Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Журнал » 2012 №5 : Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    Просмотров: 18024

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)


Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М,
МГПУ, Москва


В статье рассматриваются причины возникновения и исторические аспекты формирования понятия «уровня жизни». Подробно рассматриваются современные представления о его сути, основных свойствах, признаках и способах определения. При этом в работе освещены практически все многочисленные современные подходы к трактовке и определению данного понятия, глубоко различающиеся в зависимости от особенностей мировоззрения той или иной научной и философской школы послужившей базой для его формирования.
 Ключевые слова: качество жизни,  счастье, смысл жизни.

 

MODERN PSYCHOLOGICAL APPROACHES
TO THE ANALYSIS OF THE  LIFE QUALITY
 (THE LITERATURE REVIEW)


Rotova E.E., Mashilov K.V., Zhygareva E.B., Kogan B. M.,
MCTTU, Moscow


In this article the reasons of emergence are considered and historical aspects of formation of concept «life level». Modern ideas of its essence, the main properties, signs and ways of definition are considered in detail. Thus in this work all numerous modern approaches to treatment and definition of this concept outlooks of this or that scientific and philosophical school deeply differing depending on features with formed base for its formation are shined practically.
Key words: life quality, happiness, sense of life.


1. История развития понятия «качество жизни»


В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития.

В разработке проблемы качества жизни в истории науки можно выделить три стадии: «эмбриональную», «квантификационную», «концеп­туальную». Первая стадия«эмбриональная» (конец 1950-x — середина 1960-x гг.). Понятие «качество жизни» только формируется. Оно чаще используется в популярных публикациях, в избирательных кампаниях c целью пропaгaнды. Основным показателем качест­ва жизни в это время становится внутренний валовой продукт, приходящийся на одного жителя страны. На этой стадии качество жизни понимается как цель перехода от общества с приоритетом получения мaтериaльных благ к обществу, где глав­ная цель — удовлетворение духовных потребностей.

Для второй стадии, начало которой относится к 1966 г, полу­чившей название «квантификационной», характерна разработ­ка cоциaльных показателей и индикаторов.  В 60-e гг. ХХ В. понятие «качество жизни» рассматривается преимущественно в трех аспектах. Во-первых, со стороны соци­альных индикаторов, выступающих как исходная основа созда­ния социальных программ, a также в качестве показателей эф­фективности их реализации. Во-вторых, понятие «качество жизни» употребляется как нормативный эталон благосостояния, включающий не только материальные, но и социальные, экологические, политические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека. Качест­во жизни рассматривается как переход от удовлетворения «ос­новных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворе­ния «уточненных видоизмененных личных потребностей индивида в красоте, престиже, индивидуализации и чувствен­ных отношениях» [5]. В-третьих, анализируемое понятие рассматривается как характеристика последствий экономической и технологичес­кой политики, влияния научно-технического прогресса на социальные отношения.

В этот период впервые обращается внимание на психологические характеристики качества жизни, которые выража­ются в уровне удовлетворенности (неудовлетворенности) че­ловека условиями своего существования,  факторами нематери­ального порядка — здоровьем, условиями труда, уровнем образова­ния, состоянием окружающей срeдыи др.  [5]

На третьей стадии происходит концептуализация качества жизни, связанная c формированием двух основных направ­лений исследования данного понятия — «глобального моде­лирования» и «субъективного качества жизни», или «ощущаемого качества жизни». B рамках этих направлений формируются различные подходы к изучению этого понятия:

  • «глобальное моделирование» — исследование «качества жизни общества»;
  • «субъективное качество жизни» — изучение «качества жизни личности» [5].
Таким образом, история развития понятия «качество жизни» развивалась от экономического и формального к психологическому, что отражает общую тенденцию гуманизации общества.  Человек может заниматься какой угодно работой, обладать любым темпераментом и характером, быть больным или здоровым, но главный вопрос, который задает себе каждый – счастлив ли он. А счастье, как утверждал Г. М. Зараковский, является основным субъективным выражением качества жизни [4]. Актуальность исследований качества жизни обусловлена тем, что эта характеристика влияет на его деятельность во всех сферах. Человек,  удовлетворенный своей жизнью будет функционировать более продуктивно и полноценно. Кроме того, качество жизни является, по сути, одним из ключевых понятий для психологии, так как конечной целью психологического воздействия является повышение качества жизни клиента
Исследование представлений о качестве жизни можно проводить по двум направлениям: первое направление предполагает изучение отдельных факторов – работы, учебы, семейных отношений и т.д.; второе направление – исследование влияния черт личности на уровень удовлетворенности. Есть мнение, что черты личности оказывают на общую удовлетворенность гораздо большее влияние, чем объективные факторы [7].


