PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Савинков В.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Журнал » 2010 том 1 № 2 : Савинков В.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
    Просмотров: 5130

5. Мнение 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИИ 

 

Савинков В.И.

ведущий советник Аппарата Совета Федерации

 Федерального Собрания РФ,  Москва

 

В статье изложены принципы и подходы к построению «электронного государства». Современные информационные технологии способствуют повышению эффективности власти, созданию гражданского общества в Российской Федерации, а также дальнейшему совершенствованию законодательной базы взаимодействия государства и гражданина на основе информационно-коммуникационных технологий.

В контексте модернизации современной России рассматривается дальнейшее развитие телерадиовещания как важнейшей приоритетной задачи государства с целью обеспечения конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективного использования духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций.

Ключевые слова: электронное правительство (государство), демократия, политическое участие, модернизация, общество равных возможностей, социальная мобильность, гражданские институты и инициативы, коммуникация.

 

THE MODERN PERFORMANCE OF

IMPLEMENTATION OFTHE COMMUNICATION STRATEGIES OF

THE STATE CALTURAL POLICY OF RUSSIA 

 

Savinkov V.I.

senior Adviser of the Council of Federation

of The Federal Assembly of The Russian Federation, Moscow

 

 

The article presents the basic principles and approaches to building an «electronic state». Modern information technologies contribute to the efficiency of power, establishment of civil society in the Russian Federation, as well as further improving the legal framework of interaction between state and citizen, based on information and communication technology.

In the context of the modernization of Russia today the further development of broadcasting is discussed, as a major priority for the State to ensure the constitutional rights, equal access to mass media, effective use of spiritual and cultural heritage, its historical traditions. 

Key words: «e-government», democracy, political participation, modernization, society of equal possibilities, social mobility, civil institutes and initiatives, communication.

Введение

 

    В информационно − коммуникативной и культурной сферах, как ни в каких других областях жизни страны, происходит динамичная смена традиционных парадигм, установок, ценностно-смысловых ориентаций, моделей поведения и стереотипов деятельности общества. Ведется активный поиск и осмысление концепции культурной политики страны, вырабатываются новые способы коммуникации и стратегии, наилучшим образом подходящие для задач модернизации средствами культуры и коммуникации в условиях глобализации.

    Осмысление модели будущего устройства общества как информационной цивилизации, развивающейся в гармонии с природой, − это одна из стратегических задач, на решении которой сосредоточены усилия ученых социально-гуманитарной сферы. «Сегодня реальные проявления информационной культуры – это скорее еще только «зоны переходности» от одних коммуникативных форм к новым интерактивным взаимодействиям. Контуры инновационных технологий очевидны на всех социокультурных уровнях, влияют на образование разных культурных пространств, которые «движутся» в социуме с разными скоростями и по разным траекториям» [1].

  Научное осмысление коммуникативных процессов отдает предпочтение материально-технической базе информационных технологий. Что же касается социальной составляющей перспектив информационно-коммуникативных систем, то они значительно запаздывают по сравнению с обоснованиями их материально- технического развития. Совокупность наук гуманитарной направленности (и социология коммуникации в том числе) пока не сформулировали ближайшие и отдаленные перспективы функционирования социальных целей информационно-коммуникативных систем, новых конструктивных идей по созданию полноценной инфраструктуры коммуникации в целях формирования культурной политики государства.

    Развитие цифровых технологий, тенденция к миниатюризации и мобильности оборудования для записи, обработки аудиовизуальной информации создают принципиально новые для медиасферы возможности передачи сообщений практически из любого места и в любое время. Благодаря этим же инновациям, в частности, портативным сотовым телефонам и карманным компьютерам, люди все в большей степени стремятся удовлетворять индивидуальные культурные потребности в получении информации также мобильно.

     Коммуникация приобретает качества мобильности и портативности. Способы связи становятся не просто динамичнее, а создают условия для развития портативной персональной коммуникации.

