PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте

Журнал » 2011 №3 : Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте
    Просмотров: 10266

МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ХАРАКТЕРА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Кулагина И.Ю.,

     Поляков Е.А.,

МГППУ,

Москва

 

В статье обсуждается вопрос о содержательной психологической характеристике различных типов акцентуаций характера. Представлены данные о мотивации и ценностных ориентациях, свойственных  подросткам с сензитивным, психастеническим, астеноневротическим, гипертимным и истероидным типами акцентуаций характера. Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного с подростками, воспитывающимися в семьях и детском доме.

Ключевые слова:   тип характера, акцентуация характера, мотивация надситуативного уровня, ценностные ориентации, подростковый возраст

 

MOTIVATIONAL TENDENCIES WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTERS IN ADOLESCENCE

 

 Kulagina I.Y.,

  Polyakov E.A.,

MSPPU, Moscow

 

In this article the question of richness of the content of the psychological characteristic of different types of accentuations of the character is discussed. The data of motivation and values of adolescents with sensitive, psychoasthenic, asthenoneurotic, hyperthymic and hysteroid types of accentuations of the character are represented. The empirical results of the studies of the adolescents, brought up in families and orphanage are shown.

Key words:  type of the character, accentuation of the character, motivation of the transsituational level, values,adolescence.

 

     Характер – одно из центральных звеньев в структуре личности. Его  принято рассматривать как сочетание особенностей (черт) личности, обусловливающее типичные для нее способы (паттерны) поведения. Типологии характера создавались при опоре на данные психиатрии, и это не случайно. Как писал Л.С.Выготский, «мы приходим… к пониманию единства закономерностей, обнаруживаемых в патологическом и нормальном состоянии, и к выводу, что развитие есть ключ к пониманию распада, а распад – ключ к пониманию развития» [3, с. 278-279].

Типы характера

     Типы характера в норме, типы акцентуаций характера при крайних вариантах нормы и типы психопатий определяются по максимально выраженным, «заостренным» чертам. Основополагающей является типология  П.Б.Ганнушкина [4], в которой  типы психопатий представляют собой особую форму дизонтогенеза – дисгармонического развития. Психопатии – это аномалии характера, при которых наблюдаются тотальность и относительная стабильность патологических черт, их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

     В рамках нормы (нормативного развития) встречаются акцентуации характера как крайние ее варианты, т.е. заострение отдельных черт, не приводящее к тотальности, стабильности черт и постоянной социальной дезадаптации. Понятие «акцентуация» («акцентуированная личность») введено К.Леонгардом [8], который подчеркивал, что жесткой границы между «нормальными, средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Число акцентуированных черт по К.Леонгарду ограниченно, они не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные черты, и могут при большой выраженности накладывать отпечаток на личность в целом; способны «приобретать патологический характер, разрушая структуру личности» [8, с. 40].

     В отечественной психологии и психиатрии, особенно подростковой, принято определение акцентуации, данное А.Е.Личко: «Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [10, с. 12].

    Типология акцентуаций характера взрослых (зрелой личности), разработанная  К.Леонгардом,  включает типы акцентуированных личностей при доминировании акцентуированных черт и при их сочетаниях, всего до 19 типов. Описываются такие черты, как нерешительность педантической личности, честолюбие и мстительность застревающей личности, вспыльчивость возбудимой личности, тревожность тревожной (боязливой) личности и т.д.

     Поскольку «не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека» [8, с. 37], типы акцентуированных личностей или типы акцентуаций характера можно рассматривать как типы характеров в целом.

     Типология акцентуаций характера подростков разработана А.Е.Личко. В подростковом возрасте, в период интенсивного развития и окончательного (по сравнению с детством) формирования характера, возможно формирование 11 типов акцентуаций характера и смешанных типов. По А.Е.Личко заостренными чертами становятся при психастеническом типе тревожная мнительность, при истероидном типе демонстративность, при эпилептоидном типе агрессивность и мстительность, при астено-невротическом типе ипохондрия и т.д.

     Существуют аналогичные типологии акцентуаций характера, в частности, С.А.Будасси. Соотнесение типов характера по А.Е.Личко и С.А.Будасси представлено в таблице 1.

    Те черты характера, которые могут привести к акцентуации (в случае патологии – к психопатии), сочетаются с другими личностными особенностями.