2. Определение понятия «качество жизни» в зарубежных и отечественных психологических теориях


 «Психологическая версия» качества жизни нашла отражение в концепции «ощущаемого качест­ва жизни». При данном подходе качество жизни определяется как удовлетворенность человека своей жизнью и выражается в уровне и степени реали­зации его потребностей (A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Род­жерс, Э. Фромм и др.) Эта теория дает наиболее полное представление o психо­логическом подходе к рассмотрению качества жизни. Один из ее представителей H. Далки, счи­тает, что под «качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье» [5].

В ряде работ утверждается, что истинное значение качества жизни отражается в субъективных оценках индивида, его ощущениях. Субъективная оценка качества жизни за­висит от многих факторов. K числу этих факторов относят уровень интеллектуального развития личности, доход, занятость, возраст, брачный статус, национальность, место про­живания, здоровье, внешность. O значимости субъективных оценок качества жизни A. Кэмбелл писал: «Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятной большую часть того, что нам необходимо объяснить» [5]. Но представители этой концепции не отрицают и значимости объективных оценок качества жизни. Они считают, что необ­ходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объектив­ных условий и их субъективную оценку. Некоторые из них (A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Роджeрc) обращали внимание на то, что степень удовлетворенности жизнью формируется под влиянием двух факторов: эталона сравнения и оценки среды.

Эталон сравнения включает в себя следующие виды и уровни сравнения: устремлений, ожиданий, равенства, a также лич­ных потребностей. Уровень устремлений — то, чего человек хочет достичь; уровень ожиданий — то, что человек ждет от жизни; уровень равенства — положение, которое человек счи­тает для себя достойным; личные потребности — степень их реализации. При этом данные ученые считают, что реша­ющая роль принадлежит субъективным оценкам, доказывая, что социальное влияние, социальное окружение не всегда оп­ределяют то или иное качество жизни. Так, выделяя такие объективные индикаторы, как возраст, пол, доход, образова­ние, занятость, ряд исследователей, стоящих на позициях «ощущаемого качества жизни», утверждают, что эти объек­тивные индикаторы могут фиксировать лишь отдельные стороны удовлетворенности жизнью.
     A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Роджерс разработали формулу оценки «ощущаемого качества жизни». Данная формула вы­глядела следующим образом:
Ii=
где Ii — индекс удовлетворенности i-й сферой жизни, являющийся функцией отношения реального статуса к желаемо­му состоянию. Общий индекс качества жизни: Q = f (I1, I2,…, In), где n — количество факторов (т.е. сфер жизнедеятельности) в модели «ощущаемого качества жизни». Уровень удовлетворенности «ощущаемым качеством жизни» выявляется при расхождении между притязаниями индиви­дов и уровнями их удовлетворения. Если использовать дан­ную формулу, то получается, что люди, чьи реальные усло­вия близки желаемым, будут считать уровень своего качества жизни высоким. Люди же, имеющие большие расхождения между реальным и желаемым статусом, будут иметь низкий уровень качества жизни. Однако в этой формуле не учитывается уровень притязаний людей, их психологические осо­бенности, условия жизни, так как на основе только одного показателя невозможно дать объективную оценку качеству жизни.

Г. Гендерсон, M. Сирги, Г. Самли предлагают другое изме­рение: осуществлять анализ качества жизни, включающий в себя четыре уровня. Первый — определение целей и способов их достижения; второй — оценка настоящего и будущего; тре­тий — уровень социального потенциала; четвертый уровень — индивидуальный, групповой, общественный и мировой [5].

Методологической основой концепции «ощущаемого каче­ства жизни» являются идеи прагматизма, радикального эмпиризма, феноменологического и экзистенциалистского подхода, a также концепции потребностей A. Маслоу. и Э. Аллардта. Теория потребностей A. Мaслоу представляет собой стро­гую иерархическую структуру, в которой выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасность, прича­стность, признание и самореализация. Удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Он писал, что «может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее ме­сто занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. На самом же деле почти o любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовле­творен, и не удовлетворен во всех своих базовых потребностях. Ни одна из них почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Практически любой поведенческий акт детерминирован множеством моти­вов». [6]. А. Маслоу считал, что все потребности взаимо­связаны и, удовлетворяя низшие потребности, человек стре­мится к удовлетворению более высоких. По его мнению, только 10% людей способны реализовать потребности в само­выражении и самоактуализации, что означает стремление че­ловека достичь максимума своего потенциала.

