Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Журнал » 2012 №6 : Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
    Просмотров: 6319

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

 

Рыжов Б. Н., Белоусов А.С.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию личности слепых и слабовидящих людей.  Рассматривается такой аспект личности как мотивация. Исследуются возрастной аспект потери зрения и его связь со структурой профиля мотивации.

Ключевые слова: личность, незрячие, слабовидящие, мотивация, системная психология.

 

 

 

SYSTEM PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PEOPLE WITH SERIOUS PATHOLOGY OF VISUAL ANALYZER

 

Ryzhov B. N., Belousov A. S.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the research of personality of blind and visually impaired people. Such aspect of personality as motivation is considered. The age-related aspect of loss of eyesight and its connection with the profile structure of motivation are analyzed.

Keywords: personality, blind, visually impaired, motivation, systems psychology.

 

 Введение

 

В современной России органами медико-социальной экспертизы ежегодно регистрируется около 45 тыс. случаев признания граждан инвалидами по зрению. Общее же количество зарегистрированных слепых и слабовидящих людей среди населения России на текущий момент составляет 218 тысяч человек, в том числе тотально незрячих – 103 тысяч человек. Более 20% инвалидов по зрению  - молодые люди трудоспособного возраста. В 2010 году государственными органами здравоохранения было зафиксировано 65,5 миллионов обращений к врачу-офтальмологу. Такое количество людей с патологией зрения требует разработки методов и средств их реабилитации для полноценного включения в общество и нормального функционирования в современном мире. Для достижения данной цели требуется комплекс медицинских, психологических и социально-культурных мероприятий по адаптации человека к условиям жизни и взаимодействия в окружающем социуме. В свою очередь, для разработки методик реабилитации требуется глубинное знание и понимание индивидуально-специфических свойств и качеств личности инвалидов по зрению.

Несмотря на тот факт, что к настоящему времени накоплен колоссальный объем тифлологических данных, в литературе до сих пор не описаны многие аспекты специфики личности слепых и слабовидящих. Большинство современных публикаций по тифлопсихологии и тифлопедагогике являются переизданием материалов 20-х - 80-х годов ХХ века. Современные же исследования, в основном, посвящены изучению психофизических, физиологических и иных свойств и качеств слепых людей, а также вопросам их обучения и воспитания. Любые изыскания с целью углубления и обогащения знаний о слепых, в конечном итоге, могут способствовать разработке новых, более эффективных способов реабилитации инвалидов по зрению, что позволит незрячим занять равноправное положение в социальной системе наравне с людьми без патологий зрительного анализатора.

В 2011-2012 году в Институте психологии, социологии и социальных отношений было проведено исследование мотивационной сферы инвалидов по зрению. Целью настоящей работы является эмпирически исследовать специфику системного профиля мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора.

 

 

1 Объем и методы исследования

 

В качестве психодиагностического инструмента в настоящем исследовании был использован тест системного профиля мотивации [4]. Тест имеет целью определение количественного соотношения 8-и системных характеристик [3] (факторов) мотивации обследуемого и построение с их учетом профиля мотивации на основе ранжирования обследуемым 32 потребностей и ценностей. Обработка результатов подразумевает суммирование рангов потребностей и ценностей, отнесенных к соответствующему фактору (системному типу мотивации) на основании идентификационного номера этой потребности или ценности и ключа теста. После суммирования первичных рангов определяется усредненный по 4-м измерениям ранг каждого типа мотивации и строится системный профиль мотивации.

В эмпирическом исследовании приняли участие 768 человек. Участники настоящего исследования являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Москвы и Московской области. Результаты 24-х человек были исключены из дальнейшей обработки, по причине некорректного заполнения основной психодиагностической формы. Таким образом, количество обследуемых составило 744 человека.

Психодиагностический этап настоящего исследования осуществлялся в период с 1-го июля по 20-е сентября 2011-го года в форме онлайн-тестирования на специально разработанном веб-сайте www.psychotop.ru. В течение обозначенного временного интервала участники могли посетить этот интернет-ресурс, заполнить предложенную анкету исследования и ответить на вопросы психодиагностических методик. Такой формат сбора эмпирических данных как онлайн-тестирование, был выбран по причине невозможности проведения психодиагностических методик в классическом виде в группе инвалидов по зрению, поскольку большинство из них не имеют возможности работы с плоскопечатными текстами. Проведение же сбора эмпирических данных с использованием материалов набранных посредством азбуки Брайля сильно затруднило бы как проведение сбора психодиагностического материала, так и  дальнейшую обработку результатов.

