PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е.С. ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Журнал » 2011 №4 : Романова Е.С. ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
    Просмотров: 9693

1.    Теория и метод системной психологии

ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Романова Е.С.,
МГПУ, Москва

 


В статье рассматриваются общие проблемы становления системы профориентационной работы в школе как определенного социального института. Представлен спектр инноваци-онных идей и подходов, новых технологий и методов работы в сфере профориентации. Ре-ализована комплексная полипрофилирующая программа профориентационной работы в школе, которая представляет собой целостную систему профориентации молодежи на этапе школьного обучения.
Ключевые слова: современная школа, научно-исследовательская деятельность, профес-сиональная ориентация, психологическое сопровождение, полипрофилирующая программа, личностный потенциал.


INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INSTITUTE IN A SYSTEM
 OF THE VOCATIONAL GUIDANCE WORK


Romanova E.S.,
MCPU, Moscow

 


In this article the general problems of formation of a system of vocational guidance work at school as a certain kind of a social institute are considered. The spectrum of the innovative ideas and the approaches, new technologies and methods of work in the vocational guidance sphere is presented. The integrated poly-vocational program of the vocational guidance work at school is realized, which represents a complete system of vocational guidance of youth at a stage of school training.
Keywords: modern school, research activity, vocational guidance, psychological maintenance, poly-vocational program, potential of the personality.


Введение


     В концепции модернизации российского образования определены основные направ-ления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образо-ванные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
     В настоящее время в образовательном пространстве г.Москвы активно происходит процесс оформления системы профориентационной работы в школе как определенного со-циального института. Имеется целый спектр инновационных идей и подходов, новых тех-нологий и методов работы в сфере профориентации, однако до настоящего времени не су-ществует единой, целостной системы профориентационной работы. К нерешенным про-блемам относятся: несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру и темпам изменений мира профессиональной деятельности; отсутствие системного подхода к профориентационной работе по формированию у школьников интереса к профессиям, востребованным экономикой города; неготовность педагогических коллективов школ к из-менениям в работе образовательного учреждения по профориентации выпускников.
     Научно-методологические основы психологического сопровождения профессио-нального и гражданского становления личности, исследования профессиональной направ-ленности молодежи и формирования ее готовности к выбору профессии разрабатываются в Институте психологии, социологии и социальных отношений длительное время. Работы ведутся в рамках научной школы «Психологические аспекты гражданского и профессио-нального становления участников образовательного процесса» (код научной специальности 19.00.01 , 19.00.07) , в которую входят более 15 докторов и кандидатов наук. Разработки ученых этой научной школы учитывают отечественные и зарубежные научные исследова-ния в области профессионального самоопределения школьников и практический опыт ор-ганизации системы профориентации в учебных учреждениях.


Организация профориентационной работы в школе

 

