Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Рыжов Б.Н. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Журнал » 2012 №6 : Рыжов Б.Н. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
    Просмотров: 7694

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Рыжов Б.Н.,
Чибискова О.В.,
МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты исследования когнитивных способностей учащихся, обучающихся в разных профильных классах, и результаты апробации психологической программы развития когнитивных способностей учащихся разных профильных групп.
Ключевые слова: успешность учения, профиль обучения, типы системных способностей, ингенитивный, версативный и уравновешенный типы когнитивных способностей, развитие когнитивных способностей.

 

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES

OF UPPER SCHOOL STUDENTS IN THE PROFILE TRAINING

Ryzhov B.N.,
Chibiskova O.V.
MCTTU, Moscow

 

In this article the results of the researching of the cognitive abilities of students, studying  in different profile classes, are presented and the results of the approbation of the psychological program of development of cognitive abilities are shown.
Key words: success of learning, profile training, types of system cognitive abilities, ingenious, versatile and balanced types of cognitive abilities.

 

Введение

 

      Одной из актуальных задач современной педагогической психологии является психологическое обеспечение  профильного обучения в школе. Сегодня профильное обучение  предоставляет учащемуся возможность выбора дальнейшего направления получения образования с учетом его интересов и, прежде всего, способностей, сопряженных с выбором  профессии. Но с другой стороны, ранняя профилизация может явиться причиной углубляющейся диспропорции когнитивных способностей и ряда личностных характеристик [11, 15, 17]. Учитывая это, целью настоящего эмпирического исследования является выявление возможностей гармоничного развития когнитивных способностей старшеклассников в условиях профильного обучения.

 

1 Психологическое обеспечение профильного обучения старшеклассников

 

Специфика большинства исследований современного профильного обучения направлена на выявление психологических, психофизиологических, педагогических и социальных факторов, влияющих на академическую успешность учащихся. Среди основных психологических факторов успешности достаточно изученными являются вопросы влияния мотивации, в частности, познавательной, учебной, достижения на академическую успеваемость. В ряде работ рассматривается влияние тревожности, самооценки, уровня развития самосознания, когнитивных аспектов эмоций и способов мышления на академическую успеваемость [1,5,10,26]. Не остается без внимания и роль негативных психических состояний, например, различных форм девиантного поведения, процессов невротизации и психопатизации [3,12]. Одним из важнейших факторов, влияющих на результативность учения и, как следствие, на академическую успешность, по мнению большинства исследователей [7,9,14,26], является уровень развития когнитивных способностей.

Современные исследования проблем профориентации и профессионального отбора направлены на развитие методологии и теории профессиональной деятельности, обоснование принципов и методов формирования профессиональной пригодности, совершенствование способов психологического обеспечения работоспособности человека, при которых ведущая роль отводится изучению структурных компонентов способностей, личности, роли индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности, динамике психической жизни [2,4,20,22,25]. Решение вопроса профессионального выбора и, сопряженного с ним вопроса профессиональной подготовки будущего специалиста, в настоящее время связано и с представлением о профессиональной компетентности, под которой понимается интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности. При этом анализ профессиональных и личностных компетенций основывается преимущественно на стратегиях решения задач и типе мышления в профессиональных и жизненных ситуациях [16,19,21,27]. В этой связи остаются актуальными вопросы подбора методов диагностики когнитивной сферы личности учащихся в целях оказания им помощи при построении собственного осознанного профессионального плана.

