PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Гандер Д. В. ДУХОВНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Журнал » 2012 №6 : Гандер Д. В. ДУХОВНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
    Просмотров: 5213

ДУХОВНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ

В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

 

Гандер Д. В.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются вопросы духовности личности в профессиональной деятельности. Духовность представлена как высокая нравственность и интеллектуальность профессионала. Приведены экспериментальные данные развивающего обучения в высшем профессиональном учебном заведении,  направленного на развитие профессионально важных качеств, самосознания, рефлексии и духовности.

Ключевые слова: духовность, летная подготовка,  структура ПВК,  развивающее обучение.

 

SPIRITUALITY AS AN AIM OF TRAINING

AT A  HIGHER VOCATIONAL  EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

 

 

Gander D. V.

MCTTU, Moscow

 

In the article questions of spirituality of the personality in professional activity are considered. Spirituality is presented as a high moral and intellectuality of the professional. Experimental data of developing training in the highest professional educational institution are givan, directed on development of professionally important qualities, consciousness, reflection and spirituality.

Key words: spirituality, fly training, professional important qualities structure, developmental training.

 

Введение

 

Материал подготовлен на основе анализа результатов эксперимента, включавшего воспитание духовности в высшем авиационном учебном заведении. Дело в том, что именно подготовка человека к опасной профессии, в данном случае —  летной, и  его занятие опасной профессией позволяет лучше понять, что духовность выступает как фактор надежности, стрессоустойчивости и эффективности деятельности. На примере опасной профессии эта общая закономерности выступает особенно рельефно.

Изучение летной деятельности показало, что постоянное пребывание человека в зоне риска под воздействием противоречивости чувственной и приборной информации, факторов, провоцирующих пространственную дезориентацию, прессинга высокой тревожности как проявление готовности к немедленным решениям и действиям в аварийных, особых ситуациях, формирует иной, совершенно особый слой сознания, отличной от  бытийного и рефлексивного, а именно духовный.

1 Дух летчика как психологическая категория

 

     Дух  летчика — это реальный опыт возвышенного чувственного, психического состояния, возникающего в  процессе осознания смысложизненных ориентиров в полете. В конкретной профессии  дух представлен как физиологическое состояние и как метафизическое, не поддающиеся научному описания. Именно метафизическое содержание духа определяет его предназначение в опасной профессии — создать нравственный резерв выносливости,  развить высшие личностный качества. В процессе полета  летчики нередко попадают в ситуации, когда человеческая  природа побуждает его уклониться от опасности вопреки ответственности. Вот здесь и приходит на помощь дух. И позже, переживая свою человеческую слабость, человек сам себе высказывает всю правду. Этому помогает дух,  [1,4,5] так происходит самоочищение, когда человек понимает чего стоит как личность. Через рефлексию формируется надежность летного профессионализма, так человек понимает опасность полета,  опасность профессии, собственные психические ограничения. К высокой надежности  профессионализма летчика имеет прямое отношение такое качество личности как мотив к летанию, смысложизненный ориентир в профессии, выраженный в любви к небу на всю жизнь. Психологическая суть вдохновения летчика в осознании значимости своего дела, соответственно собственной значимости, осознание бесконечности пространства и себя в этой бесконечности. Это новая философия жизни,  приобщение к вечности. Летчики говорят о духовности,  как особом чувстве свободы приобщения к пространству и даже вечности. Подобная идентификация себя с микрокосмосом позволяет оценивать человека летающего неземными мерками. Человек в полете — это другой человек. Он по-другому чувствует, переживает,  по-иному отражает в своем сознании привычный нам физический мир: скорость, высоту, пространство,  время, гравитацию, Землю, Вселенную. Он целостнее её воспринимает и чувствует близость своему духу. Все эти особенности были предметом исследования произведенного В. А. Пономаренко  и нашли отражение в его работах: «Психология духовности профессионала», «Человек. Авиация. Дух». В. А. Пономаренко бережно собрал в своем архиве  высказывания летчиков о себе в полете, о своей  профессии, о духовности. [4,5]

 

2 Духовность как профессиональная культура

 

Духовность играет значимую роль в самовоспитании,  развитии летных способностей, идентичности себя с высокой порядочностью. Летчика, как правило, выделяет любовь к профессии, жизнелюбие, общительность, волевые качества,  целеустремленность.

Духовное сознание раскрывает резервы человека, которые  включаются в самом трудном, тяжелом случае. Это очень характерно для такой опасной профессии как летная. Летчики свидетельствуют,  что когда становится особенно трудно и положение начинает казаться безвыходным, вдруг ощущается прилив энергии, Силы, наступает просветленность ума, появляется уверенность, желание бороться за спасение самолета и победить в этой борьбе. Этот феномен требует дальнейшего изучения, он существует, он проявляется в опасных условиях деятельности. Автор подтверждает это собственным опытом. [1,2,3,4]

