Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации

Журнал » 2024 №49 : Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации
    Просмотров: 50

УДК 316.354
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.10


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Э. Н. Рычихина,
МГПУ, Москва,
richihinaen@mgpu.ru,
И. Л. Быкова,
ИНУПБТ, Калуга,
irina.bikova11@yandex.ru


Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).
В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятель ности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.
Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.
Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, — содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной
организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.
В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Бойков В. Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти. 2006. № 4. С. 5–16.
2. Быкова И. Л., Рычихина Э. Н. Взаимосвязь мониторинга с системами сбалансированных и универсальных показателей // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 35–37.
3. Василега В. Г., Макаревич Н. И., Матюш И. В. Мониторинг как инструмент информационного обеспечения процесса управления // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2020. № 11 (281). С. 4–13.
4. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Социологический мониторинг в системе информационно-аналитического сопровождения формирования имиджа вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 5. С. 11–14. DOI: 10.24158/spp.2018
5. Гужин А. А., Гужина Г. Н. Инновационные подходы к построению системы качества управления в образовательном учреждении: монография. М.: Русайнс, 2022. 114 с.
6. Дембицкая Ю. В. Механизмы стимулирования и сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С. 19–21.
7. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В. М. Анынина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2009. 271 c.
8. Ионас И. В., Лукашенко Т. А. Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 2 (49). С. 224–233.
9. Милехин А. В. Теоретико-методологические и методические основы социологического мониторинга. М.: Креативная экономика, 2018. 104 с.
10. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования: методические рекомендации к организации и проведению / [авт.-сост.: О. В. Акулова и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 175 с.
11. Морев М. В. Мониторинг общественного мнения как инструмент реализации оценочной функции социологии управления [Электронный ресурс] // Социальное пространство: сетевое издание. 2023. Т. 9. № 2. С. 1–17. DOI: 10.15838/sa.2023.2.38.5. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29644
12. Никонова Л. Прозрачность инновационной деятельности // Директор школы. 2019. № 2. С. 17–21.

13. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении / И. Р. Лазаренко, Н. А. Матвеева, С. В. Колесова и др.; под науч. ред. Н. А. Матвеевой. Барнаул: АлтГПУ, 2021. 40 с.
14. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Организационное консультирование и психологическая экспертиза в образовании: учебное пособие. М.: МГПУ, 2021. 176 с.
15. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.
16. Рычихина Э. Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта: УГТУ, 2007. 140 с.
17. Рычихина Э. Н. Система сбалансированных показателей как основа управленческого мониторинга вуза // Гуманизация образования. 2009. № 2. С. 54–58.
18. Сидорова А. А. Мониторинг эффективности деятельности вузов как инструмент повышения качества высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 248–259.
19. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 566 с.
20. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: Норма: НОРМА-ИНФРА М, 2000. 480 с.
21. Социология образования: учебник и практическое пособие для вузов / под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с.
22. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
23. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. 596 с.
24. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование: учебное пособие. М.: Флинта, 2019. 250 с.
25. Ritschard G., Liao T. F., Struffolino E. Strategies for multidomain sequence analysis in social research // Sociological Methodology. 2023. Vol. 53. № 2. P. 288–322. DOI: 10.1177/00811750231163833
26. Tarde G. The laws of imitation / translated from the second French / ed. by E. C. Parsons. New York: Henry Holt and Company; The Mershon Company Press Rahway, N. J., 1903. URL: https://livrezon.com/publication/gabriel-tarde-the-laws-of-imitation-summary-by-dmitry-matveev?ysclid=lws0e9jcu7794392755 (дата
обращения: 04.03.2024).