Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Журнал » 2024 №50 : Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review
    Просмотров: 75

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2024.50.2.7

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

М. Д. Якуб,

Медицинский университет Биньчжоу,

Яньтай, Китайская Народная Республика,

danish@stu.bzmc.edu.cn,

У. Чо,

Больница королевы Елизаветы,

Гонконг, Китайская Народная Республика,

williamcscho@gmail.com

К. Салим,

Даляньский технологический университет,

Далянь, Китайская Народная Республика,

s.kiran@mail.dlut.edu.cn,

К. Анджум,

Университет менеджмента и технологий,

Лахор, Пакистан,

kaiynat2001@gmail.com,

М. Доу,

Шаньдунский профессионально-технический

университет международных исследований,

Жичжао, Китайская Народная Республика,

3047885483@qq.com,

С. Фэн,

Шаньдунский университет традиционной китайской медицины,

Цзинань, Китайская Народная Республика,

fengxiyu0630@126.com,

Х. Чаттха,

Кампус школьной системы Beaconhouse для девочек,

Лахор, Пакистан,

hajrax19@gmail.com

В последние годы использование социальных сетей подростками и молодыми людьми значительно расширилось, и это привело к значительному росту проблем с психическим здоровьем и благополучием среди подростков и молодых взрослых. Несмотря на то что социальные сети обвиняют в росте проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых взрослых, они по-прежнему вызывают споры. В этом обзоре предпринята попытка обобщить имеющуюся информацию о связи между (1) интенсивным и проблемным использованием социальных сетей, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей. Обзор литературы проводится и публикуется в соответствии с рекомендациями по предпочтительным статьям отчетности для систематических обзоров и метаанализа (PRISMA). Систематический поиск публикаций осуществляется в шести базах данных в период с 2017 по 2022 год. Включение статей ограничено взаимосвязью между следующими типами использования социальных сетей: (1) интенсивным и проблемным использованием, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным  сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет и рецензируемая публикация на английском языке. Поиск выявил 13 статей, в том числе 11 поперечных исследований, 1 лонгитюдное исследование и 1 экспериментальное исследование. Интенсивное использование социальных сетей по-прежнему не оказывает негативного влияния на психическое здоровье и благополучие подростков, однако проблемное использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье и благополучии подростков. Основной переменной в отрицательной связи между активным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков было время, проведенное в социальных сетях. Что касается связи между пассивным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков и молодых людей, то обнаружено сдерживающее воздействие первоначального настроения и оптимизма и опосредующий эффект зависти, вызванной социальными сетями. Благодаря тому, что социальное сравнение является посредником между тенденцией к социальному сравнению и восходящим социальным сравнением, а также модератором результатов социального сравнения и самоэффективности, социальное сравнение является важнейшим механизмом пассивного использования социальных сетей, а также обеспечения благополучия подростков и их психического здоровья. Связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей весьма сложна. На эти взаимосвязи влияют индивидуальные особенности человека, воздействие окружающей среды и другие сопутствующие факторы.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Active and passive social media use and symptoms of anxiety and depressed mood among Icelandic adolescents / I. E. Thorisdottir et al. // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. № 8. P. 535–542. DOI: 10.1089/cyber.2019.0079

2. Adolescents’ intense and problematic social media use and their well-being in 29 countries / M. Boer et al. // Journal of Adolescent Health. 2020. № 6S (66). P. S89 – S99. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2020.02.014

3. Aichner T., Jacob F. Measuring the degree of corporate social media use // International Journal of Market Research. 2015. Vol. 57. № 2. P. 257–276. DOI: 10.2501/ijmr-2015-018

4. Anderson E. L., Steen E., Stavropoulos V. Internet use and problematic Internet use: a systematic review of longitudinal research trends in adolescence and emergent adulthood // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22. № 4. P. 430–454. DOI: 10.1080/02673843.2016.1227716

5. Anderson M., Jiang J. Teens’ social media habits and experiences // Pew Research Center: Internet, Science & Tech. 2018. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2018/11/28/teens-social-media-habits-and-experiences/ (date of access: 12.08.2022).

