Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Борисова В.А.

Журнал » 2011 №4 : ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Борисова В.А.
    Просмотров: 24132

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Борисова В.А.,
МГПУ, Москва

Представлены результаты изучения уровней развития воображения у детей с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту. Изучение уровня воображения дошкольников с речевыми нарушениями показало, что эти дети в большинстве случаев имеют средние и низкие показатели развития образного воображения, но значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по показателям вербального воображения. Выявлена взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем  развития воображения у дошкольников. У младших дошкольников установлена значимая корреляционная связь между уровнями  развития их воображения и уровнями развития их речи.

            Ключевые слова: воображение, речь, взаимосвязь, уровень развития, дошкольник.

 

INTERRELATION OF THE  DEVELOPMENT OF CHILDREN’S SPEECH AND IMAGINATION AT THE PRESCHOOL AGE
Borisova V.A.,
MCPU, Moscow

The results of the studying of levels of development of children’s imagination with the normal speech development and with the speech disorders during the transition from the junior preschool age to the senior preschool age are presented. The studying of the level of imagination of preschool children with the speech disorders has shown that these children in most cases have average and low indicators of development of figurative imagination, but they considerably lag behind the normally developed children by the indicators of the verbal imagination. The interrelation between the level of the speech development and the level of imagination development at preschool children is revealed. It was established that the junior preschool children have a significant correlation between levels of development of their imagination and levels of development of their speech.

Key words: imagination, speech, interrelation, a level of development, the preschool child.

 

     В работах посвященных исследованию воображения у детей с нормальным развитием, подчеркивается тесная связь воображения и речи. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
     Отличительной особенностью воображения является, по  выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [7]. Одним из основных вопросов при рассмотрении развития воображения является, на наш взгляд, вопрос о специфике средств, которые использует ребенок при создании продуктов воображения.
     Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.
      О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков [9].
     Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности [6]. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.
     По мнению Л.С. Выготского задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения [2]. Кроме того, раскрывая в своих работах сложную структуру аномального развития ребёнка, он подчеркивал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. Дальнейшие исследования подтвердили меньшую продуктивность, инертность процесса воображения у детей с общим недоразвитием речи, а также позволили предположить, что отставание в развитии творческого воображения у таких детей, создаёт препятствия для их словесного творчества ( Глухов В.П., 1985; Фуреева Е.П., 2000 и др.) [5 ].  
     В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной  деятельностью функция. Также было отмечено, что на развитие этой функции большое влияние оказывает речевой дефект. Творческие способности у детей с речевыми нарушениями развиваются иначе, так как их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.
     Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи речи и воображения дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями.
     Гипотеза исследования состояла в том, что уровень развития речи дошкольников коррелирует с уровнем развития их воображения.
     Предполагалось, что будет выявлена зависимость уровня развития воображения и речи при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту.
     В связи с этим были поставлены следующие задачи: определить уровень развития воображения дошкольников с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями; выявить динамику развития воображения дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием; выявить взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем  развития воображения.
     В работе в рамках констатирующего эксперимента были использованы следующие методики: методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, Тест «Вербальная фантазия» (речевое воображение), Краткий тест Е.Торренса «Фигурная форма», который включает три субтеста (Субтест 1. «Нарисуйте картинку»; Субтест 2. «Завершение фигуры»; Субтест 3. «Повторяющиеся линии»).
     Эмпирическое изучение воображения и речи проходило на базе ГОУ Детского сада № 1895 г. Москвы. В исследовании приняли участие 68 человек – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп детского сада в возрасте от 4 до 7 лет. Среди них были дети с нормальным речевым развитием и дети с речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНр) и фонетическое недоразвитие речи (ФНр) по классификации Р.Е. Левиной).
     В работе приведены данные анализа уровней развития воображения дошкольников по возрастам и корреляционный анализ, между двумя психическими функциями - воображением и речью дошкольников в разных возрастах. При статистической обработке данных использовались критерии Спирмена и Вилкоксона.
     На рисунке 1 представлены средние значения показателей коэффициента оригинальности воображения, полученные при использовании по методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

Рис.1 Средние значения показателей коэффициента оригинальности воображения по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

