Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Яковлева А.В. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА И ГЕНДЕРА

Журнал » 2012 №6 : Яковлева А.В. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА И ГЕНДЕРА
    Просмотров: 8814

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

СЛАБОВИДЯЩИХ  ПОДРОСТКОВ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА И ГЕНДЕРА

 

Яковлева А.В.

МГПУ, Москва

 

В статье подробно рассматривается проблематика изучения личностных особенностей слабовидящих подростков в зависимости от их пола и гендера. Показаны особенности формирования половой идентификации подростков с нарушениями зрения.

Ключевые слова: нарушение зрения, гендер, пол, личность.

 

STUDYING OF PERSONAL FEATURES

OF VISUALLY IMPAIRED TEENAGERS

DEPENDING ON THEIR SEX AND GENDER

 

Yakovleva A.V.

MCTTU, Moscow

 

In this article the details of the problems of studying the personality characteristics of visually impaired adolescents, depending on their sex and gender is showed. Special attention is paid to the study of gender-specific impaired teenagers.

Key words: visual impairment, gender, sex, personality.

 

Введение

 

     Проблема изучения личности, а в особенности, гендерной идентичности личности слабовидящего подростка является одной из сложнейших и неисследованных проблем в коррекционной психологии. Подростковый возраст можно рассматривать как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в данном возрастном этапе. А также, это период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции  и процесс наблюдения своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности.

 

1 Представление о понятии гендерной идентичности

 

     Осмысление понятия гендерной идентичности прошло долгий путь от биолого-эволюционного (психоанализ) понимания природы пола и гендера, через теории социальных ролей до современной теории гендерной идентичности [10].

Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Согласно теории, разработанной В.А. Геодакяном, с эволюционной точки зрения дифференциация полов связана с их специализацией, цель которой состоит в наилучшем приспособлении к среде и выживании. Консервативная специализация присуща женскому организму, а оперативная - мужскому. Организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, т.е. способностью сочетать в своем поведении несколько стратегий. Мужская выборка обладает специализированным поведением, которое можно назвать менее пластичным и гибким. Различия в признаках мужчин и женщин называются половым диморфизмом. В стабильной среде половой диморфизм отсутствует. В изменчивой, нестабильной среде появляется половой диморфизм, который возрастает в следующих поколениях [9]

     В последнее время в научной психологической литературе [4,6,7] неоднократно ставился вопрос о необходимости различать половые и гендерные особенности, половую и гендерную идентичность. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и фемининности.

     Маскулинность проявляется в ориентации личности на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия, фемининность опосредствует контакты с другими людьми, построенными на эмоциональной близости и привязанности.

     Два показателя - маскулинность и фемининность образуют три типа гендерной идентичности:

  • маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным - ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);
  • фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);
  • андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);

 2 Личностное развитие слабовидящих подростков

 

     Преодоление психологических и социальных последствий слепоты в каждом конкретном случае обусловлено личностными особенностями инвалида. Особое значение приобретает знание личностных и психологических особенностей незрячего человека, особенно на первоначальном этапе элементарной реабилитации, поскольку именно наличие этих знаний составляет основу реабилитационной работы в целом. Потеря зрения (или его отсутствие с момента рождения) прежде всего, сказывается на формировании или перестройке структуры личности инвалида. Преждевременным является утверждение, что потеря зрения обязательно влечет за собой какое-либо серьезное психическое расстройство, но то, что она оказывает на психику человека, на его систему отношений и социальные установки серьезные и глубокие воздействия, не вызывает никаких сомнений.

     Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения структуры, генезиса и функционирования. Существует достаточно много теорий личности, по-разному трактующих сущность этого феномена. С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегуляции. Более широко личность можно трактовать как особое качество, присущее исключительно человеку. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений с другими людьми. Поэтому данное понятие приобретает конкретный смысл лишь в системе этих отношений, воплощаемых через социальные роли. А. Н. Леонтьев характеризовал личность как системное и сверхчувственное качество, указывая при этом на то, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условия и предпосылки формирования личности человека, не предопределяя всецело ее сущности [13].