6. A proposed framework for developing quality assessment tools / P. Whiting et al. // Systematic Reviews. 2017. № 1 (6). P. 204. DOI: 10.1186/s13643-017-0604-6

7. Aromataris E., Munn Z. JBI manual for evidence synthesis. Refined site. 2020. URL: https://synthesismanual. jbi.global .

8. Association between passive social media use and well-being among adolescents and young adults: a systematic review / L. Y. Lin et al. // JAMA Pediatrics. 2021. № 2 (175). P. 192–201. DOI: 10.1001/jamapediatrics. 2020.5303

9. A systematic approach to searching: an efficient and complete method to develop literature searches / W. M. Bramer et al. // Journal of the Medical Library Association. 2018. № 4 (106). P. 531–541. DOI: 10.5195/jmla.2018.283

10. Baker K. A., Weeks S. M. An overview of systematic review // Journal of Perianesthesia Nursing. 2014. № 6 (29). P. 454–458. DOI: 10.1016/j.jopan.2014.07.002

11. Bayer J. B., Triệu P., Ellison N. B. Social media elements, ecologies, and effects // Annual Review of Psychology. 2020. № 1 (71). P. 471–497. DOI: 10.1146/annurev-psych-010419-050944

12. Beers L. S., Tu K. M., Kandalaft M. R. An examination of the associations between social media use and mental health outcomes in adults // Issues in Mental Health Nursing. 2020. № 11 (41). P. 961–967. DOI: 10.1080/01612840.2020.1730491

13. Bergagna E., Tartaglia S. Self-esteem, social comparison, and Facebook** use // Europe’s Journal of Psychology. 2018. № 4 (14). P. 831–845. DOI: 10.5964/ejop.v14i4.1592

14. Best P., Manktelow R., Taylor B. Online communication, social media and adolescent wellbeing: a systematic narrative review // Children and Youth Services Review. 2014. № 41. P. 27–36. DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.03.001

15. Blakemore S.-J., Mills K. L. Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? // Annual Review of Psychology. 2014. № 1 (65). P. 187–207. DOI: 10.1146/annurev-psych-010213-115202

16. Boer M., Stevens G. W. J. M., Finkenauer C., van den Eijnden R. J. J. M. The complex association between social media use intensity and adolescent wellbeing: a longitudinal investigation of five factors that May affect the association // Computers in Human Behavior. 2022. № 128. P. 107084. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107084

17. Brandenberg G., Ozimek P., Bierhoff H.-W., Janker C. The relation between use intensity of private and professional SNS, social comparison, self-esteem, and depressive tendencies in the light of self-regulation // Behaviour Information Technology. 2018. № 6 (38). P. 578–591. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1545049

18. Burnell K., George M. J., Underwood M. K. Browsing different Instagram profiles and associations with psychological well-being // Frontiers in Human Dynamics. 2020. № 2. P. 585518. DOI: 10.3389/fhumd.2020.585518

19. Buunk A. P., Gibbons F. X. Social comparison: the end of a theory and the emergence of a field //Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2007. № 1 (102). P. 3–21. DOI: 10.1016/j.obhdp.2006.09.007

20. Children and parents: media use and attitudes report // Ofcom. 2022. URL: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0024/234609/childrens-media-use-and-attitudes-report-2022.pdf (date of access: 12.08.2022).

21. Cooke A., Smith D., Booth A. Beyond PICO: the SPIDER tool for qualitative evidence synthesis // Qualitative Health Research. 2012. № 10 (22). P. 1435–1443. DOI: 10.1177/1049732312452938

22. Does time spent using social media impact mental health? An eight year longitudinal study / S. M. Coyne et al. // Computers in Human Behavior. 2019. № 104. P. 106160. DOI: 10.1016/j.chb2017z.2019.106160

23. Critical appraisal tools // Joanna Briggs Institute. 2020. URL: https://jbi.global/critical-appraisal-tools

24. Crone E. A., Konijn E. A. Media use and brain development during adolescence // Nature Communications. 2018. Vol. 9. № 1. P. 588. DOI: 10.1038/s41467-018-03126-x

25. Crusius J., Gonzalez M. F., Lange J., Cohen-Charash Y. Envy: an adversarial review and comparison of two competing views // Emotion Review. № 12 (12). 2019. P. 3–21. DOI: 10.1177/1754073919873131

26. Data extraction methods for systematic review (semi)automation: a living systematic review / L. Schmidt et al. // F1000Research. 2021. № 10. P. 401. DOI: 10.12688/f1000research.51117.21

