PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Казаренков В.И. Творчество педагога как система

Журнал » 2011 №3 : Казаренков В.И. Творчество педагога как система
    Просмотров: 4327

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА КАК СИСТЕМА

 

Казаренков В.И.,

РУДН, Москва

 

 В статье раскрывается содержание роли высшего образования и науки как ведущего системного интегратора во всестороннем развитии творческого потенциала личности в социокультурном, экономическом, правовом, нравственном и экологическом отношениях, обеспечивающих целостную многомерную самореализацию человека.

 Ключевые слова: творчество педагога, самоактуализация  личности, система.

 

TEACHER’S CREATIVITY AS A SYSTEM



Kazarenkov V.I.

Peoples’ Friendship

University of Russia (PFUR),

 Moscow

 

 

 In this article the content of the role of the higher education and the science is discussed as the leading system integrator of the all-round development of the personality’s creative potential in the socio-cultural,  economic, legal, moral and ecological directions, providing the integral multidimentional self-actualization of the person.

Key words: teacher’s creativity, self-actualization of the personality, system.

 

     Мировое сообщество в новом тысячелетии решило немало проблем, связанных с перспективами своего развития, но сделав стремительный рывок по пути переустройства планеты, оно оказалось перед проблемой существования Земной цивилизации. Человечество встало перед выбором: продолжать следовать по избранному пути, обеспечивающему уход человека от себя и окружающего природного мира, или, критически оценив свои действия, найти новый путь, ведущий к единству человека с природой, к культуре мира. Накопленные человеком знания и опыт развития отношений с окружающим миром подвели его к идее создания качественно нового постиндустриального общества. Образование и наука становятся ведущими сферами человеческой жизнедеятельности, обеспечивающими сохранение Земной цивилизации, открывающими перспективы развития человека и человеческого сообщества в грядущем тысячелетии. Стратегия развития высшей школы ориентирована не только на подготовку специалистов в традиционных сферах деятельности, но и на формирование контуров цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать эту стратегию (Н.Н. Моисеев).

     Образование человека играет важную роль в социокультурном, экономическом, правовом и экологическом развитии общества. Именно образование, обеспечивающее трансляцию ценностей человеческой культуры, объективно интегрирует все формы жизнедеятельности человека, создает условия для оптимального взаимодействия человека с природно-социальным миром. Образование представляет собой мощный фактор культуры, обеспечивающий целостную многомерную самореализацию человека [2]. Субъективный опыт человека, его способность к изменению окружающего природно-социального мира путем воздействия на этот мир, приводит к саморазвитию человека. Оно стимулирует раскрытие задатков человека, способствует обнаружению его талантов. Основная задача высшего образования состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное устойчивое развитие и функционирование современного социума путем формирования у молодежи ценностей культуры. Структурные компоненты высшего образования взаимосвязаны между собой и образуют сложную многоуровневую, социально-интегрированную нелинейную систему современного высшего образования, ориентированную на развитие творческого потенциала личности.

    Творчество педагога высшей школы является важнейшим фактором развития личности в образовательном пространстве.Творчество человека представляет сложную, непрерывно развивающуюся систему, имеющую    «элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы» (Н.А. Бердяев).Педагогическое творчество представляет собой системное образование. Оно включает вышеназванные элементы, характеризующие личностно-профессиональную деятельность преподавателя. Творчество педагога как система функционирует и развивается вследствие интенсивного совершенствования каждого элемента и связей между ними.

     Эффективное управление педагогической системой может осуществлять лишь педагог, ориентирующийся на актуализацию личностных резервов, обладающий высоким уровнем профессиональной компетенции. Элемент «свобода» в педагогической деятельности представляет собой личностную и профессиональную независимость педагога. Он должен быть свободен в своем поведении и своих действиях как в индивидуальном, так и в коллективном педагогическом творчестве (с коллегами, со студентами). Профессиональное творчество педагога возможно при свободе выбора им стиля взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, свободе выбора форм, методов и средств организации педагогического процесса в высшей школе. Элемент «дар» проявляется в возможности развития и творческого использования педагогом собственных природных задатков в профессиональной деятельности, способности педагогизации личностных качеств. Личностные качества педагога являются основой для формирования и развития основных профессиональных умений - конструкторских, перцептивных, экспрессивных, коммуникативных, организаторских, суггестивных, познавательных, саморегуляции психических состояний и др.

     Творчество выражается в осознании педагогом собственной уникальности и способности адаптации своих личностных свойств и качеств к профессиональной деятельности, развитии через эти свойства и качества педагогических умений, в способности из набора индивидуальных образований личности сконструировать систему профессиональной деятельности, для создания которой педагог осуществляет подбор оптимальных для своей личности форм и способов учебно-воспитательной работы [1].

