PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Львова С.В., Унру О.В., ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Журнал » 2012 №5 : Львова С.В., Унру О.В., ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
    Просмотров: 6035

ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


Львова С.В.,
Унру О.В.,
МГПУ,  Москва


Статья рассматривает основные этапы развития аксиологического знания. Особое внимание уделяется вариативности значений и смыслов ценности как социально-психологического феномена в различных научных концепциях в процессе развития общества.
Ключевые слова: ценности, аксиология, мироощущение, нравственные качества и ориентиры, научные концепции, общечеловеческие ценности.

 

 

VALUE: THE VARIABILITY OF SIGNIFICANCES AND MEANINGS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

 

Lvova S.V.,
Unruh O.V.
MCTTU, Moscow



The article considers the main stages of development of the axiological knowledge. Particular attention is paid to variability of significances and meanings of values as a social-psychological phenomenon in different concepts in the development of society.
Keywords: values, axiology, attitude, moral qualities and orientations, scientific concepts, human values.


Введение


Ценность - многоаспектное явление, которое задает вектор и определяет направленность развития личности. Поэтому ценности можно рассматривать  двойственно: как необходимое условие и в то же время как результат формирования картины мира. Таким образом, и рассматривать «ценность» можно только используя междисциплинарный подход, отображающий многоаспектность самого предмета изучения. Исходя из гуманистического основания человека и природы, его отношений к моральным нормам, принципам, идеалам, составляющим нравственную характеристику, то под ценностью можно подразумевать то, что выделяется индивидом в этом контексте как наиболее смыслозначимое для него.

Проблема изучения ценностей довольно актуальна на сегодняшний день. В современном обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Цель данной статьи – изучение понятия «ценности», как социально-психологического феномена, с точки зрения многоаспектности предмета.


1. К вопросу осмысления и определения понятия «ценность»


Ценность - предмет исследования особого раздела философского знания - аксиологии (от греч. axia - ценность, logos - учение). Не смотря на то, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, истина, любовь, красота) всегда были предметом философского размышления, «проблема ценностей» как самостоятельная проблема возникла не так давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время рассматривались целостно, в совокупности и не были исследованы как отдельные области философского исследования.

Прежде чем обрести свой современный вид, аксиология прошла путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она развивалась.

В античной философии складываются различные теоретико-ценностные концепции. Сократ приходит к пониманию того, что единое ценностное начало дифференцируется, так или иначе, на доброе, прекрасное, истинное. Платон воспринимает в качестве основы личности душу человека, а доброту и мудрость, как свойства души. Он рассматривает такие начала личности как чувство, воля и разум. Аристотель, следуя за Платоном и развивая его идеи, возводит добродетель в ранг ценности. Мерой истинной ценности считает добродетель и добродетельного человека как такового. Проблема ценности в европейской философии была рассмотрена с точки зрения мироощущения, характерной для христианства. В Боге воплощается высшее совершенство и благо. Именно Бог олицетворяет триединство «Истина-Добро-Красота». Новое время начинается эпохой Возрождения. В это время человек впервые осознается как высшая ценность. Для гуманистов этой эпохи человек – великое чудо и по своей красоте, и по способности постижения истины, и по своим нравственным потенциям. В основе гуманизма заложена ценность личности, ценность блага человека, его развития, благоприятных условий общественной жизни людей. В качестве различных определений ценности в XVII в. описывается красота, обучение, богатство, щедрость (Т. Гоббс), разум, свободная воля (Р. Декарт), способность мыслить (Б. Паскаль), опыт (Дж. Локк), воля, разум, понимание добра и зла (Б. Спиноза), стремление к познанию (Г. Лейбниц). Для И. Канта ценность, прежде всего, мораль. «Внутреннюю ценность» философ называл достоинством. «То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как эквивалентом; что выше всякой цены, стало быть, не допускает никакого эквивалента, то обладает достоинством» [4, т.4, с.212]. Отечественная наука в данном аспекте опирается на М.В. Ломоносова, который сделал акцент на человеческий разум как ценность, формирование в личности стремления к познанию и нравственные качества в человеке. Именно это он считал основными человеческими ценностями. Нравственные качества как критерии истинного человека рассматривал А.Н. Радищев, подчеркивая, что они формируются в процессе взаимодействия человека с обществом.