27. Do others’ self-presentation on social media influence individual’s subjective well-being? A moderated mediation model / X. Fan et al. // Telematics and Informatics. 2019. № 6 (41). P. 86–102. DOI: 10.1016/j.tele.2019.04.001

28. Do social network sites enhance or undermine subjective well-being? A critical review / P. Verduynet al. // Social Issues and Policy Review. 2017. Vol. 11. № 1. P. 274–302. DOI: 10.1111/sipr.12033

29. Eijnden van den R. J. J. M., Lemmens J. S., Valkenburg P. M. The social media disorder scale // Computers in Human Behavior. 2016. № 61. P. 478–487. DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.038

30. Elhai J. D., Levine J. C., Hall B. J. The relationship between anxiety symptom severity and problematic smartphone use: a review of the literature and conceptual frameworks // Journal of Anxiety Disorders. 2019. № 62. P. 45–52. DOI: 10.1016/j.janxdis.2018.11.005

31. Evaluating meta-ethnography: a synthesis of qualitative research on lay experiences of diabetes and diabetes care / R. Campbell et al. // Social Science & Medicine. 2003. № 4 (56). P. 671–684. DOI: 10.1016/s0277-9536(02)00064-3

32. Feltman C. E., Szymanski D. M. Instagram** use and self-objectification: the roles of internalization, comparison, appearance commentary, and feminism // Sex Roles. 2017. № 5–6 (78). P. 311–324. DOI: 10.1007/s11199-017-0796-1

33. Frison E., Eggermont S. Exploring the relationships between different types of Facebook** use, perceived online social support, and adolescents’ depressed mood // Social Science Computer Review. 2015. № 2 (34). P. 153–171. DOI: 10.1177/0894439314567449

34. Gerber J. P., Wheeler L., Suls J. A social comparison theory meta-analysis 60+ years on // Psychological Bulletin. 2018. № 2 (144). P. 177–197. DOI: 10.1037/bul0000127

35. Guidance on the conduct of narrative synthesis in systematic reviews a product from the ESRC methods programme / J. Popay et al. London: PublisherInstitute for Health Research, 2006. 92 p.

36. International perspectives on social media use among adolescents: Implications for mental and social well-being and substance use / M. Boniel-Nissim et al. // Computers in Human Behavior. 2021. № 129. P. 107144. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107144

37. Ivie E. J., Pettitt A., Moses L. J., Allen N. B. A meta-analysis of the association between adolescent social media use and depressive symptoms // Journal of Affective Disorders. 2020. № 275. P. 165–174. DOI: 10.1016/j.jadz2020.06.014

38. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. № 1 (25). P. 79–93. DOI: 10.1080/02673843.2019.1590851

39. Kelly Y., Zilanawala A., Booker C., Sacker A. Social media use and adolescent mental health:findings from the UK Millennium cohort study // EClinicalMedicine. 2019. Vol. 6. P. 59–68. DOI: 10.1016/j.eclinm.2018.12.005

40. Kemp S. The global state of digital in July 2022 // DataReportal. Global Digital Insights. 2022. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-july-global-statshot (date of access: 12.08.2022).

41. Killick C., Taylor B. J. Professional decision making on elder abuse: systematic narrative review // Journal of Elder Abuse and Neglect. 2009. № 3 (21). P. 211–238. URL: https://pure.ulster.ac.uk/en/publications/professional-decision-making-on-elder-abuse-systematic-narrative--3 (date of access: 16.08.2022).

42. Kim H. H. The impact of online social networking on adolescent psychological well-being (WB): a population-level analysis of Korean school-aged children // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. № 3 (22). P. 364–376. DOI: 10.1080/02673843.2016.1197135

43. Kircaburun K., Griffiths M. D., Billieux J. Childhood emotional maltreatment and problematic social media use among adolescents: The the mediating role of body image dissatisfaction // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. № 18. P. 1536–1547. DOI: 10.1007/s11469-019-0054-6

44. Lasota M. Growing up in a digital world: benefits and risks // UNICEF Global Development Commons. 2018. URL: https://gdc.unicef.org/resource/growing-digital-world-benefits-and-risks (date of access: 12.08.2022).