Предложенный комплекс тестовых заданий в компьютерной модификации, предназначенный для исследования типа когнитивных способностей, состоит из группы нагрузочных тестовых проб, различающихся как темпом выполняемых операций, так и сложностью устанавливаемых в процессе решения тестовой задачи связей и количества элементов, из которых состоит тестовая задача. Применение этого компьютерного комплекса позволяет отнести учащихся к одному из трех типов когнитивных способностей:  ингенитивному типу - в случае  преобладания сложности деятельности над характеристиками ее объема (элементов составляемой в тестовом задании системы), версативному типу – в противоположном случае доминирования показателей объема сопрягаемых структуру элементов над сложностью устанавливаемых связей и уравновешенному типу, при котором вышеуказанные характеристики находятся на равном уровне развития. Методически для оценки темповых характеристик деятельности использовалась методика «Счет в автотемпе», для оценки объема простой логической деятельности, основным показателем которой выступает объем кратковременной памяти,- методика «Запоминание геометрических матриц», для определения показателя доступной сложности деятельноси, - методика «Модифицированный тест Дж. Равена» [22,23]. Указанный блок методик может быть использован как в диагностических целях при однократном применении, или же для развития когнитивной сферы учащегося в случае многоразового использования в рамках специальной тренинговой программы занятий.

 

2 Объем и методики исследования

 

Лонгитюдное исследование когнитивных способностей старшеклассников проводилось на базе ГБОУ гимназии №1565 «Свиблово» среди учащихся 9-11 классов, обучавшихся по трем профилям: физико-математический, социально-гуманитарный, естественнонаучный, общим числом 336 учащихся. На момент обучения в гимназии возраст участников исследования составил 14 - 17 лет. В целях исследования взаимосвязи типа когнитивных способностей с дальнейшим профессиональным выбором учащихся был проведен опрос среди выпускников гимназии той же выборки, поступивших в вузы. Число опрошенных выпускников составило 71 человек.

В качестве критерия успешности учащихся во внимание принимались средние баллы академической успеваемости по профильным и непрофильным дисциплинам, рассчитываемых по пятибалльной шкале. Критерием успешности выпускников гимназии, поступивших в вузы, послужили субъективные самоотчеты, учитывающие удовлетворенность (неудовлетворенность) сделанным профессиональным выбором. В статье также отражены результаты апробации психологической программы по развитию когнитивных способностей старшеклассников профильных групп.

 

3 Соотношение системного типа когнитивных способностей и успешности

 

На этапе выбора профиля обучения  исследование когнитивных характеристик учащихся 9-ых классов показало следующее распределение типов способностей: 28 % - учащиеся с ингенитивным типом когнитивных способностей,  37 % учащихся с версативным типом когнитивных способностей, 35 % учащихся с уравновешенным типом когнитивных способностей (N=336). Для уточнения полученных данных результаты психологического тестирования были сопоставлены со средним баллом академической успеваемости учащихся. Во внимание принимался суммарный средний балл по дисциплинам физико-математического направления, социально-гуманитарного и естественнонаучного направлений, явившихся основой для формирования будущих профилей. Было установлено, что у учащихся с ингенитивным типом когнитивных способностей выше общий средний балл успеваемости по дисциплинам физико-математического направления (4,8 балла), естественнонаучного направления (4,6 балла) по сравнению со средним баллом цикла социально-гуманитарных дисциплин (4,2 балла). Различия достоверны при p<0,05. В то время как у представителей версативного типа когнитивных способностей выше средний балл успеваемости по дисциплинам социально-гуманитарного направления (4,8 балла) по сравнению со средним баллом дисциплин физико-математического и естественнонаучного направлений (4 и 3,7 баллов соответственно). Для учащихся с уравновешенным типом когнитивных способностей характерна в равной степени хорошая успеваемость по дисциплинам всех направлений. Сделанное наблюдение позволило сформулировать предположение о том, что учащиеся с ингенитивным типом когнитивных способностей будут более успешны в обучении в физико-математическом и естественнонаучном профилях, в то время как учащиеся с версативным типом когнитивных способностей будут более успешны в социально-гуманитарном профиле. Учащиеся с уравновешенным типом когнитивных способностей могут быть в равной степени успешными в трех видах профильного обучения.