     Элемент «сотворенного уже мира» представляет собой, имеющийся у педагога в наличии исходный материал. Педагог должен учитывать деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, их интересы, потребности, особенности их индивидуального и коллективного поведения. Опора на имеющийся в распоряжении педагога материал позволяет ему совершенствовать различные структуры учебно-воспитательной работы, разрабатывать новые технологии и методики организации аудиторных и внеаудиторных занятий студентов, в том числе интегративных нормативно-самодеятельных занятий и учебных курсов (например, «культура мира», «история мировой и отечественной культуры, науки, техники», «социология здорового общества» и т.п.). Все вышеуказанные элементы педагогического творчества взаимосвязаны и взаимозависимы. Множество степеней свободы в профессиональной деятельности может обнаружить и воспользоваться ими в полной педагогически оправданной мере только человек, обладающий независимостью суждений и поведения, ответственный за свои действия, носитель гуманистического мировоззрения, наделенный природным творческим даром и нацеленный на его укрепление и развитие на личностно-профессиональном уровне. Личностные качества преподавателя определяют степень и полноту свободы как элемента педагогического творчества.

     В свою очередь свобода профессиональной деятельности позволяет педагогу конструировать многочисленные педагогические модели, принимать альтернативные решения, через которые раскрываются индивидуальность и неповторимость его личности. Свобода как элемент творчества педагога взаимосвязана с элементом «сотворенный уже мир», так как именно объективная реальность существующего позволяет осуществлять свободное педагогическое творчество, учитывающее различные теоретические постулаты и практические условия. Имеющаяся же реальность стимулирует педагога к поиску новых резервов в учебно-воспитательной работе, фактически программирует новый творческий акт преподавателя (в чем и проявляется непрерывность и дискретность процесса педагогического творчества).И, наконец, элемент «дар» и элемент «сотворенный уже мир» взаимосвязаны, во-первых, посредством способности педагога реализовать свои творческие потенции в имеющихся условиях; во-вторых, посредством оказания преобразующего влияния педагога на педагогический процесс и его участников.

     Анализ возможностей и способов реализации в практической и научной деятельности каждого элемента системы творчества педагога и связей между ними позволяет проектировать и прогнозировать инновационные процессы в образовании и воспитании молодежи, создает реальные предпосылки для рассмотрения педагогического творчества как науки и искусства в единстве и целостности. Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. Эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Своя личностно-опосредственная творческая идея рождается на основе опыта коллег и собственного социального бытия (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Вместе с тем, творчество педагога опирается на принципы общечеловеческой философии - философии гуманизма. Педагог-исследователь и педагог-практик не могут не учитывать определенные, складывавшиеся веками культурно-исторические и этические постулаты и традиции воспитания и образования подрастающих поколений славянских народов. С другой стороны, эти традиции, опосредуясь в современном обществе и его институтах, не могут не влиять на конкретно-исторический и воспитательно-образовательный процесс.

     Свобода как системообразующий элемент творчества человека не может рассматриваться в абсолютном значении данного понятия. Любое человеческое творчество как свободный акт имеет определенные этические основания (как в процессе зарождения идеи, так и в процессе реализации продукта творчества). Творчество педагога может осуществляться, опираясь на этические принципы гуманизма, среди которых выделим следующие: автономность этики; моральность всех людей; подчиненность поведения людей транскультурным, моральным правилам при относительной свободе человека; единство между целями и средствам деятельности; ситуативное этическое поведение человека; универсальность этики гуманизма и др.

     Каждый из перечисленных принципов не ограничивает педагогическое творчество, но ориентирует учителя на выделение в качестве приоритетного вектора - преобразующей деятельности гуманистического направления. Творчество педагога не тормозится, а наоборот, получает ускорение при опоре на этические принципы гуманизма. Именно они позволяют педагогу осознанно и целенаправленно проектировать и прогнозировать развитие творческого процесса, направленного на развитие личности в поликультурном образовательном пространстве. Каждый из этических принципов гуманизма развертывает творческую деятельность педагога во всех человеческих измерениях.

     Автономность этики предполагает, что этические суждения не могут быть выведены из теологических, онтологических или идеологических допущений. При определенных социальных условиях и уровне образования у каждого человека наблюдается определенное развитие морального сознания и морального чувства. В человеческом опыте можно обнаружить ряд «общих моральных правил», направляющих поведение людей. Эти правила являются транскультурными и включают в себя «моральную мудрость и наследие целых эпох». Средства не должны приноситься на алтарь идеальных целей. Нельзя поступаться принципами морали по соображениям стратегической необходимости (П. Курц).

