PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Тютченко А.М., СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ОЦЕНКИ

Журнал » 2011 №4 : Тютченко А.М., СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ОЦЕНКИ
    Просмотров: 20604

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ  И ЕГО ОЦЕНКИ


Тютченко А.М.,
МГПУ, Москва

 


В статье представлен системный анализ сущности и содержания морально-психологического состояния военнослужащих. Раскрываются основные проблемы, связанные с изучением и оценкой морально-психологического состояния. Рассматриваются вопросы прогнозирования морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений. Излагаются возможности формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
Ключевые слова: морально-психологическое состояние (МПС), военнослужащие, изучение МПС, оценка МПС, пути формирования МПС.

 


SYSTEMS ANALYSIS OF THE TERM «MORAL-AND-PSYCHOLOGICAL STATE» OF MILITARIES AND ITS ESTIMATION

 


Tyutchenko A.M.,
MCPU, Moscow

 

In this article a systems analysis of the main point and the content of the moral-and-psychological state of the militaries is represented. The main problems of the moral-and-psychological states study and estimation are divulged. The points of the prognostication of the moral-and-psychological state of the military of different military units are described. The opportunities of moral-and-psychological state formation of the militaries are described too.
Key words: moral-and-psychological state, militaries, moral-and-psychological state study, moral-and-psychological state estimation, ways of moral-and-psychological state formation.



Введение


     Морально-психологическое состояние личного состава воинских коллективов является одной из составляющих их потенциала. Поэтому осмысление проблем его изучения, оценки, прогнозирования и формирования – важная задача. Во все времена она была в центре внимания военных теоретиков и практиков. Так, еще античные мыслители выработали некоторые практические рекомендации по анализу морального состояния войск [8, т. 1 с. 317,   т. 2, с. 75; 14, с. 59; 15, с. 15-16]. Крупные государственные деятели и полководцы прошлого признавали огромное значение морального состояния воинов при решении различных задач в мирное и военное время, требовали его изучения и оценки [4; 5; 10; 11; 13]. 
     И в настоящее время, как подтверждает современная практика, без реальной оценки морально-психологического состояния войск нельзя успешно управлять духовными и социальными процессами в повседневной деятельности воинских коллективов, переходить к новым качественным параметрам в их деятельности, достигать морального превосходства над противником и обстановкой, правильно руководить частями и подразделениями в ходе боевых действий, аварийно-спасательных и других неотложных работ, прогнозировать вероятный исход действий войск.
     Кроме того, достижение высокого морально-психологического состояния личного состава является одной из главных целей всей системы морально-психологического обеспечения, сравнительно нового вида обеспечения действий Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД РФ, Пограничных войск ФСБ РФ, войск Гражданской обороны МЧС РФ, подразделений Федерального агентства Правительственной связи и информации и других воинских коллективов. Одновременно каждый командир и заместитель по воспитательной работе периодически докладывают непосредственным начальникам о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии подчиненных. Все это подчеркивает актуальность данной проблемы.
     Все это, конечно, очень важно для военной аудитории. Но почему же эта проблема освещается в гражданском журнале? Объяснение может быть следующим.
     Военную службу проходит большая часть граждан Российской Федерации. Многие юноши – выпускники нашего университета – после окончания вуза будут служить в Вооруженных Силах РФ и других силовых министерствах. Вообще каждый гражданин Российской Федерации должен быть готовым защищать свою Родину, ее богатства, участвовать в обеспечении общественного порядка в случае необходимости. По возрасту наши студенты примерно соответствуют тем, кто проходит военную службу по призыву. В силовых министерствах РФ с каждым годом все больше растет количество женщин-военнослужащих. Поэтому данная проблема может затронуть не только мужскую часть наших студентов.


    1. Сущность и содержание понятия
«морально-психологическое состояние»
         

     В современной литературе имеется более двадцати определений этой категории. Одной из приемлемых является формулировка: морально-психологическое состояние – это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива (формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в служебной активности военнослужащих, их готовности к решению боевых и учебно-боевых задач.
Необходимо отметить, что, кроме словосочетания «морально-психологическое состояние», употребляются и другие: моральное состояние, настроение, дух, воинский дух, духовный фактор, моральный фактор, психологический климат, духовная атмосфера, моральный дух, боевой энтузиазм, боевое настроение и т.д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему  категории.
     Примерное соотношение некоторых из них представлено на рис. 1.
     Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи.
     Духовную способность народа и его составной части – военнослужащих – решать различные социальные задачи обычно называют моральным фактором, который является сердцевиной, основным элементом духовного фактора наряду с другими элементам, такими, как военно-технические и естественнонаучные знания. Моральный фактор – это политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к каким-либо событиям, их готовность и решимость успешно реагировать на них.
     Тесную связь духовного и морального факторов отражает термин «моральный дух», то есть моральная сила, готовность к действию.
     Моральный фактор – величина динамичная. Поэтому для его конкретной характеристики важно видеть его реальное состояние. В XIX – начале XX вв. при оценке готовности военнослужащих к действиям в числе важнейших показателей называлось наряду с другими их моральное состояние. В советский период истории нашего государства употреблялся термин «политико-моральное состояние войск (сил)». В настоящее время для этой цели используется понятие «морально-психологическое состояние». Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их сознания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к любым действиям, в т.ч. и представляющим угрозу для их жизни и здоровья.
     Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой можно  выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:
– моральные, отражающие представление о войне, ее характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и военнослужащих. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности военнослужащих;
– общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля, готовность к самопожертвованию и другие);
– элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки  (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей воинской специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением, пострадавшими и другими).




