Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Родионов А.В., СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал » 2011 №4 : Родионов А.В., СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Просмотров: 7594

3. Системная психология спорта

СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Родионов А.В.,
МГПУ, Москва

 

 

В статье рассматриваются особенности психического состояния спортсменов-единоборцев при подготовке к соревнованиям и применения ментального тренинга в предстартовой ситуации.

Ключевые слова: экстремальная деятельность, спот высших достижений, стресс, компьютерная методика диагностики, интегральной оценки состояния спортсменов.

 

 

SYSTEM RESEARCH OF THE MENTAL STATE UNDER EXTREME ACTIVITY


Rodionov A.V.,
МГПУ, Moscow

 


In this article the features of a mental state of combat-sportsmen during the preparation for the competitions and the applications of the mental training in a prestarting situation are considered

Key words: extreme activity, spot of the higher achievements, stress, computer technique of diagnostics, integrated estimation of a sportsmen’s state.

 

      Данное исследование выполнялось в русле решения проблемы формирования готовности спортсмена к экстремальной деятельности.
     Состояние готовности к экстремальной деятельности связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и соответствующей интенсивностью физиологических и психических процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшой затрате энергии, или, напротив,  в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться с чисто субъективной точки зрения – тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности, или с объективной точки зрения – тогда необходимо определить уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния готовности.
     Здесь возникает понятие активации, которое обозначает быстрое повышение активности центральной нервной системы. В строгом смысле слова этот термин обозначает изменение состояния человека [3]. По мнению R.B.Malmo [23], выражение «активация» должно употребляться только в случае самого факта повышения  активности центральной нервной системы перед выполнением определенной деятельности.
     Проблема управления непроизвольными механизмами активации особенно остро стоит в единоборствах, поскольку в этих видах спорта сам факт противоборства конкретному индивиду вызывает существенную мобилизацию систем активизации.
     При анализе содержания подготовки единоборцев необходимо учитывать не только физиологическую стоимость отдельных упражнений, но и ту степень психической нагрузки стрессового характера, которую испытывают спортсмены в процессе подготовки к турниру. Физиологический компонент стресса определяют значительные по объему и интенсивности физические нагрузки, а также неизбежные тренировки на фоне недовосстановления. Психический компонент стресса определяется длительностью подготовки к турниру, его значимостью, условиями жесткой конкуренции в команде, контрольными спаррингами. Cтрессорами в одинаковой степени могут быть как условия деятельности единоборца, так и предстартовая ситуация, когда формируется установка на предстоящую деятельность, и спортсмен осознает характер психических барьеров, которые необходимо преодолеть в предстоящем поединке.
     M.Serban [24] выделяет у фехтовальщиков такую специфическую индивидуальную черту, как взрывная импульсивность, непосредственно определяющая особенности психической и тактической деятельности. В зависимости от степени проявления такой импульсивности им рекомендовались средства психорегуляции в процессе подготовки.
     А.В. Антохин и В.А. Родионов [2] использовали ментальные образы в подготовке фехтовальщиков с помощью сопряженных психофизических упражнений. Среди таких образов предпочтительно выделить включенные в собственно психорегулирующие воздействия: 1) образ прошлого опыта успешного выступления в соревнованиях, 2) образ тщательно выполняемых и своевременных фехтовальных операций, 3) образ «удобных» и «неудобных» соперников, 4) интегрированный образ своего физического и психического «Я».
     Можно утверждать, что необходимы такие средства воздействия на психическую сферу, чтобы достигнуть адекватного и  оптимального, «рабочего» уровня эмоционального напряжения фехтовальщика.
     Среди психофизиологических детерминант эмоциональной устойчивости единоборца в ситуации ожидания поединка основную роль играет сила нервной системы относительно возбуждения, а затем ее подвижность, степень второсигнальных управляющих влияний на повышение возбудимости нервных структур, которая определяет возможности произвольной психической саморегуляции спортсмена. Меньшее, но тоже значимое влияние на эмоциональную устойчивость оказывает подвижность нервной системы [13; 17].
     Как правило, методические рекомендации по организации поведения и деятельности спортсменов с различными индивидуальными особенностями так или иначе связаны с формированием установки на предстоящую деятельность. Показано, в частности [6; 22],  что индивидуализация средств подготовки достигается за счет управления эмоциональным  установочным реагированием на успех. Включаются методы целенаправленного формирования системы установок эмоционального реагирования на неуспех через моделирование соревновательных ситуаций, затем происходит обучение спортсменов методам психорегуляции, которые направлены, прежде всего, на оптимизацию самооценки, нередко полностью неосознаваемой, и индивидуального стиля деятельности.
     Активное ожидание представляет собой для фехтовальщика процесс формирования установки на предстоящую деятельность, а в более узком смысле слова – формирование готовности к противодействию определенным тактическим ходам соперника. Субъективность этого фактора определяется тем, что у разных спортсменов по-разному формируются установки на предстоящую деятельность. Это определяется индивидуальными особенностями нейродинамических свойств [4; 7; 14].
