Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Журнал » 2024 №50 : Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода
    Просмотров: 84

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.3

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

С. Е. Мухина,

НГПУ,

Новосибирск, Россия,

svetlanamukh@mail.ru,

Е. П. Федосеева,

средняя школа № 6,

Чита, Россия,

elenafedoseewa@mail.ru

Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.

Цель статьи — представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).

Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.

 


Читать полностью...

 

Литература

 1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2 / отв. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.

2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса: монография. СПб.: Питер, 2009. 336 с. 3. Елисеева А. П. Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 497–501. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p497-501

4. Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 82–92. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.7

5. Иванов Д. В., Галюк Н. А., Кривобоков С. А. Введение в эбологию: очерки концепций подросткового возраста (психологическая парадигма): монография. Иркутск: ИрГСХА, 2006. 144 с.

6. Конева И. А., Мурзина Д. А. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их сопровождение // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4. С. 114–117.

7. Крамар Е. С. Жизнестойкость и копинг-стратегии личности родителей детей с аутизмом и родителей детей нормального развития // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (4). С. 111–117.

8. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. C. 93–112.

9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

10. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: сборник / под. ред. В. А. Барабанщикова и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 424 с.

11. Морозова Т., Довбня С. Статистика аутизма в России и в мире [Электронный ресурс] // Информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития. 20.19.2023. URL: https://nakedheart.online/articles/statistika-autisma-v-rossii-i-mire (дата обращения: 20.04.2024).

12. Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Современные модели развития и обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Развитие человека в современном мире. 2022. № 3. С. 82–97.

13. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи: монография. М.: Теревинф, 2017. 288 с.

14. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с., ил.

15. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

16. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / [пер. с англ. Н. Л. Холмогорова]. 5-е изд. М.: Теревинф, 2018. 368 с.

17. Янина М. С. Некоторые аспекты формирования совладающего поведения у родителей детей с РАС // Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей деятельности: материалы Международного форума, посвященного Году педагога и наставника. Саратов: СГУ, 2023. С. 387–393.

18. Bekhet A. K., Johnson N. L., Zauszniewski J. A. Resilience in family members of persons with autism spectrum disorder: A review of the literature // Issues in Mental Health Nursing. 2012. Vol. 33 (10). P. 650–656. DOI: 10.3109/01612840.2012.671441

19. Kavaliotis P. Resilience of parents with a child with autism spectrum disorders and factors for its potential enhancement: family income and educational level // Journal of Educational and Developmental Psychology. 2017. Vol. 7. № 1. P. 188. DOI: 10.5539/jedp.v7n1p188

20. Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. № 1. P. 168–177. DOI: 10.1037//0022-3514.42.1.168

21. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984. 456 p. 

22. Parenting stress and resilience in parents of children with autism spectrum disorder (ASD) in southeast Asia: a systematic review / K. Ilias et al. // rontiers in Psychologi. 2018. Vol. 9. P. 280. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00280

23. Profiles of social and coping resources in families of children with autism spectrum. Disorder: Relations to Parent and Child / A. Zaidman-Zait et al. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48 (6). P. 2064–2076. DOI: 10.1007/s10803-018-3467-3