PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологии

Журнал » 2011 №3 : Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологии
    Просмотров: 14757

2.  Психологические исследования

 

ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И

МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГИИ

                                                                                         

 Романова Е. С.

Макшанцева Л. В.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются особенности обучения экспертной психологической деятельности бакалавров и магистров, приведение его в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Показана роль использования основ социально-психологической экспертизы в образовательном процессе как базы для практической деятельности психологов. Освещена нормативно-правовая сторона обучения экспертной деятельности бакалавров и магистров по психологическим направлениям подготовки.

Ключевые слова:  основная образовательная программа, профессиональные компетенции, экспертная деятельность, социально-психологическая экспертиза.

 

THE EXPERT ACTIVITY TRAINING OF THE BACHELORS AND MASTERS OF PSYCHOLOGY

 

                                                                                                           Romanova E.S.,

                                                                                  Makshantseva L.V.

                                                                                    MCPU, Mosсow

 

 In this article the features of expert psychological activity training of the bachelors and masters of psychology are considered and its reduction in conformity with the Federal state educational standard of the higher professional training is discussed. The role of use of bases of socio-psychological examination in educational process is shown as the bases for practical activities of psychologists. It is reported about the standard-legal side of training for expert activity of bachelors and masters of different areas of psychological teaching.

Key words: the basic educational program, professional competence, expert activity, socio-psychological expertise.

 

1.      Актуальность экспертной деятельности психологов. Основные понятия

 

     Проблема создания системы общественно-профессиональной экспертизы в нашей стране, взаимосвязанная с потребностями общества в высокопрофессиональных кадрах,  предполагает участие и координацию усилий самых различных уровней и субъектов управления и организации учебного процесса: от составления инновационных учебных программ до аттестации научных и педагогических кадров; от усилий вузов по подготовке специалистов до повышения их квалификации. 

     Применительно к психологической деятельности особую роль играет социально-психологическая экспертиза. Многообразие актуальных задач, которые должны сегодня решать эксперты-психологи, выдвигает требование профессионального знания, овладения особенностями, нюансами современной экспертизы, в том числе экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.

     При рассмотрении основных вопросов социально-психологической экспертизы, в совокупности ее конкретных целей и задач, способов применения современных методов и методик, необходимо определить содержание фундаментальных понятий экспертизы для того, чтобы иметь единую методологическую базу, обеспечить единство предмета и метода, избежать неточностей и ошибок. Это тем более важно, поскольку до сих пор нет общепринятых четких определений базовых основ учебной дисциплины, встречаются самые различные, порой допускающие неоднозначное толкование или научно необоснованные формулировки.

     В общем смысле экспертиза (фр. expertise от лат. expertus) рассматривается как освидетельствование, исследование, проведение изучения компетентными специалистами-экспертами какого-либо предмета, дела, вопроса, решение которых требует специальных познаний, для подготовки соответствующего заключения.

     Обязательной характеристикой экспертизы считается ее независимость, объективность (независимая экспертиза – объективное обследование, проводимое специалистами, не имеющими отношения к заинтересованным сторонам, т.е. выступающим как за, так и против изучаемого решения, предложения, проекта и пр.) [4].

     Социально-психологическая экспертиза представляет собой область психологической науки и психологической практики, в которой разрабатываются и применяются специфические способы выявления индивидуально-психологических особенностей, межличностных отношений применительно к конкретной задаче анализа жизнедеятельности индивида или группы людей.

     Ее рассмотрение в качестве самостоятельной дисциплины во многом было предопределено расширением такого класса фактов, которые для своего исследования требуют применения специфических средств психологического анализа в тесном взаимодействии с другими дисциплинами.

     При этом независимо от практической сферы применения,  ее основой остается исследование социально-психологической природы человека и особенностей ее проявления в различных сферах общественной жизни.

     Специфику социально-психологической экспертизы нынешнего состояния можно определить как решение следующих задач: выработки рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, и достраивание своей собственной научной системы.

     В этом смысле цель социально-психологической экспертизы можно определить как распознавание состояния определенного объекта  путем регистрации и анализа его параметров, позволяющих оценить события, спрогнозировать их развитие и определить пути и средства психологического и организационного воздействия для достижения искомого результата.

Следует отметить существующие различия между социально-психологической и психологической экспертизой [5].

     Социально-психологическая экспертиза – это проведение исследования психологом-экспертом (группой экспертов) какого-либо предмета психической реальности и выражения своего мнения о нем в виде соответствующего заключения. В группу экспертов социально-психологической экспертизы могут быть включены как специалисты психологи, так и специалисты другого профиля, имеющие непосредственное отношение к предмету экспертизы.

