Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Сивицкий В.Г., ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В СПОРТЕ

Журнал » 2011 №4 : Сивицкий В.Г., ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В СПОРТЕ
    Просмотров: 7126

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В СПОРТЕ


Сивицкий В.Г.,
Белорусский государственный университет
физической культуры,
Минск, Беларусь;
Родионов В.А. ,МГПУ, Москва


В статье рассматриваются особенности управления психическим состоянием спортсменов, в частности, с учетом особенностей тренировочного цикла. Описываются группы психических проявлений, понятие мобилизационного ресурса, типология методов психорегуляции.

Ключевые слова: спортивная психология, психическое состояние, уровень психической активности, психорегуляция, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов

 

EFFECTIVE CONTROL SYSTEM OF THE MENTAL STATE IN SPORTS


Sivitsky V.G.,
Rodionov V. A. ,
Belarus state university of
Physical Training, Minsk, Belarus;
MCPU, Moscow


In this article the features of a mental state management of sportsmen are considered in particular with the account of the features of a training cycle. The groups of mental displays, the concept of the mobilization resource, the typology of methods of psychoregulation are described.

Keywords: sports psychology,  mental state, level of mental activity, psychoregulation, A.T.Puni, A.V.Rodion

 

     Спорт и психология во многом развивались параллельно. Достаточно вспомнить древнюю Грецию, в которой состязание бегунов превратилось в Олимпиаду –  серьезное социальное явление с развитой инфраструктурой. В это время в античном мире впервые зарождаются научные психологические знания, сформулированные философами Анаксагором, Демокритом, Аристотелем [7].
     Развитию современного спорта и спортивной науки во многом способствовали возрожденные Олимпийские игры. С начала XX века эти явления плотно переплелись. Важную роль в спортивной психологии играли представления об управлении психическим состоянием спортсмена. 

     О психических состояниях написано немало. Только перечисление проведенных исследований и описание различных состояний могут быть самостоятельной книгой. Но, несмотря на это, поиск эффективных методов оценки и регуляции психических состояний актуален не только для спортивной, но и для любой деятельности человека. Авторы предлагают относительно новый подход к анализу проблемы, который позволяет системно рассмотреть психические состояния и «вооружить» тренера несложными, но эффективными методиками работы с ними. Этот подход обобщает и переосмысливает накопленный опыт исследования состояний из многих отраслей психологии и психотерапии и разрабатывается в русле одного из наиболее бурно развивающихся направлений – интегративной психологии.
     Что такое психическое состояние? При всей очевидности самого явления ответить на этот вопрос совсем непросто. Задайте его своим знакомым и убедитесь, что часто отвечающий человек сразу переходит к характеристике, типа «состояние – это когда происходит следующее…», оставляя нераскрытой сущность явления. А ведь это не просто фон для всех наших действий, но и сама возможность эти действия выполнить!
     В самом общем понимании, психическое состояние – это действительно характеристика текущих и потенциальных возможностей организма. Причем, одни и те же свойства психики в зависимости от своего проявления образуют разные состояния. Рассмотрим сочетание всего лишь трех психических процессов: познавательного (мышления), эмоционального (переживание радости) и волевого (выдержки) и предположим, что они могут быть только в двух своих проявлениях – сильном и слабом. В итоге получаем 8 сочетаний, каждое из которых является вполне самостоятельным состоянием, отличающимся от других и внешне (поступками), и внутренне:

  • П + Э+ В+: рабочее вдохновение;
  • П + Э+ В–: интеллектуальное озарение, инсайт;
  • П+ Э– В+: боевая готовность;
  • П+ Э– В–: поиск решения в дефиците времени;
  • П– Э+ В+: радостный шок;
  • П– Э+ В–: веселое нетерпение, игривость;
  • П– Э– В+: «ступор», фрустрация;
  • П– Э– В–: тревога, паника.

