PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования

Журнал » 2011 №3 : Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования
    Просмотров: 5505

3.Психология и образование

 

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСВОЕННОГО ИНТЕГРАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Романова Е.С.,

МГПУ, Москва

 

В статье раскрывается понимание внешних и внутренних критериев оценки практических форм обеспечения интегративного содержания высшего образования на основе компетентностного подхода при профессиональной подготовке студентов в вузе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиограмма, компетентностный подход, современные образовательные стандарты, профильно – модульное планирование, кредитно-рейтинговая система.

 

 

NEW FORMS OF THE PRACTICAL REALIZATION OF  

THE ASSIMILATED INTEGRATIVE CONTENT

OF THE EDUCATION

  

 

Romanova E.S.,

MCPU, Moscow

 

 

In this article the interpretation of the outer and inner criterions of the estimation of practical forms of integrative  content of the higher education is discussed on the basis of the competent approach during the professional students’ training.

Key words: professional competences, professiogram,  competent approach, up-to date educational standards, profile –modular planning, credit- rating system.

 

 

    Анализ опыта реализации образовательных программ по направлениям и профилям высшего профессионального образования позволяет выделить внешние и внутренние относительно системы образования критерии оценки практических форм обеспечения интегративного содержания образования на ступенях высшего образования.

   Внешний критерий определяет оценку соответствия освоенных компетенций в процессах профессионализации и специализации в структуре социальной, личностной и профессиональной компетентности, требуемой для практической актуализации в конкретных видах профессиональной деятельности и конкретных организационных условиях трудовой активности выпускника с определенным квалификационным уровнем высшего профессионального образования. Структура компетентности профессионала в конкретном виде деятельности определяется по содержанию профессиограммыпрофессиональной деятельности. В свою очередь профессиограмма разрабатывается как структура ключевых компетенций профессиональной деятельности в различных социально-организационных условиях трудовой деятельности. Государственная политика в определении системы требований к социо-культурной, социальной, личностной и профессиональной компетентности выражается в формировании образовательных стандартов [2,3].

     Методология компентентностного подхода требует уточнения квалификационных характеристик выпускников на всех ступенях вузовского образования в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования.  В качестве важного инструмента может рассматриваться профессиографический анализ профессий и составление профессиограмм, включающих требования профессии к человеку.

     Система требований Государственных образовательных стандартов  формирует систему оценок уровня и качества образования и степень интегрированности содержания образования. Разработка внешних критериев оценки ключевых компетенций молодого работника создает комплексную связь квалификационной рамки профессиональных сфер деятельности и систему высшего профессионального образования на фундаменте реализации общей методологии компетентностного подхода.

     Психологический анализ отличает профессии друг от друга по необходимой для их осуществления квалификации. Профессии различаются по степени активности и уровню ответственности личности, по профилю саморегуляции, по степени удовлетворённости человека в этой профессии, по необходимости сочетания у человека многих важных качеств. Характеристика связи профессии с типом личности человека позволяет разделить профессии по характеру негативных психических качеств и деформаций личности в профессии.

     Психологически обоснованная структура профессиограммы позволяет определить отношение структуры профессиональной деятельности к структуре профессионально важных качеств личности. При рекомендациях по выбору или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда.

Каждая профессиограмма популярных для молодежи профессий строится по разделам. Знакомство с разделами профессиограммы начинается с классификационной карточки профессии, в которой в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии: наименование профессии; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы. Выделяются разделы, в которых раскрывается структура профессионально важных качеств. Определяются:

- доминирующие виды деятельности;

- качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (спо-

   собности, личностные качества, интересы, склонности);

- качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;

- области применения профессиональных знаний;

- история профессии;

- некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности;

- учебные заведения, обучающие данной профессии.

     Профессиограмма как внешний критерий оценки интегративности содержания образования позволяет перейти к внутренним критериям. К внутренним критериям оценки интегративности содержания образования относятся: во-первых, интегративность программных содержаний учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам (УМКД) и, во-вторых, оценки содержания практики студентов на ступенях высшего образования, релевантных этапам практической реализации процессов социальной и профессиональной адаптации, профессионализации и специализации.

     Интегративность содержания в программах УМКД обеспечивается внедрением в практику оценки освоенного содержания по кредитно-модульной системе организации учебного процесса. Каждый курс и учебная программа рассчитывается по кредитам, получаемым студентами при освоении содержания конкретного модуля. В свою очередь программный модуль оценивается по ключевым и конкретным компетенциям, приобретаемым студентами в ходе освоения предметного содержания дисциплины.