     Психологическая экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов, центром изучения которых является психика (форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию) как особая форма жизнедеятельности, а также особенности ее развития и функционирования. Психологическую экспертизу могут проводить только компетентные эксперты, имеющие высшее образование по психологическим направлениям.

     В контексте используемой нами терминологии целесообразно рассмотреть условную схему соотношения понятий «экспертные оценки» и «метод экспертных оценок» с перспективой их развития.

 

Экспертные оценки

Система экспертных оценок

Научная экспертиза

 

 

Метод экспертных оценок

Экспертная система

Модель экспертной системы (программа деятельности эксперта)

 

Рис.1. Условная схема соотношения понятий «экспертные оценки» и «метод экспертных оценок» с перспективой их развития (т.е. виды экспертного оценивания).

 

     Экспертные оценки – это качественные (количественные) и/или порядковые характеристики процессов, явлений, не поддающихся непосредственному измерению, основывающиеся на суждениях специалистов [4].

Научно-организационная и методическая система экспертных оценок какого-либо явления, процесса может выступать как научная экспертиза.

     Метод экспертных оценок определяется как «совокупность эмпирических процедур, направленных на оценку объекта по определенной шкале путем его предъявления экспертам и последующей регистрации их оценочных суждений» [8].

     В настоящее время наметилась тенденция преимущественно использовать не метод экспертных оценок, а экспертные системы, которые можно охарактеризовать как программы, определяющие содержание деятельности эксперта,  последовательность его действий в конкретных предметных областях.

     Разработаны подробные модели экспертных систем. Так, например, одни из таких моделей предполагают приобретение, хранение, представление знаний, а также предположение об ограниченности этих знаний при диагностике, прогнозировании человеческого поведения. При этом предлагаются и анализируются различные компьютерные программы, которые помогают производить экспертные оценки в тех или иных областях человеческих знаний.

     Другие модели экспертной системы (многоуровневые), исследующие структуру обобщенного экспертного знания, анализируют обобщенное мнение отдельных экспертов, которое учитывает психологические закономерности, эффекты. 

     Способы экспертного оценивания могут быть разными. Так, например,  может быть выбран индивидуальный или групповой способ экспертного оценивания.

     Индивидуальный способ экспертной оценки заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других (т.е. каждый эксперт работает отдельно, он не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от других), а затем эти оценки обобщаются.

    Групповой способ экспертной оценки основан на совместной работе экспертов (обсуждение проблемы, обмен мнениями, выработка общей концепции) и получении суммарной оценки от всей группы в целом (коллективное мнение). При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.

     Экспертиза может рассматриваться как особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить, как способ, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами (экспертами), и, в котором, придается решающее значение именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов. Эксперт – это, прежде всего, специалист, компетентный и искушенный в вопросах конкретной экспертизы, а затем, исследователь, владеющий экспертной методологией и обладающий соответствующими способностями. Он может использовать определенные методики, а может их переработать, создать новые или вовсе от них отказаться и опереться лишь на свой опыт и интуицию, но в любом случае решающим в конечном итоге оказывается его личное мнение, субъективное суждение, за которое ответственность несет сам эксперт.

     Экспертиза, в этом случае, является использованием самого человека как «измерительного прибора», который дополняет, или даже полностью заменяет действие других приборов и технологий. В основе экспертизы лежат субъективные мнения экспертов, их знание и опыт, которые высоко ценятся [3]. 

     В этой связи важным вопросом является определение основных требований к эксперту.

    Эксперт – компетентный специалист, производящий экспертизу, – представляет свое заключение по какому-либо вопросу. Его задача состоит в том, чтобы, используя специальные знания, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные закономерности для разработки конкретных решений и обеспечить этим их оптимальность (объективность выводов, мнений, рекомендаций, оценок).

     Эксперт должен быть способен синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и дать объективные квалифицированные рекомендации.

     Значимой личностной характеристикой эксперта считается его компетентность. Компетентность эксперта – это способность человека эффективно участвовать в экспертной процедуре и служить источником доброкачественной информации об объекте экспертизы. 

    Общая компетентность складывается из трех компонентов: профессиональная компетентность; компетентность в экспликации оценок (умение формулировать ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде); социально-психологическая компетентность (умение корректировать особенности собственного поведения, препятствующие коллективной работе экспертов, а также отсутствие конформизма) [8].