     Однако психических процессов, как и других свойств, гораздо больше! И каждый из них у разных людей протекает по-разному. Понятно, что такой путь, когда видов состояния окажется бесконечно много, не приведет нас к простой типологии, а значит, и к практическому применению новых знаний, хотя в отдельных ситуациях подобный анализ может оказаться очень конструктивным.
     Продуктивнее представляется другой подход, рассматривающий состояние как динамическую характеристику психики, т.е. постоянно присутствующую и изменяющуюся. Но тогда мы должны выделить диапазон изменений и какой-то критерий (или группу критериев), отличающий одно состояние от другого. Таким показателем мог бы стать уровень возбуждения нервной системы, но, во-первых, ее различные участки одновременно могут быть возбуждены и находится в покое, а во-вторых, не существует простой информативной методики фиксации этого показателя.
     Поэтому представляется логичным объединить два подхода и ввести условный показатель – уровень психической активности (УПА), который может быть опосредованно изучен по показателям ведущих для данной деятельности психических свойств: например, кожно-гальванической реакции (КГР), теппинг-тесту, сенсомоторным реакциям и т.д. В этом случае уровень психической активности, т.е. степень мобилизации различных систем организма, является сущностью и определением понятия «текущее состояние».
     В качестве диапазона изменений УПА будем использовать общепринятую в психологии систему отсчета, привязанную к сознанию как способности воспринимать окружающую действительность, на основании чего планировать и выполнять действия по ее преобразованию. В этом случае получаем 4 зоны, в которых может находиться текущее психическое состояние человека: бессознательная, предсознательная (которую еще называют подсознательной), сознательная и надсознательная.
     Кратко охарактеризуем выделенные зоны.
    Бессознательная зона психики является основой для всей психической активности. Одной из функций бессознательного является первичная обработка поступающих сигналов, в процессе которой отбирается наиболее значимая информация, поступающая затем в другие зоны. Важнейшим критерием такого отбора является новизна сигнала, придающая ему приоритет на пути к нашему сознанию. Только этой зоной организм ограничивается редко, в ситуациях крайнего дефицита жизненных сил, например, в коме, обмороке и т.д.
     Предсознательная зона очень важна, потому что является своеобразным «накопителем» информации, поступающей как из бессознательного, так и вытесненной из зоны сознания. Известно, что любая установка действует эффективнее, оказавшись в этой зоне. В процессе обучения двигательным действиям освобождение сознания для решения других задач, например, планирования поведения, происходит тоже путем вытеснения навыка в предсознательную зону. Главной особенностью этой зоны является неспособность человека произвольно влиять на события, а часто и отличать реальные сигналы от образов из памяти и воображения. Типичным примером являются сновидения, сопровождающие «быструю» фазу сна, где мы участвуем в спектакле с обычно неизвестным сценарием.
     Далее следует сознательная зона, где человек целенаправленно использует доступную информацию для изучения ситуации и выводов, воплощая их в решениях и произвольных действиях. Особенностью сознательной зоны является способность к логическому анализу и синтезу, систематизации сигналов, формированию и проверке гипотез для решения различных задач: от бытовых ситуаций («что за шум меня разбудил?») до тактических замыслов и научных экспериментов.
     Надсознательная зона выделяется психологами давно. Ее принципиальное отличие от предсознательной зоны – высокая интенсивность всех процессов.Это быстро истощает энергетические ресурсы организма, поэтому надсознательные состояния обычно бурные, но кратковременные. Кроме случайного попадания в эту зону, например, в состоянии аффекта (истерики или ярости), вдохновения, глубокого сосредоточения на решении определенной задачи, надсознательные состояния могут быть достигнуты путем целенаправленных упражнений: дыхательных, медитативных, двигательно-ритмичных и т.д. Именно в надсознательных состояниях устанавливаются спортивные рекорды и выполняются другие, казалось бы, невозможные действия. Интервью спортсменов, рассказывающих о своих впечатлениях в процессе установления рекорда, являются лучшей иллюстрацией сказанному.
     В литературе можно встретить понятие «измененное состояние сознания», фактически тождественное состояниям из перечисленных выше зон. Но, как правило, «измененное» не раскрывает направление изменения и предполагает искусственное воздействие извне, поэтому мы не используем этот термин.
     В спорте одним из структурных элементов тренировочного процесса является микроцикл, обычно состоящий из 5-7 дней, т.е. недели. Циклично повторяясь, микроцикл формирует адаптацию организма к определенному чередованию нагрузок и отдыха, поэтому логичным будет анализ не суточной динамики психического состояния, а микроциклового. На рисунке 1 изображен пример такого анализа.

