Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Журнал » 2012 №6 : Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
    Просмотров: 57724

ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Ткаченко А.В.

МГПУ, Москва

 

В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу.

Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.

 

IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH'S RELIGION

 

Tkachenko A.V.

MCTTU, Moscow

 

In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth's attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that modern young Muscovites are inclined to ietsism as the worship of an undefined Supreme Power.

Key words: religion, religiousness, ietsism, Orthodoxy, atheism, agnosticism, deism, pantheism, fatalism, traditional belief, religious dogma, moral relativism, religious people and unbelievers, social system.

 

Введение

 

 Анализ мировоззрения молодёжи показывает  те тенденции общественного развития, которые сегодня только набирают оборот, но в ближайшем будущем могут стать определяющими факторами социальных процессов. Идеи и ценности современной молодёжи через несколько лет могут стать нормой жизни всего общества, трансформироваться в стандарты доминирующей культуры.

Религиозные представления как часть мировоззрения являются отражением не всегда осознанных его носителями, но реально происходящих в обществе процессов, поэтому чрезвычайно важно изучить эти представления и выявить направление, в котором они развиваются год от года. Направленность изменений в сознании молодёжи демонстрирует  тенденцию перехода общественной системы из одного качественного состояния в другое, следовательно, если установить, как и во что верят люди молодого поколения, можно представить, как будет вести себя значительная часть общества в будущем [19].

Исследования религиозной подсистемы общества, проведённые ИПССО подтверждают слова Анри Сен-Симона: «Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть... Это глубокое заблуждение. Религия не может покинуть мир, она только переменяет вид». Действительно, полученные данные свидетельствуют о постепенных переменах в религиозном сознании молодёжи. Причём меняется не просто сознание, меняется сам «вид» религии, так как религия — это всегда то, во что мы верим либо осознанно, либо неосознанно.

 

1 Общая характеристика итсизма

 

        Социологические исследования позволяют выявить определённую тенденцию в эволюции религии, а именно — замену традиционного представления об антропоморфном Боге на абстрактное и чисто интуитивное представление о некой сущности, влияющей на судьбы людей. В современной социологии религии подобные абстрактные и аморфные представления объединяются общим термином «итсизм». Иначе, итсизм — это неопределённая вера в то, что либо в земном мире, либо где-то в другом измерении есть некая Высшая Воля, от которой люди могут как-то зависеть. Можно сказать, что итсизм — это вера во что-то глобальное и высокое, но даже самому верующему неясно, во что.

       Очевидно, что в итсизме нашёл отражение распространённый во все времена и у всех народов фатализм — вера в судьбу или силу рока. Но также верно и то, что итсизм не тождественен древнему фатализму, поскольку главное в нём — не вера в судьбу, а интуитивная догадка, будто «там что-то есть». Более того, итсизм, признавая это «что-то» (от голландского слова Iets— «что-то» — происходит само название данной веры), исключает веру в предопределение судьбы. Итсист (или по-другому итсер) признаёт существование некой Божественной субстанции, или некого Абсолюта, но не готов признать, что этот Абсолют определяет жизнь человека наперёд. Итсист считает себя свободным, и в словарях понятие «итсизм» часто характеризуют как «либеральную веру», а это значит, что склонные к ней люди хоть и признают свою зависимость от высшей силы, но только тогда, когда самостоятельными усилиями они не справляются с какой-то проблемой. Не встречая серьёзных жизненных преград, итсисты не вспоминают об Абсолюте и убеждены в том, что они сами всего добиваются без посторонней помощи. Иначе и быть не может, поскольку итсизм — это вера абстрактная, и образ Абсолюта в ней настолько размыт, что в разное время одним и тем же человеком он представляется то Богом, то космосом, то судьбой, а то и вовсе забывается. Неслучайно англоязычная Wikipedia пытается перевести слово Ietsisme с голландского как Somethingism, что по-русски будет звучать примерно как «что-тоизм»[21]. Как видно, итсизм основан на страхах, догадках и неуверенности. Итсист неудовлетворён ни одной из традиционных религий, но не так, как агностик. Агностик начитан и считает, что ни одна из традиционных религий не дала доказательства существования Бога. Итсист же просто духовно безграмотен. Он мало знает о догматике конкретных религий. Абстрактность и поверхностный характер его религиозного мировоззрения объясняется отрывом от национальных культурных корней, господствующей светской системой образования и массовым информационным напором, которому современному молодому человеку противопоставить нечего. Поэтому, если агностик — это логик, он ищет рационального подтверждения известных религиозных доктрин, то итсист — это религиозный неуч, он верит, но не знает, во что, и верит лишь время от времени — тогда, когда начинает задумываться над происходящими неудачами.

