Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Тютченко А.М., СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Журнал » 2012 №5 : Тютченко А.М., СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    Просмотров: 10344

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Тютченко А.М.,

МГПУ, Москва

 

В статье представлен системный анализ прогнозирования морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений военнослужащих. Излагаются возможности формирования морально-психологического состояния военнослужащих.

Ключевые слова: морально-психологическое состояние (МПС), военнослужащие, прогнозирование МПС, пути формирования МПС.

 

SYSTEMS ANALYSIS OF SERVICEMEN’S

MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE FORECASTING

AND FORMATION WAYS

Tyutchenko A.M.,

MCTTU, Moscow

 

In this article the systems analysis of forecasting of a moral and psychological state of staff of parts and divisions of  militaries is presented. Possibilities of formation of a moral and psychological state of the military are stated.

Key words: moral and psychological state, military, forecasting of moral and psychological state way of formation of moral and psychological state.

 

1. Прогнозирование морально-психологического состояния

личного состава частей и подразделений

         

С проблемой оценки морально-психологического состояния тесно связано и его прогнозирование, так как только оно помогает объективно определить свои возможности в последующие периоды деятельности. Прогноз – это знание о возможных состояниях изучаемого объекта. Он предполагает знания о законах развития или тенденциях будущего состояния объекта изучения. Морально-психологическое состояние характеризуется относительной устойчивостью, поэтому для него характерны только непосредственное (текущее) и краткосрочное прогнозирование. О текущем прогнозе говорят тогда, когда не ожидается существенных изменений в прогнозируемом явлении, а имеются в виду лишь отдельные количественные оценки. Этот  вид прогноза охватывает в условиях повседневной деятельности период в течение месяца и отражается в месячном планировании воспитательной работы. В боевых условиях непосредственное прогнозирование охватывает время предстоящего боя (операции), однако здесь предусматриваются и некоторые качественные изменения.

Большую роль играют краткосрочные прогнозы морально-психологического состояния. В условиях повседневной деятельности они осуществляются на несколько месяцев, на период обучения, на весь период службы воинов в Вооруженных Силах. В боевых условиях краткосрочное прогнозирование по времени охватывает такой же период, включающий несколько боев, и предусматривает количественно-качественные изменения в состояниях военнослужащих.

Что необходимо  иметь в виду при организации прогнозирования?

Во-первых, значительное сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации и других силовых министерств, изменение организационно-штатной структуры соединений, частей и подразделений, освобождение от призыва студентов, переход на контрактную основу службы, усиление националистических проявлений, рост числа призывников за счет бывших осужденных, участвовавших в деятельности объединений криминогенной направленности, изменение национального состава населения многих регионов Российской Федерации, рост наркомании, алкоголизма и т.д.

Во-вторых, в основе прогнозирования лежит вероятностный подход, поэтому офицер должен дать веер альтернатив развития событий и оценить вероятность каждой из них в рамках каких-то устойчивых, определяющих тенденций. Значит, в каждом прогнозе остается некоторая зона неопределенности.

В-третьих, прогнозы развития морально-психологического состояния личного состава не дают готовых решений. Их главное предназначение заключается в том, чтобы подготовить аналитически выверенную и апробированную информацию, необходимую для принятия решения. Поэтому одной из сложных проблем является проблема надежности, достоверности разрабатываемых прогнозов, под которыми понимается достаточная степень вероятности, оправдываемости.

В-четвертых, для качественной разработки прогнозов морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов нужны подготовленные кадры, обладающие логическим мышлением и знанием объективных закономерностей.

В прогнозировании морально-психологического состояния в войсках (силах) используются разнообразные логические и математические методы. Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ. При проведении наблюдения  обращается внимание на следующие вопросы:

а) обстановка и место событий, их возможное влияние на ожидаемое морально-психологическое состояние личного состава в этих условиях;

б) качественный состав военнослужащих, их взаимоотношения, распределение обязанностей в данной ситуации, возникающие группировки и фактические лидеры, динамика этих моментов;

в) продолжительность предстоящей ситуации, ее уникальность или повседневность;

г) цели или мотивы действий участников, а также предполагаемая степень психологической совместимости личного состава.

     Например, при  подготовке к одному из тактических учений с высадкой морского десанта разносторонне изучалось состояние личного состава в условиях, характеризующихся большим объемом работ, неопределенностью обстановки, опасностью для здоровья (при метании боевых гранат, обкатке танками, во время длительных кроссов и марш-бросков и т.д.). Это позволило спрогнозировать состояния военнослужащих во время похода, при высадке десанта и, наконец, во время учебно-боевых действий. Прогноз подтвердился: тактическое учение было проведено с высокой оценкой.

     В прогнозировании состояний личного состава используется и такой метод, как анализ, прежде всего анализ документов (различных планов, расписаний занятий, план-конспектов руководителей занятий, конспектов военнослужащих, читательских формуляров, донесений и докладов о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава, рапортов дежурных по части и т.д.). Надежность документа оценивается офицером при сопоставлении его содержания с другими источниками. При анализе данных нескольких документов командирами и офицерами воспитательных структур может использоваться статкарта, в ней фиксируются количественные показатели, характеризующие изучаемый процесс. Содержанием статкарты может быть самая различная информация: ожидаемое распределение военнослужащих по возрасту, занимаемой должности, семейному положению, денежному довольствию, во временном или пространственном измерении (по годам, по соединениям, частям и подразделениям, местам дислокации). Для повышения объективности изучения текстовых документов офицеры применяют контент-анализ, который предусматривает качественно-количественную характеристику текста с последующей статистической интерпретацией полученных числовых показателей.