     При сравнительном анализе количественных данных (Рис. 1) можно отметить, что средние значения коэффициента оригинальности воображения значительно выше у дошкольников подготовительной группы с нормальным речевым развитием по сравнению с теми же показателями у детей с нарушенным речевым развитием.
     Проведение корреляционного анализа между  показателями уровня развития речи (классификация Левиной) и воображения детей с речевыми нарушениями показало, что  имеются некоторые значимые корреляции.
     Так в средней группе (возраст 4-5 лет) обнаружена значимая корреляционная связь между показателями уровней развития речи (классификация Левиной) и уровнем развития воображения по методике («Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко)
     Достоверность различий полученных результатов для подготовительной группы(6-7 лет) между групп дошкольников с нормой и нарушениями речевого развития выявлена на уровне статистической значимости  р<0,05.
     Для старшей и средней группы и  на уровне статистической тенденции   р<0,1.

На рисунке 2 представлено процентное распределение показателей коэффициента оригинальности по уровням развития воображения, полученных по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко в подготовительной группе.

Рис.2 Процентное распределение показателей коэффициента оригинальности по уровням развития воображения, полученных по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко в подготовительной группе.

     На рисунке 2  можно видеть, что у детей подготовительной группы с нормальным речевым развитием преобладает высокий уровень развития воображения в отличие от детей подготовительной группы с нарушенным речевым развитием, где преобладает низкий уровень развития воображения.
     Данные, полученные в старшей группе, представлены на рисунке 3.

Рис.3 Процентное распределение показателей коэффициента оригинальности по уровням развития воображения, полученных по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко в старшей группе.
     На рисунке 3 можно отметить преобладание среднего уровня развития воображения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием, но в тоже время у детей  старшей группы с нарушенным речевым развитием низкий уровень развития воображения преобладает над высоким уровнем.
      Данные, полученные в средней группе, представлены на рисунке 4.


Рис. 4 Процентное распределение показателей коэффициента оригинальности по уровням развития воображения, полученных по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко в средней группе.

     На рисунке 4 можно отметить, что в средней группе у детей с нормальным и нарушенным речевым развитие преобладает средний уровень развития воображения, но также просматривается высокий процентный показатель низкого уровня развития воображения у детей с нарушенным речевым развитием. Высокий уровень развития воображения у детей с нарушенным речевым развитием имеет низкий процентный показатель.
     Согласно полученным результатам более высокие уровни сформированности и оригинальности воображения  имеют дети с нормальным речевым развитием, на это указывает преобладание у них высокого и среднего уровней развития воображения. Качественная квалификация полученных данных означает, что у этих детей существует внутренняя позиция, которая позволяет им самостоятельно создавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от сюжета или замысла, который потом будет реализован в деятельности.
     В то же время у детей с нарушенным развитием речи преобладает сочетание низкого и среднего уровня развития воображения, что характеризует отставание данной психической функции, у этих детей.  Рисунки этих детей однотипные, повторяющиеся, отличаются простотой изображения. Редко отмечалась  оригинальность изображений, в основном изображались предметы близкие наглядному опыту ребенка.
     Методика «Вербальная фантазия» оценивалась по показателям  скорость, оригинальность, богатство фантазии, проработанность, эмоциональность. На таблице 1 представлены средние значения показателей речевого воображения, полученные при использовании методики «Вербальная фантазия».
Таблица 1
Средние значения показателей речевого воображения  по методике «Вербальная фантазия».


Группы

Скорость

Оригинальность

Богатство фантазии

Проработанность

Эмоциональность

 

норма

нарушения

норма

нарушения

норма

нарушения

норма

нарушения

норма

нарушения

Средняя группа

1,4

1,1

1,4

1,1

1,4

1,3

1,3

1,0

1,4

1,1

Старшая группа

1,6

1,3

1,9

1,3

1,5

1,3

1,3

1,5

1,7

1,2

Подготовительная группа

1,7

1,4

1,8

1,8

1,7

1,3

1,3

1,3

1,4

1,4

     По данным Таблицы 1 средние значения показателей развития вербального воображения у детей с нормальным и нарушенным  речевым развитием по показателям «Оригинальность» и «Эмоциональность» имеют равные значения. У детей с нарушенным речевым развитием средние значения  показателей «Скорость», «Богатство фантазии» «Проработанность»  ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
     В средней группе (возраст 4-5 лет) обнаружена значимая корреляционная связь между показателями уровней развития речи (классификация Левиной) и уровнем развития воображения (методика «Вербальная фантазия») ( r=0,632),

     На рисунках 5 и 6 представлено процентное распределение показателей уровней развития речевого воображения, у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием  полученных по методике «Вербальная фантазия».
 