          Следует отметить, что итсистам чужд апатеизм — апатичное отношение к вере, которое господствовало, например, в позднем советском обществе. Сущность апатеизма выразил Дени Дидро, сказав, что ему «совершенно не важно — верить в Бога или нет».  Однако среди  московской молодёжи встречаются не только итсисты, но и атеисты и религиозные ортодоксы. Действительно, некоторая часть опрошенной социологами молодёжи безоговорочно относит себя к атеистам, забывая о том, что атеизм, принимаемый как догма, — всё та же вера — безукоснительная вера в то, что Бога нет. По крайней мере, с оговоркой, что Бога нет в том виде, в каком Его образ преподносит  Церковь. Ещё меньшая часть молодых москвичей придерживается традиционных представлений о Боге как о высшем, всемогущем, сверхразумном Творце мира, создавшем человека по своему образу и подобию. В свою очередь, эти люди делятся на воцерковленных и лишь интуитивно признающих правоту Церкви. Воцерковленных, то есть добросовестно исполняющих религиозные обряды, оказывается меньше всего, и этот факт подтверждает мнение о том, что современная молодёжь в основе своей верующая, но вера её не подкрепляется традициями или логическим осмыслением мира.

         Итсизм ещё недостаточно хорошо изучен, и та характеристика, которая дана ему в статье, является исключительно результатом наблюдений, контент-анализа источников и анализа устных и письменных опросов, проведённых автором. Например, можно утверждать, что итсизм противопоставлен традиционным религиям, но не оторван от них совсем. Он эклектичен, так как вобрал в себя жизненный опыт самого верующего и сведения из самых разных источников информации. В последнее время большинство опрошенных социологами молодых людей, как верующих, так и неверующих, не имеют чёткого представления о вере. Свои суждения о религии они черпают из личного опыта, разговоров с друзьями и родственниками, сообщений СМИ и из порой противоречащих друг другу разнообразных религиозных, философских, научных и оккультных концепций. Поэтому нередко вера современных студентов и школьников содержит примеси суеверий и даже идей экзотических сект.

          Итсизм не является чем-то новым для российского и европейского общества. Начиная как минимум с эпохи Просвещения он проявлялся в суждениях немногих образованных лиц, разочарованных в жёстком догматизме Церкви, но не готовых только на этом основании встать на позиции агностиков и атеистов. И всё же современный итсизм отличается от первоначального. Во-первых, он приобрёл массовую форму, а во-вторых, стал подпитываться не философскими исканиями одиночек, а обилием критической информации, распространяемой масс-медиа. Можно сказать, что итсизм XXI века — это переход от индивидуализма немногочисленных изгоев, оторванных от социальной системы, к широкому признанию неспособности церковных кругов отстоять свою твёрдую догматическую позицию.  В России массовый итсизм был порождён духовным вакуумом, который сложился в обществе в период XX века. Создавшийся вакуум можно было заполнить только отрывочными сведениями, поступающими из фильмов, книг, телепередач и общения с окружающими — в большинстве своём такими же духовно безграмотными людьми. Общество не может быть безыдейным, и люди ищут и находят кажущиеся им подходящими идеи. На Западе светский образ жизни так же вынуждают людей интуитивно искать среди всего информационного многообразия духовные ориентиры, которые, как и в России, не могут не быть эклектичными, абстрактными и антиконсервативными. Невозможно согласиться с мнением, будто итсизм — это явление, характерное лишь для западных стран, вроде Голландии, где оно впервые было обнаружено и описано. Итсизм распространяется во всех европейских странах, включая Россию, потому что везде в этих странах в последние десятилетия происходит переосмысление ценностных ориентиров.