     Типологический подход к изучению состояния эмоциональной напряженности в предсоревновательных условиях имеет место в работе Ю.А.Хачатуряна [19], который фехтовальщиков высокой квалификации распределил на две группы по особенностям фиксированной установки (по Д.Н.Узнадзе [18]): с динамичной и инертной (статичной) установкой. Динамичные фехтовальщики, в отличие от инертных, в большей степени подвергаются воздействию эмоциональных факторов, однако процесс регуляции и саморегуляции эмоциональной напряженности у динамичных протекает успешнее, и они характеризуются лучшей эмоциональной устойчивостью. Для каждой из типологической групп были разработаны методические рекомендации по проведению разминки и организации деятельности в соревнованиях.
     Произвольная регуляция двигательной деятельности возможна лишь на основе ее предварительного программирования и последующей информации по каналам обратной связи о соответствии моторных действий объективным условиям их выполнения или о рассогласовании с ними [12]. Отсюда, прежде всего, нейродинамические свойства спортсменов определяют быстроту передачи информации по каналам обратной связи, что обеспечивает своевременность реакций на изменяющиеся условия деятельности.
     Нейродинамические свойства (свойства нервной системы) проявляются не столько в ре­зультативных, сколько в процессуальных характеристиках дея­тельности, поэтому в процессе исследования необходимо исполь­зовать те показатели деятельности, которые характеризуют ее как процесс [14].
Существуют достаточно «унифицированные», стандартные наборы методик диагностики нейродинамических свойств спортсмена. В качестве примера можно ограничится набором методик, используемых В.К. Львовым и В.А. Сальниковым [9] при изучении индивидуальных особенностей боксеров. Среди показателей нейродинамики авторами изучались: сила нервной системы в двигательном анализаторе (с помощью теста «теппинг-тест»), в зрительном анализаторе - вариант «выносливость» и вариант «наклон кривой» в показателях сенсомоторной реакции на свет, подвижность процесса возбуждения, торможения, баланс внешнего возбуждения и торможения, баланс внутреннего возбуждения и торможения, функциональная подвижность зрительного анализатора - вариант «переделка» в реакции выбора, КЧСМ (вариант появления субъективно воспринимаемых мельканий).
     Методы исследования. Проявления нейродинамических свойств фиксировались нами с помощью так называемых «произвольных методик», основанных на регистрации параметров произвольной (сознательно регулируемой) двигательной деятельности испытуемого в экстремальных условиях предъявления стимульных сигналов.
     Использовался компьютеризованный метод В.Г.Сивицкого [16]. Система была усовершенствована [13].
     Комплексная методика диагностики проявлений нейродинамических свойств испытуемых основывалось на батарее компьютерных испытаний.
     Испытуемые – высококвалифицированные фехтовальщики – члены национальных и юниорских команд по всем видам оружия (n = 88).
Интегральным показателем силы (выносливости) нервной системы являлось время простой психической реакции на первые 10 предъявле­нии (t l-10)  и последние 10 предъявлений (t 10-10) при общем количестве в 90 проб.  Ухудшение времени реакции на последние 10 предъявлений  свидетельствует  о недостаточной выносливости (слабости) нервных процессов, а улучшение - о хорошей динамичности нервной системы. Помимо этого, рассчитывался наклон сглаженной прямой, высчитанной по отношению к эмпирической кривой к оси абсцисс (угол уa, рассчитанный по методу наименьших квадратов по формуле: y  =  ax  +  b). 
      Подвижность нервной системы определялась по двум методикам.
     1.Исследовалась быстрота и точность двигательных реакций выбора в условиях предъявления двух альтернатив. Затем задание менялось на противоположное: о подвижности нервной системы судили по разнице математических ожиданий первой и второй серии испытаний.
     2. Исследовалась точность антиципирующей реакции при движении сигнала в  интервале 0,5 сек. О подвижности нервных процессов судили по величине константной ошибки реагирования.
     Баланс нервных процессов определялся по вариативности простой реакции и по тенденции к преждевременным или запаздывающим реакциям в условиях предъявления движущегося сигнала.
     Проявление нейродинамических свойств оценивалось следующим образом. Для показателей силы и одного показателя подвижности нервной системы средние эмпирические данные (по 22,5% испытуемых от всей выборки) сравнивались с нормативами, разработанными в Казанском государственном университете [11]. Для второго показателя подвижности и показателей баланса нервных процессов применялся следующий методический прием [8]. Испытуемые ранжировались на основании сравнения абсолютных данных, затем 22,5% лучших результатов давали основание для оценки «подвижной» или «сбалансированной» нервной системы; 22,5 худших результатов оценивались «инертной» и «дисбалансированной»; остальные 55% относились к группе «средней».
     Помимо этого, использовался субтест Люшера «Таблица основных цветов» [10].
     Результаты и их обсуждение. Рассмотрим, прежде всего, показатели субтеста Люшера (табл.1).
    Значения  Кпва  указывают на всеобщее преобладание эрготропного синдрома в рамках вегетативного балан­са (Кпвa  >  1) [1]. Очевидно, экстремальная деятельность единоборца требует наличия высокого уровня психо-вегетативной активности. У многих спортсменов наблюдается повышенная тревожность, очевидно как следствие ответственности за результат каждого своего действия и осознания ситуаций риска в единоборстве.