     Подростковый возраст рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с самопониманием, самопознанием, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте. Начало подросткового возраста связано с изменением своего эмоционального статуса и гендерного восприятия [11]

     Зрительная депривация способствует появлению аффективной дезадаптации. Она заключается в переживании чувства психической напряженности, снижения настроения, психической активности, повышение тревожности. По мнению многих авторов нарушение зрения - это внутренний дискомфорт, влияющий на  возникновение у подростков различных невротических состояний, эмоциональных отклонений в развитии [3].

     Об исследованиях личностных качеств подростков с нарушением зрения написано достаточно большое количество трудов [4,11], а по результатам изучения их половых и гендерных особенностей в доступной литературе публикаций практически нет.

     Пол - одна из самых сложных и многозначных научных категорий. В общем виде это слово, по мнению В.А. Геодакян, Т.А. Клименковой обозначает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [2].

     Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития, онтогенеза. Отсюда - расчленение категории пола на ряд более дробных понятий: генетический пол, хромосомный пол, гонадный пол, внутренний и внешний морфологический пол, репродуктивный пол и т.д. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными: на основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный, акушерский или аскриптивный, т. е. приписанный) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания), и т.д. Все эти обстоятельства накладываются на жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Одни ее аспекты заданы биологически, а другие зависят от культуры и воспитания (половая социализация), причем они могут расходиться друг с другом [6].

     Тем более нельзя рассматривать только с биологических позиций различия в социальном поведении мужчин и женщин. В первые два десятилетия ХХ в. немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин обычно подводили под рубрику "психологии пола", причем "пол" зачастую отождествляли с сексуальностью [6]. В 1930-60-е гг. "психологию пола" сменила "психология половых различий"; эти различия уже не сводили к сексуальности, но большей частью считали врожденными, данными природой. В конце 1970-х годов, по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм ослабевал, этот термин сменился более мягким - "различия, связанные с полом", причем предполагалось, что эти различия могут вообще не иметь биологической подосновы [7].

    Соответственно менялись представления о мужских и женских качествах, а также способы их измерения. В репродуктивном процессе (продолжение рода) мужчина и женщина выступают как противоположные, альтернативные, взаимоисключающие и взаимодополняющие начала. Многие другие различия выглядят менее определенными, изменчивыми, даже факультативными. Конкретные мужчины и женщины бывают разными и по своему физическому облику, и по своим психическим свойствам, и по своим интересам и занятиям, а нормативные представления о "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (фемининности), хотя и отражают некие реалии, в целом являются не чем иным, как стереотипами общественного сознания [8].

     Понятие «гендер» означает социокультурный конструкт пола, представляющий собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений и т.д. В отличие от биологического пола, представляющего собой набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в определённый исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве. Гендер – продукт социализации, в то время как пол – результат эволюции [1].

    Гендерная идентичность является соотнесением своего поведения с нормами поведения, принятыми для данной возрастной группы. Особенно актуальны вопросы гендерной идентификации в подростковом возрасте. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное. Именно в старшем школьном возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни. Гендерная идентификация подростка – это сложнейший процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это механизм распознавания представителей разных гендерных групп. В результате подросток формирует собственную гендерную идентичность [2].

     Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. [12].

 

3 Условия и методы проведенного исследования

 

     Ранее  было проведено исследование, посвященное изучению развития личности людей со зрительным дефектом, в котором не удалось обнаружить принципиальных отличий в личностных характеристиках слабовидящих подростков по сравнению с их ровесниками с нормальным зрением, что убеждает в том, что, личностное развитие подростков происходит по одним и тем же объективным законам, не зависящим от сохранности зрительного анализатора. Однако, нарушения зрительного анализатора можно рассматривать в качестве причин, приводящих к статистически значимым различиям в характеристиках личности слабовидящего подростка и их ровесников с сохранным зрением. Индивидуальные психологические особенности, выявленные при количественном анализе выраженности отдельных личностных характеристик подростков со зрительным дефектом, можно объяснить, в том числе, особыми по сравнению со здоровыми по зрению учащимися старших классов, условиями обучения и воспитания, что нуждается в дополнительном изучении [5]

Изучая гендерную идентичность слабовидящих подростков, использовался комплекс психодиагностических методик, положительно зарекомендовавших себя в психологической практике: методики С.Бем на маскулинность - фемининность, МИФ, FPI шкала фемининности маскулинности.

