Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Геворкян Е. Н., Романова Е.С., Абушкин Б. М. ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА ДОЛЖНОСТЬ «УЧИТЕЛЬ»

Журнал » 2012 №6 : Геворкян Е. Н., Романова Е.С., Абушкин Б. М. ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА ДОЛЖНОСТЬ «УЧИТЕЛЬ»
    Просмотров: 5441

ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
 НА ДОЛЖНОСТЬ  «УЧИТЕЛЬ»

 

Геворкян Е. Н., Романова Е.С.,
Абушкин Б. М.,
МГПУ, Москва

 

Представлен проект профессионального стандарта на должность «Учитель».  Стандарт   разработан для 3-х квалификационных уровней в соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций (шестой, седьмой и восьмой в соответствии с Национальной рамкой квалификаций), в каждом из которых 10 и более профессиональных функций (единиц профессионального стандарта), определяющих требования к компетенциям учителя.
Ключевые слова: аттестация, профессиональный стандарт, квалификационный уровень, оценка и сертификация квалификаций, единица профессионального стандарта, действия, знания, умения.

 

THE PROJECT OF PROFESSIONAL STANDARD
FOR A POST OF "TEACHER"

Gevorcian E.N., Romanova E.S.,
Abushkin B.M.
MCTTU, Moscow

 

The project of a vocational standard to a post "teacher" is presented. The standard is developed for the 3rd qualifying levels in accordance with a branch frame of qualifications (the sixth, seventh and eighth qualifications according to the National qualifications frame), in each of which there are more than 10 professional functions (units of a professional standard), defining requirements to competences of a teacher.
Key words: certification, professional standard, qualifying level, assessment and certification of qualifications, unit of a professional standard, action, knowledge, abilities.

 

Введение

 

   В предлагаемой вниманию специалистов статье представлен опыт решения задачи разработки квалификационных требований к профессии учителя в форме профессионального стандарта на должность «Учитель». В работе сделана попытка соединить  существующие требования к профессии учителя и практику аттестации педагогических кадров с современными методическими подходами к оценке и сертификации квалификации.  Все требования профессионального стандарта должны быть обеспечены измерительными средствами. Предлагаемая вниманию читателей работа носит дискуссионный характер и открыта для всестороннего обсуждения

 

1 Проблемные аспекты оценки и сертификации квалификаций учительских профессий

 

Российская система образования с начала 90-х годов прошлого столетия вошла в период серьезных преобразований. Новые государственные интересы Российской Федерации открыли дорогу прямого внедрения своих взглядов и концепций практически всем педагогическим и психологическим научным школам и направлениям. Накопленный за период преобразований багаж инновационных форм обучения и воспитания учащихся составляет основу для формирования новых квалификационных требований к учителю.  В образовательных организациях и учреждениях разрабатываются процедуры аттестации на соответствие сотрудника той или иной должности,  включающие в себя оценивание его профессиональных навыков, индивидуально-личностных  качеств, необходимых для успешной работы, поведенческих особенностей и результативности его труда

Разработанная в образовательной сфере система аттестации педагогических кадров призвана решать эту проблему. Она основана на реализации компетентностного подхода и предполагает ориентацию на конкретный результат образования. В образовательных организациях и учреждениях разрабатываются процедуры аттестации, включающие в себя определение соответствия сотрудника той или иной должности, результативности его труда, а также оценивание его профессиональных навыков, индивидуально-личностных качеств, необходимых для успешной работы, и поведенческих особенностей.

Данную работу логично рассматривать как составную часть общей проблемы создания единой системы  оценки  и сертификации квалификации. Требования современной парадигмы общественного развития привели к формированию новой стратегии обучения - обучения в течение всей жизни, призванной предоставить максимальные возможности профессиональной и личностной самореализации граждан.

Для этого сформулированы и решаются следующие задачи:

  • обеспечение сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран;
  • расширение возможностей освоения квалификаций, в том числе и путем постепенного накопления единиц квалификаций;
  • признание квалификаций, полученных в ходе предыдущей трудовой деятельности и в результате формального и неформального обучения.

    Создание единой системы  оценки квалификации  основывается на использовании национальной рамки квалификации. Внедрение этой рамки квалификации необходимо в целях:

  • обеспечения лучшего соответствия квалификаций знаниям, умениям и компетенциям и потребностям профессиональной сферы деятельности (и рынка труда в целом);
  • достижения согласованности и преемственности между подсистемами квалификаций, например: квалификациями в рамках системы высшего образования, образования взрослых, школьного образования и особенно профессионального образования и обучения, путем создания общей рамки;
  • содействия развитию обучения в течение всей жизни (за счет расширения доступа, целевых инвестиций, признания неформального и спонтанного обучения);
  • более широкого привлечения заинтересованных сторон, особенно в сфере профессионального образования и обучения.

Создание единой системы  оценки  и сертификации квалификации необходимо предполагает создание такого механизма описания и классификации квалификаций, который обеспечивал бы их прозрачность и понятность всем заинтересованным сторонам, т.е. гражданам, работодателям, государству. При этом должны быть разработаны механизмы официального признания достигнутых результатов обучения, независимо от того, как и где происходило обучение.
Ставится задача структурировать и систематизировать результаты обучения на основе единого набора принципов и сформировать для этого соответствующий язык описания, понятный работодателю и работнику. Для этого необходимо научиться формулировать конкретные требования к знаниям, умениям, опыту, уровню ответственности и самостоятельности специалиста при выполнении трудовой деятельности.