Таблица 1

Общие  психо-вегетативные показатели фехтовальщиков

 (достоверность различий по критерию Mana-Whitney)

Статис-тич.  величи-ны

Предпочтение основных

цветов

Кпва

ПФР

Тревожность

1 выб.

2 выб.

Раз-ность

 

3

2

1

4

 

 

 

 

 

%

46,8

22,7

16,9

14,6

-

-

-

-

-

X

-

-

-

-

1,33

13,2

5,8

5,2

0,6

U

83,6

81,4

89,6

88,9

68,5

81,2

75,5

67,8

75,3

 
   Наличие общих закономерностей не исключает значительных индивидуальных различий, которые могут быть определенным образом систематизированы.
     Достоверность различий между эмпирическими данными определялась по критерию Mana-Whitney, что позволило всех испытуемых распределить на следующие группы:
  • спортсмены с высокими показателями психо-вегетативной активности и психофункциональной работоспособности, отсутствием выраженной тревожности; как правило, это спортсмены с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой;
  • спортсмены с низкой  психо-вегетативной активностью, невысокой психофункциональной работоспособностью, умеренной тревожностью; это – индивиды с сильной, инертной и уравновешенной нервной системой;
  • спортсмены с умеренной психо-вегетативной активностью, низкой психофункциональной работоспособностью и высоким уровнем тревожности; это – индивиды со слабой, подвижной и неуравновешенной нервной системой;
  • спортсмены с трофотропными тенденциями психо-вегетативной активности, умеренной психофункциональной работоспособностью и отсутствием выраженной тревожности; это – индивиды с сильной, инертной и неуравновешенной нервной системой.