По итогам психологического тестирования, психологического консультирования, с учетом академической успеваемости по профилирующим предметам будущего направления обучения и с учетом мнения каждого из старшеклассников были сформированы профильные группы. На момент обучения в 10-ом классе в физико-математическом профиле оказались следующие учащиеся (N = 336): 54 % - учащиеся с ингенитивным типом когнитивных способностей; 35 % - учащихся с уравновешенным типом когнитивных способностей; 22 % - старшеклассники с версативным типом когнитивных способностей. Социально-гуманитарный профиль составили: 41 % - учащиеся с версативным типом когнитивных способностей; 39 % учащихся с уравновешенным типом когнитивных способностей, 27 % - учащиеся с ингенитивным типом когнитивных способностей. К естественнонаучному профилю из представленной выборки  были отнесены учащиеся:  19 % - учащиеся с ингенитивным типом когнитивных способностей,  26 % - учащиеся с уравновешенныи типом когнитивных способностей и 37 % - учащиеся с версативным типом когнитивных способностей (Таблица 1).


Таблица 1
Распределение учащихся по профилям обучения

Профиль обучения

Тип когнитивных способностей

Ингенитивный

Уравновешенный

Версативный

Физико-математический

54%

35%

22%

Социально-гуманитарный

27%

39%

41%

Естественнонаучный

19%

26%

37%

 

Как следует из таблицы, в физико-математическом профиле в основном преобладают учащиеся с ингенитивным и уравновешенным типами когнитивных способностей, в то время как в социально-гуманитарном профиле преобладают учащиеся с версативным и уравновешенным типами когнитивных способностей. В естественнонаучном профиле преобладает смешанный тип когнитивных способностей.

Характер распределения учащихся по профильным группам, и анализ результатов статистики поступления учащихся в вузы подтверждает выдвинутое предположение о связи типа когнитивных способностей с успешностью учения. Среди выпускников гимназии, обучающихся в вузе по техническим и инженерным специальностям, в основном представлены учащиеся с ингенитивным и уравновешенным типами способностей, в то время как среди представителей гуманитарных специальностей превалируют выпускники с версативным и уравновешенным типами способностей (рис. 1).


Рис. 1. Распределение типов когнитивных способностей среди выпускников

 

Ввиду малочисленности выборки учащихся, обучающихся по специальностям медицинского профиля, в частности, лечебного и фармацевтического, следует отметить тенденцию выявленного смешанного типа способностей. Следует отметить, что согласно самоотчетам выпускников, 90% учащихся довольны выбором специальности, из них 37% учащихся уже устроились на работу по специальности, а 53% - собираются работать по специальности. Лишь 10% учащихся сменили вуз и специальность после обучения на 1-ом курсе и перевелись на другие специальности, в большей степени удовлетворяющие их выбор. Вместе с тем, ни один из представленных типов не является более продуктивным по сравнению с другим, речь идет о разных стилевых особенностях мышления, подлежащих дальнейшему изучению, но способных дополнять друг друга.

Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что учащиеся с ингенитивным и уравновешенным типами способностей склонны останавливать свой выбор на профессиях, требующих развития аналитических способностей, исследовательских навыков, связанных с работой в области знаковых систем, технических специальностей, точных наук, аналитической деятельности (инженерные специальности, программирование, юриспруденция, экономика и т.д.), в то время как учащиеся с версативным типом способностей свой профессиональный выбор чаще связывают с профессиями гуманитарного направления, творческими специальностями (учитель, социолог, менеджер, переводчик и т.д.).

 

4 Развитие когнитивных способностей в профильных группах

 

Уровень сформированности когнитивных способностей, учет академической успеваемости по профилирующим дисциплинам и характер распределения старшеклассников по профилям послужил основанием для ожидания снижения успеваемости учащихся по профильным дисциплинам в случае рассогласования типа когнитивных способностей с требованиями профиля обучения (в частности, снижение успеваемости по дисциплинам точных наук у представителей версативного типа когнитивных способностей при обучении в физико-математическом и естественнонаучном профилях и снижение успеваемости по социально-гуманитарным дисциплинам у учащихся с ингенитивным типом когнитивных способностей, обучающихся в социально-гуманитарном профиле), а также снижения успеваемости по непрофильным дисциплинам у учащихся с версативным и ингенитивным типами способностей, обусловленной снижением значимости непрофильных дисциплин для учащихся, нацеленных на подготовку в вуз по конкретным дисциплинам, и вследствие неравномерного распределения учебной нагрузки, поскольку основная нагрузка выпадает на подготовку по профильным предметам.  Выдвинутое предположение послужило основанием по постановки задачи по наблюдению за динамикой развития когнитивных характеристик типов способностей учащихся и их академической успеваемостью после формирования профильных групп на протяжении обучения в 10 классе. 