          В связи с этим можно выдвинуть предположение о том, что, с социологической точки зрения, возникновение итсизма как массового явления в 1980-90-е гг. было закономерным. Возникновение итсизма  — это  естественная попытка общества придти к усреднённой мировоззренческой норме взамен утративших доверие старых идей и ценностей. Общество как социальная система всегда стремится к равновесию. Падение авторитета старых ценностей нарушило это равновесие. Итсизм же даёт людям мнимое ощущение социального равновесия и некой духовной гармонии, а гармония всегда чужда радикальному максимализму в суждениях. Поэтому итсисты не любят, когда им пытаются навязать конкретные максимы в виде догм классических вероучений. При этом до сих пор социологи не обращали внимание на один очень важный момент. Несмотря на то, что итсизм отражает происходящую в обществе тенденцию к уравнению людей во всём, включая мировоззрение, на деле этот процесс приводит к разрушению границ европейской религиозной системы. На страже этих границ всегда стояли радикальные учения: с одной стороны — атеистов, с другой стороны — церковных ортодоксов. Но благодаря своей расплывчатости итсизм «размывает» границы религиозного мировоззрения, что создаёт угрозу вторжения в религиозную систему чужеродных для неё структурных элементов. Эти элементы проникают в систему из внешней среды. Применительно к русскому и европейскому христианству, такими чужеродными элементами могут стать разнообразные секты и ислам. Именно они больше всего выигрывают от духовной инертности итсистов, отказавшихся почитать Иисуса Христа как Бога и потому отказавших в поддержке традиционным течениям христианства. Восточные страны наименее подвержены влиянию итсизма, а потому он не угрожает исламу так, как традиционному христианству в Европе.

          Впрочем, с психологической точки зрения, стремление человека избавиться от духовной пустоты вполне естественно. Величайшие умы человечества, как атеисты, так и верующие, считали религиозную веру важным условием существования общества. Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Ньютон, В. Лейбниц, Вольтер, М. В. Ломоносов, О. Конт, Ф. М. Достоевский, Н. И.Пирогов, Д. И.Менделеев, Л. Н.Толстой, И. П. Павлов,  А. Эйнштейн — большинство учёных и мыслителей разных религиозных направлений признавали потребность верить. А то, что возникший более 20 лет назад духовный вакуум привёл молодёжь к итсизму, показывают исследования Института психологии социологии и социальных отношений.

 

2 Контент-анализ обсуждений итсизма на Интернет-форумах

 

         При написании данной статьи были проанализированы суждения об итсизме, написанные членами и случайными посетителями открытой группы «Итсизм», возникшей в 2008 г. в социальной сети «В контакте». При этом учитывалось, что большая часть посетителей — представители молодого поколения. Всего в группу входят 140 человек, в основном считающих себя итсистами. Руководитель группы даёт определение итсизма как «веры вне религии», или «веры в то, что за гранью человеческого понимания есть кто-то или что-то высшее, создавшее наш мир, или как-то влияющее на него, или просто сосуществующее с ним» [8]. То, что сам создатель группы, открытой для всех интересующихся итсизмом, употребляет при определении этого феномена расплывчатые фразы вроде «за гранью понимания», «есть кто-то или что-то» или «очень примерно», подтверждает характеристику итсистов как не определившихся во взглядах и абстрактно верующих людей.

        Такие люди больше подвержены чужому влиянию, чем пребывающие в сомнениях агностики, потому что, в отличие от агностиков, у итсистов нет чёткой позиции — у них есть «немного больше, чем отсутствие позиции, но ещё не полноценная позиция», а «какое-то переходное состояние» [9]. Многие посетители сайта смутно во что-то верили, но из-за своего незнания долго не могли понять, как эту туманную веру назвать. Поэтому среди реплик людей, недавно примкнувших к итсизму, можно встретить признания о настоящем мировоззрении после долгого причисления себя к агностикам или атеистам. Бывших неверующих в итсизме привлекает отсутствие всякого принуждения, «кроме самоконтроля» [8]. Аморфность объекта поклонения и разочарование в традиционных религиях прослеживаются буквально во всех рассуждениях итсистов. Одни видят в Божестве «Огромнейшую энергию», которая «не может иметь имя, пол» и освобождает людей от влияния Церкви. Другие просто признают, что «есть что-то, чего мы не понимаем». Третьи, выступая против христианской идеи Божественного провидения, ссылаются на своё личное свободное и интуитивное видение мира [8]. Показательно, что на странице группы помещен рисунок, подписанный в виде афоризма: «Нет истины. Есть точки зрения». Такой релятивистский подход к осмыслению мира мог бы стать девизом итсистов. Они отвергают попытки «научить верить в» «Иисуса, Мохаммеда, Кришну, Будду», которые им «представляются такими же мифическими героями, как Геракл или Андромеда». Итсисты «не приемлют церковь и ритуалы» и представляют Бога как «энергетическое поле», в котором пребывают все живые существа и частица которого есть внутри каждого человека [8].