Тютченко А.М.,  СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ 	МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ  	И ЕГО ОЦЕНКИ



Рис. 1. Примерное соотношение некоторых категорий
(духовного фактора, морального фактора, морально-психологического состояния)

     Составные части содержания морально-психологического состояния выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и моралъных качеств военнослужащих.
     Таковы в кратком изложении сущность и содержание понятия «морально-психологическое состояние военнослужащих».

2. Изучение и оценка
морально-психологического состояния военнослужащих

     Исходя из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность, командиры, офицеры воспитательных структур постоянно изучают и  оценивают морально-психологическое состояние личного состава. В Уставе внутренней службы записано, что «командир в мирное и военное время отвечает за ... воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава». Согласно Уставу заместитель командира по воспитательной работе обязан отвечать «за воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава» и «изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих... своевременно докладывать командиру о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава». Психолог обязан знать социально-психологические процессы  в подразделениях, личностные качества военнослужащих, их мнения, настроения, проводить индивидуальную и групповую психологическую профилактику.
     Содержание работы специалиста по изучению морально-психологического состояния личного состава может включать в себя следующие моменты:
1) определение целей изучения состояний личного состава;
2) изыскание оптимальных источников информации о морально-психологическом состоянии, использование определенных методов сбора информации;
3) выявление объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на личный состав.
     Морально-психологическое состояние изучается в целях:
– определения его уровня и способности влиять на решение стоящих задач;
– оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов;
– нахождения слабых мест в психологической устойчивости;
– прогнозирования реакций и действий личного состава при решении военно-служебных задач;
– принятия эффективных мер по формированию и укреплению морально психологического состояния.    
     Важное место в деятельности специалиста при изучении морально-психологического состояния военнослужащих занимает определение источников информации. Такими источниками могут быть:
а) информация от органов государственной власти,  глав  и представителей местной администрации;
б) информация от взаимодействующих частей и подразделений;
в) информация в порядке подчиненности;
г) информация непосредственного изучения с момента прибытия в часть, подразделение офицера, прапорщика, сержанта или солдата;
д) обобщенная информация.
     В целом информация должна быть достоверной, обеспечивать необходимую полноту сведений.
     В процессе изучения морально-психологического состояния могут использоваться следующие методы сбора информации:
– предварительная беседа с командиром, его заместителем по воспитательной работе о возникших проблемах;
– опросы различных категорий личного состава (с использованием опросных листов и посредством групповых и индивидуальных бесед);
– наблюдение за конкретным воинским коллективом или конкретными военнослужащими в процессе жизни и деятельности;
– психологическая диагностика;
– анализ собранной информации;
– тестирование;
– сбор и анализ независимых характеристик;
– социометрия и составление социограмм;
– анализ деятельности и другие.
     Творческое использование данных методов в сочетании с информацией,  получаемой от должностных лиц, позволяет сформировать объективное представление об уровне морально-психологического состояния военнослужащих.
     Важным элементом изучения морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов являются выявление и анализ объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на личный состав.
      К объективным факторам относятся: 
1) сведения о предстоящих действиях (количественный и качественный состав сил и средств; характер учебно-боевых (боевых) действий, аварийно-спасательных работ; помехи (для связистов), устройство переправ для спасения людей (для инженерных подразделений), маневра и т.д.; массированность и содержание мероприятий);
2)    погодные условия, время года и суток, характер местности;
3) силы и средства части, подразделения (укомплектованность личным составом, специальной техникой, продовольствием, горючим т.д.);
4) степень информированности личного состав об обстановке, содержании и условиях выполнения задачи;
5) результаты предыдущих действий, выполнения задач, санитарные потери, в том числе психологические, опыт пережитых отрицательных психогенных состояний, страха и паники;
6) продолжительность ведения АСДНР (выполнения других военно-служебных задач), степень физической и психической усталости личного состава;
7) состояние управления (укомплектованность офицерским составом, наличие опыта организации боевых (учебно-боевых) действий, аварийно-спасательных работ, нравственные и профессиональные качества, авторитет офицеров, их личная примерность, способность мобилизовать личный состав на выполнение задач);
8) наличие взаимодействующих, поддерживающих и обеспечивающих частей и подразделений, результаты их действий;
9) уровень удовлетворения потребностей военнослужащих.
   К субъективным факторам, связанным с проявлением индивидуально-психологических и коллективных особенностей в конкретной обстановке, относятся:
– содержание методов деятельности военнослужащих. Командир, заместитель командира по воспитательной работе, психолог изучают степень их совпадения с коллективными и социальными  мотивами;
– степень воздействия на личный состав факторов сложности обстановки, опасности, неопределенности, новизны ситуации;
– степень приспособления (адаптации) личного состава к конкретной обстановке;
– уровень слаженности подразделений, частей.
     В процессе изучения морально-психологического состояния личного состава психологом, например, проводятся и другие мероприятия:
а) контроль настроений воинов, их отношения к службе, проявления отчужденности и недовольства, подавленности психологического состояния;
б) изучение стиля поведения военнослужащих в различной обстановке;
в) изучение групповых и личностных установок, особенностей отношений военнослужащих к окружающему, военной службе, к другим людям, самому себе;
г) изучение круга значимых, наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки.