 

Таблица 1

Черты, заостренные при акцентуациях характера разного типа

№ п/п

Тип характера по А.Е.Личко

Тип характера по С.А.Будасси

Заостренные черты

1.

гипертимный

активный

общительность, оптимизм (авантюризм)

2.

циклоидный

 

активность при эмоциональном подъеме и подавленность на субдепрессивной фазе

3.

лабильный

подвижный

эмоциональная лабильность

4.

астено-невротический

тормозимый

ипохондрия

5.

сензитивный

чувствительный

чувствительность к внешней оценке

6.

психастенический

мнительный

тревожная мнительность

7.

шизоидный

вязкий

замкнутость

8.

эпилептоидный

взрывной

доминантность, агрессивность

9.

истероидный

демонстративный

демонстративность

10.

неустойчивый

 

неустойчивость поведения, ведомость в асоциальных группах

11.

конформный

 

подверженность влияниям – позитивным и негативным

 

     Клиническая беседа К.Леонгарда, психодиагностический опросник А.Е.Личко (ПДО), включающий 25 блоков вопросов, и другие, более портативные методики, позволяют установить тип характера или акцентуации характера. Каждому типу соответствует общая характеристика личности – определенные личностные особенности, специфика реагирования на травмирующую ситуацию и др., т.е. дается его содержательная психологическая характеристика. В то же время эти характеристики требуют дополнения и уточнения, соотнесения с данными, полученными с помощью других методик.

   

Мотивация и ценности

 

    А.Е.Личко подробно описана мотивация, характерная для подросткового возраста, приводящая к так называемым подростковым реакциям, в частности, подростковые увлечения. Нас в данном случае будет интересовать мотивация надситуативного уровня (доминирующая мотивация).

     Как отмечал А.Н.Леонтьев, к  основным параметрам личности относятся широта связей человека с миром, степень  иерархизированности  и  общая структура мотивации.     «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий… Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности» [9, с. 221-222].    «Психологический профиль личности» по А.Н.Леонтьеву соотносим с понятиями «направленность личности» и «доминирующие мотивы» (Л.И.Божович, М.С.Неймарк, В.Э.Чудновский и др.).

     В контексте деятельностного подхода мы рассматриваем  два уровня мотивации – уровень деятельности и надситуативный уровень. Мотивация надситуативного уровня или доминирующая мотивация  представляет собой мотивационные тенденции, определяющие основные линии поведения в различных ситуациях и при включении в различные виды деятельности; соответствующие  отношению личности к миру (людям и делу) и себе; на онтогенетическом этапе личностной стабилизации обусловливающие направленность личности. Актуализация мотивов надситуативного уровня происходит на фоне реализации в разных видах деятельности  разнообразных мотивов и не исключает «зонального» [1] характера структурного строения и механизмов мотивации. На надситуативном уровне  значимы духовно-нравственные, эгоцентрические и гедонистические  мотивы. (И.Ю.Кулагина [6, 7]).

    Гедонистическая мотивация (греч.  Hedone  – наслаждение) примитивна и подчинена принципу удовольствия. В подростковом возрасте она может приводить к неумеренности в потреблении сладкого, перееданию,  ранней алкоголизации, наркомании, делинквентному поведению. При сильной гедонистической мотивации для подростка характерна инфантильность, выражающаяся в стремлении избежать напряжения в деятельности или ответственности, уйти от проблем, сохранить эмоциональный комфорт вопреки реальности.

   В развертывании деятельности, реализующей гедонистический мотив, согласно модели гедониста, разработанной В.А.Петровским [14], важную роль играет «провокативный стимул» - запах или вид съестного, вывеска магазина или аптеки, сверстник, переживающий определенное состояние и т.д. Действия, «запущенные» провокативным стимулом, изменяющие первоначальные намерения и поведение, разворачиваются в благоприятной ситуации благодаря наличию гедонистической мотивации на надситуативном уровне.

   Эгоцентрические мотивы (сходные с личной направленностью  по М.С.Неймарк, [12]) связаны со стремлением к самоутверждению, личным достижениям, с постановкой соответствующих целей. В подростковом возрасте эгоцентрическая мотивация может выражаться в стремлении к получению высоких оценок, к поддержанию статуса отличника, к обладанию определенными вещами, к завоеванию авторитета у сверстников различными путями – благодаря достижениям в неучебных видах деятельности, высокому статусу и материальному положению родителей, престижному кругу знакомств вне школы и др.