Рис. 5 Процентное распределение показателей уровней  развития  речевого воображения, у детей с нормальным речевым развитием полученных по методике «Вербальная фантазия».

 


Рис.6 Процентное распределение показателей уровней  развития  речевого воображения, у детей с нарушенным речевым развитием полученных по методике «Вербальная фантазия».

      На рисунках 5 и 6 можно видеть, что у детей с нормальным речевым развитием преобладает высокий уровень развития вербального воображения в подготовительной и в старшей группах. В средней группе преобладает средний уровень развития вербального воображения. У детей с нарушенным речевым развитием в подготовительной и в старшей группах преобладает средний уровень, а в средней группе преобладает низкий уровень развития вербального воображения.

     Данные средних значений показателей образного воображения, полученные при использовании Краткого теста Е.Торренса «Фигурная форма», представлены в таблицах 2,3,4.

Таблица 2 Средние значения показателей по субтесту Е.Торренса «Нарисуйте картинку»


Группа

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Название

 

норма

нарушения

норма

нарушения

норма

нарушения

норма

нарушения

Средняя группа

5,2

4,4

7,1

6,4

1,8

1,3

4,9

2,7

Старшая группа

5,1

5,0

6,4

4,1

2,8

3,6

6,5

4,5

Подготовит. группа

5,7

4,2

4,8

3,7

4,0

2,7

5,8

4,1

 

Таблица 3 Средние значения показателей по субтесту  Е.Торренса «Завершение фигуры»


Группа

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Название

 

Норма

Нарушения

Норма

Нарушения

Норма

Нарушения

Норма

Нарушения

Средняя группа

5,4

3,7

6,2

4,6

2,3

3,0

3,8

4,7

Старшая группа

5,8

5,3

6,1

4,4

3,1

3,3

6,0

4,8

Подготовит. группа

5,9

3,9

4,9

3,8

4,5

2,8

5,0

3,4

 

Таблица 4 Показатели средних значений, по субтесту  Е.Торренса «Повторяющиеся линии»


Группа

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Название

 

Норма

Нарушения

Норма

Нарушения

Норма

Нарушения

Норма

Нарушения

Средняя группа

6,7

4,8

4,9

4,1

3,9

3,2

5,1

3,3

Старшая группа

5,6

5,1

4,8

4,3

3,6

3,4

5,4

5,3

Подготовит. группа

5,8

5,4

8,0

4,2

2,1

1,8

4,4

4,3

     По данным Таблиц 2,3,4 можно  видеть, что  результаты средних значений по параметрам «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность» и «Название» у детей с нормальным речевым развитием значительно выше, чем у детей нарушениями речевого развития.
     Значимые корреляционные связи были получены в средней группе между уровнями развития воображения по методике Краткий тест Е.Торренса «Фигурная форма».
     В старшей (5-6 лет) и подготовительной ( 6-7 лет)  группах  корреляционные связи между уровнем развития речи (классификация Левиной) и уровнем развития воображения не выявлены. В этих группах имеется значимая корреляция между результатами тестов на воображение.
     Рассмотрим качественную интерпретацию основных показателей субтестов Е.Торренса.
     Высокие оценки по показателю «Беглость» у дошкольников, участвовавших в обследовании, показывает, что такие дети обладают стандартным и импульсивным стилем мышления, даже если по остальным показателям низкие оценки. Низкая оценка по данному параметру может быть связана со стремлением к тщательной разработке идей, стремлением избежать банальных идей, или с низкой мотивацией. Выявлено 5% таких детей.
     Интересно соотнести оценку по параметру «Беглость», с оценкой по параметру «Оригинальность». Некоторые дети предлагают мало неоригинальных идей (низкая «Беглость» и низкая «Оригинальность»). Другие предлагают много оригинальных идей (высокая «Беглость», высокая «Оригинальность»). Большая часть обследованных дошкольников с нарушением речевого развития имеют низкую оценку по данному показателю.
     Показатель «Разработанность» отражает способность развивать, допол­нять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. Отстающие от программы обучения дети обычно имеют низкий балл по показате­лю «Разработанность», хотя могут иметь высокие оценки по «Оригинальности». Можно предположить, что высокий бал связан с хорошей наблюдательностью. У очень хороших разработчиков есть слабые стороны: стремление как можно лучше развить свою идею делает их неспособными завершить работу вовремя.
     Рассмотрим процентное распределение показателей уровней развития воображения, у детей с нормальным и нарушенным  речевым развитием полученных по тесту Е. Торренса «Фигурная форма» (рисунки 7 и 8).  