     Результатом изучения является приобретение знаний о морально-психологическом состоянии личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащих планируется и организуется его оценка [1, с. 12-20]. 
     Понятие «оценка» имеет два значения:
а) анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях;
б) выработка и получение результата.
В структуре оценки морально-психологического состояния различают следующие элементы:
а) субъект оценки (командиры, заместители по воспитательной работе, психологи, органы управления);
б) объект оценки (морально-психологическое состояние войск в целом, конкретных подразделений или отдельные элементы состояния);
в) эквивалент оценки (специально разработанные показатели, критерии, шкалы, модели);
г) соотношение между объектом и эквивалентом оценки (различные качественные и количественные характеристики и степень их соответствия) .
     Ошибочность оценочного вывода может быть исключена или значительно уменьшена, если его получение протекает через ряд последовательных завершенных стадий (операций):
1) формулирование целей оценки морально-психологического состояния;
2) определение предмета оценки;
3) выбор показателей, характеризующих предмет;
4) установление критериев оценки показателей;
5) определение соответствующих методов оценки;
6) формирование оценочного вывода.
     Рассмотрим их.
1. Процесс выработки оценочного вывода начинается с формулирования целей оценки морально-психологического состояния, то есть опредмеченного его мотива. Цели оценки определяют способ получения оценочного вывода и его характер. Формулирование целей оценки морально-психологического состояния также представляет собой процесс, в который входят:
– осознание необходимости и возможности объективной оценки;
– определение роли и места оценочного вывода в решении той или иной задачи;
– определение формы выражения степени соответствия оцениваемого состояния предъявляемым к нему требованиям;
– определение способа использования оценки состояний военнослужащих;
– глубокое уяснение цели получения оценочного вывода.
2. Цели оценки являются исходной позицией для второй стадии процесса – определения предмета оценки морально-психологического состояния. Вопрос «Что оценивать?» не менее важен, чем вопрос «Для чего оценивать?»
В предмет оценки могут входить несколько взаимосвязанных, взаимодействующих элементов:
а) исходное морально-психологическое состояние части, подразделения (на начало периода, за который оценивается состояние военнослужащих);
б) принадлежность морально-психологического состояния (части, подразделения или отдельного военнослужащего и т.д.);
в) объем морально-психологического состояния (оценка его целиком или отдельных элементов);
г) условия и возможности оценки состояний военнослужащих (подготовленность офицеров к решению задач оценки, возможность использования в этом процессе ЭВТ, наличие времени для оценки и другое).
3. За определением предмета оценки морально-психологического состояния следует стадия выбора показателей, характеризующих предмет.
     Показатели – это качественные и количественные характеристики отдельных свойств, отдельных состояний предмета оценки, его элементов.
     Показатели являются итогом глубокой исследовательской деятельности. Эта деятельность предполагает теоретическое осмысление сущности и структуры предмета оценки, элементов морально-психологического состояния, выявление закономерностей и как результат – создание системы показателей. Система показателей должна иметь место для оценки не только морально-психологического состояния в целом, но и каждого входящего в него элемента.
     Например, показателями оценки общественно-психологических и индивидуально-психологических элементов морально-психологического состояния могут быть:
– степень морально-психологической устойчивости;
– господствующие в воинском коллективе настроения;
– глубина представлений, переживаний, мнений личного состава о воинской деятельности, аварийно-спасательных работах, их сложностях и последствиях;
– степень развития патриотических и интернациональных чувств и невосприимчивости к национальным предрассудкам;
– способность к перестройке сознания с повседневной деятельности на боевые действия, аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
– наличие традиций в части и уровень работы по воспитанию на них;
– психологическая реакция на применение новых видов оружия, трудности аварийно-спасательных работ и другие.
     Выбор показателей усложняется тем, что здесь нет шаблонов, готовых рецептов. Оценка морально-психологического состояния каждый раз находится в зависимости от конкретной цели.
     Выбранные показатели лишь указывают на те свойства морально-психологического состояния, которые должны учитываться в определении оценочного вывода, но они еще ничего не говорят о реальном состоянии тех свойств, которые предстоит изучить. В систему показателей включаются лишь те из них, для которых имеются критерии. Показатели без своих критериев на оценку не работают.
4. Установление критериев оценки показателей считается центральной стадией выработки оценочного вывода.
     Критерий – это средство для суждения, норма, тот идеал, с которым сопоставляется, сравнивается, оценивается реальность. Критерием выступает:
а) соизмеримый и непосредственно связанный с показателем идеал;
б) норма, идеал, требование, имеющие достаточную длительность, регулярность действия;
в) норма, соответствующая целям оценки.
     Установить критерии – значит, выбрать те из них, которые соответствуют вышеназванным принципам. В настоящее время, как правило, критериями оценки морально-психологического состояния являются:
1) готовность личного состава к выполнению поставленных задач. Уровень обученности и физической подготовленности;
2) верность личного состава воинскому долгу, военной присяге. Уровень правового сознания военнослужащих. Отношение военнослужащих к нравственным ценностям. Уровень воинской дисциплины и правопорядка;
3) преобладающие настроения, мнения военнослужащих по основным  событиям внешней и внутренней жизни страны и положения войск;
4) удовлетворенность военнослужащих характером служебной деятельности и прохождением службы в конкретной части и регионе;
5) социальный, национальный и религиозный состав войск (сил). Характер взаимоотношений между военнослужащими. Уровень социальной напряженности в воинских коллективах (наличие противоречий, конкретных протестных действий по защите своих прав и удовлетворению жизненных потребностей);
6) влияние на военнослужащих социально-политической, экономической, криминогенной обстановки в регионе дислокации. Статус военнослужащих среди местного населения.