     Компетентность и опыт специалиста в экспертном методе играют центральную роль. Если в психодиагностике оценка в большей мере базируется на соответствующей методической оснащенности исследователя, то в экспертизе обязательно учитывается субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией. От эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и творческих озарений.

Эксперт после ознакомления с поставленной проблемой решает, какой методический аппарат и в какой степени будет им использован, или же он вообще откажется от применения каких-либо традиционных техник. Метод экспертизы предусматривает осмысление специалистом всей совокупности разнообразных сведений, полученных им из самых различных источников. Являясь наиболее квалифицированной формой использования специальных познаний, экспертиза позволяет использовать весь арсенал научных достижений, а оценки экспертов считаются объективными, то есть, сделанными не лично экспертом, а той наукой, которую он представляет.

     Социально-психологическая экспертиза имеет широкую сферу практического применения, причем в разных направлениях практики можно выделить свою специфику организации и проведения экспертизы. Так, например, в случае психологического анализа деятельности используется процедура сбора анамнеза субъекта (сбор данных об истории развития конкретного субъекта деятельности производится путем опроса самого субъекта, его родителей, друзей, сослуживцев, а также изучение документов) и экспертных заключений. При этом процедура экспертных оценок рассматривается как «получение индивидуальных и коллективных заключений об уровне подготовленности субъекта, успешности его деятельности, о психологических причинах ошибочных действий, профессионально-важных качествах и т.д.» [2].

    В  зависимости от целей и задач социально-психологической экспертизы используется определенная структура организации экспертного оценивания, как правило, состоящая из нескольких этапов. Так, например, в многоуровневой экспертной системе, группой управления экспертное оценивание может проводиться в следующем порядке:

1. Подготовка и издание регламентирующего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению.

2. Формирование группы управления: назначается руководитель экспертизы для подготовки регламентирующего документа, а также для руководства всей работой. На него возлагается формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы.

3. Подбор экспертной группы, который осуществляется группой управления примерно в такой последовательности:

-       формулирование решаемой проблемы;

-       определение круга областей деятельности, связанных с проблемой;

-       определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности;

-       определение количества экспертов в группе;

-       составление предварительного списка экспертов;

-       анализ качеств экспертов и уточнение списка экспертов в группе;

-       получение согласия экспертов на участие в работе;

-       составление окончательного списка экспертной группы.

4. Разработка организации и методики проведения опроса экспертов, которая осуществляется параллельно с процессом формирования группы экспертов. При этом решаются следующие вопросы: место и время проведения опроса; количество и задачи туров опроса; форма проведения опроса; порядок фиксации и сбора результатов опроса; наличие необходимых документов.

5. Определение организации и методики обработки данных опроса: определяются задачи и сроки обработки, процедуры и алгоритмы обработки, силы и средства для проведения обработки.

6. Выполнение комплекса работ в соответствии с намеченным планом: группа управления осуществляет в процессе непосредственного проведения опроса экспертов и обработки его результатов, корректируя по мере необходимости содержание, сроки и обеспечение ресурсами.

7. Оформление результатов работы: производится анализ результатов экспертного оценивания; составление отчета; обсуждение и одобрение результатов; представление итогов работы на утверждение; ознакомление с результатами экспертизы организаций и лиц.

    Методы социально-психологической экспертизы представляют сложную структуру, состоящую из отдельных содержательных групп, с включенными в них подгруппами.

     В соответствии с принципами научно-практического исследования в психологии выделяют следующие экспертные методы:

- неэкспериментальный (описательный) – наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности;

- экспериментальный – лабораторный, естественный эксперимент;

- психодиагностический – объективный (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, личности), субъективный (личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты) и проективный (моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические методики) подходы.

     По способу получения экспертных оценок можно выделить:

-   методы коллективной работы группы (методы «мозговой атаки», «сценариев», «деловых игр», «совещаний», «суда»);

-   методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы (методы анкетного опроса, интервью, метод «Дельфи»).

     В зависимости от вида экспертизы могут применяться специфические методы и методики социально-психологического, психодиагностического исследования и др.

     Обобщая вышесказанное, можно заметить, что социально-психологическая экспертиза является отраслью психологии, весьма близко стоящей к острым социальным проблемам психологической оценки поведения людей во всех сферах их производственной и социальной жизни. Базируясь на общем фундаменте знаний о высшей психической деятельности человека, экспертиза использует и свои собственные аналитические методы. Игнорирование научной обоснованности психологической экспертной деятельности приводит к тому, что оценка личности проводится по набору ее внешних свойств, оценка и анализ индивидуально-психологических особенностей заменяется их констатацией.