В современном мире все более и более растет популярность обращения к общечеловеческим ценностям (добро, справедливость, истина, любовь, красота). «Общечеловеческие ценности – это система аксиологических максим, содержание которых определено вековым опытом и служит моральным ориентиром человеку в его жизнедеятельности» [10, c.22], где ценности рассматриваются с точки зрения общества, значимости их нравственного контекста.


2. Вариативность значений понятия «ценность» в психологии


В психологическом аспекте «ценности» входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентаций ценностных и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида» [14, c. 588]. 

В психолого-педагогическом словаре ценности трактуются как «духовные идеи, заключённые в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения» [13, c. 869]. По мнению Б. Г. Ананьева, «ценности – это переживания, отношения» [1, c.205]. С точки зрения Б. В. Зейгарник и Б. С. Братуся, «ценность – это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни» [3, c.119]. По видению А. Лэнгле, «ценности – это результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта» [6, c.9]. Специфика восприятия ценностей, по мнению автора, заключается в том, что их нельзя «думать», их можно только чувствовать. 

В. Н. Карандашев выделяет ценности двух типов: ценности общества и социальных групп, так называемые социальные ценности и ценности личности, то есть индивидуальные ценности. Часто ценности личности называют ценностными ориентациями. «Ценностные ориентации – это интериоризованные личностью ценности социальных групп». [5, c.70]. Следует особо подчеркнуть тот факт, что не всегда ценности личности являются точным отражением ценностей общества. Нередки случаи дефектов нравственной социализации личности, когда складываются искажённые ценности. 

Ценностные ориентации - высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность. Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.С. Кон солидарны в определении, что ценностные ориентации личности выражают ее сознательное отношение к социальной действительности, определяют в соответствии с этим отношением мотивацию поведения и оказывают решающее влияние на все стороны деятельности и индивидуальных реакций. В. Ю. Хотинец и Я. С. Сунцова также считают, что ценности личности берут своё начало в социокультурном пространстве, к которому принадлежит субъект. Они производны от ценностей групп разных ступеней организации. Выделяют два вида ценностей: социальные и культурные. Под социальными ценностями понимаются устойчивые убеждения в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с социальной точки зрения. Культурные ценности – это глубинные принципы, усваиваемые человеком и определяющие его отношения с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой [9, c.17-29]. Различие между социальными и культурными ценностями носит условный характер, однако имеет свои особенности. Таким образом, социальные ценности рассматриваются в современном аспекте в условиях  современности, в то время как культурные ценности, являются носителем исторической составляющей.

А. П. Донченко подчёркивает, что ценности являются важным фактором, определяющим эффективность включения индивида в систему общественных отношений [2, c.99]. Можно сделать вывод, что ценности – это приобретённое, усвоенное из опыта, обобщённое и стабильное понятие о том, что является желательным; выработанное отношение к миру и его составляющим.  В результате отсутствия  четкой системы ценностей, поведение человека строится на ожиданиях окружающих, является нецеленаправленным, противоречивым. Несформированность системы  ценностных смыслов мешает человеку увидеть своё место в социальной системе, что, в свою очередь ведет к дисбалансу и дезорганизации. Такой субъективный дискомфорт В. Франкл называет «экзистенциальной фрустрацией», в ответ на которую обязательно должна появиться реакция компенсации или защиты [8, c.54].

Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Изучение понятия «ценности» позволяет наиболее полно осмыслить специфику человеческой деятельности, общества, культуры во взаимоотношении «мир-человек». Анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что многие исследователи рассматривают ценности как некий высший уровень в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека, то есть описывают структуру ценностей. Исследование ценностей имеет ряд трудностей не только в теоретическом толковании понятия, но и в диагностическом измерении этого междисциплинарного феномена. Для того, чтобы определиться с методами диагностики особенностей ценностной сферы человека, особенно важно иметь четкое представление о структуре ценностей.