     После того как выбраны показатели и установлены критерии оценки показателей, появляется реальная возможность оценить достаточно полную и нужную  информацию, характеризующую показатели, и сопоставить их с соответствующими критериями.
Оценка информации включает:
а) содержание информации (официальная и неофициальная и соотношение между ними; информация лояльная и подрывная, внутренняя и получаемая извне, и др.);
б) источники информации;
в) отношение к информации различных групп военнослужащих (избирательное, отрицательное, безразличное);
г) быстроту распространения информации;
д) действенность информации, ее побуждающее влияние;
е) реальные связи и контакты,  по которым  циркулирует информация.
5. Следующим этапом является определение соответствующих методов оценки морально-психологического  состояния.
     Среди методов оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов можно выделить основной – всеобщий метод диалектики, который сам непосредственно морально-психологическое состояние не оценивает, но позволяет сформулировать требования диалектической логики, соблюдение которых обеспечивает научный характер оценки. Активно используются также общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, интуиция, обращение к прежнему опыту), с помощью которых определяются конкретные количественные характеристики показателей морального духа войск, а также частно-научные (в данном случае – психологические и социологические) методы, например, прямое наблюдение проявлений деловых, моральных, психологических качеств военнослужащих, изучение документальных источников, проведение анкетных опросов и интервью (бесед), изучение формальной и неформальной структур воинских коллективов, социологические эксперименты, которые усиливают общенаучные методы.
     Использование существующих апробированных методов помогает в какой-то мере оценивать морально-психологическое состояние, но не дает возможности избегать определенных недостатков в оценке,  что, в общем-то, понятно, так как в каждом конкретном случае ставятся вполне определенные задачи. Рассмотрим сильные и слабые стороны применяемых методов.
     Аналогия как метод оценки морально-психологическою состояния наиболее широко используется командирами и офицерами воспитательных структур, которые, накопили большой опыт работы, для большинства жизненных ситуаций располагают аналогом их объективной оценки и осуществляют ее безошибочно даже на основе неполных данных.
     Командирами и офицерами воспитательных структур широко применяется такой метод оценки морально-психологического состояния, как интуиция. Успешно его могут применять только офицеры, имеющие определенный опыт работы. Интуиция позволяет на основе лишь отрывочных данных неосознанно вырабатывать цельную картину духовной жизни подразделения, части. В то же время интуитивная оценка не обосновывается какими-либо данными или расчетами. При решении повседневных задач интуиции бывает достаточно, но в сложных ситуациях она оказывается зыбкой основой для получения правильной оценки.
     Войсковые офицеры применяют часто и такой метод оценки, как обращение к прежнему опыту. Процесс оценки в данном случае осуществляется по принципу: если морально-психологическое состояние при решении предыдущей задачи было оценено верно и это обеспечило ее выполнение, значит, есть вероятность правильной оценки состояния военнослужащих и при выполнении новой задачи. Этот метод нередко оказывается достаточным для преодоления неопределенности в оценке. Но его необходимо дополнять другими, о которых уже шла речь.
     В войсках нашел широкое применение метод наблюдения. Наблюдение обеспечивает сбор первичной информации путем непосредственного восприятия различных сторон морального состояния. Оно планируется по заранее продуманной методике, данные фиксируются в дневниках по определенной системе. Более объективная оценка достигается независимой работой нескольких специалистов.
Вместе с тем применение данного метода связано с трудностями, а именно: возможностью неоднозначного истолкования наблюдаемых действий воинов, наличием разных критериев в оценке, а также тем, что морально-психологическое состояние не поддается непосредственному наблюдению, да и само наблюдение ограничено во времени.
     Изучение документов – важный метод сбора информации о морально-психологическом состоянии. Искусство качественного анализа документов сводится к тому, чтобы из многих данных уметь отобрать две-три группы, наиболее полно характеризующие духовное состояние воинского коллектива, и по ним воспроизвести все стороны морального состояния, дать его оценку на конкретный момент времени.
     Одним из методов, который несложно осуществить с помощью ЭВТ, является контент-анализ, то есть анализ текста. Он состоит в том, что обрабатываемая информация переводится в количественные показатели, которые затем подвергаются математической обработке методами статистики. Однако недостаточное наличие электронно-вычислительной техники в подразделениях не всегда делает возможным широкое применение офицерами этого метода.
     Использование методов анализа документов связано со многими, трудностями, а именно: «отставанием» документов от реальной жизни воинских коллективов, отражением в документах лишь результатов воинской деятельности, а не ее процесса, невозможностью прямого использования фактов документа в процессе оценки.
     «Отставание» документа от жизни может быть компенсировано с помощью интервью или беседы с личным составом подразделения, части. Беседы могут быть документальными или проводиться в форме интервью. Опытный офицер способен даже в краткой беседе по  телефону с отдельным воином осуществить зондаж положения дел, выяснить важные для оценки факты. Беседа ведется, как правило, по заранее подготовленной системе вопросов. Опрос в целях оценки морально-психологического состояния может быть осуществлен и с помощью анкет.
     Вышеназванные и другие методы, применяемые в практике оценки морально-психологического состояния в войсках, определяют в первую очередь качественный аспект оценки. Количественный же аспект оценки определяется с помощью имеющихся и используемых командирами и офицерами воспитательных структур методик оценки.
     В частности, с 1977 г. на командно-штабных учениях в Вооруженных Силах, а в последние годы и в войсках гражданской обороны применялась методика оценки состояния военнослужащих в ходе боевых действий, разработанная полковником Г.А. Давыдовым  [7, с. 26-40], ядро которой составляет формула:



