Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Илюшина Н.Н., ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ Г.И.ЧЕЛПАНОВА

Журнал » 2012 №5 : Илюшина Н.Н., ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ Г.И.ЧЕЛПАНОВА
    Просмотров: 5029

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ  Г.И.ЧЕЛПАНОВА


Илюшина Н.Н.,
МГПУ, Москва


Содержание подготовки педагогических кадров находится в стадии активных изменений.  В этом контексте актуален вопрос  психологической культуры учителя. В статье показано, что стратегическим ресурсом  преобразований в области психологической подготовки учителя служат  наработки отечественной психологии образования, в частности научное наследие Г.И.Челпанова.
Ключевые слова: психологическое образование, профессиональная культура учителя, психологическая культура учителя, концепция формирования профессионально-психологической культуры учителя, профессиональная компетентность учителя, содержание психологической подготовки учителя.


TO A QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF
A TEACHER IN G.I. CHELPANOV’S WORKS


Ilyushina N.N.,

MCTTU, Moscow


The content of teacher training is in the process of active change. In this context, the pressing question of psychological culture teacher. The article shows that a strategic resource in the field of psychological transformation of teacher training are developments of national psychology of education, particularly scientific heritage Chelpanov.
Key words: psychological education and professional culture of teachers, teacher's psychological culture, the concept of professionally-psychological culture of teachers, teacher's professional competence, the content of the psychological preparation of teachers.


Введение


Процесс формирования профессиональной культуры учителя сегодня активно изучается с самых разных позиций: с культурологической,  духовной, методологической, нравственно-этической, коммуникативной, технологической, валеологической, информационной, проектной, экологической,  физической [2]. Не менее актуален вопрос о психологической культуре  учителя. Разработана концепция формирования профессионально-психологической культуры учителя, которая включает в себя четыре взаимосвязанных блока: 1) методологический; 2) теоретический; 3) диагностический и 4) технологический [2]. В теоретическом блоке рассматривается феноменология профессионально-психологической культуры педагога, ее структурно-содержательные, функциональные и критериальные характеристики.

Принципиально новым явлением общеобразовательной практики сегодня становится профессионально-психологическая культура учителя». [2] Исследованиями психологического образования педагогов (Ф.Н.Гоноболин, А.Д.Глоточкин, Ю.М.Забродин, Е.И.Исаев, С.В.Кондратьева, В.Я. Ляудис, А.К.Маркова, В.И.Слободчиков и др.) установлено, что основанием профессиональной компетентности учителя выступает психология труда учителя, так как содержанием его деятельности является содействие психическому развитию ребёнка, а главным её «инструментом» выступает его психологическое взаимодействие с учеником [2].

Н.И. Лифенцева пишет, что «профессионально-психологическая культура личности учителя, включает в себя установки и ценности, определяющие его отношение к миру, к профессии, к другому человеку, к самому себе.  Способ отношения к другому человеку, к ребенку выступает системой координат, составляющей основу профессионально-психологической культуры учителя. Ценностное отношение предполагает проникновение в личностный мир ребенка, принятие и понимание друг друга как равных субъектов, когда отношение значимо для другого» [2]. Основы психологической культуры в значительной степени закладываются в период изучения психологических дисциплин в вузе.

  

Научная деятельность Г. И. Челпанова


Современные исследования данного вопроса уходят своими корнями в историю отечественной психологии и педагогики. Обратимся к размышлениям Г.И.Челпанова (1862 -1936). Он широко известен как первый директор Психологического института имени Л.Г.Щукиной при Московском университете, как выдающийся организатор высшего психологического образования в нашей стране. В.П.Зинченко отмечал, что «забота об образовании не только психологическом, но и об образовании в самом широком смысле слова, включая школьное, характеризовала всю научно-педагогическую деятельность основателя института, проф. Г.И. Челпанова» [1; 127]. Архив ученого, находящийся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, представляет собой самый широкий спектр материалов. Особый интерес  представляют рукописи по психолого-педагогической тематике, которые могут быть сгруппированы следующим образом: 1) общие вопросы педагогики - «Основания педагогики. Часть II- Школа» [10]; «Программа курса педагогических идей в связи с этическими учениями» [10]; «Тетрадь для записи тематики курсов по педагогике» [10]; «Очередные задачи русской педагогики» [9];  «Религиозное воспитание» [10] и т.д.; 2) психологические знания, необходимые учителю - «Психология и педагогика» [5]; «Современная психология мышления и ее значение для педагогики» [8]; «Что нужно знать педагогу по психологии?» [10]; «Значение психологии для воспитания» [11] и др.; 3) практическая психология (школьное направление) - «Распределение учащихся по одарённости. Измерение одарённости» [9] и др.

