Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы

Журнал » 2024 №49 : Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы
    Просмотров: 49

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.09


В. Г. КОРОЛЕНКО О ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ДЕТСТВЕ: ЭТАПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ


Г. А. Урунтаева,
ИИДСВ РАО, Москва,
lotsman52@mail.ru


В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обре-
тение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика — единственного ребенка богатых родителей, — растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей. Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы. В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Бирилев А. Свет для слепых и некоторые вопросы методики преподавания слепым // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых / под ред. Л. С. Выготского. М.: Отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, 1924. С. 78–90.
2. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Худож. лит.: Ленингр. отд-ние, 1983. 350 с.
3. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 62–84.
4. Запорожец А. В. Роль Выготского в разработке проблем восприятия // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. С. 100–111.
5. Золотницкая Р. Л. Неизвестный корреспондент В. Г. Короленко // Русская литература: историко-литературный журнал. Л., 1986. № 4. С. 165–171.
6. Короленко В. Г. Избранные письма: в 3 т. Т. 3: Литературная и редакторская работа (1886–1920). М.: Гослитиздат. 1936. 286 с.
7. Короленко В. Г. Парадокс. Очерк // Короленко В. Г. Рассказы и повести. Воспоминания и критические статьи. Публицистика. М.: АСТ: Олимп, 2002. (Школа классики). С. 254–271.
8. Короленко В. Г. Слепой музыкант. Этюд // Короленко В. Г. Повести и рассказы. Л.: Детская литература, 1984. С. 75–204.
9. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО. 1997. 156 с.
10. Матюшкин А. М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. М.: ЧеРо: МПСИ, 2006. С. 113–122.
11. Минц С. И. Проблема народности искусства в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. ХII. Вып. 4. С. 315–326.
12. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. М.: LINKA-PRESS, 1995. 270 с.
13. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: [новый взгляд на дошкольное детство]. СПб.: Речь; М.: Образовательные проекты, 2010. 144 с.

14. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
15. Тарасенко О. С. Литературно-художественный спор о слепоте М. А. Осоргина с В. Г. Короленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-2 (63). С. 41–43.
16. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика. 1985. С. 15–41.
17. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. 1. Процессы умственной жизни. Пг.: Издание школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина. 1915. XVI, 403 с.
18. Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии XIX – начала XX вв. (системный анализ) // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 100–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.09
19. Щербина А. М. «Слепой музыкант» Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых (в свете моих собственных наблюдений). М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1916. 51 с.
20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.