     Из математических методов предвидения морально-психологического состояния наиболее часто применяются: метод экспертных оценок или анкетный метод, опрос, экстраполяция и моделирование. Для вынесения суждения о вероятности того или иного состояния в будущем, об условиях и сроках его наступления, о последовательности его развития можно использовать метод экспертных оценок, заключающийся в получении определенных данных на основе анкетирования группы специалистов в той или иной области деятельности.    Применение этого метода проводится в следующем порядке:

– выработка критериев оценки будущего состояния;

– формулировка вопросов;

– постановка их перед экспертами;

– обработка и анализ полученных ответов;

– оценка прогноза.

Получить кратким и эффективным способом определенные данные от подчиненных, у которых оценка и прогноз имеются в более или менее готовом виде, помогает метод опроса. Из различных форм опроса в прогнозировании морально-психологического состояния применяются, например, различного рода совещания. Они проводятся обычно для разработки и координирования планов, получения указаний, принятия решений. Обычно в начале совещания ставится задача, дается информация для размышления и выступлений. Цель совещания – выслушать мнение каждого, обменяться соображениями, то есть обобщить коллективный опыт.

 Первыми получают слово младшие по должности и званию, чтобы, начиная разговор, они не были связаны никакими соображениями субординации, затем выступают более опытные. В процессе выступлений появляются новые мысли, идеи, вызревают более обоснованные предложения. В заключение формулируется окончательное решение.

Методы анкетирования и опроса широко применяются в ходе учений. Формы организации опроса экспертов самые различные и зависят от условий, времени, решаемой задачи и других факторов. Например, на одном из учений выяснилось, какое морально-психологическое состояние у молодого пополнения и офицеров, прибывших для дальнейшего прохождение службы в условиях горной местности; каким образом оказать наиболее действенное влияние на морально-психологическое состояние личного состава и др. Эти вопросы нашли достаточное решение в ходе совещания офицеров структур по работе с личным составом, где была разработана четкая программа деятельности по оказанию помощи командирам в прогнозировании морально-психологического состояния.

В основе метода экстраполяции, который часто используется офицерами структур по работе с личным составом, лежит суждение о том, что какая-то тенденция, выявленная в процессе анализа морально-психологического состояния, имевшаяся в прошлом и имеющаяся в настоящем, может иметь место и в будущем. Примером использования такого метода научного предвидения является прогноз «отказничества» (которое достаточно ярко характеризует, прежде всего, нравственный компонент структуры морально-психологического состояния войск) среди молодежи, призываемой из Москвы. Метод экстраполяции дает лучшие результаты тогда, когда он применяется в комплексе с другими методами прогнозирования. Суть метод моделирования заключается в воссоздании и изучении моделей процессов и явлений в области морально-психологического состояния в целях прогнозировании будущего реального состояния. Так, значительные изменения в военно-технической области, характере и способах действий, например, войск Гражданской обороны требуют построения и всесторонней проверки модели морально-психологического состояния, отвечающего такому положению.

Таким образом, уровень морально-психологического состояния военнослужащих является реакцией людей на те или иные процессы и управленческие решения. Прогнозирование состояний личного состава позволяет совершенствовать управление, развивать сознание и социальную активность воинов. Выбор методов прогнозирования морально-психологического состояния должен быть дифференцированным в зависимости от характера, содержания, объема, целей, задач и глубины (интервала, периода) прогнозирования.

 

2. Формирование морально-психологического состояния военнослужащих

          

Формирование морально-психологического состояния военнослужащих – важное направление деятельности всех офицеров и гражданских лиц, занимающихся работой с личным составом. В мирное и военное время высокое морально-психологическое состояние формируется и поддерживается путем организации морально-психологического обеспечения боевых (учебно-боевых) действий войск, а также организации морально-психологическoй подготовки. В целях поддержания и укрепления морально-психологического состояния военнослужащих командиры, офицеры структур по работе с личным составом, начальники пунктов психологической помощи и реабилитации используют организованные формы учебы, информационно-воспитательную работу, лекции, беседы, доклады, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами Вооруженных Сил и т.п.

Последовательность работы по формированию морально-психологического состояния может включать в себя следующие этапы:   

1) оценку морально-психологического состояния, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития;

2) определение причин данного (прежде всего, недостаточно высокого) морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;

3) прогноз возможных вариантов развития морально-психологического состояния в будущем;

4) определение ближайших и перспективных целей в повышении уровня морально-психологического состояния;

5) определение содержания и способов работы командиров и начальников по формированию здорового морально-психологического состояния;

6) деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе, коррекцию первоначально намеченного плана работы;

7) оценку результатов работы, обобщение полученного опыта.

О некоторых из этих направлений было сказано ранее, поэтому более подробно при рассмотрении содержания данного вопроса остановимся на пятом и шестом направлениях.

      Содержанием работы по формированию здорового морально-психологического состояния может быть:

– постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность в целях формирования привычек уставного поведения;

– практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения;

– непрерывное руководство личным составом, отдача четких команд и указаний, энергичные, решительные действия офицеров;

– личный пример командиров, их помощников по работе с личным составом, активистов;

– забота о быте военнослужащих;

– формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической           совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания;

– совершенствование организации и условий военной службы;

– повышение психолого-педагогической компетентности военных руководителей;

– обеспечение групповой сплоченности военнослужащих вокруг решаемых задач, командиров и начальников, возникающих трудностей, коллективных мнений и суждений;

– развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными и неформальным структурами;

–устранение противоречий и конфликтов, дестабилизирующих коллектив, предотвращение отношений неприязни, изоляции, антипатий, унижения человеческого достоинства;

– управление режимом ратного труда и отдыха военнослужащих;

– формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности;

– своевременное боевое и политическое информирование;

– формирование дисциплины мышления, освоение приемов творческого поиска;

– формирование  сплоченности и готовности к бою;

– воспитание высоких морально-боевых качеств;

– опора на тех воинов, которые могут показать пример отваги и героизма;

– обучение применению медикаментозных средств.