         Выражение вроде «Бог есть внутри каждого из нас» следует считать типичным для итсистов. Говоря так, они имеют в виду, с одной стороны, желание чувствовать себя свободными от произвола Высшей Силы, а с другой стороны, заимствуют у пантеизма расплывчатое представление об эманации Высшей Силы ко всем людям. Отличие от пантеизма в том, что итсизм не признаёт тождества между Высшей Силой и природой, на которую её дух нисходит. Впрочем, от христиан тоже иногда можно услышать, будто в каждом человеке есть «искра Божья». Поэтому встречаются случаи, когда к итсизму приходят не от атеизма, а от путаницы, возникшей в голове в результате поверхностного осмысления догматики и культа традиционной веры. Итсисты считают «абсурдными» «православные каноны, праздники и традиции», не видят необходимости «носить на груди крест или луну» и не верят в священные тексты или святость отдельных людей, но верят в «непостижимое» «высшее существо», независимо от того, «много ли там их или оно одно». Адепты итсизма «не чувствуют веры» и потому «не принимают и не поддерживают ни православие, ни ислам» [8]. Неслучайно, по данным ВЦИОМ, 56 % россиян считают, что Православная Церковь не нуждается в защите [14]. Это мнение не столько атеистов, сколько итсистов, поскольку ни один социологический опрос не даёт информацию о наличии такого большого количества атеистов.

         Некорректность утверждений итсистов о возможности веры в Бога, но «без религии», очевидна. Итсизм — это та же религия, только не дающая чёткого определения священному объекту поклонения. Однако желание итсистов отвергнуть общепринятые авторитеты и самоуспокаивать себя мыслью о личной свободе довольно часто приводит их к мнению о необходимости веры без религии, которую человек способен придумать себе сам. Итсисты «могут верить в Бога, в которого им хочется верить», отвергают «чужие пережёванные знания» и допускают возможность наличия «у каждого своей» веры [8]. Итсисты понимают свободу как отсутствие ответственности и освобождение от всякой обременительной, в том числе и мыслительной деятельности. По данным Левада-центра, почти 2/3 россиян считают, что «люди должны иметь свободу слова, а значит — и право публично критиковать религию» [10]. Имеется в виду критика традиционной религии. Проблема заключаются в том, что для того, чтобы критиковать, надо сперва узнать то, что критикуешь. Оппоненты итсистов не могут вступать с ними в дискуссию по поводу смысла священных текстов, догм или обрядов, потому что итсисты их, как правило, не знают. Итсисты не видят разницы между христианством, исламом или буддизмом. Отсюда следует акцент сторонников традиционных религий на невежество и косность тех людей, которым проще всего сказать, что они верят во что-то абстрактное. Православные видят основную проблему итсистов «в отсутствии желания познавать что-то», «эгоизме» и «лени». С точки зрения православных, итсисты ведут себя так, будто «слепой ведёт слепого» [8].

         В 2009 г. в блоге «Итсизм и итсисты» на сайте mail.ru тоже появились редкие высказывания по поводу итсизма, но в силу малой известности этого термина и нежелания итсистов чем-то глубоко интересоваться, полемика продлилась всего около 3-х месяцев. Среди немногочисленных высказываний в этом блоге внимание исследователя должны привлечь лишь те, в которых раскрывается мировоззренческая позиция итсистов. В частности, один из блоггеров предлагает «веру в Нечто», которым может быть «Бог, может сгусток энергии». [7]  Обращают на себя внимание два факта — затруднение итсистов в самоидентификации и кощунственно-уничижительное, с точки зрения религиозного ортодокса, итсистское сравнение Бога со «сгустком энергии». Такая сумятица в голове может быть лишь при отсутствии у человека чётких знаний и духовных ориентиров.

         С позицией итсистов необходимо сравнить позицию традиционалистов, от которых следует ожидать более глубокого понимания сути проблемы. В частности, на сайте православного публициста диакона Андрея Кураева в 2010 г. посетители обсуждали проблему распространения итсизма и попытались дать ему характеристику. Большинство православных считают корнем и недостатком итсизма его бессмысленность. Люди, верящие в живого, разумного, всесильного, благого и антропоморфного Бога, не понимают, зачем его заменять на абстракцию, которой нельзя ни молиться, ни поклоняться. Православные считают итсизм «признаком упадка религиозного сознания», который никуда не ведёт своих последователей дальше самых простых рассуждений [6, с. 1]. Вполне понятно желание приверженцев классической религии осудить «отступников», избравших итсизм как «новую форму атеизма». И хотя следует согласиться, что от атеизма до итсизма, так же как и от итсизма до атеизма — один шаг, всё-таки это разные явления. Атеист верит, что Бога нет, и переубедить его крайне сложно. Во-первых, у атеиста может быть своя аргументация, а во-вторых, как все радикально мыслящие максималисты, он не станет прислушиваться к чужим аргументам. Атеиста можно сравнить с религиозным фанатиком: и тот, и другой — радикалы, и тот, и другой — склонны к экстремизму, и тот, и другой в споре приходят к тому моменту, дальше которого слушать оппонента не станут, потому что вся их аргументация спотыкается об отсутствие прямого доказательства как существования, так и несуществования Бога. И, глядя на то, как более активные атеисты и верующие традиционалисты бесплодно спорят, итсисты выбирают позицию «золотой середины» — Бог есть, но он не совсем Бог.