Тютченко А.М.,  СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ 	МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ  	И ЕГО ОЦЕНКИ




где СИА – степень информированности личного состава о политических событиях, решаемых задачах, авторитет и единство действий офицерского состава (определяется следующим образом: знают все, авторитетны и едины – 100-процентный уровень состояния, самый высокий уровень; знают частично, авторитетны, но нет единства – более 50-процентный уровень, что свидетельствует о достаточной или средней устойчивости; не знают, не авторитетны – менее 50-процентный уровень (низкий), ведущий к деморализованности войск. Примерно так же определяются уровни и по другим нижеперечисленным показателям);
УО – уровень обученности (процент офицеров с высшим военным и средним образованием, процент солдат и сержантов по призыву по периодам службы и по контракту с высшим, средним и т.д. образованием);
БО – наличие боевого опыта (процент участников боевых действий; для военнослужащих войск гражданской обороны – процент принимавших ранее участие в аварийно-спасательных работах);
 ОУ – наличие органов управления и эффективность их функционирования;
УБД – успешность боевых (учебно-боевых) действий (процент надежно действующих подразделений при выполнении аварийно-спасательных работ);
ФС – физиологическое состояние (своевременный и достаточный отдых или же усталость);
У – укомплектованность (процент укомплектования штата личным составом);
В – вооружение (процент, доля средств защиты);
МТО – материально-техническое обеспечение (процент по всем видам в целом, бесперебойность – процент по дням); 
КБС – коэффициент боевой слаженности (сплоченности) военнослужащих. Его значения: 1 – если все воинские коллективы сложились и сплоченны; ¾, 4/5, 5/6, 6/7… – если коллективы еще не сложились; 0 – если личный состав охвачен паникой.
     По предложенной формуле оценивать морально-психологическое состояние можно неоднократно, всякий раз, как только командир вынужден будет принимать новое решение в процессе управления действиями подразделения, части. Предусматривается и наглядное отражение динамики морально-психологического состояния военнослужащих на графике, где по горизонтали откладывается время деятельности, а по вертикали – уровень морально-психологического состояния военнослужащих в процентах.
     Положительное в данной методике то, что она оперирует относительными величинами (в отличие от некоторых других, которые действуют с величинами абсолютными) и за счет этого помогает зачастую избежать необоснованных выводов, которые иногда могут быть в конечном результате. Эта методика дает во многом верный итог. Но она не преодолевает все недостатки, в том числе трудности при оценке отдельных процентов и коэффициентов.    
     Интересной является методика оценки морально-психологического состояния, предлагаемая капитаном I ранга В.П. Кашириным [2, с. 160-175]. Он рекомендовал выделять две группы показателей: общие (качество решения задач, уровень готовности подразделения к действиям, качество содержания техники, состояние воинской дисциплины) и специфические показатели, первая подгруппа которых оценивает состояние за определенный промежуток времени и ее показателями являются степень уверенности личного состава в успешном решении задач, готовности к риску, решимость действовать соответствующим образом, военно-служебная активность, управляемость личного состава, а вторая подгруппа показателей оценивает морально-политические возможности военнослужащих и включает политическую и нравственную зрелость, а также сплоченность военнослужащих.
     Автор методики предлагает процедуру оценки состояния осуществлять в такой последовательности:
1) оценки общих основных показателей состояния и на основе этих оценок – предварительный вывод о степени здоровья состояния личного состава;
2) выявление и количественная оценка частных, дополнительных показателей, на основе которых выводится общая оценка каждого специфического показателя;
3) на основе оценок специфических показателей делается второй общий вывод о степени здоровья морально-психологического состояния; 
4) с учетом общих выводов о состоянии делается обобщенный вывод, итоговая оценка степени здоровья;
5) оценивание степени прочности, устойчивости и в целом надежности морально-психологического состояния.
Оценка общих показателей производится по пятибалльной шкале. Их общая оценка производится по формуле
 