    Начальнику пункта психологической помощи и реабилитации нужно учить военнослужащих использовать средства и приемы самонастройки. Сюда относятся:

а) напоминание себе о воинском долге;

б) активизация установки на решительные боевые действия;

в) сосредоточение на задаче, продумывание последовательности своих действий;

г) отвлечение внимания от отрицательных воздействий;

д) самоубеждение, самоприказ, самообязательство;

е) обращение к идеалу, воспроизведение примеров мужества;

ж) представление о достигнутом успехе и т.д.

Работа по формированию высокого морального духа в армиях проводилась всегда. Поэтому есть смысл остановиться на конкретных мероприятиях в армии и на флоте по решению данной проблемы в царской России, в годы Великой Отечественной войны, в последнее время. Определенная работа по формирование морального духа проводилась в царской России в   XVIII – начале XX века. Так, в помощь офицерам выпускалась специальная литература, публиковались теоретические и учебно-методические материалы. Большой популярностью пользовались работы И.А. Линниченко «Психология борьбы», А.В. Зыкова «Как и чем управляются люди», А.С. Резанова «Армия и толпа», боевые приказы А.В. Суворова и М.Д. Скобелева, военно-педагогические труды М.И. Драгомирова, И.К. Маслова, Н.П. Михневича, социологические исследования Н.Н. Головина, К.И. Дружинина, Н.А. Корфа, П.А. Режепо и др.

Представляют интерес мысли полковника Генерального штаба А.И. Астафьева о взаимосвязи морального духа народа и армии. Он указывал, что истоки морального духа личного состава армии коренятся во всем народе. «Воинский дух не есть принадлежность одному военному сословию, он должен быть принадлежностью всех сословий народа, из коего набирается армия, потому что, если нравственные начала, из коих возникает воинский дух, не укоренены в целом народе, то есть во всем организме государства, войска сами собой едва ли могут приобрести его». [3, ч. 2, с. 82] 

Генерал В. Голосов, занимавшийся проблемой обучения и воспитания военнослужащих российской армии, писал, что лучшим материалом для образования из новобранцев хороших солдат являются жители деревни, хлебопашцы. Эти люди наиболее здоровы физически и наименее испорчены нравственно... «Под оболочкой спартанской жизни формируются и практический склад ума, стойкость характера, твердость духа, бесстрашие и решимость, то есть качества,  драгоценные в войне». [5, с. 11] Заслуживают внимания мысли наших предшественников о зависимости морального духа армии в известной степени от способа ее комплектования.

В Западной Европе для комплектования армий уже в XVII веке широко использовалась система вербовки. Англия и Голландия свои вооруженные силы целиком строили по этому принципу. Французская армия в существенной мере базировалась на вербовке. На этой же основе строились армии Пруссии и Австрии. С точки зрения военного профессионализма солдат-наемник отвечал требованиям боя того времени. Однако использование наемников имело и негативные последствия: наемник был морально чужеродным элементом; его положение выхолащивало моральную обусловленность действий; в мирное время наемники служили достаточно исправно, но в условиях войны для завербованного человека нередким было стремление дезертировать. Военный историк П. Симанский, сравнивая армии, сформированные по набору и наемные, отмечал, что наемники всегда избегали кровавых сражений. Все их усилия, как правило, сводились не к достижению решительной победы над неприятелем, а лишь к более или менее добросовестному исполнению договора, без особого самопожертвования. [13] 

В свое время Петр I отказался от набора наемников, после того как они во главе с фельдмаршалом К.Е. фон Круном сдались в плен под Нарвой. Великий реформатор строго контролировал призыв в армию. Так, в указе 1711 года Петр I предупреждал губернаторов, вовремя не поставившим рекрутов: «Ежели в две недели кто не исправится... то наказаны будут яко изменники и предатели Отечества». [6, с. 204] Петр I умело использовал при формировании морального духа армии патриотические призывы. Накануне Полтавской битвы он обращается к офицерам и солдатам: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия...».

Командиры, имевшие боевой опыт, и в то время хорошо знали, что в условиях смертельной опасности охотничий азарт, жажда приключений, стремление получить награду быстро пропадают и что нравственные силы бойцов поддерживают только идеи о Родине и об Отечестве. Опытные офицеры также знали, что «никакая зараза так быстро не распространяется и не губит армию, как ропот и уныние, да еще исходящее из начальнической среды». [5, с. 18] Поэтому А.В. Суворов, М.Д. Скобелев и другие военачальники всегда поддерживали в войсках уверенность в достижении победы. Их личное присутствие, даже их имена производили магическое действие на воинов. Подобных свидетельств специалистов известно немало. Наблюдателем сражения на Треббии был гражданский чиновник, историк Е.Б. Фукс, находившийся на возвышенности вместе с одним из подчиненных А.В. Суворова генералом О.-В.Х. Дерфельденом. Е.Б. Фукс был поражен тем, что, как только появлялся А. Суворов в своей белой рубашке там, где войска начинали отступать, порядок в них сразу же восстанавливался. О.-В.Х. Дерфельден  объяснял Е.Б. Фуксу, что наблюдает подобные явления в течение 35 лет, то есть с тех пор, как знает А. Суворова; что этот непонятный чудак есть «какой-то талисман, который довольно развозить по войскам и показывать, чтобы победа была обеспечена».

