потенциала личности;

 - мотивация, актуализирующая нравственный потенциал личности в соответствии с усвоенными нормами морали, приыми в данном обществе;

 -  познавательная мотивация, благодаря которой увеличивается объем знаний и умений, которыми владеет личность;

- мотивация, актуализирующая защитный потенциал личности, сохраняющий и повышающий ее устойчивость при внешних взаимодействиях.

    Доминирование в индивидуальном мотивационном профиле определенных видов мотивации приводит к структурному своеобразию ядра личности. Различия  мотивационных профилей могут быть не только индивидуальными, но и типологическими.

 

2 Организация исследования

 

    Целью эмпирического исследования явилось выявление особенностей доминирующей мотивации военнослужащих, достигших высокого уровня профессионального мастерства.   Задачи исследования.

1. Определить соотношение биологической и социальной мотивации, присущей военнослужащим-профессионалам высокого уровня.

2.  Представить системный профиль мотивации, характерный для офицеров спецназа.

3. Сопоставить мотивационные показатели военнослужащих и гражданских лиц того же возраста.

    В исследовании приняли участие 60 военнослужащих – офицеров специальных подразделений и 60 представителей гражданских служб. Возраст респондентов – 25-45 лет (что соответствует периодам ранней зрелости и  зрелости, согласно получившей широкое распространение периодизации развития личности, разработанной Э.Эриксоном). При проведении эмпирического исследования использовалась методика Б.Н.Рыжова – Тест системного профиля мотивации [10].

 

3 Результаты исследования

 

    Изучение биологической и социальной мотивации показало, что у офицеров спецназа биологическая мотивация значимо выше, чем социальная (рис. 2). То есть у военнослужащих-профессионалов высокого уровня определяющей является ориентация на развитие вида «человек», что согласуется с высшими целями профессии офицера.

       Предположение о том, что приоритет биологической мотивации отражает специфику профессиональной деятельности военнослужащих, подтверждает сравнение мотивационных показателей  офицеров спецназа и гражданских лиц. У респондентов из гражданских служб биологическая мотивация по своей выраженности  незначительно превышает социальную (значимые различия отсутствуют), что свидетельствует о равной значимости целей развития вида «человек» и развития цивилизации.

  

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Рис. 2. Выраженность биологического и социального типов мотивации у военнослужащих и гражданских лиц

 

      Рассмотрим мотивационный профиль, присущий офицерам спецназа, в сравнении с мотивационным профилем гражданских лиц (рис. 3). В мотивационном профиле военнослужащих-профессионалов высокого уровня максимально выраженной является охранительная мотивация, направленная на сохранение других членов сообщества, или альтруизм. Именно этот вид биологической мотивации в наибольшей мере отвечает тем задачам защиты населения, которые ставятся перед военнослужащими.

       В то же время лица, находящиеся на гражданской службе, в мотивационном профиле имеют противоположные по содержанию мотивы в качестве наиболее выраженных мотивационных тенденций. Это мотивация самосохранения и мотивация сохранения «Я», актуализирующая защитный потенциал личности. Гражданские профессии, соответствующие им ценности и образ жизни, способствуют созданию ориентации на поддержание устойчивости как индивида (самосохранение - биологическая мотивация), так и  личности (сохранение «Я» - социальная мотивация).

 

 

 

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

                

Рис. 3. Мотивационные профили военнослужащих и гражданских лиц

 

      Сопоставим эти данные с результатами, полученными с помощью методики Б.Н.Рыжова, в московском кадетском корпусе юстиции  и московской средней общеобразовательной школе [3]. У старших подростков, воспитанников кадетской школы-интерната, имеющей военно-патриотическую направленность, показатели альтруизма оказались значимо выше, чем у их сверстников из обычной средней школы. Таким образом, охранительная (альтруистическая) мотивация может начать интенсивно развиваться еще в старшем подростковом возрасте при ранней ориентации на военные профессии, и достигает высокого уровня развития у профессионалов – офицеров специальных подразделений.

       Следует отметить, что и для военнослужащих, и для гражданских лиц характерна ярко выраженная репродуктивная мотивация. Это возрастная особенность: ранняя зрелость и зрелость – время продуктивности в сфере семейных отношений, рождения детей и заботы о них.

         Установлены значимые различия в мотивационных показателях двух групп респондентов. Альтруизм значимо выше у офицеров спецназа, чем у гражданских лиц, в то время как у представителей гражданских профессий значимо выше, по сравнению с военнослужащими, мотивация сохранения «Я» и познавательная мотивация. Последнее также представляется закономерным: отсутствие экстремальных ситуаций создает большие возможности для спокойного и планомерного пополнения знаний в самых разных областях.

 

Заключение

 

  У офицеров специальных подразделений, как профессионалов высокого уровня, наиболее ярко представлены мотивационные тенденции, характерные для военнослужащих в целом. Полученные при проведении эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что:

- у офицеров преобладает биологическая мотивация, подчиненная цели развития вида «человек», в то время как гражданским лицам в равной мере свойственны и биологическая, и социальная мотивация, подчиненная цели развития цивилизации;

- в мотивационном профиле офицеров максимально выражен альтруизм – мотивация, направленная на сохранение других членов сообщества, тогда как представители гражданских профессий ориентированы на самосохранение и защиту своего «Я».

Профессия военного  накладывает отпечаток на ядро личности – мотивацию,  и при высоком уровне профессионального мастерства проявляются те мотивационные тенденции, которые согласуются с распространенными литературными (начиная с былин) и житейскими представлениями о защитниках Родины.          

 

Литература

 

  1. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ, СПб.: ИМАТОН, 2000. 
  2. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л.И.Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.
  3. Кожинова О.В. Мотивация воспитанников кадетского корпуса // Мотивация в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2011.
  4. Кулагина И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность/Под ред. В.В.Рубцова. Т. 4. М.: МГППУ, 2007.
  5. Маркова А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы. - М.: Воениздат, 1994. 
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 2006.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 
  8. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера, Учебное пособие. М.: ВУ, 1998.
  9. Рыжов Б.Н. Системная психология. М.: МГПУ, 1999. 
  10. Рыжов Б.Н. Тест системного профиля мотивации. М.: МГПУ, 2009.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, 1996.