    Таким образом, цифровые технологии не только удовлетворяют новые требования динамично живущих людей, но и кардинальным образом меняют их отношение к СМК. Возможность получения информации в любой точке земли, в состоянии покоя или движения, на любом языке и в любое время – все это составляющие характеристики такого информационного общества, в котором человек имеет неограниченные возможности получения, обработки и передачи информации, удовлетворения своих культурных потребностей.

     Средствам массовой коммуникации на современном этапе развития информационного общества приходится выбирать новую стратегию и тактику деятельности. По-видимому, печатным изданиям со временем придется переместиться в «Интернет», хотя уже сейчас издатели столкнулись с тем, что финансовые выгоды от размещения статей на сайте не компенсируют снижения доходов от падения тиража и поступлений от рекламы. Радиостанциям освоение глобальной сети также не принесло ожидаемых выгод. Все явственнее проявляет себя тенденция помещения в платных разделах наиболее интересных материалов и комментариев. Интерес аудитории к телерадиопрограммам поддерживается благодаря качеству материалов, известности и популярности ведущих, появление которых в эфире напрямую связывается с финансовым успехом каналов. Так или иначе, в жесткой конкурентной борьбе между традиционными средствами массовой коммуникации победителем выходит тот, кто выбирает или создает наиболее эффективные способы «создания смыслов» взаимодействия с аудиторией.

    Современные тенденции развития материально-технической базы информационно-коммуникативных систем характеризуются бурным распространением цифровых технологий, появлением принципиально новых средств коммуникаций на фоне невидимой прежде гиперкоммерциализации процессов массовой коммуникации. В этой всепоглощающей гонке за прибылью СМК стремительно превращаются в исключительно коммерческие предприятия, что не может не сказаться отрицательно на содержании публикаций и телепрограмм. Интеллектуальная миссия СМК постепенно вытесняется примитивными развлечениями и ток-шоу. Становясь коммерческими предприятиями, медиакомпании неизбежно подчиняются законам рыночной экономии. Именно поэтому одной из ключевых тенденций развития СМК является их растущая концентрация. Так, если в шестидесятые годы в мире действовало около 700 крупных медиакомпаний, то в настоящее время их насчитывается не более десяти, а к 2010 году по прогнозам специалистов их число сократится до трех [5]. В нашей стране рынок производства и распространения информации монополизирован несколькими многопрофильными холдингами с миллиардной капитализацией. Таким образом, российский медиарынок следует мировым тенденциям.

     Однако информационное общество в России, на наш взгляд, не может развиваться без преодоления немыслимых для любой развитой страны масштабов социального неравенства во всех его разнообразных формах. Конечно, глубина социального расслоения напрямую зависит от действенности институтов социализации, таких как образование и доступ к различным институтам культуры. Нельзя не признавать взаимосвязи между возможностью приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры, непосредственным участием в социально-политической жизни страны, наличием свободного доступа к информационным ресурсам и материально – экономическим положениям. Социологические исследования подтверждают, что значительная часть россиян ощущает себя ненужной государству и обществу, в силу чего возрастает безразличие людей к проводящим властью процессам реформирования. В таких условиях становлению гражданского общества могло бы способствовать внедрение информационно – коммуникативных технологий в систему взаимодействия государства и общества.

1. Развитие в России информационных технологий в контексте проблем

социокультурной политики

    Сегодня в подавляющем большинстве стран получили развитие проекты, которые можно было объединить одним термином «e-government» (в переводе с английского языка − «электронное правительство»). По мнению экспертов, использование в практике органов государственной власти современных ИКТ (информационно − коммуникационные технологии), безусловно, способствует, прежде всего, обеспечению доступа граждан к достоверной официальной информации, созданию новых возможностей для взаимодействия различных органов власти с населением, бизнесом и разными институтами гражданского общества. В то же время это предполагает значительное повышение эффективности и качества государственного управления.

    В настоящее время в Российской Федерации донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Информация о новых законах и распоряжениях Правительства поступает из телевизионных программ, газет и журналов, Интернета, при этом нет возможности ознакомиться с этими документами, когда в этом действительно возникает необходимость.

