Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Дядык Н. Г. Системный анализ музейной арт-терапии как способа формирования конструктивных копинг-стратегий (на примере студентов педагогического вуза)

Журнал » 2024 №49 : Дядык Н. Г. Системный анализ музейной арт-терапии как способа формирования конструктивных копинг-стратегий (на примере студентов педагогического вуза)
    Просмотров: 61

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.02


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЕЙНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)


Н. Г. Дядык,
ЮУрГГПУ, Челябинск,
djadykng@cspu.ru


Целью статьи является изучение воздействия музейной арт-терапии на формирование копинг-стратегий. Музейная арт-терапия — это направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии искусства, когда музей становится особой социальной средой, призванной оказывать благотворное воздействие на психику и здоровье человека.

Исследование состоит из комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирических (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам), статистических методов обработки. Нами были использованы следующие методики: метод наблюдения, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма, тест Р. Лазаруса «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
В результате разработана психолого-педагогическая модель формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза с использованием методов музейной арт-терапии. Авторами представлена методика работы с музейными артефактами с целью расширения поведенческого
диапазона копинг-стратегий студентов педвуза.

Использование методов музейной арт-терапии позволило сформировать конструктивные копинг-стратегии у студентов педвуза. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогической модели формирования конструктивных копинг-стратегий средствами музейной арт-терапии будет способствовать формированию стрессоустойчивой личности будущего педагога.

 

 


Читать полностью...

Литература


1. Гусева М. Е., Матвиевская О. В., Бойко А. Н. Возможности арт-терапии в комплексном лечении пациентов с рассеянным склерозом // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. Т. 13. № S1. С. 45–49. DOI: 10.14412/2074-2711-2021-1S-45-49
2. Долгова В. И., Дядык Н. Г. Формирование конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза средствами арт-терапии в условиях информационной агрессивности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 4 (170). С. 242–264. DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.012
3. Кравченко П. В. Разнообразие и инклюзия в контексте современных музейных практик // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 3 (44). С. 66–76. DOI: 10.52173/2079-1100_2021_3_66
4. Краснорядцева О. М., Ваулина Т. А., Толмачева И. В. Психолого-образовательные возможности использования арт-терапевтических техник для формирования ресурсов адаптивного проживания стресса в условиях неопределенности // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 138–145. DOI: 10.17223/15617793/491/17
5. Мурадян М. П. Арт-терапия в музейном пространстве // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Вып. 1 / под ред. А. И. Балашова. СПб.: СПбГИПСР, 2021. С. 189–192.
6. Саввинова К. П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019. № 3 (15). С. 39–42.
7. Хапова Е. В. Развитие эмоционального интеллекта подростков с помощью музейной арт-терапии // Студенческая наука и XXI век. 2022. Т. 19. № 1-2 (22). С. 544–546.
8. Akcan G., Varol A. H. Art history therapy: the role of art history in the psychotherapy process // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2023. Vol. 54. Р. 77–82. DOI: 10.1007/s10879-023-09600-y

9. Al-Hroub A. Art therapy interventions for Syrian child and adolescent refugees: Enhancing mental well-being and resilience // Current Psychiatry Reports Article. 2023. Vol. 25. № 12. Р. 857–863. DOI: 10.1007/s11920-023-01474-0
10. Art therapy-based interventions to address burnout and psychosocial distress in healthcare workers — a systematic review / M. Tjasink et al. // BMC Health Services Research. 2023. Vol. 23. № 1. Р. 1059. DOI: 10.1186/s12913-023-09958-8
11. Art therapy in museums and galleries: reframing practice / edited by A. Coles, H. Jury. London: Penguin, 2020. 320 р.
12. Arts therapy and its implications in chronic pain management: a narrative review / J. Raudenská et al. // Pain and Therapy. 2023. Vol. 12. Р. 1309–1337. DOI: 10.1007/s40122-023-00542-w
13. Batubara S., Saragih I., Mulyadi Ns., Lee Bih-O. Effects of art therapy for people with mild or major neurocognitive disorders: a systematic review and meta-analysis // Archives of Psychiatric Nursing. 2023. Vol. 45. № 3. P. 61–71. DOI: 10.1016/j.apnu.2023.04.011
14. Griffin C., Fenner P., Landorf K., Cotchett M. Effectiveness of art therapy for people with eating disorders: a mixed methods systematic review // The Arts in Psychotherapy. 2021. Vol. 76. № 4. DOI: 10.1016/j.aip.2021.101859
15. Ioannides E., Pantagoutsou A., Jury H. Contemporary artworks as transformational objects in art psychotherapy museum groupwork // The Arts in Psychotherapy. 2021. Vol. 73. № 2. P. 101759. DOI: 10.1016/j.aip.2021.101759.
16. Jewell M., Bailey R., Curran R., Grenyer B. Evaluation of a skills-based peer-led art therapy online-group for people with emotion dysregulation // Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation. 2022. Vol. 9. № 1. Article 33. DOI: https://doi.org/10.1186/s40479-022-00203-y
17. Legari S. Art and mental health // MedicinaNarrativa.eu. 2021. URL: https://www. me-dicinanarrativa.eu/art-and-mental-health (дата обращения: 10.03.2024).
18. Observation of art therapy relationships (OART): an observational tool for the research of therapistclient and client-artwork relationships in art therapy / Sh. Snir et al. // The Arts in Psychotherapy. 2024. Vol. 87. № 10. P. 102100. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aip.2023.102100
19. Stern E.-M. Art is patient: a museum-based experience to teach trauma-sensitive engagement in health care // Journal of Medical Humanities. 2023. Vol. 44. № 5. Р. 481–501. DOI: 10.1007/s10912-023-09810-4

20. Systematic review of arts and culture-based interventions for people living with dementia and their caregivers / P. Letrondo et al. // Ageing Research Reviews. 2023. Vol. 83. P. 101793. DOI: 10.1016/j.arr.2022.101793
21. Yin Z., Dong X., Zhang M. Effects of visual-art therapy on depression in patients: A systematic review and meta-analysis // Asian Journal of Surgery. 2023. Vol. 46. № 2. P. 2259–2260. DOI: 10.1016/j.asjsur.2022.12.005