Обаяние А.В. Суворова, вера в него подчиненных увеличивали духовные силы войск в бою, поднимали их моральную мобилизованность до такой степени, которая теоретически считалась невозможной. Предельная же мобилизация моральных сил позволяла А. Суворову доходить в тактике боя до такой степени дерзания, масштабы которой военная наука того времени даже не предполагала. В целях более тщательного изучения опыта А. Суворова и других военачальников можно почитать такие произведения, как «Суворов и его «Наука побеждать» Н.Н. Головина, «Воинский дух» К.И. Дружинина, «Нравственный элемент в руках Суворова» и «Нравственный элемент в руках Скобелева» С. Г. Гершельмана.

А.В. Суворов в беседах с солдатами неустанно напоминал им, что они солдаты русской армии, которую по стойкости морального и боевого духа нельзя сравнивать ни с какой другой армией. Он требовал от подчиненных проявления инициативы, направленной на достижение победы над врагом, воспитывал в них уверенность целенаправленной индивидуальной работой.

Большое место в военно-педагогической системе А.В. Суворова занимало воспитание воинов в духе активных наступательных действий, которые повышают боевой и моральный дух солдат и влияют на преодоление чувства опасности и страха. «Труса лечи опасностью» – советовал он, и этот совет у него был основан на знании психологии солдата, испытан его многолетней военной деятельностью. «Кто смел, тот цел», «Испуган – наполовину побежден», «Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы», – часто повторял А.В. Суворов.

Полезными и поучительными являлись и меры, применяемые М.Д. Скобелевым для восстановления в войсках боеспособности, дисциплины и морального духа. Он выдвигал такое требование к командирам: «Несомненно, раз офицер подметил, что пульс части бьется слабее, он обязан принять меры во что бы то ни стало к восстановлению духа части». [9, с. 173] Анализ действий генерала М.Д. Скобелева показывает, что он, прежде всего, стремился вызвать боевое доверие, любовь и преданность войск. Прибыв к незнакомым войскам, М. Скобелев применял целый комплекс мер с тем, чтобы добиться желаемого. Так, получив под свое командование кавказскую казачью бригаду, находившуюся на марше в районе боевых действий, М. Скобелев занял место между авангардом и передовыми разъездами. В ответ на вопрос офицера Генерального штаба П.Д. Паренсова, зачем он это делает, М. Скобелев отвечал, что поступает так нарочно, так как бригада его не знает, нужно показать пример.

Описывая этот эпизод, П.Д. Паренсов продолжает: «Он точно был пророком, потому что скоро вслед за сим представился случай показать пример. Когда подъезжали к какому-то ручью, через который был перекинут мост и который нельзя было миновать, то «с противоположного берега раздались выстрелы; донские казаки… замялись, приостановились, и рассыпались по нашему берегу ручья, не решаясь идти на ту сторону. Скобелев вскипел: «А, так вы так-то! Я же вас выучу. Вперед!» И с этими словами в карьер пустился через мост... Когда мы вскакивали на противоположный берег, то донцы и кавказцы уже нас обгоняли» [4, вып. 1, с. 201-202], – заканчивает описание этого случая П. Д. Паренсов. Для того чтобы солдаты были одеты, сыты, обуты, М. Скобелев не жалел никаких средств, в том числе и личных. При переходе через Балканы в суровую зимнюю пору, когда в других частях было множество погибших, обмороженных, у него вовсе не было больных. В войсках М.Д. Скобелева предусматривалось все до мельчайших подробностей: его солдаты на Балканах несли с собой по сухому полену, в горах в самые суровые метели только у скобелевцев были зажжены костры из обледенелого валежника.

Высокое воспитательное значение имела такая карательная мера, как отстранение отдельных бойцов и целых частей от участия в бою. В одном случае за промахи по службе М.Д. Скобелев грозит не допустить в бой одну из провинившихся рот, а в другом случае в наказание за небрежное содержание верблюдов он выводит часть из состава передового отряда и отправляет ее в тыл. Генерал считал, что для укрепления и возвышения нравственного духа войск необходим ряд условий, а именно:

а) уверенность в своих силах и в том, что противник не в состояния выдержать натиск;

б) спокойствие и хладнокровие;

в) возбуждение, азарт, способные заставить и отдельного человека, и целые части побороть присущее людям чувство самосохранения и смело идти навстречу опасностям.

Большой и достаточно разнообразной была работа по восстановлению в памяти воинов боевых подвигов прошлого, или, как мы говорим сейчас, воспитанию на боевых традициях. Кавказским казакам М.Д. Скобелев не раз напоминал о славе их отцов и дедов в борьбе с горцами; частям 16-й дивизии, учитывая ее участие в защите Севастополя, он говорил о героическом Севастополе.

В деятельности М.Д. Скобелева видно предельное упорство в достижении цели. Особенно ярко это проявилось при штурме Плевны 30 августа 1877 года. Скобелевский отряд в тяжелейшем бою овладел неприятельскими редутами, но был сильно обескровлен. Турки видели это и начали ожесточенные контратаки, постоянно увеличивая свои силы и настойчивость. У М. Скобелева не было никаких резервов, и он начал чуть ли не поодиночке собирать в тылу отставших, залегших и самовольно вышедших из строя людей, приводить их в порядок, формировать команды и с помощью этого «пополнения» в течение целых суток вел ожесточенный бой за удержание позиций. Исключительное значение придавал М.Д. Скобелев и первому боевому столкновению. Считал, что пехота, отступившая в первом бою, потерянная пехота. И если первое боевое столкновение для его войск оказывалось невыгодным, то он принимал все меры для нанесения врагу таких потерь, чтобы инициатива снова оказалась в его руках.

Универсальной мерой, всегда срабатывавшей в русской армии и доступной всем командирам, М. Скобелев считал обращение к строгой уставной требовательности. Это средство Михаил Дмитриевич рекомендовал и всем офицерам, подчеркивал, что применение его должно быть тем строже, чем ниже моральный дух и дисциплина войск, но во всех случаях оно должно быть применено «на коротках и без продолжительного пиления».