Участники исследования в обеих группах отвечали на вопросы, используя домашний компьютер в промежутке от 14:00 до 17:00. В остальное время доступ к интерактивной форме сбора данных на сайте был закрыт. Таким образом, удалось добиться приблизительно идентичных условий проведения эмпирического сбора психодиагностических данных: участники исследования из обеих групп отвечали на вопросы, находясь в привычных домашних условиях в одинаковом временном интервале и используя привычный способ работы с персональным компьютером.

В качестве обследуемых привлекались люди из двух генеральных совокупностей, дифференцированных по заданному признаку:

1. люди с глубокой патологией зрительного анализатора. Критерием отбора служило наличие у участника установленной государственными органами здравоохранения I-й или II-й группы инвалидности по зрению;

2. респонденты из общей популяции людей с нормальным зрением. В данную группу вошли участники, не имеющие патологий зрительной системы, а также люди с некоторыми дефектами преломляющих и светопропускных структур (передняя камера и поверхностные структуры) глазного яблока (преимущественные диагнозы: миопия, гиперметропия, астигматизм) и не имеющие инвалидности по зрению.

Возраст участников находится в диапазоне от 19-ти до 30-ти лет. Для реализации цели исследования были сформированы две группы обследуемых:

1.основная группа – респонденты с патологией зрения: 271 человек (125 мужчины и 146 женщин). Средний возраст обследуемых основной группы составил 24,35 лет. Участники данной группы являются студентами московских ВУЗов и/или работают на специализированных предприятиях ВОС (Всероссийское общество слепых);

2. контрольная группа – респонденты из общей популяции: 473 человек (207 мужчин и 266 женщины). Средний возраст контрольной группы составил 22,68 лет. Участники данной группы являются студентами московских ВУЗов и/или ведут трудовую деятельность на территории Москвы или Московской области по различным направлениям.

В состав основной группы вошли респонденты с различным уровнем глубины патологии зрительного анализатора. Для дифференцировки степени потери зрения была использована система ранжирования остроты зрения, которая принята в учреждениях здравоохранения и образования России, а именно:

  • тотально незрячие – лица с полной потерей зрительных ощущений;
  • люди с сохранным светоощущением – люди из этой категории способны различать световые импульсы, но не могут распознавать предметное окружение;
  • лица с остаточным зрением – люди с возможностью распознавания предметного окружения и остротой зрения менее 0,06%.

Математическим аппаратом исследования послужили такие  методы статистического анализа, как метод корреляционного анализа Пирсона и Т-критерий достоверности различий Стьюдента.

.

2 Результаты и обсуждение исследования

 

            Для выявления связей между наличием глубокой патологии зрения и шкалами мотивации был использован метод определения коэффициентов корреляции Пирсона. Коэффициенты корреляции и их значимость приведены в таблице 1.

 

Таблица  1

Связь наличия глубокой патологии зрения и шкал мотивации

Шкалы мотивации

Коэффициенты корреляции

Витальная мотивация

-,626** знч. ,000

Репродуктивная мотивация

,186** знч. ,000

Познавательная мотивация

,327** знч. ,000

Самоактуализация

,074* знч. ,045

Самосохранение

-,187** знч. ,000

Альтруизм

,147** знч. ,000

Самоуважение

,452** знч. ,000

Нравственность

-,340** знч. ,000

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

 

      В ходе корреляционного анализа были выявлены достоверно значимые связи наличия глубокой патологии зрения со следующими шкалами:

  • витальная мотивация;
  • репродуктивная мотивация;
  • познавательная мотивация;
  • самоактуализация;
  • самосохранение;
  • альтруизм;
  • самоуважение;
  • нравственность.

    Для шкал мотивации, чья связь с наличием глубокой патологии зрительного анализатора была выявлена в ходе корреляционного анализа, были посчитаны средние значения. Данные были разделены для каждой из исследуемых групп и занесены в таблицу.  Также приведены средние значения для общей выборки обследуемых. В таблице 2 представлены сравнительные результаты контрольной и основной групп.

