Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП

Журнал » 2024 №49 : Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП
    Просмотров: 64

УДК 159.9.07
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.05


РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП


Б. М. Коган,
МГПУ, Москва,
koganbm@mgpu.ru,
М. А. Аникеева,
МГПУ, Москва,
аnikeevaма028@mgpu.ru


Совершенствование неонатальной помощи привело к значительному увеличению выживаемости детей с перинатальными поражениями ЦНС, недоношенных новорожденных, у которых достаточно велик риск развития ДЦП. Таким образом, становится актуальным любое новое знание в области проблем, связанных с появлением в семье ребенка с данным диагнозом, так как оно позволяет разрабатывать наиболее эффективные виды психологической помощи такой семье.

Хотя высокие показатели эмоциональных стрессовых реакций выявлены у всех родителей тяжелобольных детей, характер и сила эмоционального ответа на стрессовую ситуацию имеют как общие, так и индивидуальные особенности, которые в первую очередь обусловлены различиями в индивидуально-психологических свойствах, реализуемых стратегий совладания, духовной зрелости родителей и получаемой ими помощи.
В статье рассмотрена проблема родителей ребенка с ДЦП как со стороны деструктивного влияния родительского стресса (РС), так и со стороны потенциально возможных позитивных личностныхтрансформаций родителей.
Проанализированы особенности родительского стресса (РС) при появлении в семье ребенка с ДЦП, описаны этапы адаптации к травмирующему событию, признаки социально-психологической дезадаптации родителей, деструктивные изменения в семье на соматическом, психологическом и социальном уровнях. Дано понятие посттравматического роста (ПТР) и рассмотрены условия, при которых воспитание детей с особенностями развития может оказывать позитивное влияние как на развитие личности родителей, так и на семью в целом.

 


Читать полностью...

 

Литература


1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563–567.
2. Гончарова С. С. Подходы к пониманию переживания утраты близкого человека // Актуальные проблемы кризисной психологии: сб. науч. ст. / ред.: К. В. Карпинский, Л. А. Пергаменщик. Гродно: ГрГУ, 2010. С. 147–156.
3. Ким К. А., Кадыров Р. В. Родительский стресс и воспитание ребенка с детским церебральным параличом: обзор зарубежных исследований // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 1–29. DOI: 10.17759/cpse.2022110401

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. 558 с.
5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с.
6. Мазурова Н. В. Особенности эмоциональных реакций родителей на сообщение диагноза ребенка // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. № 2. С. 27–31.
7. Мальцева А. А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. № 1. С. 13–16.
8. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 119122.
9. Савенышева С. С., Аникина В. О., Мельдо Э. В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 38–48. DOI: 10.17759/jmfp.2019080404
10. Сергиенко А. И. Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук. М., 2021. 225 с.
11. Сергиенко А. И. Эмоциональная дезадаптация и посттравматический рост родителя ребенка с ОВЗ: связь с субъективным восприятием тяжести симптоматики и с возрастом ребенка // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 93–106. DOI: 10.17759/cpse.2019080406
12. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
13. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. . … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 439 с.
14. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25–34.
15. Холмогорова А. Б., Сергиенко А. И., Герасимова А. А. Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 13–24. DOI: 10.17759/chp.2020160102
16. Шац И. К., Смирнова А. И. Особенности взаимоотношений в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 86–99.
17. Шипова Н. С. Совладающее поведение и ресурсы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Защитная система личности и стресс / под ред. Е. В. Куфтяк. М.: Мир науки, 2017. С. 107–116.
18. Шумская Н. А., Куликова Е. Г. Копинг-стратегии и психологические защиты матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 125–135. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-200-125-135
19. A systematic review of the association between coping strategies and quality of life among caregivers of children with chronic illness and or disability / Fairfax A. et al. // BMC Pediatrics. 2019. Vol. 19. № 1. P. 116. DOI: 10.1186/s12887-019-1587-3
20. Abidin R. R. The determinants of parenting behavior // Journal of Clinical Child Psychology. 1992. Vol. 21. № 4. Р. 407–412.
21. Butcher P. R., Wind T., Bouma A. Parenting stress in mothers and fathers of a child with a hemiparesis: Sources of stress, intervening factors and long-term expressions of stress // Child: Care, Health and Development. 2008. Vol. 34. № 4. P. 530–541. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2008.00842.x
22. Course of behavior problems of children with cerebral palsy: the role of parental stress and support / R. F. Sipal et al. // Child: Care, Health and Development. 2010. Vol. 36. № 1 P. 74–84. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2009.01004.x
23. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. 1990. Vol. 61. № 5. P. 1628–1637. DOI: 10.1111/j.1467–8624.1990.tb02889.x
24. Da Costa Cunha K., Pontes F. A. R., da Costa Silva S. S. Parenting stress and motor function of children with cerebral palsy // Psychology. 2017. Vol. 8. № 1. P. 44–58. DOI: 10.4236/psych.2017.81004
25. Findler L. The experience of stress and personal growth among grandparents of children with and without intellectual disability // Intellectual and Developmental Disabilities. 2014. Vol. 52. № 1. P. 32–48. DOI: 10.1352/1934-9556-52.1.32