Этой формой пользовался и сам М.Д. Скобелев. В бою под Ловчей дрогнувшей части он в 30-40 метрах от турок дает команду на выполнение ружейных приемов, и в течение нескольких десятков секунд часть не только восстанавливает свои ряды и боевой дух, но и переходит в атаку. Под  Плевной ему достаточно было появиться самому среди колеблющихся войск, чтобы восстановить их боевой дух и взять редут. На Балканах несколькими энергичными словами он не только восстанавливает моральные силы в передовых ротах, но и добивается того, что буквально через минуты из этих же дрогнувших подразделений набираются добровольцы для выполнения трудного и опасного задания.

Исключительно важным считал М. Д. Скобелев, чтобы при любых видах боевых действий его войска не встречали для себя ничего нового, чтобы они выполняли боевые задачи, к которым были подготовлены, так как новизна отнимает у войск уверенность и спокойствие при их выполнении. Вот почему в войсках М.Д. Скобелева присутствует система обучения военнослужащих в лесных, ночных, зимних условиях, форсированные марши, то есть то, что на современном языке называется действиями в особых условиях. Иными словами, он побеждал противника тем, чего у последнего не было.

Существенное место в боевой деятельности М.Д. Скобелева занимала работа по подрыву морально-психологических сил противника. Такая работа основывалась на «теории невозможного». Он удивлял противника, применяя неожиданные, мало знакомые тому способы боевых действий или же резким превосходством своей силы на избранном участке. Дерзость и боевое неуважение к врагу М. Д. Скобелев показал, например, демонстративным маршем своего отряда в окружении многотысячного войска противника. Этот марш угнетающе подействовал на вражеских воинов.

Данные изучения и оценки состояний военнослужащих противоборствующих сторон широко использовались при организации боевых действий в Великой Отечественной войне. Характерен пример использования оценки и учета состояния немецко-фашистских войск и немецкого национального характера, своевременного реагирования на недостаточную эффективность своей работы, связанный с выпуском и распространением листовки-ультиматума с предложением  о капитуляции группировки немецко-фашистских войск в Земландской операции (апрель 1945 г.). Вначале листовка подписывалась словом «Командование». Она не давала большого результата. Но как только она была доработана с учетом новых данных о противнике, стала забрасываться к нему за подписью командующего 3-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза А.М. Василевского, воздействие ее резко выросло.

Другой пример – использование результатов оценки состояний военнослужащих в крайних обстоятельствах, подобных тем, когда в феврале 1945 года во время контрудара против одного из корпусов противник бросил около 200 танков. После оценки политико-морального состояния личного состава и определения тенденции к его снижению многие офицеры руководящего звена армии, корпуса и дивизий были посланы в части с одной задачей – обеспечить устойчивость бойцов в борьбе с танками, мобилизовать все противотанковые средства и особое внимание обратить на состояние воинов в частях истребительно-противотанковой артиллерии. Танки противника были остановлены.

Опыт Великой Отечественной войны доказывает также, что реальная оценка политико-морального состояния, использование ее в деятельности командиров и начальников, своевременно принимаемые меры по оздоровлению морального духа способствовали тому, что даже при потерях до 70% личного состава в соединениях продолжалось успешное наступление.

Процесс формирования высокого состояния военнослужащих в ряде случаев успешно осуществлялся и в ходе боевых действий в Афганистане. Штаб армий поддерживал постоянную и устойчивую связь с подчиненными соединениями и частями, знал состояние морального духа личного состава, оперативно реагировал на его изменение. Это достигалось работой офицеров армейского звена (до двух третей их состава) в частях, их личным примером, влиянием на положение дел, обеспеченность частей всем необходимым для боя.

Большая работа в этом плане проводится и в ходе тактических учений. Так, на учении «Осень-88» один из узлов связи Генерального штаба, уже месяц находившийся в поле, перед началом решающего этапа получил ориентировку на участие в следующих учениях уже в другом регионе. Среди личного состава возникло недовольство, морально-психологическая напряженность. Вышестоящим командованием было принято решение провести ряд мероприятий по разъяснению сложности и противоречивости сложившейся обстановки и показу роли учений как важного звена реального повышения боевой готовности войск. Эти шаги предусматривали укрепление политико-морального состояния. Применялось также усиленное стимулирование полевого труда, повышалось внимание к совершенствованию боевых условий. Среди организационных мер решающим оказалось прямое обращение старших начальников непосредственно к боевым коллективам. Все это в сумме позволило поднять служебный энтузиазм, боевой оптимизм людей и в целом политико-моральное состояние.

В ходе одного из учений в 1989 году в объединении была подготовлена специальная директива по управлению политико-моральным состоянием. В ней определялись такие направления деятельности командиров и штабов, как: боевое и политическое информирование (обращалось внимание на его правдивость); пропаганда лучших примеров; формирование уверенности в боевой технике и оружии и другие. В одном из подчиненных соединений работа была конкретизирована, среди направлений назывались, кроме перечисленных разъяснение военной доктрины и военной политики, формирование уверенности, стойкости и бесстрашия в бою, пропаганда боевых традиций, изучение противника и его тактики и т.д.

На учении в 1990 г. в ряде частей одного из округов был накоплен опыт работы по анализу и оценке состояний военнослужащих, осуществлялся комплекс мероприятий по перестройке сознания с мирного на военное положение и по обеспечению здорового политико-морального состояния. При анализе и оценке последнего делались удачные попытки всестороннего учета социально-политической, национальной, религиозной и демографической обстановки в регионах проведения тактических учений, дислокации войск, на маршрутах выполнения военно-служебных задач. В целях облегчения этой работы были подготовлены справочно-аналитические материалы, которые корректировались по мере изменения обстановки.