     Эти и другие положения, характеризующие этические принципы гуманизма, составляют основу педагогического творчества, ориентируют педагога на свободный выбор форм и методов их реализации в учебно-воспитательном процессе. Гуманистическая направленность творчества педагога выражается в сотрудничестве со студентами, в развитии интеллектуальных и нравственных потенций последних, создании условий для творческой жизнедеятельности молодежи. Каждый педагог может и должен осознать глобальное социально-педагогическое значение этических принципов гуманизма и найти оптимальные пути и средства их реализации в собственном творческом процессе.

     Именно интегрально-гуманистический идеал определяет смысл и назначение педагогической деятельности, а ее ценности в этой связи отражают признание гуманистических принципов, гармонию общественных и личных интересов, осознание труда как высшего смысла жизни, приоритет поликультурных славянских ценностей.  Стратегию современного педагогического образования составляют субъективное развитие и саморазвитие личности преподавателя, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле (В.А. Сластенин).

     На основе вышеизложенного мы определили основные блоки знаний и умений, которые необходимо освоить педагогу-профессионалу в системе вузовского и послевузовского образования, а также посредством самообразования. К ним можно отнести: мировоззренческие; социокультурные, психологические, педагогические, частнометодические, физиологические, психотерапевтические, управленческие, которые целесообразно рассматривать в контексте развития славянской цивилизации, включая ее связи с иными цивилизационными группами.

     Овладение педагогом знаниями и умениями данных блоков создает реальные условия для освоения им еще одного блока профессионально значимых знаний и умений - знаний человека о себе как природно-социальном существе и умений управлять собой. Любовь к людям, взаимодействие с ними, вышеперечисленные знания и умения, интерес к профессиональной деятельности, потребность в самореализации как личности и профессионала характеризуют готовность педагога к учебно-воспитательной работе, к творчеству в организации системы аудиторно-внеаудиторных занятий и управлении таковой.

Условно можно выделить автономные направления реализации педагогом указанных знаний и умений в управленческой деятельности. Мировоззренческие знания и умения позволяют преподавателю  определить приоритетные ориентиры (стратегию) в развитии личности с опорой на специфику исторических традиций славянских народов, их потребность в интеграции.

     Социокультурные блоки знаний и умений обеспечивают выбор содержания организационных форм и методов совместной жизнедеятельности участников педагогической системы, их личностное, деловое и гражданское сотрудничество и сотворчество в которых проявляются культурно-исторические особенности славянского братства..

Психологические, педагогические и методические блоки знаний и умений позволяют осуществлять целенаправленное воспитание, обучение и развитие студентов, обеспечить им условия для саморазвития в направлении сохранения славянского единства, взаимодоверия и взаимной поддержки.

     Физиологические и психотерапевтические блоки знаний и умений позволяют педагогу научно обоснованно организовать самопознание и самореализацию индивидуальных способностей, осуществлять саморегуляцию собственного поведения, выбирать формы и методы гуманистического взаимодействия с участниками педагогического процесса и оказывать при этом воздействие на них с целью корректировки их поведения и деятельности, обеспечивая психоэмоциональную устойчивость личности, имея традиции «сильных духом» славянских героев..

     Нормативно-эвристическими показателями творческой деятельности характерными для педагогического труда являются:

     а) осознание себя как творца в педагогическом процессе, которое проявляется в различных планах, в частности, в оценке собственной профессиональной пригодности к педагогической деятельности, своего личного места в развитии личности в поликультурном славянском пространстве.

     б) осознание сущности, значения и задач собственной педагогической деятельности, ее целей; умение соотносить текущие педагогические задачи с перспективными (планирование «завтрашней радости», «верности вековым традициям славянства» и т.п).;

    в) понимание студента как личности в педагогическом процессе, необходимости глубокого индивидуального подхода к человеку как объекту и субъекту воспитания, и имеющему национальные особенности.

     Чем глубже педагог познает личность студента, тем эффективнее его педагогическое влияние, тем лучше чувствует себя студент в педагогическом процессе, который воспринимается им не как нечто чуждое ему, а как сама жизнь. В этом случае он становится соавтором воспитательного процесса, который творит педагог.

    г) осознание педагогом собственной творческой индивидуальности. Только в этом осознании можно добиться единства педагогического приема и личностных качеств педагога, только в случае их творческого единства педагогическое воздействие будет «взрастать из личности педагога», и только тогда осуществится естественное педагогическое взаимодействие. Познать себя, свою индивидуальность в педагогической деятельности, - значит, сделать освоенную теорию и опыт достоянием собственной личности. Подчас педагог не может эффективно распорядиться своими возможностями, так как действительно не знает их. Копирование же образцов является частью «ученичества», но не самостоятельного творчества (Н.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик). Осознание всех вышеперечисленных моментов является условием превращения профессиональной деятельности педагога в творчество.