26. Huang Y. P., Kellett U. M., St. John W. Being concerned: Caregiving for Taiwanese mothers of a child with cerebral palsy // Journal of Clinical Nursing. 2012. Vol. 21. № 1–2. P. 189–197. DOI: 10.1111/j.1365-2702.2011.03741.x
27. Maternal parenting stress and its correlates in families with a young child with cerebral palsy / S. Glenn et al. // Child: Care, Health and Development. 2008. Vol. 35. № 1. P. 71–78. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2008.00891.x
28. Mokhtari M., Abootorabi F. Lived experiences of mothers of children with cerebral palsy in Iran: A phenomenological study // Child & Youth Services. 2019. Vol. 40. № 3. P. 224–244. DOI: 10.1080/0145935X.2019.1594757
29. Parenting stress and children with cerebral palsy: A European cross-sectional survey / J. Parkes et al. // Developmental Medicine and Child Neurology. 2011. Vol. 53. № 9. P. 815–821. DOI: 10.1111/j.14698749.2011.04014.x
30. Park E. Y. Relationship among gross motor function, parenting stress, sense of control, and depression in mothers of children with cerebral palsy // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 17. P. 110. DOI: 10.3390/ijerph18179285
31. Respite care, marital quality, and stress in parents of children with autism spectrum disorders / A. Harper et al. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43. P. 2604–2616. DOI: 10.1007/s10803-013-1812-0
32. Rubin O., Schreiber-Divon M. Mothers of adolescents with intellectual disabilities: the “meaning” of severity level // Psychology. 2014. Vol. 5. № 6. P. 587–694. DOI:10.4236/psych.2014.56069
33. Rudebeck S. R. The psychological experience of children with cerebral palsy // Pediatrics and Child Health. 2020. Vol. 30. № 8. P. 283–287. DOI: 10.1016/j.paed.2020. 05.003
34. Smith M., Blamires J. Mothers’ experience of having a child with cerebral palsy. A systematic review // Journal of Pediatric Nursing. 2022. Vol. 64. № 7. P. 64–73. DOI: 10.1016/j.pedn.2022.01.014
35. Taku K., Cann A., Calhoun L. G., Tedeschi R. G. The factor structure of the posttraumatic growth inventory: a comparison of five models using confirmatory factor analysis // Journal of Traumatic Stress. 2008. Vol. 21. № 2. P. 158–164. DOI: 10.1002/jts.20305
36. Tedeschi R. G., Calhoun L. G. Posttraumatic Growth: Conceptual Foundations and Empirical Evidence // Psychological Inquiry, 2004. Vol. 15 (1). P. 1–18. DOI:10.4324/9781315527451
37. The contribution of marital quality to the well-being of parents of children with developmental disabilities / J. Kersh et al. // Journal of Intellectual Disability Research. 2007. Vol. 50. № 12 P. 883–893. DOI: 10.1111/j.1365-2788.2006.00906.x
38. Wanamaker C. E., Glenwick D. S. Stress, coping, and perceptions of child behavior in parents of preschoolers with cerebral palsy // Rehabilitation Psychology. 1998. Vol. 43. № 4. P. 297–312. DOI: 10.1037/0090-5550.43.4.297