45. Li Y. Upward social comparison and depression in social network settings settings // Internet Research. 2019. № 1 (29). P. 46–59. DOI: 10.1108/intr-09-2017-0358

46. Lin S., Liu D., Niu G., Longobardi C. Active social network sites use and loneliness: the mediating role of social support and self-esteem // Current Psychology. 2020. № 4 (41). DOI: 10.1007/s12144-020-00658-8

47. Liu Q., Niu G., Fan C., Zhou Z. Passive use of social network site and its relationships with self-esteem and self-concept clarity: a moderated mediation analysis // Acta Psychologica Sinica. 2017. № 1 (49). P. 60. DOI: 10.3724/sp.j.1041.2017.00060

48. MacDonald G. Using systematic reviews to improve social care. London: Social Care Institute for Excellence, 2003. 33 p. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Using-Systematic-Reviews-to-Improve-Social-Care-MacDonald/6d8514ee6a876588a8d54ba14a4a33aacd88d4a6 (date of access: 16.08. 2022).

49. Marino C., Gini G., Vieno A., Spada M. M. The associations between problematic Facebook** use, psychological distress and well-being among adolescents and young adults: a systematic review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. 2018. № 226. P. 274–281. DOI: 10.1016/j.jad.2017.10.007

50. McFadden P., Taylor B. J., Campbell A., McQuilkin J. Systematically identifying relevant research / Research on Social Work Practice. 2012. № 6 (22). P. 626–636. DOI: 10.1177/1049731512453209

51. Meier A., Gilbert A., Börner S., Possler D. Instagram** inspiration: how upward comparison on social network sites can contribute to well-being // Journal of Communication. 2020. № 5 (70). P. 721–743. DOI: 10.1093/joc/jqaa025

52. Meier A., Johnson B. K. Social comparison and envy on social media: a critical review // Current Opinion in Psychology. 2022. № 45. P. 101302. DOI: 10.1016/j.copsyc.2022.101302

53. Meier A., Schäfer S. The positive side of social comparison on social network sites: how envy can drive inspiration on Instagram** // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2018. № 7 (21). P. 411–417. DOI: 10.1089/cyber.2017.0708

54. Myers T. A., Crowther J. H. Social comparison as a predictor of body dissatisfaction: a meta-analytic review // Journal of Abnormal Psychology. 2009. № № 4 (118). P. 683–698. DOI: 10.1037/a0016763

55. Nesi J. The impact of social media on youth mental health: challenges and opportunities // North Carolina Medical Journal. 2020. Vol. 81. № 2. P. 116–121. DOI: 10.18043/ncm.81.2.116

56. Noon E. J., Meier A. Inspired by friends: adolescents’ network homophily moderates the relationship between social comparison, envy, and inspiration on Instagram** // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. № 12 (22). P. 787–793. DOI: 10.1089/cyber.2019.0412

57. Nowland R., Necka E. A., Cacioppo J. T. Loneliness and social Internet use: pathways to reconnection in a digital world? // Perspectives on Psychological Science. 2018. № 2 (13). P. 174569161771305. DOI: 10.1177/1745691617713052

58. Orben A., Dienlin T., Przybylski A. K. Social media’s enduring effect on adolescent life satisfaction // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. № 21 (116). P. 201902058. DOI: 10.1073/pnas.1902058116

59. Orben A., Przybylski A. K., Blakemore S.-J., Kievit R. A. Windows of developmental sensitivity to social media // Nature Communications. 2022. № 1 (13). P. 1649. DOI: 10.1038/s41467-022-29296-3

60. Owens J. K. Systematic reviews: brief overview of methods, limitations, and resources // Nurse Author & Editor. 2021. № 3–4 (31). P. 69–72. DOI: 10.1111/nae2.28

61. Park S. Y., Baek Y. M. Two faces of social comparison on Facebook**: the interplay between social comparison orientation, emotions, and psychological well-being // Computers in Human Behavior. 2018. № 79. P. 83–93. DOI: 10.1016/j.chb.2017.10.028

62. Personality traits, interpersonal relationships, online social support, and Facebook addiction / J.-H. Tang et al. // Telematics and Informatics. 2016. № 1 (33). P. 102–108. DOI: 10.1016/j.tele.2015.06.003