В целях повышения качества управления  морально-психологическим состоянием в ряде частей создавались специальные группы анализа и изучения общественного мнения. К примеру, такая группа была создана в начале девяностых годов в соединении, где проходил службу подполковник А.В. Бакун.

При работе в одной из частей было обнаружено снижение по сравнению с обычным уровня морального духа, военнослужащих и членов их семей в связи с отправкой части личного состава для оказания помощи и стабилизации обстановки в другом регионе. Причинами снижения уровня состояния были: неясность обстановки; срочная, без соответствующей подготовки отправка военнослужащих, которые не успели взять с собой    многое необходимое для длительной командировки; недостаточное знание членами семей военнослужащих правовых основ использования подразделений Вооруженных Сил в таких случаях; плохое снабжение продуктами и товарами первой необходимости членов семей военнослужащих.

Выводы группы после получения соответствующей информации и анализа обстановки в части были доложены командиру соединения. Его решением проводились следующие мероприятия: заказан и отправлен самолет к месту выполнения задачи с посылками от членов семей военнослужащих, товарами первой необходимости и продуктами; улучшено продовольственное снабжение членов семей военнослужащих с использованием определенных запасов, созданных в Военторге; в часть направлен юрист, который выступил по интересующим военнослужащих и членов их семей проблемам; до личного состава доведены требования соответствующих документов о порядке применения подразделений Вооруженных Сил для решения определенных задач. По возвращении представителей части, сопровождавших самолет, ими был показан небольшой видеофильм для членов семей военнослужащих с пожеланиями офицеров и прапорщиков женам и детям. Все эти меры способствовали оздоровлению состояния людей.

Как показывает исторический опыт, прочность морально-психологического состояния личного состава предопределяется осознанием политического значения полученной боевой задачи. Поэтому в ходе боевых действий в Чечне командиры сосредоточили свое внимание на разъяснении военнослужащим источников и причин вооруженного конфликта, сложившейся кризисной социально-политической ситуации, сущности криминального режима генерала Д.М. Дудаева.

Особое внимание уделялось перестройке сознания с мирного на военное время, развитию у военнослужащих готовности проявлять мужество, отвагу и героизм, быть верными воинскому долгу, присяге. В ряде частей организовывалось наставничество опытных солдат и сержантов в помощь молодым воинам; к проведению занятий привлекались военнослужащие, отлично владевшие оружием, показывались учебные кинофильмы об особенностях ведения боевых действий в горной местности и в населенных пунктах. На занятиях путем постановки различных вводных, усложнявших обстановку, создавались условия, близкие к боевым. Путем проведения опросов и бесед офицеры изучали общественное мнение и настроения военнослужащих, их реакцию на изменения боевой обстановки, отношение к предстоящей операции, различным слухам. При этом командиры выявляли воинов с недостаточной психической устойчивостью, обостренным чувством тревоги, проявляющих нервозность и неуверенность в своих силах. Причиной неустойчивости психики чаще всего являлась слабая профессиональная подготовка. С такими военнослужащими проводились дополнительные занятия и тренировки на боевой технике и с оружием. В ряде случаев недостаточно уверенных в себе людей переводили в подразделения, непосредственно не принимавшие участие в боевых действиях.

Главную задачу командиры видели в том, чтобы путем непрерывного общения с военнослужащими укреплять их уверенность в своих силах, готовить их к боевому соприкосновению с противником. Повышению морально-психологического состояния личного состава способствовала работа по своевременному доведению до воинов примеров мужественного поведения сослуживцев в боях, их героических подвигов. Одновременно разъяснялись характерные ошибки и неправильные действия отдельных воинов, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели. Командиры, офицеры-воспитатели вели широкую разъяснительную работу по разоблачению вражеской пропаганды. Так, например, дудаевцы входили в радиосети наших войск и путем дезинформации, распространения различных клеветнических измышлений пытались подорвать моральный дух российских солдат и офицеров. Поэтому офицеры разъясняли воинам подлинный смысл дудаевских угроз, призывали их не поддаваться на провокации противника, побуждали к проявлению духовной и боевой стойкости.

В целях преодоления отрицательного воздействия на  военнослужащих фактора ожидания боя использовались интенсивные занятия по боевой подготовке, работа на боевой технике,  тренировки с оружием, соревнования по выполнению боевых нормативов. Повышению боевого настроя способствовали выступления перед молодыми солдатами военнослужащих, имеющих боевой опыт.

Большое значение придавалось работе по восстановлению способности личного состава к выполнению боевых задач после тяжелых и напряженных боев. Благотворно сказывалась в этом случае забота командиров об организации снабжения личного состава всеми видами довольствия, обеспечении горячим питанием, налаживании повседневного быта. Усилиями командиров обеспечивались помывка воинов в бане, необходимое медицинское обслуживание, отдых в полевых условиях. Восстановлению духовно-нравственных и физических сил личного состава способствовала гуманитарная помощь. К примеру, каждый военнослужащий, призванный из Волгоградской области, получил от земляков теплый свитер, сигареты, сладости и другие предметы. Психологическую разгрузку и заряд положительных эмоций военнослужащие получали на концертах художественной самодеятельности и профессиональных творческих групп из армейских ансамблей песни и пляски. Проявлялась забота о своевременной отправке писем военнослужащих на родину, о регулярной доставке вестей от родных и близких в боевые части и подразделения.

