Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов

Журнал » 2024 №49 : Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов
    Просмотров: 47

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.04


ИНТЕГРАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ


Т. В. Эксакусто,
ЮФУ, Таганрог,
exakusto@sfedu.ru,
И. А. Кибальченко,
ЮФУ, Таганрог,
kibalirina@sfedu.ru


В работе представлены теоретические предпосылки к изучению интегративных признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса. Получены основания положительно направленного процесса интеграции интеллектуальных и личностных способностей и возможностей, формирования компетентности как маркеров эффективности, достижений и одаренности личности. Акцент сделан на интегративном аспекте одаренности в структуре взаимосвязи компонентов интеллектуально-личностного ресурса. Выявлен ряд фактов. У студентов со средней мотивацией достижения успеха (50 % от общего количества) открытая познавательная позиция встречается значимо чаще. Обнаружено, что особенная аргументно-предиктивная структура ментальных репрезентаций (оперативные схемы, разнообразие модальностей характеристик, осведомленность метакогнитивного уровня, авторские стратегии, планирование при описании содержания понятия «успешность») характерна для студентов со средней и с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. В статье показано, что степень обобщенности понятия «успешность» и тип образных схем высокого уровня (управляющий, оперативный); ментальные репрезентации с признаками разных модальностей характерны для студентов с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. Эти факты свидетельствуют о признаках целостной картины, о способности стратегически планировать и определять способы действий, что подтверждается изучением стилевых особенностей. Для молодых людей, у которых сформирован высокий уровень ментальных репрезентаций успешности с признаками развивающейся компетентности, характерны когнитивные стили «поленезависимость», «абстрактная концептуализация» как признаки функционального метасистемного качества и одаренности. Им свойственно выбирать конструктивные стратегии преодоления трудностей; переключать внимание и рационально использовать интеллектуальные приемы; субъективно снижать значимость сложной ситуации при целенаправленном подавлении и сдерживании эмоций, минимизировать их влияние на восприятие ситуации.

 


Читать полностью...

Литература

1. Карпов А. В. Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 2. С. 312–325. DOI: 10.18255/1996-5648-2022-3-494-505
2. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей / Южный федеральный университет. Ростов н/Д: Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019. 203 с.
3. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Признаки одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов: методологическая рефлексия, проблемы и результаты диагностики, открытые вопросы: монография / Южный федеральный университет. Ростов н/Д: Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2024. 267 с.
4. Ларкина A. A. Уровень развития познавательной сферы как причина успешности – не успешности в учебной деятельности // Современные технологии в образовании: актуальные проблемы и тенденции: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (Москва, 15–17 июля 2021 г.). Ижевск: Изд-во Восточно-Европейского института, 2021. С. 113–118.
5. Поставнев В. М, Поставнева И. В, Двойнин А. М., Романова М. А. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 64–73. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05
6. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149–163.
7. Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2024. 307 с.
8. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
9. Холодная М. А., Сиповская Я. И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Институт психологии РАН, 2023. 172 с. DOI: 10.38098/mng_23_0458
10. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15–26. DOI: 10.31857/S020595920002981-5
11. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: монография. М.: Институт психологии РАН, 2019. 274 с.
12. Эксакусто, Т. В., Кибальченко И. А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 65–77. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06
13. Altruistic behaviors and cooperation among gifted adolescents / A. A. M. S. Salem et al. // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.945766

14. Bezerra R., Alves R., Salgado Azoni C. Creativity and its relationship with intelligence and reading skills in children: an exploratory study // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2022. Vol. 35 (1): 17. DOI: 10.1186/s41155-022-00221-3
15. Entrepreneurial intention, expectations of success and self-efficacy in undergraduate students of health sciences / R.-P. Romero-Galisteo et al. // BMC Medical Education. 2022. № 22 (1). P. 1–7. DOI: 10.1186/s12909‐022‐03731‐x
16. Mafarja N., Zulnaidi H. Relationship between critical thinking and academic self- concept: An experimental study of reciprocal teaching strategy // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 45 (3): 101113. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.101113
17. Matthews G., Lin J., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence and giftedness // APA handbook of giftedness and talent / ed. by S. I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, M. Foley-Nicpon. Washington: American Psychological Association, 2018. P. 585–600. DOI: 10.1037/0000038-038
18. Ogurlu U., Özbey A. Personality differences in gifted versus non-gifted individuals: A three-level meta-analysis // High Ability Studies. 2021. Vol. 33 (2). P. 1–25. DOI: 10.1080/13598139.2021.1985438
19. Ratu А., Rai N., Savitri E. Excellent academic achievement: Do intellectual humility and emotional intelligence matter? // Cakrawala Pendidikan: Jurnal Ilmiah Pendidikan. 2021. Vol. 40 (2). Р. 265–278. DOI: 10.21831/cp.v40i2.35588
20. Steenbergen-Hu S., Olszewski-Kubilius P., Calvert E. The effectiveness of current interventions to reverse the underachievement of gifted students: Findings of a meta-analysis and systematic review // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64 (2). P. 132–165. DOI: 10.1177/0016986220908601
21. Sternberg R. J. Speculations on the role of successful intelligence in solving contemporary world problems // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6 (1). P. 1–10. DOI: 10.3390/jintelligence6010004
22. Sternberg R. J. Teaching and assessing gifted students in STEM disciplines through the augmented theory of successful intelligence // High Ability Studies. 2019. Vol. 30 (6). P. 103–126. DOI: 10.1080/13598139.2018.1528847
23. Warne R. T. An evaluation (and vindication?) of Lewis Terman: What the father of gifted education can teach the 21st Century // Gifted Child Quarterly. 2019. Vol. 63 (1). P. 3–21. DOI: 10.1177/0016986218799433
24. Zeidner M., Matthews G. Emotional intelligence in gifted students // Gifted Education International. 2017. № 33. P. 163–182. DOI: 10.1177/0261429417708879