C точки зрения Э. Аллардта, качество жизни есть удовлетво­рение трех систем бaзовых потребностей: «иметь», «любить», «быть» . K первой группе потребностей он относит экономичес­кие условия, занятость, здоровье, образование. Ко второй — об­щение, контакты в локальном сообществе, дружеские отноше­ния, социализацию. K третьей — интеграцию в общество и жизнь в гармонии c природой, политическую активность, досуг и др. В отличие от позиции A. Маслоу в теории Э. Аллардта по­требности располагаются иерархично и движение потребностей возможно в двух направлениях: вверх, если предыдущая потреб­ность удовлетворена; вниз, если не выполнены желания более высокого порядка.

В соответствии c этим качество жизни понимается как результат возможности удовлетворения потребностей человека [1]. В рамках концепции «ощущаемого качества жизни» одной из проблем является выражение субъективной оценки каче­ства жизни, которая может быть выражена такими понятия­ми, как «счастье-несчастье», «успех-неуспех», «удача-неудача», «смысл жизни», «любовь» и др.. В. Франкл, разделя­ющий основные положения этой концепции, отмечал, что «человек может найти смысл жизни в создании творческого продукта или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты... природы и культуры; или... во встрече c другим уникальным человеком» [8]. Представители этого направления считают, что общая субъективная оценка качества жизни складывается из когнитивной и аффективной оценки. Когнитивная компонента включает в себя оценку общей удовлетворенности жизнью и ее различными сферами, что представляет собой два незави­симых психологических состояния, так как они формируют­ся различными механизмами усвоения информации.

Аффективная компонента представляет собой баланс по­зитивных и негативных аффектов. K первым относится ощу­щение счастья, социальной поддержки, удовлетворенности. Вторые выражаются в ощущениях стресса, депрессии, трево­ги, неудовлетворенности. Сторонники данной концепции для оценки ощущаемого качества жизни предлагают использовать такие категории, как «счастье» и «удовлетворенности». С их точки зрения, «счастье» фиксирует эмоциональную сторону, a удовлетво­ренность — познавательную. Применение этих категорий относительно индивида и общества в целом и есть измерение субъективной стороны качества жизни.

Г. М. Зараковский утверждает, что, основным субъективно-оценочным проявлением качества жизни является Счастье. Древнегреческими философами установлено два вида понимания счастья, связанное с типологическими различиями счастливых людей: эвдемоническое и гедоническое. В соответствии с эвдемоническим пониманием, счастье – это «состояние совершенства», что обусловлено самосовершенствованием личности и самореализацией человеком себя как духовного, разумного существа. Согласно гедонистическому пониманию, счастье – это «сумма насаждений, которые испытывает человек», что обусловлено любыми удовольствиями и радостями, которые выпадают на его долю [4]. Г. Айзенк говорит о фиксации счастья. При исследовании удовлетворенности жизнью людей он заметил, что повторные тесты показывали постоянство сумм, набранных одним и тем же человеком. Возможно, счастье – это внутреннее состояние, на которое мало влияют внешние обстоятельства, за исключением экстраординарных. Также он высказывал идею о том, что люди наделены разным потенциалом счастья от рождения. Подтверждением данной гипотезы служит исследование браков близнецов с близнецами. Анализу подвергались пятьдесят таких супружеских пар. В каждом отдельном случае результат  оказывался одинаковым. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют наследственные факторы, определяющие способность чувствовать себя счастливым, причем  экстраверсия оказывает позитивное влияние на счастье, а нейротизм «связан» с несчастьем [1].

В рамках психологического подхода к пониманию «качества жизни» поднимают­ся проблемы смысла и цели жизни. Большой вклад в изуче­ние проблемы качества жизни в данном аспекте внес Э. Фромм. Он обращает внимание на то, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, пре­обладание одного из которых определяет различия в индиви­дуальных характерах людей и типах социального характера». Модусы «иметь» и «быть» определяют  все аспекты качества жизни личности [9].
Э. Фрoмм показывает, что модус «иметь» ориентирован на потребление, приспособление окружающей действительности к своему «Я», на высокий уровень, но низкое качество жизни. Под бытием ученый понимает такой способ существова­ния, при котором личность ориентирована на удовлетворение не материальных нужд, a потребностей в самореализации, самоактуализации. Норма «быть» дает людям возможность максимально развивать свою индивидуальность, продуктив­но использовать способности, творить, повышать свой ин­теллектуальный уровень. Качество жизни людей c модусом «быть» не зависит от их жизненного уровня [11]. Итак, исходя из концепции модусов «Иметь» и «быть» Э. Фромма, люди сами формируют свои представления o ка­честве жизни. Для одних оно определяется высоким матери­альным достатком, для других связано с высоким интеллек­туальным уровнем.