Командование частей занималось также своевременной эвакуацией из района боевых действий раненых и убитых, оказывало посильную помощь семьям погибших воинов. В ряде случаев удалось добиться немедленного выделения квартир. Командиры поддерживали связи с воинами, находившимися в госпиталях, посещали их, вручали им там подарки и боевые награды. [11, с. 124-126] Боевые действия в Чечне выявили одну особенность, которая не имела прецедента в истории Российской армии, – массовое прибытие родителей военнослужащих в части и подразделения федеральных войск. Поэтому стали создаваться специальные структуры по работе с родительской общественностью. В округах были созданы справочно-информационные центры, которые помогали родителям устанавливать связи со своими сыновьями, узнавать о месте их нахождения, состоянии здоровья. Были случаи, когда, получив от сына весточку или фотографию, на которой он изображен вместе с командиром и боевыми товарищами, и увидев его живым и здоровым, родители успокаивались и отказывались от небезопасной поездки в Чечню, которую они уже готовились совершить.

Работа с родителями военнослужащих, находившихся в Чечне, разворачивалась и по месту жительства. В Перми по инициативе офицеров областного военкомата и при участии местных властей состоялся сбор родителей военнослужащих, находившихся в Чечне. Им рассказали об обстановке в районе боевых действий, о задачах федеральных войск. Был организован сбор гуманитарной помощи, которую группа родителей во главе с облвоенкомом генерал-майором А.Самойловым на специальном самолете, арендованном администрацией области в местном авиаотряде, доставила в г. Моздок. В течение четырех суток эта группа находилась в местах дислокации федеральных войск в Чечне. Родители встретились с солдатами и сержантами, призванными из Пермской области, вручили им подарки, сняли видеофильм об их боевых делах, собрали у них письма родным и близким. По возвращении в Пермь участники группы подготовили сообщения о результатах поездки и выступили с ними в средствах массовой информации.

В ряде частей оборудовались специальные палатки для временного проживания родителей. Командиры, офицеры воспитательных структур стремились использовать их приезд для укрепления морального духа и психологической устойчивости войск. Так, в одном из подразделений воины встретились с матерью троих сыновей – участников операции, награжденных боевыми орденами. Мужественная женщина обратилась через газету «Красная звезда» ко всем воинам с призывом честно и добросовестно выполнять воинский долг. В некоторых частях командиры, офицеры-воспитатели организовывали фотографирование солдат и сержантов с родителями, сами фотографировались вместе с ними и их сыновьями и затем сразу же вручали снимки матерям и отцам или отправляли их по почте. [1, с. 47-49, 54-55]

В ходе Чеченской кампании особое внимание уделялось укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях Объединенной группировки, воспитанию у личного состава законопослушания, понимания необходимости беспрекословного подчинения приказу командира. В этих целях организовывались и специальные юридические информации, встречи воинов с работниками военной прокуратуры. Личному составу разъяснялись положения Уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления, прежде всего такие, как неповиновение, совершенное в военное время или в боевой обстановке, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, мародерство, насилие в отношении населения и др.

Воинов знакомили также с историей чеченского народа, его обычаями, национальными традициями, однако здесь возникали определенные сложности, прежде всего из-за слабой подготовленности в данном вопросе командиров, штабов, разведывательных органов, воспитательных структур, а также из-за отсутствия в войсках добротных, заранее подготовленных материалов. Сложные и необычные задачи командирам, штабам, воспитательным структурам приходилось решать и под постоянным моральным давлением средств массовой информации, открыто выступавших против силовых методов разрешения чеченского кризиса и проводивших ярко выраженную антиармейскую пропаганду.

Вместе с тем, проводимая командирами и офицерами воспитательных структур работа по повышению морально-психологического состояния военнослужащих способствовала тому, что менее ста десантников 6-й роты Псковской десантной дивизии остановили в Аргунском ущелье в 2000 г. около двух тысяч боевиков. Сознательно жертвуя собой ради «други своя», они сражались  как настоящие герои России. Так же самоотверженно действовали в Чечне морские пехотинцы 55-й Тихоокеанской дивизии морской пехоты, которые не оставили в ходе многомесячных боев на поле боя ни одного раненого, ни одного убитого своего товарища [17, с. 9].   

Российская Федерация, начиная с 1992 г., включилась в миротворческие акции как на территории бывшего СССР, так и в других регионах планеты. Например, Совет Федерации Федерального собрания РФ первого созыва на своем заседании 5 января 1996 г. проголосовал за направление российского воинского контингента в составе многонациональных сил в Боснию и Герцеговину. На эффективности деятельности российских войск в зонах вооруженных конфликтов сказывался недостаток у командиров и начальников всех уровней, рядового состава миротворческих контингентов опыта по выполнению задач разъединения конфликтующих сторон. Спецификой участия российских военнослужащих в миротворческих операциях в большинстве случаев являлось то, что личный состав противоборствующих сторон в недалеком прошлом проходил службу в тех же Вооруженных Силах, что и сами «голубые каски», обучался по одним боевым уставам и имел вооружение и технику в основном советского производства. Вполне естественно, что названные факторы не могли не влиять на сознание и психику военнослужащих, направленных в район конфликта. Для того чтобы смягчить их действие, командиры, штабы, органы воспитательной работы соединений и частей проводили целый комплекс мероприятий

При формировании и слаживании батальонов миротворческих сил деятельность командования начиналась с создания отборочных комиссий по первичному изучению личного состава. В ходе первичного отбора членами комиссии изучались следующие вопросы: личное желание проходить службу в миротворческих силах, уровень профессиональной подготовки, состояние здоровья, семейное положение. В этих целях проводились беседы с военнослужащими, анализировались учетно-послужные карточки, служебные характеристики, служебные карточки, медицинские книжки и другие документы.