     Духовно-нравственные мотивы выходят за рамки собственных узколичных интересов. Они могут быть охарактеризованы известным афоризмом В.Франкла: «быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит» [16, с. 51]. Это такие мотивы, как глубокие интересы, увлеченность каким-либо делом, любовь, привязанность к близким людям, домашним животным, к родным местам и т.д. Здесь можно провести аналогию с коллективистической (общественной) и деловой направленностью личности по М.С.Неймарк.

    Близкое к мотивации личностное образование – ценностные ориентации. Ценностные ориентации или ценности обычно рассматриваются как элемент мировоззрения, обусловливающий социальные установки и играющий важную роль в регуляции социального поведения.

   По сравнению с мотивами, ценности в большей степени подвержены влиянию социальных норм, социальных и институциональных требований. Ценностные ориентации включают в себя сильный когнитивный компонент, зависящий от самосознания. Если эмоциональные процессы сопровождают возникновение и реализацию мотива с самого начала, то эмоции, связанные с ценностями, проявляются после понимания ситуации. (Д.Макклелланд [11]).

    Становление ценностных ориентаций предполагает развитую рефлексию, осознанность жизненного опыта и произвольность поведения, поэтому целостная структура  ценностных ориентаций формируется только к концу подросткового возраста (Б.С.Круглов [5]). Можно считать, что именно в отрочестве как периоде личностной нестабильности интенсивно усваиваются общечеловеческие ценности и/или ценности той субкультуры, к которой принадлежит подросток.        

    Таким образом, становление системы доминирующих мотивов сопровождается развитием ценностных ориентаций.

 

Организация исследования

 

    Целью нашего эмпирического исследования стало уточнение особенностей мотивации и связанных с ней ценностных ориентаций, присущих подросткам с разными типами характера.

    Задачи исследования:

─                  определить типы характера подростков, их доминирующую мотивацию и ценностные ориентации,

─                  установить связи между отдельными типами характера и видами мотивации, ценностных ориентаций,

─                  сопоставить полученные результаты с общим описанием типов характера, данным в психологической литературе.

     Исследование проведено с двумя группами подростков – (1) воспитывающихся в семьях и обучающихся в гимназии, и (2) воспитывающихся в детском доме. Подбор групп обусловлен следующими соображениями. Во-первых, в условиях воспитания в детском доме, т.е. в условиях социальной депривации, в подростковом возрасте чаще образуются акцентуации характера, чем в благоприятных условиях. Соответственно, при воспитании в семьях и обучении в гимназии создаются условия, способствующие более гармоничному развитию характера, без заострения черт. Используя методический прием, позволяющий выявить тип характера без жесткой отнесенности к акцентуации, мы можем получить несколько разные корреляции на разных выборках. Во-вторых, мотивация социальных сирот своеобразна [15], что расширяет возможности сопоставления интересующих нас параметров.

    Использовались методика С.А.Будасси «Акцентуации личности» [2], методика В.Н.Колюцкого, И.Ю.Кулагиной «Доминирующая мотивация» (подростковый вариант)  [13], модифицированная методика «Ценностные ориентации» М.Рокича (терминальные ценности).

     В исследовании приняли участие  144  подростка из образовательных учреждений Москвы – 74 подростка, воспитывающихся в семьях и обучающихся в гимназии, и 70 подростков – социальных сирот, воспитанников детского дома.

 

Результаты исследования

 

     В соответствии с задачами исследования, прежде всего, были определены типы характера подростков из двух групп (табл. 2).

Таблица 2

Типы характера (акцентуаций характера) подростков

тип характера

группа

сумма рангов

гипертимный

гимназисты

10952

воспитанники дет.дома

10610

лабильный

гимназисты

5692

воспитанники дет.дома

8422

астено-невротический

гимназисты

7732

воспитанники дет.дома

6917

сензитивный

гимназисты

9011

воспитанники дет.дома

7222

психастенический

гимназисты

9003

воспитанники дет.дома

8498

шизоидный

гимназисты

9961

воспитанники дет.дома

8901

эпилептоидный

гимназисты

8034

воспитанники дет.дома

8528

истероидный

гимназисты

8629

воспитанники дет.дома

8194

 

     Как видно из таблицы 2, в данной выборке в большей степени представлен гипертимный тип характера, в наименьшей – лабильный. При этом наибольшие различия между группами наблюдаются по двум параметрам: среди гимназистов меньше лабильных подростков, с неустойчивой эмоциональной сферой, и больше сензитивных, с повышенной чувствительностью к внешней оценке, по сравнению с воспитанниками детского дома.