По итогам полученных результатов исследования динамики когнитивных характеристик типов способностей и академической успеваемости среди учащихся 10-ых классов констатировано снижение успеваемости у 25 % учащихся от числа всей выборки старшеклассников (N=336). Среди них 31 %  - учащиеся с ингенитивным типом когнитивных способностей, 20 % - учащиеся с уравновешенным типом когнитивных способностей и 49 % - учащиеся с версативным типом когнитивных способностей (N=83). Среди основных причин снижения успеваемости по непрофильным дисциплинам отмечено общее снижение значимости данных дисциплин на фоне снижения показателей когнитивных характеристик у учащихся. У учащихся со снижением успеваемости по профильным дисциплинам отмечено общее снижение показателей когнитивных способностей, соотносимых с выбранным профилем обучения. При этом отмечено, что у учащихся со сниженной успеваемостью в целом выявлены более низкие показатели темповых характеристик деятельности: средние значения темповых характеристик деятельности этой группы учащихся не превышают 0,42 против 0,68 – среди  хорошо успевающих учащихся.

Выявленное снижение успеваемости послужило основанием для проведения программы когнитивного развития. Из числа всей выборки (N=83) по показаниям сниженной успеваемости по профильным и непрофильным дисциплинам была сформирована группа, состоящая из учащихся с ингенитивным, версативным, уравновешенным типами способностей. Учащиеся получали задания в соответствии со своим типом когнитивных способностей. Задания били направлены на развитие «недостающих» когнитивных функций до необходимого уровня: при ингенитивном типе когнитивных способностей подразумевалось увеличение объема кратковременной памяти, в случае версативного типа когнитивных способностей предполагалось повышение уровня сложно-логической деятельности, при уравновешенном типе когнитивных способностей проводилась работа по увеличению как объема кратковременной памяти, так и показателя сложно-логической деятельности. Одновременно со всеми учащимися этой группы шла тренировка темповых характеристик деятельности. По итогам психологической программы было проведено повторное исследование показателей когнитивных способностей и анализ данных академической успеваемости учащихся.

Наиболее выраженными оказались результаты у старшеклассников с ингенитивным и версативным типами когнитивных способностей. Как видно из рисунка 2, по результатам проведенной психологической программы средний балл успеваемости у старшеклассников с ингенитивным типом способностей по непрофильным дисциплинам для учащихся физико-математической группы и профильным дисциплинам социально-гуманитарной группы вырос на 22 % по сравнению с успеваемостью в 10-ом классе (p < 0, 01).

Рис. 2. Успеваемость старшеклассников с ингенитивным типом способностей по социально-гуманитарным дисциплинам (профильных и непрофильных групп)
           

     Аналогичная динамика роста успеваемости отмечена и у учащихся с версативным типом способностей по дисциплинам точных наук: успеваемость выросла на 26% по сравнению с успеваемостью в 10-ом классе (p < 0, 01).


Рис. 3. Успеваемость старшеклассников с версативным типом способностей по  дисциплинам точных наук (профильных и непрофильных групп)

 

   Повторное исследование динамики когнитивных способностей также обнаружило рост показателей объема кратковременной памяти, темповых характеристик деятельности и прирост показателей сложно-логической деятельности у учащихся с ингенитивным типом когнитивных способностей (p < 0, 01) и рост показателей объема кратковременной памяти, темповых характеристик деятельности и сложно-логической деятельности у учащихся с версативным типом когнитивных способностей (p < 0, 01).  Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2
Результаты динамики характеристик когнитивных способностей старшеклассников

 

Этап исследования

когнитивные характеристики способностей

Темповые характеристики деятельности

Объем кратковременной памяти

Сложно-логическая деятельность

Значимость различий

Интенитивный тип когнитивных способностей

до эксперимента
(10 кл.)

