Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом

Журнал » 2023 №48 : Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом
    Просмотров: 48

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.07

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

valyavko@yandex.ru,

 

Ю. Ю. Макагонова,

МГПУ, Москва,

makagonovaiulia@yandex.ru

 

Современная психологическая практика располагает большим разнообразием техник и приемов, предназначенных для профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников. Однако для многих практических разработок актуальна проблема методологического обоснования и характерна потребность в методической систематизации накопленного объема инструментария. Решение данного вопроса требует выработки стандартизированных схем помощи ребенку с проблемным поведением с учетом особенностей его развития. Прежде чем организовывать психологическую проработку агрессивных форм поведения, необходимо провести общепсихологическую диагностику личностных характеристик, поведенческих проблем и ситуаций, которые наиболее характерны для конкретного ребенка или группы детей. Дошкольники группы риска, склонные к развитию разных форм агрессивного подведения, нуждаются в ранней психодиагностике и последующей психологической помощи и развитии у них более адаптивных форм социального поведения и стабильного психоэмоционального развития.

В статье предложена психологическая модель работы с агрессивным поведением дошкольников при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработка модели основывается на психодиагностике их личностных параметров и включает в себя три блока направлений психологической работы с детьми: развитие прогностической деятельности,расширение спектра эмоциональных реакций на фрустрацию и обучение разным способам удовлетворения потребностей без агрессии. Представленная психологическая модель может быть применена практикующими психологами и педагогами с учетом выявленных особенностей детей данной группы. Предложенная модель работы с агрессивным поведением детей с речевым дизонтогенезом выносится на обсуждение.

 

 


Читать полностью...

 

Литература

 

1.              Аксенова Ю. Ю. Обзор современных технологий коррекции проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1 (39). С. 110120.

2.              Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: PerSe. 2008. 159 с.

3.              Ахметзянова А. И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13; 19.00.04. Казань, 2004. 22 с.

4.              Беневольская Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 147 с.

5.              Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2001. 97 с.

6.              Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. 136 с.

7.              Вагнер Э. Тест руки (HandTest) // Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. С. 310327.

8.              Валявко С. М., Князев К. Е., Емельянова А. А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами // Системная психология и социология. 2013. № 8 (2). С. 7278.

9.              Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 2 // Дефектология. 2022. № 5. С. 2735.

10.          Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю. О возможности стандартизации параметров наблюдения по выявлению признаков агрессивного поведения у старших дошкольников // Экспериментальная психология. 2020. T. 13. № 1. С. 184199. DOI: 10.17759/exppsy.2020130114

11.          Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / под науч. ред. И. Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с.

12.          Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2008. 694 с.

13.          Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. 101 с.

14.          Зиновьева М. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2000. Т. 5. № 3. С. 3539.

15.          Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. Таганрог, 1998. 182 с.

16.          Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2010. 198 с.

17.          Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 1520.

18.          Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2007. 136 с.

19.          Марченко Т. М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи // Дефектология. 2014. № 1. С. 4552.

20.          Панфилова М. А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2002. № 5. С. 1213.

21.          Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: Когито-Центр, 1996. 71 с.

22.          Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. Воронеж: МОДЭК, 2007. 56 с.

23.          Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Плэйт, 2001. 48 с.

24.          Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. 416 с.

25.          Рыжов Б. Н. Системная психология. Второе издание. М.: Издательские технологии, 2017. 356 с.

26.          Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно-развивающие занятия для детей 5–8 лет: развитие и воспитание дошкольника. М.: АРКТИ, 2004. 79 с.

27.          Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2003. № 4. С. 62—67.

28.          Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 160 с.

29.          Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. М.: Сфера, 2008. 118 с.

30.          Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. М.: Психотерапия, 2009. 172 с.

31.          Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 39 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2011. 176 с.

32.          Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2005. 160 с.

33.          Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород: НГПУ, 2003. 232 с.

34.          Aber J. L., Jones S. M. Developmental trajectories toward violence in middle childhood: course, demographic differences and response to school-based intervention // Developmental Psychology. 2003. № 39 (2). P.324348. DOI: 10.1037/0012-1649.39.2.324

35.          Age differences in the prevalence of physical aggression among 511-year old Canadian boys and girls / Lee K. et al. // Aggressive Behavior. 2007. № 33. P. 26–37. DOI: 10.1002/ab.20164

36.          Ando M., Asakura T., Ando S., Simons-Morton B. A psychoeducational program to prevent aggressive behavior among Japanese early adolescents // Health Education and Behavior. 2007. № 34. P. 765776. DOI: 10.1177/1090198106291965

37.          Brestan E. V., Eyberg S. M. Effective psychological treatments of conduct-disordered children and adolescents // Journal of Clinical Child Psychology. 1998. № 27 (2). P. 180189.

38.          Campbell S. B. Behavior problems in preschool children // Clinical and developmental issues. 2nd edition. New York: Guilford Press, 2002. 270 p.

39.          Childhood aggression and peer relations in the context of family and neighborhood factors / Kupersmidt J. B. et al. // Child Development. 1995. № 18. Р. 245–266.

40.          Graham P. Behavior therapy for children and families. Cambridge university press, 2013. 389 p.

41.          Loeber R. Development and risk factors of juvenile antisocial behavior and delinquency // Clinical Psychology Review. 1990. № 10 (1). P. 141.

42.          Webster-Stratton C., Hammond M. Treating children with early-onset conduct problems: a comparison of child and parent training interventions // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1997. № 65 (1). P. 93109.