     Общеобразовательная школа является центром профориентационной работы. Основная цель деятельности школы – подготовить молодого человека к взрослой трудовой жизни. Для достижения этой цели выполняются задачи интеллектуального развития, моральнонравственного становления, физического развития, в процессе решения которых существенное место занимает профориентационная работа.
     Будучи важным звеном деятельности всего школьного коллектива, работа по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии должна осуществляться по заранее раз-работанному плану. План профориентационной работы является необходимым инструментом управления этой важной областью деятельности школы и основывается на глубоком знании целей, стоящих перед педагогическим коллективом, а также определяет оптималь-ные условия и способы реализации системы мероприятий профориентационного характера, сроки выполнения конкретных задач и их исполнителей. Поскольку главная цель профориентационной работы в школе заключается в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, планирование этой работы должно направлять исполнителей, прежде всего на достижение указанной цели.
     Профориентация учащихся в школе осуществляется как в процессе их обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. В этой работе принимают участие весь педагоги-ческий коллектив, медицинский работник, библиотекарь, родительский комитет. Большую роль в организации и проведении профориентационной работы в школе играют школьные психологи и социальные педагоги.
     Объектом планирования становится деятельность профориентационного характера всех названных звеньев. План должен раскрывать содержание деятельности каждого звена школьного коллектива, включенного в профориентационную работу. Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом.
     При организации системы профориентационной работы в школе необходимо учиты-вать следующее:
-    в любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть, по воз-можности, отражены задачи профессиональной ориентации;
-    все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентаци-онную работу;
-    необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех специалистов, участ-вующих в проведении работы по профориентации.
     План профориентационной работы в школе должен включать в себя систему меро-приятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллекти-ва знаниями и методикой проведения профориентационной работы.
     При планировании профинформационных мероприятий следует предусматривать необходимость ознакомления учащихся со структурой экономики страны в целом, с отдельными отраслями, видами профессиональной деятельности и конкретными профессиями. Планирование информационного материала осуществляется с учетом сведений о по-требности в кадрах в данном регионе и о возможностях трудоустройства выпускников школы. Планирование профинформационных мероприятий должно осуществляться с уче-том целесообразности применения в каждом конкретном случае той или другой формы по-дачи информационного материала. При этом принимаются во внимание содержание рас-крываемой профессиональной деятельности, возрастные особенности учащихся и другие факторы.
     Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии начинается уже с первых лет их пребывания в школе. Возрастные особенности учащихся определяют дифференциа-цию задач профориентационной работы на разных этапах школьного образования. В про-цессе подготовки учащихся в выбору профессии можно условно выделить три этапа:
     Первый этап профориентационной работы – работа с младшими школьниками. Ос-новная задача его состоит в воспитании у детей общей трудовой направленности, любви и добросовестного отношения к труду, готовности выполнить любую работу, необходимую обществу, умения подчинять свои личные интересы интересам коллектива. На этом этапе в планировании профориентационной работы должны быть предусмотрены такие мероприятия, которые раскрывали бы перед школьниками значение труда в жизни человека и общества, важность труда представителей различных профессий.
    Младшие школьники приобретают уже некоторые общетрудовые умения, навыки, проявляют интерес к различным сферам деятельности. Эти познавательные процессы следует у учащихся развивать, проводя с ними беседы о людях разных профессий. При планировании бесед, экскурсий, знакомящих младших школьников с профессиями, следует помнить, что в силу возрастных особенностей психики этих учащихся планируемые формы ра-боты должны иметь свои особенности в подаче информационного материала: раскрываются лишь самые общие черты данной сферы труда или профессии, дается элементарный ана-лиз содержания данной профессиональной деятельности. Нужно учесть то, что анализ пси-хологических психофизиологических требований профессий к человеку еще недоступен для понимания детьми младшего школьного возраста.
     Второй этап подготовки учащихся к выбору профессии – в средних классах. На этом этапе продолжается работа по формированию у школьников положительного отношения ко всем видам трудовой деятельности. Основным содержанием профинформационной работы на втором этапе является ознакомление учащихся с возможно более широким кругом ведущих профессий из различных отраслей экономики. Внимание педагога, ведущего профориентационную работу с учащимися, должно быть направлено на изучение динамики интересов у подростков, на их изменения и развитие.
    Планирование профориентационной работы на этом этапе школьного образования должно служить расширению и углублению познавательных интересов учащихся. Планируемые мероприятия (экскурсии, встречи со специалистами и др.) уже более глубоко, чем на первом пропедевтическом этапе, знакомят учащихся с миром профессий. При ознакомлении с какой-либо отраслью экономики перед учащимися раскрываются характерные черты основных массовых профессий этой отрасли.
     В планировании профориентационных мероприятий в средних классах особое место следует отвести изучению школьниками структуры ближайших к школе предприятий и ведущих профессий этих предприятий, в кадрах для которых существует потребность. Здесь могут быть запланированы (особенно в 7-8 классах) беседы и экскурсии на темы: «Специальности, в которых больше всего нуждается наш город и район», «Важнейшие отрасли промышленности нашего города и работающие в них специалисты» (экскурсии на предприятии), «Роль химии в экономике страны» (экскурсия на соответствующее предприятие) и т.п.
     Помимо бесед, экскурсий, встреч со специалистами для расширения круга интересов учащихся этого возраста могут планироваться: демонстрация фильмов и видеоматериалов о профессиях, обсуждение телепередач с профориентационной тематикой, организация вик-торины «Кто знает наибольшее количество профессий» и др.
     Работа учителей-предметников, направленная на расширение и углубление интере-сов учащихся, систематически сопровождается выявлением их интересов и склонностей, на основании чего можно формулировать советы о целесообразности выбора того или другого вида дополнительных занятий факультатива, кружка и т.п.
     Последний, третий этап подготовки учащихся к выбору профессии – в старших класса. Так же, как и на предыдущих этапах планируются мероприятия, направленные на формирование у учащихся психологической готовности к труду, расширению их знаний о мире профессии. Получив определенный багаж знаний, старшеклассники психологически готовы к восприятию более сложного информационного материала о выборе профессии. В этот период может быть организован курс занятий об основах выбора профессии. Планируемые профинформационные мероприятия строятся таким образом, чтобы в их процессе давался глубокий социально-экономический и психологический анализ профессий. Качественно более высокий уровень профессиональной информации на этом этапе способствует тому, что старшеклассники, усваивая ее, в то же время овладевают способами самостоя-тельного анализа профессий.
     Планирование профориентационной работы со старшеклассниками предусматривает уже не только проведение мероприятий по расширению их знаний о мире профессий и раз-витию познавательных интересов, но и такие формы работы, которые направлены на фор-мирование, углубление, закрепление возникших ранее интересов к отдельным сферам труда, профессиям. В планировании профконсультационной работы на этом этапе работы видное место должно быть отведено изучению учителем и школьным психологом индивидуальных особенностей учащихся, на основании которых можно помочь школьнику выбрать направление его будущей деятельности.
     Повышение эффективности профориентационной работы возможно при соблюдении следующих принципов:
-    принципа систематичности и преемственности;
-    принципа взаимосвязи школы и семьи;
-    принципа связи профориентации с жизнью;
-    принципа сочетания массовых, групповых и индивидуальных форма работы;
-    принципа дифференцированного подхода к учащимся.
     Важным фактором успешной профориентационной работы в школе является ее лич-ное принятие педагогами и другими участниками образовательного процесса, осознание значимости и ценности. Для организации и координации работ по профориентации целесообразно создание в школе Совета по профориентации или другого координирующего органа, в которых входят представители разных структур, участвующих в профориентационной деятельности. На основе общешкольного плана профориентационной работы должны планировать свою работу участники профориентации: учителя-предметники, классные руководители, школьная психологическая служба, социальный педагог, родительский комитет и другие.