0,42

0,18

0,59

 

p < 0, 01

после эксперимента
(11 кл.)

0,78

0,61

0,93

Версативный тип когнитивных способностей

до эксперимента
(10 кл.)

0,38

0,55

0,33

 

p < 0, 01

после эксперимента
(11 кл.)

0,76

1,2

0,75

 

     Проведенное эмпирическое исследование показало, что  достижение успешности обучения в физико- математическом профиле обеспечивается наличием высоких показателей темповых характеристик и сложно-логической деятельности (ингенитивный тип) в структуре когнитивных способностей. Успешность обучения старшеклассников в социально-гуманитарном профиле обеспечивается наличием высоких показателей объема кратковременной памяти и умеренного темпа работы в структуре когнитивных способностей (версативный тип). Успешность обучения старшеклассников в естественнонаучном профиле обеспечивается наличием смешанного типа когнитивных способностей, подразумевающих равновесное развитие показателей сложно-логической деятельности и объема кратковременной памяти (уравновешенный тип).

 

 

Заключение

 

    Таким образом, проведенное исследование показало целесообразность применения предложенного метода тренинга посредством системного блока методик («Р-тест») при профильном обучении в средней общеобразовательной школе и повышение в итоге академической успеваемости старшеклассников в профильных группах.

 

Литература

  1. Аверина И.С. , Щебланова Е.И. Развитие познавательных процессов и их связь с успеваемостью // Новые исследования в психологии.- 1988.-№1.-С. 44-48.
  2. Анциферова  Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал.-1981.- №2.-С.8-18.
  3. Арзуманов Ю.Л. Психолого-педагогические проблемы при работе с подростками / Ю.Л. Арзуманов // Сборник «Проблема подготовки специалистов в системе педагогического образования» – М., 2007.
  4. Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности// Психологический журнал.- 2007.-Т.28.-№3.-С. 23-28.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практиче-ской психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.
  6. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.-М.: ИП РАН, 1994.-352 с.
  7. Будрина Е. Г. Специфика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Экспериментальная психология. 2010. №1. – C. 115-130
  8. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению// Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С. 80-85.
  9. Головей Л.А., Дербенева М.Ю. Интеллектуальный потенциал как фактор профессионального самоопределения личности //Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика.-2009.-№2-2.-С. 58-66.
  10. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – № 3. – 2011. – С. 33 – 45.
  11. Грабовский А.И. Проектирование образовательного учреждения, развивающего профессиональные направленности молодежи на основе типологической диагностики психической работоспособности.-М.,2009.-248с.
  12. Еганян С.А., Иванцов О.В., Коган Б.М. Тревожность у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход. Мат.конф., М., 2008.
  13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Академия, 2004.-304с.
  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Издательство Московского университета, 1972.-573 с.
  15. Лернер П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России// Мир образования – образование в мире.-2009.-№3.-С.3-13.
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-312 с.
  17. Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве»/ Ответственный редактор Л.Е. Курнешова. –М.: Центр «Школьная книга», 2010.- 190 с.
  18. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996.
  19. Романова Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 3-е изд. /Е.С. Романова – М.: Аспект Пресс, 2011. – с. 416.
  20. Романова Е.С., Решетина С.Ю. Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики // Прикладная психология. 2001. № 3. С.19-40.
  21. Романова Е.С.Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология.-2010.-№2.-С. 21-38.
  22. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования).- М.: Изд-во МГПУ,1999.- 276с.
  23. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (продолжение, начало в №1) // Системная психология и социология.-2010.-№2.-С.5-24.
  24. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (продолжение, начало – в №№ 1-2 // Системная психология и социология.- 2011.-№3.-С. 5-17.
  25. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.- М.: Академия, 2005.-360с.
  26. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия и индивидуальности интеллекта. – М.: Perse, 2002. – 425 с.
  27. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994.-147 с.