     В данной части экспериментального исследования мы проверили особенности психических состояний фехтовальщиков в случае применения стандартизированного психофизиологического комплекса упражнений, способствующих «снятию» чрезмерного напряжения. В ситуации контрольных боевых практик применялся единый для всех методический прием оптимизации психических состояний [5].
     Методика основывается на следующих положениях.
     В условиях спортивной тренировки происходит долговременная адаптация организма к физическим нагрузкам. Хотя такая адаптация есть реакция целостного организма, все же специфические изменения в тех или иных функциональных системах в отдельные отрезки времени могут быть выражены в различной степени ввиду гетерохронности процесса. Таким образом, проявляется защитная реакция организма, направленная на предохранение от перерасходования функционального потенциала спортсмена. На разных стадиях нарушения адаптационного процесса индивидуальная реакция спортсменов различна и не всегда поддается оперативной диагностике. Поэтому на практике особенно сложно вовремя (на ранних стадиях) выявить негативные сдвиги в психофизиологической сфере спортсмена.
     Методика контроля за такими сдвигами основана на измерении электрокожного сопротивления (ЭКС) у спортсменов при произвольном переходе от релаксации к активации. Для контроля за процессом адаптации к тренировочным нагрузкам необходимо иметь возможность получения интегральной количественной психофизиологической оценки. Поэтому и была реализована идея использования интегральной оценки состояния спортсменов с помощью компьютеризованной информационно-методической системы измерения ЭКС с обратной связью.
     Тестирование проводилось по специальной программе. После стабилизации показателя ЭКС (3 мин.) следуют периоды релаксации (7 мин.) и активации (5 мин.) с установкой для испытуемого на достижение максимального произвольного расслабления с последующей максимальной мобилизацией. В каждой из этих фаз фиксировались показатели ЭКС. По окончании тестирования дается количественная оценка  — индекс психофизиологического состояния (ИПФС).
     В результате обработки фактического материала авторы методики установили диапазоны значений ИПФС:
- «отличное состояние» > 35 единиц,
- «хорошее» 23 – 35 ед.,
- «удовлетворительное» 17 – 22 ед.,
- «плохое» < 17 ед.
     Наличие обратной связи позволяет контролировать ход процесса «релаксация – активация» непосредственно в масштабе реального времени.
    На таблице 2 показаны результаты применения методики  О.В.Жбанкова, А.Н.Лебяжьева во время боевой практики (БП) при подготовке фехтовальщиков к ответственному международному турниру.
     Индивидуально-типовые различия заключается в следующем.
    У спортсменов первой группы наблюдаются постоянно высокие показатели ИПФС в период боевой практики. Заметное увеличение значений ИПФС перед первыми боями свидетельствует о начавшихся процессах мобилизации и формирования установки на предстоящую деятельность. В своей деятельности они постоянно готовы к «выбросу» психофизиологической энергии, т.е. обладают большим энергетическим потенциалом, который в считанные моменты может быть израсходован с напряженных ситуациях БП. Особенно ярко такая психофизиологическая особенность проявляется в решающих боях на финише контрольных соревнований. Реакции таких спортсменов на экстремальную ситуацию, как правило, избыточны, что приводит к большим нервно-психическим затратам.
Таблица 2
Индивидуальные особенности индекса психофизиологического состояния фехтовальщиков во время боевой практики


Условия измерений

Группы спортсменов

1

2

3

4

За день до БП

29,3±1,2

24,4±0,9

22,1±0,9

28,9±1,7

Перед началом БП

36,6±2,2

30,8±1,7

28,3±1,8

31,8±1,8

В ходе БП

35,9±2,6

34,9±2,3

31,5±1,1

27,9±2,0

После БП

24,1±1,0

32,5±2,3

29,2±1,9

34,4±2,6

 