Б.Д. Парыгин описал 4 индикатора, или последовательные стадии в присвоении ценностей: знание, когда индивид информируется о ценностных значениях; стереотип восприятия, когда индивид эмоционально-рационально (положительно или отрицательно) реагирует на информацию о ценностях; установка (или убеждение), когда ценностные значения формируют у индивида готовность действовать; побуждение, когда благодаря волевому усилию готовность действовать превращается в само действие. Похожие критерии разработал А.В. Иващенко. Степень сформированности ценностей складывается из трех критериев: интеллектуального, поведенческого и мотивационного. В.А. Армавичуте критериями интернализации личностью ценностей называет глубину и действенность знаний о ценностях, правомерность и обоснованность отношения к ним, а так же характер эмоциональных переживаний, связанных с ценностями. И. А. Сурина  в структуре ценностей выделяет 3 подсистемы: когнитивную, эмотивную и поведенческую, которые в совокупности фиксируют ценности. Главный редактор журнала «Этическое воспитание» А.И. Шемшурина рассматривает 5 аспектов ценностей: аксиологический – обращение личности к высшим духовным ценностям; гносеологический – включение личности в процесс познавания высших ценностей; когнитивный – познание личностью через призму высших ценностей самой себя, своих возможностей; ориентационный – выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе; результативный – механизм становления человеческого Я. Обобщая все модели и схемы ценностей, можно выделить 4 блока критериев, необходимых при диагностике ценностей человека: интеллектуальный; поведенческий; мотивационный; оценочно-эмоциональный.

Изучение ценностных ориентаций человека позволяет соотнести индивидуальные потребности и мотивы с принятыми нормами социума. Рыжов Б.Н. [7, 41-43] рассматривает ценности с точки зрения системного подхода, где ценности являются  мотивами поведения, т.к. стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с личной ценностной структурой. При таком подходе ценности являются механизмом личности роста и саморазвития. Разработанный Рыжовым Б.Н. тест СПМ (системный профиль мотивации) позволяет выявить доминирующий тип мотивации путем ранжирования ценностных предпочтений (потребностей). Ценности в данном случае обладают регулятивной функцией, способствуют развитию личности и представляют собой динамическую систему.

Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Наиболее распространенной в настоящее время является методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [12, c.637], основанная на прямом ранжировании списка ценностей.


3. Ценностные предпочтения молодежи: результаты и их обсуждение


    С целью изучения ценностных предпочтений современной молодежи, определяющей  вектор развития норм, принятых в социуме, было проведено исследование по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». В исследовании было задействовано 230 старшеклассников (учащиеся 10-11 классов) из 5 ОУ г. Москвы (Таблица 1, 2).


Таблица 1
Ценностные предпочтения старшеклассников 10-11 классов

 

 

1 место

2 место

3 место

терминальные

Здоровье 29%
Свобода 10%
Любовь 9%

Наличие хороших друзей 13,5%
Любовь 11%
Счастливая семья 9%

Наличие хороших друзей 12%
Любовь 11%
Здоровье 8%

инструментальные

Жизнерадостность 16%
Честность 13%
Независимость 9%

Честность 12%
Воспитанность 11%
Образованность 10%

Самоконтроль 12%
Аккуратность 9%
Жизнерадостность 8%

 

      Результаты анкетирования указывают, что в терминальных ценностях на первое место старшеклассники ставят показатель здоровья (29%), свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) (10%) и любовь (9%), на втором месте показатели: наличие хороших и верных  друзей (13,5%), любовь (20%), счастливая семья (9%); на третьем месте показатели: наличие хороших и верных друзей (12%), любовь (11%), здоровье (8%). При этом важно отметить, что для старшеклассников доминирующими терминальными ценностями являются показатели здоровья, любви, наличие хороших и верных друзей, что свидетельствует о сформированности социальной системы ценностей. Такая социальная установка характерна прежде всего для данного возраста и часто является альтруистической, основана на доверии. В инструментальных ценностях на первое место испытуемые возводят жизнерадостность (16%), честность (13%), независимость (9%), на втором месте – честность (12%), воспитанность (11%),  образованность (10%). На третьем месте – самоконтроль (12,5%), аккуратность (чистоплотность) (9%),  жизнерадостность (8%). Доминирующие инструментальные ценности для старшеклассников жизнерадостность и честность подтверждают социальную направленность ценностей у старшеклассников, т.е. значимость явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