 


Инновационная деятельность Института

 

     В контексте сказанного с 2008 по 2011 годы Институт психологии, социологии и со-циальных отношений осуществлял разработку и реализацию методических и организаци-онных основ психологического сопровождения профессиональной ориентации учащихся на Городской экспериментальной площадке «Организация и психологическое сопровождение профориентации учащейся молодежи», включающей несколько общеобразовательных учреждений города Москвы.
     Выполненная работа была направлена на оказание научной и методологической по-мощи общеобразовательной школе, от которой в настоящее время требуется создание условий для формирования у школьников индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовно-сти к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
     Работа выполнялась в обеспечение следующих пунктов программы «Столичное образование – 5»:
П.5.1.2. Общее образование. П.21. Разработка учебно-дидактического комплекта для профориентационной работы со школьниками в общеобразовательных учреждениях с учё-том социально-экономического развития региона. П.24. Разработка рекомендаций по педа-гогической и информационной поддержке подростка в ситуации профориентационного вы-бора.
П.5.2.4. Психологическое обеспечение образования. П.6. Разработка и апробация иннова-ционных технологий психологического сопровождения различных контингентов обучаю-щихся.
П. 5.3. Реализация комплексных проектов образования. 5.3.1. Развитие системы воспи-тания детей и молодёжи в городе Москве. П.27. Разработка дифференцированных про-грамм профессиональной ориентации и программ трудового воспитания учащихся.