 

Сивицкий В.Г., ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В СПОРТЕ

 

Название зоны:
НСз – надсознательная
Сз   – сознательная
ПСз – предсознательная
БСз – бессознательная

 

Рис. 1. Динамика психического состояния в недельном микроцикле

 

     К сожалению, по многим причинам организационного и методического характера такой анализ проводится крайне редко, хотя именно он позволяет эффективно планировать психологическую подготовку, согласовывая состояние с различными видами тренировочных нагрузок.
     Общая психология в качестве отдельных состояний рассматривает периоды, когда показатели относительно стабильны. При этом в самом состоянии выделяют следующие компоненты: эмоциональный (энергетический), когнитивный (мыслительный) и физический (телесно-поведенческий), которые и охватывают все многообразие их проявлений. В целом, данный подход следует признать удачным, но для спортивной деятельности мы посчитали целесообразным сосредоточить внимание на переходе от одного уровня к другому, а также разделить физический компонент еще на два – мотивационный (потенциальный) и поведенческий (реализаторский). Вызвано это тем, что наличие качества еще не гарантирует его проявления в деятельности как усилия: например, из-за низкой значимости соревнований, большой разницы в счете и т.д.
     Таким образом, для оценки состояния спортсмена предлагается изучать 4 группы психических проявлений:

  • эмоциональные – особенности переживаний своего отношения к различным сторонам спортивной деятельности: тренировочным нагрузкам, соревнованию, соперникам, болельщикам, ожидаемому результату и т.п.;
  • когнитивные – особенности восприятия, памяти и представлений, мышления и воображения, а также специализированные «чувства»: воды, дорожки, ковра, снаряда и т.д.;
  • мотивационные – желание выполнять большой объем тренировочной нагрузки, участвовать в соревнованиях, взаимодействовать с тренером, психологом, партнерами, болельщиками и др. Сюда же относится и самооценка, которая хоть и получена на основе когнитивных процессов, но выступает мотивационным фактором активности;
  • поведенческие – способность хорошо выполнять действия, требующие концентрации и переключения внимания, быстроты реакции, выдержки, точности пространственной и временной антиципации и т.д.

