Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Журнал » 2024 №50 : Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах
    Просмотров: 61

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.5

ОСОБЕННОСТИ ВЫДВИЖЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ЗВЕЗД И ИЗГОЕВ В НОРМАТИВНЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ГРУППАХ

И. Ю. Суворова,

МПСУ,

Москва, Россия,

i.suvorova89@gmail.com,

Л. Я. Дубовец,

МПСУ,

Москва, Россия,

mila.veresovich@mail.ru

Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11–17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах (r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует (r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценка звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных (U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено (U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Белов В. Г., Парфенов Ю. А., Малинина Н. С. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. Т. 81. № 11 (81). С. 26–31.

2. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): дис. ... канд. психол. наук:. Ленинград, 1981. 214 с.

3. Беспалов Д. В., Набасова Н. В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). С. 222–230.

4. Жирар Р. Козел отпущения / пер. с фр. Г. Дашевского. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.

5. Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размеров размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220–242. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-220-242

6. Коломинский Я. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010. 552 с.

7. Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 3. С. 14–31.

8. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 541 с.

9. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 с.

10. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012. № 9. С. 268–278.

11. Новикова М., Реан А., Коновалов И. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-62-90

12. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

13. Приходько А. А., Суворова И. Ю. Школьный буллинг: системность и противодействие // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 136–144. DOI: 10.17759/jmfp.2022110412 

14. Семякина М. А., Большакова Т. Ю. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у детей младшего школьного возраста // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе.: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Григорович. М.: МГОУ, 2019. С. 121–124.

15. Слепухина Г. В., Безенкова Т. А., Андриенко О. А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 396–401. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0088

16. Тодорова М. С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 94–98.

17. Харабаджах М. Н. Буллинг как феномен целенаправленного агрессивного поведения в подростковом возрасте // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, 10 ноября 2020 г.). Уфа: Аэтерна, 2020. С. 186–189.

18. Шурлакова Н. А. Самооценка и социометрический статус старших подростков с различным уровнем агрессии // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 5. С. 184–194.

19. Bion W. R. Experiences in groups: and other papers. London: Routledge, 1961. 200 p.

20. Exploring bullying perpetration and victimization among adolescent girls in the child welfare system: Bully-only, victim-only, bully-victim, and noninvolved roles / P. R. Sterzing et al. // Journal of Interpersonal Violence. 2020. Vol. 35. № 5–6. С. 1311–1333. DOI: 10.1177/0886260517696864

21. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood / eds.: K. H. Rubin, J. B. Asendort. Mahwah: Lawrenee Erlbaum Assoeiates, 1993. P. 315–341.

22. Pathways from early family violence to adolescent reactive aggression and violence victimization / K. J. Perry et al. // Journal of Family Violence. 2020. Vol. 36. № (1). P. 75–86. DOI: 10.1007/s10896-019-00109-4

23. Psychological and pedagogical determinants of personality bullying in the sociometric dimension / L. Filipenko et al. // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2022. Vol. 14. № 1. P. 263–282. DOI: 10.18662/rrem/14.1/518

24. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 HBSC survey in Europe and Canada: international report / J. Inches et al. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020. Vol. 2. 145 p.

25. The potential of anti-bullying efforts to prevent academic failure and youth crime. A case using the Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) / N. T. Borgen et al. // Prevention Science. 2021. Vol. 22. № 8. P. 1147–1158. DOI: 10.1007/s11121-021-01254-3