63. Pfeifer J. H., Allen N. B. Puberty initiates cascading relationships between neurodevelopmental, social, and internalizing processes across adolescence // Biological Psychiatry. 2020. № 2 (89). DOI: 10.1016/j.biopsych.2020.09.002

64. Prevalence and risk factors for diabetes mellitus in Nigeria: a systematic review and meta-analysis / A. E. Uloko et al. // Diabetes Therapy. 2018. № 3 (9). P. 1307–1316. DOI: 10.1007/s13300-018-0441-1

65. Primack B. A., Escobar-Viera C. G. Social media as it interfaces with psychosocial development and mental illness in transitional age youth // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2017. № 2 (26). P. 217–233. DOI: 10.1016/j.chc.2016.12.007

66. Problematic social media use and health among adolescents / L. Paakkari et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 4 (18). P. 1885. DOI: 10.3390/ijerph18041885

67. Problematic social media use: results from a large-scale nationally representative adolescent sample / F. Banyai et al. // PLoS One. 2017. № 1 (12). e0169839. DOI: 10.1371/journal.pone.0169839

68. Radovic A., Gmelin T., Stein B. D., Miller E. Depressed adolescents’ positive and negative use of social media // Journal of Adolescence. 2017. № 55 (55). P. 5–15. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.12.002

69. Reinecke L., Trepte S. Authenticity and well-being on social network sites: a two-wave longitudinal study on the effects of online authenticity and the positivity bias in SNS communication // Computers in Human Behavior. 2014. № 30. P. 95–102. DOI: 10.1016/j.chb.2013.07.030

70. Roles of cyberbullying, sleep, and physical activity in mediating the effects of social media use on mental health and wellbeing among young people in England: a secondary analysis of longitudinal data / R. M. Viner et al. // The Lancet Child & Adolescent Health. 2019. № 3 (10). P. 685–696. DOI: 10.1016/s2352-4642(19)30186-5

71. Sharifians N., Zaheed A. B., Zahodne L. B. The role of envy in linking active and passive social media use to memory functioning // Psychology of Popular Media Culture. 20212022. № 1 (11). P. 80–89. DOI: 10.1037/ppm0000318

72. Shaw A. M., Timpano K. R., Tran T. B., Joormann J. Correlates of Facebook** usage patterns: The relationship between passive Facebook** use, social anxiety symptoms, and brooding. // Computers in Human Behavior. 2015. № 48. P. 575–580. DOI: 10.1016/j.chb.2015.02.003

73. Social comparison on social networking sites / P. Verduyn et al. // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 36. P. 32–37. DOI: 10.1016/j.copsyc.2020.04.002

74. Social media and well-being: pitfalls, progress, and next steps / E. Kross et al. // Trends in Cognitive Sciences. 2021. № 1 (25). P. 55–66. DOI: 10.1016/j.tics.2020.10.005

75. Social media browsing and adolescent well-being: challenging the “passive social media use hypothesis” / P. Valkenburg et al. // Europe PMC Journal of Computer-Mediated Communication. 2022. № 1 (27). DOI: 10.1093/jcmc/zmab0152021

76. Social media use intensity, social media use problems, and mental health among adolescents: investigating directionality and mediating processes / M. Boer et al. // Computers in Human Behavior. 2021. № 116. P. 106645. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106645

77. Systematic review of the application of the plan-do-study-act method to improve quality in healthcare / M. J. Taylor et al. // BMJ Quality & Safety. 2014. Vol. 23. № 4. P. 290–298. DOI: 10.1136/bmjqs-2013-001862

78. Tartaglia S., Bergagna E. Social networking sites passive use and its effects on sad-happy mood // Psihologija. 2022. № 2 (55). P. 137–147. URL: http://www.doiserbia.nb.rs/Article.aspx?ID=0048-57052100008T#. Yww0j3bMK3A (date of access: 29.08.2022]).