     Объективность выделения социально-психологической экспертизы как специфической отрасли психологии предопределено, с одной стороны,  ее собственным развитием как науки, с другой – появлением такого набора фактов и явлений общественной жизни, которые для своего осмысления требуют применения специфических психологических методов изучения, причем в тесном взаимодействии с другими науками. Актуальность задач, которые решает социально-психологическая экспертиза, определяется степенью ее включенности в общую проблематику общества. Ее многоаспектность проявляется в том, что она соединяет, увязывает задачи изучения психологических особенностей личности с прагматическими вопросами конкретных практических сфер, например, общественного производства и общения. Другая ее существенная особенность состоит в том, что социально-психологическая экспертиза, как правило, предусматривает (или подразумевает) практические рекомендации и прогностические оценки.

     Изучая проявление особенностей личности, в том числе общих и специальных способностей человека, под воздействием внешних факторов, социально-психологическая экспертиза оценивает (измеряет количественно и качественно) психологические реакции человека, возможности адаптации к окружающей его в данный момент производственной или социальной среде. Радикализм происходящих в обществе преобразований, новые психологические феномены ставят перед социально-психологической экспертизой задачи глубокого осмысления своих возможностей и своего специфического места в системе психологического знания, в том числе выделения различных уровней в своей структуре, а также совершенствования методического инструментария и методологических подходов.


2.      Специфика обучения экспертной деятельности бакалавров психологов

 

     В соответствии с действующим (утвержден приказом № 759 Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009) Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») выпускник, освоивший основную образовательную программу, должен владеть основными приемами экспертной деятельности.

     Так, например, указывается, что в результате изучения базовой части цикла Б. 3 «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» студент (бакалавр психолог) должен владеть «основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп» (ФГОС ВПО, раздел VI).

     Рассматривая содержательные аспекты предметов, входящих в «Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий», можно отметить, что приемы и методы экспертизы частично в них изучаются. Например, в рамках дисциплин «Психология личности», «Социальная психология», «Организационная психология» рассматривается метод экспертной /  групповой оценки личности [1, с. 131]. Суть метода сводится к получению оценки личности на основе учета мнений некоторого числа экспертов, т.е. людей, хорошо знающих аттестуемого по совместной работе [7, с. 140]. Их суждения о нем («экспертные оценки») могут сопоставляться с данными субъекта восприятия [1, с. 131].

Кроме того, методы и методики психологической оценки используются в организационно-психологическом направлении экспертной деятельности. Так, в технологии оценки персонала, получившей название «ассессмент-центр» (от англ. assessment – оценивание), одной из важных составляющих является групповая экспертная оценка личности. В оценочных тренингах данной технологии ситуативная диагностика может строиться на основе оценок профессионально подготовленных экспертов-психологов, которые наблюдают за поведением испытуемых в ролевых и деловых играх во время активного обучения. Причем для уточнения своих оценок наблюдатели могут поставить перед модератором (человеком, задающим условия прохождения ситуации) задачу создать более эмоциональную ситуацию, поставить участников в условия дефицита времени и т.д. В результате такой экспертизы можно получить объективную оценку необходимых для работы личных качеств кандидата или сотрудника; оценить его реакцию на стресс, коммуникативные навыки, навык работы в коллективе, лидерские качества и др.

В дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика» метод экспертных оценок рассматривается как «совокупность эмпирических процедур, направленных на оценку объекта по определенной шкале путем его предъявления экспертам и последующей регистрации их оценочных суждений» [8, с.320].

     «Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Вместе с тем, ситуация экспертизы часто выходит за рамки какого-то одного метода и предполагает использование их комплекса» [6, с.22]. Проводится индивидуальная экспертная оценка, когда ее субъектом является один человек, и групповая, одной из разновидностей которой является метод независимых характеристик. Этот метод используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. «Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста»  [6, с.22].

     Другим методом экспертной оценки, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов. «Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Причем приводятся такие образцы профессионального поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов» [6, с. 23].

В дисциплинах «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Введение в клиническую психологию», «Специальная психология» может быть раскрыто направление экспертной клинико-психологической деятельности. 

В области профессиональной пригодности наряду с изучением соотношений между требованиями профессий и особенностями личности, формой деятельности и типом личности, процессом труда и работоспособностью и т.д., получили обоснование процедуры психологического отбора и клинико-психологической экспертизы. Например: «клинико-психологические методы врачебно-летной экспертизы», играющие важную роль в проведении психологического отбора в авиации [8, с. 56]; методы «медико-психологической врачебной экспертизы трудоспособности», используемые для психологической экспертизы по вопросам профессиональной пригодности и трудоспособности [6, с.270].

