Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода
Журнал » 2024 №50 : Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода | ||
Просмотров: 84 УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.3 ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА С. Е. Мухина, НГПУ, Новосибирск, Россия, svetlanamukh@mail.ru, Е. П. Федосеева, средняя школа № 6, Чита, Россия, elenafedoseewa@mail.ru Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями. Цель статьи — представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой). Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
Литература 1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2 / отв. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90. 2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса: монография. СПб.: Питер, 2009. 336 с. 3. Елисеева А. П. Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 497–501. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p497-501 4. Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 82–92. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.7 5. Иванов Д. В., Галюк Н. А., Кривобоков С. А. Введение в эбологию: очерки концепций подросткового возраста (психологическая парадигма): монография. Иркутск: ИрГСХА, 2006. 144 с. 6. Конева И. А., Мурзина Д. А. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их сопровождение // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4. С. 114–117. 7. Крамар Е. С. Жизнестойкость и копинг-стратегии личности родителей детей с аутизмом и родителей детей нормального развития // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (4). С. 111–117. 8. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. C. 93–112. 9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с. 10. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: сборник / под. ред. В. А. Барабанщикова и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 424 с. 11. Морозова Т., Довбня С. Статистика аутизма в России и в мире [Электронный ресурс] // Информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития. 20.19.2023. URL: https://nakedheart.online/articles/statistika-autisma-v-rossii-i-mire (дата обращения: 20.04.2024). 12. Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Современные модели развития и обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Развитие человека в современном мире. 2022. № 3. С. 82–97. 13. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи: монография. М.: Теревинф, 2017. 288 с. 14. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с., ил. 15. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 16. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / [пер. с англ. Н. Л. Холмогорова]. 5-е изд. М.: Теревинф, 2018. 368 с. 17. Янина М. С. Некоторые аспекты формирования совладающего поведения у родителей детей с РАС // Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей деятельности: материалы Международного форума, посвященного Году педагога и наставника. Саратов: СГУ, 2023. С. 387–393. 18. Bekhet A. K., Johnson N. L., Zauszniewski J. A. Resilience in family members of persons with autism spectrum disorder: A review of the literature // Issues in Mental Health Nursing. 2012. Vol. 33 (10). P. 650–656. DOI: 10.3109/01612840.2012.671441 19. Kavaliotis P. Resilience of parents with a child with autism spectrum disorders and factors for its potential enhancement: family income and educational level // Journal of Educational and Developmental Psychology. 2017. Vol. 7. № 1. P. 188. DOI: 10.5539/jedp.v7n1p188 20. Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. № 1. P. 168–177. DOI: 10.1037//0022-3514.42.1.168 21. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984. 456 p. 22. Parenting stress and resilience in parents of children with autism spectrum disorder (ASD) in southeast Asia: a systematic review / K. Ilias et al. // rontiers in Psychologi. 2018. Vol. 9. P. 280. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00280 23. Profiles of social and coping resources in families of children with autism spectrum. Disorder: Relations to Parent and Child / A. Zaidman-Zait et al. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48 (6). P. 2064–2076. DOI: 10.1007/s10803-018-3467-3 |
||