     Вторую группу представили фехтовальщики, у которых показатель ИПФС не имеет высоких значений за день до участия в БП. Однако он постепенно повышается в процессе подготовки и участия в контрольных соревнования, достигая максимума к финальным боям. Значительный рост значений ИПФС пред первыми боями, как и у представителей первой группы, свидетельствует о начавшихся процессах мобилизации и формирования установки на предстоящую деятельность.  Длительный период времени они, очевидно, находятся в состоянии, связанном с перестройками психофизиологических структур, и не могут эффективно выполнять действия, связанные с произвольной релаксацией и активацией. После БП этот показатель сохраняет высокие значения, что говорит о своего рода «отсроченном» психофизиологическом восстановлении после больших нагрузок. Как правило, спортсмены второй группы не отличаются тактическим разнообразием в силу недостаточной подвижности нервных процессов. Технико-тактические навыки в подобных случаях сравнительно косны и не характеризуются быстрыми «перестройками» и изменениями при быстрой смене ситуаций, чем характерны любые современные единоборства. Компенсируется этот недостаток сохранением высокого уровня психофизиологической энергии на протяжении всей специфической деятельности.
     Наиболее яркие черты спортсменов третьей группы – высокая подвижность нервных процессов, эмоциональность, общая активность. Такие спортсмены обычно активны в тренировочном процессе и в повседневной жизни, смелы, находчивы, легко усваивают сложную технику единоборства, быстро перестраиваются при смене тактических ситуаций, действуют адекватно действиям соперника. Однако нередко они испытывают сильное предстартовое волнение, причем не соответствующее сложности предстоящего поединка, отличаются перепадами в психическом состоянии. Спортсмены этой группы характеризуются нестабильностью состояний, величина ИПФС в предстартовой ситуации сравнительно невысока. Это свидетельствует о неблагоприятной динамике психофизиологических реакций на эмоциональные ситуации контрольного турнира, которая может содержать в себе такой специфический компонент, как психическое перенапряжение. В целом у них сильно выражены предстартовые состояния, выражающиеся, как правило, в дистрессе [20; 21].
     У спортсменов четвертой группы, которые не имеют, судя по всему, высокой невротичности, стресс обычно является следствием формирования установки на предстоящую соревновательную деятельность и носит положительный, мобилизующий характер (так называемый «эвстресс»). Незначительную тревожность можно расценивать как «положительный» факт, потому что при таком сочетании свойств у спортсмена формируется способность предвидеть возникновение опасных ситуаций, быстро мобилизоваться на преодоление психических барьеров, упреждать неожиданные действия соперника. Вопреки ожиданиям, такие «нестабильные» спортсмены в заключительный период БП достигают достаточно высоких значений ИПФС. Эти фехтовальщики, часто попадающие в состояние дистресса, приучаются использовать, с разной степенью эффективности, средства саморегуляции, среди которых важную роль играют средства релаксации и активации.
     Спортсмены всех типических групп в ситуации БП в целом хорошо справились с заданием на релаксацию и активизацию. Это свидетельствует о хорошей саморегуляции у большинства членов сборной команды. Очевидно, специфика деятельности в единоборствах заставляет спортсменов с первых шагов овладевать навыками саморегуляции, без чего успех немыслим.
     После БП спортсменам опять предлагалось попробовать средства саморегуляции, причем объяснялось, что это помогает эффективному восстановлению после больших физических и особенно психических нагрузок.
Представители первой группы, склонные к значительным затратам энергии, снижают уровень саморегуляции, что выражается в уменьшении значений ИПФС. У остальных спортсменов такие значения сохраняются на высоком уровне. Подобный  факт является признаком высокого энергетического потенциала, характерного для квалифицированных единоборцев.
     Средства формирования оптимального психического состояния единоборцев делятся на две группы: 1) психофизиологические, 2) психолого-педагогические.
     К первым относятся такие воздействия на психическую и двигательную сферу спортсмена как дыхательные упражнения, средства мышечной релаксации, а также некоторые составные части разминки перед боем, включая идеомоторные упражнения.
     Ко вторым относятся средства саморегуляции, включающие релаксацию, визуализацию, варианты самовнушения; основную роль играет ментальная тренировка.
    Исходным пунктом психорегулирующей работы, направленной на физиолого-соматический или поведенческий компонент, является четкое представление фехтовальщика о себе и своем теле, потому что, зная в подробностях свой тело, четко ощущая функции каждой его части, спортсмен лучше понимает свое «Я» и лучше управляет своим поведением.
     При коррекции состояния спортсменов в повседневном тренировочном процессе вообще и при подготовке к соревнованиям в частности мы рекомендуем два основных методических приема.
     Первый предполагает обучение спортсменов универсальным техникам, которые обеспечивают психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях подготовки к соревнованиям; способам саморегуляции уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные физические и психические усилия.