     На последних местах в списке терминальных ценностей испытуемые указывают: 16 место - продуктивную жизнь (14%), красота природы и искусства (17%), творчество (10%). 17 место - красота природы и искусства (17%),  материально обеспеченная жизнь (12%), развлечение (отсутствие обязанностей) (10%). 18 место – счастье других (18%), красота природы и искусства  (16%), развлечение (9%). Таким образом, доминирующие на последних местах показатели: красота природы и искусства, развлечение свидетельствуют о несформированной эстетической системе ценностей. На последние места среди инструментальных ценностей старшеклассники поместили показатели: непримиримость к недостаткам в себе и других (14%, 21%, 27%), высокие запросы (требования к жизни, высокие притязания) (8%, 13,5%, 20,5%), аккуратность, порядок в делах (9%, 10%, 7%). Таким образом, 100% испытуемых не считают ценности самоутверждения приоритетными, что является характерным для данного возраста. Но особое внимание следует уделить показателю «счастье других» (18%). Расположение на последнем месте, может свидетельствовать о наличие проблемы снижения  воспитательного потенциала образовательных учреждений, а именно проблемы приобщения  школьников  к  общечеловеческим ценностям.

 

Таблица 2
Ценностные предпочтения старшеклассников 10-11 классов


 

16 место

17 место

18 место

терминальные

Продуктивная жизнь 14%
Красота природы и искусства 17%
Творчество 10%

Красота природы и искусства 17%
Материальная обеспеченность 12%
Развлечения 10%

Счастье других 18%

Красота природы и искусства 16%
Развлечения 9%

инструментальные

Непримиримость к недостаткам 14%
Высокие запросы 8%
Аккуратность 9%

Непримиримость к недостаткам 21%
Высокие запросы 13,5%
Аккуратность 10%

Непримиримость к недостаткам 27%
Высокие запросы 20,5%
Аккуратность 7%

 

     Проведенное исследование позволяет выделить главную проблему не только образовательных учреждений, но и общества в целом. Показатель «счастье других» (18 % последнее место) свидетельствует о наличии проблемы приобщения школьников к общечеловеческим ценностям (добро, справедливость, любовь), что в свою очередь противоречит традиционному российскому менталитету, основанному на высших гуманистических ценностях. Поэтому, в настоящее время, возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая обладала бы большим воспитательным потенциалом и создавала условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием.


Заключение


Обобщая все модели и схемы ценностей, существующие в современной науке, можно утверждать, что диагностирование ценностей – сложный процесс, в котором должны быть учтены такие значения как интеллектуальный критерий, поведенческий, мотивационный, оценочный, эмоциональный критерий и т.д. Изучение ценностной сферы человека, позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Современное человечество живет в эпоху, когда в мире происходят перемены цивилизационного значения, сочетающие в себе высочайший динамизм и глобальный характер. И это значит, что ценности и идеалы не остаются прежними, неизменными. Они живут, развиваются и наполняются новыми актуальными смыслами. Ценности нельзя брать как нечто априори данное, нельзя пассивно опираться на то, что уже есть. Возникает необходимость их взаимообоснования, диалога между ними. В современном мире общечеловеческие ценности подвергаются критике, но именно они дают многим людям уверенность в завтрашнем дне, задают жизненные и нравственные ориентиры.

 

Литература

  1. Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды. – М., 2005, - с. 205
  2. Донченко А. П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. – Л., 1988. – с. 99
  3. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.,1980, - с. 119
  4. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т.4 М., 1994, с.212
  5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб., 2004. –c.70
  6. Лэнгле А. Введение в экзистенционально-аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – с. 9.
  7. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. – 2010. – №1 (1). – с.41 - 43
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990, с.54
  9. Хотинец В. Ю., Сунцова Я. С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал.– 2009. – № 6. – c. 17-29.
  10. Шемшурина А.И. Аксиологические основы воспитания // Этическое воспитание. -  2010. - №5. - с. 22.
  11. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / сост.  Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., - 2010 г.
  12. Практическая психодиагностика / сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2009. – с.637
  13. Психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск, 2006, с.- 869.
  14. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск; 1998. – с. 588