        Наконец, контент-анализ сообщений на форумах позволил установить распространённость суждений о сходстве итсизма с деизмом. Но если итсисты нередко не понимают различия между двумя этими понятиями, то православные указывают на разную природу этих явлений: деизм возникает из попыток осмысления мира, а итсизм — из интеллектуальной лени. Православные знатоки религии подчёркивают, что для того, «чтобы быть итсистом, можно вообще ничего чётко не утверждать» [6, с. 1], в то время как деист должен чётко сформулировать свою точку зрения [6, с. 2]. «Деизм — естественно сформировавшийся ответ человека, разочаровавшегося в «религии откровения», а «итсизм появился из опросника как просто отсутствие позиции» [9].

         Таким образом, хотя информация об итсизме встречается в Интернете крайне редко, когда она появляется, то на короткое время привлекает внимание самых разных пользователей. Большинство из них узнают, что для их поверхностных религиозных представлений есть точное научное название. Но первая же начавшаяся дискуссия вскрывает отторжение между итсистами и приверженцами традиционных религий. Конструктивную позицию в спорах не занял никто, а она вполне возможна: вместо критики друг друга и выявления различий в вере, оппонентам следует обращать обоюдное внимание на общие для них позиции. Например, православный сможет лишь тогда наладить общение с итсистом, когда покажет ему, что они оба верят, по сути, в одно и то же, а именно — в Высший Разум, который, раз он разумен, может быть мысленно олицетворён в Высшем Существе, называемом в православии Богом.

 

3 Результаты исследования

 

В конце 2011 года были опрошены 400 москвичей в возрасте от 15 до 22 лет — учащиеся старших классов школ и студенты институтов Москвы и ближайшего Подмосковья с целью выявления разницы между отношением верующих и неверующих людей к религии и нравственности. Общие результаты исследования были изложены в статье «Отношение московской молодёжи к религии и нравственности», опубликованной в № 5 журнала «Системная психология и социология» за 2012 год. [20] Затем была выдвинута гипотеза — большая часть современной московской молодёжи, называя себя верующей или неверующей, в действительности склоняется к итсизму. Для подтверждения данной гипотезы было проведено настоящее исследование.

Анкетирование показало, что из всех опрошенных неверующими признали себя только 15,5 %, в то время как православными — 76 %.Для сравнения, в 2006 г. ВЦИОМ определял количество атеистов в России в 16 %, а православных — в 63 % [3, 16]. По данным Фонда «Общественное мнение», в 2000 г. неверующими себя считали 37 % россиян, а православными — 54 % [18]. В 2004 г. неверующих было 30 %, а православных — 58 % [1]. В 2007 г. атеистами назвались уже 17 %, а православными — 61 % [13]. По сообщению Левада-центра, в 2011 г. в России насчитывалось 22 % неверующих и 69 % православных [15]. Так что, если следовать тенденции, полученные ИПССО цифры должны соответствовать современной религиозной самоидентификации как молодого, так и старшего поколения россиян.

Ответы на вопрос об уровне религиозности показали,  что  как абсолютно верующими, так и совершенно неверующими признали себя примерно по 12 % от всех опрошенных. В целом, верующими и скорее верующими, чем неверующими, оказались 46,5 %, то есть чуть меньше половины молодых москвичей. Соответственно, атеистов и скорее неверующих, чем верующих, выявлено 53,5 %. Ответы респондентов на вопрос об уровне их религиозности представлены в  таблице 1.

 

 Таблица 1

Уровень религиозности московской молодёжи

 

УРОВНИ

РЕЛИГИОЗНОГО

ЧУВСТВА

Частота (чел.)