 

Таблица 2

Средние показатели шкал мотивации  в основной и контрольной группах

Шкалы мотивации

Группа

Итого

Инвалиды по зрению

Нормальновидящие

Витальная мотивация

5,07

3,57

4,12

Репродуктивная мотивация

5,52

5,8

5,7

Познавательная мотивация

3,44

4,35

4,0

Самоактуализация

4,13

4,29

4,23

Самосохранение

4,64

4,25

4,39

Альтруизм

4,5

4,95

4,79

Самоуважение

3,6

4,29

4,0

Нравственность

3,7

3,2

3,38

 

На основании данных корреляционного анализа и средних показателей шкал различных типов мотивации исследуемых групп, были выявлены достоверные системные профили мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора и обследуемых с нормальным зрением. Системный профиль мотивации обследуемых с глубокой патологией зрительного анализатора имеет отчетливые доминанты по шкалам витальной мотивации (5,07), самосохранения (4,64) и нравственности (3,7). Показатели шкал мотивации самоуважения (3,6), альтруизма (4,5) и познавательной мотивации (3,44) имеют более низкие значения по сравнению с данными контрольной группы.

После завершения дифференциальной диагностики и анализа межгрупповых различий был произведен анализ результатов обследования группы людей с глубокой патологией зрения для определения степени влияния на структуру системного профиля мотивации таких параметров как:

  • острота зрения (глубина поражения зрительного анализатора):
  • возраст потери зрения (врожденный или приобретенный дефект зрительной системы);
  • пол индивида с поражением зрительной системы.

   Для достижения поставленной задачи из дальнейшей аналитической обработки были исключены результаты обследуемых контрольной группы с тем, чтобы изучить особенности системного профиля мотивации у людей с глубокой патологией зрения и проследить связь мотивационного профиля со степенью глубины патологии зрительной системы. Полученные данные представлены в таблице 3.

 

Таблица  3

Средние показатели шкал мотивации у людей с различной степенью повреждения зрительного анализатора

Шкалы мотивации

Острота зрения

Итого

Тотально незрячие

Сохран. светоощущ.

Остаточное

зрение

Витальная мотивация

4,9

5,27

4,95

5,07

Репродуктивная мотивация

5,29

6,08

5,25

5,52

Познавательная мотивация

4,39

1,15

4,51

3,44

Самоактуализация

4,43

3,37

4,57

4,13

Самосохранение

4,8

4,27

4,75

4,64

Альтруизм

4,15

5,34

4,15

4,50

Самоуважение

3,85

3,05

3,86

3,61

Нравственность

3,81

3,45

3,86

3,7

 

Таблица  3 наглядно демонстрирует различия показателей шкал типов мотивации у людей с различной степенью глубины патологии зрительного анализатора. Также приведены итоговые показатели по всей группе обследуемых инвалидов по зрению.

Далее группа инвалидов по зрения была разделена на две подгруппы, исходя из времени потери зрения (врожденный дефект и приобретенный дефект) с тем, чтобы изучить влияние времени потери зрения на структуру системного профиля мотивации. У обследуемых с различным возрастом приобретения дефекта зрительного анализатора были зафиксированы достоверные различия показателей по всем шкалам мотивации. Полученные данные приведены в таблице  4.

 

Таблица  4

Средние показатели шкал мотивации у людей

с различным возрастом потери зрения

Шкалы мотивации

Время возникновения дефекта

Итого

Врождённая патология

Приобретенная

патология

Витальная мотивация

4,90

5,13

5,07

Репродуктивная мотивация

4,22

6,03

5,52

Познавательная мотивация

4,26

3,11

3,44

Самоактуализация

4,79

3,87

4,13

Самосохранение

4,12

4,84

4,64

Альтруизм

6,57

3,69

4,50

Самоуважение

4,13

3,41

3,61

Нравственность

3,52

3,78

3,71

 

В последующем основная группа обследуемых была разделена по гендерному признаку и подвергнута корреляционному анализу и анализу достоверности различий, однако, достоверно значимых различий в системном профиле мотиваций у мужчин и женщин с глубокой патологией зрительного анализатора выявлено не было.

Основная группа обследуемых инвалидов по зрению демонстрирует значительно более высокие показатели шкалы витальной мотивации (5,07) по сравнению с респондентами контрольной группы нормальновидящих индивидов (3,58). Представленные показатели могут обуславливаться повышенным вниманием инвалидов по зрению к неблагоприятным и жизнеугрожающим факторам окружающей среды при перемещении в пространстве. Нормальновидящему человеку свойственно автоматически отслеживать потенциально опасные для жизни и здоровья ситуации, опираясь на данные зрительного анализатора, в то время как слепым приходится постоянно концентрироваться на информации, поступающей от сохранных рецепторов.

Показатели обеих групп по шкале репродуктивной мотивации хотя и достоверно различаются, однако, степень их различия минимальна (0,28 балла). Более того, показатели нормальновидящих людей по шкале репродуктивной мотивации выше (5,80) чем у инвалидов по зрению (5,52), что категорически опровергает распространенное в XIX и первой половине XX столетий мнение о том, что слепым людям свойственны похотливые паттерны поведения [2:67] и повышенная сексуальная активность.