  Особенности эмоциональных проявлений обусловлены преимущественно врожденными свойствами, в частности, темпераментом, и относительно стабильны для конкретного спортсмена. Для анализа этого компонента следует изучать типичные формы выражения радости, злости и других эмоций, а также стресс-факторы, т.е. причины негативных изменений в состоянии спортсмена, и стремиться к их ограничению или компенсации. Нетипичные формы эмоционального реагирования (демонстративность поведения или, наоборот, молчание и уход в себя) являются тревожными признаками состояния.
     Когнитивные или познавательные способности могут существенно варьироваться, но тоже являются довольно устойчивой характеристикой конкретного спортсмена. Сообразительность, логичность рассуждений, склонность к образному или действенному мышлению, быстрота запоминания и воспроизведения информации, оригинальность суждений и поступков – все это индивидуальные показатели психической активности различных спортсменов, которые могут развиваться упражнениями или «пущены на самотек», но являются индикаторами состояния. И когда спортсмен перед стартом не реагирует на привычную шутку или не понимает вопроса, требующего немного сообразительности, это негативный показатель, так как излишняя концентрация на предстоящем соревновании также вредна, как «зажатые» мышцы при выполнении движения. К сожалению, иногда спортивные чиновники или неопытные тренеры, не знающие эту закономерность, так нагнетают обстановку, что спортсмен перестает нормально мыслить и воспринимать окружение.
     Наиболее динамичным является мотивационный компонент, поэтому к нему должно быть особое внимание: иногда одно-два слова, сказанные в нужный момент, образ, случайно возникший или целенаправленно сформированный, могут кардинально изменить состояние, вскрывая резервные возможности или наоборот – заставляя «опустить руки» в шаге от победы. Мотивация тоже может быть недостаточной, оптимальной или излишней, но для разных спортсменов этот уровень очень индивидуален. Следует отметить еще один типичный недостаток тренерской работы – пренебрежение мотивацией к тренировочным заданиям. Ведь любая нагрузка выполняется лучше, если спортсмен готов к ней и осознает ее необходимость, иначе может происходить лишь имитация активности, чтобы избежать тренерских или партнерских претензий.
     Поведенческий компонент специализирован к предстоящей деятельности и включает показатели, необходимые для ее успешного выполнения, поэтому для различных видов спорта его состав будет различаться. В таблице 1 предложен комплекс качеств, актуальных для анализа мотивационного и поведенческого компонентов психического состояния в единоборствах и спортивных играх, с указанием возможных методик изучения (В.Г.Сивицкий, 2011).

 

Таблица 1. Комплекс показателей для оценки психического состояния


Качество

Показатель

Методика

Мотивация

к тренировочным нагрузкам

Шкала ТСС
(Тренировка, Сотрудничество, Соревнование)

к сотрудничеству

к участию в соревнованиях

самооценка готовности

Сенсомоторика

точность оценки отрезков времени

Компьютерный тест-тренажер «KRIS»

быстрота сенсомоторных реакций

быстрота «перестройки» к сигналу

точность оценки дистанции

Внимание

концентрация и устойчивость

Компьютерные тест-тренажеры «KROSS» и «NUMBER»

распределение и переключение

мобилизационный ресурс

Чувство ритма

точность идеомоторного выполнения

Компьютерный тест-тренажер «RITMIK»

устойчивость повторения ритма

 

       Большинство перечисленных качеств достаточно полно описываются в специальной литературе. Подробнее остановимся на трех последних показателях как относительно новых для тренировочного процесса.
     Одной из актуальных проблем спортивной психодиагностики, да и тренировки вообще, является создание ситуаций, в которых спортсмен проявил бы максимум своих возможностей. Перебрав множество факторов, создающих экстремальные условия, мы остановились на ограничении времени выполнения задания. Причем, ограничение должно быть индивидуальным для конкретного спортсмена, иначе задание будет или слишком легким, или слишком трудным. В режиме ограничения времени, который мы назвали индивидуально-критическим, взяв за основу время выполнения задания без временного лимита, фактор дефицита времени (а в тесте еще и его обратного отсчета), оказался для одних испытуемых непреодолимым барьером, когда они не могли повторить свой собственный результат, а для других наоборот – послужил мотивационным стимулом для существенного улучшения результата.
     Обнаруженный эффект мы и назвали «мобилизационным ресурсом», т.е. запасом сил, которые спортсмен сознательно или бессознательно экономит при выполнении задания в льготных условиях. В проведенных экспериментах испытуемые могли до 5-6 (!) раз улучшать собственный результат, но в большинстве случаев было достаточно 2-3 повторений. Кроме количества успешных повторов можно оценивать разницу времени выполнения первой и последней успешной попыток. Знание «мобилизационного ресурса» спортсмена дает возможность тренеру обосновать тренировочную нагрузку, например, количество подходов к снаряду. Кроме диагностической задачи, работа в таком режиме имеет большое развивающее влияние на спортсмена, ведь умение мобилизовать свои силы, концентрировать свое внимание, настраиваться на максимальное проявление своих возможностей актуально практически для любого вида спорта.
     Чувство ритма является не только одной из способностей к обучению, как было показано ранее, но также весьма информативным показателем состояния и средством для его регуляции! Для этого можно использовать идеомоторные образы действий предстоящей деятельности, т.е. мысленную имитацию выполнения различных соревновательных упражнений. Если известен типичный ритм конкретного приема, то сравнение с ним текущего выполнения может показать низкую готовность спортсмена, например, излишнее волнение. При этом состояние можно корректировать, стараясь точнее воспроизвести привычный ритм. На рисунке 2 показан пример работы фехтовальщика с программой «Ритмик» , когда использовалось троекратное выполнение приема: в спокойной ситуации и дважды перед боем - более быстрый, чем обычно, повтор корректируется во второй попытке.

