Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов

Журнал » 2023 №48 : Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов
    Просмотров: 33

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.08

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ Э. Л. ДЕСИИ Р. М. РАЙАНА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

И. Ю. Суворова

МПСУ, Москва,

i.suvorova89@gmail.com,

 

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru,

 

А. С. Толстова,

МПСУ, Москва,

angelina.tolstowa@yandex.ru

 

Статья посвящена эмпирической проверке шести видов мотивации в теории мотивации Э. Деси и Р. Райана, определяемых через такие параметры, как регулятивные стили и воспринимаемый локус причинности. Согласно теории, внутренняя мотивация соответствует внутренней регуляции поведения, т. е. интернализации внешнего контроля во внутренний план. Для проверки данного конструкта была создана модель в соответствии с существующим инструментарием. В рамках модели были применены удовлетворение потребности в автономии и автономная Эго-идентичность, которые были связаны с внутренней мотивацией. В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 22 лет (54 женщины и 26 мужчин).

В результате эмпирической проверки были подтверждены практически все гипотезы: внешнее давление и фрустрация личностной автономии связаны с невозможностью сформировать собственное представление о себе, о целях и выборе собственного пути, что способствует формированию внешней мотивации вместо внутренней. Верным является и обратный механизм: когда у человека удовлетворена потребность в автономии, у него сформирована автономная идентичность, что соответствует формированию внутренней мотивации. Этот механизм реализуется благодаря итернализации внешних объектов во внутренний план личности, что возможно, когда потребность в автономии удовлетворена.

Из четырех гипотез не подтвердилась только гипотеза о взаимосвязи внутренней мотивации и успеваемости. Это может свидетельствовать о том, что существует такая побочная переменная, как способность. Еще одним фактором, исказившим результаты, может быть временной отрезок проведения исследования. Исследование проводилось в течение двух периодов студенческой жизни — учебный и сессионный, — поэтому стоит брать один период исследования, для того чтобы такая переменная, как внешнее давление, не исказила все данные.

 

 

 

 


Читать полностью...

 

Литература

1.              Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47–102.

2.              Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17–32.

3.              Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №. 4. С. 96–107.

4.              Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103–121.

5.              Зиверт Х. Тестирование личности / пер. с нем. В. А. Лаврентьева. М.: Интерэксперт; ИНФРА-М, 1998. 196 с.

6.              Корзун Н. В., Суворова И. Ю. Определение границ феномена базовой психологической потребности в принадлежности // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 2 (59). С. 28–38. DOI: 10.51944/20738544_2022_2_28

7.              Лебедев М. А., Палатов С. Ю., Ковров Г. В. Неврозы (клиника, динамика, терапия) // РМЖ. Медицинское обозрение. 2013. Т. 21. № 3. С. 165168.

8.              Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во Московского университета, 1971. 40 с.

9.              Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18.

10.          Малер М. С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2018. 413 с.

11.          Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-ego-identichnosti-i-lichnostnoy-zrelosti (дата обращения: 10.11.2022).

12.          Суворова И. Ю. Нарушение структуры социальной идентичности в результате социальной эксклюзии // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 34–55.DOI:10.17759/sps.2016070403

13.          Суворова И. Ю., Бабий А. А., Корзун Н. В. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2. С. 55–66.

14.          Deci E. L. Intrinsic motivation. New York: Springer, 1975. XI, 324 p. DOI: 10.1007/978-1-4613-4446-9

15.          Deci E. L., Nezlek J., Sheinman L. Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40. P. 1–10.

16.          Deci E. L., Ryan R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. № 4. P. 227–268.

17.          Flum H., Lavi-Yudelevitch M. Adolescents' relatedness and identity formation: a narrative study // Journal of Social and Personal Relationships. 2002. Vol. 19. № 4. P. 527–548. DOI: 10.1177/0265407502019004161

18.          Hattori Y. Social withdrawal in Japanese youth // Journal of Trauma Practice. 2006. Vol. 4. № 3–4. C. 181–201. DOI: 10.1300/J189v04n03_01

19.          Kilday J. E., Ryan A. M. The intersection of the peer ecology and teacher practices for student motivation in the classroom // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34. № 4. С. 2095–2127.

20.          Martela F., Riekki T. J.J. Autonomy, competence, relatedness, and beneficence: A multicultural comparison of the four pathways to meaningful work // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. С. 1157.

21.          Ryan R. M. Psychological needs and the facilitation of integrative processes // Journal of Personality. 1995. Vol. 63. № 3. P. 397–427.

22.          Ryan R. M., Bradshaw E., Deci E. L. A history of human motivation theories // The Cambridge handbook of the intellectual history of psychology. Cambridge University Press, 2019. С. 391–411.

23.          Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57 (5). P. 749–761. DOI: 10.1037//0022-3514.57.5.749

24.          Ryan R. M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. № 1. С. 54–67.

25.          Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68–78.DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68

26.          Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publications, 2017. 756 c.

27.          Ryan R. M., Deci E. L., Vansteenkist M., Soenens B. Building a science of motivated persons: Self-determination theory’s empirical approach to human experience and the regulation of behavior // Motivation Science. 2021. Vol. 7. № 2. P. 1–47.DOI: 10.1037/mot0000194

28.          Ryan R. M., Grolnick W. S. Origins and pawns in the class-room: Self-report and projective assessments of individual differences in children's perceptions // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50. P. 550–558.

29.          Ryan R. M., Kuhl J., Deci E. L. Nature and autonomy: An organizational view of social and neurobiological aspects of self-regulation in behavior and development // Development and Psychopathology. 1997. Vol. 9. № 4. P. 701–728.

30.          Ryan R. M., Stiller J., Lynch J. H. Representations of relationships to teachers, parents, and friends as predictors of academic motivation and self-esteem // Journal of Early Adolescence. 1994. Vol. 14. P. 226–249.

31.          Self-determination theory and diminished functioning: The role of interpersonal control and psychological need thwarting / Bartholomew K. J. et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011. Vol. 37. № 11. С. 1459–1473.

32.          Skinner B. F. Some contributions of an experimental analysis of behavior to psychology as a whole // American Psychologist. 1953. Vol. 8. № 2. P. 69–78. DOI: 10.1037/h0054118

33.          Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory / Howard J. L. et al. // Perspectives on Psychological Science. 2021. Vol. 16. № 6. P. 1300–1323.

34.          Tajfel H., Turner J. An integrative theory of inter-group conflict // The social psychology of inter-group relations / W. G. Austin, S. Worchel (eds.). Monterey, CA: Brooks, 1979. P. 33–47.

35.          Testing the need for novelty as a candidate need in basic psychological needs theory / González-Cutre D. et al. // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. С. 295314.

36.          Vallerand R. J. Toward a hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation // Advances in Experimental Social Psychology. 1997. Vol. 29. P. 271–360.

37.       Van den Broeck A., Ferris D. L., Chu-Hsiang Chang,C. C. Rosen.A review of self-determination theory’s basic psychological needs at work // Journal of Management. 2016. Vol. 42. № 5. С. 1195–1229.

38.      Wang C. K. J., Woon C. L., Ying H. K., Lit K. C. Competence, autonomy, and relatedness in the classroom: understanding students’ motivational processes using the self-determination theory |// Heliyon. 2019. Vol. 5. № 7. e01983. DOI: 10.1016/j.heliyon.2019.e01983