Хотя Георгий Иванович не употребляет понятие «психологическая культура», но часто речь шла  именно о ней. Он отбирал  содержание педагогики и психологии как учебных предметов для высшего педагогического образования. В архиве были обнаружены  «Программы  учительских экзаменов», составленные Г. И.Челпановым.  В них он пишет, что лица, окончившие физико-математический факультет университета для получения звания учителя средних учебных заведений должны сдать экзамены по психологии, логике, педагогике, истории педагогических учений [10]. В качестве учебной литературы по курсу педагогики Г. Челпанов рекомендовал «Педагогическую психологию» (1912) Дж. Селли, «Учебник Паульсена», «Учебник о воспитании и обучении» Барта, а по психологии - разделы из собственных книг: «Мозг и душа», «Введение в экспериментальную психологию» [10].

В докладе «Что нужно знать педагогу по психологии?» (1911 г.)  ученый выделял три блока в психологической подготовке учителя: 1) общая психология, 2) психология детского возраста и 3) экспериментальные методы исследования [10]. Первый и третий блоки могли  быть представлены трудами Г.И.Челпанова.

Научная деятельность Г.И.Челпанова оказала заметное влияние на «облик» психологической подготовки учителя гимназий средних учебных заведений России начала XX в.  По этому поводу Георгий Иванович писал, что от учителя первоначально требуется высокая научная культура, обретаемая путем знакомства с философией и историей философии, с естествознанием, на этой основе создаются условия, «чтобы педагоги изучали психологию в возможной полноте» [10]   - теоретическую или общую психологию, психологию детского возраста, основы экспериментальной психологии  [выделено нами – Н.И.].  Методы психологических исследований учителя могли изучаться по его книге «Введению в экспериментальную психологию» (1915), которая отмечалась высоким научным уровнем. Предполагаем, что автор совершенно осознано избегал популяризации этих знаний, и книга, вероятно, была адресована слушателям естественно-математического отделения университетов. Учитель, желающий постичь экспериментальную психологию, должен был иметь хорошую подготовку по данным учебным дисциплинам. Г.И.Челпанов отмечал, что «большинство занимающихся психологией у нас имеют подготовку по наукам гуманитарным, а между тем ознакомление с методами экспериментальной психологии предполагает математические и естественнонаучные знания» [3; XVI].

Отмечая наметившиеся позитивистские тенденции в развитии антропологических наук, Г. И. Челпанов выражал особую озабоченность возможностью упрощенного понимания человека в ходе психологических исследований, возможностью редукции богатейшей человеческой натуры к некой совокупности психолого-педагогических терминов: «Если учитель думает об ученике как о психофизическом субъекте...» «учитель не может вдохновляться на что-либо прекрасное или великое» [10], или «Психологическое искусство воспитателя это есть искусство непосредственного руководства душой, а не совокупностью психических процессов» [10].  Вероятно, поэтому Г.И.Челпанов подразделяет психологию на психологию духа, которая строит «метафизическую теорию о природе души» [6] в традициях И.-Ф. Гербарта или Р. Лотце, и на психологию независимую от философии, как, «например химия или физика», «таким образом возникает психология без души...» [6]. Преломляя эту крупнейшую методологическую проблему психологии в сферу интересов проводимого исследования, отметим, что челпановские размышления о человеке и духовности во многом соответствовали традициям русской религиозно-философской культуры  рубежа XIX - XX вв.  Архивные документы показывают, что Георгия Ивановича не покидала мысль о формировании детской души посредством религиозного воспитания [7] и религиозного обучения [10]. Можно предположить, что «метафизическая психология» как «часть философской метафизики» предназначалась и учителю в качестве теоретического фундамента религиозного воспитания [6].


Заключение


В  начале XX в. сформировалось убеждение о том, что реформировать педагогику можно с помощью экспериментальной психологии. Это было отражено в следующих исторических событиях: открытие Общества экспериментальной педагогики в Петербурге (1909), Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913 и 1916 гг.). На съездах по экспериментальной педагогике развернулась дискуссия между Г.И.Челпановым и А. П. Нечаевым об экспериментальном направлении в педагогике. Георгий Иванович высказывал опасения о том, что рядовой, специально не подготовленный учитель не сможет компетентно проводить эти исследования, это может привести к дискредитации психологии. Он был против «превращения школ в психологические лаборатории» и предостерегал о том, что мы будем «дорого платить за наше невежество» [10]. 

Таким образом, в начале ХХ века  Г.И. Челпановым была поднята проблема  психологической культуры учителя и связанная с ней проблема  подготовки специалистовпо педагогической психологии.


Литература

  1. Зинченко В.П Психология в Российской Академии образования. Вопросы психологии, 1994, № 4. - С. 127-142
  2. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-педагогической культуры учителя. Автореферат на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2001 г. – Режим доступа:  http://proekta.ru/d5.html
  3. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. - М., 1915. -294с.
  4. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. – Г.И.Челпанов.  Ед.хр. 1758.
  5. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. Оп.3. Д. 3.
  6. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. Оп.6. Д. 20.
  7. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. К. 29. Д. 15.
  8. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. Оп.30. Д. 4.
  9. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. К. 30. Д. 7, 37.
  10. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. К. 31. Д. 9, 12, 13, 14,15, 20, 34.
  11. Архивные материалы. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 326. К. 36. Д. 6, 14.