     В «Психодиагностике», учитывая общие и частные (специфические) задачи, различают ситуацию клиента и ситуацию экспертизы. «В первой ситуации человек обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. Во-второй – человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции, отклонений и расстройств)» [9, с.8]

     Условно разделяя методы психодиагностики на две категории: стандартизованные измерительные методы и экспертные, или методы понимания, отмечают, что «экспертные методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Они оказываются незаменимы везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Экспертные методы часто оказываются более эффективными по отношению:

- к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта);

- к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых отношений в группе)» [9, с. 79].

     В психодиагностике «глубокий экспертный анализ – необходимый первичный этап в разработке всякой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные методики также подлежат количественному обоснованию» [9, с. 80].

     Как видим, многие базовые дисциплины профессионального цикла включают в свою структуру экспертные методы. Тем не менее, ознакомление с ними в рамках отдельных дисциплин носит эпизодический характер. Поэтому, на наш взгляд, будет целесообразным в вариативной части данного цикла предусмотреть изучение бакалаврами-психологами дисциплины, посвященной вопросам введения в теоретические и практические основы социально-психологической экспертизы.  

     В дальнейшем целесообразно более углубленное ознакомление студентов с определенными направлениями социально-психологической экспертизы с учетом приоритетных направлений конкретного вуза, а также в соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры.

 

 3.      Специфика обучения экспертной деятельности магистров психологов

 

     В соответствии с действующим (утвержден приказом № 797 Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009) Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр») магистр психолог в практической деятельности (одном из видов профессиональной деятельности наряду с научно-исследовательской, проектно-инновационной, организационно-управленческой, педагогической) должен быть подготовлен к решению таких профессиональных задач, как:

- разработка технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем;

- составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;

- экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения их психологических составляющих и последствий (ФГОС ВПО, пункт 4.4).

     В части требований к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры указывается, что выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), в том числе – способностью и готовностью к:

- диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17) – в цикле М.3 «Практика и научно-исследовательская работа»;

- созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25) – в цикле М.4 «Итоговая государственная аттестация»;

     По психологической компетенции ПК-17 следует уточнить, что «практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она  представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся… Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом» (ФГОС ВПО, пункт 7.15.).

     Психологическая компетенция ПК-25 также требует уточнения: научно-исследовательская работа обучающихся является «обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза» (ФГОС ВПО, пункт 7.16.).

     Анализируя перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий, – цикл МЛ «Общенаучный цикл. Базовая часть» (ФГОС ВПО, раздел VI.), можно предложить знакомить магистров-психологов с широким спектром методов социально-психологической экспертизы в рамках одного из разделов дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии», входящей в перечень дисциплин для разработки примерных программ.

Кроме того, в рамках вариативной части основной образовательной программы, может быть предложена дисциплина, направленная на углубленное ознакомление студентов с определенными направлениями социально-психологической экспертизы с учетом приоритетных направлений конкретного вуза.

    Широкий диапазон современных требований в области осуществления разного рода экспертиз, предъявляемый обществом и отраженный в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения, диктует необходимость остро поднять вопрос подготовки бакалавров и магистров психологических направлений к экспертной деятельности в различных сферах общественной жизни.

Поставленная цель влечет за собой решение вопросов ресурсного обеспечения образовательного процесса, в том числе оснащение научно-практическими и учебно-методическими материалами.

 

4.       Из опыта подготовки студентов к экспертной деятельности в Институте психологии, социологии и социальных отношений

 

     В Институте психологии, социологии и социальных отношений разработан и внедрен в образовательный процесс учебный спецкурс для студентов-психологов, который направлен на то, чтобы отразить основные тенденции и направления социально-психологической экспертизы в соответствии с целями и задачами определенных направлений практики. В программу курса включены следующие разделы: социально-психологическая экспертиза в организации, на предприятии; психологическая экспертиза здоровья и профессиональной пригодности; социально-психологическая экспертиза рекламы; судебно-психологическая экспертиза; социально-психологическая экспертиза в сфере образования.

    При изучении раздела «Социально-психологическая экспертиза в организации, на предприятии» рассматриваются такие вопросы, как специфика организации экспертной деятельности психолога на предприятии, учреждении; особенности  социально-психологической экспертизы при аттестации и оценке персонала, руководителей, при формировании кадрового резерва, для исследования групповых отношений. На практических занятиях отрабатывается проектирование процедуры экспертной оценки для конкретной организации.