     Мотивационные показатели существенно различны в двух группах.  Для  подростков-гимназистов, воспитывающихся в семьях, в наибольшей мере характерна духовно-нравственная мотивация – увлечения, познавательные интересы и привязанности  (рис. 1). Среднее значение этого параметра  составляет 13,9 балла. Достаточно ярко выражена также эгоцентрическая мотивация, связанная с постановкой личных целей (7,9 балла). В наименьшей степени  представлена гедонистическая мотивация, подчиненная принципу удовольствия.      Эти данные позволяют судить о достаточно   благополучно протекающем  в подростковом возрасте процессе социализации.

 

 

 

Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте

Рис. 1. Мотивация подростков

 

       Для подростков - воспитанников детских домов характерен другой мотивационный профиль.    Наиболее выраженной  является гедонистическая мотивация (среднее значение 11,8 балла). В несколько меньшей степени представлена  эгоцентрическая мотивация (9,4 балла). Духовно-нравственная мотивация развита слабо. Различия между группами подростков из семей и детского дома статистически значимы, при p<0,001, по параметрам «духовно-нравственная» и «гедонистическая» мотивация (использовался U-критерий Манна-Уитни).

     Ценностные ориентации (терминальные ценности) мы рассматривали с тех же позиций. Данные о предпочитаемых терминальных ценностях, полученные с помощью методики М.Рокича, анализировались с точки зрения контекста выбранных ценностей – духовно-нравственного, эгоцентрического или гедонистического.

     У подростков-гимназистов, воспитывающихся в семьях, в системе ценностных ориентаций преобладают терминальные ценности, имеющие духовно-нравственный контекст: счастливая семья, любовь, интересная учеба и работа, хорошие друзья. В меньшей степени представлены ценности эгоцентрического плана и в минимальной - ценности гедонистического плана. (рис. 2).

     Воспитанники детского дома недостаточно ориентированы на ценности, имеющие духовно-нравственный контекст. Между двумя группами установлены достоверные различия (р<0,001) по параметру «ценностные ориентации духовно-нравственного плана». У данной категории подростков  преобладают ценности эгоцентрического плана: много денег, большая квартира, дорогая машина. На втором месте – ценности гедонистического плана: много удовольствий, вкусная еда, развлечения, хороший отдых. Сопоставление (корреляционный анализ) полученных данных – типов характера и мотивационных, ценностно-смысловых показателей – дало следующие результаты.

     Гипертимный тип характера. Установлена корреляция между параметрами «гипертимный тип характера», с одной стороны, и «духовно-нравственная мотивация», «ценностные ориентации духовно-нравственного плана», «ценностные ориентации эгоцентрического плана», с другой стороны, в группе подростков-воспитанников детского дома.

    Подростков с гипертимным типом характера (акцентуации характера) отличают высокая активность, высокая общительность, позволяющая легко устанавливать контакты,  способность лидировать среди сверстников, умение организовать других и работать аврально, склонность к риску, оптимизм. В этой характеристике отражены скорее динамические, чем содержательные особенности. Активность гипертимного подростка может быть направлена на достижение разных целей, социально одобряемых и не одобряемых. То, что наиболее активные воспитанники детского дома имеют духовно-нравственную мотивацию и усваивают соответствующие ценности (недостаточно распространенные в этом закрытом образовательном учреждении) представляется принципиально важным.

 

 

 

 

Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте

Рис. 2. Терминальные ценности подростков

 

     Астеноневротический тип характера. Выявлены положительная корреляция между параметрами «астеноневротический тип характера» и «духовно-нравственная мотивация», «ценностные ориентации духовно-нравственного плана»; отрицательная корреляция между параметрами «астеноневротический тип характера» и «ценностные ориентации гедонистического плана», «ценностные ориентации эгоцентрического плана» в группе подростков-гимназистов, воспитывающихся в семьях.