     Второй путь предполагает обучение спортсменов приёмам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей, мысленного воспроизведения отдельных движений в форме идеомоторной тренировки; мысленного воспроизведения ситуаций поединка на основе ментальной тренировки  [25].
     Ментальная тренировка – это  комплекс психолого-педагогических средств, включающих:
– распознавание и оценку окружающей ситуации;
– контроль психофизиологических и поведенческих реакций;
– приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.
     Такая комплексная тренировка позволяет спортсмену формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований. Во  всех этих случаях психорегулирующие воздействия прямо связаны с  восприятием, представлением и формированием образа в широком смысле этого слова: образа ситуации (конкретной и воображаемой),  собственного образа соперника и других участников  спортивной деятельности – прямых и косвенных (например, близкие  спортсмену люди).
     Программы ментального тренинга направлены на освобож­дение спортсмена от отрицательной информации (например, неприятных воспомина­ний), изоляцию от обстановки предстоящих соревнований, формирование двигательных программ «идеальных» действий, образа «Я», успешно дейс­твующего в трудной ситуации (перехватил сложную атаку соперника, выполнил атаку на подготовку атаки соперником и т.д.), формирование установка на готовность успешно действовать «здесь и сейчас».
     Как и большинство других средств ауторегуляции ментальная трени­ровка включает в себя как приемы визуализации, так и самовнушения. Овладение приемами мысленной визуализации позволяет  спортсмену не только достигать необходимой релаксации, но и улучшить способность вызывать у себя желаемые мысленные образы.
     В фехтовании,  как и во всех других единоборствах, в которых большую роль играет психическая деятельность, обычно рассматривают два варианта состояния спортсмена, определяемого стрессовыми воздействиями: 1) операциональную напряженность, связанную с трудностями решения тактических задач, 2) эмоциональную напряженность, связанную с отношением спортсмена к тем или иным ситуациям. Хотя они и взаимосвязаны, но бывает, что спортсмен начинает подготовку к соревнованиям на фоне чрезмерной эмоциональной напряженности. Борьба с ней начинается именно с объяснения спортсменам механизмов такой напряженности. Особенно это важно при работе со спортсменами третьей и четвертой групп, у которых чрезмерное воздействие сильных возбуждающих раздражителей приводит к перенапряжению уже на ранних стадиях подготовки к соревнованиям.
     У фехтовальщиков второй группы на определенном этапе подготовки к соревнованиям важно осознание уверенности в превосходстве над основными соперниками. Рекомендуется формировать положительную самооценку у спортсменов, сводить к минимуму любые факторы, вызывающие потерю уверенности в своих силах.
     Важной задачей психической регуляции является борьба с таким состоянием, при котором мотивационные установки не соответствуют уровню психофизиологических процессов у спортсмена. Применение профилактических мероприятий, связанных с формированием мотивационных установок, адекватных индивидуально-типическим особенностям спортсменов, также входит в число средств оптимизации состояния спортсменов. Целеполагание в процессе подготовки  должно носить динамичный характер в том смысле, что спортсмен должен повышать требования к себе даже на коротком отрезке подготовки.
     В качестве средств психической регуляции можно представить формирование установки, которая заключается  в следующем: повысить устойчивость в стрессе и тем самым понизить напряженность деятельности возможно, во-первых, за счет освоения всего арсенала технических действий, повышения стабильности и эффективности технических приемов, выполняемых в напряженных ситуациях БП; во-вторых, за счет повышения общего уровня функциональных возможностей организма и развития на их основе скоростно-силовых и специальной выносливости; в-третьих, за счет ментальной регуляции состояния спортсмена.
     Наиболее внушаемые спортсмены, особенно представители третьей группы, должны обучаться приемам вхождения с помощью так называемой альфа-визуализации в дремотное состояние. Представление ус­пешных действий в дремотном состоянии, воздействуя на альфа-волны коры головного мозга, закрепляет техни­ко-тактические навыки.
     Визуализация в форме бета-программирования более осознанная, она бывает тогда, когда спортсмен находится в состоянии бодрствования и помогает ему заранее проигрывать тактические ситуации единоборства, а не просто ощущения от какого-то действия.
      Таким образом, визуализация может быть двух видов. При внешней – спортсмен видит себя как бы со стороны, как на экране телевизора, при второй – «помещает» себя в ситуацию борьбы  и мысленно не только выполняет действия, но и старается «прочувствовать» их, как они проте­кают на самом деле.
      Альфа-программирование рекомендуется спортсменам второй и третьей групп, бета-программирование – первой и четвертой групп (в зависимости от индивидуальных проявлений других факторов).
     Повышению уровня активации спортсменов третьей-четвертой групп способствует изменение ритма дыхания способствует. В частности, рекомендуется овладевать техникой «полного вдоха» - это максимальное использование легких. Затем изучается медленное и ритмичное дыхание как средство регуляции. Его общий вид:

  • произвести глубокий выдох через нос, втянуть живот;
  • медленно вдохнуть, расслабить мышцы живота;
  • продолжать вдох, распрямить грудную клетку;
  • продолжать вдох, поднять плечи;
  • задержать дыхание;
  • произвести глубокий выдох, расслабить плечи, втянуть живот.

     Между повторениями связки «вдох-выдох» нужно удлинять паузу, постепенно удлиняя ее до счета «10».
     Такие упражнения рекомендовались в конце разминки, а также в перерыве между боями тура прямого выбывания.
     При неблагоприятном течении турнира и наличии признаков дистресса основные средства психофизиологических воздействий направлялись на спортсменов второй и третьей групп.
     Конкретные техники: мысленное создание благоприятных боевых ситуаций,  выполнение в разминке и между боями общих упражнений в малом объеме, но с высокой интенсивностью и установкой на активизацию, специальные упражнения, выполняемые интенсивно, упражнения в индивидуальном уроке в виде решений тактических задач с установкой на обязательный выигрыш задачи бинарного вида («или – или»). В последнем случае спортсмену рекомендуется выполнять комбинации, следующие друг за другом, причем акцентировалось внимание на быстрые ответные действия после защит.   Теоретически график такой разминки представляет собой как бы двухгорбовую кривую, высшими точками которой являются дважды проводимые условные бои, чередующиеся с выполнением специальных упражнений.
     В основном методические рекомендации по организации поведения и деятельности фехтовальщиков с различными индивидуальными особенностями так или иначе связаны с формированием психофизиологической установки на предстоящую деятельность.
     Особую роль играют способы управления эмоциональным  установочным реагированием на успех. Одних промежуточный успех в бою (преимущество в счете) еще больше мобилизует, других – психически расслабляет, а у третьих часто наступает своего рода «ступор», и они перестают адекватно оценивать ситуации боя. Рекомендуются техники целенаправленного формирования системы установок эмоционального реагирования на успех и неуспех, через моделирование соревновательных ситуаций, регуляцию самооценки и правильное отношение к успеху и неуспеху [15; 21].
    Сейчас идет дальнейший поиск таких средств психофизиологических воздействий на психическую сферу спортсмена, чтобы достигнуть индивидуального, адекватного и  оптимального, «рабочего» уровня эмоционального напряжения. Процесс регуляции такого уровня должен носить сугубо индивидуальный характер.