Рис.7 Процентное распределение показателей уровней  развития образного воображения, у детей с нормальным речевым развитием полученных по тесту Е. Торренса «Фигурная форма».


Рис. 8 Процентное распределение показателей уровней речевого развития воображения, у детей с нарушенным  речевым развитием полученных по тесту Е. Торренса «Фигурная форма».
     На рисунках 7 и 8 можно видеть, что у детей с нормальным речевым развитием по всем возрастным группам преобладает высокий уровень развития воображения по всем трем субтестам, а у детей с нарушенным речевым развитием в основном представлены средний и низкий уровни развития воображения.

Заключение


     В ходе эмпирического исследования, целью которого было изучить взаимосвязь развития речи и воображения, были решены следующие задачи: изучены уровни речи и воображения и  выявлены их средние значения по группам и проанализирована их взаимосвязь. Изучены особенности речевого развития и влияние недоразвития речи на уровень развития воображения. Выявлена корреляция между развитием речи   и развитием воображения, проанализирован характер их взаимозависимости.
     Динамика развития воображения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием от 4 до 7 лет показала, что к концу дошкольного возраста, уже усвоив основные образцы поведения и деятельности, дети могут относительно свободно оперировать ими, комбинируя их при построении продуктов воображения.
    Эмпирическое изучение речи и воображения дошкольников позволяет предположить, что развитие воображения идет в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Подтверждено, что задержка в развитии речи влечет за собой и задержку развития воображения. Выявлена закономерность, что дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи показывают худший результат выполнения заданий на воображение, чем дети без речевых нарушений.
     В каждой из групп присутствовало более 50% детей с недоразвитием речи, тем самым, указывая на преобладание среднего уровня  развития воображения. Показатели качества развития воображения этих детей свидетельствуют о большей стереотипности, шаблонности воображения, о большей привязанности их к заданным моделям, образцам действий, о трудностях трансформации имеющихся представлений.
     Изучение связи между уровнем развития речи и уровнем воображения  показал, что дети у которых уровень развития речи находится в норме имеют  высокие показатели уровня развития воображения. А дети, у которых есть какие – либо нарушения развития речи имеют  показатели уровня развития воображения ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Выводы


1.Эмпирическое изучение уровней развития воображения дошкольников показало, что более чем половина воспитанников подготовительной, старшей и средней группы имеют средний уровень образного и вербального воображения, что соответствует возрастной норме.
2. Дошкольники с речевыми нарушениями в большинстве случаев имеют средние и низкие показатели развития образного воображения. Дети разных возрастных групп значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по показателям вербального воображения.
3. Динамика развития воображения дошкольников показала, что от средней группы к старшей наблюдается значительное увеличение процента максимально высокого уровня развития воображения, который удерживается в подготовительной группе. Это характерно как для детей с нормальным, так и с нарушенным развитием речи.
4.  Гипотеза исследования, состоящая в том, что уровень развития речи дошкольников коррелирует с уровнем развития их воображения, частично подтверждена.
Так в средней группе (возраст 4-5 лет) у детей выявлена значимая корреляционная связь между показателями уровней развития речи (классификация Левиной) и уровнем развития воображения (методика «Вербальная фантазия») ( r=0,632).
5. При сравнении уровней развития воображения детей с нормальным и нарушенным речевым развитием была получена достоверность различий для подготовительной группы (6-7 лет) на уровне статистической значимости. Для старшей и средней группы на уровне статистической тенденции.

 

Литература

  1. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  3. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.//Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988.
  4.  Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987.
  5. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  6. Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.)
  7. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Изд-е 2-е, М.,1946.
  8. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006.
  9. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991.
  10. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004.