     Подростки с астеноневротическим типом характера (акцентуации характера)  сосредоточены на проблемах собственного здоровья, нуждаются в связи с этим в заботе и внимании родственников, не склонны к эмансипации от родителей. При ипохондрии закономерно отвержение того, что может оказаться опасно, вредно (ценности, имеющие гедонистический контекст) и может утомить, ослабить (ценности, имеющие эгоцентрический контекст). При зависимости от семьи представляется закономерным и наличие у таких подростков духовно-нравственной мотивации, соответствующих ценностей – традиционных, сочетающихся с размеренным образом жизни.

     Сензитивный тип характера. Установлена корреляция между параметрами «сензитивный тип характера» и «духовно-нравственная мотивация» в группе подростков-гимназистов, воспитывающихся в семьях.

Подростки с сензитивным типом характера (акцентуацией характера) высоко чувствительны к оценкам окружающих, дорожат своей репутацией, крайне тяжело переносят ситуации обвинений и насмешек; привязаны к родителям, уважают их мнение и легко принимают «взрослые» установки. С этой характеристикой естественно сочетаются полученные данные о присущей сензитивным подросткам духовно-нравственной мотивации.

    Психастенический тип характера. Выявлена отрицательная корреляция между параметрами «психастенический тип характера» и «ценностные ориентации гедонистического плана» в двух группах – гимназистов и воспитанников детского дома.

Подростков с психастеническим типом характера (акцентуацией характера)  тревожит будущее, они постоянно анализируют текущие дела, ситуации и возникающие проблемы, представляя себе различные варианты их последствий, в основном - негативных; все время забегая вперед, они недостаточно ценят настоящее с его маленькими радостями. Они рассудительны и, обычно, ответственны. Глубоко привязаны к родителям и беспокоятся о них. С этими личностными особенностями, действительно, несовместимы ценности развлечений, острых ощущений, отдыха, и сам принцип удовольствия.

     Истероидный тип характера. Установлена корреляция между параметрами «истероидный тип характера» и «гедонистическая мотивация» в обеих группах подростков.

     С основной чертой истероидных подростков – демонстративностью (ненасыщаемой потребностью во внимании окружающих) – связаны все их остальные личностные особенности: эгоцентризм, лживость и фантазирование, склонность к шантажу, поверхностность чувств и отношений, артистичность, часто – обаяние. Истероидные подростки остро нуждаются в аудитории, меняют неформальные подростковые группы, стремясь произвести сильное впечатление на новых сверстников, многое могут сделать за компанию. Для них важнее казаться, чем быть. Они могут быть хулиганами или шутами, развлекающими весь класс, могут быть творческими натурами, вызывающими искреннее восхищение. Гедонистическая мотивация, подчиненная принципу удовольствия, связанная с развлечениями, доступными группам подростков, вписывается в эту характеристику.

 

Заключение

 

    При разных типах характера, в том числе акцентуаций характера, создаются предпосылки для становления определенной мотивации и более легкого усвоения сходных ценностей. Как показало проведенное исследование, противоположные тенденции в мотивационной и ценностно-смысловой сферах (духовно-нравственная и гедонистическая) в подростковом возрасте проявляются в сочетании с другими личностными особенностями. Становлению духовно-нравственной мотивации способствуют такие типы (акцентуаций) характера, как сензитивный, астеноневротический и психастенический, гедонистической мотивации – истероидный тип.

 

Литература

 

  1. Асеев В.Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // Мотивация в современном мире. – М.: МГПУ, 2011.
  2. Будасси С.А. Личность и эмоции. Краткий психологический практикум. – М.: Изд. РОУ, 1996.
  3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах.– М.: Педагогика, 1983.- Т. 5.
  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика //Ганнушкин П.Б.  Избранные труды. – М.: Медгиз, 1964.
  5. Круглов Б.С. Формирование ценностных ориентаций личности // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.
  6. Кулагина И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность. Т. 4. / Под ред. В.В.Рубцова. – М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007.
  7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Академический проект, Трикста, 2011.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
  10. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо, 1999.
  11.  Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007.
  12.  Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972.
  13.  Педагогическая психология / Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  14.  Петровский В.А. Логика «Я». – М.-Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008.
  15.  Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-ое изд. – СПб.: Питер, 2005.
  16.  Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.