 

 

Проценты (%)

 

Условно неверующие и колеблющиеся (от 1 балла до 5)

214

53,5

1 балл

(абсолютно неверующие)

47

11,75

2 балла

34

8,5

3 балла

40

10

4 балла

28

7

5 баллов

65

16,25

Условно верующие и колеблющиеся (от 6 баллов до 10)

186

46,5

6 баллов

45

11,25

7 баллов

27

6,75

8 баллов

41

10,25

9 баллов

27

6,75

10 баллов (верующие без сомнений)

46

11,5

ИТОГО

400

100

 

         Самым популярным был ответ «5 баллов», то есть середина между верой и безверием (16,25 %), что свидетельствует об итсизме — аморфной вере «во что-то», поскольку абсолютное большинство — 76 % опрошенных — всё же признали, что, пусть и сомневаясь в существовании Бога, они во что-то верят. Это те респонденты, которые оценили свои религиозные чувства от 2 до 9 баллов.  Интересно, что их число совпадает с численностью православных, при том, что истинно православный человек не может верить неконкретно «во что-то» и не может сомневаться ни в Священном Писании, ни в существовании Бога.

Исследователь может констатировать факт, что вера большинства респондентов размыта, но не  отсутствует. Просто она не совсем ясна самим школьникам и студентам. Для выявления действительного количества неверующих следует сопоставить ответы на первый и второй вопросы: реальное число — от 11,75 % (поставивших 1 балл по шкале религиозности) до 15,5 % (с ходу признавших себя неверующими). Иными словами, все остальные 85-88 % во что-то верят. Из них около 76 % верят поверхностно и интуитивно, в этом смысле показательно, что самым популярным в молодёжной среде стал самый «размытый» уровень религиозности — 5 баллов.

       Учитывая то, что в совокупности 85 % назвали себя приверженцами православия, ислама, протестантизма, иудаизма и иных классических религий, только склонностью к итсизму можно объяснить их ответы на подобные вопросы: почти 70 % не имеют чёткого представления о религиозных традициях и не придают им значения, 85 % не справляют религиозные праздники или немного осведомлены лишь о самых известных из них, 58 % не доверяют духовенству, 76 % не ходят в храмы или могут не посещать их годами. По этим показателям молодёжь «обгоняет» своих родителей:  68 % взрослых россиян никогда не были или на протяжении ряда лет могут не бывать на религиозных службах [11], а Церкви не доверяют или сомневаются в её авторитете 46 % [2]. По данным  ВЦИОМ  за 2012 г. 11 % неверующих россиян время от времени ходят в храмы. [5] На самом деле, эти 11 % — люди верующие, которые верят не в антропоморфного Бога, а в итсистского, который может в их представлении и совпадать, и не совпадать с Богом авраамической традиции. И когда они говорят социологам, что не верят, то имеют в виду не неверие, а недоверие к христианству или исламу.

Вот почему относительное большинство опрошенных ИПССО юношей и девушек (41,75 %) заявили, что хотя бы раз в жизни участвовали в религиозных обрядах потому, что «это необходимо для верующего». Среди них 9,5 % назвались неверующими, но совершенно очевидно, что речь идёт не об атеистах, а о поверхностно верующих людях, то есть об итсистах. Атеисту незачем ходить в храм. Остальные 32,25 % из этих 41,75 также не могут быть ортодоксальными христианами, мусульманами или иудеями, так как верующих без сомнений, судя по помещённой в статье таблице 1, оказалось всего 11,5 %. Следовательно, речь идет об итсистском большинстве.

        Выше перечисленные вопросы касались в основном внешнего проявления религиозности — культа и образа жизни. Ответы на них однозначно говорят о низком уровне воцерковленности молодёжи. Но чтобы посмотреть более глубоко на её отношение к религии, нужно проанализировать ответы респондентов на вопросы, касающиеся ортодоксальной догматики. Так, респондентам в завуалированной форме были представлены вопросы на тему 7 смертных грехов. Молодёжь должна была выбрать, какой поступок, с её точки зрения, можно оправдать, а какой нет. В итоге из всех христианских смертных грехов однозначно молодёжь отвергает только два — уныние и прелюбодеяние, а алчность и гнев она вообще не считает чем-то предосудительным, либо, что тоже характерно для итсистов и агностиков, сомневается. В то же время, традиционные религии России полностью отвергают и разврат, и пьянство, и гнев, и тщеславие, и стяжательство, и зависть, и уныние. Значит, почти 80 % молодых москвичей, причисляющих себя к христианам, на деле таковыми не являются, традиционализм не приемлют и ближе всего по своим воззрениям стоят к итсистам

