Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ
Журнал » 2024 №50 : Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ | ||
Просмотров: 82 УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.6 КРИТЕРИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Ф. Прюс, ЭМАУ, Грайфсвальд, Германия, franz@pruess.eu, Ю. М. Перевозкина, НГПУ, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Россия, per@bk.ru, С. Б. Перевозкин, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Россия, per_sj@mail.ru, М. И. Мороз, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Россия, mihail-moroz@bk.ru В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности. И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии. Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Литература 1. Иванов В. И., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Виртуальная реальность в подготовке курсантов Росгвардии // Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2023: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 15–16 марта 2023 г.). Новосибирск: НГПУ, 2023. С. 78–84. 2. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Введение в историю психологии профессионального образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 160 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Индивидуальные особенности студенческой молодежи в зависимости от их цифровой активности в социальных сетях // Человеческий капитал. 2024. № 3 (183). С. 272–279. DOI: 10.25629/HC.2024.03.26 4. Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Цифровая социализация личности: исследовательские задачи, практические возможности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ. 2023. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 5. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии. 2017. 356 с. 6. Ávila J-A., Pandya J. Z. Critical digital literacies as social praxis: Intersections and challenges (New literacies and digital epistemologies). New-York: Peter Lang Inc., 2013. 228 p. 7. Bancroft J. Multiliteracy centers spanning the digital divide: Providing a full spectrum of support // Computers and Composition. 2016. Vol. 41 (6). P. 46–55. DOI: 10.1016/j.compcom.2016.04.002 8. Beetham H., Sharpe R. Rethinking pedagogy for a digital age: principles and practices of design. New York: Routledge, 2020. 316 p. 9. Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. Models and instruments for assessing digital competence at school // Journal of E-Learning and Knowledge Society. 2009. Vol. 4 (3). P. 183–193. DOI: 10.20368/1971-8829/288 10. Castan˜o-Mun˜oz J., Kreijns K., Kalz, M., Punie Y. Does digital competence and occupational setting influence MOOC participation? Evidence from a cross-course survey // Journal of Computing in Higher Education. 2017. Vol. 29 (1). Р. 28–46. DOI: 10.1007/s12528-016-9123-z 11. Determining factors in acceptance of ICT by the university faculty in their teaching practice / G. H. O. Cazco et al. // TEEM’16: Proceedings of the Fourth International conference on technological ecosystems for enhancing multiculturality. 2016. P. 139–146. DOI: 10.1145/3012430.3012509 12. De Wet C. Trends in digital pedagogies: Implications for South African universities expanding through hybrid online education // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5 (23). P. 859–867. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n23p859 13. Ferrari A. Digital competence in practice: an analysis of frameworks // JRC Technical Reports. Institute for Prospective Technological Studies, European Union, 2012. 91 р. 14. Gachago D., Dunford M. Understanding our complicity: Reflections on an international collaboration // Co-teaching and co-research in contexts of inequality: Using networked learning to connect Africa and the world / edited by Ph. Z. Shangase, D. Gachago, E. N. Ivala. Wilmington: Vernon Press, 2023. P. 237–260. 15. Gilster P. Digital literacy. New York: John Wiley, 1997. 276 p. 16. Goodfellow R. Literacy, literacies and the digital in higher education // Teaching in Higher Education. 2011. Vol. 16 (1). P. 131–144. DOI: 10.1080/13562517.2011.544125 17. Hilton J. T. Digital critical dialogue: a process for implementing transformative discussion practices within online courses in higher education // Journal of Online Learning & Teaching. 2013. Vol. 9 (4). P. 602–614. 18. Jones R. H., Hafner C. A. Understanding digital literacies: a practical introduction. London: Routledge, 2021. 320 p. 19. Krumsvik R. J. Teacher educators’ digital competence // Scandinavian Journal of Educational Research. 2014. Vol. 58 (3). P. 269–280. DOI: 10.1080/00313831.2012.726273 20. Littlejohn A., Beetham H., Mcgill L. Learning at the digital frontier: a review of digital literacies in theory and practice // Journal of Computer Assisted Learning. 2012. Vol. 28 (6). P. 547–556. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2011.00474.x 21. Martin A. A European framework for digital literacy // Nordic Journal of Digital Literacy. 2006. Vol. 1 (02). P. 151–161. DOI: 10.18261/ISSN1891-943X-2006-02-06 22. Martin A., Grudziecki J. DigEuLit: concepts and tools for digital literacy development // Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. Vol. 5 (4). P. 249–267. DOI: 10.11120/ ital.2006.05040249 23. Mattila A. The future educator skills in the digitization era: effects of technological development on higher education // e-Learning (econf): Fifth International conference on e-learning. Manama, 2015. P. 212–215. DOI: 10.1109/ECONF.2015.18 24. Mishra K. E., Wilder K., Mishra A. K. Digital literacy in the marketing curriculum: Are female college students prepared for digital jobs? // Industry and Higher Education. 2017. Vol. 31 (3). P. 204–211. DOI: 10.1177/0950422217697838 25. Novakovich J. Fostering critical thinking and reflection through blog mediated peer feedback // Journal of Computer Assisted Learning. 2016. Vol. 32 (1). P. 16–30. DOI: 10.1111/jcal.12114 26. Pates D., Sumner N. E-learning spaces and the digital university // International Journal of Information and Learning Technology. 2016. Vol. 33 (3). P. 159–171. DOI: 10.1108/IJILT-10-2015-0028 27. Radovanović D., Hogan B., Lalić D. Overcoming digital divides in higher education: Digital literacy beyond Facebook // New Media and Society. 2015. Vol. 17 (10). P. 1733–1749. DOI: 10.1177/1461444815588323 28. Roche T. B. Assessing the role of digital literacy in English for Academic Purposes university pathway programs // Journal of Academic Language and Learning. 2017. Vol. 11 (1). P. A71–A87. 29. Spante M., Sofkova H. S., Lundin M., Algers A. Digital competence and digital literacy in higher education research: systematic review of concept use // Cogent Education. 2018. Vol. 5 (1). P. 1–21. DOI: 10.1080/2331186X.2018.1519143 30. Stewart B. Massiveness + openness = new literacies of participation? // Merlot. Journal of Online Learning & Teaching. 2013. Vol. 9. № 2. P. 228–238. 31. Stordy P. H. Taxonomy of literacies // Journal of Documentation. 2015. Vol. 71 (3) P. 456–476. DOI: 10.1108/JD-10-2013-0128 32. Tang C. M., Chaw L. Y. Digital literacy: a prerequisite for effective learning in a blended learning environment? // Electronic Journal of e-Learning. 2016. Vol. 14 (1). P. 54–65. 33. Tsankov N., Damyanov I. Education majors’ preferences on the functionalities of e-learning platfo rms in the context of blended learning // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2017. Vol. 12 (5). P. 202–209. DOI: 10.3991/ijet.v12i05.6971 34. Tuamsuk K., Subramaniam M. The current state and influential factors in the development of digital literacy in Thailand’s higher education // Information and Learning Science. 2017. Vol. 118 (5/6). P. 235–251. DOI: 10.1108/ILS-11-2016-0076 |
||