     Научно-исследовательская работа представляла собой комплексную научно-методическую разработку – разрабатывалась и апробировалась полипрофилирующая  программа организации и психологического сопровождения профориентации учащейся моло-дежи в школе. Программа основана на новом концептуальном подходе включения профо-риентационной работы в широкий контекст гражданского воспитания молодежи во взаимо-действии со всеми участниками образовательного пространства. Она на системном уровне объединяет все виды профориентационной работы – профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и развивающие занятия. Работа может проводиться как в первичных структурных подразделениях – общеобразовательных учреждениях и колледжах, так и на окружном и городском уровнях. Резуль-таты работы могут быть использованы при организации совместной работы психологической службы и педагогических коллективов в общеобразовательных учреждениях и при обмене позитивным опытом работы общеобразовательных учреждений города по поддерж-ке профессионального самоопределения обучающихся.
     В результате выполненных эмпирических исследований были проанализированы данные об особенностях профессиональной направленности и личностных качествах старшеклассников, составляющих основу универсальности – системного качества личности, обеспечивающего адаптацию и конкурентноспособность молодых людей в современных условиях динамичного рынка труда. К компонентам универсальности относятся: информа-ционная компетентность, способ решения стоящих перед учащимся разнообразных жиз-ненных задач (тип мышления), креативность, социальная компетентность, готовность к изменениям, эмоциональный интеллект и эмоциональное отношение к работе, готовность к изменениям. Разработаны и апробированы технологии развития универсальности, в том числе программы тренинговых и игровых занятий, программы диагностики и самодиагно-стики с учетом специфики общеобразовательной и вечерней сменной школы. Эффектив-ность разработки доказана с использованием метода формирующего эксперимента.
     Разработаны и апробированы инновационные технологии психологического анализа профессий и построения профессиограмм, методические рекомендации по использованию профессиограмм в процессе профессионального консультирования школьников. Составле-ны профессиограммы рабочих профессий, востребованных на современном рынке труда г. Москвы.
      Решаемые задачи потребовали совершенствования существующих диагностических подходов. В дополнение к существующим профориентационным методикам в Институте разработаны, валидизированы и апробированы новые авторские методы диагностики отдельных компонентов универсальности – опросник эмоционального отношения к работе, тест-опросник определения типов мышления, пакеты тестов исследования личностного профиля, креативности, эмоциональной и мотивационно-ценностной сферы подростков, включенные в общую батарею тестов, рекомендуемых как базовый диагностический инструментарий для внедрения в практику работы психологических служб школ.
     Апробированы новые активные формы работы со школьниками на основе познания мира профессий по профессиограммам с использованием результатов анкетирования, диа-гностики:
-    Предпрофильная диагностика учащихся 5-9 классов;
-    Профориентационное исследование среди учащихся 8-11 классов;
-    Профоринформирование учащихся 9-11 классов;
-    Диагностика познавательной и личностной сферы учащихся учащихся 5-11 классов;
-    Индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей;
-    Профориентационные игры и тренинги.
     Выработаны рекомендации по внедрению в систему вечернего (сменного) образования комплексной полипрофилирующей программы по организации и психологическому сопро-вождению профориентации учащейся молодежи.
     Результатом стало изменение у старшеклассников своего отношения к процессу вы-бора будущей профессии, повышение информированности о психологических особенностях профессий, повышение информированности в мире профессий, повышение успеваемости учащихся по ряду учебных предметов.
    Основу разработки составляют:
-    психологический анализ и профессиограммы по 48 рабочим профессиям;
-    программа повышения квалификации учителей по вопросам профессиональной ори-ентации учащейся молодежи;
-    методические рекомендации для учителей, школьных психологов, родителей и уча-щихся по выбору профессии;
-    программа тренинговых и игровых занятий, обеспечивающая технологии развития универсальности школьников с учетом специфики образовательных учреждений;
-    блок вновь разработанных диагностических методик;
-    программа работы с родителями;
-    программа профессионального консультирования с использованием профессиограмм и данных диагностики и самодиагностики;
-    программа занятий со школьниками, направленная на ознакомления их с рынком труда по современным востребованным профессиям, расширяющая социальный кругозор и гражданское самосознание школьников;
На рис. 1 и 2 представлена структурно-функциональная схема организации работ на ГЭП в течение трех лет.





 

Романова Е.С. ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ





 Рис. 1 Структурная схема организации работ на ГЭП по 3 годам (начало работ) .



Романова Е.С. ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ





 
Рис. 2 Структурная схема организации работ на ГЭП по 3 годам (окончание работ) .