В 2007 году Правительством Российской Федерации была утверждена концепция «электронного правительства». В новой редакции Программы «Электронная Россия (2002 − 2010 гг.)» отражены все мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России.

    Открывая 8 февраля 2010 года в г. Уфе заседание Правительственной комиссии по вопросу «О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации», Председатель Правительства России В.В. Путин отметил: «Информационные технологии уже давно перестали быть, как я сказал, чем-то непонятным для граждан. Это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности. Использование этих технологий позволяет значительно ускорить и упростить ряд процедур, решений, увеличить эффективность бюджетных расходов, серьезно сократить поле для коррупции и повысить эффективность власти, прозрачность власти» [3].

      Федеральная власть придает исключительную важность формированию структуры электронных государственных услуг в целях оптимизации системы управления, сокращения избыточных функций, дальнейшего снятия административных барьеров. Практическая реализация идеи интерактивности далека от своего воплощения, но необходимая фаза концептуальных разработок, обсуждений и согласований проекта «Электронная Россия» успешно пройдена.

В этой связи следует особо отметить о создании новой законодательно − нормативной базы. Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла в первом чтении законопроект «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван урегулировать предоставления государственных (муниципальных) услуг и осуществления государственных функций. Дело в том, что граждане Российской Федерации на протяжении всей своей жизни постоянно сталкиваются с федеральными, региональными, муниципальными органами власти. Зачастую приходится по одной и той же проблеме взаимодействовать с разными ведомствами, находящимися на разных уровнях власти, вновь и вновь возвращаться к начальной стадии процесса и т.п. Это порождает недоверие к власти, создает крайне неблагоприятный социально − психологический климат в обществе. Вместе с тем обращения связаны с решением жизненно важных вопросов: от регистрации брака до выдачи водительских удостоверений. Председатель Правительства Российской Федерации особо подчеркнул: «Цифры говорят сами за себя: ежегодно в органы власти поступают 360 миллионов обращений. Таким образом, каждый взрослый гражданин обращается по три-четыре раза в год и испытывает на себе все прелести присутственных мест» [3].

     Но не столько важен сам факт подготовки данного законодательного акта, сколько его разработка в соответствии с современными реалиями и тенденциями в области развития информационно − коммуникационных технологий и, что особенно важно, с учетом норм законодательства действующих Федеральных законов. Законодательство медиаотрасли в новом обществе должно опережать, а не фиксировать сложившиеся отношения. Из положений комментируемого законодательного акта следует выделить, прежде всего, то, что введены новые базовые понятия, позволяющие регулировать взаимоотношения разных уровней. Среди таких понятий: государственная (муниципальная) услуга; государственная (муниципальная) функция, заявители, запрос, административный регламент, стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнение государственной (муниципальной) функции, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде. Таким образом, можно сказать, что впервые законодательно создается институт «административного регламента». В рамках этого института будет дано предметное описание того, как та или иная функция должна исполняться, а услуга − предоставляться. Соответственно, когда гражданин будет обращаться за той или иной услугой, он сможет посмотреть административный регламент и четко представить себе, что именно должны для него сделать.

    В связи с внедрением информационно − коммуникативных технологий в отечественном законодательстве впервые закрепляется определение «портал». Фактически это уже серьезное продвижение к модели «электронного государства».

Создание новой коммуникационной среды, безусловно, способствует повышению эффективности взаимодействия государственных структур с институтами гражданского общества, бизнес − сообществом. При этом приближается и основная цель − улучшение качества и оперативности принятия управленческих решений, что в целом работает на повышение уровня жизни населения в регионах Российской Федерации.

     Соглашаясь со многими специалистами в том, что понятие «Электронное государство» наиболее полно соответствует английскому понятию «е − government», в Российской Федерации оно зачастую переводится как «Электронное правительство», т.е. как способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ − систем, включая исполнительные, законодательные и судебные органы.