Познавательная мотивация у инвалидов по зрению занижена (3,44), по сравнению с показателями данной шкалы у обследуемых контрольной групп (4,36).  Такие показатели могут свидетельствовать о незначительном упрощении познавательной сферы индивидов с патологией зрения. На данные этой шкалы оказывает влияние подгруппа индивидов с приобретенной патологией зрительного анализатора и подгруппа инвалидов по зрению с сохранным светоощущением. У людей с приобретенным дефектом наблюдается деградация познавательной сферы, которая обусловлена субъективным переживанием потери зрения. В ходе идентификации себя как инвалида, человек теряет веру в собственные силы, перестает интересоваться окружающими событиями и расширять свой кругозор. Следует особо подчеркнуть тот факт, что наибольшая деградация познавательной сферы чаще всего встречается у инвалидов по зрению с приобретенным дефектом и сохранным светоощущением.

Структура профиля мотивации инвалидов по зрению с сохранным светоощущением носит нестабильный характер, в то время как графики профилей мотивации  тотально незрячих обследуемых и обследуемых с остаточным зрение практически совпадают и «перекрывают»  друг друга.  Природа данного феномена в настоящий момент неясна, и требует дальнейшего изучения. Было выявлено  снижение познавательных потребностей у людей с остаточным светоощущением, а также сниженные показатели по шкалам самоактуализация и самоуважение. Однако, заметим, что респонденты с остаточным светоощущением демонстрируют более высокие показатели по шкале альтруизм по сравнению с тотально незрячими и людьми с остаточным зрением.  Также альтруистическая мотивация имеет выраженные показатели у инвалидов по зрению с приобретенным дефектом зрительного анализатора.

Респонденты с приобретенным дефектом зрительного анализатора имеют значительно показатели по шкале репродуктивной мотивации (6,04), по сравнению с участниками исследования обладающими врожденной патологией зрения (4,22). Данный феномен можно интерпретировать исходя из экзистенциальной парадигмы в психологии. В результате потери зрения человек не просто теряет возможность нормально функционировать, он становится более уязвимым для внешних угроз, как социальных, так и биологических. Возникают мысли о самоубийстве, а некоторые предпринимают суицидальные попытки. Люди, так или иначе, сталкиваются с угрозой своему существованию [6]. Дж. Ф.Т. Бьюдженталь, И. Д. Ялом, Р. Мэй и др. отмечали в своих работах, что в ситуации конфронтации со смертью [5:96] у их пациентов наблюдались периоды пиковой сексуальной активности [1:214]. В данном случае именно слепота может являться первопричиной данной конфронтации. В ходе бесед с участниками исследования, обладающими остаточным зрением, но имеющими неблагоприятный прогноз, следует отметить, что многие из них ожидают момент слепоты, подобно тому, как неизлечимо больные люди ожидают момент смерти.

Расширение экзистенциальных воззрений в контексте тифлопсихологии представляется весьма перспективным направлением в разработке реабилитационных программ для инвалидов по зрению.

 

Выводы

 

  1. Структура системного профиля мотивации людей с глубокой патологией зрения достоверно отличается от такового у людей с нормально функционирующим зрительным анализатором.
  2. Возраст приобретения дефекта зрительного анализатора влияет на структуру системного профиля мотивации.
  3. Глубина патологии зрительной системы влияет на структуру системного профиля мотивации.
  4. Уровень витальной мотивации инвалидов по зрению значимо выше, чем у нормальновидящих людей.
  5. Уровень репродуктивной мотивации людей с патологией зрения не имеет значимых различий с уровнем репродуктивной мотивации людей с нормальным зрением.
  6. Познавательная мотивация у инвалидов по зрению ниже чем у людей с нормальным зрением.

 

     В заключение следует отметить, что данные настоящего исследования могут быть использованы при разработке психокоррекционных и реабилитационных программ для работы с инвалидами по зрению в специализированных образовательных учреждениях, а также на учебно-производственных предприятиях.

 

 

Литература

 

  1. Бьюдженталь Дж. Ф. Т. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001 — 304 c.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Фоксис, 1999.
  3. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология 2010 том 1 № 1, стр. 5 // URL: http://systempsychology.ru/journal/n_1_2010/7-ryzhov-bn-sistemnye-osnovaniya-psixologii.html
  4. Рыжов Б.Н. Тест системного профиля мотивации. М.: МГПУ, 2009
  5. Ялом И. Д. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2011 — 352 c.
  6. Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999 — 576 c.