    Исследование проводилось в групповой форме во внеурочное время с учащимися старших классов школы – для слепых и слабовидящих детей (50 человек, 25 юношей с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2, сохранным цветоощущением и способностью к цветовосприятию (диагнозы - амблиопия, астигматизм, косоглазие, миопия, нистагм и др.) с нормальным интеллектуальным развитием, средний возраст 16,1±0,2 года) и с учащимися общеобразовательной школы (50 человек, 25 юношей) без особенностей в психофизическом развитии, средний возраст 15,7±0,2 года).

Целью данного исследования является выявление личностных особенностей слабовидящих  подростков в зависимости от их пола и гендера.

 

4 Результаты и их обсуждение

 

     Полученные результаты показали, что и девушки и юноши с нарушением зрения, а также  подростки с нормальным зрением характеризуется:

  • - высокими показателями маскулинности и феминности;
  • - значимыми различиями в проявлении такой маскулинной характеристики, как агрессивность, и такой фемининной характеристики, как зависимость, между образами Я-реальный и Я-мужчина;
  • - средними показателями уровня субъективного контроля по шкалам общей интернальности, достижений, здоровья, производственных отношений;
  • - общей экстернальностью и экстернальностью в сфере производственных отношений (учёбы), интернальностью в сферах достижений и здоровья.

    Анализируя полученные результаты можно сказать, что большинству обследованных подростков, не зависимо от сохранности зрительного анализатора, свойственны в равной степени признаки как маскулинности, так и фемининности, что указывает на их принадлежность к андрогинам. Андрогиния понимается сегодня как эмансипация обоих полов, интеграция женского эмоционально – экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности [8]. Преобладание андрогинии среди испытуемых характеризуется тем, что в подростковом возрасте выстраивается собственный новый образ Я и поэтому как слабовидящие, так и подростки с нормальным зрением стремятся самостоятельно осмыслить и сформировать свою гендерную идентичность. Андрогинность благоприятна для успешной социализации личности, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. У андрогинной личности отмечена также большая удовлетворённость браком, большее ощущение благополучия. Подростки, обладающие одновременно маскулинными и фемининными чертами при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности позволяют себе менее жестко придерживаться полоролевым нормам, быть свободными от социальных стереотипов, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и наоборот. Степень андрогинности значительно зависит от этнических и социальных факторов [2].

 

Заключение

 

     Таким образом, полученные результаты, можно попытаться объяснить тем, что существовавшие традиционные образцы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Слабовидящие подростки не ограничиваются пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремятся наравне со здоровыми сверстниками самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность.

 

Литература

  1. Бочарев В. В. Антропология возраста. СПб.: Питер, 2001. -150 с.
  2. Геодакян В. А. Два пола. Зачем и почему? [Электронный ресурс]/ Геодакян, В.А. - СПб., 1992. - С. 51-63. http://www.etpg.com
  3. Гостунская Я. И. Специфика эмоционального неблагополучия детей со зрительной патологией Антропологические основы субкультуры детства: нормы,ценности, практика: Материалы VI Международной научно-практической конференции (26-27 ноября, 2009 г.) / Под ред.Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева, С.В. Бобрышова. – Ставрополь:Изд-во СГПИ, 2009. – 356 с.
  4. Ильин Е. П. Пол и гендер. – СПБ.:Питер,210.-688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  5. Коган Б. М., Яковлева А.В., Личностные характеристики слабовидящих подростков. Специальное образование: научно-методический журнал/ФГБОУ ВПО С71 «Урал.гос.пед.ун-т»; Ин-т спец.образования.- Екатеринбург, 2012. - №2.-182с.
  6. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире, электронный ресурс, http://lib.rus.ec/b/157064/read.
  7. Кон И. С. Обсуждение темы “Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР”//Гендерные исследования. № 5. 2000. С.27-33.
  8. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах. http://sexology.narod.ru/publ037.html.
  9. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2003. С. 168 (см. Хрестомат. 10.4).
  10. Ожигова Л. Н. Проблемы исследования гендерных аспектов бытия личности в психологии //Гендерные аспекты бытия личности. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. - Краснодар, КубГУ, 2004. С. 5-18.
  11. Рымарев Н. Ю. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата  психологических наук Краснодар 2006 http://vseref.ru/view-c0063663.html.
  12. Сидоров П.И., Парников А. В. С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 381с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).
  13. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие/Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь». 2003. — 216 с.