Комментарии от школ-участников ГЭП

 

Мнение школьных коллективов участников ГЭП

Что дал эксперимент для программы развития школы

Программа на системном уровне объединяет все виды профориентационной работы – профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и развивающие занятия.

Результаты работы могут быть использованы при организации совместной работы психологической службы и педагогических коллективов в общеобразовательных учреждения.

Программа интегрирует работу всех участников образовательного процесса. Предполагает введение этапности при проведении работ по профориентации.

Для повышения качества педагогической деятельности коллектива

Программа повышает компетентность учителей и школьных психологов в области профессиональной ориентации.

Программа повышает мотивацию педагогического коллектива к вопросам профессионального самоопределения учащихся.

Для учащихся

Вводятся новые активные формы работы со школьниками на основе познания мира профессий по профессиограммам с использованием результатов анкетирования, диагностики и Программа реализована по отношению к учащимся старших классов с перспективой развития модели на процессы профориентации в начальной и средней школе.

Результатом будет повышение успеваемости учащихся по ряду учебных предметов.

Для родителей

Включение родителей в программные мероприятия как непосредственных участников процесса профессионального становления школьника

Для формирования социального партнерства вокруг школы

Создана базовая система профориентации в общеобразовательном учреждении во взаимодействии с окружным и городским центрами профориентации, колледжами и вузами и предприятиями-работодателями.

Для обеспечения открытости школы новым знаниям и технологиям

Программа предлагает инновационную технологию и конкретный инструментарий для работы школьных психологов и организаторов профориентационной работы в школе.

 

Для перехода на новые стандарты

В работе со школьниками предусматривается учет заложенных в новых стандартах подходов к развитию универсальных компетенций:

-        реализуется возрастная поддержка развития универсальных умений и компетенций;

-        контролируется процесс взросления и вхождения во взрослую жизнь.

Для перехода на новую систему оплаты труда

Повышение эффективности работы учителей дает возможность увеличения заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда

Для построения общей образовательной программы учреждения

Предполагается введение профориентационной тематики в образовательную программу учреждения в целях обеспечения развития школьников в соответствии с меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и системных изменений в образовательной среде.

 


Перспективные направления инновационной деятельности института


     Вектором ближайшего развития научно-исследовательской работы Института  по организации и психологическому сопровождению профориентационной работы является разработка модели деятельности окружного центра профориентации во взаимодействии со школами на основе компетентностного подхода к развитию социальных представлений о мире труда с учетом возрастных особенностей учащихся.
     Впервые планируется разработать модель взаимодействия Центра и общеобразовательных учреждений в плане реализации комплексных полипрофилирующих программ по профориентации учащихся на основе единого подхода к диагностике и развитию компетенций. Методологической основой является подход к психологическому анализу профессий и построению профессиограмм по психологическим критериям, включающим стратегии мышления, особенности межличностного взаимодействия, профессиональную направленность и другие особенности личности. Формирование информационной компетентности в мире профессий и положительного отношения к труду выступают в качестве основных мо-ментов в деятельности профориентаторов по развитию у школьников социальных представлений о мире труда. В процессе экспериментальной работы должны быть проанализи-рованы психодиагностические методики и активные методы обучения, применяемые в профориентационной практике, с точки зрения адекватности их применения и создания единых статистических норм для различных возрастных групп современных школьников. Планируется разработка и внедрение новых психодиагностических методик и технологий профориентационной работы.
     Использование активных методов обучения в процессе развития у школьников таких универсальных компетенций как социальный и эмоциональный интеллект, готовность к изменениям и принятию решения, креативность, ориентация на профессиональную самореализацию и других, подготовит выпускников школы к обоснованному выбору профессии.
     В современных условиях динамичного рынка труда становится очевидным, что школы оказываются не в состоянии самостоятельно организовать профессиональную ориентацию на должном уровне — дать выпускникам адекватное представление обо всем разнообразии видов трудовой деятельности, потребностях рынка труда, способах планирования карьеры с учетом своих интересов и возможностей. Для расширения возможностей учащихся реализуются разные формы внешкольной профориентации. Создание Центров профориентации позволяет внедрять инновационные методы и технологии, направленные на усиление связи школьного образования и профессиональной жизни.
     В настоящее время в образовательном пространстве города Москвы активно проис-ходит процесс оформления системы профориентации как определенного социального института. На уровне округов и школ проводятся выставки, семинары, конкурсы, работа над проектами, информирование и консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии. Но при этом сами средства и способы работы, инструментарий профкон-сультанта не являются предметом рассмотрения и оценки с точки зрения их адекватности поставленным задачам. Практически не рассматривается и не обсуждается выбор психоди-агностических методик, направленность игр и тренингов, применяемых в профориентационной работе. Часто профессиональная ориентация понимается как агитация и пропаганда определенных профессий, мест обучения и работы. Отсутствие единой целостной системы профориентационной работы на уровне округа проявляется в том, что не распределены полномочия и не определены функции отдельных компонентов системы, не установлены и нормативно не закреплены взаимосвязи различных участников профориентационного процесса и социальных партнеров.
     К основным проблемам можно отнести:
-    отсутствие преемственности в организации работы между общеобразовательными школами и окружными центрами профориентации;
-    неготовность педагогических коллективов школ к изменениям в работе по профори-ентации на разных ступенях школьного образования;
-    отсутствие подготовки специалистов по профориентации;
-    несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру и темпам изменений мира профессиональной деятельности;
-    отсутствие системного подхода к профориентационной работе по формированию у школьников интереса к профессиям, востребованным экономикой города;
-    несформированность единых требований для образовательных учреждений по про-ведению и оценке результатов профориентационной работы.
     Тема экспериментальной работы обусловлена необходимостью выработки единого подхода как к организации профориентационной работы во взаимодействии окружного Центра профориентации и общеобразовательной школы, так и к методам и средствам дея-тельности специалистов по профориентации. 