     Таким образом, учебный план освоения направления и профиля профессионализации и специализации координирует овладение содержанием образования и формирование компетенций на каждом уровне образовательного процесса. Учебный план в целом, построенный на основе кредитно-модульной системы, становится действительной новой практической формой обеспечения интегрирования содержания образования, представленного в отдельных дисциплинах, в единый по содержанию, методам и организационным формам процесс овладения специальностью и профессией. Такая форма оценки результатов высшего профессионального образования позволяет подготовить эффективных работников для профессиональной деятельности в условиях развивающейся социально-экономической системы.

     Процесс профессиональной подготовки студентов в вузе  рассматривается как единый процесс социализации, профессионализации  и специализации студентов применительно к конкретным социально-экономическим условиям современного мегаполиса. В связи с этим для повышения эффективности образовательной деятельности в школе необходимо учить будущих педагогов комплексному подходу в работе со школьниками, опирающемуся  на использование  многообразия форм социального взаимодействия, и   предполагающему индивидуализацию образовательных траекторий школьников.  Важным аспектом здесь является умение педагога осуществлять в ходе обучения дифференциацию учащихся по различным критериям. 

     Особое значение имеет проблема дифференциации и индивидуализации образования учителей, подготовка их к педагогической деятельности с разными школьниками – от одаренных детей до детей с трудностями в обучении. 

В деятельности учителей-предметников особое значение приобретает  социально-психологическое сопровождение учащихся. Учитель должен владеть не только своим предметом, но и навыками решения социально-психологических проблем, максимально приближаясь к реальным проблемам школы. Современные образовательные стандарты двухуровневой подготовки в системе высшего образования предоставляют студентам определенную свободу выбора дисциплин в соответствии с их профессиональными интересами. Поэтому специально разработанная система курсов по выбору и факультативов  позволяет решить задачу повышения компетентности учителя. 

     Особое место в современном педагогическом процессе занимают проблемы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Совместное обучение детей и подростков с ОВЗ с их здоровыми сверстниками диктует необходимость подготовки учителей-предметников к этой форме деятельности. Большинство педагогов пока не готовы к такой работе. Необходимо разрабатывать программы дополнительной подготовки учителей, в которых освещается специфика работы с детьми и подростками с ОВЗ.

     Последние десятилетия характеризуются расширением проблемы зависимого поведения среди подростков. Резко увеличилось  количество людей, страдающих нехимическими зависимостями, особое место   среди которых  занимает компьютерная или Интернет-зависимость.  Современный педагог должен владеть основными техниками психологической поддержки, направленными на профилактику формирования и развития зависимого поведения. Расширение спектра возможностей для выпускников университета обеспечивается также за счет развития сети курсов повышения квалификации практической направленности, например, по конфликтологической, коммуникативной  компетентности, организации проектной деятельности, работе с родителями и т.п.

     Психологическое сопровождение будущих учителей включает обучение их способам саморегуляции, здоровьесберегающим технологиям, поведению в стрессовых ситуациях.  Представляется целесообразным развивать имеющийся опыт психологического сопровождения учителей-предметников  на базе университета в разных округах и учебных заведениях города. Вклад в повышение психологической компетентности будущих педагогов вносит созданная в Университете  и успешно работающая Психологическая служба поддержки студентов. Учитывая современную тенденцию  рассматривать школы как учебно-досуговые и культурные центры, важно предоставить будущим педагогам возможность расширения спектра своих профессиональных возможностей, освоения программ внешкольной работы, дополнительного образования.

     Важным средством формирования гражданской позиции студентов педагогического вуз является участие в волонтерском движении в образовательной среде, которое на сегодняшний день представляет собой не только новую форму организации молодежи, но и раскрывает потенциал личностного развития самих волонтеров. Актуальность и значение этой проблемы обсуждается на высоком государственном уровне. Волонтерское движение – это бескорыстное движение навстречу людям, возможность проявления лучших человеческих качеств. В институте имеется опыт подготовки волонтеров в области взаимодействия со сверстниками. Студенты активно участвуют в благотворительной деятельности с детьми сиротами и детьми группы риска. Вовлечение студентов в эту работу способствует формированию  у них готовности к участию в общественной жизни и умению организовать других людей - участников образовательного процесса на достижение благородных общественно-значимых целей.

     Внутренним критерием оценки освоения интегративного содержания образования и овладения необходимыми компетенциями является практика студентов. Практика является главным условием формирования профессиональных компетенций — обобщённых социальных и профессиональных умений, навыков, помогающих решать профессиональные и жизненные задачи. Практика— особая форма организации вузовской подготовки студентов, сфера реальной профессиональной деятельности, место «пробы» себя в профессии, поиска профессиональных смыслов. Она даёт возможность проверить свою профессиональную компетентность, приобрести практический опыт работы, выявить расхождения между достигнутым и необходимым профессиональным уровнем развития, определить собственные профессиональные потребности, возможности и дальнейшие ориентиры личностно-профессионального роста.