    Основой создания «электронного государства» на базе единого информационного пространства является формирование условий для дальнейшего развития региональной интегрированной информационной среды. И в этой связи необходимо напомнить, что, сколь бы ни были важны управленческие решения, принятые и распространяемые с помощью современных информационно − коммуникационных технологий, главным объектом любой модернизации должно быть само общество. Ведь проблема не только в технологиях как таковых, а в готовности социума принять эти технологии. Поэтому без повышения уровня социальной жизни регионов нашей страны, повышения качества культурной среды, в которой вырастает молодое поколение россиян, без интенсивного развития науки, образования, в целом − культуры, модернизация по − прежнему останется преобразованием «догоняющего развития». Для творчества и инноваций необходимо укреплять и социально − экономические показатели регионального развития.

2.Формирование гражданского общества в России в эпоху развития сети Интернет 

    XX век передал третьему тысячелетию достаточно мощные интеллектуальные практики. Современное общество располагает неизмеримо большим объемом информации, чем даже десять лет назад. В настоящее время необходимо подвергнуть исследованию новую коммуникативную ситуацию, влияние средств массовых коммуникаций, в первую очередь Интернета, как открытой информационной среды, на сознание человека, его поведение, на систему ценностей. В современном индустриальном обществе на смену общинному строю приходит инновационный тип культуры и общественных отношений. В ходе формирования гражданского общества происходит сбалансированное взаимодействие «системных» (внешне заданных, формально − рациональных и нормативно обусловленных) и «жизненных» (спонтанных, неформальных и эмоционально обусловленных) начал социальной жизни людей. Таким образом, создаются эффективные опосредующие механизмы, регулирующие взаимообмен системного и жизненного начал социума. Зачастую административная и экономическая рациональность разрушает сложившиеся социальные и культурные границы, проникая в сферу межличностных отношений и повседневных действий. Из области экономики и политики они постепенно перемещаются в область культуры, затрагивая, прежде всего, жизненные ценности и ориентации людей. В эпоху развития информационного общества, прежде всего Интернета, появляются разнообразные социальные движения и ассоциации, призванные приостановить или нейтрализовать колонизацию жизненного мира и не допустить неоправданного вторжения государства в частную жизнь людей, защитить от произвола. Например, благодаря Интернету акция автомобилистов страны защитила Олега Щербинского, признанного виновным по делу о гибели 7 августа 2005 года алтайского губернатора М. Евдокимова. В защиту О. Щербинского во многих городах прошли акции, в сети Интернет были собраны в его защиту тысячи подписей.

    Российским СМИ необходимы серьезные преобразования и, прежде всего, необходим переход от рекламодателя или владельца, навязывающего определенную услугу, к человеку, понимающего зрителя, слушателя, читателя, пользователя. В настоящее время бывшие бесспорные лидеры медиаотрасли уходят на второй план. Интернет как самый молодой сегмент медиасферы приучает аудиторию не только получать информацию, но и мгновенно реагировать на нее, создавать свои версии событий. За последний год все чаще в Интернете начинают разгораться крупные общественные споры, к примеру, в мае 2009 года молодая женщина, будучи под действием алкоголя, сбила автомашиной сотрудника милиции в Новосибирске; большой резонанс вызвало появление в сети майора Дымовского или «живой щит» из автомашин на МКАД и др. Таким образом, средства массовой информации (и, прежде всего, Интернет), созданные не для целевой аудитории, а при активном участии этой же аудитории, стремительно вытесняют своих предшественников. И неудивительно, что рекламные деньги из традиционных СМИ уходят в Сеть. Пресса одной из первых отметила преимущества Интернета, что привело к распространению электронных версий многих печатных изданий. Сайты газет и журналов становятся самостоятельными проектами, появились также радиоверсии газет («Комсомольская правда», «Коммерсант FM»). Именно с Интернетом связывают свое будущее СМИ.