     Творчество педагога - сложная, интегральная, непрерывно развивающаяся система. Развитие этой системы осуществляется в направлении, заданном как социальными процессами, так и личностными смыслами педагога. Педагогическое творчество не исчерпывается выходом за пределы нормативной профессиональной деятельности педагога. Оно предполагает свободную ориентацию педагога в сложных, постоянно изменяющихся социально-политических и экономических ситуациях, компетентность в решении социально-педагогических и социокультурных вопросов, активное самосовершенствование личности.

      Педагогическая деятельность по своей природе и сути гуманна. Вместе с тем, ее гуманистическая направленность нередко деформируется как со стороны общества, так и со стороны отдельных педагогов (как правило, это отражается в содержательно-целевом, организационно-деятельностном, аналитико-результативном компонентах педагогического процесса). Сами педагоги нередко значительно деформируют гуманистическую направленность педагогической деятельности. В процессе педагогического проектирования и целеполагания, отбора содержания, выбора средств, методов и форм организации учебно-воспитательной работы нередко прослеживаются тенденции к исключению субъектности студентов, к разрушению содружества, взаимоуважения и доверия участников совместной деятельности и т.п. Бюрократическая система управления учебно-воспитательным процессом, нередко встречающаяся в высшей школе, авторитарный стиль руководства администрации и самих педагогов нивелируют заложенную в педагогической деятельности гуманистическую сущность.

     Творчество педагога должно быть ориентировано на актуализацию гуманистических потенциалов учебно-воспитательной работы, обеспечивающей развитие личности студента в поликультурном пространстве. Творческая деятельность педагога должна быть направлена на создание в учебно-воспитательном процессе условий для саморазвития каждого студента как уникальной, неповторимой личности, имеющей развитое национальное самосознание, но уважающей культурные ценности иных цивилизационных групп мирового сообщества.

     Создание условий для саморазвития личности студента в поликультурном образовательном пространстве  ориентирует педагога на расширение и углубление субъектно-субъектного взаимодействия между участниками педагогического процесса; обеспечение свободного развития студента; формирование у него национальной и общечеловеческой культуры; воспитание духовности и нравственности; формирование опыта социальной и профессиональной адаптации; развитие его индивидуальных особенностей и способностей; воспитание творческого стиля жизнедеятельности. Вместе с тем, педагог должен осознавать, что свободное развитие личности предполагает взаимосвязь личности с обществом, людьми, что ориентирует на воспитание у студента ответственности, формирование культуры мира, включает освоение национальных ценностей, воспитание духовности и нравственности, предполагает развитие интеллекта; что социальная и профессиональная адаптация - наличие опыта взаимодействия с окружающим миром, а развитие творческого стиля жизнедеятельности - освоение репродуктивных способов деятельности. Творчество педагога невозможно без самопознания, самосовершенствования, самореализации. Организация учебно-воспитательной работы как целостной системы жизнедеятельности студентов предполагает гибкое и мобильное самообновление личности педагога, выражающееся в оптимальном использовании своих личностных качеств в педагогической деятельности (педагогизация личностных качеств), непрерывный профессиональный рост.

     Личностная и профессиональная самореализация педагога осуществляется посредством вариативного взаимодействия со всеми участниками совместной деятельности (на основе сотрудничества и взаимодоверия). В сотрудничестве проявляются не только личностные и деловые качества педагога, но выявляются стратегические ориентиры его творческой деятельности. В результате аналитической работы осуществляются проектирование и создание конкретных моделей образовательно-воспитательных систем, обеспечивающих саморазвитие личности. Но образовательно-воспитательная система высшей школы может считаться педагогически полноценной только в том случае, если обеспечивает саморазвитие личности студента и каждого участника совместной творческой жизнедеятельности.

     Профессиональное творчество невозможно без постоянного развития психоаналитических способностей педагога, которые позволяют создавать необходимый интеллектуальный, моральный и эмоциональный комфорт для самореализации личности и осознания ею своей жизненной задачи, смысла жизни. Обретение педагогом свободы профессионального творчества предполагает обнаружение им и степени ответственности в выборе путей и способов реализации такового, выделение приоритетных ориентиров творческой деятельности. В настоящее время становится реальной разработка концептуальных основ новой интегральной парадигмы развития личности в образовательном пространстве на основе формирования у молодежи ценностей культуры в мировой цивилизационной системе.

 

Литература

  1.  Казаренков В.И. Высшее образование: миссия педагога// Педагогика.-1998.-№8.
  2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика.-1998.-№8.