Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах
Журнал » 2024 №50 : Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах | ||
Просмотров: 61 УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.5 ОСОБЕННОСТИ ВЫДВИЖЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ЗВЕЗД И ИЗГОЕВ В НОРМАТИВНЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ГРУППАХ И. Ю. Суворова, МПСУ, Москва, Россия, i.suvorova89@gmail.com, Л. Я. Дубовец, МПСУ, Москва, Россия, mila.veresovich@mail.ru Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11–17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах (r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует (r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценка звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных (U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено (U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.
Литература 1. Белов В. Г., Парфенов Ю. А., Малинина Н. С. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. Т. 81. № 11 (81). С. 26–31. 2. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): дис. ... канд. психол. наук:. Ленинград, 1981. 214 с. 3. Беспалов Д. В., Набасова Н. В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). С. 222–230. 4. Жирар Р. Козел отпущения / пер. с фр. Г. Дашевского. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с. 5. Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размеров размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220–242. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-220-242 6. Коломинский Я. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010. 552 с. 7. Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 3. С. 14–31. 8. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 541 с. 9. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 с. 10. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012. № 9. С. 268–278. 11. Новикова М., Реан А., Коновалов И. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-62-90 12. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с. 13. Приходько А. А., Суворова И. Ю. Школьный буллинг: системность и противодействие // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 136–144. DOI: 10.17759/jmfp.2022110412 14. Семякина М. А., Большакова Т. Ю. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у детей младшего школьного возраста // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе.: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Григорович. М.: МГОУ, 2019. С. 121–124. 15. Слепухина Г. В., Безенкова Т. А., Андриенко О. А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 396–401. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0088 16. Тодорова М. С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 94–98. 17. Харабаджах М. Н. Буллинг как феномен целенаправленного агрессивного поведения в подростковом возрасте // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, 10 ноября 2020 г.). Уфа: Аэтерна, 2020. С. 186–189. 18. Шурлакова Н. А. Самооценка и социометрический статус старших подростков с различным уровнем агрессии // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 5. С. 184–194. 19. Bion W. R. Experiences in groups: and other papers. London: Routledge, 1961. 200 p. 20. Exploring bullying perpetration and victimization among adolescent girls in the child welfare system: Bully-only, victim-only, bully-victim, and noninvolved roles / P. R. Sterzing et al. // Journal of Interpersonal Violence. 2020. Vol. 35. № 5–6. С. 1311–1333. DOI: 10.1177/0886260517696864 21. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood / eds.: K. H. Rubin, J. B. Asendort. Mahwah: Lawrenee Erlbaum Assoeiates, 1993. P. 315–341. 22. Pathways from early family violence to adolescent reactive aggression and violence victimization / K. J. Perry et al. // Journal of Family Violence. 2020. Vol. 36. № (1). P. 75–86. DOI: 10.1007/s10896-019-00109-4 23. Psychological and pedagogical determinants of personality bullying in the sociometric dimension / L. Filipenko et al. // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2022. Vol. 14. № 1. P. 263–282. DOI: 10.18662/rrem/14.1/518 24. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 HBSC survey in Europe and Canada: international report / J. Inches et al. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020. Vol. 2. 145 p. 25. The potential of anti-bullying efforts to prevent academic failure and youth crime. A case using the Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) / N. T. Borgen et al. // Prevention Science. 2021. Vol. 22. № 8. P. 1147–1158. DOI: 10.1007/s11121-021-01254-3 |
||