79. Testing methodological guidance on the conduct of narrative synthesis in systematic reviews / M. Rodgers et al. // Evaluation. 2009. № 15 (15). P. 49–73. DOI: 10.1177/1356389008097871

80. The dark side of Internet use: two longitudinal studies of excessive Internet use, depressive symptoms, school burnout and engagement among finnish early and late adolescents / K. Salmela-Aro et al. // Journal of Youth and Adolescence. 2016. № 2 (46). P. 343–357. DOI: 10.1007/s10964-016-0494-2

81. The impact of Internet and social media use on well-being: a longitudinal analysis of adolescents across nine years / C. Schemer et al. // Journal of Computer-Mediated Communication. 2021. № 1 (26). P. 1–21. DOI: 10.1093/jcmc/zmaa014

82. The relationship between Instagram use and indicators of mental health: a systematic review / L. Faelens et al. // Computers in Human Behavior Reports. 2021. № 4. P. 100121. DOI: 10.1016/j.chbr.2021.100121

83. Chadee D. Theories in Social Psychology / edited by D. Chadee. John Wiley & Sons, 2022. 320 p. URL: https://books.google.co.uk/books?hl=zh-CN&lr=&id=y8Z6EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA165&dq=assimilation+contrast+social+comparison&ots=wdWX3lhhlS&sig=yf-j5kRD9DmKx8NZQH-9d2Zc4wjQ#v=onepage&q=assimilation%20contrast%20social%20comparison&f=false (date of access:19.08. 2022).

84. Torgerson D. J., Torgerson C. J. Designing randomised trials in health, education and the social sciences: an introduction. Springer, 2008. 209 p. URL: https://books.google.co.uk/books?lr=&id=3leHDAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&dq=Torgerson+D (date of access: 24.08. 2022).

85. Tosun L. P., Kaşdarma E. Passive Facebook** use and depression: a study of the roles of upward comparisons, emotions, and friendship type // Journal of Media Psychology. 2019. № 2 (32). P. 1–11. DOI: 10.1027/1864-1105/a000269

86. Trifiro B. M., Gerson J. Social media usage patterns: research note regarding the lack of universal validated measures for active and passive use // Social Media + Society. 2019. № 2 (5). P. 205630511984874. DOI: 10.1177/2056305119848743

87. Trub L., Rosenthal L. Instagram** #Instasad?: exploring associations among Instagram** use, depressive symptoms, negative social comparison, and strangers followed // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. № 5 (18). P. 247–252. DOI: 10.1089/cyber.2014.0560

88. Twenge J. M., Martin G. N., Campbell W. K. Decreases in psychological well-being among American adolescents after 2012 and links to screen time during the rise of smartphone technology // Emotion. 2018. № 6 (18). P. 765–780. DOI: 10.1037/emo0000403

89. Underwood M. K., Ehrenreich S. E. The power and the pain of adolescents’ digital communication: Cyber victimization and the perils of lurking // American Psychologist. 2017. № 2 (72). P. 144–158. DOI: 10.1037/a0040429

90. Vannucci A., McCauley Ohannessian C. Social media use subgroups differentially predict psychosocial well-being during early adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2019. № 8 (48). P. 1469–1493. DOI: 10.1007/s10964-019-01060-9

91. Vogels E. A., Gelles-Watnick R., Massarat N. Teens, social media and technology // Pew Research Center: Internet, Science & Tech. 2022. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2022/08/10/teens-social-media-and-technology-2022/ (date of access: 12.08.2022).

92. Wang J.-L., Wang H.-Z., Gaskin J., Hawk S. The mediating roles of upward social comparison and self-esteem and the moderating role of social comparison orientation in the association between social networking site usage and subjective well-being // Frontiers in Psychology. 2017. № 8. P. 771. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00771

93. Wartberg L., Kriston L., Thomasius R. Internet gaming disorder and problematic social media use in a representative sample of German adolescents: Prevalence estimates, comorbid depressive symptoms and related psychosocial aspects // Computers in Human Behavior. 2020. № 103. P. 31–36. DOI: 10.1016/j.chb.2019.09.014

94. Wenninger H., Cheung C. M. K., Chmielinski M. Understanding envy and users’ responses to envy in the context of social networking sites: a literature review // International Journal of Information Management. 2021. № 4 (58). P. 102303. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102303

95. Woods H. C., Scott H. #Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem // Journal of Adolescence. 2016. № 51 (51). P. 41–49. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.05.008

96. Yoon S., Kleinman M., Mertz J., Brannick M. Is social network site usage related to depression? A eta-analysis of Facebook** — depression relations relations // Journal of Affective Disorders. 2019. № 248. P. 65–72. DOI: 10.1016/j.jad.2019.01.026