Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Васюра С. А., Закирова Г. М. Взаимосвязь личностных границ и активности студентов с разным уровнем психологической суверенности: системный анализ

Журнал » 2023 №48 : Васюра С. А., Закирова Г. М. Взаимосвязь личностных границ и активности студентов с разным уровнем психологической суверенности: системный анализ
    Просмотров: 39

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.10

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ГРАНИЦ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

С. А. Васюра,

УдГУ, Ижевск,

vasyura@inbox.ru,

 

Г. М. Закирова,

УдГУ, Ижевск,

zakirovagm@ya.ru

 

В статье с позиций системного подхода анализируются взаимосвязи личностных границ и активности студентов как субъектов жизнедеятельности с разным уровнем психологической суверенности, представленности последней как в реальном и виртуальном мире. Подобного рода подход к изучению взаимосвязи личностных границ и активности студентов в разных сферах жизнедеятельности позволяет рассматривать психологическую суверенность как форму субъектности человека и как средство выражения личной свободы и одновременно признания свободы других, в которой проявляются особенности, опосредованные этими системами.

Целью настоящей работы явилось исследование психологических механизмов, определяющих взаимосвязи личностных границ и активности студентов с различной психологической суверенностью.Выборку исследования составили 283 учащихся Удмуртского государственного университета, в том числе 83 % — лица женского пола и 17 % — мужского. Возраст участников составлял 18–23 года. Были использованы следующие методики: «Психологические границы личности» Т. С. Леви; «Уверенность психологического пространства (СПП)» С. К. Нартовой-Бочавер, «Суверенность психологического пространства в социальной сети (ВСПП-СС)» А. А. Шаповаленко, «Диагностика активности студента» А. Ю. Попова, А. А. Волочкова.

С помощью кластерного анализа выявлены три группы студентов: с умеренной суверенностью в представленности реального и виртуального пространств; с высокой психологической суверенностью в реальном и низкой — в виртуальном пространствах, а также с низкой психологической суверенностью в реальном и высокой — в виртуальном пространствах.Определены особенности взаимосвязей показателей в группах студентов с разным уровнем суверенности, которые свидетельствуют об общих и уникальных механизмах регуляции активности в различных сферах жизнедеятельности студентов. У среднесуверенных студентов система личностных границ и система активности наиболее интегрированы и характеризуются взаимопроникновением. Общим механизмом, характеризующим взаимопроникновение систем личностных границ и активности студентов, является механизм избирательной интериоризации, реализующийся в сферах общения, познания, созерцания.

 

 

 

 

 


Читать полностью...

Литература

 

1. Васюра С. А. Коммуникативная активность личности с нарушенными психологическими границами в общении при использовании мобильного телефона и Интернета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 1 (33). С. 77–84. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-77-84

2. Васюра С. А., Закирова Г. М. Психологическая суверенность личности как регулятор коммуникативной активности в отношении границ непосредственного и виртуального общения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32. № 3. С. 247–255. DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-3-247-255

3. Войскунский А. Е. Субъект в сетевом обществе // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 22–25.

4. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход: монография. Пермь: ПГПУ, 2007. 375 с.

5. Галюк Н. А. Функциональная асимметрия человека и проблемы высшего образования // Кросс-культурный подход в науке и образовании: материалы ежегодного Международного научного семинара. Вып. 8. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 25–28.

6. Дубов И. Г., Митина О. В. Роль активности и интеллекта в достижении успеха // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 54–69.

7. Ермолова Е. О., Калинина В. В. К вопросу о психологическом пространстве личности и ее границах в период взрослости // Развитие человека в современном мире. 2020. № 4. С. 62–74. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-40-44

8. Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 28–47. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.03

9. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Введение в историю психологии профессионального образования: электронное учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 160 с. 1 CD-R.

10. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Истоки гуманистических идей в психолого-педагогической теории // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: сб. Вып. 7. Иркутск: ИГПУ, 2006. С. 262–274.

11. Коптева Н. В. Невоплощенность и изменения психологических границ как последствия нормативного использования технологий. Сообщение 1 // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 4 (38). С. 221–228. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-221-228

12. Леви Т. С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 131–146.

13. Леви Т. С. Телесно-энергийный подход к пониманию психологической границы человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 2. С. 10–18. DOI: 10.17805/trudy.2017.2.2

14. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 424 с.

15. Мазилов В. А., Белан Е. А. Ситуационная активность личности в вынужденной самоизоляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 1. С. 158–180. DOI:10.11621/vsp.2022.01.07

16. Мартыненко Е. А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 349–352. DOI:10.26140/anip-2019-0803-0090

17. Михайлова И. В. Социально-психологические и личностные особенности участников виртуального общения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 119–122. DOI:10.24158/spp.2021.9.19

18. Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: десять лет спустя: монография. М.: Смысл, 2017. 119 с.

19. Нартова-Бочавер С. К., Силина О. В. Психологические границы личности: взросление и культура: монография. М.: Памятники исторической мысли, 2018. 120 с.

20. Петровский В. А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 20–31. DOI:10.51944/2073-8528_2020_2_20120

21. Попов А. Ю., Волочков А. А. Структура и психологическая диагностика активности студента: монография. Пермь: ПГГПУ, 2015. 152 с.

22. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

23. Сувалова Е. В., Костромина С. Н. Доверие к себе как фактор суверенности психологического пространства в социальных сетях // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2021. Т. 9. С. 54–61.

24. Шамионов Р. М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379–394. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394

25. Шаповаленко А. А. Диагностика характеристик личностной суверенности в интернет-среде: разработка опросника // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14 № 2 (129). С. 20–25. DOI: 10.17922/2071-5323-2015-14-2-20-25

26. Voiskounsky A. E. Оn the psychology of computer gaming // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2015. Vol. 12 (1). P. 5–12.

27. Iogolevich N., Vasyura S., Maletova M. Student as the center of media education: personality boundaries and communicative activity // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. Vol. 59 (1). P. 37–48. DOI: 10.13187/me.2019.1.37

28. Levi T. S. Bodily-energy approach to understanding the psychological boundaries of a person // Scientific Works of the Moscow Humanitarian University. 2017. №. 2. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/448 (date of access: 20.10.2022).

29. Nartova-Bochaver S., Donat M., Rüprich C. Subjective well-being from a just-world perspective: а multi-dimensional approach in a student sample // Frontiers in Рsychology. 2019. Vol. 10. Art. 1739. Р. 1–12. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01739

30. Reznichenko S., Irkhin B., Nartova-Bochaver S. Do authentic people care about the environment? A view from two paradigms // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. № 3. P. 81–102. DOI:10.11621 /pir.2021.0306