О1К1 + … ОnКn ,
n

где О1 … n – оценка первого и т.д. показателя;
К1 … n – коэффициент корреляции между соответствующим показателем и морально-психологическим состоянием;
n – число оцениваемых показателей.
Оценка специфических показателей состояния осуществляется на основе оценивания частных показателей каждого общего показателя. Уровень развития соответствующего показателя оценивается также по пятибалльной шкале.
Общая оценка каждого специфического основного показателя производится по системе оценок соответствующих частных показателей по вышеприведенной формуле; по ней же осуществляется и общая оценка морально-психологического состояния личного состава подразделения, части по системе специфических основных показателей. 
Обобщенная итоговая оценка степени здоровья морально-психологического состояния определяется по формуле

МПС = АКа + БКб ,
           2

где А – оценка по системе общих, объективных показателей;
К – коэффициент корреляции между А и МПС;
Б – оценка по системе специфических показателей;
Кб – коэффициент корреляции между Б и МПС.
     В целом морально-психологическое состояние личного состава оценивается как здоровое или нездоровое. Для более корректной дифференциации уровня развития морально-психологического состояния его рекомендуется оценивать: здоровое отличное, высокое; здоровое хорошее, среднее; здоровое удовлетворительное, минимально допустимое; нездоровое, нежелательное, недопустимое; нездоровое, крайне нежелательное.
Заслуживает внимания методика экспресс оценки морально-психологического состояния подразделения, которую разрабатывал подполковник Маслюк С.Г. [3, с. 176-190].  
     Она основана на фундаментальном положении психологии о единстве сознания и деятельности, содержание которого заключается в том, что наиболее адекватно о внутреннем мире человека можно судить по его поведению, поступкам, деятельности в широком смысле этого слова. В частях и подразделениях существует большое количество традиционно фиксируемых показателей, характеризующих основные формы жизнедеятельности личного состава. Все эти показатели были сгруппированы в три больших подраздела (около 30 показателей в каждом), а затем на основании экспертного опроса были выявлены весовые коэффициенты каждого по степени отражения морально-психологического состояния личного состава.
     В первом разделе «Политические, нравственные, правовые знания, взгляды и убеждения членов воинского коллектива, умения и навыки применять их на практике» наиболее весомыми оказались показатели: наличие попыток уклонения, отказа от выполнения задач по политическим мотивам; наличие (количество) военнослужащих, допускающих националистические, антипатриотические высказывания; количество (процентный вес) военнослужащих, принимающих активное участие  в общественной жизни подразделения.
     Во втором разделе «Показатели дисциплинированности, организованности и сплоченности подразделения» выделились показатели: наличие микрогруппировок на национальной почве; количество фактов группового протеста против распоряжений или указаний и т.д.
     В третьем разделе «Показатели хода и результатов решения задач» отмечались, прежде всего, такие показатели как: оценка способности подразделения привести себя в готовность к выполнению задач; общая оценка боевой и специальной подготовки; количество военнослужащих, владеющих двумя или более смежными специальностями.
     Дальнейшая несложная математическая обработка по формуле, представляющей отношение суммы основных показателей с их весовым коэффициентом к общему количеству этих показателей, позволяет с учетом сравнительно небольшого количества наиболее весомых показателей оперативно производить командиру или офицеру воспитательных структур экспресс-оценку морально-психологического состояния личного состава в тот или иной период службы.
     В 1995 г. в журнале «Ориентир» была опубликована статья Рябинина В., в которой предлагается вариант оценки морально-психологического состояния на корабле [9, с. 25-28]. Автор раскрывает порядок работы по оценке состояния военных моряков. Этот подход можно использовать в других видах Вооруженных Сил, а также в других силовых министерствах.
     Регулярно, с периодичностью месяц-полтора, составляется анкета-опросник. Подбираются вопросы, которые в данный период актуальны для экипажа и касаются аспектов военной службы, этики поведения, флотского товарищества, взаимопомощи, патриотизма и т.п.
Для обеспечения надежности опросника до 15-20% вопросов выполняют функцию «шкалы лжи», показатели которой выше допустимого уровня и указывают на то, что ответы данного респондента не могут быть приняты во внимание.
     На каждый вопрос предлагается четыре варианта ответа, которые оцениваются по шкале от 2 до 5. Опрос проводится анонимно. Затем подсчитывается средний арифметический балл и по таблице определяется реальный уровень морально-психологического состояния на данный момент.   
     Вопросы могут формулироваться примерно так. Как Вы ведете себя в критической обстановке? Был ли за время службы хотя бы один случай, когда Вам хотелось выругаться нецензурно? Как Вы поступите, если дали обещание товарищу, но по ряду причин выполнить его не можете? Если вдруг ссоритесь с другом, готовы ли Вы уступить первым? Переживаете ли Вы, когда с Вами поступают несправедливо? Сослуживец купил дорогую вещь, а ночью она исчезла, Вы случайно узнали, кто ее взял. Как Вы поступите? и т.д.
     С 1998 г. в Вооруженных Силах используется методика оценки морально-психологического состояния военнослужащих [6].  
По мнению ее разработчиков, применение методов социологии при оценке морально-психологического состояния личного состава позволяет дать качественную и количественную характеристику уровней состояния различных категорий военнослужащих, сделать вывод о морально-психологической готовности воинских формирований к выполнению задач по предназначению, выявить изменения в общественном мнении военнослужащих и обосновать управленческие решения.
    Разработанная модель структуры морально-психологического состояния позволила выделить из многообразия проявления внутреннего состояния военнослужащих наиболее значимые показатели, которые выражаются в текущих оценочных суждениях офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат. На основе данных социологических исследований определен их перечень: 23 показателя для офицеров и прапорщиков, 22 – для военнослужащих по призыву (по контракту).
     Эти показатели условно объединены в параметры морально-психологического состояния: устойчивость и управляемость. Например, показателями параметра устойчивости являются: значимость для офицера понятий воинской чести и достоинства; готовность к самопожертвованию; уверенность в своей способности выполнить задачи; удовлетворенность отношениями в коллективе; уверенность в своих сослуживцах и др.