        Далее респондентам был задан вопрос об их отношении к 10 библейским заповедям. Получилось, что самыми важными запретами, идущими из Ветхого Завета, молодёжь признала те, которые касаются межличностных отношений. Их можно перечислить в порядке убывания значимости: «Не убивай», «Не кради», «Почитай отца и мать», «Не прелюбодействуй», «Не лжесвидетельствуй» и, в меньшей мере, «Не желай дома ближнего своего». Гораздо менее важными молодёжь посчитала заповеди, касающиеся поклонения Богу: «Почитай единого Бога», «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имени Бога напрасно» и особенно — «Посвящай один день недели Богу».

        При такой расплывчатости и неопределённости религиозного сознания можно поставить  вопрос о том, насколько устойчивы моральные ориентиры  молодого поколения москвичей. Известно, что современное общество быстро меняется и отходит от вековых устоев, и эти перемены сопровождаются появлением моральных принципов, нехарактерных для классических религий. Это значит, что современные ценности вытесняют из молодёжного образа жизни традиционные нормы поведения. Но то, как распространённый среди молодёжи итсизм сочетается с новыми культурными веяниями, можно понять, лишь задав респондентам вопрос вроде следующего: «Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции Вашего вероисповедания, но не порицается, а, может быть, даже одобряется обществом?» Результат оказался предсказуемым — абсолютное большинство (65,25 %) юношей и девушек ответили: «А почему бы и нет? Сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется религией» (40,75 %) или «Вероисповедание не влияет на мои поступки» (24,5 %).

        Самое главное, что первый вариант ответа поделили почти поровну верующие и неверующие: 21,5 против 19,25 %. Но, во-первых, судя по ответам на 1 вопрос анкеты, неверующих должно быть всего 15,5 %, а во-вторых, настоящие неверующие скорее выбрали бы последний вариант ответа: «Вероисповедание не влияет на мои поступки». Что касается 21,5 % верующих, то для истинных приверженцев традиционных религий подобные ответы просто неуместны. Следовательно, ответ «А почему бы и нет?» в основном дали итсисты. Это значит, что хотя молодёжь формально идентифицирует себя с конкретными религиями, на деле вера её слаба и зависима от жизненных обстоятельств. В науке такую позицию принято называть моральным релятивизмом: нет вечных моральных ценностей, всё относительно, и вопрос о том, следовать или не следовать морали, зависит от конкретной ситуации. И хотя к моральному релятивизму более склонна молодёжь, даже старшее поколение испытывает его влияние: по мнению аналитиков ВЦИОМ, лишь 1/3 россиян согласны, что следует жить в соответствии с традиционными моральными нормами, а относительное большинство в 43 % полагают, что некоторые из таких норм приемлемы, а другие — нет [12].

         Популяционное исследование мотивационных тенденций, проведённое в в 2006 – 2011 гг. в возрастных группах от 15 до 91 года, подтверждает вывод социологов о невысоком уровне нравственной мотивации молодёжи. До 15 лет людей мало интересуют нравственные нормы, и только начиная с этого возраста заметно слабое возрастание нравственной мотивации, длящееся около 2-х лет. С 22 лет, то есть со времени завершения большинством российских студентов обучения в вузе, интерес к нравственным проблемам снижается, слегка поднимается в 26 лет и резко падает вниз к 30 годам, достигая предельно низкой отметки. Затем нравственная мотивация усиливается к 33 годам (к «возрасту Христа»), вновь падает до критической отметки и, начиная с 36 лет почти неуклонно идёт вверх, превышая нравственный уровень молодёжи. Пик нравственной мотивации приходится на возраст около 59 лет. Иными словами, для людей, находящихся в возрасте средней и поздней взрослости, нравственные вопросы более значимы, чем для молодёжи [17, с. 10]. Такой же вывод можно сделать из ответов, полученных на вопрос об отношении респондентов к совершению безнравственных, но внешне безвредных поступков:  более 80 % относятся к ним терпимо или безразлично. Причём степень терпимости верующих и неверующих почти совпадает: 26,5 % против 29,5 %. Учитывая то, что большинство респондентов лишь условно могут быть названы традиционно верующими и неверующими, заметно стремление большинства к усреднённой позиции. Однако стремление итсистов к усреднённости приводит их не только к толерантности, но и к безразличию по отношению к окружающим.         