Помимо этого, качество жизни связывают со смыслом жизни. «Подлинное качество жизни заключается в испытании человека на верность своему предназначению, человеческой сущности, на правильность выбора, жизненного пути,  на обретение высокого и истинного смысла жизни» [2]. Переживание осмысленности жизни в процессе самоосуществления  часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни, что и определяет  феномен качества жизни. В.Э. Чудновский, изучая психологический феномен  смысла жизни, отмечает многозначность данного понятия  с точки зрения влияния на качество жизни человека. Он выделяет различные уровни смысла жизни в зависимости от позитивного или негативного влияния на становление и развитие личности и вводит понятие «оптимальный смысл жизни» как характеристику гармонической структуры смысложизненных ориентаций, существенно обуславливающих высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни, удовлетворенности ею. Оптимальный смысл — это  тот смысл,  который обеспечивает высокое качество жизни человека [10].

По мнению Г. М. Зараковского смысл жизни дает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути [4].

Обобщенный критерий качества жизни «психологическое благополучие» предложила К. Рифф. Для описания структуры психологического благополучия она обращается к гуманистическим теориям здоровой личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт), к идеям К.-Г. Юнга и к тем представлениям о развитии человека, которые содержатся в концепциях Э. Эриксона, Ш. Бюлер и Б. Ньюгартена. Она учла также позитивные критерии психического здоровья М. Ягоды и представления Д. Биррена о позитивном функционировании в позднем возрасте.
    К. Рифф выделяет 6 параметров психологического благополучия:

 

  • позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни (самопринятие);
  • наличие целей и занятий, придающих смысл жизни (цели в жизни);
  • способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность);
  • чувство непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост);
  • отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с другими);
  • способность следовать собственным убеждениям (автономность).

      По мнению К. Рифф, предложенные ею шкалы являются универсальными и характеризуют сущность психологического благополучия вне зависимости от социокультурных условий.

Существует модель качества жизни, объединяющая удовлетворенность жизнью, представления о счастье, мотивацию, ценностную структуру, личностные характеристики, в том числе уверенность в себе и стили поведения [7]. Ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, которые являются одним из источников мотивации поведения. Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение человека в различных жизненных ситуациях. Они формируются на разных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как значимые отношения к себе и к миру в настоящем, прошлом и будущем. Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в сознании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к общности [7].

Стиль же поведения определяется как характеристика поведения, которая отражает отношение индивида к его внутреннему миру и социальному окружению. Это является наиболее общей характеристикой поведения индивида. Эта характеристика позволяет классифицировать индивидов вне зависимости от их этнической или социальной принадлежности [7]. 


Заключение


    Таким образом, для психологического подхода к анализу качества жизни характерным является рассмотрение реализованности личностных потребностей и степени адаптации внешней среды для личности. Представители этого учения считают, что качество жизни характеризует состояние общества, прежде всего с точки зрения социально-психологичес­кого климата. Модель «ощущаемого качества жизни» постро­ена на утверждении, что истинное его значение отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоцио­нального настроения и т. д. В соответствии с этим качество жизни есть психологическое состояние личности.

 

Литература


  1. Айзенк Г. Язык счастья: Как с помощью психологии и тестов построить идеальные семейные отношения (пер. с англ. Гольдберга Ю.Я.) – Москва: Эксмо-Пресс, 2002.
  2. Валеологический семинар академика Петленко.С.Петербург-Минск,1997
  3. Евдокимов В. И. Качество жизни: оценка и системный анализ.- Воронеж: Истоки , 2007.
  4. Рифф К., Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. – Москва: Смысл, 2009.
  5. Лига М. Б. Качество жизни как основа безопасности: [монография] / M. Б. Лига ; под ред. М. В. Константинова .- Москва: Гардарики , 2006.
  6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
  7. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни. Подходы, методы оценки, прикладные исследования. – Москва: Институт психологии РАН, 2006.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – Москва: 1990.
  9. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. – Москва, 2004.
  10. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни //Мир психологии, 1999, №2.
  11. Шопенгауэер А. Избранные произведения. – Москва, 1992.