    Безусловно, рынок инноваций в основном сосредоточен в Москве, а регионы лишь тянутся к столичным показателям. При этом следует отметить, что в настоящее время в России нельзя назвать Интернет массовым. Что будет, когда Интернет появится в каждой квартире как газета или телевизор? Нетрудно предположить, что пользователь выберет то СМИ, которое предоставит ему требуемую информацию в удобное для него время. Из ныне существующих СМИ, скорее всего выбор будет сделан в пользу Интернета, в основе которого лежат персонификация и интерактивность; именно Интернет создает мгновенную обратную связь, а также безграничные возможности для творчества. Таким образом, СМИ необходимо оценить запросы потребителя, который сам формирует свои источники информации и развлечений. Такого потребителя, пользователя, слушателя специалисты медиаотрасли называют человек 2.0.

    По прогнозам экспертов, в России через три − четыре года Интернет станет массовым не только в столице, но и в регионах (для справки, в Москве Интернет в наличии у 70% граждан, в Санкт − Петербурге − у 61 − 62%, в Екатеринбурге – у 58 −60%). В этой связи многие газеты создают в первую очередь интернет − версии издания и лишь следом – печатный вариант.

     Несложно проследить, что происходит сегодня с обществом под воздействием сверхновых технологий. Молодежь хочет высказать свое мнение по любым вопросам мгновенно. Важно отметить, что законодательство медиаотрасли в новом обществе должно опережать, а не фиксировать сложившиеся отношения.

    Развитие единого информационного пространства позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации. Потенциал развития Интернета, который у нас растет до 15% в год, расширяется за счет доступа к широкополосному и мобильному Интернету. В этой связи следует особо выделить не столько доступность, а непосредственно стоимость. Если в Москве хорошая скорость и безлимитный трафик стоит 300-450 рублей, в регионах та же услуга минимум обходится в два раза больше. То есть проведение Интернета зависит от цены. Особую актуальность представляет следующая проблема − низкий уровень образования в нашей стране, приводящий к тому, что у определенной части населения отсутствует потребность в Интернете. С развитием новых технологий, безусловно, потребуются и новые журналисты, способные на сотрудничество и сотворчество с аудиторией.

    Таким образом, формирование электронных государственных услуг, создание «электронного государства» способствует повышению эффективности взаимодействия государственных структур с институтами гражданского общества. Не случайно 7 апреля 2010 года на заседании Совета Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил о необходимости более активного использования возможностей Интернета для противодействия коррупции в государственных органах власти. «Нужно подумать о том, чтобы использовать Интернет по возможности». По его словам, «существует масса возможностей для того, чтобы размещать передачи, ролики, информацию на сайтах госорганов и организаций, которые занимаются противодействием коррупции» [4].

3.Развитие российского цифрового телевещания как важнейшего инструмента в

формировании культурно информационного пространства

     Новейшие информационные технологии являются сегодня основой обеспечения национального могущества государств. Активность информационных процессов к концу XX −  началу XXI веков стала столь высокой, что возникает необходимость адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальным информационному пространству. Современное информационное общество устанавливает новые геополитические ориентиры, определяющие направления деятельности государственных структур в информационном пространстве. Информационная экспансия активно используется ведущими державами для реализации своих геополитических интересов с целью осуществления экономической и культурной экспансии и создания своего рода «виртуальных империй».

      Одни страны пытаются навязать другим желаемые типы поведения. «Культурный империализм» больше не захватывает территорию, но подчиняет себе сознание, образ мышления, образ жизни (Жак Ланг – экс − министр культуры Франции, 1982) [6]. Культурный империализм утверждает, что один набор ценностей заведомо выше и лучше другого.

      В настоящее время, очевидно, что конкурентоспособность России в мире в немалой степени связана с ее статусом великой культурной державы, а более точно − державы великой культуры. По экономическим показателям наша страна отстает от мировых держав, но по своему культурному потенциалу Россия − безусловный лидер.

     В настоящее время необходимы исследования механизмов глобализации и ее последствий. На протяжении последних двадцати лет российское общество находится в поисках своей идентичности, новой системы ценностей и собственного пути развития. Прежде всего, речь идет не о насаждаемых доктринах, которые становятся инструментами манипуляции общественным сознанием, а об идейных основах культурной самоидентификации людей. В этой связи телевидение −  важнейший инструмент формирования представлений большинства людей о реальности, картинах прошлого и будущего, о смыслах и ценностях.