     Цели планируемой научно-исследовательской работы


1.    Создание новой инфраструктурной модели деятельности Центра профессиональной ориентации в округе, нацеленной на развитие системы столичного образования и отвечаю-щей современным подходам к организации внутришкольной и внешкольной профориента-ционной работы во взаимодействии всех участников образовательного процесса и работо-дателей.
2.    Экспериментальное обеспечение проекта «Строим школу будущего» для образова-тельных учреждений в плане подготовки учащихся к социально-экономическим условиям настоящего времени, к жизни в современном высокотехнологичном обществе.
3.    Инновация в образовательное пространство города Москвы новых технологий диа-гностики и развития способностей и компетентностей учащихся в контексте их профессио-нального выбора и самореализации.
     По результатам апробации разработанной в ходе исследования модели в окружном Центре и в образовательных учреждениях должна быть выстроена система организации профориентационной работы на разных ступенях образования с учетом возрастных особен-ностей учащихся. Произойдет распределение функций и разделение полномочий между участниками процесса профориентации – сотрудниками Центра, администрацией школы, учителями-предметниками, школьной психологической службой, классным руководителем и другими, усовершенствуется планирование профориентационной работы на единой науч-но-методической базе. Должны быть внедрены новые методы и технологии профориента-ционной работы с использованием активных методов обучения, новые пакеты психодиа-гностических методик, процедуры самодиагностики на основе психологического анализа профессий. В зависимости от специфики учебных заведений будет реализован индивиду-альный подход к работе с учащимися. Включение профориентации в более широкий кон-текст гражданского воспитания учащихся позволит образовательным учреждениям более обоснованно решать вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни
     В экспериментальной работе будут использованы методики и программы, разрабо-танные коллективом Института психологии, социологии и социальных отношений с целью профориентации в рамках научно-исследовательских работ по тематике психологического сопровождения профессионального и гражданского становления личности, в том числе комплексная полипрофилирующая программа по развитию универсальности как системного качества личности.
     Предложения по комплектации базовых батарей методик должны пройти теоретиче-скую апробацию в ходе их обсуждения на очных и заочных (интернет) конференциях, круглых столах, научных семинарах, и будут внедрены в практику профориентационной работы окружного Центра и общеобразовательных школ для сбора эмпирических данных о психологических особенностях развития личности, компетенциях и профессиональной направленности учащихся с учетом их возраста.
    К формам организации работы по профессиональной ориентации, в которую вклю-чены сотрудники педагогических коллективов Центра и школ, относятся: организация про-фессионального информирования (занятия по профориентации, встречи с представителями профессий, экскурсии, конкурсы и викторины, организация летнего профориентационного лагеря и другие), профессиональная диагностика и самодиагностика, групповое и индиви-дуальное консультирование. Планируется организация работы с родителями учащихся по психологическому просвещению в вопросах профориентации.