 

Литература

  • Анастази А. Психологическое тестирование в 2 т.– Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
  • Антохин А.В., Родионов В.А. Использование ментальных образов в подготовке фехтовальщиков с помощью сопряженных психофизических воздействий // Ментальная тренировка в спорте: Материалы к психологическому симпозиуму в рамках международной конференции «Олимпийское движение и социальные процессы». – М., ВНИИФК, 1997. – С.8.
  • Бальсевич В.К. Актуальные проблемы физической активности человека // Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов   и  развития массовой  физической  культуры.  –  Л.,  1983.  –  С. 26-32.
  • Дрижика А.Г. Индивидуализация совершенствования спортивного мастерства. - Ростов-на-Дону: изд-во РПГУ, 1997. - 150 с.
  • Жбанков О.В. Лебяжьев А.Н. Компьютеризованная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 1995. - № 2. – С. 46 –48.
  • Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: автореф. дисс. …  доктора пед. наук.  – М., 1996. – 47 с.
  • Карданов В.А. Формирование состояния готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей кикбоксеров-юниоров: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
  • Кашин А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека:  автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1971. - 23 с.
  • Львов В.К., Сальников В.А. Индивидуальность в манере ведения поединка и особенности нейродинамики у боксеров // Бокс: Ежегодник. - М.; Физкультура и спорт, 1983.  - С.57.
  • Люшер М. Цветовой тест Люшера. – СПб: Сова, М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с.
  • Пейсахов Н.М.   Саморегуляция  и психологические свойства нервной системы.  - Казань:  Казанский гос, университет. - 1974. - 246 с
  • Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте // Физкультура и спорт. - М., 1969. - 88 с.
  • Родионов А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: автореф. дисс.... докт. пед. наук. - М., 1990. - 43 с.
  • Родионов А.В. Практика психологии спорта. - Ташкент: Lider Press, 2008. - 236с.
  • Родионов А.В., Сивицкий В.Г. Новые подходы в подготовке фехтовальщиков. – Минск: ЗАО «Веды», 2002. – 182 с.
  • Сивицкий В.Г. Диагностика тактических умений спортсменов методом имитации типичных соревновательных ситуаций: автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1995. - 24 с.
  • Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. – Челябинск, 1996. – 314 с.
  • Узнадзе Д.Н.   Психологические  исследования.  –  М.:  Наука,    1966. – 459 с.
  • Хачатурян Ю.А. Индивидуализация средств и методов управления эмоциональной напряженностью у спортсменов высокой квалификации в процессе подготовки и участия в соревнованиях: - автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1977. – 28 с.
  • Bednarski, J. Warm up right and win // American fencing. – 1993. - № 2. - P.29 – 32.
  • Czajkowski Z.  Taktyka  i  psychologia w szermierke.  - Katowice: AWF, 1984. 258 s
  • Kim Ch. Perceived Motivational Factors Related to Initial Participation and Persistence in Taekwondo. – Unpublished dissertation. University of New Mexico, 1991. - 69 p.
  • Malmo R.B. Activation: A neuropsychological dimension  // Psychol. Rev. – 1959. - № 66. – Р. 367 – 386.
  • Serban М. Aspects of  application of psychology // Research  quarterly for exercise and sport. - 1975. - N12. - P. 32-36.
  • Unesthаl L.-E. Inner Mental Training. / L.-E.Unesthаl. – Orebro, Sweden: Veje Publishing, 1981. – 192 р.