    Несмотря на все экономические трудности современного мира, руководство страны стремится к созданию в Российской Федерации единого информационного пространства. В первую очередь развивается телерадиовещание, которое направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма. Утвержденная Правительством Российской Федерации (№985 от 3 декабря 2009 г.) федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 − 2015 годы», оценивает состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации.

      Масштабы федеральной программы огромны: за пять лет обеспечить 100 процентов населения Российской Федерации в местах постоянного проживания многоканальным цифровым телевещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Предстоит охватить площадь страны более 17103 тыс. кв. километров наземным    цифровым    вещанием,    общероссийскими  общедоступными теле − и радиоканалами, при этом все жители страны будут иметь возможность приема 20 телеканалов в свободном доступе.

      Безусловно, существует и критика реализации перевода телерадиовещания на цифровой формат, касающаяся прежде всего бюджетных затрат и вопросов необходимости преодоления немыслимых для любой развитой страны масштабов социального неравенства во всех его формах. Следует напомнить, что социальное неравенство − это не только проблема, порожденная экономическими отношениями между людьми. Глубина социального расслоения напрямую зависит от действенности институтов социализации, таких как образование, участие в политической жизни, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, доступ к информационным ресурсам.

      Реализация федеральной целевой программы позволит всем россиянам иметь доступ к Интернету по разумным тарифам, за счет создания дополнительных сетей широкополосного доступа и фиксированного, и мобильного, а также  спутника связи нового поколения.

       Руководство страны развитие телерадиовещания относит к важнейшим приоритетным задачам Российской Федерации.

Как показывают социологические исследования, существует острая потребность в создании и трансляции новых общероссийских каналов, в частности, детского и юношеского канала, учебного канала, информационного канала новостей, путешествий, о флоре и фауне, военно − патриотического канала, канала научно − популярных программ и фильмов, канала передач о литературе, живописи, архитектуре и др. Решение этой проблемы связано с модернизацией сети телерадиовещания Российской Федерации, включая переход на цифровое вещание, что создаст благоприятные условия для появления новых, востребованных обществом телеканалов и радиоканалов, и для формирования конкурентного рынка в этой сфере.

    Переход на цифровое телерадиовещание в Российской Федерации к 2015 году, безусловно, выведет страну на новые исторические рубежи. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Медведев отметил: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии» [2]. 

Заключение 

     Руководство страны отводит важнейшую роль СМИ как связующему звену между властью, бизнесом и гражданским обществом. Без оздоровления социальной жизни, повышения жизненных стандартов значительной части населения, и, прежде всего, повышения роли базовых социальных институтов − науки, образования, культуры, здравоохранения, образующих основной каркас общества, сложно провести модернизацию.

     Переход на цифровое телерадиовещание не только отвечает мировым тенденциям и призван к радикальному изменению сложившейся в стране инфраструктуры электронных средств массовой информации, он должен стать реальным инструментом ускорения выхода из кризиса, существенного повышения экономической активности населения, стимулирования духовного развития, улучшения социальной стабильности, развития института гражданского общества.

 

     Литература

  1. Астафьева О.Н.  Информационно − коммуникативная доминанта современной культуры // Единство и многообразие в религии и культуре: Философские и психологические корни глобальных противоречий. Вып.22 / Гл. ред. Л.М.Морева.− СПб: Изд-во «ЭЙДОС», 2006.− 164 с.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.− М., 2009: ФГУП Изд-во «Известия».− С. 5.
  3. Российская газета.- №5105 от 9 февраля 2010.- С. 3.
  4. Российская газета.- №5151 от 7 апреля 2010.- С.3.
  5. Юшкявичус Г. Рынок электронных СМИ // Телецентр.− № 5(7) октябрь – ноябрь.− 2004.− с. 14. www.gumer.info/History/shlez/07/php/