Профессиональные стандарты, как один из способов описания требований к специалисту, решают эту задачу. Они  позволяют систематически и в наиболее полной мере раскрыть его профессиональную деятельность, следуя структуре целостного технологического процесса  и соблюдая преемственность деятельности на различных квалификационных уровнях.

 

2 Становление и  развитие системы  профессиональных стандартов
в Российской Федерации

 

 

Постановка задачи разработки профессиональных стандартов в нашей стране является результатом обобщения международного опыта в области обеспечения качественной подготовки работников различных профессий. Работу в этой области проводит Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)
Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, национальной рамки квалификаций, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ – с другой.

В 2007 году было заключено «Соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей».   В соответствии с Соглашением Стороны осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям: создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям; создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; содействие развитию современных инновационных профессиональных образовательных программ.

Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), утвержденным РСПП, введены в действие документы, регулирующие практику разработки и утверждения профессиональных стандартов: Макет и  Положение о профессиональном стандарте [1]. В положении профессиональный стандарт определяется как  нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности),  требования к   выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям.

Профессиональные стандарты  необходимы для разработки контрольно-измерительных материалов для оценки и сертификации представителей конкретных профессий.
В  целях обеспечения более тесного и эффективного сотрудничества бизнеса и системы профессионального образования в 2009 году РСПП и Министерством образования и науки РФ утверждены "Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования" (Системы) и  «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

Структура Системы включает в себя:

  • перечень профессий и квалификаций, в котором профессии сгруппированы по областям профессиональной деятельности и уровням квалификации;
  • профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;
  • процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
  • национальную рамку квалификаций;
  • каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения;
  • систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

    В целях организации оценки и сертификации квалификаций создается общественно-государственный совет, определяются базовая организация, экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций, формируются апелляционные комиссии. 

 

3 Структура профессионального стандарта профессии «Учитель»

 

 

    Предлагаемый проект профессионального стандарта на должность  «Учитель», разработан на основании результатов исследования профессиональной деятельности учителя и в соответствии с основными научно-методическими и организационными инструментами Системы:

  • принципами разработки профессиональных стандартов;
  • моделью  (макетом) профессионального стандарта;
  • положением о профессиональном стандарте.

    Структура профессионального стандарта включает в себя следующие элементы.
1. Паспорт профессионального стандарта содержит информацию:

  • наименование и основная цель области профессиональной деятельности, для которой разрабатывается стандарт, код по ОКВЭД;
  • выделяемые виды трудовой деятельности, рекомендуемые наименования должностей и взаимосвязь с общероссийскими квалификационными справочниками.

2. Карточки видов трудовой деятельности, содержащие: возможные наименования должностей;  обобщенное описание вида трудовой деятельности; возможные места работы; условия труда; требования к профессиональному образованию и обучению работника; необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; требования к практическому опыту работы;   особые условия допуска к работе.
3. Описания трудовых функций, содержащие: состав  трудовых действий; средства и предметы труда; необходимые компетенции.
     Профессиональный стандарт на должность  «Учитель»   предполагает 3 квалификационных уровня в соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций (шестой, седьмой и восьмой в соответствии с Национальной рамкой квалификаций), в каждом из которых 10 и более профессиональных функций (единиц профессионального стандарта), определяющих требования к компетенциям учителя.

    При разработке профессионального  стандарта  в содержательную часть стандарта в виде перечня единиц профессионального стандарта и описания этих единиц  был введен перечень основных трудовых функций из раздела "Должностные обязанности", которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность  из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования»[2]

Заключение

Проект профессионального стандарта на должность учителя включает в себя  3 квалификационных уровня в соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций:  базовая квалификационная категория; первая квалификационная категория; высшая  квалификационная категория. Каждая из категорий состоит соответственно из  10, 13 и 16 единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта описывается в виде исчерпывающих перечней основных профессиональных действий, необходимых знаний и необходимых умений. Таким образом, профессиональный стандарт представляет собой объемный документ, включающий в целом около 224 профессиональных действий и умений.

Обобщая проделанную работу необходимо отметить, что одной из серьезных трудностей в разработке профессионального стандарта на должность учителя является выбор и обоснование уровня детализации необходимых знаний и профессиональных умений учителя. Понятие «компетенция» как способность применять знания, умения и опыт в профессиональной деятельности предполагает детальную расшифровку того о каких знаниях, умениях и опыте идет речь. Это необходимо при формировании измерительных средств для оценки и сертификации квалификаций и критериев оценки.

 

Литература

  1. Положение о профессиональном стандарте Российского союза промышленников и предпринимателей, утверждено Распоряжением Президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007 г.  (источник: www.nark-rspp.ru).
  2. «Макет профессионального стандарта»,  утвержден Распоряжением Президента РСПП №  РП-46   от  28  июня 2007 г.
  3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
  4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих, и тарифных разрядов (ОКПДТР), принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367 и введён в действие с 1 января 1996. С изменениями  1996, 1999, 2003 и 2008 г.г.