 

Сивицкий В.Г., ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В СПОРТЕ

 

Рис. 2. Настройка на выполнение приема с помощью программы «Ритмик»

 

     Систематическое тестирование важных для конкретного спорта показателей (например, по предложенному комплексу) помогает изучать индивидуальную динамику психического состояния спортсмена и прогнозировать его поведение, что дает возможность подобрать для него наиболее эффективные методы психорегуляции. Регулярность диагностики определяется этапом подготовки, условиями тренировки,  календарем соревнований и т.д.
     В спорте особое значение имеют состояния, возникающие накануне и в процессе соревнования. Традиционно их разделяют на 4 вида, взаимосвязанные друг с другом. Задача психологической регуляции - удержание уровня психической активности в зоне боевой готовности. В процессе тренировок и соревнования возникают и другие состояния: «мертвой точки» (Е.П. Ильин, 1980), «угрозы отказа» (П.М. Касьяник, 1983), фрустрации, перенапряжения и т.д., которые описаны в специальной литературе [3, 4].
     Наибольший интерес, естественно, представляет самое продуктивное состояние – «боевая готовность» (А.Ц. Пуни, 1952) или «оптимальное боевое состояние» (А.В. Алексеев, 1982), формирование которого и удержание в период соревновательной деятельности – главная задача психологической подготовки. А.Ц. Пуни выделил в состоянии боевой готовности 5 компонентов [5]:

  • трезвая уверенность в своих силах;
  • готовность бороться до конца и с полной отдачей;
  • оптимальный уровень эмоционального возбуждения;
  • высокая помехоустойчивость;
  • способность к саморегуляции психического состояния.

     В зависимости от развития каждого из компонентов можно выделить 4 уровня готовности:
- полная;
- близкая к полной;
- неполная;
- неготовность.
     Примечательно, что начинать выступление в продолжительных по времени соревнованиях рекомендуется в состоянии готовности, близкой к полной, чтобы достичь полной готовности позже, в кульминационных моментах соревнования. Удерживать максимальный уровень возможностей нельзя очень долго, и есть немало примеров, когда успешное начало выступления сменялось «провалом» и наоборот – когда «середнячок» отборочного тура в финале соревнования легко побеждал фаворитов.
      Методы психорегуляции разнообразны и многочисленны (рисунок 3). Фактически любая ситуация, любые жест, слово и даже молчание могут стать решающим воздействием на психическое состояние. Но задачи регуляции, условия применения, срочность результата и другие факторы делают в конкретной ситуации наиболее эффективным лишь конкретное «точечное» воздействие, найти которое удается далеко не всегда. Это умение является частью профессионального мастерства тренера и спортивного психолога, формируется в процессе продолжительного и внимательного изучения личности спортсмена. Надеемся, что приведенные далее примеры помогут читателю найти адекватные формы и методы, ведь регуляция психического состояния нужна не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни.