 

Заключение

 

         Итсизм, находясь между традиционной верой в антропоморфного Бога и атеизмом, может колебаться то в одну, то в другую сторону. Поэтому в ходе соцопросов по незнанию социологи причисляют итсистов либо к верующим, либо к неверующим респондентам. Однако итсизм — это не только не вера и не безверие в классическом понимании значений этих двух слов. Данное явление следует отличать также от деизма, агностицизма, пантеизма и фатализма. Деист верит в Бога, но не верит в то, что Бог, когда-то сотворив мир, продолжает им управлять. А итсист интуитивно верит в ту Высшую Силу, которая способна менять всё в нашей жизни по своему усмотрению. Агностик испытывает сомнения, а итсисту нет повода сомневаться: он и так ничего не знает из того, по поводу чего можно было бы сомневаться. Пантеист убеждён в том, что Бог есть во всём, а итсист разделяет Высшую Силу и её творение. Фаталист твёрдо верит в предопределение своей судьбы, а итсист чувствует себя свободным до тех пор, пока у него не возникнет трудноразрешимая проблема.

        Итсизм — это усреднённое мировоззрение, в самом факте возникновения которого прослеживается стремление общества к внутреннему равновесию. Но, это равновесие иллюзорно, так как в силу аморфности итсистского мировоззрения, из него может выйти как воинствующий атеист, так и религиозный фанатик. Из-за своей неустойчивости, незавершённости и склонности к релятивизму он оказывается восприимчив к любым внешним влияниям: суевериям, научным теориям и отрывочным религиозным концепциям. Итсисты — люди, до конца не разобравшиеся в своём мировоззрении и потому не определившиеся, к какой вере примкнуть. А любой социолог или психолог знает, что проще всего изменить установку и переубедить не определившихся. Тенденция такова, что традиционным религиям в недалёком будущем придётся отстаивать свои догмы и моральные ценности в упорной борьбе с атеистами, сектантами и агностиками, и каждый будет пытаться привлечь симпатии большинства (а большинством будут итсисты) на свою сторону. Можно сказать, что традиционные религии не столько будут бороться с атеистами, сколько будут стараться освободить от их влияния инертное большинство.

         Московская молодёжь — самая весомая часть инертного большинства, которое сегодня можно причислить к итсистам. Для неё характерны не только поверхностно-интуитивная религиозность и абстрактное представление о Высшей Силе, но и модель поведения, которая неизбежно вытекает из этого представления: пассивность, моральный релятивизм, свобода в суждениях и поступках. Молодёжь более склонна к итсизму, чем старшие поколения. У неё отсутствуют чёткие убеждения, и она не признаёт старые авторитеты. Но отсутствие чёткого мировоззрения и ясных принципов не означает, что на молодёжь нельзя оказать влияния. Наоборот, именно это отсутствие и создаёт возможность восполнить его внешним воздействием.

           

Литература и Интернет-ресурсы

 

  1. Верующие и неверующие. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/of041401
  2. В какой мере заслуживает доверие церковь? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/v-kakoi-mere-zasluzhivaet-doverie-tserkov
  3. В России можно только верить? / Аналитика. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=3769
  4. Доверие Русской православной церкви. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/pdf/d01rpts.pdf  
  5. Зачем россияне приходят в храм? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1963. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543
  6. Итсизм вытесняет классические религии? / Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. // http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=356612.0
  7. Итсизм и итсисты. / Блоги mail.ru. // http://blogs.mail.ru/mail/dann148/58A7CE826EEC8753.html
  8. Итсизм. / Открытая группа. // http://vk.com/ietsism
  9. Итсизм. Сходства и различия с деизмом. / Обсуждения. // http://vk.com/topic-3529945_22895338#/topic-3529945_22895338
  10. Какая из следующих точек зрения по поводу критики религии Вам ближе? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/kakaya-iz-sleduyushchikh-tochek-zreniya-po-povodu-kritiki-religii-vam-blizhe
  11. Как часто Вы посещаете религиозные службы? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/kak-chasto-vy-poseshchaete-religioznye-sluzhby
  12. Новые православные. / Аналитика. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=2599
  13. Отношение к атеизму и атеистам. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/d072323
  14. Православная церковь: нужно ли её защищать? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2029. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112787
  15. Религиозная вера в России. / Пресс-выпуски. // http://www.levada.ru/26-09-2011/religioznaya-vera-v-rossii
  16. Религия и вера в нашем обществе. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 601. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=3756
  17. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.
  18. Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите? / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/t001435
  19. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.
  20. Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.

21. http://en.wikipedia.org/wiki/Ietsisme