     Показателями параметра управляемости являются: удовлетворенность заботой государства о военнослужащих; степень одобрения курса руководства страны; уровень доверия высшему руководству; уровень авторитета непосредственному командиру; оценка престижа военной службы в обществе и т.д.
Должны быть тщательно соблюдены правила отбора военнослужащих для проведения опроса. Для опроса разработаны специальные анкеты: для офицеров и прапорщиков – Анкета 1 «ОМПС – оф.»; для солдат и сержантов по призыву (контракту) – Анкета 2 «ОМПС – л/с».
     Порядок оценки морально-психологического состояния:
а) провести два анкетных опроса: с офицерами и прапорщиками и с солдатами и сержантами;
б) посчитать вручную или на ПЭВМ в процентах линейное распределение ответов по вопросам анкет;
в) выбрать из полученных данных значения показателей и записать их в специальную графу бланков оценки состояния;
г) умножить значения показателей на соответствующие весовые коэффициенты значимости и результат записать в специальную графу;
д) рассчитать среднеарифметические значения для 23 (22) показателей состояния различных категорий военнослужащих и отдельно для параметров устойчивости и параметров управляемости. Полученные величины являются соответственно уровнем морально-психологического состояния, уровнем устойчивости и уровнем управляемости состоянием той или иной категории военнослужащих. Значения уровней записать в специальную графу бланков оценки;
е) сравнить полученную величину значения уровня состояния различных категорий военнослужащих с соответствующей шкалой и дать оценку морально-психологического состояния категориям военнослужащих: высокое, стабильное, нестабильное или низкое; 
ж) для дополнительной характеристики состояния военнослужащих полученные цифровые значения уровней устойчивости и управляемости состояния сравнить с соответствующими шкалами и дать оценку морально-психологического состояния каждой категории военнослужащих по параметрам устойчивости (устойчивое, в целом устойчивое, ограниченно устойчивое, неустойчивое) и управляемости (управляемое, в целом управляемое, ограниченно управляемое, слабо управляемое).  
     Общая оценка морально-психологического состояния части («удовлетворительно» или «неудовлетворительно») выводится из двух оценок морально-психологического состояния: оценки состояния офицеров и прапорщиков и оценки состояния солдат и сержантов. Оценка «удовлетворительно» выставляется при «высоком», «стабильном», или «нестабильном» состоянии всех категорий военнослужащих. Оценка «неудовлетворительно» выставляется при «низком» состоянии хотя бы одной из категорий военнослужащих.
     Анализ имеющихся методов и методик оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов можно продолжать, но и приведенные примеры показывают, насколько разнятся подходы к оценке, используемые в частях и подразделениях. 
6. Особого внимания заслуживает стадия  выработки итоговой оценки, формирования оценочного вывода. Тут очень важную роль играет форма вывода. Каким ему быть (пространным суждением или балльным выражением, обстоятельным выводом или коротким заключением), зависит как от цели оценки, так и от предмета ее.
     Так как предмет оценки у нас сложный, включает целый комплекс элементов, а каждый элемент имеет несколько показателей, то балльная форма представляется неэффективной. Целесообразнее в данном случае представляется оценочный вывод компетентного лица, содержащий ряд суждений об оценке морально-психологического состояния.
     Приведем пример оценочного вывода.
     Чаще всего определяется степень соответствия текущего уровня морально-психологического состояния личного состава решаемой задаче, и для этого офицерами используются следующие качественные определения этого состояния:
– высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу, сохранив способность части (подразделения) к АСДНР;
– среднее, когда оно позволяет в основном выполнить задачу;
– низкое, когда задача наверняка выполнена не будет.
     Качественными определениями, используемыми в войсках, могут быть и такие, как здоровое или нездоровое морально-психологическое состояние. Причем по этим трем или двум определениям дается дифференцированная оценка морально-психологического состояния, например, управления соединения, части, подразделений.
     Таким образом,  оценочный вывод может быть разнообразным, но, независимо от его формы, оценка морально-психологического состояния будет объективнее, если:
– проводится многократный съем информации;
– информация моментально обрабатывается;
– применяется несколько методов оценки.
     Основные обязанности должностных лиц по изучению и оценке морально-психологического состояния.
     Командир обязан:
– лично изучать и оценивать состояние военнослужащих и воинских коллективов;      
– требовать объективного и своевременного доклада о морально-психологическом  состоянии  подчиненных  подразделений  от  подчиненного заместителя по воспитательной работе, от начальников служб;
– лично проводить мероприятия по воспитательной работе в целях изучения настроений военнослужащих.
     Заместитель командира по воспитательной работе обязан:
– собирать данные о морально-психологическом состоянии от подчиненных командиров  и офицеров воспитательных структур;
– проводить работу совместно с офицерами штаба по изучению и оценке состояний частей и подразделений;
– лично участвовать в проведении мероприятий по боевому и политическому информированию, общественно-государственной подготовке, воспитательной работе в подчиненных подразделениях;
– обучать подчиненных офицеров методике изучения и оценки морально-психологического состояния.
     Психолог обязан:
– изучать и оценивать социально-психологические процессы (социально-психологический климат) в воинских коллективах, личные качества военнослужащих, их мнения и настроения;
– проводить индивидуальную и групповую психологическую профилактику;
– своевременно докладывать заместителю командира по воспитательной работе о результатах изучения и оценки положения дел в подразделениях;
– принимать участие в оценке морально-психологического состояния (по указанию старших начальников).
     Деятельность по изучению и оценке морально-психологического состояния военнослужащих является важным направлением работы офицеров по подготовке воинских коллективов к решению боевых (учебно-боевых) задач. Она направлена на то, чтобы определить соответствие имеющихся нравственных и психологических качеств предъявляемым к ним требованиям воинских уставов, Военной присяги, приказов министра обороны Российской Федерации. Успешное решение этой задачи возможно при создании и внедрении в практику командиров и офицеров воспитательных структур стройной и эффективной системы работы по планированию этого процесса, обучению офицеров и актива, совершенствованию материально-технической базы, изучению и оценке морально-психологического состоянии личного состава.