     Для подготовки специалиста чрезвычайно важно постоянно поддерживать связь теоретических знаний, полученных студентами в результате аудиторных занятий с реальной практикой. Именно в результате прохождения практики студенты приобретают навыки реального применения полученных знаний, повышают свой профессиональный уровень и получают возможность соприкоснуться с прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности. Приоритетной является задача подготовки студентов к практике в течение всего времени обучения, в том числе: усиление практической направленности предметного содержания курсов, включение практических заданий в самостоятельную работу студентов, организация курсов по выбору с ориентацией на разные виды практики, использование методов активного социально-психологического обучения и психологической поддержки студентов для формирования психологической  готовности к практике и реальной деятельности.

     С позиций компетентностного подхода уровень образованности личности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Практика является главным условием формирования профессиональных компетенций – обобщённых социальных и профессиональных умений, навыков, помогающих решать профессиональные и жизненные задачи. Это особая форма организации образовательного процесса, сфера реальной профессиональной деятельности, пробы себя в профессии, поиска профессиональных смыслов. Она даёт возможность определить собственные профессиональные потребности, возможности и дальнейшие ориентиры личностно-профессионального роста. Знание теории и технологии будущей профессии приобретает для студента личностный смысл только в ситуации практической деятельности.

     Связь вузовской науки с образовательной средой города  в немалой степени обеспечивается через широкое внедрение силами студентов- практикантов  вузовских инновационных разработок  в педагогический процесс.  В связи с разнообразием видов педагогической деятельности  в университете постоянно расширяются базы и задачи практики. В систему практик необходимо включить практики внеклассной воспитательной работы, практику внешкольного воспитания, практику педагогического сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, клубами, детскими и подростковыми общественными объединениями. Основная цель практики в период обучения – последовательная профессионализация будущих специалистов на основе принципа преемственности всех видов практик.

     Необходимо выделить общие задачи практики:

     1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

     2. Обучение навыкам решения конкретных практических задач.

     3. Знакомство со спецификой деятельности психолога, социолога, социального работника в учреждениях разного профиля.

     4. Формирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

     5. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами.

     6. Освоение методов научно-исследовательской работы.

     7. Развитие способностей к освоению новых идей в сфере научных знаний.

     8. Развитие способностей к овладению новыми методиками, технологиями и формами работы.

     В качестве методологической основы практики разработана Единая концепция практики, которая определяет особенности содержания и организации практики студентов. Концепция определяет основные положения организации практики [1].

    1. Расширение базы практики. Базой практики студентов становятся экспериментальные площадки ИПССО. Студенты принимают активное участие в работе экспериментальных площадок, приобретают умения и навыки ведения формирующего эксперимента. Получив диплом о высшем образовании, возвращаются работать в качестве психологов.

     2. В содержание практики студентов включена работа по активизации потребности в самопознании учащейся молодёжи. В качестве базы для педагогической практики студентов очного отделения является Институт психологии, социологии и социальных отношений и непсихологические факультеты МГПУ.

    Важным фактором самопознания является использование современных информационных технологий, мультимедийных и видеосредств для обеспечения обратной связи и рефлексии студентов в процессе подготовки к практике. Целесообразно поддерживать связь с базами практик в течение всего учебного года, чтобы студенты могли выполнять практические задания в рамках самостоятельной работы по дисциплинам учебного плана. Необходимо предусмотреть такие задания при разработке новых учебно-методических комплексов дисциплин.

     3. Осуществление научно-исследовательской работы на базах практики. Научная работа студентов на практике выступает органической составной частью целостной системы профессиональной подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием. Данный принцип реализуется в планировании содержания и организации практики студентов, начиная со второго курса. Итогом научно-исследовательской работы являются — студенческие научно-практические конференции, публикация тезисов выступлений студентов, участие в конкурсе «Лучшая студенческая работа», участие в конкурсе «Молодые таланты города Москвы».

     Многообразие задач и видов практики, их комплексный,  междисциплинарный характер являются основанием для интеграции практики с общей стратегией научно-исследовательской работы института. Одной из форм реализации элементов исследовательской деятельности  является  практика студентов в образовательных учреждениях. Знание теории и технологии педагогической работы приобретает личностный смысл для студента только в ситуации практической деятельности. Если практика в вузе  организована с  ориентацией на развитие научно-исследовательской  деятельности, у студентов формируется отношение к полученным знаниям как к инструментальной ценности, без которой невозможно успешное  профессиональное развитие. Обогащение педагогической практики исследовательскими заданиями, направленными на развитие диагностических, аналитических и прогностических способностей,  организаторских навыков и умений, педагогической наблюдательности, эмпатии, рефлексии, выполняет еще одну важную функцию – повышения интереса к учительскому труду, усиления значимости его в глазах студентов. Мотивация к научно-исследовательской деятельности, таким образом, оказывается тесно связанной с педагогической мотивацией. Наряду с традиционными задачами практики – углубление, систематизация, обобщение и конкретизация теоретических знаний, развитие профессионально-важных навыков и умений, общей и профессиональной культуры, отмечаются ценностные  возможности практики, ее значение для личностного и профессионального самоопределения  будущих педагогов. Активное занятие научно-исследовательской деятельностью в период практики во многом  определяет структуру  ценностных приоритетов студентов. Дидактико-технологическим условием усиления исследовательской направленности всех видов практики является интеграция содержания заданий по практике с научной работой студентов. В таком случае реальные проблемы школы  становятся источником постановки исследовательских задач: это и анализ конфликтов, и оценка социально-психологического климата, индивидуального стиля работы учителя, исследование детско-родительских отношений и т.п.