     Раздел «Психологическая экспертиза здоровья и профессиональной пригодности» посвящен изучению как систематизированного теоретического материала (методологическое, физиологическое, системотехническое, эксплуатационное, педагогическое направления), так и конкретных практических разработок. Отрабатываются методики и техники, с помощью которых оцениваются нарушения профессиональной надежности, причины несчастного случая или происшествия. Рассматривается специфика психологической экспертной оценки  данного направления по разным этапам формирования профессиональной пригодности: трудовое воспитание и обучение, профориентация, профотбор, профессиональная подготовка, адаптация, деятельность, аттестация и реабилитация.

    «Судебно-психологическая экспертиза» – важное направление по обзору методологических основ и особенностей организации экспертной деятельности психолога в судопроизводстве. Рассматривается предмет и объект судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения; особенности ее организации и содержания в зависимости от следственных ситуаций; порядок назначения и производства. На практических занятиях тренируются навыки и умения работы с некоторыми методиками клинико-психологического и экспериментально-психологического обследования, которые используются в практике судебно-психологической экспертизы.

     Актуально в наше время изучение тематики, посвященной «Социально-психологической экспертизе рекламы», и с точки зрения определения ее эффективности, и для обеспечения прав человека (прежде всего его психологической безопасности от негативных воздействий и манипулятивных влияний). Поэтому на практических занятиях студенты знакомятся с методами и методиками, используемыми в экспертной оценке данного направления. Кроме того, рассматриваются модели социально-психологической экспертизы рекламы. Так, необходимо ознакомиться с подходом к психологической экспертизе рекламы, в котором важную роль играют принцип ее корректности и психологическая безопасность, а также с подходом к экспертной оценке коммуникативного и психологического аспектов исследования детальных рекламных сообщений, позволяющих выявить и скорректировать самое слабое звено.

    Раздел «Социально-психологическая экспертиза в сфере образования» посвящен таким вопросам, как особенности организации и содержания деятельности психолога в экспертных комиссиях по аттестации дошкольных и  школьных образовательных учреждений; специфика проведения социально-психологической экспертизы новых образовательных программ, тренингов. Кроме того, уделяется внимание разным видам экспертиз (например, психолого-медико-социальной направленности) в сфере образования.

 Учебный курс предполагает систематизацию и обобщение научных исследований и практических разработок. После курса обучения считается, что студент овладел умениями синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, дать объективные квалифицированные рекомендации. В ходе работы с конкретными методиками студенты получают уникальную возможность применить свои знания и умения в интересной, важной и востребованной экспертной деятельности психолога.

     Введение спецкурсов и дисциплин, направленных на обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологов, будет соответствовать актуальным запросам общества, современным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также будет способствовать решению общей задачи подготовки высокопрофессиональных и квалифицированных кадров, в частности – компетентных экспертов-психологов.

     В ИПССО развернута плодотворная работа по созданию современных методов экспертизы применительно к конкретным ситуациям, адаптации хорошо зарекомендовавших себя зарубежных технологий. Обучение построено таким образом, чтобы будущие бакалавры и магистры освоили все тонкости социально-психологической экспертизы как особого вида профессиональной деятельности и могли самостоятельно решать сложные практические задачи, творчески применяя полученные знания, умения и навыки экспертной работы, что оказывает свое влияние на выстраивание личной стратегии роста выпускников.

    Одним из базовых принципов успешной подготовки бакалавров и магистров является также формирование профессионального менеджмента для управления образовательным процессом, опирающегося на оценку состояния, с одной стороны, потребностей, социальной, экономической, идеологической обстановки, с другой – на обучение тем методам и приемам, которые наиболее адекватны задачам обновления существующей социально-психологической среды.

 

Литература

 

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Академия, 2010. – 365 с.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 260 с.
  3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).  – М.: Смысл, 1999.
  4. Краткий словарь современных понятий и терминов. – 3-е изд., дораб. и доп./ Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. Сост., общ.ред. В.А.Макаренко. – М.: Республика, 2000. – 670 с.
  5. Макшанцева Л.В. Экспертная деятельность психолога: Учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. – 124 с.
  6. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А. Климова. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 383 с.
  7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб: Питер, 2007. – 240 с.
  8. Психология труда: учеб. для студентов вузов [Текст] / А.В. Карпов и др.; под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.
  9. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие [Текст] / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.