Исследуя проблему духовности профессионала, В. А. Пономаренко полагает подобные состояния результатом высшей духовности  профессионала, одухотворенности деятельности в опасных условиях. Духовность в данном случае выступает как профессиональная культура человека,  его профессиональная и гражданская зрелость. Воспитание такой культуры находится в сфере психологии профессионального образования. Важную роль в этом играет создание личностно ориентированной образовательной среды. Образовательная среда высшего авиационного учебного заведения при подготовке человека к опасной профессии, каковой является летная профессия, включает единой теоретическое образовательное пространство и практику летной подготовки.[1,4] При этом летная подготовка, будучи фактором риска, является не только критерием обученности, т.е. наличия необходимых знаний, умений и навыков, но и критерием сформированности и зрелости личности, мотивированности к социальной активности. Образовательная среда — это не только учебный процесс и его методическая и материально-техническая база, но и субъектная составляющая в лице профессорско-преподавательского и летно-конструкторского состава, образовательная деятельность которого основана на личностно-ориентированном подходе в подготовке профессионалов опасной профессии. В этом случае развитие личности  летчика, формирование у него профессионально важных качеств становится приоритетной задачей. Человек должен не только получить определенную сумму знаний и профессиональных навыков, но, что самое главное, он должен овладеть опытом «быть личностью», т.е. получить опыт осуществления специфических личностных функций: само- и смыслоопределения,  рефлексии, волевой регуляции,  ответственности, автономии,  креативности, духовности. [2] Решение этой ответственной задачи определяется высоким уровнем и профессиональной, общей, духовной культуры, интеллигентности,  нравственности обучающих, мотивация и ценностные ориентации  которых представлены воспитательным императивом, подвижнической педагогический самоотдачей. Педагогическая деятельность преподавателя, инструктора, образ их жизни, помыслы, стремления, желания,  система ценностей и установок, мировоззренческая позиция становятся для обучаемого летчика  наглядным примером нравственности личности.

Нравственность в  такой  опасной профессии, как летная, выступает критерием надежности, проявления субъектности, готовность к деятельности. Потому-то так важна в педагогической деятельности преподавателя и летчика-инструктора постоянная ориентация на  развитие творческих способностей обучаемых, продуктивного творческого мышления. Такие способности — спасительное качество летчика в аварийной обстановке. Следовательно, требуется адекватная воспитательным задачам подготовка самих обучающих. Такая подготовка была проведена перед экспериментальным обучением летчиков. Методология развивающего обучения предусматривала развитие всех сфер психики, отвечающих за содержание летной деятельности. Были выдвинуты и обоснованы принципы структурно-логической связи применяемых воздействий с задачами и особенностями конкретных этапов летной подготовки. На основе этих требований был разработан комплекс развивающих психолого-педагогических методов летного обучения. Методы,  ориентированные на развитие конкретных ПВК или групп этих качеств, организационно взаимодействовали и тем самым обеспечивалась системность воздействия и получаемого результата.

 

3 Личностные и интеллектуальные качества как основа развития сознания

 

На основе анализа летной деятельности определили структуру ПВК, в которой было выделено пять групп качеств: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические. В контексте темы статьи остановимся на личностных и интеллектуальных качествах как базовых для развития бытийного, рефлексивного и духовного сознания обучаемых.

 Личностные ПВК включают мотивацию; нравственные качества (чувство долга, ответственность, честность, порядочность, товарищество); черты характера (целеустремленность, настойчивость,  сильная воля, решительность, смелость); способность к правильной самооценке; психическую адаптивность к различным условиям; устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям; социальные качества (лидерство,  коммуникабельность, нравственные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенствованию).

Для развития личностных ПВК были использованы методы формирования профессиональной культуры и долговременной летной мотивации; методы формирования адекватных характерологических черт, личностной активности,  развития навыков самоанализа; рациональная психотерапия, негипнотическая суггестия, аутогенная тренировка,  активный социально-психологический тренинг.

Интеллектуальные ПВК включают: развитость ощущений и восприятий (летное чувство); яркость, четкость и контролируемость пространственных представлений; продуктивность и помехоустойчивость мышления; качества памяти; большой объем,  быстрое переключение и устойчивость внимания,  способность к ориентированию в сложном пространственном окружении и неожиданных ситуациях; готовность к решению проблемных задач; способность к действиям в условиях дефицита времени и вынужденного темпа работы; эвристическое, системное, образное мышление. Интеллектуальные ПВК характеризуют способность к порождению новой информации, переработке и усвоению большого количества  информации, к  предвидению, определяют высокий уровень развития у летчика всех познавательных психических процессов.

Формирование интеллектуальных ПВК достигалось развитием летного чувства в полете; целенаправленным формирования образа полета; формированием навыков быстрого восприятия и переработки приборной информации; формированием пространственного мышления с использованием специальных упражнений на тренажерах; обучением эффективным приемам запоминания. Создавалась и использовалась необходимая инфраструктура учебного процесса: учебные пособия, психологические рекомендации, технические средства обучения, аудиовизуальные формы восприятия, компьютерно- консультативные обучающие программы, учебные видеофильмы и др., образующие интеллектуальную основу формирования личности человека, готовящегося к деятельности в опасной профессии.