      Необходимо, чтобы  содержание практики имело высокую степень интегративности, междисциплинарности, синтезируя учебный материал различных предметов психолого-педагогического, предметно-методического,  гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного циклов учебного плана.  Конкретные задания должны стимулировать студентов на поиск информации из различных областей знания, адаптацию межпредметного материала для решения поставленных задач, обобщение данных и оценку эффективности решений. Частота, обоснованность, целесообразность использования разных способов интеграции и переноса являются показателями сформированности у студентов отношения к педагогическим явлениям и процессам как комплексным, требующим научного осмысления и исследования.

     Важным фактором, повышающим научно-исследовательскую мотивацию студентов во время практики является вариативность, т.е. многообразие форм и способов проведения практики, контроля и отчетности студентов в зависимости от специфики учебного заведения, профиля обучения, индивидуальных особенностей самого студента. Максимально индивидуализированные задания способствуют адресному развитию творческого и интеллектуального потенциала студентов. Вариативность рассматривается также как важнейшее организационное условие повышения значимости педагогического труда у студентов-практикантов. Таким образом, в вузе, на разных этапах обучения последовательно формируется научно-исследовательская культура личности  будущего педагога.

      Для выполнения заданий, ориентированных на решение конкретных проблем учреждения студенты объединяются в исследовательские рабочие группы. Такая деятельность  побуждает студентов к поисковой активности, нахождению  междисциплинарных связей, позволяет сформировать у них отношение к социальным явлениям и процессам как комплексным, требующим научного осмысления и исследования. Результаты, полученные в процессе практики, находят свое продолжение в курсовых и дипломных работах, обсуждаются на совместных студенческих научных конференциях института. Включение научно-исследовательского компонента в задания практики имеет мотивационное значение, показывая ценность знаний, полученных в процессе обучения,  для профессионального развития. Научно-исследовательская практика играет большую роль для выбора студентом траектории образования и подготовки к дальнейшему обучению в магистратуре.

     Примерами сотрудничества специалистов разных направлений в решении важных научно-практических проблем являются проекты, посвященные исследованиям проблем семьи и профессионального выбора молодежи.  Представители каждой специальности проводят исследования на базах практик в соответствии со своими формами и методами работы. Социологи проводят социологический мониторинг, психологи - психологическую диагностику и консультирование,  специальные психологи конкретизируют задачи исследования применительно к детям с проблемами развития и проводят коррекционную работу, социальные работники – оказывают социальную помощь и поддержку детям группам риска

     Практика стимулирует научную работу преподавателей вуза. Цель преподавателя психологии – обеспечить в более сжатые сроки профессиональное развитие будущего педагога в плане психологической компетентности и психологической культуры.

Преподаватели ИПССО, руководят выполнением заданий по психологическому анализу урока, составлению психологического портрета учащегося и коллектива, организуют консультации по вопросам общения с учащимися, учителями и родителями, учебной мотивации, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Задания по психологии носят исследовательский характер, направлены на развитие диагностических, аналитических и прогностических способностей,  организаторских навыков и умений, педагогической наблюдательности, эмпатии, рефлексии.  Реальные проблемы школы  становятся источником постановки исследовательских задач: это и  исследование личности подростков, и оценка социально-психологического климата, индивидуального стиля работы учителя, и исследование детско-родительских отношений и т.п. Включение актуальных проблем в задания выполняет еще одну важную функцию – повышения интереса к учительскому труду, усиления значимости его в глазах студентов.

    Таким образом, психологически обоснованные профессиограммы, профильно-модульная организация планирования учебного процесса, кредитно-рейтинговая система оценки успешности образования, все формы практики студентов становятся действительно новыми формами психолого-педагогического сопровождения высшего профессионального образования на всех его ступенях и на основе компетентностного подхода.

 

Литература

  1. Программы педагогической практики для студентов факультета психологии /Общая редакция Е.С.Романова. Состав. С.Ю. Решетина, С.А. Романов, Е.П. Мореева. – МГПУ, 2006. – 99 с.
  2. Романова Е. С, Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии (Практикум). – М., 1990.
  3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. /Е.С. Романова – СПб.: Питер, 2003. – с. 464.