После зачисления военнослужащих в состав миротворческих батальонов принимались меры по более глубокому изучению деловых и морально-психологических качеств воинов. В ходе бесед в повседневной деятельности, анализа независимых характеристик сослуживцев выявлялись отклонения от норм поведения: определенные странности, медлительность, слабое овладение программой миротворческих сил. Заместители командиров рот и батальонов по воспитательной работе совместно с психологами полков проводили комплексное тестирование, по результатам которого делали выводы о морально-психологическом состоянии военнослужащих, корректировали процесс индивидуально-воспитательной работы.

Полный комплекс мероприятий по отбору личного состава, четкое планирование, учеба офицеров, знание особенностей региона, предстоящей боевой задачи (история, географическое положение, традиции, обычаи, национально-психологические особенности, быт, культура, общественно-политическая обстановка) позволяли организовывать процесс воспитания военнослужащих по конкретным направлениям.

Первое направление – сплочение воинского коллектива батальона с учетом прибывшего в подразделения личного состава. Оно предусматривало выявление и формирование межличностных отношений, составление социально-психологических характеристик отдельных подразделений; изучение общественного мнения, упреждение негативных процессов; организацию встреч офицерского состава, прапорщиков и членов их семей с командованием части, соединения; создание общественных формирований батальона (суд чести офицеров и прапорщиков, совет сержантов, совет военнослужащих по контракту); организацию выступлений председателя совета ветеранов полка, настоятеля православной церкви; проведение вечеров чествования лучших офицеров, прапорщиков совместно с членами семей, командованием части.

Второе направление – воспитательная работа по совершенствованию огневой и специальной подготовки миротворцев. С учетом того, что определенная часть военнослужащих прибывала на должности, не имея достаточных навыков владения оружием, организовывался интенсивный процесс их обучения, которое включало одиночную подготовку, боевые стрельбы отделений, взводов, полевые трехсуточные выходы на миротворческую базу в составе рот с использованием вертолетов, штатного вооружения.\

Заместители командиров рот по воспитательной работе организовывали соревнование на лучшего по специальности, проводили утренники ратной славы, встречи с офицерами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане, с военнослужащими, ранее выполнявшими миротворческую миссию в Приднестровье, Южной Осетии, Таджикистане и других местах. По завершению формирования батальонов миротворческих сил обычно принимались обращения, проводился строевой смотр подразделений, митинг по случаю отправки, на котором присутствовали представители Министерства обороны Российской Федерации (военного округа).

Комплекс воспитательных мероприятий позволял подготовить сознание и психику военнослужащих, сплотить коллективы, нацелить их на выполнение сложных и ответственных задач в специфических условиях конкретного вооруженного конфликта.[1, с. 108-112] 

Высокий дух воинов России, мужество, честь и доблесть ее офицеров и генералов всегда определяли наши победы. Этот дух еще жив. События в Цхинвале в августе 2008 г. вновь показали, что особым отличием воинов России были и остаются моральная стойкость, мужество, боевое братство, войсковое товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь на поле боя, готовность жертвовать собой ради товарища. Поэтому миротворческий батальон российских Вооруженных Сил, дислоцированный в столице Южной Осетии Цхинвале, вооруженный стрелковым оружием, выстоял против многократно превосходящих грузинских войск, вооруженных тяжелой техникой. [17, с. 9]

В заключение можно привести высказывание известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н. Головина: «Само военное искусство, прежде всего, зависит от духовных свойств бойца…». Давайте еще раз внимательно вчитаемся в эти слова, чтобы понять простую на первый взгляд истину: человек был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя.Таким образом, в войсках накапливается определенный опыт работы по формированию морально-психологического состояния военнослужащих различных категорий, который могут использовать в своей практической работе командиры, их помощники по работе с личным составом, начальники пунктов психологической помощи и реабилитации силовых министерств.

 

Литература

 

1. Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил): Учебник / Отв. ред. А.М. Тютченко. – М.: ВУ, 2000. – 132 с.  

2. Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) в условиях формирования нового облика силовых структур: Сборник материалов военно-научных конференций кафедры морально-психологического обеспечения. – М.: ВУ, 2010. – 157 с.  

3. Астафьев А.И. О современном военном искусстве: В 2 ч. – СПб, 1861. – Ч. 2.

4. Время и судьбы: Военно-мемуарный сборник: В 2 вып. / Сост. А. Буров, Ю. Дубченков, А. Якубовский. – М., 1991. – Вып. 1.

5. Голосов В. Строевой офицер – воспитатель и учитель. – М., 1936.

6. История Отечества. – М., 1991.

7.Караяни А.Г., Сыромятников И.В., Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. – СПб.: Питер, 2006.  

8. Карпов В.В. Маршал Жуков: Его соратники и противники в дни войны и мира: Литературная мозаика. – М.: «Вече»: «АСТ-ПРЕСС», 1994. – С. 254-255. 

9. Костин Б.А. Скобелев. 1843-1882. – М.: Патриот, 1990.

10. Морально-психологическое обеспечение деятельности Внутренних войск: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Филимонова. – М.: ВУ, 2011. – 397 с. 

11. Основы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил): Учебник / Отв. ред. А.М. Тютченко. – М.: ВУ, 2000. – 180 с. 

12. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. – М.: ГУРЛС МО РФ, 1992.

13. Симанский П. Паника в войсках. – М.; Л., 1929.

14. Словарь-справочник основных терминов и понятий для слушателей Военного университета по специальности «Организация морально-психологического обеспечения» / Под ред. А.А. Чертополоха. – М.: ВУ, 2010. – 196 с.

15. Словарь-справочник основных терминов и понятий по специальности «Организация морально-психологического обеспечения» для слушателей факультета Внутренних войск. – М.: ВУ, 2010. – 252 с.   

16. Словарь-справочник основных терминов и понятий по специальности «Социальная работа». – М.: ВУ, 2010. – 456 с.   

17. Черкасов А.В. Методология, методы и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил). – М.: ВУ, 2010. – 52 с.