 

Заключение


     В современных условиях невозможно отрывать деятельность по профориентации от гражданского воспитания в целом; профориентация должна рассматриваться в контексте развития всех основных составляющих гражданской культуры личности: политической культуры; правовой культуры; толерантности; патриотизма; экономического мышления; психологической культуры.
     Необходимо готовить школьников к реальной жизни в обществе, формировать у них такую внутреннюю картину мира, основанную на знаниях и отношениях, которая позволила бы молодым людям наиболее эффективно использовать свой личностный потенциал на рынке труда.
     В деятельности по профориентации не должно быть преобладания одного компонента – информационного, диагностического или какого-то другого. Необходим целостный подход, основанный на психологическом сопровождении гражданского и профессионального становления личности.
Комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе у разных возрастных групп.
     В начальной школе, в связи с активным развитием когнитивного компонента соци-альных представлений, в программе гражданского воспитания необходимо планировать целенаправленную работу по формированию системы знаний об окружающем мире в целом.
     В средней школе работу целесообразно планировать отдельно для двух возрастных групп:
     В младшем подростковом возрасте, в связи с развитием эмоционально-оценочного компонента социальных представлений и активным проявлением познавательной активно-сти, необходимо начинать привлекать учащихся к реальной активной деятельности;
    В старшем подростковом возрасте, в связи с развитием ценностно-ориентировочного компонента наиболее эффективны методы гражданского воспитания, ориентированные на реализацию элементов решения проблемных, спорных задач, которые имеют место в обществе.
    Наиболее важным моментом реализации программ гражданского воспитания стар-шеклассников, у которых активно формируется поведенческий компонент социальных представлений, является создание условий для проявления их гражданского и профессио-нального выбора.
    Для реализации поставленных задач и создания системы профориентации необхо-димы: соответствующая нормативная база; новые технологии и методы работы; специально подготовленные кадры профориентаторов; взаимодействие всех участников образователь-ного процесса и


Литература

1.    Романова Е.С., «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессио-граммы», 2008г.
2.    Романова Е.С., «147 профессий. Психологический анализ и профессиограммы (3-е изд)» – СПб.: Питер, 2011. – 464 с.
3.    Романова Е.С., Психодиагностика. Третье издание, дополненное – М.: ООО «КноРус», 2011.
4.  Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхо-да // Системная психология и социология. – Т.1, №1, 2010. С. 43-57.
5.  Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология. – Т.1, №2, 2010. С. 28-42.
6.  Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников //Вестник практической психологии образо-вания №2 (23) – М., 2010. – С. 50-55
7. Романова Е.С., Решетина С.Ю., Абушкин Б.М., Комаров Р.В. Научно-информационный бюллетень «О профессиях Московского городского педагогического университета», М.:МГПУ, 2010.
8. Романова Е.С. Актуальные проблемы профориентационной работы на уровне общеоб-разовательного учреждения // Профориентационная работа в образовательных учреждениях. Теория и практика. Материалы ежегодной городской научно-практической конференции (20-21 октября 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. С. 5-12.
9.  Решетина С.Ю. Организация работы по психологическому сопровождению професси-ональной ориентации школьников на городской экспериментальной площадке // Профори-ентационная работа. Теория и практика. Материалы научно-практической конференции с международным участием (21-22 апреля 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. С. 121-123.
10.Абушкин Б.М. Научные подходы к применению психодиагностических методик для решения задач профориентации школьников // Профориентационная работа в образова-тельных учреждениях. Теория и практика. Материалы ежегодной городской научно-практической конференции (20-21 октября 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. С. 13-20.
11.Романова Е.С., Решетина С.Ю., Абушкин Б.М., Комаров Р.В.. Особенности современного рынка труда и проблемы профессиональной ориентации //Городские эксперимен-тальные площадки ИПССО в 2008-2009 г. Опыт работы, гл.5 – М.: МГПУ, 2010. – С. 118-150.