 

 

По субъекту воздействия

 

 

 

 

Гетерогенные

 

Аутогенные

 

По направленности

 

 

 

 

Мобилизации

 

Релаксации

 

По содержанию

 

 

 

 

Вербальные

 

Невербальные

 

По технике оснащения

 

 

 

 

Аппаратурные

 

Неаппаратурные

 

По способу воздействия

 

 

 

 

Контактные

 

Бесконтактные

Рис. 3. Основания для типологии методов психорегуляции

 

     Большинство методов психорегуляции для эффективного использования требуют предварительного обучения и закрепления в соревновательных ситуациях, а отдельные из них - еще и постоянной практики: аутогенная, идеомоторная, психомышечная тренировки, прогрессивная релаксация, ментальный тренинг и другие. Результаты различных методов тоже отличаются: от однократного изменения состояния в конкретной ситуации до формирования устойчивого ритуала предсоревновательного и соревновательного поведения. Психологическая подготовка обычно предполагает изучение индивидуальных особенностей спортсмена и обучение его наиболее эффективным приемам саморегуляции психического состояния, так как на соревнованиях тренер или психолог не всегда могут быть рядом в нужный момент. Это очень творческий, порой даже интимный процесс, когда методы регуляции могут утратить свою эффективность, если о них узнают другие, даже самые близкие, люди.
   Другой подход, который может использоваться для определения нужных методов регуляции, разделяет их по зонам воздействия (таблица 2). Следует помнить, что в процессе соревновательного выступления спортсмен, а часто и тренер, находятся в особом состоянии, когда внешние сигналы, например, реплики болельщиков, подсказки секундантов, высказывания судьи, соперников или товарищей, могут быть восприняты иначе, чем это произошло бы в другой ситуации. Поэтому анализ ситуации человеком, не втянутым в эмоциональные переживания хода соревнований, каким должен быть, по нашему мнению, статус спортивного психолога, может быть более объективным, а его воздействие – более адекватным ситуации.

 

Таблица 2. Уровни управления организмом и поведением (по Г.Д. Горбунову)


Зона

Уровень

Пример

Сознательная

8

Интеллектуальный

Рациональный анализ ситуации, логический поиск решений

7

Мнемический

Вспоминание образа людей и прошлых событий

6

Сенсорно-перцептивный

Использование цвета, звука или тишины, ритма движений

Предсознательная

5

Подсознательный

Автоматизмы, привычки, условные рефлексы

4

Нервно-соматический

Безусловные рефлексы, чихание, мышечный тремор

Бессознательная

3

Вегетативный

Ритм дыхания, сердцебиения, сокращение перистальтики

2

Гуморальный

Действие гормонов и
 химических препаратов

1

Клеточный

Заживание раны,
свертывание крови

 

     Психическое состояние – это совокупность устойчивых особенностей человека (например, свойств внимания, восприятия, психомоторных и волевых качеств) и его субъективных реакций на различные события. Эта ситуативность состояния требует учета всех факторов, даже если они не имеют рационального объяснения и научного подтверждения, но значимы для конкретного спортсмена. Использование таких предметов (талисманов) и событий (примет) называют «наивной» психорегуляцией, и она широко распространена в спорте. В этой ситуации мы имеем дело со своеобразным предрассудком или, говоря иначе, с поведенческой установкой с неверным содержанием познавательного компонента. Предрассудок обуславливает неверное восприятие отдельных элементов («нельзя бриться до победы») действительности и соответствующие действия по отношению к ним («не будем бриться»). Особой логики, конечно же, в подобных ритуалах или обрядах нет. Однако спортсмены ориентируются здесь не на логику, а на чувства, иными словами, их поведение основывается на субъективных предпосылках [8].
     Важно, чтобы для каждой негативной, по мнению спортсмена, приметы было известно нейтрализующее действие, которое и должно быть выполнено при необходимости. В ряде случаев психолог со спортсменом целенаправленно разрабатывает такие действия, формируя алгоритм поведения в конкретной ситуации: например, «сбрасывание» негатива через прикосновение (например, к столу в настольном теннисе, бильярде), с выдохом или специальным жестом.
     Устойчивую последовательность действий, выполнение которых регулирует психическое состояние, называют ритуалом. В жизни и, конечно, в процессе занятий спортом мы стихийно или целенаправленно используем множество различных ритуалов: от приветствия соперника до поведения после забитого гола. Иногда выполнение ритуала регламентировано правилами соревнований: например, танец перед поединком в муай-тай, а во многих спортивных играх ритуал сохраняет традиции команды. По форме, содержанию, длительности, направленности, составу участников и т.п. можно создать самые разнообразные ритуалы [9], и психологическая подготовка часто предусматривает такую работу. Надо лишь помнить, что любой ритуал проходит период формирования и имеет свой «срок службы», после чего он может стать пустой тратой сил и времени.
     Из предсоревновательных ритуалов особо следует отметить необходимость последовательности действий в периоды свободного времени: в дороге к месту соревнований, при ожидании вызова к выступлению, технических перерывах и т.д. Именно в таких, часто незапланированных паузах и происходит критическое нарастание волнения, которое приводит к эмоциональному «перегоранию». И очень важно, чтобы спортсмен имел план действий для таких ситуаций: от бесед с товарищем или прослушивания музыки до идеомоторной тренировки. Иногда тренер не обращает внимания на действия спортсмена в такие периоды, отдавая его состояние на волю случая, но правильнее было бы совместно со спортсменом предусмотреть какие-то задания, так как переоценить важность этих моментов невозможно.
     И еще одна группа воздействий должна рассматриваться отдельно – это методы оперативной психорегуляции, которые нужны для срочной коррекции состояния. Среди них Г.Д. Горбунов [2] предлагает выделять две основные группы: воздействие «через тело», т.е. через регуляцию поведенческих и вегетативных проявлений, и воздействие «через сознание», т.е. с помощью выполнения определенных психических упражнений:

 

Через тело

Через сознание

  • регуляция тонуса мышц
  • регуляция мимики
  • регуляция темпа движений
  • регуляция частоты дыхания
  • регуляция темпа и ритма речи
  • отвлечение
  • переключение
  • отключение
  • изменение цели

 

     Кроме перечисленных, срочным эффектом обладают практически все контактные методы: похлопывание, поглаживание, обнимание, душ, массаж и т.д., но использовать их надо осторожно, ведь прикосновение – это вторжение в интимную зону спортсмена, и не каждый может быть готов к этому.
   Выбор и применение методов регуляции психического состояния производится очень индивидуально, что делает бессмысленной категорическую рекомендацию конкретной технологии. В каждом виде спорта существует традиционная система средств и методов психорегуляции, обусловленная особенностями тренировки и соревнований, но работать она начинает только  после анализа спортивной деятельности, задач психологической подготовки и модификации методов под возможности спортсмена. Надеемся, что материал этой главы поможет читателю в формировании эффективной системы управления психическим состоянием – как своим, так и своих учеников.

 

Литература

  1. Алексеев А.В. Система «АГИМ».- М.: ФиС, 1987. –  88 с.
  2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: «Советский спорт», 2006. – 296 с.
  3. Мельник Е.В., Шемет Ж.К. Психология физической культуры и спорта в вопросах и ответах: пособие для студентов, учащихся училищ олимпийского резерва / под научн. ред. Л.В. Марищук. – Минск: БГУФК, 2006. – 95 с.
  4. Некрасов В.Н. Психорегуляция в спорте.- М.: ФиС, 1985. – 132 с.
  5. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: «Физкультура и спорт», 1959. – 308 с.
  6. Родионов А.В. Психогимнастика.- М.: 1994. – 90 с.
  7. Родионов В.А. История спортивной психологии // Системная психология и социология. – 2010. - № 2 (1). – С. 104-123
  8. Родионов В.А. Примета свыше нам дана // Спорт в школе. – 2010. - № 18. – С. 42-43
  9. Сивицкий В.Г. Использование ритуала в работе спортивного психолога // Спортивный психолог.- 2004.- № 1.

 

     Программа «Ритмик» демонстрировалась, в частности, на научно-практической конференции «Современные технологии формирования здорового образа жизни у молодежи. Волонтерское движение: от инициативы к действию», проводимой Институтом психологии, социологии и социальных отношений МГПУ в декабря 2011 года.