***

     В условиях военной реформы, происходящей в Вооруженных Силах Российской Федерации, нацеленности на качественные параметры в строительстве российской армии, повышения роли человеческого фактора в жизни и деятельности воинских коллективов изучение, оценка, прогнозирование и формирование морально-психологического состояния личного состава являются важными задачами командиров, штабов, офицеров воспитательных структур, в том числе и военных психологов.

 


Литература

 


1.  Бондаренко В.А. Оценка, ее место и роль в деятельности офицера-политработника. – М.: ВПА, 1987. – С. 12-20.
2. Каширин В.П. Методологические аспекты анализа и оценки политико-морального состояния личного состава. – Севастополь, 1988. – С. 160-175.
3.  Каширин В.П., Маслюк С.Г. Определение системы факторов, влияющих на содержание и динамику политико-морального состояния первичного воинского коллектива: Отчет по КНИР. – М.: ВПА, 1989. – С. 176-190.
4.  Клаузевиц. О войне: В 2 т. – М., 1936. – Т. 1-2
5.  Макиавелли Н. О военном искусстве. – М., 1936
6. Методика оценки морально-психологического состояния военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (на основе анкетного опроса). – М.: ГУВР, 1998.
7. Методологические и методические вопросы оценки и прогнозирования морального духа армии, политико-морального состояния войск. – М.: ВПА, 1988. – С. 26-40.
8.  Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 317, Т. 2. – С. 75.
9.  Рябинин В. Можно ли измерить морально-психологическое состояние? // Ориентир. – 1995. – № 12. – С. 25-28. 
10. Скобелев М.Д. Армейские вопросы. – СПб., 1893. – Вып. 1
11. Суворов А.В. Полковое учреждение. – М., 1949.
12. Утлик Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива   /Психологические аспекты/. - М.: ВПА, 1982.
13.  Фельдмаршал Кутузов: Сб. документов. – М., 1947.  
14.  Филострат Флавий. Жизнь Аполлония Тианского . – М.: Наука, 1985. – С. 59.
15.  Цицерон М.Т. Диалоги. – М., 1966. – С. 15-16 и др.