Профессиональное обучение, в процессе которого внедрялась система психолого-педагогических воздействий с целью формирования ПВК личности в опасной профессии, позволило сформировать психолого-педагогические условия для развития активности лиц,  готовящихся к деятельности в особых условиях, их профессионализма. Психологической готовности к социальной адаптации в условиях реальной деятельности, длительной мотивации к летному долголетию,  к психоэмоциональной устойчивости в экстремальных условиях труда.

Разработанный комплекс развивающего обучения в  виде психологических условий развития ПВК был апробирован в экспериментальной группе курсантов-летчиков одного из авиационных училищ. В результате у курсантов экспериментальной группы:

  • повысили уровень развития личностных качеств на 20% (р<0.05), интеллектуальных  на 3% (р<0.05), психофизиологических на 9% (р<0.05) и физических на 38% (р<0.05);
  • уменьшили вывозной налет в среднем на 6 полетов и количество ошибочных действий на вывозной программе  в 4 раза;
  • уменьшилась интегральная ошибка пилотирования на посадке в 2  раза, количество ошибочных действий при выводе самолета из сложного положения в 3 раза;
  • время принятия решения на вывод самолета из сложного положения (после дезориентации) в зоне уменьшилось на 24%, а при заходе на посадку в 2 раза;

Долгосрочная эффективность системы психолого-педагогических воздействий проверялась на тех же лицах после окончания или летного училища в процессе переучивания на новую технику и ввода в строй. По сравнению с контрольной летчики экспериментальной группы переучивались успешнее. С оценкой выше 4,5 балла в этих было 67% и 94% летчиков соответственно.

Успешность обучения определялась более высоким уровнем профессиональной культуры, развития  ПВК летчиков экспериментальной группы, выразившемся в следующем:

  • осмотрительность в полете в ЭГ была выше в  3 -3,5 раза;
  • было в 3 раза меньше ошибочных действий на фоне более полного использования 

маневренных характеристик самолета;

  • система регуляции управляющих действий осуществлялась с помощью образа полета.

Заключение

 

     Проведенное многопрофильное, лонгитюдное теоретико-экспериментальное исследование по формирование концепции, принципов и организации разработанной системы психологического обеспечения летного труда и ее взаимодействия со всеми звеньями учебного процесса  позволило:

  • создать действующую модель образовательной среды,  ориентированную на личность обучаемого летчика и все слои его бытийного, рефлексивного и духовного сознания;
  • сформировать психолого-педагогические условия для  развития социальной активности обучающихся,  профессионализма, психологической готовности к социальной адаптации,  к условиям реальной деятельности, длительной мотивации к летному долголетию, к психоэмоциональной устойчивости,  к экстремальным факторам летного труда;
  • создать теоретически обоснованную многоуровневую междисциплинарную Программу психологического обеспечения конечного результата деятельности высшего авиационного учебного заведения;
  • создать пакет дидактических, психологических учебных пособий, технических средств обучения,  аудиовизуальных средств воспитания, компьютерных консультативно-обучающих программ, учебных видеофильмов, образующих интеллектуальную основу формирования личности профессионала к деятельности в опасных условиях;
  • разрабатывают методические подходы к арсеналу средств формирования и развития психических качеств, умственных навыков, образа «Я» военного летчика, соматического  и психического здоровья, позволившего определить успешность освоения более сложных авиационных комплексов, социальную адаптацию и длительную мотивацию.

    Результативность экспериментально проверенной  в условиях профессиональной подготовки системы развивающего обучения и психологического обеспечения деятельности человека в авиационном полете нашла свое  отражение  в следующих инновациях учебно-воспитального процесса:

  • смене рефлексивных ценностных ориентаций обучающихся в виде профессиональной установки на теоретические дисциплины как основу формирования мироощущения труда, самосознания интеллектуальной сути профессии, базового свойства летных способностей — основы летного долголетия;
  • переходе процесса психологического обеспечения от специализированной подготовки в класс самостоятельной административно-научно-педагогической деятельности по формированию летного профессионализма,  летного долголетия, профессионального здоровья;
  • организации психологической поддержки педагогических воздействий, увеличивающих обучающий эффект познавательной,  интеллектуальной, социальной активности обучаемого летчика,  развитие его летных и духовных способностей,  самоактуализации личности в коллективе, ориентированной на правосознание своего достоинства и ответственности.

 

Литература

 

  1. Ворона А. А., Гандер Д. В. Воспитание духовности  профессионала в процессе обучения в высшем авиационном учебном заведении /Хрестоматия человеческого фактора в авиации через призму безопасности полета//Авторы-составители Пономаренко В. А., Макаров Р. Н. Под общ. Редакцией Башметова С. Д. — М.:: СБП авиации ВС МО РФ, МНАП ЧАК, НИИЦ АКМ — 211, т. 2, с. 273-277;
  2. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика — М.: Воентехиздат, 2007. — 336 с.
  3. Гандер Д. В. Психология опасных профессий — М.: Воентехиздат, 2011. — 248 с.
  4. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕРСЭ, 2004
  5. Пономаренко В. А. Авиация. Человек. Дух. — М.: ИП РАН «Универсум», 1998 —  320 c.